Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АГРОЛОГИСТИКИ В КАЗАХСТАНЕ'

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АГРОЛОГИСТИКИ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / СИСТЕМА / ЛОГИСТИКА / АГРОЛОГИСТИКА / МОДЕЛЬ / ПРОГРАММА / РАЗУМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КООРДИНАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеенко О.В., Козлова М.Ф.

Быстрый обмен информацией и инвестициями между различными странами способствует развитию зональной логистики и транспорта. В данной статье представлен анализ причинно-следственной связи между перевозками агропродовольственной продукции и экономическим ростом с использованием логистического подхода для обеспечения поддержки принятия решений в отношении государственной политики в области транспорта и агрологистики. Актуальные исследования экспортно-ориентированных компаний установили сложные задачи, с решением которых сталкиваются предприятия. Самыми часто встречающимися являются несовершенство логистики и высокие цены транспортных и накладных расходов, соответствие выпускаемой продукции национальным стандартам и несоответствие международным, условия выхода на международный рынок, а также о ценовая политика. На сегодняшний день Казахстан по прежнему обладает уникальным потенциалом по экспорту зерна и муки на мировой рынок. В статье представлен анализ экспорта зерна и муки за 2019-2021 маркетинговые годы. Анализируется связь причинно-следственной связи между грузовыми перевозками и экономическим ростом с учетом эффекта запаздывания. Устойчивое развитие экономики и общества может быть достигнуто за счет разумных инвестиций и распределения транспортных ресурсов. Учет потенциальных различий во взаимосвязи между транспортом и экономическим ростом в разных регионах в нашем исследовании дает надежную информацию для координации регионального развития и сокращения разрыва. В дальнейшем для развития в Казахстане экспорта транспортно-логистических услуг необходимо повысить интерес зарубежных транспортных компаний в использовании трансконтинентальных транспортных коридоров проходящих по территории нашей республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT EXPORT-ORIENTED AGROLOGISTICS IN KAZAKHSTAN

The rapid exchange of information and investments between different countries contributes to the development of zonal logistics and transport. This article presents an analysis of the causal relationship between the transportation of agri-food products and economic growth using a logistics approach to support decision-making in relation to public policy in the field of transport and agrologistics. Current research of export-oriented companies has established the complex tasks faced by enterprises. The most common are the imperfection of logistics and high prices of transport and overhead costs, compliance of products with national standards and non-compliance with international standards, conditions for entering the international market, as well as pricing policy. To date, Kazakhstan still has a unique potential for exporting grain and flour to the world market. The article presents an analysis of grain and flour exports for the 2019-2021 marketing years. The causal relationship between freight traffic and economic growth is analyzed, taking into account the lag effect. Sustainable development of the economy and society can be achieved through reasonable investments and allocation of transport resources. Taking into account potential differences in the relationship between transport and economic growth in different regions in our study provides reliable information for coordinating regional development and closing the gap. In the future, in order to develop the export of transport and logistics services in Kazakhstan, it is necessary to increase the interest of foreign transport companies in using transcontinental transport corridors passing through the territory of our republic.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АГРОЛОГИСТИКИ В КАЗАХСТАНЕ»

Экономика АПК УДК 658.788 Код ВАК 08.00.05 (новый код - 5.2.3) РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АГРОЛОГИСТИКИ В

КАЗАХСТАНЕ О.В. Моисеенко1*, М.Ф. Козлова1 1 Костнанайский инженерно-экономический университет им. М. Дулатова, г. Костанай, Казахстан. *E-mail: mov.74@mail.ru

Аннотация: Быстрый обмен информацией и инвестициями между различными странами способствует развитию зональной логистики и транспорта. В данной статье представлен анализ причинно-следственной связи между перевозками агропродовольственной продукции и экономическим ростом с использованием логистического подхода для обеспечения поддержки принятия решений в отношении государственной политики в области транспорта и агрологистики. Актуальные исследования экспортно-ориентированных компаний установили сложные задачи, с решением которых сталкиваются предприятия. Самыми часто встречающимися являются несовершенство логистики и высокие цены транспортных и накладных расходов, соответствие выпускаемой продукции национальным стандартам и несоответствие международным, условия выхода на международный рынок, а также о ценовая политика. На сегодняшний день Казахстан по прежнему обладает уникальным потенциалом по экспорту зерна и муки на мировой рынок. В статье представлен анализ экспорта зерна и муки за 2019-2021 маркетинговые годы.

