of a regular school]. Available at: https://externat.foxford.ru/ polezno-znat/chto-takoe-alternativnoe-obrazovanie (accessed 14.09.2021). (In Russian).
13. Lyashevskaya N. V. Informal'noe obrazovanie: podhody k opre-deleniyu ponyatiya [Informal education: approaches to defining the concept]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ informalnoe-obrazovanie-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiya (accessed 14.09.2021). (In Russian).
14. Kandaurova A. V., Milovanova N. G. Sovremennye problemy povysheniya kvalifikacii pedagogov [MODERN PROBLEMS OF TEACHERS' IMPROVEMEN]. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennye-problemy-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov (accessed 14.09.2021). (In Russian).
15. Prochazka I. O. Prochazka M. Informal'noe obrazovanie v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya nauchno-pedagogicheskih rabot-
nikov [Informal learning in continuing education of scientific-pedagogical employees]. Bulletin of the South Ural State University. Series "Education. Educational Sciences", 2016, vol. 8, no. 4, pp. 16-22. (In Russian).
16. Chekulaeva Yu. A. Aktual'nye problemy sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii i vozmozhnye puti ih resh-eniya s uchetom zarubezhnogo opyta [Current issues of life-long learning system in Russian Federation and possible waysof their solution considering international experience]. Management of Education: Theory and Practice, 2018, no. 1 (29), pp. 36-50. (In Russian).
17. Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Evropejskogo Soyuza [European Union Memorandum on Lifelong Learning]. Available at: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (accessed 14.09.2021). (In Russian).
УДК/UDC 37.036 EDN PLLSEY
Ткаченко Людмила Анатольевна
кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры дизайна, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово
Ткаченко Андрей Викторович
кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово
Мхитарян Гагик Юрикович
профессор кафедры дизайна, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово
Tkachenko Ludmila A.
Candidate of Art History, Docent, Associate Professor
at the Department of Design, Kemerovo State Institute of Culture,
Kemerovo
Tkachenko Andrey V.
Candidate of Art History, Docent, Associate Professor
at the Department of Arts and Crafts, Kemerovo State Institute of
Culture, Kemerovo
Mkhitaryan Gagik Yu.
Associate Professor at the Department of Design, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo
Привалова Галина Федоровна Privalova Galina F.
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры Candidate of Pedagogical Sciences, Docent,
социально-культурной деятельности, Кемеровский Associate Professor at the Department of Socio-cultural
государственный институт культуры, г. Кемерово activities, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКОЙ НА ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
THE INFLUENCE OF CERAMICS CLASSES ON THE CREATIVE DEVELOPMENT OF SCHOOL-AGE CHILDREN
Введение. В статье рассматривается влияние занятий художественной керамикой на развитие личности детей. Затрагиваются актуальные в наши дни вопросы дополнительного образования детей. Подчеркивается роль современной системы дополнительного образования, которая предоставляет возможность обучающимся заниматься художествен-
ным творчеством. Особое внимание уделяется представлению народного творчества через создание глиняной игрушки. Занятия керамикой позволяют решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развитием способностей детей.
Методология. Методы, применяемые в данном исследовании: анализ научно-методической литера-
туры, опрос детей и взрослых, наблюдение за обучающимися в ходе занятий.
Результаты. В статье предлагаются приемы и методы, способствующие творческому развитию детей школьного возраста посредством занятий художественной керамикой:
- информационно-рецептивный - п редставляет собой наблюдение, просмотр иллюстраций и слайдов, демонстрация способов действий, объяснение, рассказ педагога. Данный метод позволяет сформировать у школьников важнейшее качество личности, характеризующее ее познавательную сферу - наблюдательность;
- репродуктивный - проявляется в беседе, ответах на вопросы, поощрении, совете, напоминании;
- исследовательский и эвристический методы, как правило, используются комплексно. Они ориентированы на поиск детьми самостоятельного решения поставленной задачи, поиск возможных вариантов. Данные методы способствуют развитию творческого мышления, воображения, пооперационному обучению творческой деятельности;
- метод проблемного изложения направляет действия школьника на поиск самых различных вариантов решения поставленных задач;
- игровые методы - самые привлекательные и ненавязчивые, они направляют деятельность детей на использование простых и в то же время интересных находок в процессе деятельности.
Заключение. В ходе работы над керамической игрушкой дети знакомятся с особенностями изготовления керамических изделий, различными способами работы с глиной, условиями сушки, обжига и др. На занятиях художественной керамикой обучающиеся повышают свой культурно-образовательный уровень, расширяют общий кругозор и осваивают значение таких понятий, как тестообразное состояние глины, «шликер», «ангоб», «глазурь» и другие.
