Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ'

АНАЛИЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕРНОВЫЕ ГРУЗЫ / ПОТРЕБЛЕНИЕ ЗЕРНА / ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришкова Д.Ю.

В большей степени эффективность бизнеса зависит не от отдельных элементов логистической системы, а от целостных логистических цепей. Являясь важной составляющей продовольственной безопасности всего мира, зерно и продукты его переработки должны обеспечиваться надежной и в то же время экономически эффективной логистикой. Современная Россия, став крупнейшим экспортером зерновых культур, вынуждена решать задачи сбыта товара, уделяя особое внимание транспортно-логистическим и политическим вопросам. Инфраструктура зернового рынка позднего СССР была ориентирована на импорт. Произошедшие изменения в балансе ресурсов, экономической модели и географии осваиваемых мировых рынков предъявляют новые требования к логистике экспорта. Более того, необходимо учитывать сценарии развития агропромышленного производства в контексте глобальных цепочек создания стоимости, а также будущие тренды логистики, в том числе открытие международных транспортных коридоров (МТК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CONSUMPTION AND TRANSPORTATION OF GRAIN CARGOES

To a greater extent, business efficiency does not depend on individual elements of the logistics system, but on integral logistics chains. Being an important component of the food security of the whole world, grain and its processed products must be provided with reliable and at the same time cost-effective logistics. Modern Russia, having become the largest exporter of grain crops, is forced to solve the problems of selling goods, paying special attention to transport, logistics and political issues. The grain market infrastructure of the late USSR was import-oriented. The changes that have taken place in the balance of resources, the economic model and the geography of the developed world markets impose new requirements on export logistics. Moreover, it is necessary to take into account scenarios for the development of agro-industrial production in the context of global value chains, as well as future trends in logistics, including the opening of international transport corridors (ITC).

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОТРЕБЛЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ»

Анализ потребления и транспортировки зерновых грузов Analysis of consumption and transportation of grain cargoes

Гришкова Д.Ю.

канд. тех. наук

доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения

Россия, Новосибирск e-mail: raigas@inbox.ru

Grishkova D. Yu.

Cand. Techn. sciences' associate Professor, Siberian transport university

Russia, Novosibirsk e-mail: raigas@inbox.ru

Аннотация.

В большей степени эффективность бизнеса зависит не от отдельных элементов логистической системы, а от целостных логистических цепей. Являясь важной составляющей продовольственной безопасности всего мира, зерно и продукты его переработки должны обеспечиваться надежной и в то же время экономически эффективной логистикой. Современная Россия, став крупнейшим экспортером зерновых культур, вынуждена решать задачи сбыта товара, уделяя особое внимание транспортно-логистическим и политическим вопросам. Инфраструктура зернового рынка позднего СССР была ориентирована на импорт. Произошедшие изменения в балансе ресурсов, экономической модели и географии осваиваемых мировых рынков предъявляют новые требования к логистике экспорта. Более того, необходимо учитывать сценарии развития агропромышленного производства в контексте глобальных цепочек создания стоимости, а также будущие тренды логистики, в том числе открытие международных транспортных коридоров (МТК).

Annotation.

To a greater extent, business efficiency does not depend on individual elements of the logistics system, but on integral logistics chains. Being an important component of the food security of the whole world, grain and its processed products must be provided with reliable and at the same time cost-effective logistics. Modern Russia, having become the largest exporter of grain crops, is forced to solve the problems of selling goods, paying special attention to transport, logistics and political issues. The grain market infrastructure of the late USSR was import-oriented. The changes that have taken place in the balance of resources, the economic model and the geography of the developed world markets impose new requirements on export logistics. Moreover, it is necessary to take into account scenarios for the development of agro-industrial production in the context of global value chains, as well as future trends in logistics, including the opening of international transport corridors (ITC).

Ключевые слова: зерновые грузы, потребление зерна, внутренние перевозки, экспорт, импорт, коэффициент корреляции.

Key words: grain cargo, grain consumption, domestic transportation, export, import, correlation coefficient.

Классификация зерновых грузов соотносится с задачами идентификации, тарификации, правильного исчисления таможенных платежей на перевозимые товары и другими техническими и технологическими вопросами перевозочного процесса. На разных видах транспорта, а также во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) существуют различные подходы к формированию номенклатурных групп, в частности зерновых грузов.

