2. Chemordakov, I.A. Modern view of the clinic and diagnosis of myasthenia gravis / I.A. Chemordakov, V.A. Kutashov // Journal of Young Scientist. - 2015 - V. 11, - P. 311-313.
3. Popova, I.E. Key parameters of hemodynamics and tissue composition of working limbs defining functional state of neuromuscular system of basketball players of different ages / I.E. Popova, A.V. Sysoev // Theory and Practice of Physical Culture. - 2015. - № 7. - P. 6.
4. Physiological and methodological aspects of rate of force development assessment in human skeletal muscle / D. Rodriguez-Rosell, F. Pareja-Blanco, P. Aagaard, JJ. Gonzalez-Badillo // Clin Physiol Funct Imaging. - 2018. - No. 38 (5). - P. 743-762.
5. Sysoev, A.V. Neuromuscular apparatus of female basketball players in view of their age features / A.V. Sysoev, I.E. Popova // Theory and Practice of Physical Culture. - 2014. - № 3. - С. 19.
REFERENCES
1. Karpov, V.Yu., Raspopova, E.A., Stepanov, O.N. and Kurpin, P.E. (2018), "Techniques for reducing the amount of splashes in the final phase of diving", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 71-73.
2. Chemordakov, I.A. and Kutashov, V.A. (2015), "Modern view of the clinic and diagnosis of myasthenia gravis", Journal of Young Scientist, Vol. 11, pp. 311-313.
3. Popova, I.E. and Sysoev, A.V. (2015), "Key parameters of hemodynamics and tissue composition of working limbs defining functional state of neuromuscular system of basketball players of different ages", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 6.
4. Rodriguez-Rosell, D., Pareja-Blanco, F., Aagaard, P. and Gonzalez-Badillo, JJ. (2018), "Physiological and methodological aspects of rate of force development assessment in human skeletal muscle", Clin Physiol Funct Imaging, No. 38, Vol 5, pp. 743-762.
5. Sysoev, A.V. and Popova, I.E. (2014), "Neuromuscular apparatus of female basketball players in view of their age features", Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 19.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.09.2020
УДК 373.291
РАЗВИТИЕ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ ЗВЕНЬЯМИ ТЕЛА У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УПРАЖНЕНИЙ С ЛАЗЕРНОЙ УКАЗКОЙ
Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук, доцент Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор Российский государственный социальный университет, г. Москва; Любовь Викторовна Правдова, старший воспитатель, «Центр развития ребенка - детский сад № 2», г. Шуя, Юрий Борисович Никифоров, кандидат педагогических наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет
Аннотация
Введение. В настоящее время в системе физического воспитания дошкольников недостаточно разработаны методики развития равновесия, глазомера и точности выполнения двигательных действий отдельными звеньями опорно-двигательного аппарата. Упражнения с лазерной указкой разными звеньями тела является универсальным двигательным действием. Они интересны и привлекательны для детей, расширяют и обогащают их двигательный опыт, являются подготовительными и подводящими к выполнению основным видам движений. Цель исследования - экспериментальное обоснование методики развития точности движений на основе использованием упражнений с лазерной указкой разными звеньями опорно-двигательного аппарата у детей 5-7 лет. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 48 детей. Педагогический эксперимент длился 7 месяцев. Проведено 82 занятия на развитие точности движений с применением специальных упражнений с лазерной указкой. Точность выполнения движений лучом осуществлялась на основе анализа видеозаписей движений при выполнении тестов «Кольцо» и «Ломаная линия». Результаты исследования и их обсуждение. Использование упражнений с лазерной указкой, выполняемых отдельными звеньями тела положительно влияет на развитие точности дви-
жений детей. Доказано, что дети экспериментальной группы совершают достоверно меньше ошибок при выполнении заданий на точность, чем дошкольники из контрольной группы (р<0,05). Количество ошибок у детей ЭГ меньше при выполнении заданий «Кольцо» в 2,2 и «Ломаная линия» в 2,5 раза, чем у дошкольников из КГ. Наиболее высокие показатели точности траектории луча указки по заданному контуру зафиксированы при выполнении движений предплечьем. Выводы. В ходе исследования получены новые знания об особенностях развития точности движений отдельными звеньями опорно-двигательного аппарата у детей 5-7 лет. Для развития точности необходимо использовать комплекс физических упражнений с лазерной указкой, выполняемых из различных положений тела и плоскостях пространства.
