Научная статья на тему 'Развитие транспортной системы Архангельской области: проблемы и перспективы'

Развитие транспортной системы Архангельской области: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1399
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / ARKHANGEL''SK REGION / ТРАНСПОРТ / TRANSPORTATION / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / TRANSPORTATION SYSTEM / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / STRATEGIES OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Марина Николаевна, Закорецкая Ольга Сергеевна

Статья посвящена проблемам транспортировки материальных ресурсов, которая является важной составляющей эффективной работы любой системы (народное хозяйство, регион, предприятие). Транспортная система оказывает существенное влияние на рациональное движение ресурсов и надежность функционирования народного хозяйства. Для эффективной работы транспортной системы необходимо выявлять проблемы и тенденции её развития посредством экономико-статистического анализа, разрабатывать мероприятия, проводить активную инвестиционную политику

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the transportation system in Arkhangel'sk region: problems and perspectives (Russia, Severodvinsk)

The article focuses on transportation of material resources as an important component of effective functioning in any economic system (enterprise, region, national economy as a whole). Transportation system produces a substantial impact upon the regional circulation of resources and the reliability of economic activities. To make transportation system effective, it is important to distinguish problems existing in it, as well as tendencies of its development though economical and statistical analysis, and implement the data in to the active investment politics

Текст научной работы на тему «Развитие транспортной системы Архангельской области: проблемы и перспективы»

рынка), а два — к ее внутренней среде (ресурсы, выделяемые - исходя из имеющихся ресурсов; компанией под создание СЗХ и предлагаемый продукт). На эта- - исходя из наличия рыночных ниш на рынках строительных

пе формирования СЗХ указанные компоненты представляют работ, товаров и услуг.

собой управляемые факторы, воздействуя на которые компа- Формирование стратегических зон хозяйствования в раз-

ния формирует наилучшие условия для развития бизнеса в личных сферах строительства и в различных сегментах стро-

выбранном направлении диверсификации. ительного рынка при эффективном использовании ресурсной

Существуют два подхода к формированию стратегии ди- базы компании позволяет обеспечить высокую доходность и

версификации в сферу строительства посредством формиро- долгосрочную стабильность диверсифицированного бизнеса

вания стратегических зон хозяйствования: в сфере строительства.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М., 1989 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 20.02.2012. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/4155. (дата обращения 12.05. 2017 г.)

2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / Пер. с англ. — СПб.: Питер. 2009. — 344 с.

3. Асаул А.Н., Денисова И.В., Матвеев Ю.Л., Фролов В.И. Управление фирмой на основе разработки стратегий ее развития. — СПб.: Международная Академия менеджмента, 2003.

4. Виханский О.С. Стратегическое управление. — М.: Гардарики, 2009. — 296 с.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. — 5-е изд. стереотипн. — М.: Магистр: ИНФРАМ, 2014.—576 с.

6. Володин В.В. Повышение эффективности межотраслевой диверсификации с использованием проектного управления. — М.: ИНИОН РАН, 2005 — 184 с.

7. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. — Т.: Скиф, 2000. — 451 с.

8. Демиденко М.В. Развитие подрядных торгов на строительство объектов в системе государственных закупок: Дисс. на соискание учёной степени кандидата экономических наук, СПб., 2017.

9. Журов В.Ю. О проблемах диверсификации в строительном комплексе // Вестник Брянского государственного университета. — 2013. — Вып.3. — С.187-189.

10. Карпов В.В., Петренко Д.К. Диверсификация производственной деятельности в строительном комплексе: проектно-ин-трапренерский подход // Вестник Омского ун-та. — 2013. — № 3. — С. 234-237.

11. Макдоналд М., Данбар Я. Сегментирование рынка: Практическое руководство / Пер. 2-го англ. изд. — М.: Дело и Сервис, 2011. — 288 с.

12. Миниберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения. — СПб.: Питер, 2001. — 567 с.

13. Смирнов Е.Б. Типовые формы международных и национальных строительных контрактов и их адаптация к условиям России // Транспортное дело России. — 2011. — № 8. — С. 9-11.

14. Чурбанов А.Е. Формирование механизма подрядных договорных отношений в современном строительстве: Дисс. на соискание учёной степени канд. экон. наук. — СПб., 2006.

15. Шамара Ю.А. Строительство как направление диверсификации экономической деятельности промышленных компаний // Вестник гражданских инженеров. — 2017. — № 4(63). — С. 275-280.

