Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТ / ТУРИЗМ / ГОСТЕПРИИМСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникин Б.А., Мохова Г.В., Коренко Ю.М., Лапшина Н.В., Офицерова Н.А.

Цель исследования заключается в анализе современного состояния развития транспорта и индустрии туризма и гостеприимства, а также в изучении влияния технологий на парадигму их развития. Актуальность данной тематики обусловлена всеобъемлющим проникновением цифровых технологий во все сферы экономической деятельности. В статье рассмотрена роль цифровизации в этих сферах, а также приведены примеры цифровых сервисов и платформ, ключевых технологических возможностей (использование искусственного интеллекта, интернета вещей, роботизации, голосовых технологий, блокчейна и др.). Результаты исследования позволили сформулировать преимущества всеобъемлющей цифровизации как в целом, так и для индустрии туризма и гостеприимства, угрозы, стоящие за этим явлением. Выявлены тенденции и закономерности в ближайшей перспективе. Сделан вывод, что инновационные технологии способствуют росту уровня клиентоориентированности, что требует перестройки не только существующих бизнес-процессов, но и мышления. Но при этом отмечается и негативный контекст: образуются такие новые социальные проблемы, как социальное неравенства из-за отсутствия цифровых компетенций. Это требует пристального внимания и исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT AND TOURISM IN MODERN CONDITIONS

The purpose of the study is to analyze the current state of development of transport and the tourism and hospitality industry, as well as to study the impact of technology on the paradigm of their development. The relevance of this topic is due to the comprehensive penetration of digital technologies in all areas of economic activity. The article examines the role of digitalization in these areas, as well as provides examples of digital services and platforms, key technological capabilities (the use of artificial intelligence, the Internet of Things, robotics, voice technologies, blockchain, etc.). The results of the study allowed us to formulate the benefits of comprehensive digitalization both in general and for the tourism and hospitality industry, as well as the threats behind this phenomenon. Trends and patterns in the near future are identified. It is concluded that innovative technologies contribute to the growth of the level of customer focus, which requires the restructuring of not only existing business processes, but also thinking. But at the same time, there is also a negative context: new social problems are being created, such as social inequality due to the lack of digital competencies. This requires close attention and research.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Развитие транспорта и туризма в современных условиях

Аникин Борис Александрович,

д.э.н., профессор кафедры логистики ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», ba_anikin@guu.ru

Мохова Галина Викторовна,

к.э.н., доцент кафедры управления транспортными комплексами ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», v_mokhova@guu.ru

Коренко Юлия Михайловна,

к.э.н., доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», ym_korenko@guu.ru

Лапшина Наталья Викторовна,

ассистент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», nv_lapshina@guu.ru

Офицерова Наталья Андреевна,

ассистент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», ofitserova.n@bk.ru

Цель исследования заключается в анализе современного состояния развития транспорта и индустрии туризма и гостеприимства, а также в изучении влияния технологий на парадигму их развития. Актуальность данной тематики обусловлена всеобъемлющим проникновением цифровых технологий во все сферы экономической деятельности. В статье рассмотрена роль цифровизации в этих сферах, а также приведены примеры цифровых сервисов и платформ, ключевых технологических возможностей (использование искусственного интеллекта, интернета вещей, роботизации, голосовых технологий, блок-чейна и др.). Результаты исследования позволили сформулировать преимущества всеобъемлющей цифровизации как в целом, так и для индустрии туризма и гостеприимства, угрозы, стоящие за этим явлением. Выявлены тенденции и закономерности в ближайшей перспективе.

Сделан вывод, что инновационные технологии способствуют росту уровня клиентоориентированности, что требует перестройки не только существующих бизнес-процессов, но и мышления. Но при этом отмечается и негативный контекст: образуются такие новые социальные проблемы, как социальное неравенства из-за отсутствия цифровых компетенций. Это требует пристального внимания и исследования. Ключевые слова: цифровая экономика, транспорт, туризм, гостеприимство.

2020 год стал серьезным испытанием для разных отраслей экономики, в частности для туризма и транспорта. Предприятия и границы закрывались, поэтому перевозить было просто нечего, некого и некому. Большая часть потерь приходится на авиакомпании и аэропорты, так как в авиационном сегменте были приостановлены практически все логистические операции, а для возобновления работы разработан комплекс строгих мер, который всё равно так или иначе ограничивает деятельность.