Одним из самых распространенных способов группировки зерновых грузов является их разделение на три большие группы:

- злаковые (хлебные и просовые);

- бобовые;

- масличные.

На российских железных дорогах зерновым грузам соответствует группа в ЕТСНГ - зерновые и зернобобовые культуры - включающая в себя восемь позиций, в т. ч. початки кукурузы (примечательно, что ОАО «РЖД» само зерно, комбикорма, крупу, муку и др. продукты перемола включает в большую группу - хлебные

грузы) [1]. В основном это непереработанные культуры (или с минимальной степенью переработки), перевозимые насыпью в вагонах-зерновозах. Т. е. для зерна с низкой добавленной стоимостью предполагается преимущественно бестарная перевозка в специализированном подвижном составе ввиду массовости предъявляемых к погрузке объемов. Тот же принцип классификации используется внутренним водным транспортом. Единственное отличие - обширный список более точных, детализированных наименований в алфавитном порядке [2].

При международных железнодорожных перевозках из РФ применяют гармонизированную номенклатуру грузов (ГНГ), которая соотносится с ТН ВЭД в части таможенного декларирования. В данной номенклатуре зерновым соответствует малочисленная глава злаки, состоящая из восьми позиций [3]. В отличие от ЕТСНГ здесь минимальная степень переработки (шелушение, плющение, дробление и др.) позволяет отнести груз к продукции мукомольно-крупяной промышленности или к продуктам, готовым из зерна злаков (исключение составляют некоторые субпозиции риса полуобрушенного, обрушенного, пропаренного, которые относятся к главе злаки). Кроме того, бобовые разнесены по главам овощей бобовых и семян. Таким образом, в ГНГ сильнее проявляется принцип деления грузов по биологическому фактору.

В свою очередь в номенклатуре, действующей на автомобильном транспорте, нет понятия зерновые грузы. Основанием для классификации является степень использования грузоподъемности: чем выше класс груза, тем ниже коэффициент использования грузоподъемности, а тарифная ставка выше [4]. По аналогии с предыдущими номенклатурами в качестве зерновых, перевозимых навалом, можно выделить подгруппы:

- бобовые;

- злаки всякие, кроме овса, кукурузы в початках и семян масличных;

- овес навалом.

На морском транспорте к зерновым, помимо злаковых, бобовых и семян, относят также кофе, какао, крупу, муку, комбикорма [5]. По причине идентичности свойств и требуемых условий транспортировки правила перевозки зерновых включают дополнительно орехи и кормовые грузы (жмыхи, шрот и др.). В большей степени такая расширенная классификация связана с особыми требованиями к судну при транспортировке продовольственных грузов: сухое, чистое помещение, без посторонних запахов и т. д.

Внутренние и экспортные перевозки зерна (особенно непереработанного) на большие расстояния осуществляются в специализированных хопперах. В таком случае задача оптимизации цепей поставок решается в рамках перечня грузов, перевозимых в вагонах-зерновозах. С целью сопоставимости номенклатур этих грузов в качестве зерновых приняты грузы, поименованные и в группе 01 ЕТСНГ, и в главе 10 ГНГ, что позволяет наиболее полно учесть особенности перевозки и глубже изучить проблему в конкретных условиях. Результаты анализа номенклатур и перечня грузов, допустимых к перевозке насыпью, отражены в таблице 1 [6].

Важнейшим фактором на любом виде транспорта, влияющим на объем перевозок, является структура и размеры потребления той или иной продукции. Для мирового рынка зерновые культуры представляют собой продовольственную основу на протяжении нескольких тысяч лет вплоть до настоящего времени. Исторически Россия выступала крупнейшим производителем зерна: если в конце XIX - начале ХХ вв. страна обеспечивала себе лидерские позиции в экспорте продукции, то в 1990-е гг. государство стало главным импортером. В дальнейшем, после распада СССР, импорт зерна резко снизился ввиду сокращения численности населения, а также поголовья скота и птицы. Статистические данные использования зерна в РФ представлены в таблице 2 [7]. Внутреннее потребление в данном случае рассчитано как сумма ресурсов за вычетом потерь, экспорта, личного потребления и запасов на конец отчетного периода.

