Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА'

ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЙНИЙ СЕВЕР / АРКТИКА / ТРАНСПОРТНЫЙ МАРШРУТ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лышко А.С., Медведев С.О., Зырянов М.А.

В статье рассмотрены отдельные аспекты проблематики развития территории Арктики и Крайнего Севера России. В ходе исследования обобщены отдельные ключевые проблемы в развитии данных территорий. Показано, что инфраструктурное и транспортное развитие - важнейшие инструменты для повышения их эффективности и роли в экономике страны. Полученные результаты в определенной степени расширяют теоретические знания касательно рассматриваемой предметной области. Также детализированы ключевые проблемы транспортных путей данного макрорегиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лышко А.С., Медведев С.О., Зырянов М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE TERRITORY OF THE ARCTIC AND THE FAR NORTH

The article deals with some aspects of the development of the Arctic and the Far North of Russia. The study summarizes some key problems in the development of these territories. It is shown that infrastructure and transport development are the most important tools for increasing their efficiency and role in the country's economy. The results obtained to a certain extent expand the theoretical knowledge about the subject area under consideration. The key problems of transport routes of this macroregion are also detailed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА»

ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА

А.С. Лышко, магистрант

С.О. Медведев, канд. экон. наук, доцент

М.А. Зырянов, канд. экон. наук, доцент

Лесосибирский филиал Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (Россия, г. Лесосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-1-65-67

Проект «Обоснование транспортно-логистических маршрутов через территорию Арктики и Крайнего Севера Красноярского края с использованием графоаналитических методов и геоинформационных систем» поддержан Краевым фондом науки.

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные аспекты проблематики развития территории Арктики и Крайнего Севера России. В ходе исследования обобщены отдельные ключевые проблемы в развитии данных территорий. Показано, что инфраструктурное и транспортное развитие - важнейшие инструменты для повышения их эффективности и роли в экономике страны. Полученные результаты в определенной степени расширяют теоретические знания касательно рассматриваемой предметной области. Также детализированы ключевые проблемы транспортных путей данного макрорегиона.

Ключевые слова: Крайний Север, Арктика, транспортный маршрут, инфраструктура, природно-климатические условия.

Арктика и Крайний Север России обладают огромным количеством природных, биологических и топливно-энергетических ресурсов. Это предопределят потенциал данных территорий, и сказывается на необходимости их развития с целью повышения эффективности отечественной экономики. Очевидно, что любое развитие должно строиться на основе детализированных планов [1]. Именно отсутствие последних сказывается на успехе освоения данных территорий. Несомненно, огромную роль в сложностях и планирования и самого развития играют крайне негативные природно-климатические условия: отрицательные температуры, полярная ночь, вечная мерзлота, высокий снежный покров и др.

Можно выделить и множество других негативных факторов, определенных и систематизированных в ходе данного исследования: экономическая отсталость региона, отдаленность от крупных перерабатывающих и инфраструктурных центров, транспортная «оторванность» (разобщенность), нехватка квалифицированных кадров и многих ценных ресурсов, потреб-

ность в большем количестве ресурсов для организации производства и т.д. Очевидно, что значительное количество сложностей данного макрорегиона основывается на слабом развитии транспортных магистралей, связывающих его и остальную территорию страны [2]. Действительно, как отдельные населенные пункты Крайнего Севера и Арктики, так и их и другие города страны разделяют огромные территории, связанные зачастую лишь одной транспортной линией. Последней выступают, как показал анализ: водный путь, автомобильный (часто доступный лишь специализированной технике) и авиасообщение. Очевидно, что в таких условиях говорить о качественном развитии данных территорий крайне затруднительно [3]. При этом и качество большей части маршрутов оставляет желать лучшего. Авторами в ходе исследования, были проанализированы ключевые проблемы транспортных путей данного макрорегиона:

1. Водные маршруты, связывающие территорию Крайнего Севера и Арктики, ограничены по времени использования и объемам перевозимых грузов [4]. Данный

факт обусловлен незначительной пропускной способностью части речных систем, малым количеством транспортных единиц (буксиров, барж и т.д.), скоротечностью судоходного сезона, слабой развитостью речной инфраструктуры (промежуточных и конечных складов, погрузочно-разгрузочной техники, инженерных сооружений) и т.д.

2. Авиасообщение между территорией Крайнего Севера и Арктики и остальной страной ограничено, прежде всего, объемами и частотой перевозимых грузов [5]. Авиапарк достаточно мал, полеты хоть и осуществляются на регулярной основе, однако достаточно редки. Техника не отличается высокой грузоподъемностью, как и инфраструктура практически не подготовленная для приема самолетов большой тоннажности.

