Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей личности'

Развитие творческих способностей личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1955
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
CREATIVITY / CREATIVE ABILITIES / CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE PROCESS / PEDAGOGY / ASPECTS / CREATIVE PERSONALITY / MENTAL PROCESS / EDUCATION / ARTISTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кемалова Гулжанат Балтабековна, Кургамбеков Мергенбай Сейплмаликов, Кобланов Конысбек Райсович

В данной статье рассматривается сущность творческих способностей, развития, а так же рассмотрение некоторых систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кемалова Гулжанат Балтабековна, Кургамбеков Мергенбай Сейплмаликов, Кобланов Конысбек Райсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES PERSON

This article deals with the essence of creativity, development and consideration of some developing training systems with the focus on the development of the creative abilities of the personality.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей личности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Кемалова Гулжанат Балтабековна

Преподаватель, магистр Актюбинского государственного регионального университета имени К. Жубанова 030000, Республика Казахстан, г. Актобе Кургамбеков Мергенбай Сейплмаликов к.п.н., Актюбинского государственного регионального университета имени К. Жубанова 030000,Республика Казахстан, г. Актобе Кобланов Конысбек Райсович Старший преподаватель Актюбинского государственного регионального университета имени К. Жубанова 030000, Республика Казахстан, г. Актобе

Аннотация

В данной статье рассматривается сущность творческих способностей, развития, а так же рассмотрение некоторых систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей личности

Ключевые слова: творчество, творческие способности, творческая деятельность, творческий процесс, педагогика, аспекты, творческая личность, психический процесс, воспитание, художественный.

Resume

This article deals with the essence of creativity, development and consideration of some developing training systems with the focus on the development of the creative abilities of the personality.

Keywords: creativity, creative abilities, creative activity, creative process, pedagogy, aspects, creative personality, mental process, education, artistic.

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область, искусство предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Творчество - это человеческая потребность. Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом её самораскрытия. Развитие творчества происходит под влиянием социальной среды, биологической природы человека, которая также влияет на процесс развития личности. И еще одним существенным фактором развития личности выступает воспитание. Без специально организованного и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки. Для их превращения в способности необходимы соответствующим образом организованное обучение. В отличие от обучения и воспитания влияние среды носит больше стихийный и неорганизованный характер и само по себе влияние среды

159

не может обеспечить решение задач, связанных с формированием личности и ее подготовкой к жизни, а особенно профессиональной деятельности.

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность".

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.

Развитие творческой личности на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомление учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к искусству.

Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.

Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Развивать творческие способности необходимо с малых лет, прививать учащимся любовь и привычку к труду, понимания его необходимости как для общества, так и для полноправной жизни самого человека.

Творчество- это один из факторов, который доставляет детям большую радость и способствует их всестороннему развитию. Поэтому всюду, где представляется возможность мы включаем в деятельность школьников творческое начало. В труде - это техническое творчетво, декоративно-прикладное искусство, изобретательская деятельность. В деятельности по овладению эстетической культурой - художественное творчество во всех его видах.

Для развития творческих способностей детей важным моментом являются условия, при которых задается общее направление, согласованность действий учителей и родителей. Прежде всего, это благоприятный климат в семье и классе, уважительно отношение к творческим проявлением ребенка. Как бы просты они не были. Необходимо осуществить индивидуальный подход к ребенку, который стремится утвердиться своей художественной практике, поэтому важна практическая помощь взрослого, учителя в изобретательской деятельности детей.

Учитель на уроке создает ситуацию успеха для детей. Каждый ребенок вносит свой вклад в общюю работу и ощущает свою значимость, что побуждает его быть более активным, проявлять фантазию и воображение. При изготовлении сложных и объемных работ детям предлагается выполнить задания из нескольких этапов, тем самым создавая условия. Чтобы последовательно прийти к конечному результату. Такой способ изготовления изделия позволяет ему осмысливать планомерность и сущность задания, учит прогнозировать свою деятельность, творчески подходить к решению задач.

Важно при этом создать такие условия, чтобы ребенок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя свободной личностью.

В основу тематического планирования необходимо заложить дифференцированный подход к работе с учащимся, поощрять продвижение каждого ребенка, не допускать заниженной самооценки учеником своих возможностей на начальном этапе рабо-160

ты над изделием, вовремя подсказать или помочь школьнику найти пути преодоления трудностей, подвести к анализу собственных действий.

Для развития творческих способностей детей важным моментом являются условия, при которых задается общее направление, согласованность действий учителей и родителей.

Работу творческим изделием можно разделить на тир этапа, в каждом их которых ставятся определенные цели.

Во-первых, идет ознакомление с произведениями искусства, историей, возникновения какого-либо ремесла, даются теоретические сведения и последовательность выполнения данных работ с применением обозначений и изготовление наглядных пособий. Школьники стараются подражать народным умельцам. Кто не испытывает затруднений предлагает свои варианты.

На втором этапе духовно-теоретическая деятельность по созданию проекта изделия сменятся практически физическим трудном по воплощению изделия в конкретном материале. На этом этапе школьники продолжают овладевать трудовыми умениями по обработке пряжи, закрепляют и развивают навыки культуры труда, умение планировать и организовать свою работу.

Третий этап практически духовный, когда дети украшают изготовленный предмет. Это творческий мыслительный процесс.

Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь -это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей -это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности учащихся.

Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на учащихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.

Формы развития учащихся строятся на основе индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных учащихся, используя потенциал их возможностей.

Выделены следующие формы деятельности:

• индивидуальное обучение по программам творческого развития;

• система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

• научно-практические конференции и семинары.

Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира. Среди них:

• групповая дискуссия;

• форум;

• деловая беседа;

• турниры.

Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному учащемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неизученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

На сегодняшний день задача формирования готовности учащихся к развитию творческих способностей является актуальной для преподавателей и мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы преподавателей и учителей является создание условий для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной сфере деятельности и такой подход культивирует творческое отношение к деятельности.

Список литературы:

1. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Педагогика, 1976.53 с.

2. Жарыкбаев К.Б. Психология.- А.: Бшм, 1993.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.

М.: Академия, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.