Научная статья на тему 'Развитие толерантности как стратегическая задача концепции антитеррора'

Развитие толерантности как стратегическая задача концепции антитеррора Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
220
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МАКСИМАЛИЗМ / МИНИМАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / TOLERANCE / TOLERANT PERSON / TERRORIST BEHAVIOR / MAXIMALISM / MINIMALISM / EXTREMISM / TERRORISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цопанова Анжела Владимировна

В статье рассматривается понятие толерантности как цель и результат политического воспитания. Предложены варианты определения толерантности. Рассматривается влияние этической системы личности на восприятие «добра» и «зла» через призму героизм жертвенность, терроризм шахидизм. Описывается система формирования террористического поведения и система становления толерантной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of tolerance as a strategic objective of the counter-terrorism concept

This paper discusses the notion of tolerance as a goal and result of political education. Different definitions of tolerance are proposed. The role of individual ethics on the perception of good and evil is analyzed through the prism of heroism sacrifice and terrorism Jihadism. Ways of developing both terrorist behaviour and tolerant personality are discussed.

Текст научной работы на тему «Развитие толерантности как стратегическая задача концепции антитеррора»

А. В. Цопанова

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА КОНЦЕПЦИИ АНТИТЕРРОРА

Воспитание толерантной личности — одна из задач, которую ставит перед собой цивилизованное общество. Однако история вопроса отражает реальность, в которой цивилизованность общества не гарантирует высокий уровень толерантности. Мы можем наблюдать тенденции к локальному проявлению не столько роста большего уважения, толерантности к людям другого государства, иной расы, национальности, сколько к порождению этнического противопоставления, межэтнической борьбы, этнической изолированности.

Эти тенденции обусловлены антагонизмом таких критериев самоопределения, как «Мы — Они», который предполагает радикальную дифференциацию на основе присвоения положительных качеств «Нам» и отрицательных «Иным». В нашем случае «положительное» и «отрицательное» обусловливаются категориями: «истина», «добро», «красота» и «изобилие» (по А. М. Зимичеву).

Толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться как с позиций личности (установки, ценности, нравственная направленность) (1), так и с позиций воспитания, развития (2).

Толерантность есть цель и результат воспитания, сопровождающегося формированием определенных социальных установок и ценностных ориентаций, которые будут проявлять себя в поступках человека.

Толерантность в нашем понимании подразумевает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Такая трактовка понятия «толерантность» (лат. ЬоЫтпИа — терпение) как способности терпеть что-то или кого-то, считаться с мнением других, быть к ним снисходительными в самом толковании привносит дисбаланс, вследствие рассогласования внутреннего (т. е. внутренней позиции личности) и внешнего (проявляющегося в поведении).

Так, описывая модель нравственного сознания, В. А. Лефевр писал, что когда человек плохо относится к другому, но вынужден его терпеть, чтобы считаться воспитанным (здесь — толерантным), — это условие воспитания человека «двойственного». Согласно его концепции, такой человек будет принадлежать к этической системе, в которой основным принципом является «зло во имя добра». В. А. Лефевр считает такой подход разрушительным для формирования нравственной личности [6, с. 58-61].

Именно «зло во имя добра» и есть идеологическое обоснование терроризма. А собственно деятельность террористов требует от них «высокого уровня морали» и возводит их в ранг освободителей. Подобная формулировка переносит нас в плоскость личных оценок. По мнению известного юриста-международника Дж. Витбека, проблема восприятия терроризма превратилась в вопрос персональной оценки: «Террорист, как и красота, это вопрос личной оценки наблюдателя» [10]. Если мы как наблюдатели располагаемся на стороне, пострадавшей от террористического акта, то рассматриваем его

© А. В. Цопанова, 2010

исполнителей как террористов-преступников. Если же мы как наблюдатели располагаемся пусть не на стороне террористов, но хотя бы разделяем их идеи и, соответственно, чувствуем общность с ними, то воспринимаем террористов как героев (борцов за свободу, за правду и т.д.).