Особенно остро ситуация отразилась на международных перевозках. При этом смещение грузопотоков прогнозируется на железнодорожной транспорт (особенно на маршрутах Азия-Европа), что свидетельствует о том, что есть и те сегменты, в которых появились возможности для развития. Также произошел рост спроса на интернет-покупки, что положительно повлияло на рынок доставки. Конкурентные преимущества для существования в новой реальности дает цифровизация, позволяющая удаленно управлять доставкой, справляясь тем самым с большим потоком входящих заявок, анализировать отчетность по срокам перевозки, сохранности грузов и т.д. Вопросы автоматизации поднимаются и на уровне государства. Так, 1 октября 2020 года стартовал пилотный проект по внедрению и использованию электронных путевых листов и транспортных накладных, что позволит экономить время и прямые затраты перевозчика.

Какие тенденции развития транспортной отрасли сформировались?

— объединение логистических и сервисных компаний для предоставления уникальных продуктов клиенту;

— экономия компаний на обновлении автопарка, приводящее к спросу на ремонт и их техническое обслуживание;

— рост спросу на «сборные» грузы;

— активное использование достижений цифровиза-ции;

— рост внутренних перевозок, развитие внутренней логистики из-за развития внутреннего производства (произошло уменьшение грузовых потоков из других стран);

— развитие аутсорсинга;

— распространение доставки товаров повседневного потребления я в отдаленные территории страны, требующее поиска оптимальных решений и приводящее впоследствии к развитию отрасли;

— возникновение ценового демпинга;

— бесконтактная доставка как наиболее безопасный способ передачи заказа;

— развитие автопилотных доставок;

— автоматизация бизнес-процессов и переход на удаленный режим работы компаний

— и др.

Среди ключевых направлений для стабилизации отраслей является внедрение продуктов цифровизации. Далее более подробно будет рассмотрено развитие туризма и гостеприимства в контексте цифровой экономики.

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

2 О

м

см

0 см

со

01

о ш т

X

<

т О X X

Цифровая экономика представляет из себя вид экономической деятельности, сфокусированной на электронных и цифровых технологиях [7]. Она трансформирует все сферы человеческой жизни, кардинально меняя парадигму их развития.

Цифровая экономика в России - приоритетное направление государственного развития [1]. Стремительное развитие цифровой экономики способствует росту конкурентоспособности государств, отраслей, а также предприятий. Они вынуждены признать необходимость использования новых технологий для удержания и привлечения клиентов. Сейчас в условиях широкого распространения коронавирусной инфекции туризм переживает сложные времена, что требует оптимизации бизнес-процессов, которую можно успешно реализовать с помощью цифровых технологий, чем и объясняется актуальность исследования.

Отрасль информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) в 2020 году вошла в число лидеров по динамике валовой добавленной стоимости. По результатам исследования Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ рост составил 2,8% по сравнению с 2019 годом [5]. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в 2020 году, сектор информационно-телекоммуникационных технологий отмечен устойчивостью ввиду возросшей востребованности цифровых продуктов. Сектор вышел на рекордно высокую долю в вВп ( 3,1%) [5]. Более того, следует ожидать и дальнейший рост, так как планируется масштабная цифровизация различных отраслей деятельности. Валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики в 2017 году составили 3324 млрд руб. (3,6% ВВП), в 2018 году- 3795 млрд руб. (3,7% ВВП) [5]. Темп рост составил103,5 %.

Можно выделить следующие достоинства цифровой экономики [9]:

— удовлетворение повышенного потребительского спроса и ожиданий;

— возрастание скорости принятия решений;

— увеличение производительности труда;

— снижение издержек;

— снижение бюрократии;

— появление новых рабочих мест;

— развитие фриланса;

— более комфортная оплата покупок благодаря переходу от наличных денег к электронным;

— рост прозрачности общественно-экономической жизни государства;

— снижение влияния человеческого фактора (эмоциональное состояние, самочувствие и т.д.) на продуктивность профессиональной деятельности;

— централизованность управления и контроля и т.д.

Отставание по темпам и масштабам цифровизации

может привести к снижению конкурентоспособности российской экономики.. Её роль будет догоняющей.

В условиях внедрения новых информационно-коммуникационных технологий изменяются бизнес-процессы в сфере туризма и гостеприимства. Изменяются не только протекающие технологические процессы, но и меняется содержание деятельности предприятий, так как цифровые технологии меняют образ жизни людей, их досуговые предпочтения. Предприятия индустрии туризма и гостеприимства формируют в этой связи новые предложения.