Introduction. The article examines the influence of ceramics classes on the development of children's personality. The issues of additional children education that are relevant today are touched upon. The role of the modern system of additional education, which provides an opportunity for students to engage in artistic creativity, is emphasized. Special attention is paid to the presentation of folk art through the creation of clay toys. Ceramics classes allow solving the most important social problem, which is associated with the identification and development of children's abilities.
Methodology. The following methods were used in the study: analysis of scientific and methodological literature,
survey of children and adults, observation of students during classes.
Results. The article offers techniques and methods that contribute to the creative development of school-age children through artistic ceramics classes:
- Informational-receptive - represents observation, viewing of illustrations and slides, demonstration of methods of action, explanation, and teacher's storytelling. This method allows students to form the most important quality of personality that characterizes its cognitive sphere -observation;
- Reproductive - m anifests itself in conversation, answering questions, encouragement, advice, and reminders;
- Research and heuristic methods, as a rule, are used comprehensively. They focus on children's independent task solution search, and a search for possible options. These methods contribute to the development of creative thinking, imagination, postoperative learning of creative activity;
- The method of problem presentation directs student's actions to search for a variety of solutions to the tasks set;
- Game methods are the most attractive and unobtrusive, they direct the activities of children to use simple, and at the same time, interesting ideas in the process of activity.
Conclusion. While working on a ceramic toy, children get acquainted with peculiarities of making ceramic products, various ways of working with clay, drying conditions, firing, etc. During the classes of artistic ceramics, students increase their cultural and educational level, expand their general horizons and master the meaning of such concepts as the dough-like state of clay, ceramics slip, engobe, ceramic glaze and others.
Ключевые слова: керамика, работа с глиной, деятельность учреждений дополнительного образования, развитие творческих способностей, художественное творчество, личностное развитие детей, керамические изделия.
Keywords: ceramics, working with clay, activities of institutions of additional education, development of creative abilities, artistic creativity, personal development of children, ceramic products.
Введение
Деятельность педагогов учреждений современного дополнительного образования положительно влияет на процесс воспитания, обучения и развития личности ребенка. Дополнительное образование существует как в общеобразовательных учреждениях, так и отдельно от них. Школы искусств, кружки, секции по интересам, дома творчества играют важную роль в развитии способностей и интересов обучающихся [1].
Полноценное образование включает, в том числе, и художественное образование. Оно сохраняет целостность личностного развития ребенка. В последние годы вырос интерес специалистов к механизму влияния искусства на творческое развитие ребенка. Посредством увлечения детей школьного возраста художественной керамикой происходит активная адаптация ребенка в макросоциальной среде, так как эстетическое образование является неотъемлемой частью общего педагогического процесса. Оно приобретает особую значимость в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.
Так, на уроках художественно-эстетической направленности в учреждении дополнительного образования у педагога появляется возможность создания ситуации успеха для слабоуспевающих учеников. Им часто необходим положительный настрой к учебной деятельности, чтобы приобрести уверенность в собственных силах. Создавая свои произведения искусства, дети вкладывают в них свой интеллект, талант, душевный настрой. В этом помогает корректность педагога, уместность комментариев по поводу изготовляемых изделий, ведь именно в этих работах дети бывают особенно искренними и открытыми.
Дополнительное образование в данном процессе играет незаменимую роль. Занятия керамикой относятся к декоративно-прикладному искусству, исторически сложившемуся на каждой территории со своими особенностями и спецификой, секретами народного мастерства. Одним из материалов, внесших большой вклад в развитие народного искусства, можно назвать глину. Внимание к такому материалу, как глина, привело к появлению целого ряда мастерских, где изготавливалась различная утварь для домашнего быта [2].
Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать ее для лепки декоративных скульптур, животных и людей, шкатулок, подсвечников, ваз, настенных панно. Это достаточно доступный и недорогой материал. Важно также и то, что пластичность материала представляет особый интерес для детей [12]. Работа с глиной развивает мелкую моторику и когнитивные способности. Если изделие будет объемным, то нужно представить себе, как оно будет выглядеть с разных сторон. Работа выполняется обеими руками, разнонаправленными движениями, при этом улучшается координация движений и ориентация в пространстве, формируются конструктивные способности. Для успешного освоения лепки из глины необходимо иметь определенные навыки
работы с глиной: определять влажность комка глины, т. к. от этого зависит качество работы; понимать текстуру глины и степень готовности ее для лепки, знать приемы формования отдельных деталей в виде шара, цилиндров разных размеров, пластов и присоединения деталей между собой. Процесс происходит в определенном порядке, изготовление изделий требует равномерного высыхания при сушке и обжиге для сохранения форм.
