Вестник Томского государственного университета. 2014. № 382. С. 169-173
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УДК 37.015.325
Е. С. Зорина, И. С. Дышлюк
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
Рассматривается профессиональная успешность учителей, выделяются компоненты их ценностно-смысловой сферы, непосредственно влияющие на трудовую деятельность, и обосновывается актуальность психологического исследования определения зависимости между ними. Выделяется специфика ценностно-смысловых характеристик педагогов, описываются составляющие их успешной деятельности. Приводятся результаты исследования, в ходе которого были определены три группы учителей, находящихся на разных этапах карьерного роста, показавшие определенные результаты при изучении их ценностноличностных ориентаций, а также данные, подтверждающие гипотезу о том, что успешность педагогической деятельности напрямую зависит от уровня развития ценностно-смысловой сферы личности педагога.
Ключевые слова: профессиональная успешность; ценностно-смысловая сфера; педагогическая деятельность.
Одной из серьёзнейших проблем современной России остаётся реформирование системы образования в самом широком масштабе. Пути решения данной проблемы отличаются своим многообразием, а порой и противоречивостью идей. К сожалению, не существует какой-либо четкой, регламентированной программы, охватывающей все аспекты реформирования образовательного процесса. На наш взгляд, перемены должны касаться не только материально-технического оснащения объектов образовательной деятельности, модернизации программ, роста числа требований к учащимся и учителям. Прежде всего, они должны быть нацелены на поддержку учителя и ученика, обращены к их психологическим особенностям. Образовательный процесс нуждается в организации реального психологического сопровождения всех его участников, в действенных технологиях повышения качества и эффективности обучения на основе постижения и раскрытия личностных целей и смыслов.
В то же время в рамках научного познания наметилось противоречие между значительной базой теоретических и эмпирических исследований, отражающих условия, проблемы, особенности профессиональной успешности и самореализации учителей, освещающих формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, и явным недостатком информации по развитию их ценностно-смысловой сферы, её влиянию на конкретные профессиональные достижения. Не определена взаимосвязь между этими понятиями, нет общепринятых критериев оценки. Не хватает информации о месте и роли ценностно-смысловых конструктов в процессе профессионального самоопределения и становления специалиста, о специфике возрастных, гендерных и психологических особенностях индивида, участвующего в педагогическом труде.
Такое положение вещей в условиях модернизации системы образования делает необходимостью сосредоточение внимания на личности учителя, изучение его внутреннего мира и выявление взаимосвязи с успешностью и эффективностью его профессиональной деятельности.
Мы предположили, что оптимизация обучения, повышение статуса профессии, улучшение атмосферы в школе, создание условий для творческого развития детей возможны при условии гармонизации и благополучия психологической жизни педагогов. Именно поэтому так важно исследовать влияние развития ценностно-смысловой сферы учителя на его профессиональную успешность.
Наше исследование проходило в МОУ СОШ № 82 Октябрьского района г Ростова-на-Дону и МОУ СОШ № 14 г. Новочеркасска Ростовской области в течение двух месяцев. Число респондентов составило 40 человек в возрасте от 20 до 74 лет, в исследуемую группу входили учителя начальной школы, учителя дополнительного образования и учителя-предметники. Вся работа заключается в трех основных ступенях научно-практического познания и представляет собой поэтапное освоение выдвинутой проблемы.
Первый этап был посвящен изучению психологической, педагогической, философской литературы по теме работы, определению объекта, предмета, гипотезы исследования, его терминологического аппарата. Это период научного поиска и теоретического отбора информации для проведения эмпирического исследования. Таким образом, анализ психологической, философской и педагогической литературы позволил выявить, что ценность - это многоаспектное ключевое базовое понятие, неоднозначно рассматриваемое на протяжении всего времени существования науки. Интерес к ценностно-смысловой сфере личности на сегодняшний день является одним из превалирующих в разных областях жизни. Смыслы и ценности, являясь важнейшими явлениями духовной составляющей человека, во многом определяют не только поведенческие, мотивационные стратегии поведения, но и профессиональную ориентацию, пути социальной самореализации.