Одной из тенденций выступает желание людей отвлечься от информационного шума, что определяет повышенный спрос на путешествия в регионы, где очень ограничена доступность к информационно-коммуникативным технологиям. Ввиду этого возрастает спрос на такие виды туризма, как сельский туризм и экотуризм. Организуются даже «туры тишины».

Большим потенциалом для развития обладает сельский туризм. Вместе с тем это развитие должно проходить таким образом, чтобы не нарушать традиционный уклад российских деревень. Хотя это небесспорно. 2020 год Всемирной туристкой организацией (ВТО) был объявлен годом экологического и сельского туризма. В настоящее время люди начали особенно активно стремиться к здоровому образу жизни, питаясь натуральными продуктами, чаще отдыхая на природе, занимаясь спортом. Нельзя сказать, что в России сельский туризм находится в зачаточном состоянии. Так, в 2013 году начала свою работу Национальная ассоциация сельского и агротуризма, а объектами сельского туризма уже сейчас являются несколько тысяч хозяйств. Конечно, он нуждается в государственной помощи. Имеющийся потенциал будет усилен при соответствующей государственной поддержке. Ещё в апреле 2019 года группой депутатов ГД был представлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития сельского туризма (агротуризма)», который предлагает закрепить определение сельского туризма и включить его в сферу нормативно-правового регулирования как туристической, так и агропромышленной отрасли. Развитие сельского туризма будет способствовать расширению сельской экономики, благоустройству сельских территорий, росту занятости сельского населения, что в комплексе положительно скажется на развитии экономики субъектов РФ. Агротуризм - это новый виток в развитии отрасли. Местные бюджеты смогут получить новый источник поступлений, а молодое население получит возможность развивать новый бизнес.

Другим перспективным направлением выступает экологический туризм. Он включает и активный отдых, и заботу о сохранении заповедных мест, и знакомство с культурно-историческим наследием регионов. Россия обладает широкими возможностями в части этого вида туризма: большая территория с разнообразием климатических зон, ландшафтов и экосистем. Более 25% территории страны находится в статусе особо охраняемых природных территорий, где предлагаются разнообразные экологические туры и экологические маршруты. Вместе с тем потенциал страны не реализован в полной мере: несмотря на возрастающий поток туристов, абсолютная цифра в масштабе стране не так и велика. Для развития экологического туризма нужно привлекать инвестиции, создавать современную инфраструктуру (хотя экологический туризм в меньшей степени привязан к инфраструктуре в отличие от других направлений, что уменьшает ограничения для развития), готовить профессиональные кадры. Конечно, важна государственная поддержка. В июне 2020 года в Госдуму был внесен законопроект, включающий этот сегмент в число приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности, а также раскрывающий понятие экологического туризма. Уникальная природа является богатством нашей страны. Важно привлечь к территориям внимание туристов, сделав отдых увлека-

тельным, безопасным и доступным, но при этом сформировав бережное и ответственное отношение к природе.

Вместе с тем формируются необычные досуговые практики ввиду желания делиться впечатлениями с помощью современных технологий. Так, набирают популярность следующие активности: селфи-туризм, организация «вампирских» туров, разнообразных хорор-квестов и т.д. Но также за такими формами досуга стоит желание людей уйти от реальности и преодолеть хотя бы в искусственно созданных условиях стрессовую ситуацию, что поможет в итоге в борьбе с повседневным стрессом.

Действительно, традиционные развлечения для туристов трансформируются. За последний год на 13% возросло количество отелей, предлагающих испытать возможности виртуальной реальности. Туристы, выбрав интересующее их место и отсканировав карту, попадают в онлайн-тур по этому месту за счет технологии виртуальной реальности.

Очень активно в сфере туризма используются мобильные приложения, которые в отличие от мобильной версии сайта позволяют оперативно получать различные полезные уведомления, имеют возможность доступа к ним без подключения сети Интернет и успешно интегрироваться с системами электронной коммерции, что и объясняет их актуальность и востребованность [3].

С помощью мобильных приложений туристы предпочитают планировать маршрут поездок, заказывать авиабилеты, бронировать отели и т.д. Мобильные приложения могут предлагать карты, путеводители, справочники, словари, достопримечательности т.д.