16. Экономико-математический словарь. Электронный ресурс. URL: http://economic_ mathematics.academic.ru/ (дата обращения 1.09. 2017 г.).

17. Masterman J.W. An Introduction to Building Procurement Systems. E&FN SPON, London 1999.

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М.Н. Кузнецова,

доцент кафедры экономики Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Северодвинск),

кандидат экономических наук m.kuznetsova@narfu.ru

О.С. Закорецкая,

доцент кафедры экономики Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (г. Северодвинск),

кандидат экономических наук o.zakoretskaya@narfu.ru

Статья посвящена проблемам транспортировки материальных ресурсов, которая является важной составляющей эффективной работы любой системы (народное хозяйство, регион, предприятие). Транспортная система оказывает существенное влияние на рациональное движение ресурсов и надежность функционирования народного хозяйства. Для эффективной работы транспортной системы необходимо выявлять проблемы и тенденции её развития посредством экономико-статистического анализа, разрабатывать мероприятия, проводить активную инвестиционную политику.

Ключевые слова: Архангельская область, транспорт, транспортная система, стратегия развития

УДК 330. 131 ББК 65.37

Экономический анализ транспортной системы Архангельской области

Эффективное функционирование региона невозможно без обоснованного решения вопросов транспортировки материальных ресурсов. Транспорт обеспечивает активную работу области, осуществляет грузовые и пассажирские перевозки, является одним из важных факторов в привлечении инвестиций.

Транспортная система занимает ведущее место в экономической жизни региона — 9,1% налоговых поступлений в бюджет Архангельской области [9].

В табл.1 представлен оборот организаций по экономике региона в целом и по транспорту. Можно сделать следующие выводы: - оборот организаций транспорта в 2016 году рос более быстрыми темпами, чем оборот по экономике в целом: 110,8% по транспорту, 105% в целом по экономике региона;

Таблица 1

Динамика и структура оборота организаций в целом по экономике региона и по транспорту

Темп

Показатели 2013 2014 2015 2016 роста 2016/ 2015

Оборот в целом по экономике, тыс. руб. 790097,5 730526,3 806564,0 862820,7 105,0

в т.ч. оборот организаций транспорта, тыс. руб. 72175,2 76841,2 93393,7 102182,3 110,8

Удельный вес оборота транспорта в обороте по экономике Архангельской области, % 9,1 10,5 11,6 11,8 102,3

Показатели Число организаций из них по формам собственности, единиц

единиц в % к итогу государственная и муниципальная частная смешанная российская

Всего организаций 24291 100 2887 21165 239

в т.ч. транспорт 1960 8,1 95 1834 31

Удельный вес организаций транспорта по формам собственности, % - 100 4,8 93,6 1,6

Протяженность путей сообщения (на конец года, километров)

Таблица 3

Источник: составлено авторами

- среднегодовой темп прироста оборота организаций транспорта за период с 2013 по 2016 гг. составил 12,3%;

- в структуре оборота по экономике удельный вес оборота по транспорту увеличился с 9,1% до 11,8 % за период с 2012 по 2016 гг.;

- темп прироста удельного веса оборота по транспорту составил в 2016 г. 2,3%;

- наблюдается положительная динамика по основному показателю (обороту) для организаций транспорта;

- организации транспорта играют важную роль в экономике Архангельской области.

В табл.2 представлено распределение транспортных организаций по формам собственности и в целом по экономике региона.

Таблица 2

Распределение организаций транспорта и в целом по экономике по формам собственности в 2016 году (на конец года)

Вид транспорта 2012 2013 2014 2015 2016

Железнодорожные пути общего пользования 1767 1767 1767 1767 1767

Автомобильные дороги — всего 20738 21059 21457 21935 22422

В том числе:

Общего пользования 18777 19143 19477 19647 19798

не общего пользования 1961 1916 1980 2288 2624

Из общей протяженности автомобильных дорог — дороги с твердым покрытием — всего 13142 13681 13851 14016 14130

В том числе:

Общего пользования 11760 12308 12286 12394 12330

Из них:

Федерального значения 596 601 601 587 587

Регионального значения 7029 7048 7045 7072 7177

Местного значения 4135 4659 4640 4735 4566

не общего пользования 1382 1373 1565 1622 1800

Внутренние водные судоходные пути 3833 3826 3826 3826 3826

Источник: [6].

