МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Р. Нуруллина,
Центр исламоведческих исследований АН РТ, г. Казань РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА В ТАТАРСТАНЕ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
В последние десятилетия Татарстан зарекомендовал себя как регион с устойчиво-стабильными в исторической перспективе гармоничными межконфессиональными отношениями. Исследователями неоднократно подчеркивалось, что в регионе имеется многовековой опыт толерантного сосуществования представителей различных религий, который востребован сегодня во всем мире. «Татарскому исламу, который принадлежит к ханафитскому толку (мазхабу), присуща высокая степень толерантности»1.
Все это результат напряженных усилий со стороны представителей традиционных российских конфессий (православия и ислама) и государственных структур. «Мультикультурное общество не является гармоничным по определению»2. В настоящее время в регионе ведется ежедневная кропотливая работа по совершенствованию межрелигиозного диалога. В частности, научное сообщество Татарстана и руководство Духовного управления мусульман предпринимают усилия по возрождению национального богословского наследия. Активно издаются, переводятся, исследуются труды татарских мыслителей, ученых-теологов XVIII, XIX и начала XX в. В просветительской деятельности много внимания уделяется пропаганде религиозного опыта татар, которые в течение многих веков, несмотря на неблагоприятные политические условия,
1 Малашенко А.В. Предисловие // Мухаметшин P.M. Ислам в Татарстане. -М.: Логос, 2006. - С. 7.
2 Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л.М. Дробижева. -М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. - С. 81.
сумели выстроить цивилизованные межконфессиональные отношения в многонациональной России. «Наши предки были мудрыми и выработали определенную модель исламо-христианского сотрудничества»1.
При этом, как показывают недавние события, проблема религиозного экстремизма в регионе все еще весьма актуальна. «Самое негативное, что "модель толерантного Татарстана", которую за образец брали многие регионы и государства, может быть раз-рушена...»2. Причиной может служить попытка проникновения идей салафизма (вахаббизма) в социокультурное пространство российского ислама.
История салафизма началась в XVIII в.; когда ханбалитский проповедник Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб провозгласил, что мусульманское вероучение после смерти Пророка Мухаммеда было извращено и поэтому необходимо вернуться к истокам «чистого» ислама («ас-салиф ас-салих» - «праведные предки»). Главной чертой нового течения стало буквалистское и примитивное толкование Корана, породившее отрицание значительной части мусульманской вероучительной литературы, а также целого ряда догматов и обрядов, определенных как «бида» - запрещенные нововведения.
Ваххабиты объявили и целый ряд направлений ислама еретическим, приравняв их последователей к язычникам. Отдельные приверженцы салафизма пытаются позиционировать его как без-мазхабный ислам. Однако появление и развитие этого течения в исламе связано с ханбалитским мазхабом суннизма, наиболее консервативным из всех четырех. В 1925 г. ваххабизм был признан официальной религией в Королевстве Саудовская Аравия3.
К началу XXI в. это направление ислама в той или иной форме распространилось по всему миру. Новые реалии жизни привели к формированию политической доктрины салафизма. Ее
1 Из выступления ректора РИУ P.M. Мухаметшина на II фестивале мусульманской молодежи ПФО (г. Булгар, июнь 2008 г.).
2 Юсупов А.Н. Свой среди чужих, чужой среди своих // Конфессиональный фактор в развитии татар: Концептуальные исследования. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - С. 242-245.
3 Ямаева Л.А. Реисламизация: Традиционное и новое в религиозной культуре башкир // Социология и общество: Глобальные вызовы и региональное развитие. Сб. материалов IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. Уфа, 23-25 октября 2012 г. - М.: РОС, 2012. - URL: http://www.ssarss.ru/ iv ovsk fuil.html
отличительными особенностями стали непримиримость к гражданскому светскому обществу и стремление к замене его исламским, устроенным по законам шариата, недопустимость раздельного существования религии и государства, противопоставление исламского мира остальным цивилизационным моделям, отрицание всех неисламских законов1.
Распространение данного направления в Татарстане связано с особенностями исламского возрождения начала 1990-х годов, когда в условиях утраты большей части собственных религиозных традиций важную роль сыграла деятельность иностранных миссионеров, а также практика обучения российских мусульман за рубежом. Для определенной части уммы ислам - это прежде всего мировая религия, изначально не связанная с определенной национальной традицией, а если и связанная, то скорее с арабской, чем с татарской. «Ключевая проблема деятельности... выпускников зарубежных исламских вузов - это адаптация полученных ими знаний к российской действительности, традициям и особенностям развития и современного состояния исламского вероучения в России и в соответствующих ее регионах»2.