Особое значение ценностно-смысловые характеристики имеют для профессии педагога. Именно работа учителя предполагает богатство духовного мира, устойчивость и зрелость психики, насыщенность и гармонию внутреннего мира. Ведь пробудить интерес к познанию, открытию, эксперименту может только душа целостная, стремящаяся к высоким ценностным ориентирам. В жизни учителя должны присутствовать те вечные смыслы, которые мы передаем из поколения в поколение. Сбор информации по изучению успешности учителя проводится непосредственно в учебно-воспитательном процессе, во внеклассной работе педагога по предмету, в его усовершенствовании кабинета, в проявлении результатов повышения квалификации, самообразования и саморазвития.
Для систематизации и анализа профессиональной деятельности была разработана и составлена сводная таблица, в которой отразились объективные критерии успешности педагогического процесса. Такая форма обработки данных позволила быстро и корректно составить представление о достижениях и заслугах учителей.
Исследование внутренних (субъективных) показателей должно включать в себя, прежде всего, самооценку профессиональной деятельности с входящими в неё компонентами, а также отражать личностный анализ отношений в системах учитель - ученик, учитель -учитель и учитель - администрация, показать способность к рефлексии в трудовой деятельности.
Сопоставив результаты изучения двух составляющих успешности, мы получим картину, по которой можно определить сильные и слабые стороны деятельности педагога, увидеть его индивидуальный стиль преподавания, проследить, насколько объективно человек оценивает свою деятельность, какое место вообще она занимает в его жизни, а также вывести общую оценку педагогической деятельности, определить уровень успешности.
Второй этап. Составление программы констатирующего эксперимента, его проведение и обработка полученных данных. В данный этап входили подбор методик, составление Диагностической карты, непосредственное общение с педагогами, сбор личных данных респондентов, а также участие в педсовете школы, раздача и сбор анкет. После систематизации и анализа полученных данных мы перешли непосредственно к следующему, завершающему этапу. Для проведения констатирующего эксперимента нами были использованы следующие формы работы: составление диагностической карты, анкетирование, беседа, наблюдение, аналитическая обработка данных. Этот этап работы отличался насыщенностью, непосредственным общением с испытуемыми, участием во внутренней жизни школы, знакомством с объектом исследования. Среди психологических методик были отобраны следующие: Методика психологического благополучия [1. С. 95-129], Тест СЖО в обработке Д.А. Леонтьева [2. С. 18], составленная нами Диагностика критериев объективной успешности учителей, а также Экспертная самооценка педагогических компетенции и Анкета по выявлению стремления к саморазвитию и самореализации. Все эти методики отличаются достоверностью и возможностью применения для широкого круга респондентов.
Под профессиональной успешностью, как было сказано ранее, мы понимаем прежде всего совокупность внешних и внутренних критериев оценки трудовой деятельности, которые отражают качество работы, результативность и соответствие между целями, желаниями и полученным результатом. Поэтому изучение профессиональной успешности шло по двум направлениям: исследование внешних (объективных) критериев и выявление внутренних (субъективных) [3. С. 55-63]. Для определения первой категории учителям было предложено заполнить составленную нами Диагностическую карту профессиональной деятельности педагога. Она представляет собой сводную таблицу, в которой при наличии перечисляемых критериев респондент ставит себе один балл. По завршению, баллы суммируются и мы видим общую оценку труда педагога.
Третий этап. Подведение итогов, основные выводы, общий анализ результатов и составление методических рекомендаций. На этом этапе была проведена серьезная аналитическая работа, сделаны выводы и составлена программа возможной дальнейшей работы с педагогами, которые приняли участие в исследовании, с целью повышения успешности профессиональной деятельности и улучшения качества психологического благополучия.
Таким образом, было проведена диагностика объективных и субъективных показателей профессиональной успешности учителей, показавшая отличия в балловом соотношении и условно разделившая коллектив респондентов на три группы. Первая группа - это наиболее успешные учителя, как правило, занимающие административные должности, совмещающие их с преподавательской деятельностью. Таких лидеров наименьшее количество, всего 25%. Вторая группа наиболее многочисленна (43%). Это учителя со средним уровнем успешности. И, наконец, третья группа с наименьшими показателями составила всего 335 от общего числа педагогов.
Оценка профессиональной эффективности показала достаточно объективные данные, в целом соотносящиеся с Диагностикой профессиональных компетенций педагогов.
Анализ стремлений к самореализации показал, что в наибольшей степени к самоактуализации стремятся представители первой группы. На втором месте учителя, набравшие наименьшие баллы при оценке объективных критериев. Однако, как мы видим, в них есть потенциал и желание изменить свое положение. Такую особенность можно объяснить возрастным составом этой группы -молодые специалисты амбициозны, целеустремленны, хоть и не обладают достаточным опытом, но желают его получить, освоить новые знания. Наиболее инертна группа со средними показателями успешности, несмотря на то, что им также не чуждо определенное стремление к росту, выраженное не слабее, чем у третьей группы.