Ключевые слова: точность движений, дети 5-7 лет, луч лазерной указки, звенья тела.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p297-302
DEVELOPMENT OF THE ACCURACY OF MOVEMENTS OF DIFFERENT PARTS OF THE BODY AMONG CHILDREN AGED 5-7 YEARS OLD BY USING EXERCISES
WITH LASER POINTER
Dmitriy Mikhailovich Pravdov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mikhail Alexandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Lyubov Viktorovna Pravdova, the senior educator, Child Development Center - Kindergarten No. 2, Shuya; Yuri Borisovich Nikiforov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Armavir State Pedagogical University
Abstract
Introduction. Methods of development of balance, eye and accuracy of motor actions fulfillment by different parts of the musculoskeletal system are now insufficiently developed in the system of physical education of preschoolers. Exercising with a laser pointer in different parts of the body is a universal movement action. These exercises are fun and engaging for children and enhance and enrich their motor experience. They are preparatory and lead-up exercises for performing basic types of movements. The experimental substantiation of the methodology for the development of the accuracy of movements using exercises with a laser pointer with different parts of the musculoskeletal system in children 5-7 years old is the aim of the study. Research methodology and organization. The study involved 48 children. The pedagogical experiment lasted 7 months. 82 lessons were conducted to develop the accuracy of movements using special exercises with a laser pointer. The accuracy of the movements with the pointer was carried out on the basis of the analysis of video recordings of movements during the tests "Ring" and "Curve". Research results and discussion. The use of laser pointer exercises has a positive effect on the development of movement accuracy in children. It has been proved that children in the experimental group make significantly fewer mistakes when performing tasks for accuracy than preschoolers from the control group (p <0.05). The sum of errors in children of the experimental group is less when performing tasks "Ring" by 2.2 and "Curve" by 2.5 times than among preschoolers from the control group. The highest accuracy rates of the laser trajectory along a given contour were recorded when performing movements with the forearm. Conclusions. New knowledge about the features of the development of accuracy of movements by different parts of the musculoskeletal system in children aged 5-7 years was obtained during the study. To develop accuracy, it is necessary to use a set of physical exercises with a laser pointer from various body positions.
Keywords: accuracy of movements, children 5-7 years old, laser pointer, body parts.
ВВЕДЕНИЕ
В период подготовки детей к школьному обучению особое место отводится развитию координации движений, точности их выполнения. Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и учебной деятельности. В дошкольный период детства у детей закладываются основы выполнения точностных движений, поэтому подбор средств и методов для их эффективного развития является весьма актуальной проблемой для системы физического воспитания [1, 2]. Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста обусловлено умением комплексировать отдельные движения, объединяя их в более сложные дви-
гательные навыки. Анализ научно-методической литературы показывает, что программный материал по физическому воспитанию дошкольников не всегда реализуется методически грамотно, без направленности на развитие точности и дифференцирования мышечных усилий разными звеньями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Часто, вследствие однообразия средств и стимулов при выполнении упражнений у детей наблюдается отсутствие интереса к выполняемым точностным двигательным действиям [3, 4]. При подборе средств развития точности необходимым условием является также и новизна выполнения упражнений. Это касается изменения условий выполнения движений при помощи различных исходных положений тела в пространстве, отдельными звеньями, направлений выполнения и при различных условиях опоры. Не разработаны и методики их применения. В этой связи, применение новых упражнений с лазерной указкой отдельными звеньями ОДА является универсальным двигательным действием, которое способствует развитию координационных способностей, в том числе равновесия, глазомера, точности выполнения двигательного действия. Они являются интересными и привлекательными для детей, расширяют и обогащают их двигательный опыт и могут выступать в качестве подготовительных и подводящих к выполнению основных видов двигательных действий. Цель исследования - экспериментальное обоснование методики развития точности движений на основе использованием упражнений с лазерной указкой разными звеньями опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования была разработана специальная методика. Суть ее заключается в том, что развитие точности движений происходит в процессе управления лучом лазерной указки, закрепленной на отдельных звеньях тела. Для крепления указки используются манжеты, разного цвета: коричневого для ног, голубого на пальцы, красный для рук. Крепление лазерной указки на голове осуществляется с помощью наушников, на ободе которых она фиксируется с помощью клейкой ленты.
