РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ КРЫМА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лайко Михаил Юрьевич
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Попов Леонид Алексеевич
кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Скобкин Сергей Сергеевич
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Козлов Дмитрий Александрович
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры гостиничного и туристического бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье авторами рассмотрены подходы к повышению эффективности деятельности гостиничных предприятий на территории Крыма, которые могут быть использованы в Крымском федеральном округе Российской Федерации для восстановления предприятий индустрии гостеприимства. В настоящее время на гостиничном рынке Крыма ощущаются диспропорции категорий гостиниц, недостаточный уровень материальной базы. В результате исследования разработаны конкретные предложения для гостиниц различных категорий. Проведен анализ и дается прогноз развития гостиничного рынка Крыма и его влияния на реализацию общей концепции развития туристско-рекре-ационного комплекса данного региона.
Ключевые слова: Крым, устойчивое развитие туризма, туристско-рекреационный потенциал, экономическая стратегия развития, гостиничный бизнес, туристско-рекреацион-ные ресурсы, транспортная инфраструктура, концепция развития.
THE DEVELOPMENT OF TOURIST RESOURCES IN CRIMEA AS A PART OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Layko, Mikhail Yu.
Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department for Hotel and Tourist Business of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,
Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Popov, Leonid A.
PhD, Professor, Head of the Department for Hotel and Tourist Business of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Skobkin, Sergey S.
Doctor of Economics, Assistant Professor, Professor of the Department for Hotel and Tourist Business of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,
Russian Federation.
E-mail: [email protected]
Kozlov, Dmitry A.
PhD, Assistant Professor of the Department for Hotel and Tourist Business of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The article developed the approaches to raising efficiency of hotel work on the territory of Crimea, which can be used in the Crimea federal district of the Russian Federation to restore enterprises of hospitality business. The tourist potential of the Crimea is very high. On the hotel market there is a disproportion in hotel categories, the level of material support is insufficient. As a result of the research concrete proposals for hotels of different categories have been developed. Analysis has been carried out and the forecast of the hotel market in the Crimea prepared. Its impact on implementation of the general concept of developing tourist and recreation complex in the region has been specified.
Keywords: the Crimea, sustainable development of tourism, tourist and recreation potential, economic strategy of development, hotel business, tourist and recreation resources, transport infrastructure, concept of development.
Устойчивый туризм обеспечивает рас-эеделение выгод и издержек в рамках создаваемого туристского кластера. Его развитие стимулирует прибыльную деятельность туристских предприятий: гостиниц и других средств размещения, предприятий общественного питания, пассажирского и общественного транспорта, местных ремесел и промыслов, услуг гидов и экскурсоводов. Устойчивый туризм ведет к созданию рабочих мест на соответствующей территории как напрямую в сфере туризма, так и в различных поддерживающих секторах обеспечения и управления ресурсами.
Решение задачи развития туризма в Крыму предлагается на основе концепции устойчивого развития туристско-рекреа-ционного потенциала (КУРТРП) этого региона, которая нацелена на решение следующих основных задач:
1. Экологическое планирование. Оно предусматривает тщательное наблюдение, анализ и учет всех элементов окружающей среды при определении наиболее целесообразного типа и размещения объектов индустрии гостеприимства в процессе застройки. Например, не будет разрешена интенсивная застройка на крутых горных склонах и на затопляемых равнинах.
2. Мотивацию местного сообщества. При таком подходе внимание будет сосредоточено на вовлечении местного населения в процесс планирования и развития, а также в открытие таких предприятий индустрии гостеприимства, которые приносят выгоды местному сообществу. При этом используются методы, позволяющие направить большую часть выгод от функционирования предприятий местным жителям, а не посторонним участникам. Максимальное наращивание выгод для местных жителей обычно ведет к тому, что они лучше воспринимают такое развитие и активно поддерживают сохранение местных ресурсов гостеприимства. Данный подход к планированию можно использовать на региональном и национальном уровне. Выгоды, направляемые местному сообществу, так-
же выгодны всей стране благодаря получению доходов и иностранной валюты, созданию рабочих мест и той поддержке, которую оказывают местные сообщества национальной политике развития индустрии гостеприимства и сохранения окружающей среды.