Наиболее популярными туристическими приложениями являются:

— TripAdvisor- приложение, позволяющее запланировать путешествие и ознакомиться с реальными отзывами;

— Aviasales- приложение, позволяющее искать наиболее дешевые авиабилеты;

— Evertravel

это приложение, представляющее

собой удобный планировщик поездок и имеющее готовые маршруты;

— Google Maps— это приложение, представляющее собой GPS-навигационную системус голосовой навигацией;

— Booking.com — это приложение, позволяющее забронировать любой тип размещения в соответствии с заданными параметрами;

— AroundMe - приложение, используемое для поиска заправок, банкоматов, ресторанов, гостиниц и т.д.

Мобильные приложения нашли своё применение и в индустрии гостеприимства. Например, средства размещения предлагают пользоваться смартфоном как универсальным ключом ко всем услугам отеля.

Одной из перспективных современных технологий является технология блокчейн. Отрасль туризма ввиду действия в ней большого числа посредников является наиболее ярким примером её оправданного применения. Внедрение этой технологии сделает туристический продукт наиболее доступным из-за отсутствия затрат на посредников. Блокчейн представляет собой технологию распределенного хранения данных, главное преимущество которой заключается в безопасности, так как зафиксированную информацию нельзя изменить [8]. Технология представляет собой принципиально новый способ обмена данными.

В туризме технология блокчейн может применяться для отслеживания багажа, фиксируя все точки, через которые он проход, для идентификации личности, формирования эффективной программы лояльности, реализации безопасных платежных операций.

Ещё одним важным трендом становится приход в индустрии «Интернета вещей». Эта технология, при которой устройства объединяются в одну сеть и взаимодействуют друг с другом [10]. Пример применения в отрасли туризма следующий: багаж снабжается специальными датчиками, а в случае потери турист получает уведомление об этом. Подобный обмен данными может существенно сократить любые ожидания и предотвратить такие проблемы, как отсутствие места на парковке, растерянность в незнакомом месте и др.

Конечно, мир движется к технологичности, рациональному использованию трудовых ресурсов, универсальности, поэтому получает развитие возможность забронировать на одной площадке любую услугу или комбинацию услуг. Ожидается рост развития моментальных платежей, так как услуги, забронированные с мобильного устройства, удобно с этого же устройства и оплатить. На смену колл-центрам приходит искусственный интеллект: поставщики туристических услуг внедряют чат-боты, получают развитие персональные голосовые помощники, в том числе с функцией распознавания речи, что обеспечит круглосуточный сервис и исключит языковые барьеры.

В сфере туризма большое значение имеет цифровое продвижение услуг. Принятие о решение о поездке является достаточно длительным процессом, включающим ряд этапов. Турист вдохновляется какой-либо локацией (стадия вдохновения) мечтает о путешествии, изучают информацию, отзывы и получает необходимые консультации(стадия планирования), совершает покупку тура (стадия бронирования), приезжает в выбранную локацию (стадия путешествия) и делиться по приезде впечатлениями о поездке (стадия пост-путешествия). Задача цифрового маркетинга заключается в том, чтобы охватить все эти этапы и достичь внимания потребителей. Рассмотрим основные инструменты цифрового маркетинга. Одним из них выступает веб-сайт, который должен быть оптимизирован под поисковые системы таким образом, чтобы его можно было легко найти при вводе ключевых слов в процессе поиска необходимой информации. На сайте должна работать форма бронирования. Другим инструментом, набирающим популярность, являются социальные сети, с помощью которых также можно консультировать потенциальных потребителей, делиться полезной информацией, стимулировать делиться впечатлениями в социальных сетях, что увеличит число тех, кто распространяет информацию об услугах.

Большое значение в развитии отрасли туризма начинают приобретать музеи. Историко-культурное наследие выступает одним из важнейших туристских ресурсов. Именно в музеях представлена их значительная часть.

Информационно-коммуникационные технологии вошли и в музейное пространство: оцифровка экспозиций, формирование цифровых архивов, виртуальные экскурсии, разработка мобильных приложений и т.д. Технологии меняют рабочие процессы, форматы взаимодействия с посетителями, повышают доступность к информации за пределами стен музеев. Примеров практики

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

es

0 es

со

01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ш m

X

<

m О X X

цифровой трансформации в музейной сфере достаточно много.

