Научная статья на тему 'Развитие транспортной сферы в условиях кризиса требует совместных усилий регионов и федерального центра'

Развитие транспортной сферы в условиях кризиса требует совместных усилий регионов и федерального центра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минниханов Р. Н.

В силу своего географического положения и исторического развития Республика Татарстан является одним из важнейших транспортных узлов Российской Федерации. Оценивая транспортную инфраструктуру страны и республики с точки зрения финансового кризиса, я бы хотел на примере Татарстана в очередной раз доказать необходимость продолжения политики опережающего развития транспортной отрасли как главного приоритета в условиях экономического спада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортной сферы в условиях кризиса требует совместных усилий регионов и федерального центра»

Развитие транспортной сферы в условиях кризиса требует

ъ/

совместных усилии регионов и федерального центра

Р. Н. МИННИХАНОВ, премьер-министр Республики Татарстан

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

В силу своего географического положения и исторического развития Республика Татарстан является одним из важнейших транспортных узлов Российской Федерации. Оценивая транспортную инфраструктуру страны и республики с точки зрения финансового кризиса, я бы хотел на примере Татарстана в очередной раз доказать необходимость продолжения политики опережающего развития транспортной отрасли как главного приоритета в условиях экономического спада.

В последние годы у нас в Татарстане наблюдаются высокие темпы роста ВРП. В нынешних условиях, когда для преодоления последствий мирового финансового кризиса требуются неординарные решения, безусловный приоритет мы должны отдавать оптимизации всех своих действий, повышению конкурентоспособности отечественных товаров и товаропроизводителей, повышению внутреннего спроса. Исходя из этих принципов, мы приняли решение о продолжении реализации всех основных инвестиционных проектов.

Проекты и инвестиции

Обратите внимание на карту, где представлены основные промышленные узлы Татарстана. Все они расположены рядом с федеральными трассами и являются основными источниками грузопотоков, которые идут по этим магистралям.

Бросается в глаза недостаточное развитие железных дорог на территории республики. Уже упомянутые федеральные автодороги хотя и находятся в состоянии перманентного ремонта и реконструкции, темпы работ значительно отстают от темпов роста грузопотоков. С вводом в эксплуатацию объектов, предусмотренных новейшими инвестиционными проектами, суммарная отгрузка увеличится на 12 миллионов тонн в год, что составит прирост приблизительно на 50 процентов.

Мы осознаем, что уже сегодня несоответствие транспортной схемы потребностям экономики является факто-

ром сдерживания. Без принятия кардинальных решений ситуация в будущем будет только усугубляться. В связи с этим правительством республики предприняты следующие шаги:

1. Инвестировано в техническую и технологическую базу дорожного хозяйства 7,5 млрд. руб. Этой весной 6 новых асфаль-тосмесительных установок «Ammann» начинают выпуск продукции высокого качества. Приобретено достаточное количество комплексов дорожно-строительных машин. Освоены новые для России дорожные технологии.

2. Привлечены отечественные и зарубежные частные инвесторы для реализации следующих проектов:

• платная автодорога Шали (М-7) — Бавлы (М-5);

• международный аэропорт Казань;

• логистические комплексы Q-park Столбище, Биектау и др.

Часть объектов уже введена в эксплуатацию, на других инвесторы успешно выполняют свои обязательства.

3. В бюджете республики в 2008 и 2009 гг. значительно увеличены расходы на содержание региональных автодорог — они втрое больше, чем в бюджете 2007 года.

Первоочередные задачи

Мы выражаем искреннюю благодарность Правительству и Минтрансу РФ за принятие наших предложений по комплексному развитию международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай», в рамках которого в Татарстане реализуется два инфраструктурных проекта федерального значения.

