Вестник Института экономики Российской академии наук
5/2022
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
А.С. КАЧЕЛИН
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики ФГБУН Институт экономики РАН
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТУРКМЕНИСТАНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
В статье автор анализирует историческое развитие российско-туркменских отношений. Обосновывается многовекторность и гибкость в развитии стратегического партнерства России с Туркменистаном. Показана взаимная заинтересовать двух стран в области обеспечения безопасности. Делается вывод, что российско-туркменские отношения не должны ограничиваться только сотрудничеством в газовом секторе, а динамично развивать имеющийся потенциал сотрудничества, в частности, в формировании транспортно-логистических коридоров и в сфере туризма.
Ключевые слова: Туркменистан, стратегическое партнерство, нейтралитет, внешняя политика, углеводороды, конвенция, ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, экспорт, импорт, безопасность, Каспийское море, транспортно-логистический коридор, туризм. JEL: F15, F53, F63.
DOI: 10.52180/2073-6487_2022_5_119_130.
Российско-туркменские отношения исторически сложились со времен Ахалтекинской экспедиции 1880-1881 гг. под командованием русского генерала М.Д. Скобелева. После распада СССР взаимоотношения между двумя молодыми государствами сохранились, новым импульсом для развития которых послужило сначала установление дипломатических отношений между Российской Федерацией и Туркменистаном 8 апреля 1992 г., а затем - подписание международного Договора о дружбе и сотрудничестве 23 апреля 2002 г.
Все эти годы двусторонние отношения характеризуются доверительным политическим диалогом, носят традиционно дружественный характер, динамично развиваются в различных сферах. Залогом этого являются общее историческое прошлое и совпадающие корен-
ные интересы народов двух стран1. Имеют место регулярные встречи на высоком уровне между двумя президентами, правительствами двух стран и представителями делового сообщества в рамках двусторонних визитов и участия в международных научно-практических конференциях и форумах. За координацию и расширение двусторонних торгово-экономических связей отвечает межправительственная Российско-Туркменская комиссия по экономическому сотрудничеству и созданная в ее рамках специально для этих целей Группа высокого уровня по поддержке торговли и инвестиций между двумя странами2.
Постоянный нейтралитет Туркменистана как фактор многовекторной политики в сфере энергетики
После распада СССР молодой Туркменистан остался один на один со своими южными соседями - исламским государством Иран и непредсказуемым Афганистаном. В то время как в соседних среднеазиатских республиках стала проводиться антироссийская политика и росло националистическое движение, а Российская Федерация в значительной степени была сконцентрирована на решении своих внутренних политических и экономических проблем, связанных с переходом от социализма к обществу с рыночной экономикой, политическое руководство Туркменистана приняло стратегически важное решение о постоянном нейтралитете и подало соответствующую заявку в Генеральную Ассамблею ООН.
После обретения 12 декабря 1995 г. статуса Постоянно-нейтрального государства Туркменистан становится самостоятельным игроком как в прикаспийском регионе, так и на международной арене, и начинает проводить многовекторную внешнюю политику со странами региона, а также и с другими мировыми державами.
Также как и в Российской Федерации, основными статьями дохода в бюджет Туркменистана является продажа на экспорт углеводородного сырья и продуктов их переработки. Туркменистан занимает четвертое место по запасам природного газа в мире (19,5 трлн м3), после Российской Федерации, Ирана и Катара (см. табл. 1), но добыча природного газа ниже среднего значения по мировым масштабам -79,3 млрд м3.
1 Межгосударственные отношения России и Туркмении. https://ria.ru/20220610/ turkmeniya-1794373218.html (дата обращения: 07.10.2022).
2 Межгосударственные отношения России и Туркмении. https://ria.ru/20220610/
turkmeniya-1794373218.html (дата обращения: 07.10.2022).
Таблица 1
Основные страны по запасам природного газа, трлн м3
№ п/п Страна 2019 г. Доля мировых запасов, %
1 Российская Федерация 38,0 19,1
2 Иран 32,0 16,1
3 Катар 24,7 12,4
4 Туркменистан 19,5 9,8
5 США 12,9 6,5
Источник: составлено автором по материалам BP Statistical Review of World Energy, 2020, 69th edition.
