РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОГО МАРКЕТИНГА В СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ Е.В. Сухостав, канд. экон. наук, доцент
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина (Россия, г. Омск)
DOr.10.244n/24n-0450-2024-10-2-94-96
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы трансформации маркетинга в области спорта. Актуальность темы подчеркивается развитием информационных технологий и цифровых возможностей, что безусловно имеет место при реализации маркетинговых инструментов в спортивной сфере. Автор выделяет основные тенденции маркетинга в спорте, обращая внимание на развитие индустрии болельщиков, использование элементов виртуальной и дополненной реальности, важности представленности в социальных медиа и внедрении мобильных приложений. В ходе работы отмечается, что цифровизация способствует формированию более близкого, персонализированного взаимодействия между спортивными организациями, командами, болельщиками, потенциальными потребителями спортивных товаров и услуг.
Ключевые слова: маркетинг, спортивный маркетинг, цифровизация, цифровые технологии, инструменты маркетинга.
Спортивные мероприятия являются сегодня неотъемлемой частью социальной и культурной сфер повседневной жизни. В этом контексте спортивный маркетинг приобретает все большее значение для брендов, спортивных команд и организаций. Развитие цифровых технологий позволяет внедрять разнообразные инструменты маркетинга, направленные на привлечение аудитории, вовлечение болельщиков, взаимодействие с потенциальными потребителями спортивных товаров и услуг на качественно новом уровне. Целью данной статьи является изучение возможностей цифровизации в области спортивного маркетинга, выявление основных тенденций и перспектив дальнейшего развития.
Имеет место обратить внимание, что на начальных этапах становления маркетинга в спорте выделялось два направления. Первое включало в себя работу по стимулированию непосредственно участия в спорте, второе -действия по стимулированию потребления товаров через спорт. В 1980 годах появился акцент на новое направление - стимулирование интереса болельщика [1]. Перечисленные направления спортивного маркетинга остаются актуальными и сегодня, становясь лишь все более ориентированными на регулярное взаимодействие с целевой аудиторией, направляя маркетинговые активности на повышение вовлеченности, лояльности. Для достижения последнего в спортивном маркетинге активно
внедряются маркетинговые инструменты, получившие широкие возможности применения благодаря цифровизации.
Так, в настоящее время присутствие в социальных медиа и на прочих онлайн-платформах для спортивных брендов, команд, организаций является необъемлемой составляющей эффективного функционирования. Это основные каналы для регулярного взаимодействия с аудиторией, которые также могут быть использованы для проведения интерактивных мероприятий, публикации эксклюзивного контента, трансляции соревнований или их отдельных моментов. Цифровой маркетинг способствует распространению он-лайн-инструментов инфлюэнс-маркетинга с целью продвижения спортивных товаров, услуг, команд, мероприятий. Внедрение в практику спортивного маркетинга работы с лидерами мнений позволяет привлечь внимание к спортивным брендам, сформировать устойчивый имидж организации, распространять информационные повод на более широкую аудиторию.
Благодаря маркетинговым инструментам в интеграции с цифровыми возможностями индустрия болельщиков претерпевает изменения в сторону большей доступности и вовлеченности фанатского сектора. Затрагивая тему онлайн-трансляций и спортивных видео, отметим, что по результатам исследования Nielsen около 40% болельщиков, отслежива-
ющих спортивные события в том или ином виде спорта, предпочитают сегодня смотреть обзоры или нарезки лучших моментов, против полноценного просмотра события от начала до конца в прямом эфире [2]. Ввиду развития инструментов цифрового маркетинга болельщики могут получать информацию о мероприятиях, любимых спортсменах, командах с помощью различных маркетинговых онлайн-каналов: сайт, мобильные приложения, мобильные месенджеры, социальные сети, рш^ уведомления. В рамках перечисленных каналов инструменты маркетинга позволяют создать персонализированный контент, внедрять элементы геймификации, а также конкурсные активности. Все это создает удобство для взаимодействия фанатов и представителей команд, формирует более ценностную коммуникацию.