Изучение психологического благополучия расставило акценты при описании личностных характеристик учителей, подчеркнув их особенности, и дало возможность предположить, что в основе их жизненной стратегии лежат ценностно-смысловые ориентиры, направленные на достижение признания в обществе, установки позитивных взаимоотношений, преобладание оптимистичного настроя, выведение общечеловеческих, гуманистических ценно -стей в доминирующую позицию. При этом были выявлены некоторые особенности, характерные для той или иной группы учителей. Так, лидеры, обладающие наибольшими показателями по профессиональной успешности, отличаются наименьшими самоприятием, заботой о себе, своем здоровье. Для них на первый план выходит соответствие социальным ролям, нормам, подчеркнутость собственного статуса. Мы можем предположить, что причины таких особенностей кроются в системе воспитания советского периода, когда личное старались загнать на второй план, а в большинстве своем представители первой группы - это люди, рожденные и выросшие в Советском Союзе. Можно предположить, что такая закономерность характерна для людей с активной жизненной позицией, не нашедших «золотой середины» в удовлетворении своих духовных и физических притязаний. Возможно, этот диссонанс и толкает их к самореализации и раскрытию, но тут уже встает вопрос о цене достижений.
Наиболее стабильной и предсказуемой оказалась вторая группа. Видимо, в неё входят учителя с устоявшимся мировоззрением, занимающие прочно свои позиции, ценящие прежде всего стабильность и комфорт.
Третья группа, наиболее неоднородная по своему составу, а значит, и противоречивая, имеет тенденции к личностному росту, что достаточно отрадно и в целом соответствует показателям среднестатистической нормы по
прочим изучаемым критериям. Со временем молодые специалисты накопят необходимый опыт и динамично перейдут в группу более успешных, а вероятно, и займут первые позиции. Данная тенденция возможна уже потому, что во многих показателях они не намного отстают от группы педагогов со средними показателями успешности.
Исследование смысложизненных ориентаций в целом подтвердило результаты методики описания Психологического благополучия личности, обобщив и выведя общие баллы по рассматриваемым характеристикам.
Проведенное исследование показало, что педагогический коллектив делится на несколько групп по достигнутой успешности, в нашем случае мы обнаружили три такие группы. Анализ ценностно-смысловой сферы позволил определить, какие личностные характеристики отличают представителей трёх групп, что лежит за стратегиями успеха, какие ценностные и смысловые конструкты управляют поведением. Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу дипломной работы, был проведен корреляционный анализ, результаты которого отражены в табл. 1, 2.
Статистической обработке были подвергнуты субъективные и объективные показатели профессиональной успешности и компоненты, описывающие ценностносмысловую сферу. Была предпринята попытка выявления зависимости между этими переменными, определение степени её выраженности. Корреляционная связь отражает тот факт, что изменчивость одного признака находится в некотором соответствии с изменчивостью другого. Мы видим, что большинство компонентов успешности соза-висимы с показателями психологического благополучия. Так, оценка деятельности зависима от позитивного отношения, автономии, уровня управления средой, личностного роста, самоприятия, осмысленности жизни, постановки целей, видения процесса, результата, уровня самоконтроля. Если более кратко сформулировать результаты проведенного анализа, то получается, что на компоненты успешности (оценка деятельности, самооценка педагогических компетенций и реализация потребностей к самораскрытию) влияет уровень развития психологического благополучия и смысложизненных ориентаций (табл. 2).