Анализируется связь причинно-следственной связи между грузовыми перевозками и экономическим ростом с учетом эффекта запаздывания. Устойчивое развитие экономики и общества может быть достигнуто за счет разумных инвестиций и распределения транспортных ресурсов. Учет потенциальных различий во взаимосвязи между транспортом и экономическим ростом в разных регионах в нашем исследовании дает надежную информацию для координации регионального развития и сокращения разрыва.

В дальнейшем для развития в Казахстане экспорта транспортно-логистических услуг необходимо повысить интерес зарубежных транспортных компаний в использовании трансконтинентальных транспортных коридоров проходящих по территории нашей республики.

Ключевые слова: Транспорт, система, логистика, агрологистика, модель, программа, разумные инвестиции, координация регионального развития.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT EXPORT-ORIENTED AGROLOGISTICS IN KAZAKHSTAN

1 Kostanay Engineering and Economic University nam. M. Dulatov, Kostanai, Kazakhstan. *E-mail: mov.74@mail.ru

56

Abstract: The rapid exchange of information and investments between different countries contributes to the development of zonal logistics and transport. This article presents an analysis of the causal relationship between the transportation of agri-food products and economic growth using a logistics approach to support decision-making in relation to public policy in the field of transport and agrologistics. Current research of export-oriented companies has established the complex tasks faced by enterprises. The most common are the imperfection of logistics and high prices of transport and overhead costs, compliance of products with national standards and non-compliance with international standards, conditions for entering the international market, as well as pricing policy. To date, Kazakhstan still has a unique potential for exporting grain and flour to the world market. The article presents an analysis of grain and flour exports for the 2019-2021 marketing years.

The causal relationship between freight traffic and economic growth is analyzed, taking into account the lag effect. Sustainable development of the economy and society can be achieved through reasonable investments and allocation of transport resources. Taking into account potential differences in the relationship between transport and economic growth in different regions in our study provides reliable information for coordinating regional development and closing the gap.

In the future, in order to develop the export of transport and logistics services in Kazakhstan, it is necessary to increase the interest of foreign transport companies in using transcontinental transport corridors passing through the territory of our republic.

Keywords: Transport, system, logistics, agrologistics, model, program, reasonable investments, coordination of regional development.

Постановка проблемы (Introduction)

Экономическая ситуация в Казахстане с каждым днем все больше направлена в сторону глобализации, ориентированной на логистику. Во многом экономическая ситуация зависит и от зернового рынка Казахстана, который гибко и эффективно входит и взаимодействует в основных звеньях логистической системы особое место в которой отведено транспорту. Механизм взаимосвязи между транспортом и экономическим ростом обеспечивает основу для разработки стратегии развития региональной экономики и транспорта, которая может способствовать координации регионального экономического и транспортного развития. Исследования взаимосвязи между улучшением транспорта и экономики способствуют пониманию факторов, влияющих на развитие региона в целом.

Актуальные исследования экспортно-ориентированных компаний установили сложные задачи, с решением которых сталкиваются предприятия. Самыми часто встречающимися являются несовершенство логистики и высокие цены транспортных и накладных расходов, соответствие выпускаемой продукции национальным стандартам и несоответствие международным, условия выхода на международный рынок, а также о ценовая политика.

В связи с этим министерство торговли и интеграции проводит работу по внедрению и запуску системы государственной поддержки - ускоренного развития экспортера. Эта поддержка со стороны 57

государства даст возможность предприятиям безвозмездно получить помощь в акселерации компаний в экспортных вопросах, как участника этого процесса до выхода на международный рынок. Аналоги соответствующей программы плодотворно функционируют в России, США, Канаде, Австралии, и Германии [1].

Развитие транспортно-обеспечивающей логистики может удовлетворить потребности экономики и обеспечить циркуляцию товаров в различных регионах, что может стимулировать улучшение экономики и повысить привлекательность аграрного предпринимательства.

Постановка проблемы (Introduction)

На сегодняшний день Казахстан по прежнему обладает уникальным потенциалом по экспорту зерна и муки на мировой рынок. В условиях значительного роста экспорта сельскохозяйственной продукции аграрными предприятиями, в логистической цепи важное место занимает обеспечение перемещения товаров и сырья аграрного производства. Соответственно, быстрый экономический рост порождает большие транспортные потребности и приводит к появлению мотивации для развития транспорта [2].