Мобильные приложения позволяют быстро получить дополнительную информацию об экспонате. В этом помогают такие технологии, как ввод цифрового кода экспоната, поиск по изображению, QR-коды и т.д. Новые технологии в музеях позволяют делать ставку на интерес посетителя следующим образом: при оценке посетителем заинтересовавшего его экспоната, ему предлагают схожие экспонаты в музейном пространстве. Популярность приобретают мультимедийные и аудиогиды, преимущество которых состоит в том, что они дают возможность изучать экспозицию в своём темпе и на необходимом языке.

Музеи присоединяются к глобальному движению открытых данных путем предоставления неограниченного к архивам и базам данных, прибегают к виртуальным турам. Один из самых проектов является Google Art&Culture, который помогает совершать виртуальные туры, рассматривая экспонаты в мельчайших подробностях [2].

Популярным трендом выступает геймификация музеев, представляющая собой комплекс мероприятий, превращающий восприятие информации в игровую форму. Для получения большего внимания от посетителей музей используют экраны и прочие интерактивные девайсы. С помощью 3D принтеров создаются копии экспонатов, которые можно потрогать, что делает экскурсии особенно более привлекательным для категорий посетителей с ограниченными возможностями здоровья.

Музейное сообщество признает необходимость использования новых технологий для удержания и привлечения новой аудитории. Более того, следует отметить, что новые технологии являются инструментом по демократизации доступа к культурно-историческому наследию.

В индустрии туризма и гостеприимства имеет место также роботизация и автоматизация [10]. Последняя особенно завоевала отельный бизнес. Автоматизация продолжает помогать оптимизировать бизнес-процессы, экономя ресурсы предприятия.

Можно условно выделить автоматизированные системы BMS(Building Management System), управляющие климатом, водоснабжением, освещением здания в целом, а также системы GRMS (Guest Room Management System), обеспечивающие комфортные условия в самом номере и управляющие освещением и температурой в нем, регулирующие положение штор и т.д. Наличие таких автоматизированных решений зависит от звездности отеля. Так, системы GRMS получили распространение в отелях четырех-пяти звезд. Более того, следует отметить, что в России внедрение таких современных автоматизированных технологий выступает больше желанием выделиться среди конкурентов, нежели желанием соответствовать экологическим требованиям и выступать социально ответственным предприятием.

Как правило, многие системы GRMS способны взаимодействовать с системами BMS, с системой управления PMS (Property Management System) отеля и прочими системами, что позволяет сотрудникам удаленно контролировать оборудование номера и задавать эксплуатационные статусы в зависимости от активных задач.

Частью автоматизации выступает роботизация. Здесь важно передать им не все полномочия сотрудников, а лишь отдельные, где они действительно могут показать свою эффективность, а не вызывать раздражение у гостей. Так, в Японии открылся первый в мире отель с роботами - Henn-na Hotel Japan. Первых гостей тут принимали 17 июля 2015 года. Но он был вынужден

сократить половину «сотрудников», выполняющих функции администраторов, уборщиков, носильщиков и помощников из-за их неэффективности. Они не справлялись задачами, поэтому приходилось нанимать живых сотрудников, что привело к росту сверхурочной работы. С какими трудностями столкнулись гости и руководство отеля? Отсутствие ответов на все вопросов гостей (например, о расписании транспорта или ближайших достопримечательностях), перемещение роботов-носильщиков только по гладким поверхностями и неудачи в попытках пропустить друг друга при столкновении, неумение делать копии паспортов и др. За 4 года работы роботы вовсе устарели. Более того, обслуживание самих роботов также требует достаточное количество средств и большой штат сотрудников, умеющих работать с автоматизированными системами.

Пока передать можно лишь часть задач роботам. Маловероятно, что в ближайшее время они смогут полностью заменить людей в гостиничном бизнесе.

Здесь уместно перейти к осознанию рисков, связанных с оцифровкой. Несмотря на все преимущества, необходимо помнить о защите данных как личных, так и данных своих потребителей. Среди рисков можно выделить следующие, которые характерны для любой отрасли:

— негативная реакция общества на технологии, в том числе из-за ошибок в их работе, невозможности решать нетипичные проблемы клиентов при использовании в сфере обслуживания, а также разных возможностей людей (не все умеют пользоваться новым);

— рост цифрового разрыва между отдельными людьми, между странами , а также между бизнесами внутри стран;

— влияние на рабочие места (исчезновение профессий);

— рост числа мошенников и возможностей для атак на данные;

— информационная безответственность;

— формирование «информационного шума».