Характер идеологических предпочтений верующих во многом зависит от успеха деятельности служителей мечетей (имамов) и их способности обеспечить духовные потребности прихожан и формировать у них толерантные установки сознания, характерные для традиционного ханафитского мазхаба. Однако, несмотря на наличие в регионе достаточно большого количества исламских учебных заведений, мечети все еще нуждаются в высококвалифицированных кадрах священнослужителей. При этом существует противоречие между объективной необходимостью в обеспечении мусульманских приходов Татарстана образованными имамами и отсутствием точных знаний о реальном уровне подготовки служителей мечетей, а также их идеологических предпочтениях. Для решения этой проблемы в настоящее время силами Центра исламо-ведческих исследований АН РТ, под руководством профессора
1 Ямаева Л.А. Реисламизация: Традиционное и новое в религиозной культуре башкир // Социология и общество: Глобальные вызовы и региональное развитие. Сб. материалов IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. Уфа, 23-25 октября 2012 г. - М.: РОС, 2012. - URL: http://www.ssarss.ru/ iv_ovsk_fuil. html
2 Шаповалов А. Проблемы институционализации исламского образования в современной России // Власть. - 2011. - № 3. - С. 4.
P.M. Мухаметшина проводится социологическое исследование среди исламского духовенства. Помимо прочего в задачи входит: определить, соответствуют ли взгляды и идеологические предпочтения имамов основным положениям ханафитской религиозно-правовой школы.
Согласно официальным данным, в ведении ДУМ РТ находится порядка 1300 общин-махалля, объединенных в 45 городских и сельских мухтасибатов. На данный момент опрошено методом анкетирования порядка 250 имамов, представляющих мухтасибаты Алексеевского, Альметьевского, Бугульминского, Высокогорского, Дрожжановского, Заинского, Кукморского, Лаишевского, Ле-ниногорского, Мамадышского, Новошешминского, Нурлатского, Пестречинского, Сабинского, Тукаевского, Чистопольского и др. районов.
Несмотря на актуальность темы лишь немногие респонденты (9% опрошенных имамов) включили идеологические противоречия в число практических проблем, с которыми они сталкиваются в своей деятельности (нет единства; разногласия в гыйбадате; ваххабитские проблемы). В качестве наиболее распространенных названы материальные и финансовые затруднения (60%), а также дефицит прихожан (40%). Третьей по степени значимости выступает кадровая проблема.
Данное обстоятельство можно объяснить несколькими причинами. С одной стороны, существует мнение, что масштабы распространения радикальных течений в республике в целом преувеличены. Подбор фактов [в российских СМИ] тенденциозный, это фактически информационная война против ислама. В Татарстане в меньшей степени, но также все дублируется. (Из экспертного интервью.) В апреле этого года Духовным управлением мусульман РТ была организована конференция «Ислам-online» для журналистов, на которой было принято решение разработать свод правил по «распространению ценностей ислама» и «методику подачи информации в мусульманских СМИ» с целью формирования «позитивного отношения» к мусульманской умме и искоренения «исламофобских настроений» в обществе1.
С другой стороны, в сельских общинах, которые в основном и представлены на данном этапе исследования (85% респондентов), проблема радикализма может быть не столь острой, как в
1 Официальный сайт ДУМ РТ. - http://dumrt.ru/node/8046 - (Дата обращения 12.04.2013.)
крупных городах. Также свою роль здесь может играть недостаточный уровень богословского образования сельских имамов, который не позволяет им распознать потенциально опасные взгляды даже при их наличии у прихожан. Лишь 38% сельских имамов указали, что имеют какое-либо религиозное образование, из них 18,5% - начальное, 12,5 - среднее, 7% - высшее.
Наконец, также вероятно, что респонденты избегают положительно отвечать на прямо поставленный вопрос в силу ряда причин психологического характера, а фактическая ситуация в ма-халля отличается от результатов, полученных на данном этапе обработки материалов. Так или иначе, возможности инструментария исследования позволяют продолжить работу в указанном направлении.
«Социокультурный потенциал межконфессионального диалога: Материалы Международной научной конференции (Казань 23-24 мая 2013 г.)», Казань, 2013 г., с. 363-367.
А. Боров,
кандидат исторических наук (КБГУ, г. Нальчик) ПОЛИТИЗИРОВАННАЯ ЭТНИЧНОСТЬ: «ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС» - ЕЩЕ ОДИН ОЧАГ НАПРЯЖЕННОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ?
Выдвижение на первый план кризисных и конфликтных элементов ситуации на Северном Кавказе стало устойчивой чертой общественно-научного дискурса последних двух десятилетий. Сложившиеся в нем «образы» региона в значительной степени предопределяют углы зрения, под которыми исследователи рассматривают картину прошлого данной территории и современное ее положение. Наиболее общая характеристика позиции Северного Кавказа в общественном дискурсе России - явное несоответствие его периферийного места на политико-экономической карте страны уровню озабоченности, проявляемого к этой территории российским социумом (см.: [Боров, Муратова, 2011]).
Строго говоря, сложившиеся дискурсивные практики часто затрудняют непредвзятый и рациональный анализ региональной общественно-политической ситуации. Задавая алармистский вектор исследований, они одновременно не дают увидеть реальные параметры существующих явлений, создающих проблемное поле.