Научная статья на тему 'Развитие ценностей материнского воспитания в России : историко педагогический анализ'

Развитие ценностей материнского воспитания в России : историко педагогический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / ДЕВИАНТНОЕ МАТЕРИНСТВО / ЦЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ / MATERNITY / DEVIANT MATERNITY / VALUES OF MATERNAL EDUCATION / TENDENCIES OF ITS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Тамара Михайловна

Описаны генезис идей ценностей материнского воспитания в обществе и отечественном образовании, позиции его сторонников и противников, тенденции развития исследуемых ценностей в женском образовании России и их влияние на современное материнство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is regarded the genesis of the ideas of maternal education in the society and domestic education, the positions of its supporters and opponents; the development tendencies of maternal education values in womans education in Russia and their influence on the modern maternity.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностей материнского воспитания в России : историко педагогический анализ»

7. Ruan A. A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: “Thanks, you taught me how to think”. OxCHEPS, 2001.

8. Cole L.P. Tutor handbook and Survival Guide. URL : http: //www.hcc.cc.il.us/asc/TutorHand book6_06.pdf.

9. Woods D. The facilitator/tutor role. URL : http: // www.latrobe.edu.au/teachJng/teaching-resources/pbl/ facilitator.html.

10. Potier B. Online Tutoring. URL : http: //www. hno.harvard.edu/gazette/2002/02.07/18-tutoring.html.

Tutoring in the retrospective view

There is suggested the historical analysis of the origins and development of tutoring as a traditional element of the British educational system. There are shown the main principles of tutorial work, historical and educational significance of tutoring.

Key words: tutor, tutoring, technology of tutoring.

т.М. Иванова

(Волгоград)

развитие ценностей материнского воспитания в России: историкопедагогический анализ

Описаны генезис идей ценностей материнского воспитания в обществе и отечественном образовании, позиции его сторонников и противников, тенденции развития исследуемых ценностей в женском образовании России и их влияние на современное материнство.

Ключевые слова: материнство, девиантное материнство, ценности материнского воспитания, тенденции его развития.

В настоящее время особое беспокойство вызывает деформация в обществе отношения к семье и материнству как ценности, распространение девиантного материнства, характеризующегося обострением проблемы отказни-чества и сопровождающегося социальным сиротством. Благополучие России и перспективы ее процветания подрываются низкой рождаемостью, высокой смертностью, ухудшающимся репродуктивным здоровьем молодежи.

На решение обозначенных проблем направлена президентская программа «Сбережение народа» и ряд целевых региональных программ. Медицинская и материальная помощь, заложенная в их основу, нацелена на поддержание более благоприятных условий для рождения детей и выполнения родительских функций. Однако все это может оказаться невостребованным, если будут отсутствовать личностные смыслы продолжения рода, не будет развито бережное отношение к собственным репродуктивным возможностям, не будут сформированы у молодежи ценности материнского воспитания.

Психологические и педагогические исследования мотивов, предпочтений, оценки молодежи собственной репродукции выявляют корреляции между реализацией способности давать жизнь себе подобным и отношением к своему репродуктивному здоровью, представлениями о ценностях материнства и ценностном отношении к материнству [1, с. 6 - 7]. Это дало нам основание для исследования потенциала ценностей материнского воспитания на основе историкопедагогического анализа, выявления тенденций развития его идей и их реализации в отечественном образовании, в связи с недостаточной теоретической разработанностью проблемы, несмотря на осуществленные ранее исследователями М.А. Беляевой, Г.В. Гнайковой, А.А. Красновским, В.И. Чумаковым и др. поиски.

Материнство является одной из наиболее значимых, фундаментальных человеческих ценностей, поэтому роль матери и материнского воспитания рассматривалась и оценивалась на протяжении многих веков. В Спарте и Афинах дети воспитывались до 7 лет в семье, где главную роль в воспитании играла мать, которой помогала кормилица. Большое внимание уделялось физическому и умственному развитию детей. Им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения, а девочки продолжали воспитываться дома под руководством матери.

Взгляд античных философов на роль матери в воспитании детей, однако, не был однозначным. По мнению Демокрита, воспитание ребенка должно было осуществлять-

© Иванова Т.М., 2012

ся родителями, а именно матерью. Такой же точки зрения придерживался Аристотель, который считал, что дети до 7 лет должны воспитываться в семье. Главную роль в воспитании ребенка он отводил матери, которая должна заниматься с детьми подходящими их возрасту играми, рассказывать им сказки, следить за обучением речи, питанием, движением и закаливанием, а с 5 лет - готовить к школе. Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки. Иную позицию занимал Платон, который выражал негативное отношение к материнскому воспитанию в трактате «Государство», а семью называл самым главным препятствием к осуществлению социалистического строя. Платон требовал, чтобы первоначальное вскармливание и воспитание детей находилось в ведении государственных властей; ребенка после рождения рекомендовал забирать от матери и сдавать в ясли; главная роль в воспитании ребенка в первый год жизни, по его мнению, должна была отводиться кормилицам [5]. Сторонником позиции Платона был Квинтилиан, по мнению которого мать не должна принимать участие в воспитании своего ребенка, а обязана только выбирать кормилицу с правильным произношением, оберегая ребенка от домашних учителей-полузнаек; школьное воспитание, по его убеждению, имеет больше достоинств по сравнению с домашним. Доминирующая мужская культура античности блокировала инстинктивные чувства женщины, репрессируя добродетель материнства.