С момента обретения независимости и с учетом своего статуса постоянно-нейтрального государства Туркменистан стремится диверсифицировать экспортные маршруты транспортировки своих углеводородных ресурсов.
Исторически сложилось, что Российская Федерация еще со времени существования СССР является одним из главных транзитеров туркменского природного газа на внешний рынок по единственной на тот период газотранспортной системе «Средняя Азия - Центр» (далее - ГТС САЦ).
Необходимо отметить, что сотрудничество Российской Федерации с Туркменистаном в сфере энергетики не было идеальным. Тогдашнее руководство «Газпрома» не считалось с интересами молодой республики, и в результате негибкой переговорной позиции в 1997 г. прекратило свою деятельность совместное предприятие «Туркменрос-газ». Кульминацией заморозки российско-туркменских переговоров в нефтегазовой сфере были высказывания Р. Вяхирева, что «никуда эти туркмены не денутся, сами на коленях приползут»3. Именно поведение главы «Газпрома», на определенном этапе посчитавшего Туркменистан конкурентом Российской Федерации на газовом рынке, привело к замораживанию экономического партнерства между двумя дружественными государствами. В результате этого Туркменистан вынужден был перекрыть газовый вентиль на ГТС САЦ, законсервировать более сотни скважин, а часть газа сжигать в факелах.
Перезагрузкой экономических отношений послужил базовый документ о сотрудничестве между двумя государствами - «Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном в газовой отрасли», подписанное в 2003 г. двумя президентами и предусматри-
3 Переплеснин М., Петров Э. Вяхирев готов к компромиссу // Независимая газета. 18.12.1999. https://www.ng.ru/cis/1999-12-18/5_viahirev.html.
вающее поставки газа в Российскую Федерацию в течение 25 лет. Вместе с тем Туркменистан продолжает развивать нефтегазовое сотрудничество с ОАЭ, Малайзией, Ираном, Китаем и другими странами. Плодотворным результатом многовекторной политики является запуск экспортного магистрального газопровода «Туркменистан - Китай», проходящего по территории Туркменистана, Узбекистана, Казахстана в Китай с проектной мощностью газопровода 40 млрд м3 в год.
Особое внимание к Туркменистану проявляют США и Великобритания, лоббируя обсуждаемый более четверти века проект строительства Транскаспийского газопровода по дну моря общей протяженностью 77 км, который должен соединить два оффшорных газовых месторождения в Каспийском море - Азери - Чираг - Гюнешли в Азербайджане и Банка Ливанова в Туркменистане. Основная цель данного проекта заключается в ослаблении роли Российской Федерации в Прикаспийском регионе посредством перенаправления части добываемого природного газа из Средней Азии через территорию Азербайджана, Грузии и Турции в Западную Европу.
Такая политика США и Великобритании в районе Каспийского моря вынуждает Российскую Федерацию предпринимать со своей стороны активные шаги, в том числе в сфере политических и экономических отношений с Туркменистаном. В свою очередь Туркменистан также заинтересован в улучшении отношений с Россией, так как в соседнем Афганистане появились боевики террористических организаций, бежавшие туда после разгрома из Сирийской Арабской Республики. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря (далее - Конвенция) - международный договор между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Российской Федерацией и Туркменистаном, подписанный 12 августа 2018 г. в казахстанском городе Актау, нивелирует вышеупомянутые планы англосакской политики сводит на «нет» их проекты в Прикаспийском регионе, в том числе строительство Транскаспийского газопровода.
На сегодняшний день основным и явным плюсом подписания Конвенции является запрет появления вооруженных сил третьих государств в районе Каспийского моря.
В вопросе безопасности интересы Российской Федерации и Туркменистана совпадают, так как оба государства заинтересованы в неприкосновенности афгано-туркменской границы и готовности своевременно среагировать на прорыв террористических организаций со стороны Афганистана. Здесь хотелось напомнить слова русского генерала М.Д. Скобелева: «Границу надо защищать под Кушкой -если мы не хотим потом ее защищать под Таганрогом»4, тем более что у Вооруженных Сил Российской Федерации есть практический опыт
4 https://citaty.info/man/mihail-skobelev (дата обращения: 11.10.2022).
