Научная статья на тему 'Развитие трудового потенциала в условиях инновационной экономики'

Развитие трудового потенциала в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / население / гуманитарное развитие / образование / подготовка кадров / region / population / labor market / employment / unemployment / level of education
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие трудового потенциала в условиях инновационной экономики»

Лазарева Е.А.

старший преподаватель, Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Липатова Л.Н.

д.соц.н., к.э.н., профессор, профессор кафедры экономики, Северо-Западный институт управления - филиал

РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ

ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: регион; население; гуманитарное развитие; образование; подготовка кадров.

Keywords: region, population, labor market, employment, unemployment, level of education.

Современная экономика выдвигает особые требования к уровню образования работников. Одно из важнейших условий инновационного развития - уровень образования населения. По признанию специалистов Всемирной организации интеллектуальной собственности ООН, которая ежегодно публикует рейтинг стран по уровню развития инноваций, уровень образования в России высокий1. По такому показателю, как степень охвата образованием Россия опережает большинство стран мира. А по охвату начальным и высшим образованием не уступает даже стране, длительное время лидирующей по уровню развития человека - Норвегии.

Удельный вес обучающихся по программам высшего образования в составе населения соответствующего возраста в РФ выше, чем в странах, лидирующих по индексу инноваций - Швейцарии и Швеции. По численности студентов на 1 000 чел. населения РФ опережает, например, Германию и Швейцарию2.

Однако удельный вес государственных расходов на функционирование этой важнейшей для экономики и общества в целом сферы в РФ ниже, чем в странах, добившихся больших достижений в области инноваций. В 2019 г. в число стран, лидирующих по индексу инноваций, вошли Швейцария, Швеция, США, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Дания, Сингапур, Германия, Израиль3.

В большинстве стран ЕС этот показатель превышает 4,7%. Меньший, чем в России, уровень расходов на образование населения в Европе зафиксирован только в Румынии - 3,1%. А в Швеции государственные расходы на образование в отношении к ВВП в 2,2 раза больше, чем в нашей стране. Недостаточное финансирование образования мо-

4

жет отрицательно повлиять на его качество .

Не может не настораживать тот факт, что численность студентов, обучающихся по программам среднего и высшего профессионального образования, в расчете на 1000 чел. населения в России быстро сокращается (в 1,6 раза за 2010-2017 гг.). Заметим, что в этот период в большинстве стран, лидирующих в мировых инновационных рейтингах, этот показатель увеличился5.

Особенно быстро уменьшается численность обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры: с 493 чел. на 10 000 человек населения в 2010 г. до 284 чел. на 10 000 человек населения в 2018 г., т. е. в 1,7 раза6. Возможно, это связано со снижением материальной доступности образования в России, поскольку уровень жизни россиян в последние годы неуклонно снижался.

Но это средние показатели в стране. В регионах ситуация в сфере организации образования сильно различается. Большие проблемы в обеспечении доступности качественного образования возникают на территориях с низкой плотностью населения, где сложно рационально организовать функционирование всей социальной инфраструктуры. К числу таких территорий относятся все регионы Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Если в РФ в среднем плотность населения составляет 8,6 чел. на 1 кв. км., то в регионах Арктической зоны этот показатель составляет от 0,07 чел. на кв. км в Чукотском АО до 5,2 чел. на кв. км в Мурманской области. Поэтому не удивительно, что, например, в Ненецком АО с численностью населения 44 тыс. чел. и плотностью населения 0,25 чел. на кв. км вузов нет. Но это не означает, что российские граждане, проживающие на этих территориях, могут быть ограничены в возможности получить качественное высшее образование.

1 Глобальный индекс инноваций. Гуманитарная энциклопедия: Исследования / Центр гуманитарных технологий, 2006-2019. -https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info

2 Россия и страны мира. 2018: Стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - С. 132-133.

3 Глобальный индекс инноваций. Гуманитарная энциклопедия: Исследования / Центр гуманитарных технологий, 2006-2020. -https://gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info

4 Составлено по: Россия и страны мира. 2018: Стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - С. 132-133; Россия и страны - члены Европейского Союза: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - С. 91.

5 Там же. - С. 134-135; Россия и страны - члены Европейского Союза: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - С. 94.

6 Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - С. 188.

В данной статье на примере арктических регионов России проведем сравнительную оценку доступности образования для жителей российских регионов. Арктика - территория с огромными природными богатствами. Арктические территории формируют значительную часть бюджета РФ. Ограничения в развитии экономики этих регионов, связанные с количественной и/или структурным дефицитом кадров, может негативно сказаться на социально-экономической ситуации в стране в целом.

В 2018 г. охват детей дошкольным образованием во всех, за исключением Красноярского края, арктических регионах был значительно выше, чем в целом по стране: от 64% в Красноярском крае до 90% детей соответствующего возраста в Чукотском АО при среднем уровне данного показателя в стране 66,5%1.