С какими еще вызовами сталкивается непосредственно сфера туризма? Могут потерять свою значимость и необходимость услуги туроператоров и тураген-тов. PhoCusWright и Aviasales провели исследование, позволяющее сделать выводы о перспективах развития. Так, офлайн-сегмент ежегодно растет на 11%, а онлайн-сегмент - на 15%, но он не сможет занять половину всех продаж в ближайшее время [6]. Офлайн-сегменту позволяют сохранять свои позиции продажи организованных туров и бизнес-туризм.

Несмотря на то, что цифровизация оказывает большое влияние на рост онлайн-сегмента, возможности развития присутствуют и в одной, и в другой сфере, но для этого им важно использовать сильные качества друг друга. Массовый турист уходит в Интернет, но за сложными и уникальными турами будут обращаться в офис компании.

Итак, благодаря инновационные технологиям происходит рост уровня клиентоориентированности. Необходимо перестраивать не только существующие бизнес-модели, но и своё мышление. В связи с новыми тенденциями игроки рынка туризма и гостеприимства должны бороться за клиентов в цифровом пространстве, чтобы остаться на рынке. Но при этом формируется комплекс социальных явлений и трендов. М. Кастельс: «дифференциация между "Интернет-имущими" и "Интернет-неимущими" добавляет еще один фактор раскола к уже имеющимся источникам неравенства и социальных

ограничений» [4].На формирование такого цифрового разрыва влияет уровень дохода и образования, что и определяет доступ к ресурсам той или иной категорией населения. Именно это выступает новой причиной социального неравенства. Более того, рост автоматизации различных бизнес-процессов приводит к замещению людей технологиями и последующей безработицей. Люди, не имеющие цифровых компетенции, теряют возможность добиться успехов в бизнесе.

Таким образом, цифровизация несёт значительное количество положительных эффектов, но при этом формируются новые социальные проблемы, что требует пристального внимания, исследовании и содействия. В частности, возникает необходимость обеспечить информирование потребителей, изменение их привычек, определение механизмов сбыта, содействие в обеспечении отрасли кадрами, владеющими цифровыми компетенциями.

Литература

1. Постановление Правительства России от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».- СПС КонсультантПлюс.

2. Артюшина Е.О. Цифровая трансформация музеев. Лучшие мировые практики / Е.О.Артюшина // E-Scio.- 2019.-№5 (32).- С.600-608.

3. Богомазова И.В. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы / И.В.Богомазова, Е.В.Аноприева, Т.Б. Климова // Сервис в России и за рубежом.- 2019.- №3 (85).- С.34-47.

4. Герчикова Е.З. Социологические аспекты трансформации сферы рекреации и туризма в условиях цифровой экономики / Е.З.Герчикова, Е.П. Спиридонова //Вестник саратовского государственного социально-экономического университета.- 2018.-№ 3 (72). -С. 185-188.

5. Индикаторы цифровой экономики: 2020 : статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 360 с.

6. Исследование: российский рынок eTravel вырастет до $26,7 млрд за три года // B-mag [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://b-mag.ru/issledovanie-rossijskij-rynok-etravel-vyrastet-do-26-7-mlrd-za-tri-goda/ (дата обращения: 18.03.2021).

7. Маркова В. Д. Цифровая экономика: учебник: ИН-ФРА-М, 2018. - 186 с.

8. Мащенко П.Л. Технология блокчейн и её практическое применение / П.Л. Мащенко, М.О. Пилипенко // Наука, техника и образование. - Иваново: Олимп, 2017. -№ 2 (32). -С. 61-64.

9. Митченко И. А. Цифровая экономика. Достоинства и недостатки, перспективы развития и практика применения /И.А.Митченко// Инженерно-строительный вестник Прикаспия: научно-технический журнал / Астраханский государственный архитектурно-строительный университет. Астрахань : ГАОУ АО ВО «АГАСУ», 2018. -№ 1 (23).-С 39-43.

10. Key Digital Trends in the Hospitality Industry for 2019 [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.revfine.com/digital-trends-hospitality-industry/ (дата обращения: 16.03.2021).

11. Янковская В.В. Стратегический подход к управлению // В сборнике: Стратегическое управление предприятием. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2001. С. 129-132.

