Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая безопасность / снижение выбросов / расход топлива / электромобиль / водородное топливо / топливный элемент / гибрид. / environmental safety / emission reduction / fuel consumption / electric car / hydrogen fuel / fuel cell / hybrid.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аманов Мердан Эсенгулыевич, Гурдов Агаджума Бабаназарович, Гурбандурдыева Гулшат Бердисувхановна

В статье рассматриваются перспективы развития транспортно-коммуникационной системы страны в рамках экологической безопасности. Проанализированы современные направления исследова-ний в области транспортной экономики, направленные на защиту окружающей среды. Обозначены ос-новные направления экологической стратегии Туркменистана в контексте устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Аманов Мердан Эсенгулыевич, Гурдов Агаджума Бабаназарович, Гурбандурдыева Гулшат Бердисувхановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE COUNTRY'S TRANSPORT AND COMMUNICATION SYSTEM WITHIN THE FRAMEWORK OF ENVIRONMENTAL SAFETY

The article discusses the prospects for the development of the country's transport and communication sys-tem in the framework of ensuring environmental safety. Modern directions of research in the field of transport economics aimed at protecting the environment are analyzed. The main directions of the environmental strate-gy of Turkmenistan in the context of sustainable development are outlined.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

«ШУШМУМ-ШУГМаУ» #35(158), 2022 / ECONOMIC SCIENCES

55

ECONOMIC SCIENCES

УДК 378.14

Аманов Мердан Эсенгулыевич

старший преподаватель Туркменский государственный архитектурно-строительный институт

Гурдов Агаджума Бабаназарович

преподаватель

Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана

Гурбандурдыева Гулшат Бердисувхановна

преподаватель

Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана

DOI: 10.24412/2520-6990-2022-35158-55-60 РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ В РАМКАХ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Amanov Merdan Esengulyevich

Senior lecturer

Turkmen State Architecture and Construction Institute Gurdov Agajuma Babanazarovich

Lecturer

Institute of Engineering and Transport Communications of Turkmenistan

Gurbandurdiyeva GulshatBerdisuvhanovna

Lecturer

Institute of Engineering and Transport Communications of Turkmenistan

DEVELOPMENT OF THE COUNTRY'S TRANSPORT AND COMMUNICATION SYSTEM WITHIN THE FRAMEWORK OF ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы развития транспортно-коммуникационной системы страны в рамках экологической безопасности. Проанализированы современные направления исследований в области транспортной экономики, направленные на защиту окружающей среды. Обозначены основные направления экологической стратегии Туркменистана в контексте устойчивого развития.

Abstract

The article discusses the prospects for the development of the country's transport and communication system in the framework of ensuring environmental safety. Modern directions of research in the field of transport economics aimed at protecting the environment are analyzed. The main directions of the environmental strategy of Turkmenistan in the context of sustainable development are outlined.

Ключевые слова: экологическая безопасность, снижение выбросов, расход топлива, электромобиль, водородное топливо, топливный элемент, гибрид.

Key words: environmental safety, emission reduction, fuel consumption, electric car, hydrogen fuel, fuel cell, hybrid.

Сегодня, современное состояние природной среды есть результат человеческой деятельности. В целях удовлетворения своих растущих потребностей человечество потребительски поглощала и поглощает природные ресурсы. Прирост населения увеличивает и потребности человека. Растет сельскохозяйственное производство, бурными темпами развивается строительная отрасль, промышленность, энергетика, транспорт, увеличивается потребность в добыче полезных ископаемых и как следствие растут объемы потребляемой электрической энергии [2]. Результат стремительного развития экономик мира приводит к тому, что происходит нарушение природных ландшафтов, деградация земли, загрязнение атмосферы, почвы, воды отходами производства, нарушение практически всех природных биогеохимических циклов.

Некоторые ученые полагают, что наиболее универсальным показателем для оценки глобального антропогенного воздействия на природу, можно считать количество произведенной и потребленной энергии. Это предполагает мировое потребление первичной энергии - общее количество энергии, потребляемое человеческой цивилизацией. Другими словами это вся энергия, извлекаемая из всех энергоресурсов и потребляемая человечеством во всех промышленных и потребительских секторах экономики в каждой стране [12].