Важным и перспективным рынком для казахстанских товаров агропромышленного комплекса является Иран с объемом более $1 млрд. Продукция химической промышленности и машиностроения являются определяющими для увеличения экспорта казахстанских товаров в Иран.

Исторически сформировавшимся рынком экспорта казахстанской продукции являются страны Центральной Азии, с вероятным ростом экспорта в $3,2 млрд.

Казахстанское зерно пользуется повышенным спросом в странах Центральной Азии. За 4 месяца 2020-2021-го маркетингового года, который начался 1 июля 2020 года и завершится 30 июня 2021 г., Казахстан экспортировал 2 млн 734 тысячи тонн зерновых и муки в зерновом эквиваленте. В том числе 1 млн 934 тысячи тонн пшеницы и 701 тысяча тонн муки в зерновом эквиваленте.

В прошлом маркетинговом 2020 году для сравнения: за первые 4 месяца было вывезено из Казахстана 2 млн 617 тысяч тонн зерна (-4%) и муки, в том числе 1 млн 624 тысячи тонн пшеницы (-16%) и 628 тысяч тонн муки в зерновом эквиваленте (-10%). Экспорт зерновых таких как: ячмень, овес, кукуруза, рис, гречиха, просо за 4 месяца 2020-2021 годов составил 98 тысяч тонн, в том числе 76 тысяч тонн ячменя, импортированного Ираном (табл. 1) [3].

Таблица 1 - Анализ экспорта зерна и муки за 2019-2021 маркетинговые годы.

Маркетинговый год

Наименование 2019/2020 2020/2021

(первые 4 месяца) (первые 4 месяца)

Зерновые и мука в зерновом эквиваленте 2 617 000 т 2 743 000 т

В том числе:

Зерно 1 624 000 1 934 000

Мука 628 000 701 000

Другие зерновые

96 000

98 000

Основная часть пшеницы и пшеничной муки в текущий период реализована в страны Центральной Азии: 1 млн 293 тысячи отправлено в Узбекистан, 406 тысяч тонн - в Таджикистан. Объемы продаж в Кыргызстан и Туркменистан намного гораздо меньше - 38 и 11 тысяч тонн, соответственно.

В Афганистан с 1 июля 2020 года вывезено около 593 тысячи тонн, в Китай - 194 тысячи тонн. В последние годы выявлено снижение продаж зерна и муки в Грузию, эта страна до 2014 года входила в число важных и растущих рынков сбыта казахстанской сельскохозяйственной продукции. В 2020 году Казахстан продал в Грузию всего 2,6 тысячи тонн зерна и муки, а в 2021 году отгрузок в Грузию не было (рис.1).

Снижение покупок некоторых стран казахстанской муки обращает на себя внимание. Например, Узбекистан, который является основным импортером казахстанской сельскохозяйственной продукции, в 2011/2012 году закупил 1,3 млн тонн муки, в 2015/2016 м.г. - 843 тысячи тонн, в 2019/2020 м.г. - 345 тысяч, а за 4 месяца 2020/2021 м.г. - всего 103 тысячи тонн. Афганистан и Китай в последние годы наращивают объемы импорта казахстанской муки, составляют исключение.

Согласно официальным данным Европейской комиссии Республика Казахстан находится на девятом месте из 123-х стран по поставкам органической аграрной продовольственной продукции в страны Евросоюза, но по прежнему оставляет за собой лидирующие позиции по продажам пшеницы и семян льна.

Китай; 194000

3S000

Рисунок 1 - Экспорт пшеницы и пшеничной муки

Развитие перевозок агропродукции и логистики, основанные на взаимосвязи между экономикой и транспортом, могут послужить основой для принятия соответствующей политики и мер для частно-корпоративного бизнеса и для государства. Доставка сельскохозяйственной продукции в осуществляется тремя видами транспорта, которые наиболее распространены: автомобильным, железнодорожным и водным. Иногда применяется трубопроводный транспорт для транспортировки подсолнечного масла.