по борьбе с боевиками, по освобождению территории суверенного государства от террористических организаций и наведению конституционного порядка в Сирийской Арабской Республике.
Более того, по итогам VI Каспийского саммита, который состоялся 29 июня 2022 г. в г. Ашхабаде, Российская Федерация призвала к скорейшему введению в действие документов, подписанных прикаспийскими странами, в том числе в сфере предотвращения морских инцидентов, в борьбе с терроризмом и организованной преступностью5.
Если раньше экономические интересы «Газпрома» сводились только к транзиту туркменского газа на внешний рынок, то сегодня Российская Федерация заинтересована и готова принять участие в реализации проекта строительства экспортного магистрального газопровода «Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия» (далее - ТАПИ), строительство которого Туркменистан уже начал на своей территории.
Однако большинство экспертов сходится во мнении, что при нынешней ситуации с безопасностью в Афганистане трубопровод не будет завершен, и экспорт газа по этому маршруту нереален6. Этим экспертам можно аргументированно возразить, что поскольку Российская Федерация установила дипломатические отношения с действующей властью Афганистана, то резонно предполагать, что российской стороне были даны гарантии безопасности строительства ТАПИ. Афганистан также получит экономический эффект от газопровода в виде валютной выручки от транзита газа по своей территории. Для обеспечения безопасности экспортного магистрального газопровода можно быть привлечь российские частные военные компании, совместно с действующей властью Афганистана.
Таким образом, подписание Конвенции и участие в реализации проекта строительства ТАПИ означает, что Российская Федерация надолго возвращается в Прикаспийский регион и Среднюю Азию.
Великий шелковый путь 2.0: транспортно-логистический коридор как перспективный сегмент национальной экономики
Туркменистан диверсифицирует свою национальную экономику путем развития транспортно-логистических центров и коридоров. Как заявил Заместитель Председателя кабинета министров Туркменистана Ходжамурат Гельдымурадов, выступая на пленарном заседа-
5 В Ашхабаде состоялся шестой Каспийский саммит. https://rg.ru/2022/06/29/bereg-druzej.html (дата обращения: 12.10.2022).
6 Каспийское сотрудничество как способ решения экономических проблем Туркменистана. https://cabar.asia/ru (дата обращения: 10.10.2022).
нии Каспийского экономического форума в «Сколково»: «Туркмения выступает за усиление работы по выявлению и устранению барьеров в транспортно-коммуникационной сфере прикаспийских государств. Сегодня наша страна осуществляет транспортно-транзитные коридоры по направлениям Север - Юг и Запад - Восток, активно участвует в создании международных транспортных коридоров Туркменистан -Азербайджан - Грузия - Турция, Узбекистан - Туркменистан - Иран - Оман - Катар и Европейский Союз. Кроме того, реализован проект по строительству автомобильного и железнодорожного мостов через Амударью, международных аэропортов в Ашхабаде, Туркменбаши, Туркменабаде и Керки, а также международного морского порта Туркменбаши»7.
Благодаря смелым и решительным шагам, предпринятым правительством, Туркменистан стремительно превращается в международный центр в области транспорта и перевозок. Международный порт Туркменбаши, расположенный на берегу Каспийского моря, является крупнейшим региональным портом. В рамках данного проекта создаются паромный и пассажирский терминалы, контейнерный терминал, терминал для общих грузов, терминал для навалочных грузов, судостроительный и ремонтный комплекс, а также расширяется существующие Ко-Ио и полипропиленовый терминалы. Стоимость проекта составила 1,5 млрд долл. США, и этот порт, введенный в эксплуатацию как крупнейший порт Каспийского моря, соединил между собой Прикаспийские страны8. Таким образом, Каспий становится морем, не разъединяющим, а объединяющим прибрежные государства.
В 2021 г. грузооборот Международного порта Туркменбаши составил 11 млн 305 тыс. т. Общий вес грузов, отправленных на экспорт через морской порт, составил 6 млн 580 тыс. т, вес импортных грузов -1 млн 212 тыс. т, а вес транзитных грузов был равен 353 тыс. т9.
Длина причалов Международного морского порта, общая пропускная способность которого составляет 17 млн т в год, составляет более 1 800 м и может обслуживать одновременно 17 судов.
