Научная статья на тему 'Развитие туристской деятельности в Казахстане: социально-экономические факторы'

Развитие туристской деятельности в Казахстане: социально-экономические факторы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ / TOURISM / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / TOURIST INDUSTRY / POTENTIAL OF TOURIST INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагулова Няйля Турарбековна, Кемебаева Айгерим Сериковна

В статье анализируется индустрия туризма в Республике Казахстан и характеризуются социально-экономические факторы ее развития. Авторы рассматривают потенциал туристской отрасли. Даны рекомендации по эффективному использованию этого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Tourist Business in Kazakhstan: Social and Economic Factors

The article analyzes the tourism industry in the Republic of Kazakhstan. The social and economic factors in its development have been characterized. The authors examine the potential of the tourism industry. The recommendations for the effective use of this potential had been made.

Текст научной работы на тему «Развитие туристской деятельности в Казахстане: социально-экономические факторы»

ПРАВО

Н. Т. Смагулова, А. С. Кемебаева

Развитие туристской деятельности в Казахстане: социально-экономические факторы

Development of Tourist Business in Kazakhstan: Social and Economic Factors

Аннотация: В статье анализируется индустрия туризма в Республике Казахстан и характеризуются социально-экономические факторы ее развития. Авторы рассматривают потенциал туристской отрасли. Даны рекомендации по эффективному использованию этого потенциала.

Summary: The article analyzes the tourism industry in the Republic of Kazakhstan. The social and economic factors in its development have been characterized. The authors examine the potential of the tourism industry. The recommendations for the effective use of this potential had been made.

Ключевые слова: туризм; туристская отрасль; факторы развития туризма; потенциал туристской отрасли. Keywords: Tourism; tourist industry; potential of tourist industry.

В современной экономике одной из самых привлекательных и перспективных ее отраслей стал туризм. Для целого ряда стран, особенно для новых независимых государств Евразии, туризм рассматривается как важный источник валютных поступлений. Развитие туризма способствует созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению занятости населения, расширению международных контактов. Для 83% стран мира туризм в настоящее время является одним из пяти основных источников доходов, а для 38% стран туризм превратился в главный источник дохода государства. По данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), туризм занимает четвертое место в мировом экспорте товаров и услуг. По своей доходности он находится на третьем месте в мире. Такие данные свидетельствуют о том, что в современном мире индустрия туризма выступает важной отраслью экономики многих стран и превращается в двигатель мировой экономики [4].

В современных условиях трудно переоценивать значение развития индустрии туризма для укрепления экономики регионов Казахстана. Этот вид экономики следует рассматривать как весьма сложную систему

Смагулова Няйля Турарбековна

Алматы, Республика Казахстан

Профессор кафедры «Экономика и бизнес», Казахской академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук smagulova.n.t@mail.ru

Nyaylya Smagulova Almaty, Republic of Kazakhstan

Professor of the Department of Economics and Business Kazakh Academy of Labour and Social Affairs, PhD of Economics smagulova.n.t@mail.ru

Кемебаева Айгерим Сериковна

Алматы, Республика Казахстан

Магистрант экономического факультета Казахской академии труда

и социальных отношений

AKemebayeva@kkb.kz

Aygerim Kemebayeva Almaty, Republic of Kazakhstan

Faculty of Economics, Kazakh Academy of Labour and Social Affairs,

student in the master's degree

AKemebayeva@kkb.kz

в сфере хозяйственной деятельности. Степень развития туризма зависит от степени развития экономики страны в целом, так как согласно экономической теории ни одна система не функционирует в вакууме, а находится в сильно дифференцируемой экономической среде. К экономической среде, оказывающей существенное влияние на развитие туризма как системы, относятся следующие составляющие: государственная, политическая, международное окружение, экономическая, правовая, рекреационная, природная, технологическая, инфраструктурная.

Развитие туризма в разных регионах или странах с разными условиями социально-экономического развития различно. Наибольшее признание и право туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристского рынка прибытий и около 60% валютных поступлений от туризма. Примерно 20% туристских прибытий приходится на Америку, менее 10% — на Азию, Африку и Австралию [4].