Развитие и состояние экономики в стране точно отражают такие общие показатели как объемы потребляемой электрической энергии и транспортных потоков, в том числе осуществляемых за счет автомобильного транспорта. Эта непрерывная

БСОШМГС 8С1Б1ЧСБ8 / «ШУШМУМ-ШУТМак» 20222

56_

тенденция роста энергопотребления, которая характерна не только для Туркменистана, но и для мировой экономики в целом, чревата глобальными неблагоприятными последствиями - опасным воздействием на природную среду в виде вредных выбросов, техногенных аварий, а также нарушения теплового баланса планеты. Очевидна необходимость в ограничении этой опасной тенденции путем существенного снижения удельных энергетических затрат в промышленном производстве и транспортной отрасли.

В наши дни, развития транспортной сферы Туркменистана является одной из важных направлений национальной экономической стратегии. Сфера услуг является ключевым элементом в структурной перестройке и технологической модернизации экспортно-ориентированной национальной экономики. Основным вектором услуг в контексте экспортно-ориентированной экономики выступают транспортно-коммуникационные

услуги. Именно транспорт и логистика выступают краеугольным камнем данной стратегии.

Транспортно-коммуникационная система Туркменистана представлена автомобильным, воздушным, железнодорожным и водным транспортом. Туркменистан, являясь страной, находящейся на пересечении важнейших путей, представляет собой ключевое звено в цепочке транспортных перевозок международного значения. Поэтому наше государство успешно реализует новые, перспективные проекты в сфере транспорта, открывает новые транспортные коридоры региона, позволяющие проводить грузоперевозки, как по суше, так и по морю.

В данном контексте развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры предусматривает в первую очередь создание современных логистических центров, отвечающих мировым стандартам и призванных обеспечить эффективное функционирование транспортных коридоров. Ориентируясь на инновационные технологии и передовой опыт, Туркменистан ведет целенаправленную работу в этой области, что является большим вкладом в развитии национальной экономики. За последние годы введены в строй современные автовокзалы, железнодорожные и автомобильные мосты. Высокими темпами ведется строительство скоростных автомобильных дорог Ашхабад-Туркме-набат и Ашхабад-Туркменбаши, призванные намного сократить маршруты между регионами страны. В стране большое внимание уделяется также воздушному транспорту. Международный аэропорт Ашхабада один из крупнейших в Центральной Азии, а также один из современных в мире по технологической оснащенности. Второй по величине в Туркменистане Международный аэропорт в городе Туркменбаши, пассажирский терминал и взлетно-посадочная полоса в городе Мары. В 2018 году введен в эксплуатацию международный аэропорт в городе Туркменабате. На аэродроме города Дашогуз были построены новые взлетно-посадочные полосы для различных типов самолетов.

Столь же важна роль железнодорожного сообщения. Практичные и дружеские отношения Туркменистана с соседними странами позволяет реали-зовывать в жизнь совместные грандиозные проекты. Железная дорога Серхетабат (Туркменистан) - Тургунди (Афганистан), часть транспортно-транзитного коридора «Лазурит», была сдана в эксплуатацию в феврале 2018 года. В 2016 году введена в строй железнодорожная магистраль Керки-Имам-назар-Акина, что представляет собой первое звено Азиатского международного транспортного коридора. Именно планомерное развитие транспортной отрасли способствует интеграции Туркменистана в ряд развитых государств мира, являясь важной частью транспортно-логистической системы страны [8].

Надо отметить, что Туркменистан активно и последовательно продвигает транспортную дипломатию как гарант устойчивого развития, сохранения мира и стабильности на глобальном, субрегиональном, региональном и национальном уровне. Активная транспортная дипломатия Туркменистана, основанная на принципах позитивного нейтралитета, придает огромный импульс к развитию международной транспортно-коммуникацион-ной системы [13]. Так, в рамках Организации тюркских государств, Туркменистан совместно с Узбекистаном выстраивает новый международный транспортно-транзитный коридор Узбекистан-Туркменистан-Иран-Оман-Катар. Также Туркменистан и Узбекистан намерены задействовать в полном объеме потенциал Международного морского порта Туркменбаши и международного муль-тимодального маршрута Страны АТР-Китай-Кыргыстан-Узбекистан-Туркменистан-Азербай-джан-Грузия-Европа [9].