Т а б л и ц а 1
Сила и направленность связей между уровнем успешности и компонентами ценностно-смысловой сферы
ро Спирмена Оценка деятельности Педагогическая деятельность Педагогическое общение Личностные особенности Обучен- ность школьников Воспи- танность школьни- ков Реализация потребностей
Позитивное отношение Коэф. коррел. ,320* ,231 ,223 ,128 ,184 ,000 -,091
Знач. (2-сторон.) ,044 ,151 ,166 ,430 ,256 ,999 ,575
N 40 40 40 40 40 40 40
Автономия Коэф. коррел. ,430** ,435** ,392* ,253 ,271 -,055 ,294
Знач. (2-сторон.) ,006 ,005 ,012 ,115 ,090 ,736 ,066
N 40 40 40 40 40 40 40
Управление средой Коэф. коррел. ,419** ,437** ,244 ,446** ,361* ,114 ,077
Знач. (2-сторон.) ,007 ,005 ,129 ,004 ,022 ,486 ,635
N 40 40 40 40 40 40 40
Личностный рост Коэф. коррел. ,395* ,415** ,496** ,291 ,321* -,177 ,389*
Знач. (2-сторон.) ,012 ,008 ,001 ,069 ,043 ,275 ,013
N 40 40 40 40 40 40 40
Цели в жизни Коэф. коррел. ,678** ,615** ,432** ,276 ,426** ,179 ,566**
Знач. (2-сторон.) ,000 ,000 ,005 ,085 ,006 ,270 ,000
N 40 40 40 40 40 40 40
Самопринятие Коэф. коррел. -,218 -,383* -,245 -,226 -,212 ,123 -,295
Знач. (2-сторон.) ,177 ,015 ,127 ,161 ,189 ,448 ,064
N 40 40 40 40 40 40 40
Баланс аффекта Коэф. коррел. ,549** ,420** ,410** ,130 ,132 -,274 ,272
Знач. (2-сторон.) ,000 ,007 ,009 ,423 ,415 ,088 ,089
N 40 40 40 40 40 40 40
Осмысленность жизни Коэф. коррел. ,532** ,488** ,420** ,364* ,416** ,161 ,350*
Знач. (2-сторон.) ,000 ,001 ,007 ,021 ,008 ,320 ,027
N 40 40 40 40 40 40 40
Человек как открытая система Коэф. коррел. ,237 -,110 ,016 -,097 ,111 ,045 -,039
Знач. (2-сторон.) ,141 ,498 ,920 ,552 ,496 ,785 ,813
N 40 40 40 40 40 40 40
Цели Коэф. коррел. ,327* ,546** ,246 ,316* ,227 -,268 ,291
Знач. (2-сторон.) ,039 ,000 ,126 ,047 ,159 ,094 ,069
N 40 40 40 40 40 40 40
Процесс Коэф. коррел. ,700** ,575** ,525** ,397* ,470** ,060 ,462**
Знач. (2-сторон.) ,000 ,000 ,001 ,011 ,002 ,714 ,003
N 40 40 40 40 40 40 40
Результат Коэф. коррел. ,376* ,342* ,316* ,375* ,327* -,220 ,100
Знач. (2-сторон.) ,017 ,031 ,047 ,017 ,040 ,173 ,539
N 40 40 40 40 40 40 40
ЛК-Я Коэф. коррел. ,671** ,667** ,448** ,503** ,605** ,077 ,235
Знач. (2-сторон.) ,000 ,000 ,004 ,001 ,000 ,636 ,144
N 40 40 40 40 40 40 40
ЛК-жизнь Коэф. коррел. ,707** ,646** ,412** ,437** ,509** -,033 ,389*
Знач. (2-сторон.) ,000 ,000 ,008 ,005 ,001 ,840 ,013
N 40 40 40 40 40 40 40
Здесь и в табл. 2. * Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя). ** Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя).
Сила и направленность связей между уровнем успешности и компонентами ценностно-смысловой сферы
ро Спирмена Оценка деятельности Самооценка педагогической компетенции Реализация потребностей
Психологическое благополучие Коэффициент корреляции ,745** ,643** ,362*
Знач. (2-сторон.) ,000 ,000 ,022
N 40 40 40
Смысложизненые ориентации Коэффициент корреляции ,557** ,351* ,386*
Знач. (2-сторон.) ,000 ,026 ,014
N 40 40 40
По направлению корреляция имеет положительную (прямую) зависимость, когда более высоким значениям одного признака соответствует более высокое значение другого. Чем выше показатели ценностно-смысловой сферы, тем больше уровень профессиональной успешности учителей.
Кроме того, были выделены ценностные и смысловые образования, имеющие наибольшее значение по критериям успешности. К ним относятся показатели, имеющие прямое корреляционное значение сразу по нескольким критериям успешности. Прежде всего, на формирование профессиональной успешности влияют: гармоничное целеполагание, наличие гуманных целей в жизни, осознание собственного Я и внутренней автономии, нонконформизм, стремление к обновлению и личностному росту, ориентация на достижение результата, удовольствие от процесса. Интересным оказался факт низкого приятия себя лидерами и людьми с высокими производственными показателями. Как правило, они меньше всего удовлетворены заботой о себе, своём здоровье, они меньше отдыхают и расслабляются, чем представители других групп. В этом проявляется диссонанс между карьерой и достижением профессионального мастерства и любовью к себе, заботой о собственном организме. Получается, что достижение успеха в педагогике среди наших респондентов шло через самоотдачу и самопожертвование.