Таблица 1. Зерновые грузы, допустимые к перевозке насыпью

Наименование груза Род подвижного состава

Гречиха

Зерновые, не поименованные в алфавите ЕТСНГ

Овес

Полба

Просо

Рис нешелушеный (рис-сырец)

Рис прочий Вагон-хоппер (зерновоз)

Рис шелушенный (неполированный рис)

Смесь зерновая

Сорго (гаолян, джугара и др.)

Чина

Чумиза

Прочие зерновые

Зерно кукурузы

Пшеница Полувагон (в упакованном виде с использованием вагонного вкладыша), вагон-хоппер (зерновоз)

Рожь

Ячмень

Динамика внутреннего потребления зерна и численности населения (с 2015 г. учтена численность населения Республики Крым и города Севастополя) представлена на рисунке 1 [8].

Внутреннее потребление в XXI в. из года в год сохраняется на одном уровне, не превышая 80 млн. т. Далее для лучшего понимания наличия и характера закономерностей между показателями производства зерна и численностью населения произведен корреляционный анализ, показывающий тесноту именно линейной, а не какой-либо иной связи. Коэффициент корреляции Пирсона вычисляется по формуле [9]:

- х) • (yi — у)

r=t =, (1)

T,(Xi-x)2 •Y.iyi - у)2

где x_i, y_i - значения, принимаемые в выборке x и y соответственно; x , y - средние арифметические для x и y соответственно.

Так как выборка небольшая и не может являться генеральной совокупностью, то необходимо оценить значимость r с помощью критерия Стьюдента на уровне значимости 0,95:

г Vn — 2 ^

Vl — г2

где n - объем выборки.

Все вычисления производятся в модуле Excel. Значения коэффициентов корреляции Пирсона и их толкования представлены в таблице 3.

Таблица 2. Ресурсы и использование зерна в РФ, млн. т

Год Ресурсы Использс ванне Внутреннее потребление

Запасы на начале года Производство Импорт Итого Производственное потребление Переработано на муху, крупу, комбикорма и другие цели Потерн Экспорт Личное потребление (фонд потребления) Запасы на конец отчетного периода