12. Yankovskaya V.V., Panko Iu.V., Kruglyak Z.I., Kolesnikov A.V., Kosarev V.E. Digital supply chain trends in the world economy // International Journal of Supply Chain Management. 2020. Т. 9. № 4. С. 828-835.

13. Кукушкина В.В. Использование инструментов стратегического управления в России // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2006. № 4 (16). С. 144-151

Development of transport and tourism in modern conditions Anikin B.A., Mokhova G.V., Korenko Yu.M., Lapshina N.V., Ofitserova N.A.

State University of Management

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

The purpose of the study is to analyze the current state of development of transport and the tourism and hospitality industry, as well as to study the impact of technology on the paradigm of their development. The relevance of this topic is due to the comprehensive penetration of digital technologies in all areas of economic activity. The article examines the role of digitalization in these areas, as well as provides examples of digital services and platforms, key technological capabilities (the use of artificial intelligence, the Internet of Things, robotics, voice technologies, block-chain, etc.). The results of the study allowed us to formulate the benefits of comprehensive digitalization both in general and for the tourism and hospitality industry, as well as the threats behind this phenomenon. Trends and patterns in the near future are identified. It is concluded that innovative technologies contribute to the growth of the level of customer focus, which requires the restructuring of not only existing business processes, but also thinking. But at the same time, there is also a negative context: new social problems are being created, such as social inequality due to the lack of digital competencies. This requires close attention and research. Keywords: digital economy, transport, tourism, hospitality. References

1. Decree of the Government of Russia dated 02.03.2019 No. 234 "On the

management system for the implementation of the national program" Digital Economy of the Russian Federation ".- SPS ConsultantPlus.

2. Artyushina E.O. Digital transformation of museums. The best world prac-

tices / E.O.Artyushina // E-Scio.- 2019.-№5 (32) .- P.600-608.

3. Bogomazova I.V. Digital economy in the tourism and hospitality industry:

trends and prospects / I.V. Bogomazova, E.V. Anoprieva, T.B. Klimova // Service in Russia and abroad. - 2019.- No. 3 (85) .- P.34-47.

4. Gerchikova E.Z. Sociological aspects of transformation of the sphere of

recreation and tourism in the digital economy / E.Z. Gerchikova, E.P. Spiridonova // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. - 2018.-№ 3 (72). -WITH. 185-188.

5. Indicators of the digital economy: 2020: statistical collection / G. I. Abdrakh-

manova, K. O. Vishnevsky, L. M. Gokhberg and others; Nat. issled. un-t I60 "Higher School of Economics". - M .: NRU HSE, 2020 .-- 360 p.

6. Research: the Russian eTravel market will grow to $ 26.7 billion in three

years // B-mag [Electronic resource]. - Access mode: https://b-mag.ru/is-sledovanie-rossijskij-rynok-etravel-vyrastet-do-26-7-mlrd-za-tri-goda/ (date of access: 18.03.2021).

7. Markova V.D. Digital economy: textbook: INFRA-M, 2018. - 186 p.

8. Mashchenko P.L. Blockchain technology and its practical application / P.L.

Mashchenko, M.O. Pilipenko // Science, technology and education. - Ivanovo: Olympus, 2017. -№ 2 (32). -WITH. 61-64.

9. Mitchenko I. A. Digital economy. Advantages and disadvantages, develop-

ment prospects and practice of application / I.A. Mitchenko // Civil Engineering Bulletin of the Caspian Region: scientific and technical journal / Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering. Astrakhan: GAOU JSC VO "AGASU", 2018. -№ 1 (23) .- С 39-43.

10. Key Digital Trends in the Hospitality Industry for 2019 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.revfine.com/digital-trends-hospital-ity-industry/ (date of access: 16.03.2021).

11. Yankovskaya V.V. Strategic approach to management // In the collection:

Strategic enterprise management. Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference. 2001.S. 129-132.

12. Yankovskaya V.V., Panko Iu.V., Kruglyak Z.I., Kolesnikov A.V., Kosarev V.E. Digital supply chain trends in the world economy // International Journal of Supply Chain Management. 2020.Vol. 9.No. 4.P. 828-835.

13. Kukushkina V.V. The use of strategic management tools in Russia // Bulletin of the Russian State Trade and Economic University (RGTEU). 2006. No. 4 (16). S. 144-151

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.