В процессе проведения физкультурных занятий двигательные задания детьми выполнялись отдельными звеньями ОДА: стопой, голенью, бедром, головой, кистью, предплечьем, плечом из различных исходных положений тела в пространстве (сидя, лежа, лежа на боку и др.) (таблица 1, рисунок 1).
Таблица 1 - Крепление лазерной указки на звеньях опорно-двигательного аппарате детей дошкольного возраста для развития точности движений_
Звенья ОДА Место крепления лазерной указки и направление луча Характер перемещения в пространстве Вид цели и место ее расположения
Статика Динамика
Голова На макушке головы в сагиттальной плоскости, луч вперед Стоя на месте (на 2-х и на одной ноге). Стоя на ограниченной опоре (на 2-х ногах, на одной). Стоя на ограниченной опоре (на 2-х ногах, на одной) Стоя на коленях, сидя, Лежа на спине, животе, на правом, левом боку Ходьба прямо к цели; приставными шагами вправо, влево, спиной вперед с уходом от цели. Ходьба по скамейке. Медленный бег вперед к цели и от нее. Ползание Полоса шириной до 20 см и длиной 2-3 м, ограниченная двумя линиями; Ломанная, изогнутая линии; Кольцо (диаметр 2-3 м, ширина линии 20 см). Круг, квадрат на стене. И на потолке. Ведение лучом в границах линии рисунков. Удержание в центре мишени
Плечо (пр. и лев.) Предплечье (пр. и лев.) На дистальном конце звена, вдоль линии плеча; Поперек линии плеча, посередине плеча, луч вперед и назад
Кисть (пр. и лев.) на внешней, внутренней и на ребре кисти, вдоль и поперек линии кисти, луч вперед и назад
Пальцы кисти (пр. и лев .) На фалангах пальцев
Бедро (пр. и лев.) На дистальном конце звена, вдоль линии бедра; Поперек линии бедра, посередине бедра, луч вперед и назад
Голень (пр. и лев.) На дистальном конце звена, вдоль линии голени; Поперек линии голени, посередине голени, луч вперед и назад
Стопа (пр. и лев.) На подъеме стопы, вдоль и поперек; у большого пальца стопы, луч вперед и назад
Рисунок 1 - Общий вид применения лазерной указки для развития точности движений звеньями опорно-двигательного аппарате детей дошкольного возраста
В ходе занятий положение тела или звена с лазерной указкой по отношению к цели менялось. Рисунок располагался как перед ребенком, а также сбоку, и над ним. По мере развития навыков точности изменялась ширина линий и величина целей, а также расстояние до них. Кроме статических положений тела использовались упражнения в ходьбе вперед - навстречу к цели и ходьба назад - движением от цели с удержанием луча указки в центре мишени. Использовалась дополнительная разметка (ориентиры на полу, на различной высоте от пола, в различных положениях в пространстве: вертикально, горизонтально, под углом к той или иной плоскости пространства). Упражнения выполнялись как в игро-
вой, так и в соревновательной форме. Например, педагог предлагает ребенку провести лучом по нарисованной на ватмане дорожке определенного цвета. Движение прослеживается глазами за лучом лазерной указки. Эффективность применения упражнений с лазерной указкой для развития точности движений проверялась в ходе педагогического эксперимента, который длился 7 месяцев (с сентября 2019 по март 2020 года). В исследовании приняли участие 48 детей 5-7 лет. По результатам тестирования точности движений и координационных способностей были разделены на две однородные группы по 24 чел.
