Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ЛОГИСТИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / КРАЙНИЙ СЕВЕР / АРКТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лышко А.С., Медведев С.О.

В статье рассмотрено развитие транспортно-логистических услуг на территории Арктики и Крайнего Севера в Красноярском крае. Север является одним из главных направлений в социально-экономическом развитие России. Арктика обладает огромным количеством природных, биологических, топливных и энергетических ресурсов. Именно поэтому на данный момент приоритетным направлением в развитии данных территорий являются транспортно-логистические услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES IN THE TERRITORY OF THE ARCTIC AND THE FAR NORTH OF THE KRASNOYARSK REGION

The article discusses the development of transport and logistics services in the Arctic and the Far North in the Krasnoyarsk Territory. The North is one of the main directions in the socio-economic development of Russia. The Arctic has a huge amount of natural, biological, fuel and energy resources. That is why, at the moment, the priority area in the development of these territories is transport and logistics services.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

А.С. Лышко, магистрант

С.О. Медведев, канд. экон. наук, доцент

Лесосибирский филиал Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (Россия, г. Лесосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-3-50-52

Проект «Обоснование транспортно-логистических маршрутов через территорию Арктики и Крайнего Севера Красноярского края с использованием графоаналитических методов и геоинформационных систем» поддержан Краевым фондом науки.

Аннотация. В статье рассмотрено развитие транспортно-логистических услуг на территории Арктики и Крайнего Севера в Красноярском крае. Север является одним из главных направлений в социально-экономическом развитие России. Арктика обладает огромным количеством природных, биологических, топливных и энергетических ресурсов. Именно поэтому на данный момент приоритетным направлением в развитии данных территорий являются транспортно-логистические услуги.

Ключевые слова: транспорт, логистика, инфраструктура, Крайний Север, Арктика.

Рынок логистических услуг России находится в процессе формирования. Мировые направления в сфере логистики являются отправной точкой для отечественных предпринимателей в поиске современных технологий, методов и форм обслуживания потребителей в условиях всё более конкурентной среды [1]. Россия обладает большим количеством факторов, одним из главных является обширная территория страны, а также недостаток необходимой инфраструктуры и климатические условия.

В широком смысле, транспортно-логистическая инфраструктура означает совокупность объектов, которые определяют условие ведения транспортной логистики. В транспортно-логистическую инфраструктуру, как правило, входят: порты, дороги, здания и сооружения и др.

Материально-техническую базу транс-портно-логистической инфраструктуры составляют терминалы, склады, пути сообщения, транспортно-погрузочные сооружения, транспортные узлы, а также обслуживающие их технические средства.

Под транспортной логистикой понимается оптимизация движения товаров из одной точки в другую [2]. При этом упор делается на разработку наиболее экономи-

чески выгодного маршрута движения, выбор видов транспорта и транспортных средств, а также снижение затрат, непосредственно связанных с осуществлением перевозки.

В общих чертах рассматриваются рациональные варианты движения материальных потоков и снижение затрат на все логистические операции - от закупки сырья и материалов до продажи товаров конечному потребителю. В то же время логистика уделяет особое внимание такому вопросу, как - наценка за прохождение каждой логистической единицы (от производителя до потребителя) и использование транспортных средств различной техники.

Кроме того, транспортная логистика -один из самых эффективных способов повышения конкурентоспособности различных предприятий. На любом предприятии при реализации каналов сбыта готовой продукции необходимо решать вопросы, связанные с доставкой продукции, и прежде всего, выбирать вид транспорта, организацию транспорта и тип транспортного средства.

На данный момент транспортировка товара осуществляется либо специализированными компаниями, либо производите-

лем. Первый вариант наиболее эффективен, так как в этом случае все участники транспортно-логистического процесса тесно взаимодействуют между собой, их действия согласованы и экономичны. При такой форме организации транспорта, контроль материального потока - это то, что позволяет точно спроектировать доставку грузов в определенное время с минимальными затратами.

При выборе транспортных средств «рациональное» предприятие должно руководствоваться, прежде всего, соответствием типовых свойств перевозимого груза. Критериями выбора транспортных средств являются сохранность грузов, их вместимость, грузоподъемность и снижение транспортных расходов.

Обращаясь к практике развития логистики, следует выбрать отдельную территорию и определить ключевые особенности их развития. Так, приоритетным направлением в развитии и освоении Севера Красноярского края является логистика. Со времен начального освоения Севера транспортная доступность практически не изменилась. Доставка грузов в основном доступна только в зимнее время года по зимникам и в период навигации по рекам. Пригодные для транспортировки продукции дороги и железнодорожный транспорт на Севере Красноярского края практически отсутствуют [3].

Из-за неразвитости транспортной инфраструктуры возникает проблема доставки продукции в западную и восточную части России, которая служит для после-

дующего экспорта продукции в другие страны. Для того чтобы обеспечить логистическую доступность данных территорий требуется конкретное расширение транспортной инфраструктуры, в которую включают развитие и повышение эффективности управления водным транспортом, модернизацию существующих автомобильных дорог, а также строительство аэродромов в различных регионах России. В связи с этим существует проблема доставки материально-технического оборудования на объекты, расположенные в регионах Крайнего Севера.

В северных районах Сибири, а также в ее средней части водный транспорт занимает основную часть перевозок массовых грузов. Экспедиционные рейсы выполняются судном или группой судов в период короткой весенней или арктической навигации для доставки грузов на Крайний Север реки (Енисей). В зависимости от номенклатуры ввозимых товаров, их количества и назначения экспедиционные рейсы, в отличие от транспортных, осуществляются судами разных типов, которые работают по специально рассчитанным нормам для кругового рейса.

При северной доставке товары отправляются в северные регионы России. Это комплексное ежегодное мероприятие, направленное на сопровождение и доставку грузов в отдаленные районы Севера. Теперь доставка грузов осуществляется одновременно с использованием таких видов транспорта, как: водным, автомобильным, воздушным и железнодорожным.

Библиографический список

1. Шегельман И.Р. Рациональное природопользование в свете ресурсной концепции стратегического менеджмента / И.Р. Шегельман, М.Н. Рудаков // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2014. - № 40. - С. 76-84.

2. Кириллов Ю.В. Многокритериальное моделирование как основа информационных технологий поддержки принятия решений // Фундаментальные исследования. - 2004. -№6. - С. 85-97.

3. Кудрева А.К., Гильц Н.Е. Перспективы развития транспортной логистики Красноярского края // Современные логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса. - 2012. - С. 143-162.

4. Факторы устойчивого развития регионов России: монография. Книга 20 / Ю.Д. Алашкевич, Ю.А. Безруких, М.М. Брутян и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 256 с.

DEVELOPMENT OF TRANSPORTATION AND LOGISTICS SERVICES IN THE TERRITORY OF THE ARCTIC AND THE FAR NORTH OF THE KRASNOYARSK

REGION

A.S. Lyshko, Graduate Student

S.O. Medvedev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Lesosibirsk branch of Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

(Russia, Lesosibirsk)

Abstract. The article discusses the development of transport and logistics services in the Arctic and the Far North in the Krasnoyarsk Territory. The North is one of the main directions in the socio-economic development of Russia. The Arctic has a huge amount of natural, biological, fuel and energy resources. That is why, at the moment, the priority area in the development of these territories is transport and logistics services.

Keywords: transport, logistics, infrastructure, the Far North, the Arctic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.