Объем пассажирских перевозок и грузоперевозок из Туркменба-шинского международного морского порта в порты Энзели (Исламская Республика Иран), Астрахань и Махачкала (Россия), Баку (Азербайджан), Актау (Казахстан) постоянно увеличивается. Согласовав
7 Туркменистан призывает страны Каспия к расширению транспортного сотрудничества. https://bigasia.ru/content/news/businness/turkmenistan-prizyvaet-strany-kaspiya-k-rasshireniyu-transportnogo-sotrudnichestva (дата обращения: 12.10.2022).
8 Проект Туркменбашинского международного порта. https://www.gapinsaat.com/ru/ infrastmctore/international-turkmenbasi-seaport-project.html (дата обращения: 12.10.2022).
9 https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/64602/potencial-mezhdunarodnogo-morskogo-porta-v-turkmenbashi.
выходы к Черному морю и Персидскому заливу, планируется наладить транспортное сообщение с портами Поти и Батуми в Грузии и морскими терминалами порта Чабахар в Иране10. Также на территории порта имеется контейнерный терминал, который занимается транзитной отправкой грузов, прибывших железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом; на терминале одновременно могут загружаться 3 судна, вместимостью 5 тыс. т каждое. Контроль за рабочим процессом осуществляется посредством спутниковой связи и автоматизированных систем11.
С открытием Международного морского порта увеличился товарооборот между Российской Федерацией и Туркменистаном (см. табл. 2). Благодаря прямым поставкам по морскому пути транзит через Казахстан становится менее востребованным, что значительно сокращает транспортно-логистические расходы по доставке товаров и услуг.
Таблица 2
Объемы торговли с Туркменистаном в январе 2021 и 2022 г.,
млн долл. США
Страна Экспорт Импорт
январь 2021 г. январь 2022 г. январь 2021 г. январь 2022 г.
Туркменистан 18,6 38,7 11,0 13,6
Источник: составлено автором по материалам ФТС России. https://customs.gov.ru/ press/federal/document/329649 (дата обращения: 10.10.2022).
Товарооборот между Российской Федерацией и Туркменистаном в 2021 г. составил 865,1 млн долл. США, объем экспорта за прошлый год - 725,4 млн долл. США, импорта - 139,7 млн долл. США. Традиционно основными статьями российского экспорта в Туркмению являются машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них, древесина. Российская Федерации импортирует из Туркмении текстиль и обувь, продовольственные товары, продукцию химической промышленности и каучук.
10 Через международный порт Туркменбаши (Туркменистан) экспортировано более 6,5 млн т грузов. https://e-cis.info/news/567/102962 (дата обращения: 12.10.2022).
11 Потенциал Международного морского порта в Туркменбаши. https://turkmenistan. gov.tm/ru/post/64602/potencial-mezhdunarodnogo-morskogo-porta-v-turkmenbashi (дата обращения: 12.10.2022).
С учетом глобальной перестройки мировой логистики перед коридором открывается окно возможностей для того, чтобы из маршрута с точечными отправками грузов превратиться в полноценный регулярный сервис.
В этом плане достаточно интенсивной выглядит работа между профильными министерствами России и Ирана, которые прилагают особые усилия по созданию пилотного сервиса с единой системой перевозок вдоль маршрута, в особенности по развитию грузообмена между портами на Каспии12. Транспортировка продовольственных товаров, зерновых грузов и создание прикаспийского продовольственного хаба в условиях глобальной нестабильности становится более актуальной для обеспечения региональной продовольственной безопасности.
В настоящее время можно ответственно заявить, что роль Каспийского бассейна как крупнейшего транспортного узла в регионе повышается. Это - стратегическое направление, которое открывает перспективы существенного наращивания торгово-экономических связей как между самими прикаспийскими странами, так и с учетом выхода на внешние рынки13.
Таким образом, Туркменистан, развивая сухопутные транспортно-транзитные коридоры по направлениям Север - Юг и Запад - Восток, компенсирует недостаток своего географического положения - удаленность от Мирового океана.