- наибольший удельный вес путей сообщения приходится на автомобильный вид транспорта: в 2014 году — 79,3% , в 2015 году — 79,7%, в 2016 году — 80%;

- протяженность дорог общего пользования регионального значения на конец 2016 г. составляет 7177 км;

- по территории Архангельской области проходит федеральная трасса М-8 «Холмогоры» — 587 км;

- наибольший удельный вес в транспортной системе Архангельской области занимают дороги регионального значения (58,2%), наименьший удельный вес — дороги федерального значения (4,8% от общей протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием);

- удельный вес дорог местного назначения — 37%;

- протяженность внутренних водных артерий на территории Архангельской области — рек Северная Двина, Вычегда, Пине-га, Мезень, Онега, выходящих в Вологодскую область, Республику Коми и на побережье Белого моря, составляет 3826 км, в том числе с гарантированными глубинами 2463 км.

Основной объём грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом. Снижается доля грузоперевозок железнодорожным транспортом в пользу автомобильного. В табл.4 представлены показатели работы автомобильного транспорта [7].

Таблица 4

Основные показатели работы автотранспорта

Источник: [6].

По статистическим данным, представленным в таблице 2, можно сделать выводы:

- удельный вес организаций транспорта составляет 8,1% и занимает третье место в структуре, уступая организациям, занимающимся строительством (10,4 %) и оптовой торговлей (11,7%) [6];

- наибольший объем перевозок приходится на частных перевозчиков (93,6% в 2016 г.);

- роль транспорта в экономике региона существенна.

На территории области применяются следующие виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, речной и морской. Транспортная система региона представлена в табл.3.

По данным таблицы 3 видно:

- транспортная система Архангельской области включает в себя 19,8 тыс. км автодорог общего пользования, 1767 км железных дорог, 3826 км речных водных путей [6];

Темп

Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 роста 2016/ 2015

Перевезено грузов, тыс. тонн 1213 1087 1103 755 912 120,8

Грузооборот транспорта, млн тонно-км 249 279 ... 1

Перевезено пассажиров, млн человек 97,6 60,0 89,6 88,2 90,0 102,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пассажирооборот, млн пассажиро-ки-лометров 777 518 820 843 805 95,5

Источник: [7].

1 Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (ст.4, п.5; ст.9, п.1).

По данным табл.4 видно:

- общий объём грузоперевозок в экономике региона и страны падает из-за объективных причин — с 1213 тыс. тонн до 755 тыс. тонн за период с 2012 по 2015 гг. Объективные причины падения грузоперевозок — зависимость от мировых цен на нефть, рост тарифов (табл.5), кризисные тенденции в глобальной хозяйственной системе и в экономике РФ;

- в 2016 г. наблюдается прирост объёма грузоперевозок по сравнению с 2015 г. на 20,8%, но уровень 2012 г. не достигнут;

- подобная ситуация наблюдается и по показателю количества перевезенных пассажиров: уменьшение с 97,6 млн человек до 88,2 млн человек за период с 2012 по 2015 гг. и с последующим приростом в 2016 г. на 2%.

Таблица 5

Индексы тарифов на услуги транспорта1

Вид транспорта 2013 2014 2015 2016

Транспорт — всего 108,3 146,6 108,5 93,2

Морской 110,5 172,4 109,1 83,2

Внутренний водный 109,2 145,4 94,3 107,5

Автомобильный 100,7 105,6 115,0 102,5

Воздушный 100,0 100,0 101,7 101,2

1 декабрь к декабрю предыдущего года, в процентах

Источник: [6].

Анализируя индексы тарифов на услуги транспорта, следует отметить их значительный рост в 2014 г., как в целом, так и по отдельным видам транспорта. К 2016 г. ситуация улучшилась, наблюдается снижение тарифов — в целом на 6,8%.

На территории региона осуществляет работу 91 автобусный межмуниципальный маршрут. В 2016 г. выдано 180 разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, 2000 специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов [9].

Архангельск является конечным и стратегически значимым пунктом Северной железной дороги. В 2016 г. пассажирские перевозки на территории области обеспечивали 16 поездов дальнего следования, предусмотрено движение 59 пригородных поездов [9].

На территории региона сложилась система авиаперевозок, использующая сеть аэропортов местных воздушных линий. Большинство аэропортов располагается в районах, где авиация является единственным круглогодичным видом транспорта. В настоящее время на территории Архангельской области зарегистрировано 23 аэропорта. Базовыми аэропортами региона являются «Архангельск» и «Васьково».

В Архангельской области в целях укрепления присутствия Российской Федерации в Арктике, развития каботажных (прибрежных) и внешнеторговых перевозок сформирована система морских портов ФГУ «Администрация морских портов Западной Арктики», в которую входят Архангельск, Онега и Мезень.

