Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЛОГИСТИКА / ПАНДЕМИЯ / ГРУЗООБОРОТ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кандыба Андрей Александрович

Транспортная инфраструктура занимает одно из центральных мест в социально-экономическом развитии государства. Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 г. оказала серьезное влияние на все сферы деятельности хозяйствующих субъектов. Целью статьи является оценка динамики развития транспортной инфраструктуры в контексте пандемии коронавирусной инфекции. Методология исследования основывается на анализе динамики ключевых показателей, характеризующих количественные изменения в сфере транспортной инфраструктуры за 2016-2020 гг., с использованием информационно-аналитических и статистических материалов Федеральной службы государственной статистики, Министерства транспорта Российской Федерации, ОАО «РЖД», результатов работ ученых и исследователей. Выявлено снижение значений анализируемых показателей в 2020 г. в сравнении с прошлыми годами, что является негативной тенденцией, во многом обусловленной пандемией коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

Transport infrastructure occupies one ofthe central places in the socio-economic development of the state. The coronavirus pandemic in 2020 had a serious impact on all areas of activity of business entities. The purpose of the article is to assess the dynamics of the development of transport infrastructure in the context of the coronavirus pandemic. The methodology of this study is based on an analysis of the dynamics of key indicators characterizing quantitative changes in the field of transport infrastructure for 2016-2020. using information, analytical and statistical materials of the Federal State Statistics Service, the Ministry of Transport of the Russian Federation, Russian Railways, the results of the work of scientists and researchers. A decrease in the values of the analyzed indicators in 2020 compared to previous years was revealed, which is a negative trend, largely due to the coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

Научная статья УДК 332.1:656

doi: 10.47576/2782-4578_2022_4_30

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Кандыба Андрей Александрович

Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, swsu_buaia@mail.ru

Аннотация. Транспортная инфраструктура занимает одно из центральных мест в социально-экономическом развитии государства. Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 г. оказала серьезное влияние на все сферы деятельности хозяйствующих субъектов. Целью статьи является оценка динамики развития транспортной инфраструктуры в контексте пандемии коронавирусной инфекции. Методология исследования основывается на анализе динамики ключевых показателей, характеризующих количественные изменения в сфере транспортной инфраструктуры за 2016-2020 гг., с использованием информационно-аналитических и статистических материалов Федеральной службы государственной статистики, Министерства транспорта Российской Федерации, ОАО «РЖД», результатов работ ученых и исследователей. Выявлено снижение значений анализируемых показателей в 2020 г. в сравнении с прошлыми годами, что является негативной тенденцией, во многом обусловленной пандемией коронавирусной инфекции. По результатам проведенного исследования сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура; логистика; пандемия; грузооборот; пассажирские перевозки; автомобильный транспорт; железнодорожный транспорт.

Для цитирования: Кандыба А. А. Развитие транспортной инфраструктуры в контексте пандемии коронавирусной инфекции // Региональная и отраслевая экономика. - 2022. - № 4. - С. 30-35. Со1: 10.47576/2782-4578 2022 4 30.

Original article

DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

Kandyba Andrey A.

Southwestern State University, Kursk, Russia, swsu_buaia@mail.ru

Abstract. Transport infrastructure occupies one ofthe central places in the socio-economic development of the state. The coronavirus pandemic in 2020 had a serious impact on all areas of activity of business entities. The purpose of the article is to assess the dynamics of the development of transport infrastructure in the context of the coronavirus pandemic. The methodology of this study is based on an analysis of the dynamics of key indicators characterizing quantitative changes in the field of transport infrastructure for 2016-2020. using information, analytical and statistical materials of the Federal State Statistics Service, the Ministry of Transport of the Russian Federation, Russian Railways, the results of the work of scientists and researchers. A decrease in the values of the analyzed indicators in 2020 compared to previous years was revealed, which is a negative trend, largely due to the

coronavirus pandemic. According to the results of the study, the corresponding conclusions were drawn.

Keywords: transport infrastructure; logistics; pandemic; cargo turnover; Passenger Transportation; automobile transport; railway transport.

For citation: Kandyba A. A. Development of transport infrastructure in the context of the coronavirus pandemic. Regional and branch economy, 2022, no. 4, pp. 30-35. doi: 10.47576/2782-4578 2022 4 30.

Современная экономическая система во многом базируется на развитой инфраструктуре, в частности транспортной, которая в условиях территориальных диспропорций в социально-экономическом развитии выступает своего рода драйвером, стимулирующим развитие реального сектора экономики, занятости населения, способствует увеличению поступлений в бюджетную систему. Транспортная инфраструктура связывает факторы производства в аспекте взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг [1, с. 82]. Центральный федеральный округ является одним из наиболее высокоразвитых с выгодным экономико-географическое расположением. Наличие большого числа логистических цепочек, направленных на импорт и экспорт продукции, обусловливает необходимость в соответствующем уровне развития транспортной инфраструктуры. Как отмечают исследователи, транспортный комплекс явля-

ется одним из инструментов осуществления межотраслевых и внутренних связей как между, так и внутри экономических районов, обеспечения базовых условий жизнедеятельности людей [2, с. 88].