Туризм как донор экономики в условиях глобальной
нестабильности
С момента обретения независимости руководство Туркменистана особое внимание уделяло развитию прибрежной национальной туристической зоне «Аваза» на побережье Каспийского моря. На месте снесенных трущоб и самовольно возведенных построек были построены фешенебельные пятизвездочные отели. Тем не менее в настоящее время в Туркменистане вклад туризма в развитие экономики страны остается несущественным. А ведь природно-климатические особенности Туркменистана могут привлекать туристов из Российской Федерации круглый год. Сегодня в условиях глобальной нестабильности и антироссийских санкций особенно актуально развивать туризм в Туркмению. В первую очередь это относится к пляжному туризму,
12 Страны региона готовы к созданию международного транспортно-логистического узла на Каспии. http://casp-geo.ru/kaspijskie-strany-budut-vystraivat-alternativnuyu-logistiku-v-regione (дата обращения: 12.10.2022).
13 Сотрудничество на Каспийском море: принципы, цели, приоритеты. https:// frankfurt.tmconsulate.gov.tm/ru/news/1722 (дата обращения: 12.10.2022).
куда возможно перенаправить часть туристического потока с египетско-турецкого направления.
Кроме этого, широкую известность получили оздоровительные санатории, которые сохранились в Туркменистане, такие как «Арчман», «Моллакара», «Йылы сув», «Байрамали», обладающие большим потенциалом для развития лечебно-оздоровительного туризма.
Молодые горы Копетдаг предоставляют большие возможности для организации горнолыжных маршрутов и для строительства современного горнолыжного курорта. Последнее время очень востребован стал экологический туризм, и Туркменистан может предложить поездки в особо охраняемые природные территории, заповедники и заказники, такие как Бадхызский и Репетекский заповедники, Кугитанг и Копетдаг, а также многие другие интересные места.
Для туристов будут интересны древние города Кёнеургенч, Мерв, Ниса, остановки Великого шелкового пути, средневековые форты и мавзолеи. Кроме этого, на территории страны множество природных достопримечательностей - пустыня Каракумы, серное озеро Коу-Ата, горящий кратер Дарвазы («врата ада»).
Для Туркменистана характерен континентальный климат пустынь умеренного типа: это продолжительное сухое знойное лето, прохладная влажная осень и нехолодная малоснежная зима14. Лето в Туркменистане очень жаркое и засушливое и не соответствует календарному - начинается в мае и заканчивается в сентябре-октябре. Относительно комфортно летом в горных районах Туркменистана (Чули, Фирюза, Кара-Кала), на берегу Каспийского моря или в оазисах реки Амударья.
По словам президента Российской Федерации В.В. Путина, «Развитие регионального туризма также будет способствовать сближению прикаспийской «пятерки». Российский президент предложил запустить тематические круизы и сказал, что в Астраханской области в следующем году будет сдан в эксплуатацию первый большой круизный лайнер. Запуск тематических круизов по Каспийскому морю даст возможность лучше познакомиться с историческими традициями, с наследием прикаспийских государств, посетить достопримечательности, принять участие в культурно - просветительских мероприятиях»15. Приток туристов из Российской Федерации в Туркменистан позволит привлечь в экономику страны валютные поступления.
14 Туркменистан: географическое положение, рельеф и климат. https://science.gov.tm/ turkmenistan/geodata (дата обращения: 12.10.2022).
15 В Ашхабаде состоялся шестой Каспийский саммит. https://rg.ru/2022/06/29/bereg-druzej.html (дата обращения: 12.10.2022).
Заключение
В последнее время российско-туркменские отношения заметно укрепляются в торгово-экономической, энергетической, культурной и гуманитарной областях. Товарооборот между государствами значительно увеличился, и российские компании выразили заинтересованность в инвестировании в проект газопровода ТАПИ, который может значительно снизить интерес Туркменистана к Транскаспийскому тру-бопроводу16.
Для Российской Федерации Каспийский регион имеет немаловажное значение по соображениям экономики и безопасности. Этот регион, в котором расположены ряд стран, входящих в ОДКБ и ЕАЭС, является в своем роде буферной зоной, защищающей границы Российской Федерации.