Проблемы транспортной системы Архангельской области

Рассмотрим основные проблемы транспортной инфраструктуры региона:

- опережение роста тарифов над ростом доходов населения (в 2014 г. индекс номинальной среднемесячной заработной платы составил 109,7%, в 2015 г. — 107,4%, индекс тарифов соответственно 146,6%, 108,5%). В результате наблюдалось снижение пассажиропотока и, как следствие, уменьшение доходов перевозчиков, наращивание бюджетного финансирования;

- недостаточная степень освоенности Архангельской области, неравномерное распределение населения и производственных мощностей, большая удаленность населенных пунктов друг от друга, наличие большого числа малонаселенных пунктов на большом удалении от основных транспортных магистралей из-за значительной площади и наличия на территории региона труднодоступных районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- износ основных производственных фондов транспорта (по отдельным группам наблюдаются критические показатели:

средний возраст автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки, составляет 8,3 года при нормативном сроке эксплуатации автобуса — не более 10 лет, средний возраст судов речного и морского флота составляет 33 года при нормативном сроке эксплуатации судна 25-30 лет) [1];

- слабо развита инфраструктура водного транспорта (из 32 остановочных пунктов, расположенных на территории Архангельской области, причалами, соответствующими требованиям безопасности, оборудованы 15 пунктов, что составляет 47% от потребности);

- сложившаяся конфигурация сети региональных автомобильных дорог в совокупности с ее техническими характеристиками ограничивает мобильность населения и развитие экономики области;

- необходима дополнительная потребность в кадрах предприятий транспортной и дорожной отрасли (в 2017 г. — 236 человек, в 2018 г. — 182 человека, в 2019 г. — 138 человек, в 2020 г. — 144 человека) [1];

- обеспечение безопасного движения из-за высокой аварийности на дорогах области (в 2014 г. — 7,9 погибших на 100 пострадавших, в 2015 г. — 6, в 2016 — 10,7).

Перспективы развития транспортной системы Архангельской области

Основным документом Архангельской области является Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года [5].

Реализация Стратегии предполагает, что к 2030 году Архангельская область станет одним из развитых экономических центров России из-за активного привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры региона. Одним из приоритетных направлений Стратегии является развитие транспортной инфраструктуры.

В регионе для решения этой приоритетной задачи реализуется государственная программа «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014-2020 гг.)» в соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 г. № 463-пп [1]. Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство транспорта Архангельской области.

Государственная программа подготовлена с учетом:

- роли транспортного комплекса в обеспечении потребностей экономики Архангельской области на период до 2020 года;

- положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

- Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р;

- Транспортной стратегии Архангельской области до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Архангельской области от 15 декабря 2009 года № 319-рп;

- ежегодного послания Губернатора Архангельской области Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области от 5 марта 2013 года.

Программа должна обеспечить решение перечисленных ранее проблем и включает в себя следующие подпрограммы:

1. «Проведение сбалансированной государственной тарифной политики на транспорте» (объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 2 650 357,4 тыс. рублей);

2. «Развитие общественного пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры Архангельской области» (общий объем финансирования — 2 224 635,5 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета — 100000,0 тыс. рублей; областного бюджета — 2025280,8 тыс. рублей; местных бюджетов — 99354,7 тыс. рублей);

3. «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения» (общий объем финансирования — 16621243,0 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета — 9119590,0 тыс. рублей; областного бюджета — 7501653,0 тыс. рублей);

4. «Улучшение эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального значения за счет ремонта, капитального ремонта и содержания» (общий объем финансирования — 25616138,2 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета — 886887,8 тыс. рублей; областного бюджета — 24729250,4 тыс. рублей);

5. «Создание условий для реализации государственной программы и осуществления иных расходов» (общий объем финансирования — 4575282,2 тыс. рублей, в том числе средства: федерального бюджета — 20901,1 тыс. рублей; областного бюджета — 4554381,1 тыс. рублей);

6. «Повышение безопасности дорожного движения в Архангельской области» (общий объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 223430,5 тыс. рублей) [1, 6].

Общий объём финансирования государственной программы «Развитие транспортной системы Архангельской области (20142020 гг.)» составляет 51875,3 млн рублей. Средства федерального бюджета — 10127,4 тыс. рублей, областного бюджета — 41648,4 млн рублей, местных бюджетов — 99,49 млн рублей [1].