Таким образом, результаты эмпирического исследования подтверждают нашу гипотезу о прямой зависимости профессиональной успешности учителей от развития их ценностно-смысловой сферы.
Большое значение всегда придавалось влиянию факторов материальных, вещественных на качество и уровень жизни, достижение определенного статуса, обретение равновесия и успешности. Наука, опирающаяся на марксистско-ленинскую теорию, со всех сторон доказывала преобладание внешнего над внутренним, практического над духовным, коллективного над индивидуальным. Возможно, именно из-за преобладания в нашем восприятии категорий вещественных, а не духовных, мы постепенно сталкиваемся с обнищанием и убогостью повседневной жизни. На смену идеологии советского строя пришли хаос, нигилизм и анархия, которые так пагубно влияют на душу человека. Наиболее остро проблемы ценностей видны в системе образования. С одной стороны, она является наиболее консервативной составляющей общественной институциональной иерархии, с другой, именно школы, колледжи, вузы, даже детские сады - все представители интересующей нас системы - дают возможность проследить особенности современного общества, предположить перспективы дальнейшего развития, они обличают реалии очень ярко и впечатляюще.
Много проектов, реформ, исследований проводится с участием субъектов образовательной деятельности, именно поэтому нас заинтересовала возможность изучения и анализа учителей, ведь именно они являются важнейшей составляющей процесса не просто обучения, а становления личности граждан нашей страны. Слишком многое зависит от духовной жизни педагогов, уровня развития их ценностно-смысловой сферы, особенностей мировоззрения и характера. Поэтому нам кажется естественным заинтересованность психологической науки в диагностике и коррекции психологических характеристик учителей.
Нами была проведена исследовательская работа, охватившая 40 педагогов по разным специальностям с применением пяти методик анализа и описания личностных особенностей и профессиональных достижений респондентов. Была самостоятельно разработана Диагностическая карта объективных критериев оценки, с целью выведения общих показателей профессиональной компетенции. Также для изучения профессиональной успешности учителей применялись Методика экспертной самооценки и Методика выявления показателей самореализации. Такой комплексный подход дал возможность составить реальную картину уровня педагогических достижений и успешности вообще, сочетая объективные и субъективные оценки, самоанализ и конкретные показатели.
Глубокому анализу мы подвергли ценностносмысловую сферу учителей. При отборе методик для её изучения мы, прежде всего, руководствовались категориальным отбором компонентов личностной динамической системы, которые в той или иной степени связаны с целеполаганием, мотивацией и ориентацией на социум. Так появились группы ценностей, присущие педагогической профессии в наибольшей степени.
Выяснив по каждому педагогу отдельно и в целом по группе средние показатели интересующих нас величин, был проведен корреляционный анализ. На его основе можно сделать общий вывод, что гипотеза, выдвигаемая нами в начале исследования, верна, а значит, развитие ценностно-смысловой сферы личности
напрямую влияет на уровень профессиональной успешности учителя.
Кроме того, по ходу работы были сделаны дополнительные выводы.
1. Проведенное исследование выявило конкретные характеристики ценностно-смысловой сферы, в наибольшей степени влияющие на достижение профессионального успеха. Это целенаправленность, осмысленность жизни, ориентация на успех, позитивное видение мира, стремление к гармоничному взаимодействию с окружающими.
2. Для группы наиболее успешных педагогов свой- 5. Мы определили, что школы нуждаются в опреде-
ственно критичное отношение к себе, непринятие соб- ленном кадровом менеджменте, в стимуляции дости-
ственного «Я», игнорирование проблем со здоровьем. жений, в применении современных бизнес-технологий,
Они больше нацелены на удовлетворение потребностей поэтому предлагаем в качестве альтернативы повыше-
социальных, общественных, чем на конструктивный ния профессиональной успешности коуч-тренинг,
самоанализ и заботу о себе. нацеленный на самоактуализацию, раскрытие креатив-
3. Группа учителей, занявшая среднюю позицию по ности, способности действовать в команде продуктивно
успешности, оказалась наиболее стабильной по своим и определить общие цели через понимание собствен-
показателям и достаточно предсказуемой. В целом мы ных ценностей и смыслов.
