Научная статья на тему 'Развитие транспортной инфраструктуры как основа социально-экономического развития северных регионов России'

Развитие транспортной инфраструктуры как основа социально-экономического развития северных регионов России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
336
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOGISTIC SYSTEM / LOGISTIC ACCESSIBILITY / TRANSPORT STREAMS / THE TRANSPORT SYSTEM / INTERDISTRICTS ECONOMY COMMUNICATION / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / МЕЖРАЙОННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Богданова Наталья Александровна

Актуальность работы заключается в том, что экономика Крайнего Севера во многом зависит от развития транспортной системы зоны Севера, современное состояние которой отстает от средних показателей транспортного обеспечения. В статье представлен анализ современного состояния транспортного обслуживания северных регионов Российской Федерации. Раскрыты проблемы, мешающие ее эффективному социально-экономическому развитию. На базе проведенного анализа предложен подход к формированию и оценке результатов реализации стратегии развития транспортной инфраструктуры Крайнего Севера РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Богданова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS A BASIS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTHERN REGIONS OF RUSSIA

The relevance of the work lies in the fact that the economy of the Far North largely depends on the development of the transport system of the North, the current state of which lags behind the average indicators of transport support. The article presents an analysis of the current state of transport services in the northern regions of the Russian Federation. The problems that hinder its effective socio-economic development are revealed. On the basis of the analysis, an approach to the formation and evaluation of the results of the implementation of the strategy for the development of the transport infrastructure of the Far North of the Russian Federation is proposed.

Текст научной работы на тему «Развитие транспортной инфраструктуры как основа социально-экономического развития северных регионов России»

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, СТАТИСТИКА

DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS A BASIS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NORTHERN REGIONS OF RUSSIA Bogdanova N.A. (Russian Federation) Email: Bogdanova241 @scientifictext.ru

Bogdanova Natalia Alexandrovna - student, ACCOUNTING DEPARTMENT, KUZBASS STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER T.F.GORBACHEV, KEMEROVO

Abstract: the relevance of the work lies in the fact that the economy of the Far North largely depends on the development of the transport system of the North, the current state of which lags behind the average indicators of transport support. The article presents an analysis of the current state of transport services in the northern regions of the Russian Federation. The problems that hinder its effective socio-economic development are revealed. On the basis of the analysis, an approach to the formation and evaluation of the results of the implementation of the strategy for the development of the transport infrastructure of the Far North of the Russian Federation is proposed.

Keywords: logistic system, logistic accessibility, transport streams, the transport system, interdistricts economy communication.

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ Богданова Н.А. (Российская Федерация)

Богданова Наталья Александровна - студент, кафедра бухгалтерского учета, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово

Аннотация: актуальность работы заключается в том, что экономика Крайнего Севера во многом зависит от развития транспортной системы зоны Севера, современное состояние которой отстает от средних показателей транспортного обеспечения. В статье представлен анализ современного состояния транспортного обслуживания северных регионов Российской Федерации. Раскрыты проблемы, мешающие ее эффективному социально-экономическому развитию. На базе проведенного анализа предложен подход к формированию и оценке результатов реализации стратегии развития транспортной инфраструктуры Крайнего Севера РФ. Ключевые слова: логистическая система, логистическая доступность, транспортные потоки, транспортная система, межрайонные экономические связи.

В настоящее время в России отсутствует развитая транспортная инфраструктура в некоторых районах, в том числе в районах Крайнего севера и на приравненных к ним территориях. К районам Крайнего севера относят часть территории России, расположенной преимущественно к северу от Полярного круга. Более 60% ее территории России приходится на 27 северных регионов и приравненные к ним территории, где живут 12 млн. чел[1][3], но огромные территории северных и восточных регионов практически не обустроены в транспортном отношении, не имеют полноценных связей c транспортными магистралями. Ряд промышленных и

административных центров лишены транспортных сообщений, а так же налаженных внутрирайонных коммуникаций.

Темпы освоения природных богатств Крайнего Севера во многом зависят от развития транспортной системы зоны Севера, современное состояние которой отстает от средних показателей транспортного обеспечения. Важность развития всей транспортной инфраструктуры, в том числе и железнодорожного транспорта, обуславливается тем, что на данный момент основными центрами добычи полезных ископаемых на территории России являются данные районы.

Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей. Ввиду неразвитости транспортной инфраструктуры возникает проблема вывоза продукции в западную и восточную части России для последующего экспортирования в другие страны. Здесь ежегодно добывается 20% мирового и 90% российского газа и нефти. Кроме того, Крайний Север - это не только мощная сырьевая база страны, это и своего рода гарант энергетической безопасности государства на многие годы вперед: здесь сосредоточена четверть всех разведанных мировых запасов природного газа и нефти.[4] Из района вывозятся значительные объемы различных грузов: нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона.

В район ввозятся в основном продукты питания, корма, потребительские товары, металл, машины и оборудование, стройматериалы. Наряду с этим существует проблема завоза на объекты, расположенные в районах Крайнего Севера, материально-технического оснащения. Отсутствие методики оценки системы управления логистическими транспортными потоками, а также слаборазвитая или местами полностью отсутствующая транспортно-логистическая инфраструктура приводит к несоответствию значимости освоения природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны. Снижается конкурентоспособность России, имеющая уникальные географические преимущества.

Одной из актуальных проблем является отсутствие переправы через реку Лена. Завоз груза осуществляется летом через северный морской путь, это составляет около 2000км относительно Якутска. В период распутицы единственным видом транспорта, переправляющим на другой берег, являются суда на воздушной подушке. Зимой грузы завозятся по зимникам1. Данные инфраструктурные ограничения являются одним из барьеров для устойчивого развития северных и арктических территорий страны. [2]

Совмещённый (железнодорожно-автомобильный) мост через р. Лену в районе Якутска - решение проблемы развития региона на другом берегу реки Лена. Он будет иметь огромное значение для развития транспорта и всей экономики Якутии, соединит действующие и строящиеся широтные автомагистрали, обеспечит заход грузовых поездов непосредственно в порт Якутска для перегрузки и сокращения издержек и надёжно соединит круглогодичной и дешёвой транспортной связью с «большой землёй». Строительство моста через реку Лена поможет оптимизировать транспортную логистику Дальнего Востока, а так же способствует оживлению транзита по Северному морскому пути. По расчётам экспертов из Якутии, строительство Ленского моста позволит каждой семье региона каждый месяц экономить около 5 тыс. рублей. Кроме решения внутренних проблем региона, мост через Лену повысит национальную безопасность, обеспечив транспортно-логистическую связанность почти 20% территории страны, сформирует важный плацдарм для освоения недр Российской Арктики.

Однако мосты в этом климате быстроразрушаются в связи с температурными условиями. Ввидувечной мерзлоты, на метр вглубь — лед. Зимой температуры ниже -50, опоры выдавливает, выкручивает и вырывает. Местность — сопки, горы. Весной разом начинает идти вода с камнями, стволами и действует на мост разрушающе.

1 Зимник - Дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой.

64

Альтернатива мосту — тоннель. Он не ограничивает судоходство, исключает образование ледовых заторов, имеет меньшие затраты при строительстве и эксплуатации, а также имеет повышенный уровень надежности по сравнению с мостом. [8]

Для обеспечения логистической доступности этих территорий необходимо комплексное развитие транспортной инфраструктуры.

Транспортная подвижность и транспортная доступность населения северных территорий довольно слабая и достигает порядка 8-10%. С приходом железной дороги и развитием федеральных дорог процент повысится, но не более, чем на 45%. Если взять арктическую зону, где отсутствуют дороги и между населёнными пунктами нет устойчивых круглогодичных сообщений, в зимний период доставка грузов и пассажиров производятся по зимникам, которые в летний период не работают.

Магистрали, скоростные и обычные дороги с шириной полос 3,75 м относятся к дорогам I категории. Один километр таких автострад стоит 52,3 млн. рублей[6], поэтому строительство дорог связано с огромными затратами.

История проектирования транспортного перехода через реку Лена в городе Якутске насчитывает уже 30 лет. В последние годы были предложены и подробно варианты мостового и тоннельного перехода. Вариант мостового перехода с ездой в двух уровнях с пролетными строениями длиной 154м и 308м был выбран как наиболее удачный. Расходы на строительство моста оцениваются авторами проекта в 49,5 млрд. рублей. Чтобы сократить сметную стоимость строительства, специалистами института ПроектТрансСтрой был предложен вариант мостового перехода с ездой в одном уровне с пролетными строениями длиной 257м и 262м, однако согласно заключениям экспертов института ГиброСтройМост, общий объем металла в этом проекте значительно урезан. Для строительства потребуется около 54 тыс. т. металла, что более чем на 10 тыс. т. больше, чем необходимо для строительства моста с пролетами в 308м. Предлагаемая технология приведет к удорожанию строительно-монтажных работ и увеличению продолжительности строительства. Предлагаемая конструкция может вызвать ледовый затор, но мост необходимо соединить подъездными путями с существующей дорожной сетью. При строительстве трёхкилометрового моста необходимо дополнительно построить 98,5км железных и автомобильных дорог. В результате общая стоимость проекта мостового перехода с пролетами 308м и 154м в ценах 4го квартала 2018 г. составляет 104,97 млрд.руб., из которых на мост приходится меньше половины.