Методология
Прежде чем приступить к работе с глиной и ответить на поставленные вопросы, смотрим мультфильм «Глинка», в котором показано, как «оживает» глина в руках настоящих мастеров. Узнаем, что глину добывают в карьерах. В природе она находится под слоем земли. Камни разрушаются под воздействием дождя, солнца, ветра и со временем превращаются в песок и глину. Глину можно увидеть во многих местах: на дне водоема, на дороге, даже гнездо ласточки сделано из глины. Оказывается, что существует семь цветов глины. Иногда люди применяют ее для лечения болезней, так как глина входит в состав мазей. Даже раненые животные вымазывают раны в глине. Применяют этот ценный материал и в косметологии.
Прочитав пособие В. С. Горичевой «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», анализируем его содержание, задаем детям вопросы:
- Где находится глина на планете Земля?
- Назовите свойства глины.
- Какие свойства глины используют для лепки?
- Как человек использует глину?
- Где чаще появляются лужи - на песке или на глинистой почве?
- Какую глину лучше выбрать для лепки? [2].
Постоянно ведем наблюдение, могут ли дети определить цвет, запах, форму глины; сравнить сыпучесть глины с сыпучестью песка; рассмотреть глину и песок под микроскопом.
Основная часть работы - самая интересная. Для знакомства со свойствами глины проводим ряд опытов:
- проверяем свойства пластичности глины;
- проверяем свойства непроницаемости глины для воды;
- определяем вязкость глины и др.
Для определения сыпучести материала берем горсть песка и высыпаем его. Песок сыпучий, песчинки не держатся друг за друга. То же делаем с глиной. Вывод: глина плохо пересыпается, ее частицы плотно прилегают друг к другу. Если взглянуть
на глину под микроскопом, то мы увидим крошечные пластинки.
Для определения вязкости следует намочить песок и глину. Продавим палочкой песок. Песок не обладает вязкостью: его круглые частицы плохо прилипают друг к другу. То же проделаем и с глиной. Палочку сложно вытащить. Она вязнет. Вывод: сырая глина становится вязкой.
Проверяем водопроницаемость глины. Берем два стакана с воронками. В одной воронке находится песок, в другой - глина. Наливаем воды. Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
Прекрасное свойство глины заключается в ее пластичности. Для этого нужно намочить глину, затем перемешать, после чего она приобретет свойство принимать различные формы и сохранять их после высыхания. Вывод: глина -пластичный материал, что позволяет нам лепить разные изделия. Указанные свойства делают глину прекрасным поделочным материалом. После сушки изделия, можно его расписывать красками.
На занятиях художественной керамики дети постепенно повышают свой культурный уровень, расширяют кругозор, узнают особенности работы с глиной, условия сушки, обжига и др. Не каждый взрослый, а тем более ученик начальных классов, знает, что такое тестообразное состояние глины, понятия «формовка», глазурование изделий и особенности изготовления керамических изделий. Все волшебство превращения глиняного кома в керамику проходит перед глазами ребят. Они переживают за появление трещинок на глине, ждут окончания обжига, не веря, что глазурь после обжига станет яркой. И искренне удивляются, когда из чашек, сделанных своими руками, можно пить чай.
Занятия керамикой - это длительный процесс, который включает в себя несколько этапов: лепку, обжиг, декорирование. Данный процесс требует определенных усилий над собой, развивает терпение и усидчивость. Обучение требует определенного уровня развития эмоционально-волевой сферы. В самом начале учим правильной постановке цели, планированию этапов деятельности, определенной очередности выполнения заданий, следим за качеством их выполнения. В процессе лепки, дети учатся творчески выражать свои мысли, чувства, свое представление о керамике, о различных возможностях данного материала. Через познание формы, цвета, фактуры предмета, консистенции материала развивается воображение, внимательность, пространственное
мышление. Не зря психологи используют лепку как одно из направлений арт-терапии. Наблюдая за керамическими работами ребенка, можно выявить его внутренние проблемы, которые его мучают и напрягают, несмотря на то, что дети зачастую не умеют формулировать то, что их беспокоит [6].
Именно во время работы с глиной заметно раскрываются внутренние ресурсы школьников, происходит саморегуляция нервно-психической деятельности их организма. Педагоги используют на данном этапе информационно-рецептивный метод, наблюдая за действиями школьника, вместе рассматривают иллюстрации и слайды, на которых изображены различные варианты игрушек. Особое внимание уделяется показу способов действий, объяснению, рассказу педагога об истории возникновения данного вида искусства. Данный метод позволяет сформировать у школьников важнейшие качества личности: внимательность, наблюдательность, любознательность, усидчивость. Использование данного метода обучения в учреждениях дополнительного образования продиктовано тем, что значительно расширяются знания в различных областях науки и техники, в связи с чем возрастает необходимость передачи большего объема учебной информации.
На всех этапах работы педагоги используют репродуктивный метод, необходимый во время беседы с ребенком. Этот метод обучения как способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий позволяет организовать работу детей в определенной последовательности, часто - по инструкции. Во время работы полезен диалог, предполагающий ответы обучающегося на различные вопросы. Вовремя данный совет педагога может помочь при выборе художественных деталей, а своевременное поощрение или похвала вселят в ребенка уверенность и желание быстрее довести начатое до конца.