В спортивном маркетинге мобильные приложения, безусловно, имеют место не только в направлении взаимодействия с болельщиками. Широкое распространение мобильные приложения получили для массового спорта: приложения для онлайн-тренировок, для отслеживания физической активности, мобильные счетчики калорий и другое. Это позволяет сделать процесс занятия спортом более доступным, повысить вовлеченность любителей спортивных активностей, а с точки зрения маркетинга привлечь к покупке спортивных услуг большее количество потребителей. Кроме того, при реализации каких-либо спортивных товаров и услуг через цифровые маркетинговые каналы возникает возможность более оперативного реагирования на запросы потенциальных потребителей, отслеживания отзывов, комментариев, а как следствие формирования более качественного и персонализированного контента [3].
Отдельно стоит обратить внимание на такие цифровые технологии как виртуальная (УЕ) и дополненная (AR) реальности, применяющиеся в области организации спортивных
мероприятий, а также для развития интерактивных взаимодействий с болельщиками и элементов вовлеченности в массовом спорте. Данные технологии позволяют любителям спортивной активности «стать» участниками события, находясь за пределами спортивной площадки, получая при этом опыт интересного взаимодействия от спортивного продукта или мероприятия. Кроме того, VR и AR технологии имеют место в сфере симуляции спортивных сценариев, что обеспечивает качественный уровень тренировки определенных навыков спортсмена, контроль и поддержание нагрузки.
Инструменты цифрового маркетинга помимо коммуникационной функции делают возможным выполнение аналитических задач. На основании действий потребителей в он-лайн-среде через использование им сайта, мобильного приложения, социальных сетей и прочего формируются данные, которые могут быть применены в рамках маркетинговых исследований, позволяющих узнать больше о предпочтения потребителя, его действиях в рамках пользования какой-либо услугой, что становится основой для принятия дальнейший решений в области спортивного маркетинга и управления организацией в целом [4].
Таким образом, внедрение инструментов цифрового маркетинга в различные области спортивной индустрии позволяет выстроить качественное взаимодействие между спортивными организациями и потребителями спортивных товаров и услуг, включая представителей массового, профессионального спорта, а также болельщиков. Цифровые маркетинговые инструменты, применяемые в спорте способны информировать целевую аудиторию, вовлекать в физические активности, стимулировать интерес к спортивным продуктам, привлекать к участию в спортивных событиях, а кроме того, помогать в решении аналитических задач при исследовании потенциальных потребителей.
Библиографический список
1. Корчагина Е.В. История развития спортивного маркетинга: зарубежный опыт // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. - 2020. - № 24 (2). -С. 43-46.
2. Спортивный маркетинг. Вне игры: итоги года в спортивном маркетинге. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://adindex.ru/specprojects/talks2022/sports_marketing/author_article/309085.phtml (дата обращения 25.09.2024).
3. Андреенко Т.А., Павленко Е.П., Ушаков С.Е. Применение мобильных приложений для занятий физической культурой и спортом // Наука-2020. - 2021. - №6 (51). - С. 88-94.
4. Ангелуца В.Ф., Козлова О.А. Использование web-аналитики при проведении маркетинговых исследований рынка спортивных товаров // В сборнике: Весенние дни науки ВШЭМ. Сборник докладов Международной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. - 2018. -С. 417-421.
DEVELOPMENT OF DIGITAL MARKETING IN THE SPORTS INDUSTRY
E.V. Sukhostav, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin (Russia, Omsk)
Abstract. The article discusses the issues of marketing transformation in the field of sports. The relevance of the topic is emphasized by the development of information technology and digital capabilities, which certainly takes place when implementing marketing tools in the sports field. The author highlights the main marketing trends in sports, paying attention to the development of the fan industry, the use of virtual and augmented reality elements, the importance of representation in social media and the introduction of mobile applications. In the course of the work, it is noted that digitalization contributes to the formation of closer, personalized interaction between sports organizations, teams, fans, potential consumers of sporting goods and services.
Keywords: marketing, sports marketing, digitalization, digital technologies, marketing tools.