Научная статья на тему 'К проблеме психологического анализа религиозно-политического экстремизма'

К проблеме психологического анализа религиозно-политического экстремизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXTREMISM / TERRORISM / YOUTHFUL MAXIMALISM / SOCIOECONOMIC DISADVANTAGE / HARMONIOUS DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цопанова Анжела Владимировна

Статья посвящена рассмотрению психологии экстремистской деятельности. Кратко приводится авторская теория формирования экстремистского поведения, согласно которой склонность к экстремизму зарождается в недрах юношеского максимализма в том случае, когда цели, ожидания, стремления максималиста не реализуются и не находят отклика в обществе. Анализируются причины возникновения религиозно-политического экстремизма. Уделяется особое внимание причинам возникновения экстремизма на территории Российской Федерации, таким как межэтнические и межрелигиозные конфликты, этнополитическая напряженность, неконтролируемые процессы миграции, коррупция, высокий уровень безработицы, социально-экономическое расслоение общества. Описываются законодательные, экономические и социально-политические меры противодействия религиозно-политическому экстремизму. В рамках социально-политических мероприятий особо отмечается значимость гармоничного развития личности. Разработка системы раннего предупреждения экстремизма на основе понимания глубинных причин его возникновения рассматривается как одна из приоритетных задач современной психологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the psychology of extremist activity. Briefly describes the author's theory of the formation of extremist behavior. The tendency to extremism, according to the theory, originates in the depths of youthful maximalism in the case when the goals, expectations, aspirations of maximalist not implemented and does not resonate in the community. Analyzes the causes of religious-political extremism. Special attention is paid to the causes of extremism on the territory of the Russian Federation, such as: ethnic and religious conflicts, ethnic tensions, uncontrolled migration, corruption, high unemployment, socio-economic stratification of society. Describes the legislative, economic and socio-political countermeasures to religious-political extremism. Within the socio-political events highlights the importance of the harmonious development of personality. Development of a system for early warning of extremism, on the basis of understanding the underlying causes for its occurrence is regarded as one of the priority tasks of modern psychological science.

Текст научной работы на тему «К проблеме психологического анализа религиозно-политического экстремизма»

К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА

А. В. Цопанова

Аннотация: статья посвящена рассмотрению психологии экстремистской деятельности. Кратко приводится авторская теория формирования экстремистского поведения, согласно которой склонность к экстремизму зарождается в недрах юношеского максимализма в том случае, когда цели, ожидания, стремления максималиста не реализуются и не находят отклика в обществе.

Анализируются причины возникновения религиозно-политического экстремизма. Уделяется особое внимание причинам возникновения экстремизма на территории Российской Федерации, таким как межэтнические и межрелигиозные конфликты, этнополитиче-ская напряженность, неконтролируемые процессы миграции, коррупция, высокий уровень безработицы, социально-экономическое расслоение общества.

Описываются законодательные, экономические и социально-политические меры противодействия религиозно-политическому экстремизму. В рамках социально-политических мероприятий особо отмечается значимость гармоничного развития личности.

Разработка системы раннего предупреждения экстремизма на основе понимания глубинных причин его возникновения рассматривается как одна из приоритетных задач современной психологической науки.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, юношеский максимализм, социально-экономическое неблагополучие, гармоничное развитие личности.

На протяжении вот уже 75 лет на территории Европы не велось войн. Однако несомненно, что все это время возникали периоды напряженности. Существующие основополагающие документы о равенстве прав человека, а также международное сообщество, пережившее Вторую мировую войну, казалось бы, решили проблему различного рода радикальных, экстремистских течений. Но события, происходившие в нашей стране в конце XX — в начале XXI века, а также во всем мире в настоящее время, показывают, что это не так. И сегодня существуют явления, которые уносят жизни все большего числа ни в чем неповинных людей, среди которых женщины, дети, старики, а именно экстремизм и терроризм.

Огромное количество исследований, книг и периодических изданий посвящено проблеме экстремизма и терроризма [3, 7, 8,10,12, 13 и др.]. Ясно одно: экстремизм и терроризм — это не проблема изолированных и спорадических актов, а хроническое заболевание самого общества, в чем-то ставшего неотделимым от них.

Проводя исследования в рамках научной работы [10], мы большее внимание уделяли терроризму в целом и политическому терроризму в частности. Рассмотрим феномен религиозно-политического экстремизма. Его религиозная составляющая отражает активно используемые экстремистами постулаты и положения религии (например, исламских доктрин) в создании

своей идеологии. Следует учитывать, что религиозный экстремизм не может быть только религиозным, в него, безусловно, входят социальные, экономические и политические составляющие.

