Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
соленое тесто / творческие способности детей / способы лепки / salted dough / creative abilities of children / methods of modeling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О.

В данной статье рассматриваются основы работы с соленым тестом с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации программ художественной и естественно-научной направленности, история лепки из теста. В результате проведения такой значимой работы с детьми происходит развитие их творческих способностей, формируется эстетический вкус и восприятие окружающего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN VIA WORKWITH SALTY DOUGH

This article discusses the basics of working with salty dough with children of primary school age as part of the implementation of artistic and natural science programs, the history of dough modeling. As a result of such significant work with children, their creative abilities develop, aesthetic taste and perception of the surrounding world are formed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ»

УДК 37 Королева Л.А., Кавтарадзе Л. О.

Королева Л.А.

педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юннатов» (г. Белгород, Россия)

Кавтарадзе Л.О.

педагог дополнительного образования МБУДО «Станция юннатов» (г. Белгород, Россия)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ

Аннотация: в данной статье рассматриваются основы работы с соленым тестом с детьми младшего школьного возраста в рамках реализации программ художественной и естественно-научной направленности, история лепки из теста. В результате проведения такой значимой работы с детьми происходит развитие их творческих способностей, формируется эстетический вкус и восприятие окружающего мира.

Ключевые слова: соленое тесто, творческие способности детей, способы лепки.

Художественная обработка соленого теста (биокерамика, тестопластика) - одно из основных направлений в искусстве и в освоении основ начального моделирования детьми младшего школьного возраста.

Чаще всего для лепки используют глину, пластилин. Соленое тесто в настоящее время стало очень популярным материалом для лепки. Оно эластично, изделия из него долговечны и очень красивы.

Преимущества соленого теста: его можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег, оно легко отмывается и не оставляет следов. Кроме этого.

Оно безопасно при попадании в рот, если не добавлен клей. Обычно, попробовав один раз тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно. Тесто прекрасно лепится, к рукам не прилипает, если замешано правильно. Его можно сушить в духовке, а можно просто на воздухе. Возможности для росписи изделия практически не ограничены, так как краска пристает любая. С готовым изделием можно играть без боязни, не боясь того, что оно потеряет форму.

Между тем лепить из теста люди начали очень давно. Когда-то, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба и пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5000 лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных. В Европе в древности делали фигурный хлеб из дрожжевого теста. Италия в середине века славилась мастерами художниками, которые пекли великолепные фигурные хлеба. В то же время появились и деревянные формы для выпечки фигурного хлеба. По сей день такими формами пользуются для приготовления выпечки к Рождеству. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

На Руси издавна уважали хлеб - «он всему голова». Будет хлеб, будет и песня. Существовал такой обычай в народе - лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.

Жизнь наших предков переплеталась обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и трудом. Много праздников чтил наш народ, где праздник - там подарки и угощение - вкусные и нарядные пряники. Пряники медовые - гостинцы добрые, они и глаз повеселят и рот потешат. Баранками и «козулями» одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству. Весну привечали Масленицей. Неделю блинами баловались, круглыми, горячими, румяными как солнышко. А когда птицы потянулись в наши края, значит, пора опять тесто месить, «жаворонков» выпекать.

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного развития ребенка. Лепка из соленого теста расширяет

кругозор, способствует формированию миротворческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное (характерное), учат не только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами. Лепка воспитывает усидчивость, аккуратность и терпение, развивает трудовые навыки, мышцы пальцев и ловкость рук.

В настоящее время я работаю по общеразвивающей программе художественной направленности «Мастерская сувениров». Главной целью данной программы является создание условий для всестороннего развития духовной, нравственной, эмоционально- отзывчивой личности, способной адаптироваться в современных социально- экономических условиях. Для реализации этой цели предполагается решение следующих образовательных и воспитательных задач:

-сформировать представление о лепке из соленого теста и освоить технологию изготовления изделий из него

-дать представление об инструментах и материалах, необходимых в работе, научить ими пользоваться

-познакомить с историей изготовления изделий из теста как самобытным народным видом творчества, научить понимать и уважать национальные традиции, народные промыслы. В процессе занятий дети осваивают различные способы лепки:

- конструктивный способ (наиболее простой)-предмет составляется из частей, вылепленных отдельно

- пластический способ или лепка из куска- комку теста придается определенная исходная форма, напоминающая шар, колбаску и т.д. наметив основную форму, переходят к вытягиванию частей, лепя и поправляя все время.

- комбинированный способ- объединяющий собой «лепку из куска» и конструктивный способ

-лепка подручными средствами (формочки, насадки, чеснокодавки и т.д.) -рельефный способ (вдавливание и выдавливание различных предметов).

На начальном этапе дети получают первоначальные сведения о работе с соленым тестом, формируются представления о технологии изготовления изделий из соленого теста. Дети лепят овощи и фрукты, украшения из теста -бусы, медальоны.

Следующий этап - репродуктивный. На этом этапе происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжается совершенствование изготовления изделий из соленого теста, способов выполнения разнообразных операций с соленым тестом при условии большей самостоятельности. На этом этапе работы дети лепят украшения «Подсолнух», «Роза», «Фрукты в вазе».

Последний этап - творческий «Открываем таланты». Основная цель этого этапа- полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве помощника или консультанта. На этом этапе дети выполняют более сложные работы: лепят животных - тигренка, кота с сосисками, собачку «Чапу»

Таким образом, в изучении основ тестопластики заложен огромный потенциал в реализации творческого развития личности, приобщение к национальной культуре и раскрытие ее таланта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кискальт И. Соленое тесто. - М.: Астпресс,1998;

2. Конышева Н. Н.М.Лепка в начальных классах. -М.: Просвещение,1985;

3. Конышева Н.М. Секреты мастеров. /Ремесла древние и современные. -: М.: АО «Московские учебники», 2000;

4. Левина М. 365 веселых уроков труда. -М.: Айрес-пресс-Рольф,1999;

5. Лернер И. Я, Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 11 (68) Том 4. НОЯБРЬ 2023 г. Koroleva L.A., Kavtaradze L. O.

Koroleva L.A.

Young Naturalists Station (Belgorod, Russia)

Kavtaradze L.O.

Young Naturalists Station (Belgorod, Russia)

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN VIA WORK WITH SALTY DOUGH

Abstract: this article discusses the basics of working with salty dough with children of primary school age as part of the implementation of artistic and natural science programs, the history of dough modeling. As a result of such significant work with children, their creative abilities develop, aesthetic taste and perception of the surrounding world are formed.

Keywords: salted dough, creative abilities of children, methods of modeling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.