По окончанию педагогического эксперимента было проведено тестирование детей на точность выполнения движений звеньями ОДА с применением лазерной указки. Исследования на предварительных этапах позволили определить основные методические требования к процедуре тестирования. При выполнении теста ребенок встает напротив рисунка (мишени), расположенного на расстоянии 3м, на уровне пупковой линии. Размеры мишени: «Кольцо» (диаметр - 150 см, ширина линии кольца - 30 см); «Ломаная линия» с 4-мя коленами (угол - 90°), ширина линии 20 см, длина одного колена - 80 см. Для подсчета количества ошибок (выходов за линии контура рисунка) и оценки качества выполнения ребенком задания осуществлялась видеозапись.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ видеозаписей движений, выполненных детьми 5-7 лет в ходе тестирования, позволил сделать вывод об эффективности влияния комплекса упражнений с лазерной указкой на развитие точности движений. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Количество отклонений луча за границы рисунка у детей 5-7 лет после про-
Звено тела Форма фигуры
Кольцо Ломаная линия
ЭГ КГ р ЭГ КГ р
Голова 12,3±3,7 25,2±3,5 <0,05 9,5±2,3 27,2±3,5 <0,05
Предплечье Пр. 8,5±2,1 17,6±3,1 <0,05 7,4±2,2 18,7±3,3 <0,05
Л. 11,2±2,2 22,5±3,9 <0,05 10,2±3,1 21,6±3,2 <0,05
Плечо Пр. 15,3±2,6 35,7±5,5 <0,05 13,6±3,1 31,4±3,5 <0,05
Л. 21,4±3,1 39,8±6,2 <0,05 15,9±3,4 37,6±6,1 <0,05
Бедро Пр. 23,6±3,8 45,4±6,3 <0,05 19,8±3,7 41,3±6,2 <0,05
Л. 26,5±3,7 49,2±5,4 <0,05 21,5±3,7 53,2±5,7 <0,05
Голень Пр. 21,5±3,2 47,2±6,5 <0,05 18,7±2,8 47,7±6,5 <0,05
Л. 22,4±3,2 48,4±7,2 <0,05 19,9±2,9 49,3±7,1 <0,05
Стопа Пр. 14,8±2,6 46,2±4,5 <0,05 12,5±2,2 40,2±4,7 <0,05
Л. 16,6±2,8 49,1±4,5 <0,05 14,7±2,3 45,1±4,7 <0,05
Ср. значение 17,6±2,7 38,8±6,1 <0,05 14,9±3,2 37,6±5,3 <0,05
Установлено, что среднее значение количества ошибок, совершенных в совокупности всеми частями тела у детей экспериментальной группы достоверно меньше, чем у дошкольников из контрольной группы (р<0,05). Количество ошибок у детей ЭГ меньше при выполнении заданий «Кольцо» в 2,2 и «Ломаная линия» в 2,5 раза, чем у дошкольников из КГ. При этом отмечено, что наиболее высокие показатели точности траектории проведения лучом характерны для движений с указкой, закрепленной на дистальном конце предплечья. Наибольшее количество ошибок (выходов за границы контура) дети совершают при выполнении движений бедром. При этом после применения специальной методики у детей ЭГ данный показатель значительно меньше по сравнению с количе -ством ошибок совершенных дошкольниками КГ, как при проведении лучом по рисунку «Кольцо», так и по «Ломаной линии» (26,5±3,7 и 49,2±5,4; 21,5±3,7 и 53,2±5,7) соответственно.
ВЫВОДЫ
Научная новизна исследования заключается в расширении знаний об особенностях развития точности движений отдельными звеньями опорно-двигательного аппарата у детей 5-7 лет, определены педагогические условия ее развития с использованием комплекса физических упражнений с лазерной указкой при различных положениях тела в пространстве и направлениях выполнения двигательных действий. Доказано, что применение точностных упражнений с лазерной указкой способствует развитию координационных способностей. Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса физических упражнений с лазерной указкой и внедрении его в систему физической подготовки детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Момент, А.В. Возрастные особенности стабилометрических показателей у детей 6-11 лет с нарушением осанки / А.В. Момент, Д.В. Семенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). С. 106-112.