С Азербайджаном и Турцией Туркменистан реализует проект транспортного коридора по маршруту Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция и далее с выходом в Европу. Совместно с Азербайджаном Туркменистан воплощает идею соединения Каспийского и Черноморского регионов в едином транспортном коридоре, который включает в себя маршрут Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Румыния, где основными звеньями являются морские порты. Отдельно, хотелось бы отметить, что международный морской порт Туркменбаши (Туркменистан) - это современный порт, отвечающий всем международным стандартам, инфраструктура которого позволят совершать международные перевозки по направлениям Север-Юг и Восток-Запад. Его потенциал позволяет наладить сообщения по морским маршрутам Ближнего и Среднего Востока, с выходом в Индийский океан [9].

Примером плодотворного сотрудничества Туркменистана, Казахстана и Ирана служит реализованный совместный проект по строительству железнодорожной магистрали Казахстан-Туркменистан-Иран, имеющий не только региональное, но и международное значение. По линии логистического взаимодействия Туркменистана и Казахстана приоритетом станет использование и укрепления

«ШУШМУМ-ШУГМаУ» #Ш15Ш, ЖШ / ECONOMIC SCIENCES

57

сотрудничества между Каспийскими портами Ак-тау, Курык и Туркменбаши. В целях развития автодорожных коммуникаций Туркменистан построит мост через залив Гарабогаз для запуска новой дороги в направлении Казахстана [9].

Транспортный сектор (автомобильный, железнодорожный, морской, авиация) является крупнейшим потребителем нефтепродуктов от всего мирового потребления нефти [17]. Не смотря на то, что количество дорожного транспорта в транспортном секторе в каждой стране различно, наибольшую нагрузку на окружающую среду за счет потребления и эмиссий топлива оказывает именно автомобильный транспорт. Сегодня, автомобильный транспорт является неотъемлемым звеном в транс-портно-логистической составляющей многих технологических процессов, удовлетворяющий потребности в грузовых и пассажирских перевозках. При этом нужно понимать, что он является одним из основных источников загрязнения [3]. Сегодня, количество транспортных средств неуклонно растет (рост автомобильного парков во всех сферах хозяйственной деятельности, пополнение морского и воздушных парков), а также, с развитием и расширением транспортной инфраструктуры увеличивается и интенсивность движения (включая и транзитные перевозки), следовательно, это приводит к интенсивному росту потребления бензина и дизельного топлива. Именно рост потребления углеводородного сырья ведет к большему загрязнению окружающей среды, то есть увеличиваются выбросы, как токсичных веществ, так и парниковых газов в атмосферу (увеличивается валовый выброс вредных веществ). По данным Всемирного банка, доля автотранспортных средств в общем объеме выбросов парниковых газов составляет 13% [4].

Качество атмосферного воздуха зависит от совокупности свойств атмосферы, определяющих степень воздействия физических, химических и биологических факторов на людей и на окружающую среду в целом (флора и фауна, материалы, конструкции и т.д.). За нормативы же качества воздуха принимаются допустимые пределы содержания вредных веществ, как в производственной, так и в селитебной зоне (предназначенной для размещения жилого фонда, общественных зданий и сооружений) населенных пунктов [7]. Основную часть (составляющая) отработанных газов составляют газообразные вещества. В результате полного и неполного сгорания топлива выделяются следующие продукты: избыточный кислород, аэрозоли и различные примеси (как газообразные, так и в виде жидких и твердых частиц) [16; 18]. Количество эмиссии вредных веществ в атмосферу в значительной доле зависит от условий эксплуатации автотранспортных средств: климатические, дорожные (расположение улично-дорожной сети, состояние дорожного покрытия), сезонные, разнородность состава транспортного потока (тип транспорта, вид и качество топлива), КПД транспортного средства [12] и многие другие. Что же касается, закономерности формирования массовых выбросов тяжелых

металлов в придорожной зоне, то это в первую очередь зависит от сезонных условий эксплуатации.