Муаммар Каддафи (политический и государственный деятель Ливии, лидер ливийской революции) в своей работе «Нынешний мировой кризис в связи с терроризмом», опубликованной осенью 2001 г. в ливийской печати, приводит пример субъективности понимания терроризма. Он описывает случай неудавшегося покушения:

«Террорист признался, офицер британской разведки тоже признался. Это была запланированная британской разведкой террористическая акция с использованием тех, кто пришел из Афганистана. Итак, поскольку меня считают противником Британии, они совершают против меня террористический акт, который таковым не считают. Я же не считаю себя противником ни Британии, ни того молодого афганца-ливийца. Я считаю себя жертвой террора, и против меня совершена несправедливость» [9].

Понятия «героизм — жертвенность», «терроризм — шахидизм1» семантически выражают двойственность отношения к ситуации, в то время как механизм действия для этих явлений един. Идея героизма в большей или меньшей степени присуща всем культурам. Герой — это человек, совершающий поступок, необычный по своей храбрости, доблести и самоотверженности. Причем герой — это не столько тот, кто лучше врагов, сколько тот, кто является лучшим среди своих соотечественников. То есть это своеобразный базовый тип личности2, передающийся из поколения в поколение посредством социализации и определяющий паттерн поведения в ситуации угрозы. Самым ярким проявлением героизма является принесение в жертву собственной жизни.

Когда мы говорим о терроризме, то сталкиваемся с тем, что феномен шахидизма зачастую рассматривают с позиции формирования поведения (безусловно, не присущего человеческой природе) с применением изменяющих сознание психотропных, наркотических препаратов либо нейрохирургического вмешательства. В докладе комиссии по правам человека шахидов описывают как искусственно созданных убийц [11]. При этом указывают на то, что к личностным характеристикам подобных индивидов можно отнести внушаемость и податливость («слабые духом»).

Приводится интересное лингвистическое наблюдение, касающееся происхождения слова assassin, означающего «убийца» в ряде европейских языков. Предполагается, что оно произошло от hashishin (от араб. «потребитель гашиша»).

В 1090 г. Хасан ибн ас-Саббах создал в горной крепости к югу от Каспийского моря террористическую группу под названием Орден Исмаила. Прежде чем начать тренировки, будущим смертникам давали специальную смесь, приводившую их в бессознательное состояние, в котором они могли ощутить «вкус рая» (аналогичным представлялся и вкус жизни после принятия мученической смерти). Поскольку для одурманивания интенсивно использовался гашиш, убийц стали называть «хашишийн», позднее превратившееся в assassin.

Так, мы можем видеть, что психология террориста кардинально отличается от психологии обычного, среднестатистического человека. Обычному, нормальному человеку

1 Шахидизм, шахид (от араб. глагола шахада — свидетельствовать) —мученик, погибший за веру в результате священной войны (джихад); тот, кто свидетельствует своей кровью, жертвует своей жизнью во имя Всевышнего.

2По определению А. Кардинера, базовая личность — это «техника размышлений, система безопасности (т. е. стиль жизни, посредством которого человек получает защиту, уважение, поддержку, одобрение), чувства, мотивирующие согласованность (т. е. чувство стыда или вины) и отношение к сверхъестественному».

в сложные, переходные социально-психологические периоды требуются дополнительные внутренние силы для преодоления разнообразных трудностей и проблем. В эти периоды под угрозу ставятся основополагающие ценности человека — свобода и уверенность в завтрашнем дне. Большинство людей испытывают страх и даже «отвращение» перед неизведанным, неясным, новым, стремятся уйти от таких ситуаций [4; 7].

Террористические акты, пожалуй, самый мощный механизм порождения страха. Людей пугает как сама возможность террористического акта, так и непредсказуемость, неизвестность места и времени его совершения. Именно подобные механизмы и приводят к тому, что число психологических жертв террористического акта всегда во много раз превышает число физических жертв. В обществе активируется цепная реакция на происшедшее в виде паники и страха смерти.