При оценке транспортной инфраструктуры необходимо рассматривать наиболее ключевые показатели, отражающие результаты ее функционирования, а также факторы, ока -зывающие влияние на ее развитие. Одним из наиболее важных показателей в данном аспекте является динамика объемов перевозок грузов автомобильного транспорта организаций. Анализируя факторы, влияющие на рынок автомобильных грузоперевозок, исследователи выделяют строительство и ввод новых скоростных автодорог, реконструкцию и ремонт эксплуатируемых объектов [3, с. 22-23]. На рис. 1 отражена динамика объемов перевозок грузов автомобильного транспорта организаций по всем видам деятельности за 2016-2020 гг.

5S00 5700 5600 5500 5400 5300 5200

456.7

3S9

369.1

5735.3

391.9

2016 2017

Российская Федерация

201S 2019 2020 - Центральный федеральный округ

500

450

400

350

300

250

200

150

100

50

0

Рисунок 1 - Динамика объемов перевозок грузов автомобильного транспорта организаций по всем видам деятельности за 2016-2020 гг., млн тонн (составлено по данным [4])

Данные, представленные на рис. 1, отражают увеличение объема перевозок грузов автомобильного транспорта с 2016 по 2019 г. в целом по Российской Федерации и Центральному федеральному округу на 6,27 и 1,93 %.

Пандемия коронавирусной инфекции в 2020 г. привела к снижению объемов перевозок грузов автомобильного транспорта, что оказалось сопряжено с введенными ограничениям на импорт и экспорт товаров, продукции, оче-

редями на пропускных пунктах, ужесточению санитарных требований и процедур проверки. Стоит отметить, что большая часть автомобильных грузовых перевозок характеризуется относительно невысокой долей коммерческих перевозок, что обусловлено транспортировкой грузов предприятиями для собственных нужд [5, с. 237-238].

Связанным с объемом перевозок грузов автомобильного транспорта показателем является грузооборот организаций, который показывает аккумулированный итог результатов перевозок грузов [6, с. 30]. На рис. 2 отражена динамика объемов грузооборота автомобильного транспорта организаций по всем видам деятельности за 2016-2020 гг.

Рисунок 2 - Динамика объемов грузооборота автомобильного транспорта организаций по всем видам деятельности за 2016-2020 гг., млн т-км (составлено по данным [4])

За рассматриваемый промежуток времени объем грузооборота по Российской Федерации и Центральному федеральному округу увеличился на 9,49 и 42,39 % соответственно, что является положительной тенденцией в аспекте развития транспортной отрасли.

1420 1410_9

Более 90 % грузооборота приходится именно на трубопроводный и железнодорожный транспорт, имеющие преимущество в перевозке грузов на дальние расстояния [5, с. 236].

1400

13S0

1360

1340

1320

1300

1230

1393.6

13S4.3

200

1353.5

203

206

204

202

200

196.3 193

196

194

192

2016 2017

Российская ФгдЕрация

201S

2019

2020

LiHipanbHbni ¿игральный округ

Рисунок 3-Динамика отправления грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования за 2016-2020 гг., млн тонн (составлено по данным [4]

В целом по Российской Федерации отмечается увеличение объемов отправления грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования на 2,52 %. Наибольшее значение данного показателя наблюдается в 2018 г., затем в 2019 и 2020 гг. снижение его значения. В Центральном федеральном округе за 2016-2020 гг. значение данного показателя уменьшилось на 1,6 %.

Ключевой компанией на внутреннем российском рынке железнодорожных перевозок является ОАО «РЖД», занимающееся оказанием базовых транспортных услуг, внедрением современных логистических технологий. На рис. 4 отражены основные показатели погрузки по инфраструктуре ОАО «РЖД» за 2016-2020 гг.

Рисунок 4 - Динамика погрузки товаров по транспортной инфраструктуре ОАО «РЖД» за 2016-2020 гг.

(составлено по данным [4])

За рассматриваемый период погрузка товаров по транспортной инфраструктуре ОАО «РЖД» увеличилась на 1,74 %. 2018 г. также оказался наиболее результативным в данном аспекте: рост в 2016-2018 гг. составил 5,8 %. По итогам 2020 г. в ОАО «РЖД» рекордное количество перевезенных контейнеров (5,8 млн, что на 15,9 % больше, чем годом ранее). Также проделана большая работа по улучшению управления терминально-складской инфраструктурой, повышению качества обслуживания грузоотправителей [7].