Если раньше лейтмотивом в развитии двусторонних отношений выступал «Газпром», с его бессменным директором представительства в Туркменистане (М.А. Айрапетян), то сегодня эту миссию должны выполнять представители широкого круга государственных учреждений. Это обусловлено тем, что Российской Федерации не надо ограничиваться только сотрудничеством в газовом секторе. Следует обратить внимание на другие направления в развитии стратегического партнерства с Туркменистаном, прежде всего на такие, как формирование транспортно-логистических коридоров, туризм, безопасность и обороноспособность, на модернизацию коммуникационной связи. Желательно проводить более гибкую торгово-экономическую политику в отношении Туркменистана.
В вопросе развития транспортно-логистических маршрутов, в том числе новых авиационных направлений, должно быть тесное взаимодействие между двумя министерствами транспорта - Российской Федерации и Туркменистана.
Минэкономразвитию России желательно совместно с Государственным комитетом по туризму и спорту Туркменистана разработать дорожную карту по развитию туристической деятельности и взаимных безвизовых поездок с участием министерств иностранных дел двух государств. Учитывая огромный туристский потенциал Туркменистана, создание мощной индустрии отдыха и туризма может стать одним из приоритетных направлений социально-экономической политики южного соседа России. Развитие туризма может позволить отрасли занять лидирующую позицию в наполнении бюджета
16 Геополитический фон Каспийского экономического форума - оценка итальянского эксперта. http://casp-geo.ru/geopoliticheskij-fon-kaspijskogo-ekonomicheskogo-foruma-otsenka-italyanskogo-eksperta (дата обращения: 12.10.2022).
страны, также как это имеет место, например, в Египте и Алжире, которые также имеют огромные запасы природного газа - 2,1 трлн м3 и 4,3 трлн м3 соответственно17. За счет туризма Туркменистан может дополнительно привлечь иностранные инвестиции, повысить авторитет на международной арене и популярность среди российских и иностранных туристов.
Минпромторгу России и Министерству торговли и внешнеэкономических связей Туркменистана желательно более детально проработать товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности с целью увеличения товарооборота между двумя странами [1]. В культурной и гуманитарной областях важно активизировать роль Россо-трудничества по организации в областных центрах Туркменистана курсов изучения русского языка и литературы, а также рассмотреть возможность открытия филиалов ведущих российских ВУЗов в Туркменистане.
ЛИТЕРАТУРА
1. Качелин А.С. Актуальность торгового представительства Российской Федерации в Туркменистане для улучшения сотрудничества в области энергетики // Страны СНГ в условиях глобализации: Материалы IV научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (30 марта - 1 апреля 2005г.). М.: Изд-во ЭКНО-ИНФОРМ, 2005. С. 275-277.
REFERENCES
1. Kachelin AS. Relevance of the trade representation of the Russian Federation in Turkmenistan for improving cooperation in the field of energy // CIS countries in the context of globalization: Materials of the IV scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists (March 30 - April 1, 2005). Moscow: Publishing House of EKNO-INFORM, 2005. Pp. 275-277. (In Russ).
Дата поступления рукописи: 14.10.2022 г.
17 BP Statistical Review of World Energy 2020 69th edition https://www.bp.com/content/ dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/ bp-stats-review-2020-full-report.pdf (дата обращения: 10.10.2022).
ABOUT THE AUTHOR
Kachelin Alexander Sergeevich - Cand. Sci (Econ.), Senior Researcher at the Center for Innovative Economics and Industrial Policy of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. [email protected]
STRATEGIC PARTNERSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION AND TURKMENISTAN IN CONDITIONS OF GLOBAL INSTABILITY
The author analyzes the historical development of Russian-Turkmen relations. The multi-vector nature and flexibility in the development of strategic partnership with Turkmenistan are substantiated. The mutual interest of the two countries in the field of security is shown. It is concluded that Russian-Turkmen relations should not be limited only to cooperation in the gas sector, but should dynamically develop the existing potential of cooperation, in particular, developing of transport and logistics corridors and tourism. Keywords: Turkmenistan, strategic partnership, neutrality, foreign policy, hydrocarbons, convention, CSTO, EAEU, CIS, export, import, security, Caspian Sea, transport and logistics corridor, tourism.
JEL: F15, F53, F63.