убедились, что в неё входят преподаватели, составля- Мы считаем, что психологическая поддержка педа-
ющие основную массу трудовых кадров, надежные, но гогов, основанная на внедрении коучинга в образова-
не склонные к новшествам и ииновациям. тельное пространство, не просто повысит успешность
4. Наименее успешные учителя, как правило, либо мо- каждого участника, но и даст возможность осознать
лоды, либо работают в школе по совместительству, имеют свои сильные стороны, найти ресурсы для достижения
дополнительный заработок или посторонние профессио- целей, обогатить и развить ценностно-смысловую
нальные интересы. Примечателен тот факт, что эта группа сферу.
достаточно целенаправленна, склонна к авантюрам, имеет Как один из возможных вариантов разработан коуч-
несколько завышенную самооценку. Несомненно, что со тренинг, способствующий раскрытию характеристик
временем амбициозные и упорные молодые специалисты ценностно-смысловой сферы и соотношению их с жиз-
смогут повысить уровень своей успешности. ненными целями педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психоло-
гическая диагностика. 2005. № 3.
2. Леонтьев ДА. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. М. : Смысл, 2000.
3. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 17 марта 2014 г.
DEVELOPMENT OF THE AXIOLOGICAL SPHERE OF THE TEACHER AS A FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL SUCCESS
Tomsk State University Journal. No. 382 (2014), 169-173.
Zorina Ekaterina S., Dyshlyuk Irina S. Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: [email protected], [email protected]
Keywords: professional success; axiological sphere; pedagogical activity.
One of the most serious problems of modern Russia still is the education system reforming in the broadest scale. In this process an important role is assigned to the teacher, his/her axiological characteristics. In the research we assumed that optimization of training is possible with harmonization and wellbeing of the psychological life of teachers. Therefore, it is so important to study the influence of of the teacher's axiological sphere development on his/her professional success. Our research took place in School No. 82 of Voroshilovsky District of Rostov-on-Don and School No. 14 of Novocherkassk of Rostov Oblast and lasted 2 months. The number of respondents was 40 people aged 20-74. The work consisted of the following stages. At the first stage the analysis of psychological, philosophical and pedagogical literature allowed revealing that a value is a multidimensional key basic concept which is ambiguously considered throughout the science history. In the second stage a stating experiment was carried out. It included drawing up the diagnostic card, questioning, conversation, supervision, analytical data processing. Among psychological techniques the following were selected: the technique of psychological wellbeing, the LSS Test in D.A. Leontiev's version, the authors' diagnostics of criteria of objective success of teachers, the expert self-assessment of pedagogical competences, and the questionnaire on identifying aspiration to self-development and selfrealization. At the final stage the analysis was carried out and it was established that the description of personal characteristics of teachers depends on their vital strategy with axiological reference points. Some features characteristic for certain groups of teachers were revealed. Thus, leaders possessing the highest indicators of professional success have smallest self-acceptance, smallest care of themselves, their health. Most important for them is compliance with social roles, norms, their own status. The second group proved to be the most stable and predictable. These are teachers with a settled outlook, with strong positions, appreciating, first of all, stability and comfort. The third group, the least uniform structurally and thus inconsistent tends to the personal growth, which is rather pleasant and as a whole corresponds to the indicators of the average norm by other studied criteria. The conducted research showed that the teaching staff can be divided into groups by the success they reached, in our case we found three such groups. Subjective and objective indicators of professional success and components describing the axiological sphere were subjected to statistical processing. An attempt of detection of dependence between these variables, definition of its degree of expressiveness was made. The result was a conclusion that the professional success of teachers depends on the development of their axiological sphere.
REFERENCES
1. Shevelenkova T.D., Fesenko P.P. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti (obzor osnovnykh kontseptsiy i metodika issledovaniya) [Psychological
well-being of a person (a review of basic concepts and research methodology)]. Psikhologicheskaya diagnostika, 2005, no. 3.
2. Leontiev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy [A test of life sense orientations]. Moscow: Smysl Publ., 2000.
3. Markova A.K. Psikhologicheskie kriterii i stupeni professionalizma uchitelya [Psychological criteria and steps of teacher's profesionalism]. Pedagogi-
ka, 1995, No. 6.
Received: February 16, 2014