На развитие туризма, как и любого другого экономического вида деятельности, влияет целый ряд факторов. Опыт систематизации данных факторов позволяет разделить их на две группы: а) факторы, генерирующие общественные потребности в туризме; б) факторы, реализующие рекреационные потребности в туризме. Чтобы определить степень влияния того или иного социально-экономического фактора на развитие отечественного туризма, необходимо знать, что каждый из них представляет. Ниже приведем общую характеристику классов факторов и дадим краткую характеристику каждого из них [2].

Общая характеристика факторов, генерирующих общественные потребности в туризме, заключается в следующем: они порождают спрос на разнообразные формы отдыха, определяют развитие системы, циклов рекреационной деятельности. Подобные факторы действуют на макроуровне, определяя структуру рекреационного хозяйства. Они могут быть территориально локализованы, с их помощью можно определять территориальное разделение труда

в сфере отдыха и туризма, закреплять рекреационные функции за определенными районами и местностями. Вместе с тем они носят и нелокализующий характер, воздействуя на рекреационные хозяйства в целом, так как связаны с общественно-экономическими процессами функционирования всего народнохозяйственного комплекса.

В группе генерирующих факторов определяющую роль играют: развитие общественного производства, трудовая деятельность, потребность в восстановлении трудоспособности и здоровья. Рекреационные потребности формируются в зависимости от социально-экономических условий жизни в стране и являются ключевым фактором развития туризма. Тесно связаны между собой такие два фактора, как развитие общественного производства и трудовая деятельность. Рост рекреационных потребностей и развитие туризма определяются также и развитием материального производства. Развитие новых технологий и автоматизация производства ведут к коренному преобразованию жизнедеятельности, снижению физических нагрузок. Расширение производства предполагает занятость все большего количества трудоспособного населения в производственной сфере.

При ограниченной двигательной активности человека его современная деятельность сопровождается чрезмерным эмоциональным напряжением. Все это требует интенсивного восстановления сил, которое может быть реализовано в процессе активного отдыха — туризма. Потребность в восстановлении трудоспособности и здоровья возникает, поскольку снижение физической активности в процессе трудовой деятельности усугубляется несбалансированным питанием, когда избыточное потребление пищи сочетается с недостаточной физической активностью человека и поступление калорий превышает затраты. В целом гиподинамия и переедание усугубляются вредными привычками общества потребления (алкоголизм, табакокурение и др.) Эти причины приводят к сокращению продолжительности жизни, выдвигая рекреационную деятельность в качестве необходимого условия жизнедеятельности.

Урбанизация формирует специфический городской образ жизни, ведет к образованию крупных городов и агломераций. Урбанизация внесла значительный вклад в улучшение материальных и культурных условий жизни населения, преобразила структуру жизнедеятельности. Вместе с тем этот процесс приводит к изменению естественных условий жизни, изолирует человека от природного окружения, изменяет климатические, атмосферные и другие природные процессы, что в ряде случаев отрицательно влияет на здоровье человека. Современные исследователи также относят к факторам, генерирующим общественные потребности в туризме, высокую плотность населения и обилие информации.

К общей характеристике факторов, реализующих рекреационные потребности в туризме, отнесем: способность вовлечения широких масс населения в разнообразные формы туризма; связь с природными и культурно-историческими ресурсами туризма, а также социально-экономическими условиями жизни населения.

В группу реализующих факторов динамичного развития туризма, способствующих широкому участию населения в разнообразных формах активного отдыха и туристских путешествий, входят: а) рост материального и культурно-образовательного уровня жизни; б) рост фонда свободного времени; в) развитие транспорта и коммуникаций; г) развитие сферы обслуживания; д) расширение фонда рекреационных территорий [2].

Материально-экономические условия жизни людей, проживающих в Казахстане, самым тесным образом связаны с уровнем развития туризма, а именно с таким фактором, как изменение доходов жителей республики. Ведь рост или уменьшение доходов населения определяют структуру туристского потока. Мы считаем, что именно данный фактор является определяющим в развитии индустрии туризма в Казахстане. К сожалению, не каждый гражданин нашей республики на данный момент может позволить себе отдых за рубежом хотя бы один раз в год. Поэтому казахстанские курорты в последнее время становятся более

популярными по сравнению с зарубежными, несмотря на то, что они предлагают узкий спектр услуг и более низкий уровень комфортности.