Если в РФ в целом на 1000 детей приходилось 633 мест в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, то в большинстве арктических регионов этот показатель превышал 700, а в Чукотском АО мест в таких организациях было больше, чем детей дошкольного возраста.

Структура подготовки кадров в арктических регионах имеет свои особенности. Во-первых, в регионах АЗРФ значительно больше, чем в среднем в РФ, численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в расчете на 10 000 человек населения (табл. 1).

Таблица 1

Численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в арктических регионах России в 2017/18 учебном году (на 10 000 человек населения)

Численность студентов, обучающихся по программам

Регион подготовки квалифицированных подготовки специалистов бакалавриата, специалитета,

рабочих, служащих среднего звена магистратуры

Российская Федерация 38 163 289

Республика Карелия 45 164 187

Республика Коми 59 186 195

Архангельская область 69 161 164

в том числе:

Ненецкий автономный округ 63 184 -

Мурманская область 40 179 117

Ямало-Ненецкий автономный округ 36 135 18

Красноярский край 56 182 267

Республика Саха (Якутия) 56 217 248

Чукотский автономный округ 10 148 35

Так, если в РФ в целом этот показатель в 2017/2018 уч. году составлял 38 чел., то в большинстве арктических регионов он превышал 45 чел., а в Архангельской области достигал 69 чел. Исключение составляет только Чукотский АО. В Ямало-Ненецком АО рассматриваемый показатель близок к среднероссийскому значению.

Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена на 10 000 человек населения, в регионах АЗРФ примерно такая же, как и в России в целом. В Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах этот показатель имеет значения существенно меньше среднероссийского уровня, Республика Саха (Якутия) - на 1/3 больше, чем в целом по стране.

А по численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, арктические территории сильно отстают от других российских регионов. Если в среднем в стране на 10 000 чел. населения в 2018 г. приходилось 289 чел. студентов, обучающихся по программам высшего образования, то в арктических регионах наиболее близкое значение характерно для Красноярского края - 267 чел. В Чукотском АО рассматриваемый показатель был в 8 раз меньше, в Ямало-Ненецком АО - в 16 раз меньше среднероссийского значения, а в Ненецком АО вузов вообще нет.

Что касается материальной доступности образования для жителей Арктической зоны России, то сравнение основных показателей доходов также свидетельствует о более слабых возможностях россиян, проживающих в экстремальных климатических условиях и обеспечивающих значительную часть доходов федерального бюджета, в получении образования, поскольку уровень жизни в большинстве этих регионов существенно ниже, чем в стране в целом.

Данные Росстата показывают, что реальные денежные доходы населения большинства арктических регионов России в 2010-2017 гг. заметно отставали от среднероссийских показателей. В Республике Карелия, Архангельской и Мурманской областях, Красноярском крае зафиксирован более низкий прирост показателя в этот период, а Республике Коми, Ненецком АО и Мурманской области - сильное падение реальных доходов населения3.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - С. 292-293.

2 Там же, с. 310-313; 318-319; 345-347.

3 Там же. - М., 2018. - С. 184-185.

А удельный вес населения, проживающего за чертой бедности, во многих регионах Арктической Зоны России в 2017 г. был значительно выше, чем в целом по стране (речь идет о Республике Карелия, Республике Коми, Красноярском крае, Республике Саха (Якутия)1.

Таким образом, уровень образованности населения в России сопоставим с показателями стран-лидеров рейтингов инновационного развития. Выявленная тенденция сокращения численности и удельного веса в составе населения студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, может стать препятствием на пути инновационных преобразований в экономике и обществе в целом. Необходимо предпринять меры по повышению доступности качественного образования. Это требует увеличения государственных расходов на эту сферу. Способствовать росту показателей охвата обучением будет и повышение жизненного уровня россиян, а также введение практики льготного кредитования обучения.

Особое внимание должно быть уделено регионам с низкой плотностью населения, в которых доступность образования может быть снижена. В частности, проведенный анализ основных показателей охвата образованием жителей арктических регионов России, основанный на данных официальной статистики, позволяет говорить о сниженной физической доступности высшего образования для жителей арктических регионов. Материальная доступность образования также ниже, чем в целом в стране, по причине более низкого жизненного уровня населения большинства регионов Арктической зоны Российской Федерации. Доступность услуг в этой сфере снижает и удаленность арктических территорий от федеральных центров науки и образования. Для решения проблемы доступности качественного высшего образования и устранения неравенства в этой сфере считаем целесообразным выделение бюджетных мест для жителей этих регионов, введение льготных образовательных кредитов, субсидируемых перелетов и другие меры, которые позволят молодым людям из регионов АЗРФ получить высшее образование и, вернувшись на малую родину, укрепить ее трудовой потенциал.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - С. 228-229.

475

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.