С помощью исследовательского и эвристического метода дети направляются на поиск самостоятельного решения. Умение направить работу на решение какой-либо проблемы способствует успешному развитию творческого мышления и воображения обучающихся. Этот метод развивает критическое мышление школьников, учит самостоятельному приобретению знаний. Виды деятельности обучающихся при эвристическом методе заключаются в подборе материала из художественного произведения, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос и др.
О результатах игровых приемов в работе с керамикой педагоги отзываются с восторгом. Игра помогает направить деятельность детей на использование простых и в то же время интересных находок в процессе деятельности. Детям нравится быть первыми, значимыми, оцененными «на отлично», поэтому все работы отправляются на школьные и городские выставки, в учреждения дополнительного образования, а самые лучшие работы - в детские дома!
На занятиях керамикой трудно пройти мимо истории возникновения народной глиняной игрушки. Эта тема открывает перед нами огромное поле деятельности и большие возможности. Образы народного искусства особенно близки детям школьного возраста. Усиленные занятия художественным творчеством, предпринятые не только в младшем, но и в подростковом возрасте, и даже с отстающими в учебе детьми, приводят к их личностному росту: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка как признаки психологического здоровья. Занятия керамикой позволяют лучше узнать ребенка, его мир, интересы, проблемы и страхи, определить его отношение к самому себе, своей семье, друзьям, школе [3].
Личностное развитие детей происходит при формировании ценностей, убеждений, мировоззрений, отношений с внешним и внутренним миром. Это сложный процесс, который способствует самосовершенствованию человека. При этом одним из ведущих направлений развития личности ребенка является патриотическое воспитание. Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотической и эстетической сторон личности ребенка происходит через ознакомление с народными промыслами России и организацию творческой деятельности. В нашем исследовании патриотическое воспитание четко прослеживается в работе детей с дымковской игрушкой. Знакомясь с историей ее возникновения, закрепляя навыки рисования основных элементов росписи, осознавая особенности и своеобразие ее колорита, дети проявляют свою любовь к народному творчеству, к родной стране.
Все это способствует воспитанию человека, уважающего традиции своего народа, бережно относящегося к своей стране, патриота своей Родины. Глиняная игрушка, как часть целостного мира народного творчества, является символом дружбы, мира, добра. Яркая, веселая, добрая, родная, голосистая, народная
глиняная игрушка всегда воспринимается детьми как кусочек сказки, легенды, которая пришла к нам из глубины веков. Так, в старинном Дымкове, под городом Кировом (бывшая Вятка), рождались удивительные игрушки: забавные олени с ветвистыми рогами, мальчик верхом на коне, кормилица с ребенком на руках, или нарядная, в старомодном костюме дама [7].
Полноценное развитие возможно только в социуме, при совместном взаимодействии педагога, родителей и детей. В учреждении дополнительного образования дети приобретают новый опыт взаимодействия с другими детьми, с педагогами, при этом происходит формирование нового стиля поведения, взаимоотношений, а также выполнения заданий на определенную тему. В кропотливой совместной работе педагог передает свои знания детям, свое понимание мира. В этом процессе происходит эстетическое восприятие окружающего мира, дети начинают осознавать свою роль в нем. Так, постепенно обучающиеся приобщаются к какому-либо мастерству, воспитывая в себе эстетический вкус, трудолюбие, понимание искусства.
Исследования ученых показывают, что занятия керамикой в системе дополнительного образования активизируют интеллектуальную деятельность детей и подростков; положительно влияют на успеваемость по основным предметам (а не отвлекают от них); повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Через некоторое время они начинают заметно опережать своих ровесников и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном, и нравственном развитии [4].
Еще одним из увлекательнейших заданий, которые можно предложить детям, является создание пряничных форм. Напомним, что создание пряников на Руси получило свое развитие в XVII в., когда из дальних стран стали привозить пряности, необходимые для пряничного теста. В XVII-XIX вв. пряничное дело было распространенным народным промыслом. Для русского крестьянина или горожанина пряники были излюбленным лакомством. Они широко использовались в обрядовой и праздничной жизни людей. Линии пряничных форм простые, ясные.
Вся композиция подготовки пряника состоит из основного мотива и оформления. Оформление может быть в виде орнамента или нескольких декоративных элементов. Варианты композиции пряничных форм педагог предлагает детям, нарисовав их на доске. Дети начинают работу с эскиза и определяют общую форму пряника. Затем они выбирают
сюжет создания пряника, рисуют его контур, прорабатывают форму внутренним орнаментом. Размер элементов орнамента зависит от общего размера заполняемой формы.