Загрязнение почвы придорожной зоны определяется суммарным содержанием в верхних слоях почвы вредных веществ выделяющихся при эксплуатации транспортного средства, в частности, происходит накопление тяжелых металлов на удалении нескольких десятков метров от автодороги. Продукты сгорания, кроме основных газообразных веществ, содержат и тяжелые металлы, входящие в состав присадок смазочного масла, либо являющиеся продуктами изнашивания деталей двигателя. Кроме этого, загрязнения почвы тяжелыми металлами (медь, свинец, хром, никель, цинк) происходит за счет изнашивания тормозных накладок, а также за счет продуктов изнашивания автомобильных шин (цинк, кадмий, медь, свинец), продуктов изнашивания дорожного покрытия (кадмий, свинец). Сопутствующие загрязнения происходят в случаи утечки и испарения топлива через систему питания, картерных газов, использование противогололедных реагентов. Скапливание выбросов тяжелых металлов происходит в непосредственной близости от источников загрязнения на глубине нескольких сантиметров почвенного покрова. Наиболее опасными тяжелыми металлами, выбрасываемых при эксплуатации автотранспорта, являются свинец, цинк, медь. В результате, избыточное скопление тяжелых металлов может серьезно подорвать здоровье человека, проживающего в населенных пунктах, вблизи дорог, а также через потребление сельскохозяйственных культур растущих вдоль дорог. Таким образом, актуальность соблюдения всех норм экологической безопасности в развитие транспортной отрасли очевидна.

Опыт зарубежных стран показывает, что эффективность в решении экологических проблем и предотвращения экологических катаклизмов зависит в первую очередь от социально-экономического развития любого государства. Экология должна быть главным приоритетом развития каждого государства. Планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды призвано обеспечивать наиболее благоприятные условия жизнедеятельности общества. В соответствии с Конституцией Туркменистана (раздел II, Статья 53) каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории страны. Поэтому, хотелось бы отметить, что все государственные программы развития Туркменистана на среднесрочную и долгосрочную перспективы предусматривают вопросы совершенствования процессов управления охраной природы, рациональное использование ресурсов, развитие экономики страны с учетом механизмов чистого развития. Принятие законов, которые способствуют защите окружающей среде, помогают снизить экологические риски. В этой связи государственная экологическая политика Туркменистана

ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8 / «ШУШМУМ-ШУТМак» 2022

58

гармонично сочетается с политикой стабильного развития мирового сообщества, охраной экосистем планеты. Стратегия устойчивого развития Туркменистана также предусматривает экологически ориентированный рост экономики, сохранение природных ресурсов, а также укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды. Поэтому, в стране были приняты ряд законов в области охраны природы - «Об экологической безопасности», «Об охране природы», «Об экологической экспертизе», «О химической безопасности», «Об экологическом аудите», «Об отходах» и другие нормативные документы.

Страны Центральной Азии, в том числе Туркменистан, уже сегодня сталкиваются с последствиями изменения климата. Происходят изменения в частоте и количестве выпадения осадков, растет число засух и наводнений, таянием ледников, Аральским кризисом. В связи с этим уделяется особое внимание мерам по адаптации и смягчению последствий изменения климата не только в экологической, но и в экономической и социальной сферах. Страна является стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения по климату [5].

Вопросу адаптации к климатическим изменениям в Туркменистане была принята в новой редакции «Национальная стратегия по изменению климата» (24.09.2022), которая отвечает задачам Программы социально-экономического развития Туркменистана на период 2019-2025 годы [11]. В ней приняты во внимание ряд обязательств в рамках реализации Целей устойчивого развития (ЦУР), Рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения [14].