Ранее нами была предложена система формирования террористического поведения, которая включает в себя: а) экстремистское; б) максималистское; в) минималистское; г) террористическое поведение. На основе этой системы можно предположить, что экстремизм становится терроризмом в момент, когда переходит от простого неприятия сложившейся картины мира к реальным действиям по изменению целей, ценностей и смыслов в рамках этой картины мира [11].

Итак, что же такое экстремизм с точки зрения указанной теории? Это проецируемый вовне юношеский максимализм в том случае, когда цели, ожидания, стремления максималиста не реализуются и не находят отклика в обществе, а мир вокруг него оказывается не таким открытым и располагающим к осуществлению мечты [11].

Понятие «экстремизм» означает приверженность крайним, преимущественно насильственным методам и средствам достижения целей. В политике экстремизм проявляется в стремлении подорвать стабильность существующих общественных структур и политических институтов [13].

Существуют целые экстремистские сообщества, идеологию и политическую практику которых можно отнести к классу экстремальных явлений. Картина мира таких сообществ всегда содержит реальную угрозу потери жизни или идентичности (личностной, культурной, цивилизационной и т. д.) в зави-

симости от того, кто является главным действующим лицом в экстремальном явлении — человек, этнос или цивилизация).

Можно сказать, что питает экстремизм такая картина мира, в которой решающее значение имеют война, катастрофа, революция, экстремистские действия, преследующие нелегитимные цели и использующие для этого нелегитимные средства, технологии, разрушающие прежнюю социальную структуру, и многое другое, чреватое разрывом социального развития [11].

Максимализм, перетекая в экстремизм, теряет свою главную составляющую — любовь к миру, но при этом он еще не терроризм — носитель ненависти ко всему существующему. Важно понять, когда и при каких условиях максимализм переходит в экстремизм и далее в терроризм.

В период первой, латентной, фазы склонность уходить в крайности не видна для окружающих и, возможно, неочевидна и для самого человека. На этом этапе еще можно предпринять психо-корректирующие меры, защищающие человека от опасности для него самого и окружающих.

Во второй фазе развития склонности к экстремизму — фазе наблюдаемых отклонений — уже трудно что-либо предпринять, хотя возможно. Окружающим людям уже откровенно видны начальные, бытовые проявления экстремизма [11].

Третья фаза — уже предъявленного поведения. На этой фазе обвинители имеют дело с деформированной картиной мира человека. В этом и состоит, на наш взгляд, трудность предот-

вращения формирования экстремистских сообществ.

Главной причиной религиозно-политического экстремизма нередко называют социально-экономическую ситуацию, которая может быть охарактеризована бедностью населения, высоким уровнем безработицы, отсутствием возможности реализации социальных прав населения.

В качестве базы для формирования религиозно-политических экстремистских организаций выступают граждане юношеского возраста. В этот период легко происходит переход от максималистской картины мира к экстремистской. Малообразованные, не имеющие рабочих мест и социальной защиты они находят психологическую защиту в крайних взглядах и мнениях. Экстремизм, особенно имеющий религиозные корни, может представлять собой способ разрешения социально-идеологических противоречий, сложившихся в обществе.

В России наибольшее распространение религиозно-политический экстремизм получил на Северном Кавказе. Причинами выступили:

- вооруженные межэтнические и региональные конфликты (например, на территории Чечни и Северной Осетии);

- имеющаяся потенциальная эт-нополитическая напряженность, характерная для Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестана, южных районов Краснодарского и Ставропольского краев;

- Северный Кавказ стал основным центром притяжения для внутренних и внешних вынужденных мигрантов, в том числе спасающихся от межнаци-

ональных конфликтов, при этом с середины 90-х годов в республиках Северного Кавказа происходило сокращение численности русского населения [6, 10];

- высокий уровень безработицы. В конце 90-х безработных было 64 % от трудоспособного населения, наиболее высокие показатели отмечены в республиках Ингушетия (86 %), Дагестан (66%) и т. д.

Меры противодействия религиозно-политическому экстремизму можно условно разделить на три большие группы:1)законодательные;2) экономические; 3)социально-политические.

Законодательные меры представлены в форме федеральных законов:

- от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

- от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

Правовой базовой основой противодействия терроризму и экстремизму выступает Конституция Российской Федерации, в которой запрещена пропаганда или любые формы агитации, возбуждающие религиозную, национальную, расовую или социальную вражду. Также запрещается создавать общественные организации, действия которых ориентированы на нарушение целостности РФ, изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства и т. д. (ст. 13, 29).

К психологическим аспектам законодательных мер противодействия религиозно-политическому экстремизму относятся: психология восприятия закона, вопросы нравственности личности, моральной нормативности и др.

