С.В. Тихонова,
доктор философских наук, профессор, кафедра истории государства и права, Саратовская государственная юридическая академия
S.V.Tikhonova,
Doctor of Philosophy, Professor, Saratov State Law Academy
segedasv@yandex. ru
Развитие цензурной правовой политики Российской империи при Александре I
Аннотация: актуальность статьи определяется возрастанием значимости государственного контроля в информационном пространстве современного общества. Цель статьи — проанализировать развитие цензурной правовой политики в период правления Александра I. Автор опирался на общенаучные (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы при решении поставленных задач. Была рассмотрена трансформация цензурной правовой политики от принятия «самого либерального» цензурного устава 1804 г, до подготовки проектов «чугунного» устава 1826 г. Делается вывод о том, что цензурная правовая политика избранного периода перестает быть стихийной, ситуативной и получает статус осознанной, целенаправленной и идейно обоснованной деятельности. В ее рамках создается организационная платформа для многослойной сети цензурных учреждений, которая в будущем будет обеспечивать незыблемость устоев самодержавия.
Ключевые слова: цензурная правовая политика, правовая политика, цензура.
Development of the censorship legal policy of the Russian Empire in Alexander's I reign
Abstract: topicality of the article bases on the importance of the role of the state control of the information space of modern society. The goal of the article is to analyze development of censorship legal policy in the period of Alexander's I board. The implementation of the research objectives was achieved with the help of general scientific (dialectical method, analysis, synthesis) and special scientific methods (formal-legal and comparative-legal methods). The author considered transformation of the censorship legal policy from acceptance from "the most liberal" the censorship statute of 1804 to the preparation of drafts of the "cast iron " statute of 1826. The author comes to a conclusions that the censorship legal policy of the chosen period evolves from spontaneous, situational to conscious, purposeful and ideologically reasonable. It puts an organizational platform for a multilayered network of censorship establishments which in the future will provide firmness of foundations of autocracy.
Keywords: censorship legal policy, legal policy, censorship.
XIX век ознаменован качественно новым этапом развития цензурной правовой политики. В этот период произошел рост объема информации, увеличилось число ее потребителей, читательская публика стала неоднородной. Трансляция идей Просвещения, в том числе и радикальных, приходит в противоречие с вектором развития самодержавной российской государственности. Русская литература и, шире, публицистика трансформировалась в контрофорс власти. Ее чаяния либерализации власти во имя прогресса были неразрывны с идеями закона и порядка, критикой произвола и бесчеловечности существующего строя. Свобода мысли неизбежно будила жажду действия, слабо реализуемую в рамках государственной и военной службы и часто ориентированную на революционные европейские образцы. Реакция государства выражалась в усилении цензуры, расширении ее задач. Последние Л.К. Старкова определяет следующим образом: цензурные «функции
73
о;
расширялись, видоизменяясь в зависимости от политическом конъюнктуры; они включали контроль, регламентацию, охрану информации, применение санкций и репрессий, но в целом задачи цензуры могут быть охарактеризованы знаменитым принципом "держать и не пущать"» [1, с. 118].
В целом, цензура в XIX в. обрела юридический статус, вызвавший профессионализацию деятельности цензоров. Важной ее особенностью был персонифицированный характер: распоряжения по цензуре исходили только от имени престола, правители настойчиво стремились лично направлять процесс формирования и функционирования органов цензуры, цензурные запреты четко идентифицировались с их волей, что усиливало конфронтацию.
И.М. Чирскова так оценивает развитие института цензуры в XIX в.: «XIX век в России — это то время, когда государство остро ощутило потребность в специальном институте цензуры... Цензура становится важным фильтрующим органом "тела власти", выполняющим ... функцию барьера на пути чужеродных разрушительных сил; без него нормальное функционирование этого организма уже не представлялось возможным» [2, с. 115]. Первая четверть XIX в. наглядно демонстрирует этот процесс трансформации цензуры из стихийной ситуативной деятельности в деятельность осознанную, целенаправленную, предполагающую обоснованность правовой политики. Рассмотрим его подробнее, определив хронологические рамки в соответствии с периодом правления Александра I (с 1801 по 1825 гг.).
За это время цензурная правовая политика смогла осуществить разво-ш рот на 180 градусов: от «самого либерального» цензурного устава 1804 г. до подготовки «чугунного» устава 1826 г. Исследователи отмечают два круп-^ ных периода в развитии цензурной политики этого времени, определяя их <5 рубежом Отечественную войну 1812 г. Первый период характеризуется как
либеральный, второй отличается ужесточением цензуры. ^ Либеральный период связан со стремлением Александра I предотвратить ^ близившиеся политические потрясения с помощью реформ. С самого начала к своего царствования он отменил суровые постановления Екатерины и Павла. т 9 февраля 1802 г. ознаменовано выходом весьма либерального и решительного ш Указа Сенату [3, с. 73—74], провозглашавшего необходимость освобождения с печати от «препон, ставших излишними», изымавшего цензуру из власти полиции и отменявшего предупредительную цензуру.