В случае, когда мы описываем общество, испытывающее напряженность в межэтнической, межконфессиональной, межрасовой и т. п. сферах, особое внимание привлекает возрастание межгрупповой напряженности, укрепление уже существующих негативных стереотипов и интолерантных установок. И в этом случае терроризм может выступать в качестве средства манипуляции в разжигании конфликтов.

А. И. Юрьевым была предложена система (рис. 1), позволяющая проследить динамику формирования террористического поведения. Система содержит такие компоненты, как:

а) максимализм (максималистское поведение);

б) минимализм (минималистское поведение);

в) экстремизм (экстремистское поведение);

г) терроризм (террористическое поведение).

Эта система в той или иной мере обязательно оказывает кардинальное влияние на процесс формирования личности. Каждый человек переживал в разных возрастах и ситуациях соскальзывание в одну из этих четырех крайностей. Одним из возможных условий перемещения из латентной (неосознаваемой) сферы в сферу предъявляемую является переживание человеком страха смерти, который нарушает нормальное течение жизни человека, напоминает человеку о неизбежности смерти, об уязвимости и незащищенности перед смертельной опасностью [8].

Рассмотрим подход А. И. Юрьева подробнее.

Максимализм — это крайность в каких-либо требованиях, во взглядах, это своего рода характеристика подхода к решению определенных проблем, бескомпромиссность в выборе мер, действий, призванных максимально приблизить поставленную цель. Максимализм, как известно, присущ юношескому возрасту — периоду жизни, когда человек полон здоровья, жизненной энергии и грандиозных планов на будущее.

Максимализм может стать хорошим стимулом для достижения заветных целей — это как хороший старт для спортсмена, когда цель ставится «больше и дальше», а ее достижение не подвергается сомнению. Это период слома привычных стереотипов и нового взгляда на мир.

Характерными чертами максимализма является склонность к восприятию мира в крайностях, бескомпромиссность в суждениях, отсутствие гибкости мышления. Максималисты проявляют низкий уровень толерантности как внешней (к другим), так и внутренней (гибкость, способность к принятию решений и размышлению над проблемой).

Итак, это некий старт, но при этом первоначальный рывок может проецироваться как внутрь, так и вовне. Максимализм в ожиданиях при отсутствии максимализма в действиях приводит к минимализму.

Максимализм. Минимализм. Экстремизм. Терроризм Все четыре вектора имеют три фазы: 1 —латентная фаза;

-фаза наблюдаемых отклонений; 3 —фаза предъявленного поведения

2

Понятие минимализма более известно в искусстве. Здесь минимализм (от англ. minimalism или minimal art)—художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника.

Рассматривая минимализм с двух позиций — латентной и наблюдаемой, мы можем увидеть, что завышенные ожидания при одновременно низкой активности личности приводят к фрустрации, а далее к пассивности, которая может проявляться во всем (в гражданской позиции и личностном росте; в страхе перед риском и чрезмерной осторожности) .

Такие люди проявляют внешнюю толерантность по отношению к другим в связи с несформированной внутренней позицией — это своего рода пассивная толерантность. Отсюда и проистекает непригодность подобного типа людей для выработки устойчивой, дисциплинированной, работоспособной личности, держащейся на своих ногах, а не на общественной волне.

В то же время мощная энергия, характеризующая период максимализма, направленная внутрь, — это «внутренний подвиг». Минимум притязаний складывается не из переживания фрустрации собственных ожиданий, а из высоких требований, предъявляемых личностью к себе. Это духовный подвиг личности. В крайних формах мы наблюдаем такие явления, как, например, монашество и аскетизм. В обыденной жизни подобные минималисты — это личности, направленные на самореализацию, на решение творческих, созидательных задач. Это толерантные личности, способные видеть вещи с разных точек зрения, с учетом разных факторов и проявлять гибкость как в отношении к неопределенности, риску, так и в принятии решений.