3. Сухопутные транспортные маршруты, связывающие исследуемые территории и остальную часть страны, практически отсутствуют (исключение - Северо-Запад страны). На самой территории Крайнего Севера такие маршруты крайне неразвиты, зачастую существует одна единственная дорога. Отдельные транспортные сети доступны лишь для специализированной техники, отличающейся высокой проходимостью.

4. Северный морской путь, являющийся важнейшей транспортной магистралью, связывающей Дальний Восток и европейскую часть страны используется крайне мало. Для его использования требуется дополнительная техника - ледоколы, без которой маршрут практически недоступен. Вместе с тем потенциал данного маршрута крайне высок, в том числе в качестве альтернативы доставки грузов из Азии в Европу через Индийский и Атлантический океаны.

Таким образом, развитие территории Крайнего Севера и Арктики требует существенной модернизации транспортной ин-

- транспортных магистралей;

- складской системы;

- инженерно-технических сооружений;

- транспортных средств и др.

Без комплексного подхода к решению данной проблемы практически невозможно эффективное развитие столь богатого природными ресурсами макрорегиона [6]. При этом роль данных территорий должна стать значительно шире - от источника сырья к серьезному хабу, способствуюше-му развитию мировой торговли и экономики. Огромные площади Крайнего Севера и Арктики практически не используются вследствие сложных природно-климатических условий. Однако развитие доступности данных территорий откроет широкие возможности для развития здесь различного бизнеса: от туристического до современных ГГ-компаний. Пример двух столь далеких сфер авторами выбран показательно. Первая - традиционно неразвита в России. Однако в мире красота Крайнего Севера, малозатронутые участки Земли вызывают неподдельные интерес и приносит немалые доходы. Второй вид бизнеса -1Т-компании. Данный бизнес практически не имеет географической привязанности. Многие программисты работают и вовсе из дома. Таким образом, размещение офисов и развитие бизнеса на Крайнем Севере при должном экономическом стимулировании, может являться крайне актуальным. Помимо прочего на данных территориях существенно меньше рисков и «соблазнов» больших мегаполисов, вследствие этого крупным компаниям возможно размещение здесь персонала будет более интересно.

Таким образом, в ходе исследования обобщены отдельные ключевые проблемы в развитии Крайнего Севера и Арктики. Показано, что инфраструктурное и транспортное развитие - важнейшие инструменты для эффективности данных территорий.

фраструктуры:

Библиографический список

1. Факторы устойчивого развития регионов России: монография. Книга 20 / Ю.Д. Алашкевич, Ю.А. Безруких, М.М. Брутян и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 256 с.

2. Победоносцева В.В., Победоносцева Г.М. Отдельные тенденции развития территорий Крайнего Севера и Арктики РФ // Инновационная наука. - 2016. - № 12-1. - С. 164167.

3. Чистов Р., Медведев С., Безруких Ю., Мохирев А. Охрана окружающей среды как модернизация и выбор современных цивилизационных ориентиров развития общества // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2015. - № 3. - С. 378-382.

4. Герасимова М.М., Медведев С.О., Мохирев А.П., Рукомойников К.П. Оптимизация материальных потоков лесозаготовительного предприятия на основе теории графов // Логистика и управление цепями поставок. - 2019. - №6 (95). - С. 50-57.

5. Медведев С.О., Мохирев А.П., Герасимова М.М., Герасимов В.Н. Логистика сквозных технологических цепочек внутри лесопромышленного кластера // Наука и бизнес: пути развития. - 2020. - № 1 (103). - С. 121-123.

6. Грибановская С.В. Особые черты экономического развития районов Крайнего Севера, Арктики // Перспективы науки. - 2018. - №9 (108). - С. 214-216.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE TERRITORY OF THE ARCTIC AND THE

FAR NORTH

A.S. Lyshko, Graduate Student

S^. Medvedev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.A. Zyryanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Lesosibirsk branch of Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Russia, Lesosibirsk)

Abstract. The article deals with some aspects of the development of the Arctic and the Far North of Russia. The study summarizes some key problems in the development of these territories. It is shown that infrastructure and transport development are the most important tools for increasing their efficiency and role in the country's economy. The results obtained to a certain extent expand the theoretical knowledge about the subject area under consideration. The key problems of transport routes of this macroregion are also detailed.

Keywords: Far North, Arctic, transport route, infrastructure, natural and climatic conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.