7. Ruan A. A Liberal Education: and that includes the Sciences! // The Oxford Tutorial: “Thanks, you taught me how to think”. OxCHEPS, 2001.
8. Cole L.P. Tutor handbook and Survival Guide. URL : http: //www.hcc.cc.il.us/asc/TutorHand book6_06.pdf.
9. Woods D. The facilitator/tutor role. URL : http: // www.latrobe.edu.au/teachJng/teaching-resources/pbl/ facilitator.html.
10. Potier B. Online Tutoring. URL : http: //www. hno.harvard.edu/gazette/2002/02.07/18-tutoring.html.
Tutoring in the retrospective view
There is suggested the historical analysis of the origins and development of tutoring as a traditional element of the British educational system. There are shown the main principles of tutorial work, historical and educational significance of tutoring.
Key words: tutor, tutoring, technology of tutoring.
т.М. Иванова
(Волгоград)
развитие ценностей материнского воспитания в России: историкопедагогический анализ
Описаны генезис идей ценностей материнского воспитания в обществе и отечественном образовании, позиции его сторонников и противников, тенденции развития исследуемых ценностей в женском образовании России и их влияние на современное материнство.
Ключевые слова: материнство, девиантное материнство, ценности материнского воспитания, тенденции его развития.
В настоящее время особое беспокойство вызывает деформация в обществе отношения к семье и материнству как ценности, распространение девиантного материнства, характеризующегося обострением проблемы отказни-чества и сопровождающегося социальным сиротством. Благополучие России и перспективы ее процветания подрываются низкой рождаемостью, высокой смертностью, ухудшающимся репродуктивным здоровьем молодежи.
На решение обозначенных проблем направлена президентская программа «Сбережение народа» и ряд целевых региональных программ. Медицинская и материальная помощь, заложенная в их основу, нацелена на поддержание более благоприятных условий для рождения детей и выполнения родительских функций. Однако все это может оказаться невостребованным, если будут отсутствовать личностные смыслы продолжения рода, не будет развито бережное отношение к собственным репродуктивным возможностям, не будут сформированы у молодежи ценности материнского воспитания.
Психологические и педагогические исследования мотивов, предпочтений, оценки молодежи собственной репродукции выявляют корреляции между реализацией способности давать жизнь себе подобным и отношением к своему репродуктивному здоровью, представлениями о ценностях материнства и ценностном отношении к материнству [1, с. 6 - 7]. Это дало нам основание для исследования потенциала ценностей материнского воспитания на основе историкопедагогического анализа, выявления тенденций развития его идей и их реализации в отечественном образовании, в связи с недостаточной теоретической разработанностью проблемы, несмотря на осуществленные ранее исследователями М.А. Беляевой, Г.В. Гнайковой, А.А. Красновским, В.И. Чумаковым и др. поиски.
Материнство является одной из наиболее значимых, фундаментальных человеческих ценностей, поэтому роль матери и материнского воспитания рассматривалась и оценивалась на протяжении многих веков. В Спарте и Афинах дети воспитывались до 7 лет в семье, где главную роль в воспитании играла мать, которой помогала кормилица. Большое внимание уделялось физическому и умственному развитию детей. Им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения, а девочки продолжали воспитываться дома под руководством матери.
Взгляд античных философов на роль матери в воспитании детей, однако, не был однозначным. По мнению Демокрита, воспитание ребенка должно было осуществлять-
© Иванова Т.М., 2012
ся родителями, а именно матерью. Такой же точки зрения придерживался Аристотель, который считал, что дети до 7 лет должны воспитываться в семье. Главную роль в воспитании ребенка он отводил матери, которая должна заниматься с детьми подходящими их возрасту играми, рассказывать им сказки, следить за обучением речи, питанием, движением и закаливанием, а с 5 лет - готовить к школе. Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки. Иную позицию занимал Платон, который выражал негативное отношение к материнскому воспитанию в трактате «Государство», а семью называл самым главным препятствием к осуществлению социалистического строя. Платон требовал, чтобы первоначальное вскармливание и воспитание детей находилось в ведении государственных властей; ребенка после рождения рекомендовал забирать от матери и сдавать в ясли; главная роль в воспитании ребенка в первый год жизни, по его мнению, должна была отводиться кормилицам [5]. Сторонником позиции Платона был Квинтилиан, по мнению которого мать не должна принимать участие в воспитании своего ребенка, а обязана только выбирать кормилицу с правильным произношением, оберегая ребенка от домашних учителей-полузнаек; школьное воспитание, по его убеждению, имеет больше достоинств по сравнению с домашним. Доминирующая мужская культура античности блокировала инстинктивные чувства женщины, репрессируя добродетель материнства.