Выездной туризм в Казахстане пользуется большой популярностью. Многие аналитики убеждены, что нарастающие объемы выездного туризма будут способствовать формированию отрицательного туристского сальдо (более чем на 422 млн. $ США) в платежном балансе Республики Казахстан. В результате республика остается «платежным донором» для таких стран, как Турция, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Королевство Таиланд. Так, в начале 2013 г. удельный вес внутреннего туризма составил менее 18,6%, въездного — 31,4%, выездного — 50% [3]. Это свидетельствует о нарастающей динамике поездок казахстанцев за пределы страны. Причин этому довольно много. К ним относятся более благоприятные для отдыха климатические условия, высокое качество обслуживания, широкий спектр услуг, познавательные цели, качественное оздоровление (морская вода, горячие источники, грязи и т. д.).

Высокий уровень развития общества непрерывно связан с уровнем образованности и высокой духовной культурой населения. В Казахстане уровень образованности повышается с каждым годом, но сложные социально-экономические условия не позволяют большинству населения удовлетворить свои рекреационные потребности. Развитию туризма способствует рост культурно-образовательного уровня жизни. Поэтому с повышением уровня образованности уменьшается доля лиц, проводящих отдых дома.

Современная деятельность человека при ограниченной двигательной активности сопровождается чрезмерным эмоциональным напряжением, чтобы восстановить силы, требуется непременно отдохнуть. Большинство людей проводят свои отпуска (выходные и праздничные дни), выезжая за город или в другую страну.

Расширение сферы обслуживания ведет к увеличению организованного и въездного туризма. Развитие сферы обслуживания в стране становится проблемой вследствие

низких доходов населения. Более качественные платные услуги стоят соответственно больше. Следовательно, на данный момент качество оказания платных услуг довольно невысокое. Несмотря на это, сфера обслуживания расширилась: появились различные рестораны, учреждения быстрого питания, сауны, бани, оздоровительные и спортивные комплексы, развлекательные учреждения, и т. д.

Главным в индустрии туризма Казахстана является уровень развития туристской инфраструктуры. Сейчас создается гостиничная индустрия принципиально нового уровня, которая должна насчитать больше десятка 4-5-звездных отелей и несколько отелей бизнес-класса. Кроме того, в этой индустрии необходимо построить минимум по 15-20 гостиниц уровня «три звезды» примерно на 70-100 номеров каждая. Постройка одного такого нового отеля (или глобальная реконструкция старого) будет обходиться в 10-15 млн долл. [4]. По мнению экспертов, общая сумма, требуемая на создание полноценной туристической инфраструктуры, к сожалению, будет огромна.

Помимо гостиничного хозяйства, активно начали развиваться круглогодичные горнолыжные курорты (например, Кок Жай-лау, Каскелен Юг), пляжные и гостиничные комплексы стали обустраиваться бассейнами, аквапарками, ресторанами, боулингами и другими объектами инфраструктуры. Но пока созданы условия для приема сравнительно небольших турпотоков. Поэтому проблема все равно остается, и именно недостаток мест в современных отелях, прежде всего категории «трех звезд», является важнейшим сдерживающим фактором для развития въездного туризма в Казахстан. По мнению специалистов, при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры, по расчетам экспертов ЮНВТО, потенциальные возможности Казахстана позволят увеличить потоки иностранных туристов примерно на 5% в год. Однако сегодня количество приезжающих в Казахстан иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями составляет около 32% общего числа туристов, что не соответствует ее туристскому потенциалу [1].

В результате бюджет страны недополучает многие миллионы долларов. Таким образом, отсутствие современной туристской инфраструктуры в значительной степени тормозит развитие международного туризма в Казахстане.