В средневековой философии тема материнства получила новый виток. Ее осмысление начинается с момента осознания роли женщины в истории человечества в контексте Библии. Церковь проповедует отказ от телесности женщины, уход к идеальным формам материнства, реализующегося в деторождении. В философских учениях П. Абеляра, А. Августина женщина называется причиной грехопадения человека и носительницей зла, поэтому они объявляют миссию женщины-матери, которая должна исправить последствия первородного греха через благочестие, любовь к ребенку и приобщение его к вере [4]. Религиозность матери рассматривалась ими как идеал для подражания и преклонения. Материнство в жизненной реальности воспринималось библейскими философами как залог земного благо-

получия и спасения души конкретной женщины, т.е. средневековая европейская культура дала материнству религиозную трактовку. В христианской символике женщина представлена в двух ипостасях: Евы и Святой Марии. В первом случае женщина - сосуд зла: Ева несет ответственность за грехопадение; Святая Мария - девственная непорочность, вечная женственность. таким образом, в средневековой мысли, несмотря на противоречивое отношение к самой женщине, материнство трактуется как универсальная ценность.

Что касается взгляда Блаженного Иеронима, то можно отметить, что он выступал против точки зрения Платона, считая, что именно мать является ближайшей и незаменимой воспитательницей своих детей в первый период их жизни. когда в ребенке обнаружатся первые проблески сознания, когда он начнет понимать улыбку и голос матери и получает способность членораздельной речи, тогда для матери, по его мнению, наступает время серьезных забот и наилучшим средством воспитания в этот период жизни ребенка служит ее пример (Там же).

Проблемой материнского воспитания занимался основоположник научной педагогики Я.А. Коменский. В его работах «Материнская школа», «Великая дидактика», «Чувственный мир в картинках» и др. всегда присутствовала идея о ценностях материнского воспитания; не только в период вынашивания ребенка, но даже до момента его зачатия женщина должна осознанно и серьезно готовиться к материнству: вести здоровый образ жизни, знать о наследственных болезнях своих и мужа, способностях, которые важно развивать, или недостатках, которые нужно преодолевать в воспитании на протяжении жизни. Историки педагогики, изучающие педагогическое наследие Коменского, отмечают, что он уделял особое внимание вопросам физического воспитания детей, отмечал, что мать обязана заботиться о здоровье своего ребенка; в системе образовательных учреждений педагог рассматривал материнскую школу как необходимую первую ступень образования и воспитания, без которого пострадают последующее воспитание и образование человека [3].

Развитие ценностей материнства происходило в противоборстве различных точек зрения. Анализ истории женского образования позволил выявить следующие тенденции во

взглядах ученых и общественных деятелей на ценности материнства и роль женщины в обществе в целом.

1. Традиционная (консервативная) тенденция (М.Н. Катков, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой и др.). Общественные деятели М.Н. Катков и Н.С. Лесков признавали необходимость женского образования, но идейно противостояли процессам эмансипации женщин. Демократически настроенные педагоги в области женского образования оказывались на консервативных позициях (Л.Н. Толстой), во многом идентичных положениям официальной педагогики о «воспитании добрых жен и матерей». Это свидетельствовало о том, что устои патриархатной культуры были распространены в общественном сознании.

Придерживаясь взгляда на женщину только как на воспитательницу детей и хозяйку дома, Л.Н. Толстой осуждающе относился к женской эмансипации, считал ее фактором, разрушающим устои жизни. Критикуя Н.Г. Чернышевского за призыв к свободной любви и многоженству в романе «Что делать?», он отрицательно высказался по женскому вопросу и подчеркивал: «Удивительное недоразумение весь так называемый женский вопрос, охвативший, как это должно быть со всякой пошлостью, большинство женщин и даже мужчин! Но ведь дело женщины по самому ее назначению другое, чем дело мужчины. И потому и идеал совершенства женщины не может быть тот же, как идеал совершенства мужчины. А между тем к достижению этого мужского идеала направлена теперь вся та смешная и недобрая деятельность модного женского движения, которая теперь так пугает женщин» [7, с. 242]. В эмансипации женщины Л.Н. Толстой видел грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины. «Что бы было с миром, что было бы с нами, мужчинами, если бы у женщин не было этого свойства и они не проявляли бы его? Без женщин-врачей, телеграфисток, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине все то лучшее, что есть в нем, и незаметным внушением вызывающих и поддерживающих в нем все это лучшее, - без таких женщин плохо было бы жить на белом свете» [8, с. 559 - 560].