Данная Стратегия призвана активизировать переход к комплексному и динамичному планированию для обеспечения устойчивого развития Туркменистана, подготовку экономики страны к возможным последствиям изменения климата путем повышения экономической, продовольственной, водной и экологической безопасности. Поэтому, приоритетными задачами, реализуемые в рамках национальной стратегии по изменению климата, охватывают следующие аспекты:

- совершенствование гидрометеорологических наблюдений за погодой и изменением климата на территории Туркменистана;

- разработка и реализация мер по митигации рисков и адаптации к изменению климата;

- выполнение мероприятий по экономики топливно-энергетических ресурсов и стабилизации уровня выбросов парниковых газов до 2030 года за счет использования энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий;

- расширение, а также повышение уровня международного сотрудничества в вопросе принятия мер по изменению климата.

В целях оптимизации работы транспортного сектора, то есть снижения воздействия транспорта на климат, а также поддержания качества воздуха в городах и крупных населенных пунктов в стратегии обозначены следующие меры:

- поддержка развития общественного транспорта, включая развитие легкого железнодорожного транспорта для пригородов больших городов;

- оптимизация транспортных потоков с целью предотвращения заторов; совершенствование транспортной инфраструктуры, включая новые развязки, изучение потребностей в использовании многоярусного движения;

- обновление автомобильного парка, административно-нормативный контроль над его своевременным ремонтом, расширение механизмов регулирования импорта автотранспорта с учетом энергоэффективности;

- переход на другие, более чистые и экономичные, виды топлива, в том числе сжатый природный газ или сжиженный нефтяной газ;

- перевод железнодорожного транспорта на электрическую тягу [11].

С целью нейтрализации углекислого газа в атмосфере, стабилизации почвы и предотвращению ее эрозии принимаются меры по увеличению лесных полос в стране. Другими словами принимаются адаптационные меры к изменению климата. В 2013 году была принята Национальная лесная программа. В рамках Программы ежегодно проводятся акции общенационального масштаба по высаживанию до 3 миллионов саженцев по всей стране, а также реализуются мероприятия по восстановлению деградированных лесов в аридных зонах [11].

Мы должны понимать, что решая региональные экологические проблемы, мы решаем проблему будущего человечества в глобальном масштабе, так как любая страна - это всего лишь часть нашего общего дома, биосферы планеты Земля. И заботы, и беды у всех землян - общие [2]. В одиночку справится с глобальными экологическими вызовами просто не возможно. Поэтому, необходимость проводить совместную эффективную экологическую политику сегодня не вызывает не у кого никаких сомнений. Здесь, человечеству нужна глобальная солидарность, так как Земля - это наш общий дом. За последние два десятилетия в Туркменистане проделана большая работа по реформированию экологического законодательства. Учитывая новые политические, социально-экономические реалии современной эпохи развития, процесс его обновления осуществлялся в соответствии с требованиями норм международного экологического права [6]. Туркменистан ратифицировал ряд основных природоохранных конвенций, подписал Парижское соглашение по изменению климата, и постоянно ведет совместную активную работу по решению возникающих экологических проблем.

Туркменистан выполняет все взятые на себя обязательства по обеспечению экологической безопасности в регионе в рамках международных соглашений и других нормативно-правовых документов. Тем самым, это обуславливает активную позицию Туркменистана в процессах регионального сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды и изменения климата. Так, Туркменистан первым инициировал разработку Региональной программы по охране окружающей среды для

«шушетим-шигмау» #шшт, жш. / economic sciences

59

устойчивого развития Центральной Азии (РПООСУР), в рамках Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (МКУР). Данная инициатива призвана способствовать достижению странами региона обязательств по экологическим Целям устойчивого развития (ЦУР) и природоохранным конвенциям ООН, реализации Парижского соглашения по климату и внедрению принципов «зеленой» экономики в соответствии с решениями МКУР и Правления Международного фонда спасения Арала (МФСА).

Принимая во внимание тот факт, что значительная доля в мировом потреблении энергии и ресурсов отводится автотранспортному сектору, существующая ситуация требует комплексного подхода к решению связанных с этим проблем. Поэтому, сегодня, одним из актуальных и перспективных направлений является диверсификация применяемых в транспорте видов топлива. Учитывая, что нефть как наиболее приемлемый (дешевый) источник энергии на мировом рынке останется на ближайшие годы доминирующим в транспортном секторе, немаловажным является анализ развития ситуации в будущем с учетом увеличения применения альтернативных видов топливо, имеющих хорошие экологические и экономические перспективы [12].

