УДК 372.363: 612. 76 ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СЛОЖНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДВИЖЕНИЙ РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ ТЕЛА
Правдов Д.М., Корнев А.В., Воробушкова М.В.
Одним из ключевых позиций организации физического воспитания детей дошкольного возраста является рациональное построение методики занятий с учетом специфики реакции организма детей на предлагаемую нагрузку. В связи с тем, что при выполнении упражнений в работу включаются различные группы мышц целесообразным представляется определение пульсовой стоимости работы, выполняемой различными частями тела детьми разного возраста.
Цель: определение особенностей реакции сердечно-сосудистой системы (по показателям ЧСС) у детей 3-х и 7-ми лет на стандартную нагрузку при выполнении двигательных заданий разными частями тела в максимальном темпе.
Методология работы: деятельностный подход.
Область применения результатов: подготовка будущих специалистов в области физической культуры вузе.
Результаты: представлена оригинальная методика регистрации ЧСС у детей дошкольного возраста с использованием монитора сердечного ритма Polar S 610™, определены специфические характеристики адаптации организма детей 3-х и 7-ми лет к стандартной нагрузке при выполнении 3-х групп движений в максимальном темпе за 1 минуту: руками, ногами и туловищем.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, физическое воспитание, нагрузка, сердечный ритм.
HEART RATE AS AN INTEGRATIVE COMPLEXITY INDEX FOR THE IMPLEMENTATION OF MOTOR PROGRAMS PRESCHOOL CHILDREN VAOZRASTA MOVEMENTS DIFFERENT BODY PARTS
Pravdov D.M., Kornev A.V., Vorobushkova M.V.
One of the main positions of the organization of children’s physical education is a rational construction method of training specific to children's reactions. Due to the fact that the exercises are included to work in different muscle groups to advisable and to determine the pulse value of performed work by different parts of children’s body in different ages.
Objective: To determine the features of the reaction of the cardiovascular children’s system (in terms of heart rate) on 3 and 7 years in the standard load of the motor’s performance r in different parts of the body in the maximum rate.
Methodology of work: the activity approach.
Scope of the results: the preparation of future professionals in the institute of physical training.
Results: Representation an original technique for recording heart rate in preschool children using a heart rate monitor Polar S 610 ™, determined by the specific characteristics of children’s adaptation in 3 and 7 years in the standard load in the performance of 3 groups of motions in the maximum temperature for 1 Minute hands, legs and body.
Keywords: pre-school children, physical education, stress, heart rate.
Одним из главных направлений физического воспитания детей дошкольного возраста является освоение широкого арсенала движений. В связи с этим актуальным представляется своевременное обучение детей технике движений с учетом сложности двигательных программ двигательных действий [2, 3]. Анализ данных литературы свидетельствует о том, что в большинстве методик обу-
чения дошкольников используются подходы, которые не учитывают особенности адаптации функциональных систем детского организма [1, 3]. Вместе с тем, известно, что управление движениями у детей дошкольного возраста связано как с ростом и развитием функциональных систем, так и со степенью созревания мозговых структур. Представляется, что педагогические методики, разработанные с учетом современных данных возрастной физиологии и биомеханики, позволят повысить доступность и эффективность обучения детей дошкольного возраста двигательным действиям различной сложности.
Цель работы заключалась в изучении особенностей реакции сердечнососудистой системы на нагрузку при выполнении двигательных действий различными частями тела у детей дошкольного возраста.
Методика исследования. Для изучения работы сердечно-сосудистой системы детей дошкольного возраста при выполнении двигательных заданий различной сложности (руками, туловищем и ногами) был использован монитор сердечного ритма Polar S 610™. Во время проведения экспериментов ребенку на руку надевался приемник (монитор) и передатчик Polar Т61, который закреплялся вокруг тела ребенка под грудными мышцами.
При выполнении двигательных действий ребенок стоял в обруче, лежащем на полу, ограничивающем его передвижения. Движения выполняются в максимальном темпе. Время проведения эксперимента - 1 мин. Регистрируется ЧСС на 15с, 30, 45 и 60 с. Выполнялись следующие двигательные задания: «Приседание» при этом, вставая, касаться рук экспериментатора головой; «Повороты туловища вправо, влево, руки прижаты к туловищу»; «Круговые движения руками вперед» и «Прыжки на месте толчком двух ног».