2. Демократическая тенденция (К.Н. Вентцель, Н.А. Вышнеградский, П.Ф. Кап-терев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.Я. Сто-

юнин и др.). Данное направление постулировало общечеловеческий характер образования -гармоничное развитие личности как приоритет над узкой специализированностью образования. В работах этих педагогов, наряду с важностью воспитания женщины-матери, женщины-жены, хранительницы семейного очага как одной из сторон истинно гуманистического образования, рассматривается необходимость гармонического развития женщины. Педагоги-гуманисты особо подчеркивали значимость роли образованной женщины в семье. Н.И. Пирогов обосновал важность образования для женщины именно как матери семейства, что, по мнению современных исследователей [2], является показателем ограниченности инновационных предложений. однако следует иметь в виду, что фактически образования женщины, равного образованию мужчины, еще не существовало, поэтому вопрос образования женщины рассматривался только в условиях специального женского образования. В таких условиях, когда образование было доступно только для мужчин, вопрос о гармоничном развитии не только мужчин, но и женщин уже считался демократическим достижением. Демократическая тенденция реализовалась в педагогической практике женских школ в России во второй половине XIX - начале XX в.

3. Радикальная тенденция (А.М. Кол-лонтай, Н.К. Крупская, Н.П. Огарев, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.В. Шелгунов и др.). Проблема создания женского образования и решение об уравнении женщин и мужчин в правах на этом этапе связывались с революционным переустройством общества. Данное направление сплеталось с революционным движением и «нигилистической» контркультурой XIX в. Идеи о необходимости радикального пересмотра институтов женского образования, брака и семьи были очень популярны в начале XX в. В соответствии с этими идеями институт брака рассматривался как форма закрепления экономической, духовной и политической зависимости и несвободы женщины, что созвучно отдельным направлениям современного феминизма.

Таким образом, развитие ценностей материнского воспитания происходило в противоречивых тенденциях, оказавших как позитивное, так и негативное влияние на развитие педагогической науки и представле-

ния современной молодежи. К основным достижениям гуманистической направленности педагогики в сфере женского образования, обеспечивающим преемственность гендерного подхода к обучению и воспитанию в современной школе, следует отнести идею свободного воспитания личности женщины, основанного на уважительном отношении к ней, соблюдении ее гражданских прав и свобод в семейной и общественной жизни, равноправного с мужским образования [9].

Современные молодые женщины, однако, по-прежнему ощущают сильное давление со стороны традиционной гендерной культуры. Образ «настоящей женщины» включает успешность исполнения бытовой и репродуктивной функций, а женщины, не способные иметь детей, почти неизбежно чувствуют, что они не «настоящие» женщины. Более того, экстраординарное акцентирование культуры на том, что настоящая женщина сексуально привлекательна для мужчины, вынуждает множество немолодых женщин беспокоиться о том, что их статус настоящей женщины, если она станет матерью, исчезнет навсегда. Это заставляет женщин идти на чрезмерные траты времени, энергии и денег в погоне за красотой и нередко в ущерб своему здоровью.

Данное исследование носит историкотеоретический характер, способствует пониманию тенденций женского образования, создавшего предпосылки для современного гендерного образования, нацеленного на формирование гендерной компетентности у молодых женщин и мужчин, предполагающего овладение эгалитарными взглядами и представлениями, свободными от гендерных предубеждений, стремление становиться самодостаточными женскими/мужскими индивидуальностями, отличающимися гендерной чувствительностью, способностью замечать и давать адекватную оценку проявлениям сексизма в поведении других людей [6]. Характеризуя семью как необходимый фактор воспитания свободного ребенка, следует отметить, что важна атмосфера, способствующая развитию и совершенствованию не только детей, но и взрослых членов семьи, благоприятствующая созданию такого взаимодействия между членами семьи, которое дает возможность каждому из них, в том числе матери, достигнуть наибольшей возможной степени развития и совершенства.

Важно дальнейшее исследование развития ценностей материнского воспитания, его влияния на репродуктивное здоровье молодежи, поиск эффективных путей профилактики девиантных проявлений родительства, воспитания у молодежи ценностного отношения к материнству, которое будет способствовать повышению рождаемости, улучшению их репродуктивного здоровья, благополучию и процветанию России.

литература

1. Беляева М.А. Культура репродуктивного поведения в контексте междисциплинарного синтеза : моногр. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2010.

2. Гнайкова Г.В. Ценности материнского воспитания в наследии Е.И. Конради : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.

3. Красновский А.А. Я.А.Коменский. М., 1953.

4. Основные начала религиозно-нравственного воспитания. М., 1908.

5. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1994. Т. 4.

6. Столярчук Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та, 2011. № 8(62). Сер. «Педагогические науки». С. 91 - 94.

7. Толстой Л.Н. О народном образовании. Спб. : Тип. В. Оболенского, 1875.

8. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. М. : ТЕРРА, 1988. Т. 37.

9. Чумаков В.И. Развитие гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX - начале XX в. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007.

Development of the values of maternal education: historical and pedagogical analysis

There is regarded the genesis of the ideas of maternal education in the society and domestic education, the positions of its supporters and opponents; the development tendencies of maternal education values in woman’s education in Russia and their influence on the modern maternity.

Key words: maternity, deviant maternity, values of maternal education, tendencies of its development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.