3. Развитие качественного туризма. Этот подход используется в большей степени по двум основным причинам: он помогает обеспечить успех туризма с точки зрения маркетинга и выгоден местным жителям и их окружающей среде. Качественный туризм необязательно означает дорогой туризм, он относится к туристским достопримечательностям, объектам и услугам гостеприимства, которые обеспечивают оптимальное соотношение цены и качества, защищают туристские ресурсы и привлекают такие типы путешественников, которые будут проявлять уважение к местной окружающей среде и населению. Обеспечение качественного туризма - задача государственного и частного сектора экономики.
КУРТРП в Крыму базируется на рыночном подходе к поведению потребителей туристических услуг с упором на внешние и внутренние факторы влияния, рыночные действия поставщиков туристских услуг и процесс принятия стратегического решения в этой сфере экономической деятельности. Концепция предполагает описание и анализ основных сегментов туристской инфраструктуры и материально-технической базы, туристских потоков и видов используемого транспорта, играющего ключевую роль в доставке туристов на полуостров Крым. Кроме того, она определяет процедуры, которых следует придерживаться туристской администрации Крыма для исследования, планирования, регулирования, развития и обеспечения туристской деятельности.
КУРТРП рассматривается как инструмент стратегического планирования и развития туристских ресурсов Крыма на основе пропускных потенциалов.
Все множество компонентов туристских ресурсов в Крыму, по нашему мнению, можно классифицировать следующим образом:
1. Инфраструктура - это комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей (в том числе телекоммуникационные связи), дорог, смежных туринду-стрии предприятий (перерабатывающих, бытовых, энергетических), обеспечивающий нормальный доступ к ресурсам и их надлежащее использование в туризме. Даже при высоких привлекательных свойствах природных ресурсов, памятников культуры и искусства услуги индустрии гостеприимства для широкого круга потребителей невозможны без наличия коммуникаций, средств связи и др.
Первым шагом в построении инфраструктуры становится развитие сети коммуникаций как физических (дороги, вокзалы, аэропорты и т. п.), так и иных видов связи (информационных) между предприятиями, организациями и фирмами, предоставляющими услуги гостеприимства. Потребитель должен быть доставлен в места предоставления отдельных видов услуг. Именно поэтому одним из важнейших критериев в оценке развитости территории является транспортная доступность предоставляемых услуг. Далее разрабатываются все отдельные элементы инфраструктуры, обеспечивающие жизнедеятельность предприятий индустрии гостеприимства на территории.
2. Материально-техническая база индустрии гостеприимства на территории, которая предусматривает наличие следующих ресурсов:
- сектора пассажирского транспорта (воздушного, железнодорожного, автобусного и водного транспорта, автопроката и т. д.);
- жилищного сектора (гостиниц, мотелей, кемпингов для автотуристов, пансионатов и т. д.);
- сектора общественного питания (кафе, ресторанов, закусочных и т. д.);
- сектора организации путешествий (туроператоров, турагентств, экскурсионных фирм и т. д.);
- сектора развлечений;
- информационного сектора (информационной туристической сети);
- дополнительных услуг и сервисной системы.
3. Природно-климатические ресурсы (климат, ландшафт, экосистемы) - это природные условия страны (географическое положение, климат, рельеф, флора, фауна), воздействующие на политику в индустрии гостеприимства в зависимости от их наличия или отсутствия, рационального или нерационального использования. Мировой опыт и практика экономической и социальной политики развитых стран свидетельствуют о том, что географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы и достопримечательности становятся всеобщим благом лишь посредством организаторской роли туризма.
Комплексный характер деятельности в туризме и многообразие его связей с природными условиями обусловливают целесообразность рассмотрения в качестве природно-климатического ресурса не только территориальное сочетание природных компонентов, но и результаты антропогенной деятельности человека, т. е. воздействие на окружающую среду.