Результаты (Results)

Вклад этого исследования отражен в трех аспектах. Во-первых, в этом исследовании анализируется связь причинно-следственной связи между грузовыми перевозками и экономическим ростом с учетом эффекта запаздывания. Взаимосвязь между ними остается неясной. Во-вторых, предыдущие исследования явно не учитывали неоднородность в определении взаимодействия между транспортом и региональной экономикой в Казахстане. В южных регионах наблюдается больше экономической деятельности, в то время как экономическое развитие в северных регионах относительно отстает. Кроме того, существуют большие различия в уровне развития транспортной системы между регионами. Взаимосвязь между транспортом и экономическим ростом, игнорирующая пространственную неоднородность, может привести к частичным результатам оценки, что приведет к ошибочному выводу о причинно-следственных связях [8]. Таким образом, учет потенциальных различий во взаимосвязи между транспортом и экономическим ростом в разных регионах в нашем исследовании дает надежную информацию для координации регионального развития и сокращения разрыва. В-третьих, это исследование могло бы принести пользу правительству в принятии более ценных решений по инвестициям в транспорт на региональном уровне за счет понимания взаимосвязи между транспортом и экономикой по регионам. Таким образом, устойчивое развитие экономики и общества может быть достигнуто за счет разумных инвестиций и распределения транспортных ресурсов.

Экспортный поток продукции агропромышленного комплекса в последние годы направлен в сторону морских портов и терминалов. Но в системе внутренних экспортно-ориентированных агрологистических перевозок преимуществом обладает железнодорожный транспорт [4,5].

Казахстанские перевозчики увеличивают парк вагонов для транспортировки зерна, рассчитывая на увеличение экспортных поставок. На зерновозы может вырасти спрос в скором будущем, из-за возможных ограничений на морские перевозки казахстанского зерна в Иран.

Несмотря на хороший урожай 2020 года, который составил в весе после доработки зерновых культур 19,5 млн тонн и масличных 2,5 млн тонн, перевозки были далеки не велики. Инфраструктурные ограничения остаются фактором снижающим развитие рынка. Проблемы с выгрузкой зерна Китаем, простои зерновозов в Узбекистане, уменьшение пропускной способности железнодорожной сети внутри Казахстана.

Несмотря на это, инфраструктурные ограничения привели к увеличению оборота вагонов-зерновозов по сети до 20% в сравнении с прошлым годом, а это значит, что для обслуживания прежнего объема нужно большее количество зерновозов. При сохранении среднемесячных перевозок более 1 млн тонн в 4 квартале, что соответствует средним показателям прошлых лет, нехватки вагонов-зерновозов на рынке не наблюдалось.

Парк казахстанских зерновозов к апрелю 2019 г. вырос на 11% по сравнению с августом 2018 г. Компании, занимающиеся реализацией зерна в Казахстане, покупают зерновозы как для перевозок собственного урожая, так и для предоставления услуг экспедирования, отметили участники рынка.

Парк крытых вагонов, которые в Казахстане привлекаются также для перевозок зерна, в 2019 году вырос всего на несколько единиц по сравнению с 2018 годом. Транспортные предприятия не покупали новые крытые вагоны из-за их высокой цены и дороговизны в ремонте.

Казахстан в 2021/2022 году надеется экспортировать зерна и муки в зерновом эквиваленте на уровне текущего сельскохозяйственного года, т.е. 8 млн тонн [6,7].

Осенью в Казахстане периодически возникает нехватка парка вагонов-зерновозов, так как производители и трейдеры хотят вывезти максимально возможный объем продукции в первые месяцы после сбора урожая. Минувшей осенью объем заявок в адрес транспортных компаний был в несколько раз больше, чем могли перевезти компании [8].

Казахстане на фоне сокращения урожая зерна на 20—25% относительного прошлого года, осенью текущего года экспедиторы не ожидают дефицита зерновозов.

Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

Транспорт является важнейшей областью для расширения внутреннего спроса и обеспечения устойчивого экономического роста. Как эффективно содействовать устойчивому развитию транспортной и экономической систем - это новое испытание на фоне сильной транспортной сети в новую эпоху. Точное изучение причинно-следственных связей между ними полезно для обеспечения политики устойчивого развития и содействия координации региональной экономики и транспорта.

Экономическим показателем, используемым в данной работе, является ВВП, а транспортным показателем - грузооборот.

В будущем можно было бы рассмотреть и расширить другие переменные, такие как темпы роста национального ВВП, размер каждого региона и какой-либо фактор, который будет действовать в качестве посредника для развития событий в соседних регионах, чтобы более точно изучить направление причинно-следственной связи.