После выполнения эскизов можно начинать работать в материале. Для этого на ткани раскатывают глиняный пласт средней толщины. Из пластов вырезают контур пряничной формы и тонким стеком наносят рисунок. Из пласта дети выбирают глину специальными петлями и выполняют работу в технике горельефа. В конце работы можно познакомиться с работами друг друга и педагога. После сушки пряничные формы обжигаются в печи, глазурью они не покрываются. Керамика не подвержена, как другие материалы вроде стекла, дерева, металла и тканей, атмосферным влияниям, и керамические изделия долго сохраняют свое великолепие [13].
Занятия керамикой являются одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, они формирует эстетический и этический вкус ребенка, его восприятие прекрасного. В данной области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества - порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в обществе, поможет ему в будущем стать креативным в любой сфере деятельности [5].
Педагоги г. Кемерова уже несколько лет ведут занятия по художественной керамике в детских художественных школах, детских школах искусств. В центрах дополнительного образования, домах и дворцах детского творчества ребята работают с менее трудоемкими материалами для лепки: пластилином, соленым тестом, искусственной пластикой [9]. Нами собрана информация по педагогам, которые работают с керамикой уже много лет. Данные представлены в таблице 1.
Данная таблица показывает, что занятия керамикой в учреждениях дополнительного образования г. Кемерова ведутся известными педагогами, но, к большому сожалению, в детских художественных школах (ДХШ) и детских школах искусств (ДШИ) занятия платные, и детей с ограниченными возможностями здоровья в таких школах не так много. Многие семьи, в том числе и неблагополучные, не могут выделить из своего бюджета определенную сумму на обучение ребенка, поэтому дети из таких семей или воспитанники детских домов в них не обучаются. Однако желающие могут учиться в домах и дворцах детского творчества, где занятия проводятся бесплатно, что
Таблица 1
Занятия керамикой в учреждениях
дополнительного образования, детских художественных школах, детских школах искусств г. Кемерова
Учреждения дополнительного образования г. Кемерово, ФИО преподавателя
в которых занимаются керамикой
МАУ ДО «ЦДШИ» Суслина А.А.
Филиал МАУ ДО «ЦДШИ» Горюткина Ж.В.
МАУДО «ДХШ» Семенов С.В., Мошегова М. В., Деханд Е. М.
МАОУДО «ДШИ № 19» Бобров В.Л., Боброва Т. И.
Детская школа искусств № 50 Паутова И.Ю.
МАУДО ДШИ № 46 Внукова Ю. Л., Земнухов В. В., Бочарникова А. П.
совершенно не снижает качества занятий. К тому же во время пандемии педагоги приобрели новый опыт работы - удаленно, по ЗУМ, что ни на день не приостановило процесс обучения.
Опираясь на критерии, показатели и уровни развития творческих способностей школьников, предложенные исследователем Н. В. Кондратьевой, проведем диагностику уровня развития детей по каждому критерию [11]. Это позволит определить уровень развития творческих способностей обучающихся, занимающихся лепкой керамических изделий.
Когнитивно-эмоциональный критерий выражается в способности мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов; характеризует степень вовлеченности в творческий процесс - силу эмоциональных откликов на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивает его оригинальность, экспрессию, разработанность. Показатель заключается в способности нешаблонно мыслить, в умении создать оригинальную поделку.
Личностно-креативныйкритерий выражается в способности активно развивать свой творческий потенциал, тренировать воображение, критический взгляд на вещи; склонность действовать максимально самостоятельно (индивидуальная стратегия). Показателем является способность к воображению.
Мотивационно-ценностный критерий показывает способность к творческой деятельности, самовыражению посредством создания творческого продукта; указывает на понимание и признание ценности своего и чужого творчества. Показатель - способность
к творческой деятельности посредством создания творческого продукта.
Деятельностно-процессуальный критерий отражает способность к самостоятельной творческой деятельности, выбор наиболее успешной стратегии поведения и тех или иных приемов мыслительной деятельности в решении поставленной творческой задачи, нацеленность на результат. Показатель - способность к творческой и познавательной самостоятельности.
Рефлексивный критерий показывает способность к самоанализу, саморефлексии, поиску своих сильных сторон и слабых, стремление к саморазвитию, познанию мира и его преобразованию, объективной критике своих творческих достижений и чужих; определяет развитие внутренней позиции творца. Показатель -способность объективно оценить свой и чужой творческий продукт.
Для участия в эксперименте были взяты обучающиеся 2-го класса в количестве 10 человек, была проведена входная и выходная диагностика для определения уровня развития творческих способностей обучающихся, сначала детей, не занимающихся лепкой керамических изделий, а спустя 9 месяцев (с сентября по май 2020/21 уч. г.), детей, уже хорошо освоивших данный вид творческой деятельности. Для подсчета результатов мы пользовались трехбалльной отметкой каждого показателя: низкий, средний, высокий. Полученные данные занесли в таблицу 2.