4. Культурно-историческое наследие (произведения искусства, археологические ценности, традиции, этнос), включающее памятники истории и культуры, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития культурной самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию. Региональные особенности традиционной духовной и материальной культуры, как правило, отражают воздействие социально-исторических факторов и специфику местных условий. При эксплуатации этого ресурса необходимо добиваться комплексного взаимообусловленного сочетания природных и историко-культурных элементов в индуст-
рии гостеприимства. В состав культурно-исторического ресурса территории входят также традиции и обычаи местного населения.
Культурно-историческое наследие нуждается в защите. Задачи сохранения национальных памятников, церковных зданий, музейных ценностей, мест археологических раскопок остаются главными приоритетами федеральных, региональных и муниципальных органов управления, и залогом их решения на конкретной территории может служить рост доходов в индустрии гостеприимства.
5. Человеческие и социальные ресурсы - это люди, занятые общественно-полезным трудом (трудовые ресурсы), или организации, которые способствуют быстрому развитию индустрии гостеприимства в регионе и обладают финансовым капиталом, образовательно-культурным уровнем, способностями, знаниями, а также системы охраны здоровья, окружающей среды, собственности, интересов местного населения и т. д. Человек является основным ресурсом индустрии гостеприимства и единственным потребителем ее услуг. В связи с этим подготовка профессиональных кадров для индустрии гостеприимства - основная задача администрации на конкретной территории.
Все имеющиеся ресурсы образуют пропускной потенциал территории, т. е. максимальный уровень развития и использования ресурсов, который допустим без нанесения экономического ущерба, создания социоэкономических проблем и снижения качества впечатлений посетителя.
Следует отметить, что отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных ресурсов делает невозможным эффективное развитие туризма на конкретной территории.
При определении пропускного потенциала предлагается специальная методика, включающая количественный и качественный анализ и синтез.
Количественный и качественный анализ включает анализ рынка - обследование
глобальных, национальных и региональных моделей развития туризма и рыночных тенденций. Особое значение имеет оценка достопримечательностей, объектов и услуг в изучаемом районе. Еще одним важным фактором является доступность страны или региона, включая стоимость, расстояние и легкость совершения поездки.
Анализ рынка включает в себя определение рыночных целей в виде типов и числа туристов, которых можно привлечь. Рыночные цели обычно определяются на пятилетние периоды вплоть до конечного года действия плана.
Благодаря анализу рынка можно осуществить количественный анализ и произвести различные расчеты. Определяются число и виды необходимых средств размещения и выявляются потребности в других туристских объектах и услугах. На основе рыночных целей и характеристик туристов проводится анализ экономического воздействия туризма, который включает в себя расчет численности и типа кадров, которые должны работать в сфере туризма.
На основе прогноза потребностей в туристских объектах и услугах и моделей передвижений туристов можно произвести качественный анализ и определить, какие требуются объекты и услуги в области транспорта и другой инфраструктуры.
На основе нескольких обследуемых элементов проводится синтез физических, экономических и социальных факторов, который закладывает основу для формулирования структурного плана. Он включает в себя определение пропускного потенциала - важного элемента обеспечения устойчивого развития туризма.
Пропускной потенциал района представляет собой максимальный уровень развития или использования, который этот район может допустить без серьезного экологического ущерба, социоэкономиче-ских проблем или снижения качества впечатлений посетителя.
Важной разновидностью синтеза является выявление основных возможностей и про-
блем или сдерживающих факторов для развития туризма.
Вместе с тем следует производить оценку предложений туристских центров - потенциальных конкурентов, обладающих аналогичными туристскими продуктами и рынками.
При планировании туризма и рекреации широко применяется метод, заключающийся в систематическом определении верхних пределов и оптимального использования туристских ресурсов. Во многих туристских регионах мира наблюдается превышение их пропускного потенциала, что привело к появлению экологических, социальных, а иногда и экономических проблем, при этом снизилась удовлетворенность туристов и вследствие этого возникли трудности со сбытом туристского продукта.