Экономические меры противодействия, безусловно, должны включать в себя задачи развития производства (и соответственно увеличение количества рабочих мест), укрепление финансовой системы, снижение уровня инфляции и т. д. Экономическая безопасность государства тесно связана с психологическим ощущением безопасности его граждан. Исследователи в рамках экономической психологии отмечают глубокую «психоло-гизированность» финансовой системы [1, 2].

Социально-политические меры должны включать в себя развитие российской государственности, снижение уровня социального расслоения общества, укрепление семейных устоев и т. д. [4, 5].

В рамках социально-политических мероприятий мы хотим отметить важность гармоничного развития личности как результата грамотного взаимодействия семьи, социальных институтов и общества в целом. Гармоничное развитие предполагает согласованное физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие личности [4, 6].

Для российского общества актуальны проблемы сокращения численности населения, алкоголизации и наркотизации молодежи, снижения уровня и качества образования, в результате чего возрастает количество безграмотного населения, и т. д. Все это в совокупности с нестабильностью в экономической и политической системах становится питательной основой для возникновения различного рода религиозно-политических экстремистских организаций.

На сегодняшний день, к сожалению, не существует системы раннего предупреждения экстремизма. Остается открытым вопрос о том, является ли возможным создание государственной системы, направленной на выявление и разрешение проблемы экстремизма на ранней стадии. Даже если современный уровень развития государства и науки не позволяет этого сделать, важно, чтобы само общество осознало степень опасности экстремизма и выработало негативное отношение к этому явлению.

Литература

1. Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал. 2002. № 2. С. 36.

2. Журавлев А.Л., Соснин В.А. Феномен коррупции в России как социополитическая и психологическая проблема // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 8.

3. Емелин В.А. Терроризм как патологическая форма обретения идентичности в условиях информационного общества // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 36-43.

4. ЗимичевА.М., ЗабаринА.В. К проблеме толерантности — интолерантности этносов // Вестник политической психологии. 2008. № 1. С. 41.

5. Канукова З.В., Федосова Е.В. Этнокультурное пространство Северной Осетии: историко-социологический анализ. Владикавказ: ИПО СО-ИГСИ, 2011. 380 с.

6. Синанов Б.А. Духовное образование в поликонфессиональном Северо-Кавказском регионе: история и перспективы // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 4. Т. 3. С. 207-213.

7. Соснин В.А. Современный терроризм и проблема мотивации террористов-смертников // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 43-50.

8. Соснин В.А. Аналитические комментарии к книге Ф. Мохаддама «Терроризм с точки зрения террористов, что они переживают и думают и почему обращаются к насилию» // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 134-147.

9. Туаева Б.В. Вопросы сохранения этнокультурного разнообразия России: Северокавказский регион // Известия Российского государственно-

го педагогического университета им. А.И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 12 (84). С. 218-225.

10. Цопанова А.В. Психология политического терроризма. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН И РСО-А, 2013. 156 с.

11. Цопанова А.В. К проблеме анализа феномена современного терроризма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 120. С. 303-307.

12. Этнорелигиозный терроризм / Ю.М. Ан-тонян [и др.]; под ред. Ю. М. Антоняна. М.: Аспект-Пресс, 2006. 318 с.

13. Юрьев А.И., Коновалова М.А. Психология постчеловека // Постчеловек. От неандертальца к киборгу / под ред. Т. Чесноковой. М., 2008. С. 273-308.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И. М. Ильичева

Аннотация: в статье раскрываются причины асоциального поведения, даны его различные определения, описаны теоретико-методологические и организационные вопросы духовно-нравственного воспитания школьников, направленные на профилактику отклоняющегося поведения, подробно раскрываются смысл и содержание духовности как психологического явления, представлены критерии духовности. Дается теоретический анализ основных моделей духовно-нравственного воспитания в России: биологическая (определяющая стадии развития человека); социогенетическая (социализация индивида); персонологическая (связывающая развитие с сознанием и самосознанием человека); антропологическая (трансформация человека через смену форм Со-бытия). Антропологическая модель духовности основана на представлении о развитии, в основе которого лежит приобщение человека к формам культуры и фор-

мирование причастности и специфического отношения к миру. Предлагается собственная оригинальная модель духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В качестве методологического основания духовно-нравственного воспитания в образовательной организации выступает положение отечественной психологии о духовной стороне бытия человека как особой форме отражения объективного мира и важнейшего средства ориентации и взаимодействия с ним, а также наличия у человека особых потребностей в духовной жизни. Дается авторское определение духовности, под которым понимается сущностно-потенциальное, системно-динамическое свойство человека, проявляющееся в отражении идеального в контексте собственной жизнедеятельности. Критериями духовности выступают приоритетный интерес к основам человеческого бытия, потребность в самопознании, активная жизненная пози-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.