Сведения, представленные в таблице, наглядно показывают, что высокий уровень развития творческих способностей обучающихся на 1-м, констатирующем этапе проявлен только у двух обучающихся. У всех остальных детей преобладал средний и низкий уровень.
Таблица 2
Уровни развития творческих способностей обучающихся в ходе лепки изделий из керамики на констатирующем этапе
Критерии
Обучающийся Когнитивно-эмоциональный критерий Мотива-ционно-ценностный критерий Личностно-креативный критерий Деятельностно-процессуальный критерий Рефлексивный критерий
Показатели
Способность мыслить нешаблонно Способность к творческой деятельности, посредством создания творческого продукта Способность к воображению Способность к творческой и познавательной деятельности, к самостоятельности Способность к самоанализу
Способность к созданию разнообразных творческих образов, предлагать идеи и пути их решения Способность включиться в творческую деятельность Способность мысленно или на бумаге представить предполагаемый художественный объект Способность к созданию художественного объекта (скульптуры, игрушки из керамики) Способность к приготовлению материала (глины) Способность к созданию объемной формы глины Способность к декорированию формы глины Способность объективно оценить свой и чужой творческий продукт
Уровни развития творческих способностей обучающихся
Аня В. низкий средний низкий средний низкий низкий низкий низкий
Витя Ш. низкий низкий средний средний низкий средний средний низкий
Галя Н. средний низкий средний низкий средний средний низкий низкий
Даша Д. низкий низкий средний средний низкий низкий средний средний
Ева Г. высокий средний высокий высокий средний средний высокий высокий
Женя В. низкий низкий средний низкий низкий средний средний низкий
Ира В. средний высокий высокий средний высокий средний высокий высокий
Катя Ш. низкий средний низкий средний низкий низкий низкий средний
Коля Д. средний низкий низкий средний низкий средний низкий низкий
Таня В. низкий средний средний низкий средний низкий средний низкий
По окончании курса занятий керамикой с данной группой (в мае 2021 г.) была проведена контрольная проверка, позволившая увидеть изменения в творческой деятельности обучающихся. Способность нешаблонно мыслить показали 8 обучающихся, они заслуженно получили высокий уровень развития. Способность включиться в творческую деятельность продемонстрировали 7 человек. Способность мысленно или на бумаге представить предполагаемый художественный объект показали 8 обучающихся. Способность к созданию художественного объекта из керамики продемонстрировали все дети (10 человек). Способность к приготовлению материала (глины) - показали 7 человек. Способность к созданию объемной формы, ее декорирования, а также объективной оценки своего и чужого творческого продукта -8 человек. Полученные данные занесены в таблицу 3.
Данная таблица показывает, что у всех детей изменился уровень развития творческих способностей. Высокий и средний уровни отмечены у всех обучающихся. Низкий уровень не выявлен ни у кого. В связи с этим можно сделать вывод: занятия художественной керамикой положительно влияют на творческое развитие детей школьного возраста.
Результаты
Учреждения дополнительного образования детей являются одним из основных социальных институтов. Обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования, которая способствует развитию склонностей, способностей и профессиональному самоопределению детей и молодежи. Дополнительное
Таблица 3
Уровни развития творческих способностей обучающихся в ходе лепки изделий из керамики на контрольном этапе
Критерии
Обучающийся Когнитивно-эмоциональный критерий Мотива-ционно-ценностный критерий Личностно-креативный критерий Деятельностно-процессуальный критерий Рефлексивный критерий
Показатели
Способность мыслить нешаблонно Способность к творческой деятельности, посредством создания творческого продукта Способность к воображению Способность к творческой и познавательной деятельности, к самостоятельности Способность к самоанализу
Способность к созданию разнообразных творческих образов, предлагать идеи и пути их решения Способность включиться в творческую деятельность Способность мысленно или на бумаге представить предполагаемый художественный объект Способность к созданию художественного объекта (скульптуры, игрушки из керамики) Способность к приготовлению материала (глины) Способность к созданию объемной формы глины Способность к декорированию формы глины Способность объективно оценить свой и чужой творческий продукт
Уровни развития творческих способностей обучающихся
Аня В. высокий высокий высокий средний высокий высокий высокий высокий
Витя Ш. высокий средний высокий высокий высокий высокий средний средний
Галя Н. высокий высокий высокий высокий средний высокий высокий высокий
Даша Д. высокий высокий средний высокий высокий высокий высокий средний
Ева Г. высокий средний высокий высокий средний высокий высокий высокий
Женя В. высокий высокий высокий высокий высокий средний высокий высокий
Ира В. средний высокий высокий высокий высокий высокий высокий высокий
Катя Ш. высокий средний высокий высокий высокий высокий высокий высокий
Коля Д. средний высокий высокий высокий высокий средний высокий высокий
Таня В. высокий высокий средний высокий средний высокий средний высокий
образование, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, решает ряд других социально значимых проблем. Например, обеспечивает занятость детей, их самореализацию.