Анализ научной литературы показывает, что многие страны уже давно предпринимают попытки развития транспортной отрасли в рамках экологической безопасности [18]. Общество направляет огромные ресурсы на воплощение задач по улучшению энергетической эффективности и экологической безопасности транспортного сектора, способствующих снижению воздействия транспорта на окружающую среду. Важным направлением на этом пути является совершенствование эксплуатационных условий транспортных средств. Роль государства в обеспечении внедрения новейших технологий и правового регулирования развития транспортной отрасли остается значительной. В своих исследованиях Б. В. Мартынов и С. Г. Хала-тян отмечают, что в решении задач развития автотранспорта выступает обеспечение диверсификации его энергоснабжение, которое следует рассматривать в двух аспектах: а) диверсификация по источникам энергоснабжения; б) диверсификация по видам энергии, то есть поиск новых, альтернативных источников энергии и энергоносителей [8]. Последний аспект приобретает особую актуальность, как на международном, так и национальном уровнях. Политика и законодательные инициативы многих стран способствуют развитию транспорта на альтернативном топливе. На сегодняшний день многие мировые автопроизводители осуществляют серийный выпуск автомобилей, использующих природный газ и биотоплива [8; 12]. Поэтому сегодня, мы можем наблюдать бурное развитие этого направления так как, из всех массово используемых моторного топлива и технологий природный газ обеспечивает наиболее эффективное снижение эмиссии СО2 и сокращение опасных выбросов от-

работавших газов автотранспорта, позволяя снизить в несколько раз выбросы вредных веществ по сравнению с бензином и дизельным топливом. На мировом рынке наращивания производства электромобилей или гибридный вариант (с комбинированной энергетической установкой), также оправдывают свое право на существования в качестве альтернативного источника питания. Опыт эксплуатации показывает, что уже существующие гибридные транспортные средства обладают гораздо более высокими экологическими показателями, чем обычные транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания [1]. Например, компания «Toyota» к 2050 году планирует сокращение выбросов CO2 от автомобилей на 90% по сравнению с уровнем 2010 года за счет дальнейшего развития производства автомобилей, использующих электрические и гибридные энергоустановки [19].

Сегодня многие крупнейшие автопромы переходят на производство автомобилей на топливных элементах (основа водород). Разработанные топливные элементы используются для получения электроэнергии в процессе химической реакции «холодного» горения. Реакция «холодного» горения водорода происходит в щелочной среде без повышения температуры в присутствии катализатора - платины. Уже при температуре 100-200°С происходит образование электроэнергии. Выпуском автомобилей на водородном топливе занимаются такие компании, как «Toyota», «Mercedes-Benz», «General Motors», «KIA», «Honda» и др. Согласно прогнозу Водородного совета к 2030 году водород сможет питать около 10-15 млн. легковых автомобилей и 500 000 грузовиков. А к 2050-му этот переход позволит уменьшить ежегодные выбросы CO2 примерно на шесть гигатонн, по сравнению с сегодняшним уровнем [15].

Туркменистан меняет экономику с пониманием, что надо создавать новые рынки, увеличивать спрос на возобновляемую энергию, изучать способы достижения «углеродной нейтральности». Важно, что Туркменистан при своих крупных запасах недр, тем не менее, уделяет внимание безвредным для экологии технологиям. По данным НАСА, Туркменистан находится среди стран с невысоким уровнем загрязнения среды. Утвержденная Президентом Туркменистана «Дорожной карты» страны по развитию международного сотрудничества в области водородной энергетики на 2022-2023 годы, которая призвана способствовать продвижению низкоуглеродной энергетики, созданию инфраструктуры по безопасному производству, хранению и транспортировке водородного топлива. Совместно с отечественными профильными организациями и Академии наук Туркменистана разрабатывается стратегия страны по развитию водородной энергетики на период 2023-2027 гг. [10].