74 Начало систематических мер связано с изданием 8 сентября 1802 г.
— «Манифеста об учреждении министерств». В соответствии с ним цензура становилась функцией Министерства Народного Просвещения: «Министр ? Народного Просвещения воспитания юношества и распространения наук ° имеет в непосредственном ведении своем Главное Училищное Правление п со всеми принадлежавшими ему частями, Академию Наук, Российскую Академию, Университеты и все другие училища, кроме предоставленных особенному попечению Любезнейшей Родительницы Нашей Императрицы Марии Федоровны, и находящимся по особенному повелению Нашему в управлении других особ или мест, Типографии частные и казенные, исключая из сих последних состоящие также под непосредственным чьим-либо ведомством Цензуру, издание ведомостей и всяких периодических сочинений,
ы у
"О
о
народные Библиотеки, собрания крепостей, натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук заведены быть могут» [4, с. 216—218]. Главное Правление Училищ составили друзья Александра, решительно поддерживавшие идею реформ. Они и готовили реформу просвещения, затрагивающую и цензуру.
Первый проект предложил Н.Н. Новосильцев, использовавший датское постановление о печати времен Христиана VII в смягченном и адаптированном к российским условиям варианте. Однако одобрение получил проект а Н.Я. Озерецковского, утвержденный императором. В итоге 9 июля 1804 г. в и России был принят первый цензурный устав. Он основывался на принципе | предварительной цензуры, реализуемой в основном Министерством про- е свещения. При университетах создавались цензурные комитеты, состоявшие из профессоров и магистров (в округе Санкт-Петербургского университета до создания университета цензурный комитет комплектовался из «ученых особ»). Цензурой церковных книг ведал Синод. Заграничные книги цензу- а рировались при почтамтах. о
Задачей цензуры было объявлено не только пресечение вредных идей, §< но и воспитание: «Доставить обществу книги и сочинения, способствующие О к истинному просвещению ума и образованию нравов, и удалить книги и т сочинения, противные сему намерению» [5]. |
Новеллой для российского права стал параграф о толковании двусмыслен- о ных мест в пользу автора (§ 21). Однако, Устав вводил институт ответственности цензора (§ 15). Если цензор допускал в свет сочинения, содержащие размышления, «противные закону Божию, правлению, нравственности и личной чести какого-либо гражданина», то, как нарушитель закона, подвергался ответственности, по мере важности вины [5].
Институциональная связь цензуры и университетов, предусмотренная Уставом, имела важные культурные следствия. Необходимо отметить, что изначально цензоры по своему социальному статусу были представителями интеллигенции обеих столиц. Как отмечает С.А. Стерхова, цензорами были ректоры и профессора университетов, литераторы, хорошо разбиравшиеся в западно-европейской и русской философии и литературе. Многие из них были близки к передовым кругам русского общества, находились в дружеских связях с известными писателями, публицистами [6, с. 31]. Уважая высочайшие указания, они не были нацелены на конфронтацию с авторами. Такие цензоры, как И.А. Гончаров, Ф.И. Тютчев, 75
А.В. Никитенко, напротив, стремились к сотрудничеству с авторами, разделяя -
с ними убеждение в праве критики. Сама по себе жесткая цензурная практика благоприятствовала появлению поколения активных читателей, способных читать между строк и домысливать недосказанное. Литераторы оттачивали свой ^ язык, стремясь выражаться емко, многозначительно и иносказательно. Однако | этим влияние цензоров на процессы трансляции культуры не ограничивалось. о Как отмечает Л.К. Старкова, усилия цензоров, направленные на ограждение а государственных интересов, нередко приводили к неожиданным результатам — популяризации запрещенных произведений отечественной и иностранной литературы. Благодаря цензуре русский читатель нередко был знаком с ними лучше, чем представители более свободных европейских стран [1, с. 118].
® "О
®
0
и
1
п
"О ®
Практика применения Устава, впрочем, либеральной не была. С 1810 г. в дела цензуры начало все более вмешиваться созданное в указанном году Министерство Полиции. В 1811 г. создается особая канцелярия при Министре Полиции — «цензурная ревизия». Она контролирует книжные лавки, типографии, содержание театральных афиш, объявлений, пресекает обращение книг, которые «хотя и были пропущены цензурою, но давали бы повод к превратным толкованиям, общему порядку и спокойствию противным» [7]. Таким образом, Министерство полиции начинает контролировать цензурную деятельность Министерства народного просвещения. Влияние Министерства полиции на цензуру все возрастает, оба министерства нередко конкурируют друг с другом в вопросах цензуры.