Стоит отметить, что в программно-методическом обеспечении дополнительного образования детей в начале XXI в. произошли важные изменения: педагоги дополнительного образования стали активно разрабатывать авторские дополнительные программы, создавать условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал.
Литература
1. Березина В. А. Дополнительное образование детей в России [Электронный ресурс]. М., 2007. 511 с. URL: https://dic. academic.ru/book.nsf/62434022/Дополнительное+образован ие+детей+в+России.
2. Горичева В. С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина [Электронный ресурс]. Ярославль, 2012. С. 140-154. URL: https://dl.booksee.org/genesis/711000/30f1d69216b9d2 2165468784185551 c3/_as/[Goricheva_V._S,_Nagibina_M._I.]_ Skazku_sdelaem_iz(BookSee.org).pdf.
3. Дополнительное образование детей: педагогический поиск [Электронный ресурс] : сб. науч.-метод. ст. с между-нар. участием / под общ. ред. Б. П. Черника. Новосибирск, 2020. Вып. 2. С. 77-80. URL: http://centr-bo.ru/wp-content/ uploads/2020/05/СБОРНИК-ДОД-20.pdf.
4. Егорова Н. В. Влияние обучения керамики на развитие ребенка старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/26/vliyanie-obucheniya-keramiki-na-razvitie-rebenka-starshego-doshkolnogo (дата обращения: 21.04.2022).
5. Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. М., 2001. 560 с.
6. Горохова Е. В. Материаловедение и технология керамики. Минск, 2009. С. 95-96.
7. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. Ленинград, 1988. 346 с.
8. Привалова Г Ф. Сущность и содержание формирования творческого потенциала педагога как определяющий фактор его творческой деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 13. С. 79-85.
9. Ткаченко Л. А., Ткаченко А. В. Освоение современных и традиционных технологий производства как основа профессионального образования художника-керамиста // Вестник КемГИК. 2019. № 46. С. 246-255.
10. Жуков Г. Н., Привалова Г. Ф., Львова И. В. Творческий потенциал личности как определяющий фактор успешности педагога [Электронный ресурс] // Среднее профессиональное образование. 2008. № 2. С. 40-42. URL: https://in.booksc.eu/ book/36577173/75076d.
11. Кондратьева Н. В. Критерии, показатели и уровни развития творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии, 2015. № 12 (часть 1) С. 99-102. URL: https://top-technologies.ru/ru/ article/view?id=35217.
12. Учитесь рисовать и лепить / Т. С. Комарова, Е. В. Лебедева, Т. Г Казакова, Н. Б. Халезова. М., 2009. 68 с.
13. Мустафаева Е. Ф. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник магистратуры. 2019. № 4-2 (91). URL: https://
cyberleninka.ru/article/n/lepka-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-u-doshkolnikov/viewer.
14. Топилина Н. В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени [Электронный ресурс] // Инновационная наука. 2015. № 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-nashego-vremeni.
15. Шацкая В. Пути эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2012. № 11. С. 111-113. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-nashego-vremeni/viewer.
References
1. Berezina V. A. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v Rossii [Additional education of children in Russia]. Moscow, 2007. 511 p. Available at: https://dic.academic.ru/book.nsf/62434022/ Дополнительное+образование+детей+в+России. (In Russian).
2. Goricheva V. S. Skazku sdelaem iz gliny, testa, snega, plastilina [Let's make a fairy tale from clay, dough, snow, plasticine]. Yaroslavl, 2012, pp. 140-154. Available at: https://dl.booksee.org/ genesis/711000/30f1d69216b9d22165468784185551c3/_as/ [Goricheva_V._S,_Nagibina_M._I.]_Skazku_sdelaem_iz(BookSee. org).pdf. (In Russian).
3. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: pedagogicheskij poisk [Additional education of children: pedagogical search]. Collection of scientific and methodical articles with international participation. Ed. B. P. Chernik. Novosibirsk, 2020, vol. 2, pp. 77-80. Available at: http://centr-bo.ru/wp-content/uploads/2020/05/СБОРНИК-Д0Д-20^1 (In Russian).
4. Egorova N. V. Vliyanie obucheniya keramiki na razvitie rebenka starshego doshkol'nogo vozrasta [Influence of education of ceramics on the development of the child of the older preschool age]. Available at: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/26/ vliyanie-obucheniya-keramiki-na-razvitie-rebenka-starshego-doshkolnogo (accessed 21.04.2022). (In Russian).
5. Chernilevsky D. V. Kreativnaya pedagogika i psihologiya [Creative pedagogy and psychology]. Moscow, 2001, 560 p. (In Russian).