Следующим фактором, оказывающим влияние на развитие туризма в республике, является несоответствие уровня цен качеству инфраструктуры и туристского сервиса. Внутренний турпродукт Казахстана может дорожать, в среднем, почти на 20-25% в год. Для иностранных туристов он становится еще дороже, если учитывать оплату визовых сборов и т. д. Такая динамика цен происходит из-за того, что при отсутствии совершенной туристской инфраструктуры снижается уровень конкуренции, и у гостиниц появляется дополнительный стимул для повышения цены. К тому же высокими темпами увеличивается стоимость железнодорожных и авиаперевозок, билетов в музеи и для посещения других культурных достопримечательностей. И все это, в конечном счете, складывается в турпродукт, конкурентоспособность которого с ценовой точки зрения постепенно снижается. Следовательно, низкое качество инфраструктуры и невысокий уровень туристского сервиса являются факторами, сдерживающими развитие туристской отрасли в Республике Казахстан.

Неразвитость въездного туризма приводит к тому, что ресурсная база внутреннего туризма в Казахстане задействована на 1520%. В стране имеются крупные ресурсы. Как известно, на территории государства находятся многие уникальные заповедники и национальные парки, свыше 9 тыс. археологических и исторических памятников, сотни лечебно-оздоровительных учреждений. Специалисты особое внимание обращают на северную часть Великого шелкового пути. Исторические памятники, относящиеся к Х-Х11 вв., и другие священные места открывают для туристов новые регионы [4].

Между тем, по мнению экспертов, республика недостаточно привлекательна для зарубежных туристов, отстает от формирования соответствующей сферы обслуживания, не обладает необходимым уровнем

конкурентоспособности, не выдерживая соперничества с иностранными фирмами ни по одному из видов туристических услуг. В итоге, в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен — основа экономического развития любой отрасли.

Не все современные тенденции развития туристского спроса в мире присущи нашей стране. Характерные для развитых стран изменения в популярности видов туристской деятельности проявляются в переходе от рекреационно-оздоровительного, пляжного отдыха к познавательным путешествиям с элементами приключений, риска, активными способами передвижения. Сейчас происходит бурный рост спроса на экотуры, круизы, познавательные и экскурсионные программы, деловой, событийный туризм. Эти трансформации спроса объясняются увеличением численности и покупательной способности среднего класса (менеджеров среднего звена), составляющих основу массового туризма в развитых странах. В Казахстане аналогичные тенденции в развитии туристского спроса только появляются.

Туристский рынок очень чувствителен к изменениям в экономике. При стабильности цен рост полного реального личного потребления на 1% ведет к остановке расходов на туризм. При росте личного потребления на 2,5% затраты на туризм увеличиваются на 4%, а рост личного потребления на 5% увеличивает расходы на туризм на 10%.

Спрос на туристские услуги зависит от категории платежеспособности потребителей. Так, в республике среди занятых по численности лидируют рабочие (32% всех занятых). Конечно же, этот потребитель тяготеет к ближнему туризму, а не к дорогим дальним путешествиям. Второй по численности группой среди занятых в стране

являются менеджеры среднего звена и научные сотрудники (их 30,6%). Руководители, топ-менеджеры составляют 6,2% работающих в Республике Казахстан. Они, если можно так выразиться, составляют основу дорогого (круизы, индивидуальные туры) и делового туризма. Что касается большой группы наших пенсионеров (их 31,2%), то платежеспособный спрос в этом сегменте гораздо ниже имеющихся рекреационных потребностей. В отличие от зарубежных, наши пенсионеры не имеют значительных финансовых накоплений к старости или социальных пособий, способных обеспечить платежеспособный туристический рынок.

Таким образом, нами определены основные социально-экономические факторы, которые препятствуют развитию международного туризма в стране. К ним мы относим: низкий уровень жизни большей части населения, низкое качество инфраструктуры и невысокий уровень туристского сервиса, отсутствие системного инвестирования в отрасль, неоправданно высокие цены на турпродукты, отсутствие направлений туризма, отвечающих концепции устойчивого развития.

Использованная литература:

1. Ашимбаева А. Потенциал развития туризма в Казахстане // Казахстанская правда. 2014. 13 сент.

2. Вартальнов В. А. Теория и практика туризма. М.: Финансы и статистика, 2003.

3. Данные по развитию туризма Казахстана Агентства Республики Казахстан по статистике. URL: www. stat.kz.

4. Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 февраля 2013 года № 192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.