Пропускные потенциалы могут со временем изменяться, однако их определение остается весьма полезным инструментом для управления процессом устойчивого туризма в Крыму.
Можно устанавливать пропускной потенциал как для неразвитых туристских зон, так и для районов, которые уже развиты и, возможно, даже достигли или превысили уровень насыщения. Именно развитые туристские центры, испытывающие проблемы в сфере застройки, проявляют озабоченность в отношении своего пропускного потенциала.
Пропускные потенциалы лучше всего рассчитывать для конкретных регионов или зон развития на основе экологического и социоэкономического анализа. На региональном уровне их следует рассматривать как сумму потенциалов, рассчитанных для конкретных крупных достопримечательностей, таких как национальные парки и археологические монументы, а также для таких зон застройки, как курорты.
Следует также анализировать пропускные потенциалы транспортных объектов и услуг, используемых туристами, которые путешествуют к местам своего отдыха. Ка-
ждая зона и свойственный ей тип туризма уникальны и обладают специфическими особенностями, однако в отношении практически всех мест существует ряд общих критериев. Некоторые из них можно измерить, в то время как другие должны оцениваться в качественном плане.
При определении пропускных потенциалов следует учитывать два основных фактора: физическую и социоэкономиче-скую среду исследуемой территории. Эти понятия относятся к потенциалу развития и использованию туристами ресурсов без ущерба для физической (природной и созданной человеком) среды и без появления социокультурных и экономических проблем для местного сообщества, при этом по-прежнему принося ему выгоды и поддерживая надлежащее равновесие между развитием и экологией. Превышение уровней насыщения приводит к нанесению непоправимого ущерба физической среде или к появлению социоэкономиче-ских проблем.
Завершающим этапом планирования туризма в Крыму является процесс превращения территории в туристический кластер.
Создание туристического кластера - это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.
Создание туристического (или турист-ско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.
КУРТРП включает разработку и реализацию программы маркетинга для успешного позиционирования на внутреннем и внешних рынках туристских возможностей Крыма.
Маркетинговое планирование как элемент общего процесса планирования туризма охватывает несколько направлений деятельности:
- определение маркетинговых целей;
- разработка маркетинговой стратегии;
- подготовка и реализация рекламно-информационной программы;
- организация информационных служб для туристов.
Современные информационные технологии позволяют разрабатывать, проектировать и реализовывать системы менеджмента туристского направления (СМТН) на основе активного электронного маркетинга веб-сайта в Интернете.
КУРТРП рассматривает набор практических мер в деятельности туристских предприятий Крыма, включенных в модель стратегического развития на основе экономической стратегии, ориентированной на максимальное достижение экономической прибыли как результат работы капитала, характеризующий прирост его экономической стоимости, укрепление конкурентной позиции на рынке и увеличение стоимости и ценности активов предприятий туристской отрасли Крыма.
Туристский потенциал Крыма очень высок. Основными составляющими возможного успеха данного региона выступают транспортная инфраструктура, природно-климатические, рекреационные ресурсы, а также средства размещения.
Гостиничная инфраструктура достаточно развита, однако качество услуг средств размещение оставляет желать лучшего. Необходимы большие усилия по приведению гостиничной базы в конкурентоспособное состояние, в том числе повышение категорийности объектов, отслеживание качества предоставляемых услуг.
До настоящего времени более 80% туристов составляли неорганизованный туризм, предпочитая останавливаться в частных мини-гостиницах, апартаментах или квартирах. Количество койко-мест в неорганизованных средствах составляло около 400 тыс. Летом 2014 г. ситуация сложилась противоположная, что было связано с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договоры с государственными и
корпоративными учреждениями Российской Федерации.
Официальная статистика объектов размещения не дает точного представления о текущем состоянии. Номерной фонд существующих гостиниц поддается подсчету с большим трудом, поскольку зачастую двухместные номера в высокий сезон превращаются в трех- и даже четырехместные. То же самое относится и к детским оздоровительным учреждениям.