6. Gorokhova E. V. Materialovedenie i tekhnologiya keramiki [Materials science and technology of ceramics]. Minsk, 2009, pp. 95-96. (In Russian).
7. Boguslavskaya I. Y. Dymkovskaya igrushka [Dymkovskaya toy]. Leningrad, 1988, 346 p. (In Russian).
8. Privalova G. F. Sushchnost' i soderzhanie formirovaniya tvorcheskogo potenciala pedagoga kak opredelyayushchij faktor ego tvorcheskoj deyatel'nosti [The essence and content of the formation of the creative potential of the teacher as a determining factor of his creative activity]. Siberian Pedagogical Journal,
2007, no. 13, pp. 79-85. (In Russian).
9. Tkachenko L. A., Tkachenko A. V. Osvoenie sovremennyh i tradi-cionnyh tekhnologij proizvodstva kak osnova professional'nogo obrazovaniya hudozhnika-keramista [Development of modern and traditional technologies of production as a basis for professional education of artist-ceramist]. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2019, no. 46, pp. 246-255. (In Russian).
10. Zhukov G. N., Privalova G. F., Lvova I. V. Tvorcheskijpoten-cial lichnosti kak opredelyayushchij faktor uspeshnosti peda-goga [Creative potential of personality as a determining factor of success of a teacher]. Secondary Vocational Education,
2008, no. 2, pp. 40-42. Available at: https://in.booksc.eu/ book/36577173/75076d. (In Russian).
11. Kondratyeva N. V. Kriterii, pokazateli i urovni razvitiya tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov [Criteria, indicators and levels of development of creative abilities of younger schoolchildren]. Modern High-Tech Technologies, 2015, no. 12 (part 1),
pp. 99-102. Available at: https://top-technologies.ru/ru/article/ view?id=35217. (In Russian).
12. Komarova T. S., Lebedeva E. V., Kazakova T. G., Khale-zova N. B. Uchites' risovat' i lepit' [Learn to draw and sculpt]. Moscow, 2009, 68 p. (In Russian).
13. Mustafayeva E. F. Lepka kak sredstvo razvitiya melkoj motoriki ruk u doshkol'nikov [Modeling as a means of developing fine motor skills of hands in preschoolers] Bulletin of the Magistracy, 2019, no. 4-2 (91). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/lepka-kak-sredstvo-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-u-doshkolnikov/viewer. (In Russian).
14. Topilina N. V. Esteticheskoe vospitanie shkol'nikov kak aktual'naya problema nashego vremeni [Aesthetic education of schoolchildren as an actual problem of our time]. Innovative Science, 2015, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nZ esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-nashego-vremeni. (In Russian).
15. Shatskaya V. Puti esteticheskogo vospitaniya [Ways of aesthetic education]. Preschool Education, 2012, no. 11, pp. 111-113. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-nashego-vremeni/viewer. (In Russian).
УДК/UDC 37.018.46 EDN OMMKUA
Улитко Валерия Вячеславовна
проректор по научной работе, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и повышения квалификации», г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика
ЕЖ50
Ulitko Valeria V.
Vice-Rector for Research, State Educational Institution of Additional Professional Education «Institute for the Development of Education and Advanced Training», Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic
МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ: ПРОБЛЕМЫ МАССОВОЙ ПРАКТИКИ И ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
MODELS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS IN TRANSNISTRIA: PROBLEMS OF WIDESPREAD PRACTICE AND THE SEARCH OF ALTERNATIVE SOLUTIONS
Введение. В статье предлагается исследование по проблеме разработки модели профессионального развития учителя в межкурсовой период как решения вопроса организации процесса непрерывного неформального образования и альтернативы формальному дополнительному профессиональному образованию.
Методология. Решение задач определения оптимальных возможностей для развития профессиональных компетенций учителя в условиях формального и неформального профессионального образования основано на обобщении информации российских и зарубежных научно-методических источников, сборе данных с помощью анкетирования и опроса слушателей курсов повышения квалификации, их статистического анализа и интерпретации. Систематизация и обобщение полученных результатов позволили создать модель сопровождения учителя в индивидуальном развитии профессиональных компетенций в усло-
виях дополнительного образования в межкурсовой период.
Результаты. Выделены проблемы существующей республиканской модели повышения квалификации, определены основные условия эффективности профессионального развития: выявление персональных дефицитов и индивидуализация образовательного процесса; сопровождение учителя в ходе совершенствования профессиональных компетенций и его активная позиция; практикоориентированность образовательных проектов и актуальность нового опыта, его практикоприменимость.
Заключение. Сопровождение учителя в профессиональном развитии и его индивидуализация создают предпосылки для модернизации системы дополнительного профессионального образования педагогов в республике и обусловливают перспективы развития формального образования.