Максимализм, проецируемый вовне, может привести к такой крайности, как экстремизм. Само понятие «экстремизм» означает приверженность крайним, преимуще-

ственно насильственным средствам достижения целей. В политике экстремизм проявляется в стремлении подорвать стабильность существующих общественных структур и политических институтов. Спроецированные вовне цели, ожидания, стремления не всегда находят отклик в обществе, и мир вокруг максималиста оказывается не таким дружелюбным и располагающим к осуществлению мечты. Направляя энергию вовне, экстремист целью своей ставит реализацию собственных желаний, личных, корыстных целей, все еще исходя из приверженности крайним взглядам и мерам.

Экстремисты интолерантны по сути. Они носители экстремальной картины мира, в которой постоянно присутствует реальная угроза потери жизни или идентичности (личностной, культурной, цивилизационной и т. д. — в зависимости от того, кто является главным действующим лицом в экстремальном явлении — человек, этнос или цивилизация).

Можно сказать, что питает экстремизм такая картина мира, в которой решающее значение имеют война, катастрофа, революция, экстремистские действия, преследующие нелегитимные цели и использующие для этого нелегитимные средства, технологии, разрушающие прежнюю социальную структуру, и многое другое, чреватое разрывом социального развития. Такая картина мира действует опьяняюще. Часть ученых считают, что участники экстремального сообщества, как правило, находятся в измененных состояниях сознания (Дж.Пост [2], П. Вилкинсон [3], У. Лайкерт [1]), при которых меняются картина мира, базовые цели жизни, механизмы восприятия и оценки окружающей среды. Их измененное сознание — это картина мира, в которой их максимализм находит себе комфортное место.

Экстремизм, по сути, это уже не максимализм с его любовью к миру и еще не терроризм с его ненавистью ко всему существующему. Экстремизм становится терроризмом, когда переходит от своего неприятия картины мира к реальным действиям по переформированию смыслов, целей и ценностей в картине мира.

Максимализм, минимализм, экстремизм и терроризм могут не только перетекать друг в друга, но проходить три фазы до необходимости применения к ним юридических определений. Первая фаза — латентная, скрытая, когда психолого-генетическая склонность уходить в крайности не очевидна для окружающих и для самого человека — носителя этих склонностей. Проявления эти прорастают из психологических особенностей человека в экстремальных условиях. На этом этапе еще можно предпринять меры психологического воздействия, защищающего человека от опасности, существующей для него самого и для окружающих. Именно латентная фаза является благоприятной для успешного формирования толерантной позиции личности.

Во второй фазе развития — фазе наблюдаемых отклонений — уже трудно что-либо предпринять, хотя возможно. Окружающим людям уже откровенно видны начальные, бытовые проявления максимализма, минимализма, экстремизма или терроризма. А вот третья фаза — фаза уже предъявленного поведения. Именно на этой фазе предъявляются юридические обвинения по факту совершения преступления (здесь — террористического акта).

В третьей фазе обвинители имеют дело с деформированной картиной мира человека, которая имеет информационно-языковую природу. В этом трудность предотвращения формирования экстремистских сообществ и террористических организаций. Решение в том, что все четыре крайности поведения нельзя уничтожить «на своем месте», но они могут переходить в другие формы при хорошо организованной работе по борьбе с интолерантностью.

Опираясь на предложенную А. М. Зимичевым систему взаимодействия с окружаю-

щим миром [5, с. 499-507], мы составили систему становления толерантной личности. Система включает в себя четыре уровня: чувственный (1), инструментальный (2), ассоциативно-аналоговый (3), абстрактный (4).