В 2012 г. статистика выглядела следующим образом:
- количество средств размещения -1 255 (включая 748 гостиниц и 507 специализированных средств размещения);
- количество койко-мест - 150 569 (в том числе 38 060 - в гостиницах и 112 509 -в специализированных средствах размещения);
- количество размещенных туристов -1 353 000 (в том числе 526 994 - в гостиницах и 826 006 - в специализированных средствах размещения).
В 2012 г. насчитывалось 668 детских учреждений, количество койко-мест составляло 34 007, а количество отдохнувших детей - 169 364.
Статистические данные свидетельствуют о том, что количество средств размещения, имеющих какую-либо категорию, в 2,5 раза меньше количества некатегоризи-рованных средств и составляет 271 против 684 единиц. Распределение средств размещения по категориям следующее: пятизвездочных - 1,1%; четырехзвездочных -11,1%; трехзвездочных - 32,8%; двухзвез-дочных - 38%; однозвездочных - 17%. Исследование показывает, что крымская гостиничная база имеет существенное смещение в сторону низкокатегорийных средств размещения.
В связи с этим представляется необходимым пересмотреть спрос и распределение категорий гостиниц. Следует привлечь международные гостиничные сети к строительству, реновации или управлению средствами размещения. В Крыму имеются только три пятизвездочные гос-
тиницы, однако реальные звезды им не присвоены (гостиницы сами себя позиционируют на такую звездность); ни одна из них не принадлежит крупной сети. Среди примеров крупных сетевых отелей можно отметить только Radisson Resort & SPA Alushta (4*) и BEST WESTERN Sevastopol (4*). Такое положение приводит к снижению конкуренции и, как следствие, к снижению качества предоставляемых гостиничных услуг. В свое время к гостиничному бизнесу в Крыму проявляли интерес такие компании, как Hyatt, Hilton, Rixos, Kempinski, Accor, однако дальше интереса дело не пошло. Следует также отметить, что 80% рынка средств размещения является теневым. Необходимы большие усилия, чтобы вывести его на официальные рельсы и тем самым повысить доходы государства.
С 2010 г. в Крыму действовала не только государственная сертификация гостиничных предприятий, но и сертификация Крымской ассоциации туристических агентств. Она выступала более легкой альтернативой, в которой количество требований было в 4-5 раз меньше. В связи с этим большое количество гостиниц получило свои «звезды», не соответствуя государственным и мировым стандартам.
Большой проблемой является материально-техническая база гостиниц Крыма. Значительная часть средств размещения находится в неудовлетворительном состоянии. Износ превышает 50%, более 90% существующих средств размещения нуждаются в обновлении номерного фонда и даже не просто текущего ремонта, а полной реконструкции. Только около 60% гостиниц имеют в составе подразделения массового питания. Треть предприятий имеют прачечную, четверть - сауну, 15% - объект торговли, 10% - ресторан. Этого недостаточно для высокого уровня обслуживания туристов.
Небольшие, средне- и низкокатегорий-ные средства размещения также требуют пересмотра и модернизации. Для некоторых предприятий большую роль сыграет
модернизация основных фондов, а для достаточно современных предприятий -модернизация системы управления, повышение уровня сервиса и качества обслуживания, введение новых услуг и т. п.
Экономический эффект от модернизации туристско-рекреационной инфраструктуры Крыма оценить достаточно сложно в связи с негативными политическими факторами, которые в обозримом будущем будут оказывать влияние на общий объем и структуру туристского потока. Крым как потенциально значимый регион именно для туризма имеет все шансы стать одним из важнейших центров в долгосрочной перспективе. Что касается кратко- и среднесрочной перспективы, то здесь нет аналогов, поэтому прогнозные расчеты осуществлены методами экспертных оценок, за исключением некоторых показателей, которые можно рассчитать математически.
Прогноз экономического эффекта от модернизации туристко-рекреационной инфраструктуры Крыма, построенный на основании методов экспертных оценок и экстраполирования, представлен в таблице.