2. Правдов, М.А. Влияние занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет М.А. Правдов, Ю.Н. Ермакова, Д.М. Правдов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С.83-87.
3. Протасевич, Г.И. Определение локализации визуальных целей и исправление ошибочных движений глаз мозговым детектором ошибок / Г.И. Протасевич, А.И. Кубарко // Медицинский журнал. - 2013. - № 4 (46). - С. 32-38.
4. Фунина, Е.Е. Средства и методы развития точности движений у детей младшего школьного возраста / Е.Е. Фунина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - Т. 5., № 2. - С. 132-137.
REFERENCES
1. Moment, A.V. and Semenov, D.V. (2016), "Age features of stabilometric indicators in children 6-11 years old with posture disorders", Uchenye zapiski universiteta im. P.F Lesgafta, No. 9 (139), pp. 106-112.
2. Pravdov, M.A., Ermakova, Yu.N. and Pravdov, D.M. (2010), "Influence of lessons based on the use of elements of playing football on the development of coordination abilities in children 5-7 years old", Uchenye zapiski universiteta im. P.F Lesgafta, No. 5 (63), pp. 83-87.
3. Protasevich, G.I. and Kubarko, A.I. (2013), "Determination of localization of visual targets and correction of erroneous eye movements with a brain error detector", Medical Journal, No. 4 (46), pp. 32-38.
4. Funina, E.E. (2010), "Means and methods of development of accuracy of movements in children of primary school age", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport, Vol. 5, No. 2, pp. 132-137.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.09.2020
УДК 373+796
АНАЭРОБНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ СТАДИЯМИ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ
Дмитрий Александрович Раевский, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет управления, Москва; Галина Алексеевна Зайцева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", Москва
Аннотация
Полученные результаты показывают, что мальчики 13-15 лет с разными стадиями полового созревания различаются по уровню развития анаэробных возможностей организма. Установлено, что с увеличением стадии полового созревания наблюдается существенный прирост рассматриваемых показателей анаэробной алактатной и анаэробной гликолитической производительности организма. Наиболее выраженные различия наблюдались между мальчиками, находящимися на первой и пятой стадиях полового созревания. Можно полагать, что расширение функциональных возможностей подростков по мере полового созревания происходит преимущественно за счет увеличения анаэробной производительности организма.
Ключевые слова: анаэробный алактатный и анаэробный гликолитический источники, стадии полового созревания, мальчики.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p302-307
ANAEROBIC WORKING CAPACITY OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT
STAGES OF MATURITY
Dmitry Alexandrovich Raevsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, State University of Management, Moscow; Galina Alekseevna Zaitseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, National Research Technological University "MISiS", Moscow
Abstract
The results obtained show that boys aged 13-15 with different stages of puberty differ in the level of development of anaerobic capabilities of the body. It was found that with an increase in the stage of puberty, there is a significant increase in the considered indicators of anaerobic alactate and anaerobic glyco-lytic performance of the body. The most pronounced differences were observed between boys in the first and fifth stages of puberty. It can be assumed that the expansion of the functional capabilities of adolescents during puberty occurs mainly due to an increase in the anaerobic performance of the body.
Keywords: anaerobic alactic and anaerobic glycolytic sources, stages of puberty, boys.
Как известно оценка физической работоспособности детей и подростков на разных этапах возрастного развития является одной из важнейших составляющих процесса их физического совершенствования. С позиций физиологии и биохимии мышечной деятельности физическая работоспособность в значительной степени зависит от биоэнергетических возможностей организма [1, 6, 15]. По данным отечественных и зарубежных авторов большое влияние на развитие физической работоспособности и становление системы энергетического обеспечения мышечной деятельности оказывает процесс полового созревания [3, 5, 8, 12, 13, 10]. Однако аэробная и анаэробная работоспособность подростков, по-разному, связаны с пубертатными процессами: показатели аэробного энергообеспечения зависят преимущественно от паспортного возраста и, в меньшей степени, от уровня полового созревания, а показатели анаэробного энергообеспечения, напротив, в