Пассажирские перевозки играют одну из важнейших функций в аспекте социально-экономического развития государства, обеспечивая трудовую мобильность, изменение схемы расселения жителей [8, с. 103]. Железнодорожные перевозки являются одним из наиболее востребованных видов перевозок. На рис. 5 отражена динамика перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования по Российской Федерации за

2016-2020 гг.

В 2020 г. отмечается снижение масштабов перевозок пассажиров по железнодорожному, автобусному и воздушному транспорту, что оказалось обусловлено влиянием пандемии коронавирусной инфекции: введение ковидных ограничений привело к значительному снижению пассажирооборота, сопоставимому по всем видам транспорта. Во время пандемии в странах Европейского Союза были отменены 90 % авиарейсов, снизились перевозки автомобильным транспортом на 60-90 %, а общественным на 50 % [9, с. 3].

Таким образом, транспортная инфраструктура занимает одно из центральных мест в социально-экономическом развитии государства. Через перевозку готовой продукции, материалов и сырья обеспечивается стимулирование развития реального сектора экономики. Функционирование логистических цепочек в условиях имеющих место быть региональной и территориальной диспро-

Рисунок 5 - Динамика перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования по Российской Федерации за 2016-2020 гг., млн чел. (составлено по данным [4])

порций сглаживает дифференциацию, обеспечивает региональную интеграцию, увеличение инвестиционной привлекательности, рост промышленного производства. Важную роль в данном аспекте играют также железнодорожные перевозки. В 2020 г. груженый грузооборот железнодорожного транспорта снизился на 2,2 %. При этом доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузооборота увеличилась и достигла отметки в

47,2 %, что говорит о наибольшей устойчивости данного вида транспорта в сравнении с другими во время пандемии коронавирусной инфекции. В наибольшей степени от пандемии пострадала сфера пассажирских перевозок: ввиду введенных противоковидных ограничений были практически остановлены пассажирские авиаперелеты, значительно снились автомобильные, автобусные и железнодорожные перевозки пассажиров.

Список источников

1. Тохиров Т. И. Оценка состояния транспортной инфраструктуры региона // Вопросы управления. 2018. № 2 (32). С. 79-83.

2. Бахтин М. Н. Транспортная инфраструктура региона: основные подходы к определению понятия // РСЭУ. 2019. № 3 (46). C. 87-93.

3. Лазич Ю. В., Попова И. Н. Тенденции развития отрасли автомобильных грузоперевозок в России // BENEFICIUM. 2020. № 4 (37). С. 19-27.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov. ru/ (дата обращения: 01.07.2022).

5. Солдатова Л. И. Рынок грузоперевозок и грузооборот // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 3-3. С. 235-238.

6. Транспорт в России. 2018 : стат. сб. / Росстат. М., 2018. 101 с.

7. Транспортно-логистическое направление // Официальный сайт ОАО «РЖД». URL: https://ar2020. rzd.ru/ru/performance-overview/analysis-operating-results/transportation-logistics (дата обращения: 01.07.2022).

8. Калмыков Н. Н., Романцов А. Н., Трофимова О. М., Маковкина С. А., Фадеев М. С. Исследование основных проблем в сфере пассажирского транспорта и перевозок // ТДР. 2017. № 4. С. 103-105.

9. Транспортная сфера в контексте ^VID-19 // Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. URL: https://mintrans.gov.ru (дата обращения: 01.07.2022).

References

1. Tohirov T. I. Assessment of the state of the transport infrastructure of the region. Management issues. 2018. No. 2 (32). Pp. 79-83.

2. Bakhtin M. N. Transport infrastructure of the region: basic approaches to the definition of the concept. [РСЭУ]. 2019. No. 3 (46). Pp. 87-93.

3. Lazich Yu. V., Popova I. N. Trends in the development of the automotive cargo transportation industry in Russia. BENEFICIUM. 2020. No. 4 (37). Pp. 19-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Official website ofthe Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru / (accessed: 01.07.2022).

5. Soldatova L. I. Cargo transportation market and cargo turnover. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2022. No. 3-3. Pp. 235-238.

6. Transport in Russia. 2018 : stat. sat. / Rosstat. M., 2018. 101 p.

7. Transport and logistics direction. Official website of JSC "Russian Railways". URL: https://ar2020.rzd.ru/ ru/performance-overview/analysis-operating-results/transportation-logistics (accessed: 01.07.2022).

8. Kalmykov N. N., Romantsov A. N., Trofimova O. M., Makovkina S. A., Fadeev M. S. Research of the main problems in the field of passenger transport and transportation. TDR. 2017. No. 4. Pp. 103-105.

9. Transport sphere in the context of COVID-19. Official website of the Ministry of Transport Of the Russian Federation. URL: https://mintrans.gov.ru (accessed: 01.07.2022).

Сведения об авторе

КАНДЫБА АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант, Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия, swsu_buaia@mail.ru

Information about the author

KANDYBA ANDREY A. - post-graduate student, Southwestern State University, Kursk, Russia, swsu_ buaia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.