В средневековой философии тема материнства получила новый виток. Ее осмысление начинается с момента осознания роли женщины в истории человечества в контексте Библии. Церковь проповедует отказ от телесности женщины, уход к идеальным формам материнства, реализующегося в деторождении. В философских учениях П. Абеляра, А. Августина женщина называется причиной грехопадения человека и носительницей зла, поэтому они объявляют миссию женщины-матери, которая должна исправить последствия первородного греха через благочестие, любовь к ребенку и приобщение его к вере [4]. Религиозность матери рассматривалась ими как идеал для подражания и преклонения. Материнство в жизненной реальности воспринималось библейскими философами как залог земного благо-
получия и спасения души конкретной женщины, т.е. средневековая европейская культура дала материнству религиозную трактовку. В христианской символике женщина представлена в двух ипостасях: Евы и Святой Марии. В первом случае женщина - сосуд зла: Ева несет ответственность за грехопадение; Святая Мария - девственная непорочность, вечная женственность. таким образом, в средневековой мысли, несмотря на противоречивое отношение к самой женщине, материнство трактуется как универсальная ценность.
Что касается взгляда Блаженного Иеронима, то можно отметить, что он выступал против точки зрения Платона, считая, что именно мать является ближайшей и незаменимой воспитательницей своих детей в первый период их жизни. когда в ребенке обнаружатся первые проблески сознания, когда он начнет понимать улыбку и голос матери и получает способность членораздельной речи, тогда для матери, по его мнению, наступает время серьезных забот и наилучшим средством воспитания в этот период жизни ребенка служит ее пример (Там же).
Проблемой материнского воспитания занимался основоположник научной педагогики Я.А. Коменский. В его работах «Материнская школа», «Великая дидактика», «Чувственный мир в картинках» и др. всегда присутствовала идея о ценностях материнского воспитания; не только в период вынашивания ребенка, но даже до момента его зачатия женщина должна осознанно и серьезно готовиться к материнству: вести здоровый образ жизни, знать о наследственных болезнях своих и мужа, способностях, которые важно развивать, или недостатках, которые нужно преодолевать в воспитании на протяжении жизни. Историки педагогики, изучающие педагогическое наследие Коменского, отмечают, что он уделял особое внимание вопросам физического воспитания детей, отмечал, что мать обязана заботиться о здоровье своего ребенка; в системе образовательных учреждений педагог рассматривал материнскую школу как необходимую первую ступень образования и воспитания, без которого пострадают последующее воспитание и образование человека [3].
Развитие ценностей материнства происходило в противоборстве различных точек зрения. Анализ истории женского образования позволил выявить следующие тенденции во
взглядах ученых и общественных деятелей на ценности материнства и роль женщины в обществе в целом.
1. Традиционная (консервативная) тенденция (М.Н. Катков, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой и др.). Общественные деятели М.Н. Катков и Н.С. Лесков признавали необходимость женского образования, но идейно противостояли процессам эмансипации женщин. Демократически настроенные педагоги в области женского образования оказывались на консервативных позициях (Л.Н. Толстой), во многом идентичных положениям официальной педагогики о «воспитании добрых жен и матерей». Это свидетельствовало о том, что устои патриархатной культуры были распространены в общественном сознании.
Придерживаясь взгляда на женщину только как на воспитательницу детей и хозяйку дома, Л.Н. Толстой осуждающе относился к женской эмансипации, считал ее фактором, разрушающим устои жизни. Критикуя Н.Г. Чернышевского за призыв к свободной любви и многоженству в романе «Что делать?», он отрицательно высказался по женскому вопросу и подчеркивал: «Удивительное недоразумение весь так называемый женский вопрос, охвативший, как это должно быть со всякой пошлостью, большинство женщин и даже мужчин! Но ведь дело женщины по самому ее назначению другое, чем дело мужчины. И потому и идеал совершенства женщины не может быть тот же, как идеал совершенства мужчины. А между тем к достижению этого мужского идеала направлена теперь вся та смешная и недобрая деятельность модного женского движения, которая теперь так пугает женщин» [7, с. 242]. В эмансипации женщины Л.Н. Толстой видел грядущие беды и для мужчины, и для самой женщины. «Что бы было с миром, что было бы с нами, мужчинами, если бы у женщин не было этого свойства и они не проявляли бы его? Без женщин-врачей, телеграфисток, адвокатов, ученых, сочинительниц мы обойдемся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине все то лучшее, что есть в нем, и незаметным внушением вызывающих и поддерживающих в нем все это лучшее, - без таких женщин плохо было бы жить на белом свете» [8, с. 559 - 560].
