Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей детей в центре дополнительного образования'

Развитие творческих способностей детей в центре дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
998
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ADDITIONAL EDUCATION / CENTRE FOR CHILD DEVELOPMENT / TRADITIONAL FORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова O. B., Соколова А. И.

В статье отмечается, что сочетание различных форм занятий позволяет педагогу использовать в воспитательно-образовательном процессе реальную окружающую среду, что не мало важно для творческого исследования. В рамках учреждений дополнительного образования реализуется совокупность форм методической деятельности, способствующих освоению специфики организации дополнительного образования в соответствии с его целями, содержанием, методикой. В настоящее время необходимо применение таких средств определения результативности продвижения, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомирова O. B., Соколова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of creative abilities of children in the center for additional education

The article notes that the combination of different forms of lessons lets the teacher to use in educational and learning process a real environment that is important for the creative research. Within the institutions of additional education a set of forms of methodological activity is realized, that contribute to the development of specific additional education in accordance with its objectives, content, methodology. Currently, it is necessary to use such means of determining the effectiveness of promotion, that could help it to see the levels of own development and could stimulate this development without compromising the dignity of the child.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей детей в центре дополнительного образования»

УДК 374

О.Б. Тихомирова, А.И. Соколова

Развитие творческих способностей детей в Центре дополнительного образования

Аннотация. В статье отмечается, что сочетание различных форм занятий позволяет педагогу использовать в воспитательно-образовательном процессе реальную окружающую среду, что не мало важно для творческого исследования.

В рамках учреждений дополнительного образования реализуется совокупность форм методической деятельности, способствующих освоению специфики организации дополнительного образования в соответствии с его целями, содержанием, методикой. В настоящее время необходимо применение таких средств определения результативности продвижения, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Ключевые слова: дополнительное образование, центр развития ребенка, традиционные формы обучения

O.B. Tikhomirova, A.I. Sokolova

Development of creative abilities of children in the center for additional education

Summary. The article notes that the combination of different forms of lessons lets the teacher to use in educational and learning process a real environment that is important for the creative research.

Within the institutions of additional education a set of forms of methodological activity is realized, that contribute to the development of specific additional education in accordance with its objectives, content, methodology. Currently, it is necessary to use such means of determining the effectiveness of promotion, that could help it to see the levels of own development and could stimulate this development without compromising the dignity of the child.

Keywords: additional education, Centre for Child Development, traditional forms of education.

В современном обществе отмечается повышение требований к личностному развитию детей. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача семейного и общественного воспитания и образования детей.

Одна из отличительных особенностей ребенка - это способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства. Талантливые дети вырастают вовсе не из-за раннего освоения чтения, грамоты, математики, а благодаря созданию условий, которые помогают им раскрыться.

Ж.Ж. Руссо считал, что до 12 лет ребенок усваивает образы, а не идеи, поскольку опыт предшествует занятиям: наглядностью являет-

ся сама жизнь во всех ее проявлениях («Эмиль, или о воспитании») [1]. В работе центра развития творчества детей и юношей города Арзамаса используются разнообразные формы занятий, направленные на развитие творческих способностей, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для детей.

Сочетание различных форм занятий позволяет педагогу использовать в воспитательно-образовательном процессе реальную окружающую среду, что немаловажно для творческого исследования. В центре развития творчества детей в г. Арзамасе все формы используются в комплексе, так как для полноценного освоения предложенных тем детьми наиболее оптимальным будет такое сочетание,

при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

Деятельность детского объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» образовательно-воспитательным процессом, так как это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.

Педагоги продумывают и активно используют различные формы массовой работы с воспитанниками детского объединения. Это позволяет:

* создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

* показать ему результаты его работы;

* создать условия для сплочения коллектива;

* формировать у детей стремление радовать окружающих доступными им способами;

* расширить границы учебно-воспитательного процесса.

Наиболее распространенными формами массовой работы в системе дополнительного образования детей являются: выставки, концерты, клубные дни, состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Педагог дополнительного образования в работе с коллективом детского объединения не обходится и без индивидуальной формы воспитательной работы, так как персональное взаимодействие с каждым ребенком является обязательным условием успешности воспитательно-образовательного процесса. Организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

- помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

- выявляет и развивает общие и специальные способности ребенка, его потенциальные возможности;

- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

- способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

- развивает в ребенке психологическую устойчивость, способность уверенно держаться на показах, выставках, во время выступлений, презентации своего проекта и других публичных мероприятий;

- формирует у ребенка способность к адекватной оценке и самооценке, заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей работы;

- создает условия для развития творческих способностей воспитанника.