Следует принять во внимание, что возможности строительства российской спецтехники ограничены температурой в -40 градусов. Так же выполнение основных работ невозможно, либо сильно затруднено в период ледостава и ледохода. Этим объясняется длительный срок строительства, 71 месяц.

Изучив мировой строительный опыт строительства подводных тоннелей, можно сказать, что в данных условиях оптимальным бы стало решение о сооружении под рекой Леной тоннеля, а не моста. Открытые участки тоннеля и рамповые участки находятся вне зоны ледостава и низких ледоходов. Кроме того, наличие мерзлых грунтов обеспечивают устойчивость тоннеля. Сооружение комплекса тоннеля, железной дороги и автодороги, рамповых участков и инфраструктуры речного порта оценивается в 79млрд рублей. Срок строительства комплекса тоннелей составит 59 месяцев.

Таблица 1. Сравнительная стоимость строительства моста и тоннеля

Мост + 98,5 км дорог Тоннель + 11 км дорог

Затраты, млрд.руб. 140 79

Время строительства, мес. 71 59

По всем показателям мост уступает строительству тоннеля. Тоннель позволит создать в городе транспортно-логистический узел, где сойдутся три федеральных маршрута - железная дорога, речной и авиационный транспорт, а также три региональные автодороги. Его открытие приведет к росту в регионе грузоперевозок в три раза - до 6 млн. тонн в год.

Развитие полноценной транспортной системы и инфраструктуры позволит не только преодолеть барьеры в использовании транзитного потенциала и повысить транспортную доступность населенных пунктов, a также будет служить основной роста экономики и повышения качества жизни каждого жителя Республики Саха (Якутия).Благодаря появлению этого перехода, огромные территории на миллионах квадратных километров получат серьёзное и качественное развитие.

Мост через реку Лена — это большие перспективы не только для Якутии, Иркутской и Магаданской областей, но и для всей страны, доступ к большому количеству месторождений полезных ископаемых, возможности для ускоренного промышленного, экономического, социального развития Якутии. Строительство послужит толчком в развитии региона в целом на другом берегу реки Лена. За счёт снижения транспортной нагрузки будет реализован целый ряд перспективных инвестиционных проектов, регион кратно сократит издержки на северный завоз, которые измеряются миллиардами рублей, снизит стоимость продовольственных и других товаров.

Список литературы /References

1. Шпак А.В. Проблемы и перспективы формирования транспортно-логистических систем на Севере / А. В. Шпак [Электронный ресурс] // докл. канд. эконом. наук. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ruartide/v/proWemy-i-perspektivy-formirovamya-transportno-logisticheskih-sistem-na-severe/ (дата обращения: 20.05.2019).

2. Кожевников С. А. Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры регионов Европейского Севера России / Научный вестник / С.А. Кожевников [Электронный ресурс] // ЮИМ.- 2018. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-transportnoy-infrastruktury-regionov-evropeyskogo-severa-rossii.

3. Саркисов А.А. Научный и информационно-аналитический журнал / А.А. Саркисов / Арктика, экономика и технология. - ИБРАЭ РА. Москва. 2018 - 59 с.

4. Рыжикова Ю. И. Теория очередей и управление запасами / Учебное пособие для вузов / под ред. Ю.И. Рыжикова. Питер. 2014. 376 с.

5. Агуреев И.Е. Разработка программного, организационного и методического обеспечения для управления транспортными системами региона / Актуальные проблемы гуманитарных естественных наук / И. Е. Агуреев, В. А. Пышный, Э.С. Темнов / под общ. ред. И. Е. Агуреева. Москва. 2017. № 2-1. С.22-25.

6. Халезова Н. Вот сколько стоит километр дороги в России и США [Электронный ресурс] // Журнал: Новости. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.drivenn.ru/journal/novosti/vot-skolko-stoit-kilometr-dorogi-v-rossii-i-ssha-id25697/ (дата обращения: 20.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.