1990 60.4 116.7 16.9 194.0 30.5 94.7 2.3 2.0 0.0 64.5 125.2

1991 64,5 S9.1 20.7 174.3 JZ,Z 39.7 1.7 0.4 0.1 50.2 121.9

1992 50,2 106.9 30.0 187,1 31.7 76.7 1.3 0.0 0.1 76.Е 108.4

1993 76.В 99.1 12.0 1В7.9 32.3 71.1 1.6 0.0 0.1 S2.B 103.4

1994 32.В S1.3 3.7 167,8 31.2 63.1 1.5 1.0 0.1 70.9 94.3

199: 70.9 63.4 4.2 138.5 30.1 56.4 1.5 2.5 0.1 47.9 36.5

1996 47.9 69.2 3.6 120.7 27.6 44.7 1.0 0.6 0.1 46.7 72.3

1997 46,7 SB.5 3.5 138.7 27.7 46.9 1.0 2.2 0.1 60.Е 74.6

199S 60.В 47.В 1.7 110.3 26.5 44.7 1.0 2.2 0.1 35.Е 71,2

1999 35,8 54,6 6.S 97.2 22.9 40.Е 0.3 1.0 0.1 31.6 63.7

2000 31,6 65.4 4.7 101.7 22.3 40.6 0.3 1.3 0.1 36.6 62.9

2001 36,6 S5.1 1,8 123.5 23.В 45.7 0.9 3.3 0.1 49.7 69.5

2002 49.7 86,5 1.6 137.8 24.0 49.3 0.3 13.В 0.1 49.Е 73.3

2003 49.В 67.0 1.7 118.5 22.4 46.3 0.9 11.5 0.1 37.3 6В.7

2004 37.3 77.В 2.9 118,0 22.9 44.7 0.9 5.3 0.1 43.6 67.6

2005 43,6 77.В 1.5 122.9 22.0 44.0 0.9 12.2 0.1 43.7 66.0

2006 43.7 78,2 2.3 124.2 21.В 46.2 0.9 11.1 0.1 44.1 6В.0

2007 44.2 31,5 1.1 126.8 20.9 44.9 1.0 16.7 0.1 43.2 65.Е

200S 43.2 108,2 1.0 152.4 22.6 49.4 0.9 13.6 0.1 65.В 72.0

2009 65,8 97.0 0.4 163.2 22.1 4В.7 1.0 21.В 0.1 69.5 70.Е

2010 69.5 61.0 0.4 130.9 20.4 43.9 0.9 13.9 0.1 51.7 64.3

2011 51,7 94.2 0.7 146.6 20.9 47.4 0.9 1Е.З 0.1 59.0 6S.3

2012 59,0 70.9 1.2 131.1 20.5 43.В 1.1 22.5 0.1 43.1 64.3

2013 43.1 92.4 1.5 137.0 20.0 44.5 1.2 19.0 0.1 52 2 64.5

2014 52.6 105.2 0.9 158.7 20.9 46.4 1.0 30.1 0.1 60.2 6^.3

201: 60.2 104.7 0.3 165.7 20.9 4В.1 1.1 30.7 0.1 64.Е 69.0

2016 64. В 120.7 1.0 1В6.5 22.3 51.В 1.2 33.9 0.1 77.2 74.1

Рисунок 1. Динамика внутреннего потребления зерна (левая ось) и численности населения РФ (правая ось)

Таблица 3. Корреляционный анализ показателей производства зерна и численности населения

Показатель использования зерна Значение коэффициента корреляции г между показателем использования зерна и численностью населения Уровень связи между переменными по шкале Чеддока Значимость коэффициента корреляции г

Внутреннее потребление 0,60 Высокая положительная Значим

Импорт 0,52 Высокая положительная

Экспорт -0,31 Средняя отрицательная Не значим

Переработано на муку, крупу, комбикорма и другие цели 0,51 Высокая положительная Значим

Производственное потребление 0,81 Очень высокая положительная

в т. ч. на семена 0,77 Очень высокая положительная

на корм скоту и птице 0,80 Очень высокая положительная

Из таблицы видно, что внутреннее потребление напрямую зависит от численности населения; для экспорта обратная линейная зависимость не доказана. Наблюдается прямая зависимость между численностью населения и импортом, а также объемом переработанного зерна. Необходимо отметить сильную связь с производственным потреблением в целом, но самый высокий уровень связи имеет следующая зависимость: чем больше численность населения, тем больше производится зерна на корм скоту и птице.

Для выявления современных тенденций в зерновом комплексе построены графики потребления основных продуктов питания на рисунке 2 [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из графиков следует:

а) последнее десятилетие наблюдается отрицательная динамика подушевого потребления хлебных продуктов, которые непосредственно производятся из зерновых культур;

б) потребление овощей, мяса, фруктов и ягод находится в обратной зависимости от потребления хлебных продуктов.

Обобщая корреляционный анализ и графические зависимости потребления, можно сделать выводы:

1) внутреннее потребление зерна напрямую зависит от численности населения; величина экспорта не имеет обратной линейной зависимости;

2) в большей степени производственное потребление зерна именно в качестве корма скоту и птице зависит от численности населения;

3) наблюдается динамика снижения подушевого потребления хлебных продуктов, тогда как потребление мяса растет;

4) при увеличении потребления мяса вне зависимости от динамики изменения численности населения сохранится производственное потребление зерна в кормовых целях.

Список используемой литературы:

1. Справочник грузов ЕТСНГ // Российские железные дороги : сайт URL: https://cargo.rzd.ru/ru/9802 .

2. Прейскурант N 14-01. Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом. Тарифное руководство N 1-Р (Утв. постановлением Госкомцен СССР от 27.03.1989 N 273).

3. Гармонизированная номенклатура грузов (ГНГ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1

июня 2020 года) (утв. ОСЖД 23 - 27.04.2007).

4. Прейскурант N 13-01-01. Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом (Утв. постановлением Госкомцен РСФСР от 8 февраля 1989 года N 67).

5. РД 31.11.25.25-96. Правила морской перевозки зерновых грузов (утв. приказом Росморфлота от 29.11.1996 N 43).

6. Приказ Министерства транспорта РФ от 19 сентября 2013 г. N 294 «Об утверждении Перечня грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом» (с изменениями и дополнениями).

7. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство // Федеральная служба государственной статистики : сайт URL: https://rasstat.gov.ru/enterprise_ecommy?print=1 .

8. Демография // Федеральная служба государственной статистики : сайт URL: https://rasstatgov.m/folder/12781?print=L

9. Матвеев В. А. Статистика : Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015.

10. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики : сайт URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13278?print=1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.