Педагог отслеживает организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия, насколько активен в образовательном процессе и «внеобразовательных» мероприятиях, каковы его отношения с другими детьми. От этих, на первый взгляд, мелочей во многом зависит успешность всего воспитательно-образовательного процесса, поэтому упускать их из виду нельзя.

В центре развития творчества детей г. Арзамаса используются традиционные методы воспитательно-образовательного процесса в системе дополнительного образования детей, рассматривающиеся в соответствии с основными этапами обучения. На этапе изучения нового материала в основном используется объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекция. Закрепление изученного материала в основном основывается на беседе, дискуссии, упражнении, практической работе, дидактической игре. В процессе повторения изученного материала - наблюдение, устный контроль (работа с карточками, игры), проверочная работа. Проверка полученных знаний предполагает - защиту творческих работ, выставку и т.д.

В рамках учреждений дополнительного образования реализуется совокупность форм методической деятельности, способствующих освоению специфики организации дополнительного образования в соответствии с его целями, содержанием, методикой. Говоря о формах воспитательно-образовательного процесса дополнительного образования нельзя не упомянуть о методах, так как они тесно связаны между собой. Методы обучения и воспитания в системе дополнительного образования представляют собой организованную деятельность

педагога и детей, ориентированную на решение образовательных задач, а также на развитие социально-значимых потребностей и мотиваций ребенка, его сознания и приемов поведения.

В процессе дифференцированного воспитания и обучения педагог излагает материал для всех детей одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности, в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого ребенка.

Так, например, педагоги дополнительного образования на занятиях применяют простые приемы фантазирования:

Увеличение - уменьшение: например, волк стал маленьким, а козлята - дети отвечают: «огромными». И поэтому ... (необходимо продолжить мысль).

Перемещение в пространстве: например, Снегурочка и Дед Мороз отправились в Африку. Как вы думаете, изменились ли у них костюмы?

Театрализация (отличается от драматизации).

Дети без предварительной подготовки разыгрывают сказку «Курочка Ряба». Причем играют роли не только героев сказки, но и домысливают, ищут себе роль (скорлупка, мебель, куриное гнездо). Например, в одной группе молчаливый, пассивный мальчик Дима К. очень редко принимал участие в творческих, коллективных играх, любил наблюдать за другими детьми. Он был одет в жилетку с большим количеством карманов. Дети на ходу придумали окончание сказки «Курочка Ряба»: «Раз уж яйцо разбилось, - говорит «бабка», -я, пожалуй, яичницу пожарю. Ой, а где у нас соль?». «В шкафу!» - ответил дед. Девочка, игравшая роль бабки, подошла к стоящему в стороне Диме и стала искать в карманах жилетки «соль», приговаривая: «В этом шкафу ничего не найдешь...». ... Вдруг Дима подставляет ей карман брюк и говорит: «Соль на нижней полке». В ходе рефлексии он отметил, что ему очень понравилось быть шкафом (кстати, впоследствии он часто принимал на себя роль шкафа, холодильника и т.п.).

Фантастические гипотезы.

Что было бы, если... не было школ,.. не было окон (стен, растений... )

Изменение системы ценностей (Метод Колумба): например, что будет, если вместо денег будут использоваться шишки?

Бином фантазии.

Соединение двух слов, обозначающих предметы посредством предлогов. Например, лошадь и часы - лошадь в часах (как вы это представляете?).

Реб.: «Лошадь в часах может быть только игрушечная на стрелках, стрелки движутся, и кажется, что лошадь бежит».

Часы в лошади (что представили?).

Реб.: «Я представила, как большая белая лошадь пасется на лугу и ест траву, и вдруг она не заметила, что вместе с травой съела часы. Вот так и получилось, что часы оказались в лошади».

В работе с детьми педагоги составляют индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для каждого ребенка темпе. В процессе осуществления методики проблемного воспитания и обучения детям не даются готовые знания и умения, а ставится проблема, максимально связанная с повседневной жизнью детей. Вся воспитательно-образовательная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения, и навыки [2].

Изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта. Основа технологии проектного обучения в условиях дополнительного образования - создание конкретного «продукта» (изделия) с постепенным накоплением знаний и комплексом умений для создания информационной базы теоретической части проекта. Дети учатся приобретать новые знания и интегрировать их (на основе различных источников информации). Важнейшим условием выполнения проекта является личная заинтересованность ребенка в конечном результате. Немаловажной поддержкой считаю помощь родителей: приобретение дополнительных ма-

териалов, помощь в оформлении теоретической части проекта (ребенок не может быстро набрать текст на компьютере и т.д.), поддержание морального духа и присутствие на защите проекта. Эта методика является одной из наиболее сложных и интересных в воспитательно-образовательном процессе.