Это проект Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра общей стоимостью порядка 12 млрд рублей, включенный в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», и строительство вышеупомянутой платной автомобильной дороги Шали (М-7) — Бавлы

Водные пути У/Л Воздушные трассы Трубопроводы

Рис. 1. Промышленные узлы Республики Татарстан

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ •

(М-5), соединяющей две федеральные автотрассы — М-7«Волга» и М-5 «Урал», реализуемый в соответствии с Транспортной стратегией России в рамках формирования нового международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Часть работ первого этапа строительства осуществляется инициативным инвестором ОАО «Автострада»; к настоящему времени из республиканского бюджета и средств инвестора освоено около 2 млрд рублей.

На территории РТ полномочия государства по перевозке пассажиров и обеспечению целостности экономического пространства для беспрепятственного перемещения товаров выполняются и впредь будут выполняться добросовестно. Но в то же время для дальнейшего успешного обеспечения потребности страны в качественных перевозках крайне важно первоочередное решение следующих вопросов:

• Реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга». Она соединяет кратчайшим путем европейскую часть России со странами СНГ, промышленные центры дальнего зарубежья с Уральским округом.

Протяженность этой дороги по Республике Татарстан составляет 430 км. Участок от Казани до Набережных Челнов, протяженностью 215 км, построенный по нормативам II технической категории, полностью исчерпал себя в плане пропускной способности и обеспечения безопасности дорожного движения.

• В настоящее время в республике успешно развивается промышленный комплекс Закамского региона. Необходимо обеспечить прямую транспортную железнодорожную доступность из Казани до предприятий особой экономической зоны «Алабуга», к промышленным предприятиям автомобильного и нефтехимического комплекса городов Набережные Челны, Нижнекамска, Альметьевска, Азнакаево и Бу-гульмы.

• Особо пристального внимания требует и другая острая проблема — строительство дорог на селе. Сегодня в РТ — одном из наиболее развитых субъектов федерации — доля населенных пунктов, не соединенных дорогами с твердым покрытием, составляет 47%, это 1436 деревень.

За последние два года мы построили подъезды к 210 населенным пунктам, подготовили приоритетную программу строительства сельских дорог. Стоимость программы составляет 62 млрд рублей.

Почему мы уделяем этому вопросу такое большое внимание? Ответ прост. Результат исследований по Татарстану за 2002-2008 гг., где проведен сравнительный анализ по селам с асфальтобетонным подъездом и подъездом грунтовым, однозначно в пользу строительства хороших дорог на селе.

Приведу конкретный пример влияния автодорог на развитие сельских районов. После ввода моста через р. Кама у с. Сорочьи Горы на федеральной трассе Казань — Оренбург в 2002 году инвестиции по Алексеевскому району возросли к 2008 году более чем в 6 раз, объем розничной торговли и услуг — более чем в 5 раз, объем строительных работ — в 4,7 раза, перевозки грузов — в 2,1 раза. Более того, 2,4% населения района — это бывшие горожане, возвратившиеся в деревню.

Таким образом, вопросы строительства дорог на селе имеют тесную связь с объемом федеральных субсидий регионам на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

В то же время инфляция и наступивший финансовый кризис значительно осложняют задачу, приводя к удорожанию дорожных работ.

• Хочу остановиться на достаточно распространенном сегодня тезисе о

снижении цен в строительстве якобы по причине снижения цен на материальные и энергетические ресурсы. Проведенное в начале 2009 года исследование изменения цен не дает оснований для большого оптимизма. Поэтому определенный резерв мы видим в передаче части автодорог, соответствующих установленным требованиям, в федеральную собственность. Средства на содержание этих дорог мы сможем направить на строительство сельских дорог.

В связи с этим просим Правительство и Минтранс РФ рассмотреть возможность упрощения и ускорения процедуры передачи.

Мы также обращаемся к федеральному правительству с просьбой не секвестировать финансирование объектов транспортной инфраструктуры, и оказать поддержку региональным бюджетам в этом крайне важном секторе экономики. Только для Татарстана это 12% ВРП и около 80 тысяч работников.

Перечисленные проблемы затрагивают интересы всех регионов и требуют системных решений на общефедеральном уровне. Нам всем необходимо набраться мужества для принятия непростых решений в непростое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.