В заключении, хотелось бы отметить, что современное развитие экономики, в частности транспортной системы, требует применения комплексного и системного подходов. Это в первую очередь использование последних достижений в науки и

60

ECONOMIC SCIENCES / «ШУУШШШУМ-ШУГМаУ» 2022

техники (внедрение современной техники и новейших технологий), способность анализировать различные аспекты новых направлений, технологических решений, прогнозировать их возможных последствий с использованием методов оценки полного жизненного цикла. Обуславливать бережное отношение к природе, рациональное использование природных ресурсов, вовремя реагировать на климатические изменения (разработка и внедрение адаптационных мер), при необходимости своевременно осуществлять корректировки в инфраструктуре, нормативно-правовой базе, а также институциональной структуре, способствующих снижению их уязвимости по отношению к изменению климата. Это настоятельное требование современного инновационного подхода в науке и промышленности.

Список литературы

1. Александров И. К., Раков В. А., Щербакова А. А. Перспективы развития транспортных средств с электроприводом //Транспорт на альтернативном топливе. - 2011. - №. 4 (22). - С. 65-68.

2. Аманов М. Э., Акмурадова К. К. Основные экологические проблемы Каспийского региона //Каспий и глобальные вызовы. - 2022. - С. 9-14.

3. Амбарцумян В. В. Носов В.Б. " Экологическая безопасность автомобильного транспорта" Научтехлитиздат. - 2016.

4. Гапиров А. Д. Современные тенденции защиты окружающей среды в автомобилестроении //Вопросы науки и образования. - 2018. - №. 3 (15). - С. 40-44.

5. «Добровольный национальный обзор Туркменистана. Расширение прав и возможностей людей и обеспечение всеобщего охвата и равенства». 2019.

6. Кепбанов Ё.А., Международные экологические конвенции и договора Туркменистана (правовые инструменты и институциональные механизмы обеспечения), монография, Ашхабад, 2022.

7. Маврин, Г. В., Сулейманов, И. Ф., & Денисова, Т. Р. Экология на автомобильном транспорте// Учебное пособие. - Набережные Челны: Изд-поли-граф. центр НЧИ (Ф) К(П)ФУ, 2018. - 103 с.

8. Мартынов Б. В., Халатян С. Г. Перспективы развития транспортной отрасли страны через призму экологической безопасности и энергоэффективности //Интеллектуальные ресурсы-регио-нальному развитию. - 2017. - №. 1-1. - С. 74-79.

9. «Нейтральный Туркменистан» газета. № 298 (30330). 15.11.2022.

10. «Нейтральный Туркменистан» газета. № 315 (30347). 03.12.2022.

11. Национальная стратегия Туркменистана по изменению климата. 24.09.2022.

12. Петров Р. Л. Энергетическая и экологическая безопасность автотранспорта как факторы влияния на глобальное развитие //Труды НГТУ им. РЕ Алексеева. - 2014. - №. 4 (106). - С. 280-290.

13. Программа развития транспортной дипломатии Президента Туркменистана на 2022-2025 годы. 14.01.2022 г.

14. Рамочная программа сотрудничества в области устойчивого развития между Туркменистаном и Организацией Объединенных Наций на 20212025 гг. 2020.

15. Развитие водородной автоинфраструктуры Европы. URL: http://gazpronin.ru/H2StationNor-way.html/ (дата обращения: 14.12.2022).

16. Семченков С. С., Капский Д. В. Транспортная экология. - Минск: БНТУ, 2017. - 64 с.

17. Advanced Motor Fuels Annual Report 2013. International Energy Agency (IEA). URL: http://www.iea.org (дата обращения: 12.12.2022).

18. Davenport J., Davenport J. L. (ed.). The ecology of transportation: managing mobility for the environment. - Dordrecht: Springer, 2006. - Т. 385.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Toyota Environmental Challenge 2050. URL: https://www.toyota-europe.com/world-of-tyota/feel/environment/environmental-challenge-2050/ (дата обращения: 12.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.