В таблице 6 представлены показатели динамики ввода автомобильных дорог и искусственных сооружений за период с 2014-2016 гг. в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014-2020 гг.)» (подпрограммы 3 и 4).

Таблица 6

Результаты реализации госпрограммы

Мероприятия 2014 2015 2016

Строительство -18,9 км автомобильных дорог; - 1 мост. - 24,0 км автомобильных дорог; - 1 мост. - 14,5 км автомобильных дорог; - 2 моста.

Ремонт и капиталь-н ы й р е -монт - 57,5 км автомобильных дорог; - 15 мостов; - 3 моста заменены наводопро-пускные трубы. - 22,1 км автомобильных дорог; - 6 мостов; - 1 мост заменен на водопропускную трубу - 69,9 км автомобильных дорог; - 11 мостов; - 4 моста заменены наводопро-пускные трубы.

Источник: [1].

Оценка эффективности реализации этой государственной программы осуществляется по каждому исполнителю в отдельности (Министерство транспорта Архангельской области, государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», Министерство связи и информационных технологий) с применением следующих показателей:

- уровень выполнения исполнителем мероприятий государственной программы (вес показателя — 55%);

- степень достижения целей и решения задач государственной программы исполнителем (вес показателя — 35%);

- уровень расходования средств исполнителем (вес показателя — 10%) [3].

Интегральная оценка эффективности реализации государственной программы рассчитывается по показателям:

- оценка реализации государственной программы по исполнителям (вес показателя — 80%);

- оценка качества планирования и управления реализацией государственной программы (вес показателя — 20%) [3].

В 2016 г. интегральная оценка эффективности реализации государственной программы составила 90,2 (эффективность реализации государственной программы высокая) [3].

Следует отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. №366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» на территории Архангельской области предполагается с 2017 по 2020 гг. реконструкция и строительство объектов инфраструктуры порта Архангельск. Общий объём финансирования проекта — 14235,5 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 3335,5 млн руб. (23, 4%)) [2].

В рамках данной программы с 2015 по 2016 гг. была проведена реконструкция аэропортового комплекса «Талаги» (г. Архангельск) (объём финансирования — 4637,4 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 3857,1 млн руб. (83, 2%)). В 2015 г. была выполнена реконструкция и техническое перевооружение комплекса средств управления радиотехнического обеспечения полётов и электросвязи аэропорта Архангельск (Васьково) автоматическим радиопеленгатором (объём финансирования — 7 млн руб.) [2].

Данные мероприятия позволят обеспечить сбалансированное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры региона на основе увеличения пропускной способности транспортной сети, устранения разрывов и узких мест, развития крупных транспортных узлов.

Таким образом, для эффективного развития Архангельской области необходимо:

- развитие и совершенствование сети региональных автомобильных дорог;

- обновление парка транспортных средств (пассажирских автобусов и речных судов);

- сохранение государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами транспорта;

- сохранение практики бюджетного финансирования недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами транспорта;

- развитие перевозок воздушным и внутренним водным транспортом с целью транспортного обеспечения отдаленных и труднодоступных районов Архангельской области;

- активизация использования законодательства Архангельской области в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения;

- укрепление присутствия Российской Федерации в Арктике, развитие прибрежных и внешнеторговых перевозок.

Литература

1. Государственная программа «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014 — 2020 годы)». Постановление правительства Архангельской области от 8 октября 2013 г. № 463-пп (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 31.01.2017 № 25-пп). Официальный сайт Правительства Архангельской области.

2. Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366. Официальный сайт Правительства Архангельской области.

3. Об утверждении отчета о реализации в 2016 году государственной программы Архангельской области «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014-2020 годы)». Распоряжение Правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 года №128-рп. Официальный сайт Правительства Архангельской области.

4. Об утверждении плана реализации государственной программы Архангельской области «Развитие транспортной системы Архангельской области (2014-2020 годы)» на 2017 год. Распоряжение министерства транспорта 24-р от 16.02.2017 (в редакции от 28 марта 2017 года № 53- р). Официальный сайт Правительства Архангельской области.

5. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года. Распоряжение администрации Архангельской области от 16 декабря 2008 года № 278-ра/48. Официальный сайт Правительства Архангельской области.

6. http://arhangelskstat.gks.ru/ (дата обращения 15.10. 2017)

7. http://195.144.248.238/bgd/AO_17/Main.htm (дата обращения 16.10.2017)

8. https://dvinaland.ru/budget/-jb399jxk (дата обращения 16.10.2017)

9. https://dvinaland.ru/economics/-459jfvag (дата обращения 20.10.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.