Общий поток туристов в 2014 г., исходя из текущих тенденций спроса на отдых в Крыму (законодательный запрет въезда в Крым украинцев - Закон Украины от 15 апреля 2014 г. «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», общее отношение россиян к возможности отдыха в Крыму, транспортные сложности, санкции ЕС к авиакомпаниям, осуществляющим перевозки в Крым, и т. д.), в том числе иностранных граждан (исключая украинцев), был на уровне чуть меньше 2013 г. На 2015-2018 гг. прогнозируется нулевой поток граждан Украины и рост спроса россиян. Поток иностранцев должен остаться на прежнем относительном уровне (при условии стабильности региона и уменьшении санкций к транспортным компаниям).
Прогноз показателей туристско-рекреационной сферы Крыма*
2013 2014 2015- 2018- 2025 и
2018 2025 далее
Общий поток туристов (варианты прогноза), чел. 5 800 000 2 500 000 6 000 000 10 000 000 15 000 000
Из них:
россиян, чел. 1 438 400 2 375 000 5 700 000 7 500 000 8 250 000
россиян, % 24,8 95 95 75 55
украинцев, чел. 4 031 000 0 0 2 000 000 6 000 000
украинцев, % 69,5 0 0 20 40
других стран, чел. 330 600 125 000 300 000 500 000 750 000
других стран, % 5,7 5 5 5 5
Способ поездки:
на самолете, чел. 475 600 750 000 900 000 1 000 000 1 500 000
на самолете, % 8,20 30 15 10 10
на поезде, чел. 3 317 600 875 000 3 000 000 5 500 000 9 000 000
на поезде, % 57,20 35 50 55 60
на автомобиле, чел. 1 618 200 750 000 1 800 000 3 000 000 3 750 000
на автомобиле, % 27,90 30 30 30 25
на автобусе, чел. 388 600 125 000 300 000 500 000 750 000
на автобусе, % 6,70 5 5 5 5
Средство размещения:
организованное, чел. 1 160 000 1 750 000 1 500 000 3 000 000 6 000 000
организованное, % 20 70 25 30 40
неорганизованное, чел. 4 640 000 750 000 4 500 000 7 000 000 9 000 000
неорганизованное, % 80 30 75 70 60
Количество коллективных средств размещения (КСР) 825 825 851,51 1581 2919
Количество мест в КСР 150 569 150 569 155 400 288 600 532 800
Средний коэффициент загрузки по региону, % 47 40 60 65 65
Количество КСР с круглогодичным функционированием, % 38 38 45 50 60
Средняя продолжительность отдыха, дней 14 14 14 13 12
Состав затрат:
проживание, руб. 4 557,09 5 712 7 140 7 544,41 7 377,62
проживание, % 27,20 27,20 27,20 27,20 27,20
питание, руб. 5 076,46 6 363 7 953,75 8 404,25 8 218,45
питание, % 30,30 30,30 30,30 30,30 30,30
транспортные расходы на поездку, руб. 2 261,79 2 835 3 543,75 3 744,47 3 661,69
транспортные расходы на поездку, % 13,50 13,50 13,50 13,50 13,50
транспортные расходы на месте, руб. 921,47 1 155 1 443,75 1 525,52 1 491,80
транспортные расходы на месте, % 5,50 5,50 5,50 5,50 5,50
экскурсионное обслуживание, руб. 1 524,61 1 911 2 388,75 2 524,05 2 468,25
экскурсионное обслуживание, % 9,10 9,10 9,10 9,10 9,10
лечебно-оздоровительные процедуры, руб. 552,88 693 866,25 915,31 895,08
лечебно-оздоровительные процедуры, % 3,30 3,30 3,30 3,30 3,30
услуги связи, руб. 402,10 504 630 665,68 650,97
услуги связи, % 2,40 2,40 2,40 2,40 2,40
другие расходы, руб. 1 474,35 1 848 2 310 2 440,84 2 386,88
другие расходы, % 8,80 8,80 8,80 8,80 8,80
Средний уровень затрат на поездку, руб. 16 754 21 000 26 250 27 736,80 27 123,60
Средний уровень затрат на поездку россиян, руб. 26 250 21 000 26 250 31 500 36 750
Количество занятых в сфере туризма (постоянно), чел. 36 600 27 450 45 750 64 050 91 500
Количество занятых в сфере туризма (сезонно), чел. 155 550 54 900 137 250 128 100 137 250
Количество занятых в сфере туризма (сезонно), % 17 6 15 14 15
Всего трудоспособное население, чел. 915 000 915 000 915 000 915 000 915 000
Удельный вес занятых в туризме от общего числа, % 4 3 5 7 10
Налоговые поступления в бюджет, млрд руб. 2,30 1,21 3,62 6,38 9,36
Налоговые поступления в бюджет, % от всех поступлений 12,40 12 13 14 15
Оборот сферы туризма (включая теневой), млрд руб. 200 105 315 554,74 813,71
* Составлено на основе статистических данных.
