Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
84
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЙНИЙ СЕВЕР / АРКТИКА / ТРАНСПОРТНАЯ МАГИСТРАЛЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МАРШРУТЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Медведев С.О., Лышко А.С., Мохирев А.П.

В статье рассмотрены отдельные особенности транспортно-логистических маршрутов через территории Арктики и Крайнего Севера Красноярского края. Полученные результаты детализируют известные ранее результаты в части стоимости создания и развития инфраструктуры и транспортных сетей, наиболее дорогостоящих видов транспорта на данной территории, ограниченности альтернативных вариантов доставки грузов. Выделена ключевая роль транспортных магистралей - реки Енисей и Северного морского пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRANSPORT AND LOGISTICS ROUTES THROUGH THE ARCTIC AND THE FAR NORTH OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

The article considers certain features of transport and logistics routes through the Arctic and the Far North of the Krasnoyarsk Territory. The results obtained detail the previously known results in terms of the cost of creating and developing infrastructure and transport networks, the most expensive modes of transport in a given territory, and the limited availability of alternative options for cargo delivery. The key role of transport highways - the Yenisei River and the Northern Sea Route-is highlighted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

С.О. Медведев, канд. экон. наук, доцент

А.С. Лышко, магистрант

А.П. Мохирев, канд. техн. наук, доцент

Лесосибирский филиал Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (Россия, г. Лесосибирск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-3-2-206-208

Проект «Обоснование транспортно-логистических маршрутов через территорию Арктики и Крайнего Севера Красноярского края с использованием графоаналитических методов и геоинформационных систем» поддержан Краевым фондом науки.

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные особенности транспортно-логистических маршрутов через территории Арктики и Крайнего Севера Красноярского края. Полученные результаты детализируют известные ранее результаты в части стоимости создания и развития инфраструктуры и транспортных сетей, наиболее дорогостоящих видов транспорта на данной территории, ограниченности альтернативных вариантов доставки грузов. Выделена ключевая роль транспортных магистралей -реки Енисей и Северного морского пути.

Ключевые слова: Крайний Север, Арктика, транспортная магистраль, инфраструктура, альтернативные маршруты.

Арктика и Крайний Север России сочетают в себе наличие огромных запасов разнообразных ресурсов, природных красот и неприступность, обусловленную природными условиями. Территория нашей страны настолько обширна и многообразна, что и северные территории также разительно отличаются. В экономическом и инфраструктурном плане это также прослеживается [1]. Существует Северо-запад страны, где и транспортные пути и промышленное развитие практически прилегает к Арктике. При этом о Северо-востоке России в таком контексте говорить практически не приходится. Уровень развития отдельных регионов также существенно варьируется. Во многом это обусловлено доступностью (прежде всего экономической) природных ресурсов [2].

Под экономической доступностью следует понимать не только возможность технического перемещения до места переработки, самого доступа к сырью, но и рентабельность действий по его использованию. Последнее далеко не всегда реализуется [3]. Также возможно наличие слиш-

ком малого уровня рентабельности у освоения природных ресурсов северных территорий, что при необходимости огромных капитальных затрат (инвестиций) влечет за собой огромные риски.

Снижению любых рисков и в принципе развитию Арктики и Крайнего Севера России могло бы способствовать инвестирование в развитие инфраструктуры данных территорий со стороны государства. Однако на данный момент времени такие вложения крайне ограничены. Вместе с тем исследование возможностей развития Арктики и Крайнего Севера не останавливается, и во многом перспективы связываются именно с научными изысканиями в сфере транспортно-логистических маршрутов через данную территорию [4].

Среди всех исследований следует выделить те, что затрагивают решение задач развития логистики конкретного региона или района. Именно практическая направленность научных изысканий позволяет им развиваться. Однако для этого необходим наиболее короткий путь по пути «разработка-внедрение» [5].

Авторским коллективом решается задача оптимизации транспортно-логистических маршрутов через территорию Арктики и Крайнего Севера Красноярского края. Проводя анализ данной территории, выявлены ключевые организационно-экономические, природно-климатические, социальные и иные особенности, оказывающие влияние на все основные процессы в регионе. Можно отметить, что помимо суровых условий важное влияние оказывают географическая (территориальная) разрозненность промышленных и социальных объектов, а также деятельность крупных промышленных агломераций. Транспортная сеть помимо автомобильных дорог включает авиасообщение (самолеты и вертолеты) и перемещение различных грузов водным путем. Выделяются из общего ряда два транспортных маршрута - водный путь по реке Енисей и Северный морской путь. Именно они, как выявлено в ходе исследования, выступают наиболее перспективными в плане повышения грузопотока в регионе и развитию северных территорий как таковых.