Педагоги, работающие в сфере дополнительного образования г. Арзамаса, используют активные методы обучения, предложенные А.А. Золотаревой и М.В. Терещуком [3]:

* выполнение творческих заданий;

* проведение элементарных опытов и экспериментов с природным и бросовым материалами;

* проведение элементарных исследований.

Сотворчество педагога и детей способствует углублению заинтересованности последних в творческой деятельности, проявлению самостоятельности и активности.

Организуя работу в центре дополнительного образования, педагоги учитывают:

* интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секции, досуговых мероприятий;

* возрастные особенности детей;

* необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой дополнительного образования;

* понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

* необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться свободная творческая личность.

Каждое из этих мероприятий имеет свое педагогическое значение в системе дополнительного образования детей. Умелое, осознанное и активное сочетание данных форм и методов воспитательно-образовательного процесса на практике даст качественные положительные результаты, позволит раскрыть способности каждого воспитанника, а также создаст благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка в системе дополнительного образования.

Также в сфере дополнительного образования детей г. Арзамаса наряду с традиционными формами обучения и воспитания активно

используются и нетрадиционные, разработанные А. А. Золотаревой.

Занятие-путешествие предполагает познавательную деятельность детей, направленную на поиск, обработку и освоение информации. Так, путешествие по лесу организует детям Шишка, которая знакомит их с лесными природными материалами (мох, орехи, желуди и др.) и учит различным способам их соединения.

На занятии-сказке детям предлагается перевоплотиться в образы сказочных героев. Попадая в сказку «Царевна-лягушка», дети в подарок царю изготавливают коврик (из конфетных оберток), овладевая приемами складывания бумаги, подбирая цвета и способы расположения деталей. На всех занятиях используется метод индивидуального обучения: чтобы научить соединять детали игрушки из природного материала, одному ребенку достаточно показать, другому необходимо еще и объяснить.

Посиделки - это такая форма деятельности, в которой познавательный рассказ, беседа игрового персонажа (бабушка-сказительница, хозяйка русской избы, красная девица) сочетаются с творческой продуктивной деятельностью детей и взрослых, а также музыкально-литературной деятельностью. На посиделках также применяется метод индивидуального обучения и объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный метод (рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.). Материал подбирается в соответствии с темой и целью занятия («Народный костюм», «Украшение русского народного костюма», «В гостях у хозяйки русской избы»). По завершении работы оформляются выставки («Мамины помощники», «Забавные игрушки», «Волшебница-зима» и др.). Выставки имеют особое значение для детей, так как они видят результат своего труда и ощущают его важность. Оформление выставки - это лучший способ для создания ситуации успеха, и причем для каждого ребенка, участника выставки. Этому способствуют:

* проведение торжественного награждения детей грамотами и призами;

* сообщение родителям об успехе ребенка;

* организация экскурсии для участников выставки и т.д.

Также организуются выставки произведений декоративно-прикладного искусства старших воспитанников, педагогов и родителей: «Осенние фантазии» (поделки из овощей, фруктов природного и бросового материала).

Занятия-экскурсии - это такая форма проведения занятий, которая предусмотрена музейной педагогикой (знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства, посещение выставок творческих работ в Арзамасском выставочном зале).

Презентация - представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Дети могут высказывать свое мнение, давать оценку работам.

В настоящее время необходимо применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Литература

1. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании // Педагогические сочинения: В 2-х тт. Т. 1. М.: Педагогика, 1981.

2. Каргина З.А. Методическое обеспечение процесса обучения в системе дополнительного образования детей // Внешкольник. 2005. № 1. С. 18.

3. Золотарева А. Особенности организации дополнительного образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2007. № 11. С. 76-84.

References

1. Russo Zh.Zh. Jemil', ili o vospitanii // Pedagogicheskie sochinenija: V 2-h tt. T. 1. M.: Pedagogika, 1981.

2. Kargina Z.A. Metodicheskoe obespechenie processa obuchenija v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija detej // Vneshkol'nik. 2005. № 1. S. 18.

3. Zolotareva A. Osobennosti organizacii dopolnitel'nogo obrazovanija doshkol'nikov // Doshkol'noe vospitanie. 2007. № 11. S. 76-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.