2. Демократическая тенденция (К.Н. Вентцель, Н.А. Вышнеградский, П.Ф. Кап-терев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.Я. Сто-
юнин и др.). Данное направление постулировало общечеловеческий характер образования -гармоничное развитие личности как приоритет над узкой специализированностью образования. В работах этих педагогов, наряду с важностью воспитания женщины-матери, женщины-жены, хранительницы семейного очага как одной из сторон истинно гуманистического образования, рассматривается необходимость гармонического развития женщины. Педагоги-гуманисты особо подчеркивали значимость роли образованной женщины в семье. Н.И. Пирогов обосновал важность образования для женщины именно как матери семейства, что, по мнению современных исследователей [2], является показателем ограниченности инновационных предложений. однако следует иметь в виду, что фактически образования женщины, равного образованию мужчины, еще не существовало, поэтому вопрос образования женщины рассматривался только в условиях специального женского образования. В таких условиях, когда образование было доступно только для мужчин, вопрос о гармоничном развитии не только мужчин, но и женщин уже считался демократическим достижением. Демократическая тенденция реализовалась в педагогической практике женских школ в России во второй половине XIX - начале XX в.
3. Радикальная тенденция (А.М. Кол-лонтай, Н.К. Крупская, Н.П. Огарев, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.В. Шелгунов и др.). Проблема создания женского образования и решение об уравнении женщин и мужчин в правах на этом этапе связывались с революционным переустройством общества. Данное направление сплеталось с революционным движением и «нигилистической» контркультурой XIX в. Идеи о необходимости радикального пересмотра институтов женского образования, брака и семьи были очень популярны в начале XX в. В соответствии с этими идеями институт брака рассматривался как форма закрепления экономической, духовной и политической зависимости и несвободы женщины, что созвучно отдельным направлениям современного феминизма.
Таким образом, развитие ценностей материнского воспитания происходило в противоречивых тенденциях, оказавших как позитивное, так и негативное влияние на развитие педагогической науки и представле-
ния современной молодежи. К основным достижениям гуманистической направленности педагогики в сфере женского образования, обеспечивающим преемственность гендерного подхода к обучению и воспитанию в современной школе, следует отнести идею свободного воспитания личности женщины, основанного на уважительном отношении к ней, соблюдении ее гражданских прав и свобод в семейной и общественной жизни, равноправного с мужским образования [9].
Современные молодые женщины, однако, по-прежнему ощущают сильное давление со стороны традиционной гендерной культуры. Образ «настоящей женщины» включает успешность исполнения бытовой и репродуктивной функций, а женщины, не способные иметь детей, почти неизбежно чувствуют, что они не «настоящие» женщины. Более того, экстраординарное акцентирование культуры на том, что настоящая женщина сексуально привлекательна для мужчины, вынуждает множество немолодых женщин беспокоиться о том, что их статус настоящей женщины, если она станет матерью, исчезнет навсегда. Это заставляет женщин идти на чрезмерные траты времени, энергии и денег в погоне за красотой и нередко в ущерб своему здоровью.
Данное исследование носит историкотеоретический характер, способствует пониманию тенденций женского образования, создавшего предпосылки для современного гендерного образования, нацеленного на формирование гендерной компетентности у молодых женщин и мужчин, предполагающего овладение эгалитарными взглядами и представлениями, свободными от гендерных предубеждений, стремление становиться самодостаточными женскими/мужскими индивидуальностями, отличающимися гендерной чувствительностью, способностью замечать и давать адекватную оценку проявлениям сексизма в поведении других людей [6]. Характеризуя семью как необходимый фактор воспитания свободного ребенка, следует отметить, что важна атмосфера, способствующая развитию и совершенствованию не только детей, но и взрослых членов семьи, благоприятствующая созданию такого взаимодействия между членами семьи, которое дает возможность каждому из них, в том числе матери, достигнуть наибольшей возможной степени развития и совершенства.
Важно дальнейшее исследование развития ценностей материнского воспитания, его влияния на репродуктивное здоровье молодежи, поиск эффективных путей профилактики девиантных проявлений родительства, воспитания у молодежи ценностного отношения к материнству, которое будет способствовать повышению рождаемости, улучшению их репродуктивного здоровья, благополучию и процветанию России.
литература
1. Беляева М.А. Культура репродуктивного поведения в контексте междисциплинарного синтеза : моногр. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2010.
2. Гнайкова Г.В. Ценности материнского воспитания в наследии Е.И. Конради : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.
3. Красновский А.А. Я.А.Коменский. М., 1953.
4. Основные начала религиозно-нравственного воспитания. М., 1908.
5. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; авт. ст. в примеч. А.Ф. Лосев; примеч. А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1994. Т. 4.
6. Столярчук Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та, 2011. № 8(62). Сер. «Педагогические науки». С. 91 - 94.
7. Толстой Л.Н. О народном образовании. Спб. : Тип. В. Оболенского, 1875.
8. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. М. : ТЕРРА, 1988. Т. 37.
9. Чумаков В.И. Развитие гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX - начале XX в. : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007.
Development of the values of maternal education: historical and pedagogical analysis
There is regarded the genesis of the ideas of maternal education in the society and domestic education, the positions of its supporters and opponents; the development tendencies of maternal education values in woman’s education in Russia and their influence on the modern maternity.
Key words: maternity, deviant maternity, values of maternal education, tendencies of its development.