К особенностям транспортно-логистических маршрутов исследуемой территории следует отнести:

- относительно более высокая стоимость создания дорожной сети и транспортной (логистической) инфраструктуры;

- небольшое количество альтернативных способов доставки грузов;

- дешевизна водного способа доставки грузов в сравнении с альтернативными вариантами;

- неразвитость логистической инфра-

тов, погрузочно-разгрузочной техники, инженерных сооружений и т.д.);

- использование Северного морского пути для перевозки крупнотоннажного сырья [6] - полезных ископаемых и вырабатываемой на их основе продукции и т.д.

В целях повышения эффективности логистических решений авторским коллективом предлагается использование графоаналитических методов и геоинформационных систем (ГИС) для определения оптимальных маршрутов. Именно такой современный инструментарий позволит обосновать наиболее целесообразные способы перемещения материальных ценностей по данной территории [7]. Также использование графов и ГИС позволит визуализировать подобранные решения с учетом рельефа местности, природно-климатических особенностей (в том числе с учетом сезонности), экономической доступности ресурсов и наиболее дешевых маршрутов перемещения грузов.

Применительно к Красноярскому краю, авторами доказана перспективность направления транспортировки многотоннажных грузов по маршруту: Красноярск -р. Енисей (с промежуточным складом в г. Лесосибирск при необходимости) -Игарка - Северный морской путь - «Пункт назначения». Под последним понимается либо отечественные порты на северо-западе страны, либо зарубежные аналоги. Такой маршрут на 15-20% дешевле, чем аналоги - железнодорожный и автомобильный. Вместе с тем, конкретные условия доставки и маршруты должны подбираться с учетом уникальных особенностей перевозимых грузов [8].

структуры (складов, перевалочных пунк-

Библиографический список

1. Факторы устойчивого развития регионов России: монография. Книга 20 / Ю.Д. Алашкевич, Ю.А. Безруких, М.М. Брутян и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 256 с.

2. Победоносцева В.В., Победоносцева Г.М. Отдельные тенденции развития территорий Крайнего Севера и Арктики РФ // Инновационная наука. - 2016. - №12-1. - С. 164167.

3. Герасимова М.М., Медведев С.О., Мохирев А.П., Рукомойников К.П. Оптимизация материальных потоков лесозаготовительного предприятия на основе теории графов // Логистика и управление цепями поставок. - 2019. - № 6 (95). - С. 50-57.

4. Сморчкова В. Геоэкономический потенциал регионов Крайнего Севера России // Государственная служба. - 2016. - № 2 (100). - С. 92-94.

5. Грибановская С.В. Особые черты экономического развития районов Крайнего Севера, Арктики // Перспективы науки. - 2018. - № 9 (108). - С. 214-216.

6. Маскулов Э.М. Перспективы развития морских коммуникаций в Арктике // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2011. - №2. - С. 410-412.

7. Синенко П.В. Особенности социально-экономического развития районов Крайнего Севера и Арктической зоны Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. -2016. - Т. 6. - №12A. - С. 18-25.

8. Медведев С.О., Мохирев А.П., Герасимова М.М., Герасимов В.Н. Логистика сквозных технологических цепочек внутри лесопромышленного кластера // Наука и бизнес: пути развития. - 2020. - № 1 (103). - С. 121-123.

FEATURES OF TRANSPORT AND LOGISTICS ROUTES THROUGH THE ARCTIC AND THE FAR NORTH OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

S.O.Medvedev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.S.Lyshko, Graduate Student

A.P. Mokhirev, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Lesosibirsk branch of Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

(Russia, Lesosibirsk)

Abstract. The article considers certain features of transport and logistics routes through the Arctic and the Far North of the Krasnoyarsk Territory. The results obtained detail the previously known results in terms of the cost of creating and developing infrastructure and transport networks, the most expensive modes of transport in a given territory, and the limited availability of alternative options for cargo delivery. The key role of transport highways - the Yenisei River and the Northern Sea Route-is highlighted.

Keywords: Far North, Arctic, transport highway, infrastructure, alternative routes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.