Чувственный уровень толерантности. Уровень, заданный нам биологически. Проявляется как открытость, любознательность, доверчивость. Это свойственно маленьким детям в связи с несформированностью Я-концепции. Младенцы нетерпимы к своим нуждам — не терпят голода, холода, отсутствия эмоционального и физического контакта. Однако маленькие дети принимают своих родителей даже в случаях жестокого психологического и физического воздействия. Такое безусловное принятие ответственно за дальнейшее развитие толерантности в целом.

В процессе становления личности развитие толерантности осуществляется, как правило, в форме «инволюции» чувственного уровня толерантности.

Инструментальный уровень. В онтогенезе этот уровень связан с обретением новых для ребенка навыков терпения (приучение к гигиене, самоконтролю и саморегуляции). На данном уровне принятие заключается в демонстрации толерантного поведения и использовании его как инструмента в достижении целей. Однако за этим обычно скрывается нетерпимость, нарастающее напряжение, невысказанное несогласие. По сути дела, демонстрируемая толерантность при отсутствии внутренней толерантной позиции — путь к скрытой, отсроченной агрессии.

Ассоциативно-аналоговый уровень. Дальнейшее развитие личности ведет к расширению понимания. На данном уровне толерантность построена на принятии человеком как окружающих, так и самого себя. Однако, понимая и взаимодействуя по аналогии, человек очерчивает для себя круг тех, чьи ценности, цели, смыслы, мотивы уважает и признает как имеющие право на существование. Принцип очерчивания групп прост. Он опирается на противопоставление (Мы — Они) по какому-либо признаку: языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям.

Абстрактный уровень. Здесь безусловное принятие, заданное природой, обеспечивается способностью человека проникнуть в сущность различий, осознать истоки и причины формирования толерантности / интолерантности, выдвигать собственные идеи и идеалы взаимодействия. Личность на данном уровне проявляет открытость и готовность к взаимодействию.

Соотнесение системы формирования толерантной личности с системой динамики формирования террористического поведения позволяет нам сделать вывод, что путь формирования террориста основывается на инструментальном и ассоциативно-аналоговом уровнях толерантности. Современные цивилизации зачастую строят взаимодействие на этих двух уровнях, что и порождает этническое противопоставление, этническую борьбу, этническую изолированность.

Формирование толерантной личности предполагает формирование личности созидающей и творящей. Именно на эти цели должно быть направлено воспитание в самом широком смысле этого слова и в школе, и дома, и в обществе в целом. Этому вопросу государство должно уделять самое пристальное внимание.

Литература

1. Laqueur W. The New Terrorism: Fanaticism and the Arms of Mass Destruction. Oxford, 1999. 320 p.

2. Post J. M. It’s Us Against Them: The Group Dynamics of Political Terrorism // Terrorism. 1987. Vol. 10, N 1. P. 23-35.

3. Wilkinson P. Terrorism Versus Democracy: The Liberal State Response. London: Frank Cass Publishers, 2001. 236 p.

4. Бруннер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977. 412с.

5. Зимичев А. М. Избранные произведения. СПб.: Изд-во ЦППИ, 2008. 736 с.

6. Лефевр В. А. Алгебра совести / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2003. 423с.

7. Луковицкая Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 14с.

8. Pyszczynski T. What are we so afraid of? A terror management theory perspective on the politics of fear // Social Research. 2004. Vol. 71, N4. URL: http: //findarticles.com/ p/articles/ mi_m2267/is_4_71 /ai_n13807478/ (дата обращения: 25.01.2010).

9. Каддафи М. Нынешний мировой кризис в связи с терроризмом. URL: http://www.kad-dafi.ru/crisis01.html (дата обращения: 01.03.2010).

10. Террористы как борцы за свободу // Washington ProFile. 25.02.2004. URL: http://www.washprofile.org/ru/node/507 (дата обращения: 19.04.2009).

11. Хаос и террор. Порождения психиатрии: Доклад о роли психиатрических средств и способов в порождении международного терроризма. Рекомендации. Гражданская комиссия по правам человека. 2004. 36 с. URL: http://www.chaos-and-terror.ru (дата обращения: 01.03.2010).

Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.