В 2018-2025 гг. поток должен возрасти при условии существенных инвестиционных вложений в модернизацию туристско-рекреационной сферы, доведения ее до мировых стандартов. Представляется возможным к этому времени разрешение по-
литических ограничений и начало возврата украинских туристов в Крым.
После 2025 г. прогнозируется существенный рост турпотока при условии достижения высокого качества обслуживания и разрешения политического кризиса вокруг Крыма.
Список литературы
1. Козлов Д. А., Попов Л. А. Проблемы и перспективы туризма в Крыму // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2014. - № 6 (72). - С. 137145.
2. Мировой опыт развития индустрии гостеприимства / под ред. М. Ю. Лайко. - М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2008.
3. Падерин А. В., Османов И. Х. Эффективность управления туристической отраслью Крыма в цифрах / / Перспективы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 185-189.
4. Скобкин С. С. Туристский потенциал и выход из кризиса для российского туризма. Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в XXI веке // Труды Международной туристской академии / под ред. Ю. С. Путрика. - Вып. 5. -М. : Международная туристская академия, 2010. - С. 124-137.
5. Скобкин С. С. Туристский потенциал и стратегическое планирование туризма // Труды инженерно-экономического факультета / под ред. В. А. Колоколова. - Вып. 7. -М., 2012. - С. 293-305.
References
1. Kozlov D. A., Popov L. A. Problemy i perspektivy turizma v Krymu [Challenges and Prospects of Tourism in Crimea]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2014, No. 6 (72), pp. 137-145. (In Russ.).
2. Mirovoy opyt razvitiya industrii gostepriimstva [Global Experience of Developing Hospitality Business], edited by M. Yu. Layko. Moscow, Plekhanov Russian Academy of Economics, 2008. (In Russ.).
3. Paderin A. V., Osmanov I. Kh. Effektivnost' upravleniya turisticheskoj otrasl'yu Kryma v cifrakh [Effective Management of Tourist Branch of the Crimea in Figures], Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects of Science and Education], 2013, No. 3, pp. 185-189. (In Russ.).
4. Skobkin S. S. Turistskiy potentsial i vykhod iz krizisa dlya rossiyskogo turizma. Prioritety i perspektivy nauchnykh issledovaniy mezhdunarodnogo turizma v XXI veke [Tourist Potential and Overcoming the Crisis for Russian Tourism. Priorities and Prospects of Researching International Tourism in the 21st Century]. Trudy Mezhdunarodnoy turistskoy akademii [Works of the International Tourist Academy], edited by Yu. S. Putrik, Issue 5. Moscow, International Tourist Academy, 2010, pp. 124-137. (In Russ.).
5. Skobkin S. S. Turistskiy potentsial i strategicheskoe planirovanie turizma [Tourist Potential and Strategic Planning for Tourism]. Trudy inzhenerno-ekonomicheskogo fakuVteta [Works of the Engineering and Economics Faculty], edited by V. A. Kolokolov, Issue 7. Moscow, 2012, pp. 293-305. (In Russ.).