После Отечественной войны 1812 г. и разгрома Наполеона начинается период реакции. По всей Европе реставрируются монархические режимы, отрицаются важнейшие постулаты Просвещения. В России ситуация осложняется избыточным вольномыслием офицеров, возвращающихся из Европы в Россию. Примечательно, что агентом реакции становится не Министерство полиции, а Министерство просвещения. По его инициативе начинаются разгромы университетов и других учебных заведений, вводится запрещение «суетных догадок» о происхождении и переворотах земного шара, естественного права как университетской дисциплины, предпринимаются попытки запретить преподавание философии.
В 1817 г. объявляется запрет на публикацию судебных дел (поскольку § в Уставе нет на это прямого разрешения), в 1818 г. — на печать любых из-□l вестий, связанных с правительством [8, с. 160], а также на осуждение игры s актеров императорских театров. Разрабатываются инструкции по контролю <5 учебных книг, цензура становится массированной и одновременно мелочного придирчивой, дублируется и усугубляется. Цензоры не могут толковать сомне-g ния в пользу автора. Действующий Устав оказывается ненужным в условиях ° складывающейся административной цензурной практики, он тормозит ее к эффективность. В 1820 г. начинается разработка нового Устава, создается m особый комитет для его подготовки. Разрабатывается весьма нелиберальный m проект М.Л. Магницкого. Однако для нового царствования он окажется [Зь слишком мягким, 22 июня 1826 г. будет принят проект, подготовленный А.С. Шишковым и князем П.А. Ширинским-Шихматовым. Новый Устав 76 заслуженно будет прозван «чугунным».
— Таким образом, к концу первой четверти XIX в. осуществилась радикальная переориентация цензурной правовой политики. Была создана ор-^ ганизационная платформа для многослойной сети цензурных учреждений, ° которая в будущем обеспечит жесткий контроль общественного сознания, ^ искоренение инакомыслия и незыблемость устоев самодержавия.
Список литературы
1. Старкова, Л.К. Российская цензура — первые задачи и поиск решений // Власть. — 2008. — № 12. — С. 115-120.
2. Чирскова, И.М. Цензура как историко-культурный феномен в России XIX века // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2008. — № 10. — С. 115—125.
к
3. Сборник постановлений и распоряжений по цензуре с 1720 по 1862 год. — СПб. : Типография Морского Министерства, 1862. — 487 с.
4. История государства и права России в документах и материалах с древнейших времен по 1930 г. / сост: И.Н. Кузнецов. — Минск: Амалфея, 2000. — 640 с.
5. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Собрание 1-е: по 12 декабря 1825 г. СПб : Типография Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830-1851. Т. 28 : 1804-1805. — 1328 с.
6. Стерхова, С.А. Из истории цензуры в России первой половины XIX века // Вестник Удмуртского ун-та. — 2005. — № 5. — С. 31-36. g
7. Рейфман, П.С. Из истории русской, советской, постсоветской цензуры. 2006 и [Электронный ресурс] / П.С. Рейфман. URL: http: //www.ruthenia.ru/reifman (дата е обращения: 01.06.2014). е
8. Рождественский, С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 / С.В. Рождественский. — СПб.: Государственная типография, 1902. — 785 с.
ы у
"U
References g
1. Starkova, L.K. Rossijskaja cenzura — pervye zadachi i poisk reshenij // Vlast'. — g 2008. — 12. — S. 115-120. i
2. Chirskova, I.M. Cenzura kak istoriko-kul'turnyj fenomen v Rossii XIX veka // Vestnik 0 Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. — 2008. — № 10. — S. 115—125. t
3. Sbornik postanovlenij i rasporjazhenij po cenzure s 1720 po 1862 god. — SPb. : | Tipografija Morskogo Ministerstva, 1862. — 487 s. T
4. Istorija gosudarstva i prava Rossii v dokumentah i materialah s drevnejshih vremen ° po 1930 g. / sost: I.N. Kuznecov. — Minsk: Amalfeja, 2000. — 640 s. §
5. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii s 1649 goda. Sobranie 1-e: po 12 dekabrja 0 1825 g. SPb : Tipografija Vtorogo otdelenija Sobstvennoj Ego Imperatorskogo Velichestva i> kanceljarii, 1830-1851. T. 28 : 1804-1805. — 1328 s. |
6. Sterhova, S.A. Iz istorii cenzury v Rossii pervoj poloviny XIX veka // Vestnik P Udmurtskogo universiteta. — 2005. — № 5. — S. 31-36. |
7. Rejfman, P.S. Iz istorii russkoj, sovetskoj, postsovetskoj cenzury. 2006. [Jelektronnyj p resurs] / P.S. Rejfman. URL: http: //www.ruthenia.ru/reifman (data obrashhenija: i 01.06.2014). 5
8. Rozhdestvenskij, S.V. Istoricheskij obzor dejatel'nosti Ministerstva narodnogo c prosveshhenija. 1802-1902 / S.V. Rozhdestvenskij. — SPb.: Gosudarstvennaja tipografija, 1902. — 785 s. 5
sa
CD
77
bo о
5 О И a