В дальнейшем для развития в Казахстане экспорта транспортно-логистических услуг необходимо повысить интерес зарубежных транспортных компаний в использовании трансконтинентальных транспортных коридоров проходящих по территории нашей республики. Это возможно за счет устранения физических и нефизических барьеров.

Устранение физических барьеров подразумевает:

- быстрый обмен информацией и инвестициями между различными странами, которые способствуют развитию региональной логистики и транспорта.

- внедрение высоких технологий в транспортно-логистическую инфраструктуру.

- улучшение состояния дорожной сети транспортных коридоров

- обновление парка подвижного состава.

Совершенствование логистических операций на каждом виде транспорта и внедрение рыночной тарифной политики, а также устранение нефизических барьеров, поможет осуществить упрощения процедур прохождения границ и ускорит доставку продукции.

Это далеко не полный список барьеров которые нужно устранить для того чтобы расширить спрос на экспорт транспортно-логистических услуг который вследствие повысит экономический рост как отдельного региона так и страны в целом.

Библиографический список:

1. Величко, А.П. Многоаспектность проявления и методологии современной предпринимательской логистики // Логистика и управление цепями поставок. - 2013. - 5 (58). - С. 51-59

2. Молдажанов М.Б., Жанабилова Э.С., Дюсенбекова А.К. Основы создания евразийской интеграции аграрного сектора экономики // Вестник Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета. - 2016. - № 5. вып 31. - С. 44-48

3. Информационное агентство «Светич». Режим доступа: http://svetich.info/publikacii/apk-respublika-kazahstan/kazahstan-uvelichil-yeksport-zerna.html. 8.11.2021 г.

4. Байгабылов Н.О., Додонов В.Ю. и др. Трансформация экономики Казахстана. Астана: Типография «IndigoPrint», 2019. - 368 с.

5. Центр деловой информации «Капитал». Казахстан намерен экспортировать 8 млн. тонн зерна. Режим доступа: https://kapital.kz/economic/96304/kazakhstan-nameren-eksportirovat-8-mln-tonn-zerna.html. 8.11.2021 г.

6. Логистические транспортно-грузовые системы: учебник / под ред. В. М. Николашина. - М.: Академия, 2003. - 242 с.

7. Джонсон Дж. С. Современная логистика. - М., СПб, Киев: Вильямс, 2005. - 386 с.

8. О. Moiseenko., S. Bobkov, M. Kozlova, Zh. Dzhabasova. INTEGRATION OF LOGISTICS PRINCIPLES INTO RESOURCE-SAVING TECHNOLOGIES, PRECISION AND ORGANIC FARMING // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021 - Vol. 915

References

1. Velichko, A.P. The multidimensional nature of the manifestation and methodology of modern entrepreneurial logistics // Logistics and Supply chain management. - 2013. - 5 (58). - Pp. 51-59

2. Moldazhanov M.B., Zhanabilova E.S., Dyusembekova A.K. Fundamentals of the creation of the Eurasian integration of the agricultural sector of the economy // Bulletin of the Kazakh Humanitarian and Legal Innovation University. - 2016. - No. 5. issue 31. - pp. 44-48

3. Svetich News Agency. Access mode: http://svetich.info/publikacii/apk-respublika-kazahstan/kazahstan-uvelichil-yeksport-zerna.html . 8.11.2021

4. Baigabylov N.O., Dodonov V.Yu. et al. Transformation of the economy of Kazakhstan. Astana: Printing house "IndigoPrint", 2019- - 368 p.

5. Capital Business Information Center. Kazakhstan intends to export 8 million tons of grain. Access mode: https://kapital.kz/economic/96304/kazakhstan-nameren-eksportirovat-8-mln-tonn-zerna.html , 8.11.2021

6. Logistic transport and cargo systems: textbook / edited by V. M. Nikolashin. - M.: Academy, 2003. - 242

p.

7. Johnson J. S. Modern logistics. - M., St. Petersburg, Kiev: Williams, 2005. - 386 p.

8. O. Moiseenko., S. Bobkov, M. Kozlova, Zh. Dzhabasova. INTEGRATION OF LOGISTICS PRINCIPLES INTO RESOURCE-SAVING TECHNOLOGIES, PRECISION AND ORGANIC FARMING // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021 - Vol. 915.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.