Результаты исследования и их обсуждение. Регистрация ЧСС у детей 3-х и 7-ми лет при выполнении движений руками ногами и туловищем позволила выявить особенности адаптации сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Результаты, полученные в ходе экспериментов, у детей 3-х лет представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты ЧСС у детей 3-х лет (34 чел.) в процессе выполнения упражнений за 1 минуту (Х+m, уд/мин)
ЧСС Круговые движения руками вперед Повороты туловища Приседание Прыжки на двух ногах
покой 113,6+9,2 111,2+14,7 108,5+10,6 111,3+13,6
15с 124,3+13,6 117,3+9,9 119,3+15,0 137,6+14,8
30с 123,3+14,54 119,3+4,4 127,8+13,7 150,6+20,4
45с 124,8+12,4 121,5+8,3 130,8+14,4 162,2+25,5
60с 126+14,6 123,8+9,5 136,6 +10,9 166,16+32
Наибольшие показатели ЧСС отмечены при выполнении прыжков на месте. В конце задания пульс у детей достигает максимума и составляет 166,16+32 уд/мин, он достоверно выше значений ЧСС при выполнении других заданий (Р<0,05). Незначительные изменения показателей ЧСС отмечены при выполнении поворотов туловища и круговых движений руками.
Динамика прироста показателей ЧСС свидетельствует о том, что наибольший прирост происходит на первых пятнадцати секундах выполнения движений. Это характерно для всех двигательных заданий, выполняемых детьми 3-х лет. К 60-ой с прирост показателей ЧСС становится незначительным, что свидетельствует об адаптации сердечно-сосудистой системы ребенка к нагрузке.
Результат ЧСС на 60-ой с у детей 7-ми лет при выполнении всех заданий достоверно выше, чем у дошкольников 3-х лет. Так же, как и у трехлетних дошкольников, наибольшая частота пульса зарегистрирована при выполнении прыжков, затем приседаний, движений руками, и наименьшее значение ЧСС отмечено при поворотах туловища (табл. 2).
Максимальных значений ЧСС у детей 7 лет достигает при прыжках на месте и приседании к 60-ой с, при выполнении движений руками - к 15-ой с и удерживается на этом уровне (плато) до 45-ой с, а затем незначительно повышается (Р>0,05). Это также характерно и для поворотов туловища.
Таблица 2
ЧСС у детей 7 лет в процессе выполнения упражнений за 1 минуту
(Х+m, уд/мин)
ЧСС Круговые движения руками вперед Повороты туловища Приседание Прыжки на двух ногах
покой 109,1+11,12 108,1+8,09 105,2+10,6 113,6+10,5
15с 148,3+6,28 123,8+7,7 127,1+27,4 144,16+15,9
30с 152,2+10,61 130,8+4,6 152,3+8,04 156,6+22,9
45с 152,8+10,72 130,5+7,7 160,4+6,74 172,2+21,3
60с 157,3+12,61 132,3+9,7 165,4 +7,65 181,51+4,03
Динамика прироста показателей ЧСС у детей старшего дошкольного возраста при выполнении двигательных заданий имеет отличную от детей 3-х лет картину. Наибольший прирост отмечен на 15 с у детей 7 лет при выполнении движений руками (39,2 уд/мин). У трехлетних детей максимальный прирост отмечен при выполнении прыжков (26,3 уд/мин). При выполнении приседаний динамика прироста у детей 7 лет достигает максимума к 20 секунде.
Интегративным показателем, отражающим двигательную активность ребенка при выполнении заданий, является темп выполнения движений. Дети младшего дошкольного возраста (3 года) совершают меньшее количество движений за 1 минуту, чем старшие дошкольники (Р<0,05).
Таблица 3
Количество и темп выполнения движений детьми 3-х и 7 лет за 1 мин
(Х+m)
Параметры Годы Круговые движения руками вперед Повороты туловища Приседание Прыжки на двух ногах
Кол-во движений 3 23,75+3,41 55,2+4,5 61,5+5,13 93,25+8,4
7 46,25+5,61 88,5+7,5 73+6,23 121,57+8,4
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
Темп движений 3 0,395+0,04 0,92+0,061 1,025+0,06 1,554+0,07
7 0,77+0,02 1,475+0,07 1,21+0,065 2,026+0,08
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05
При этом темп выполнения движений руками у детей старшего дошкольного возраста превышает показатели детей 3-х лет почти в два раза, при выполнении поворотов туловища в 1,6 раза, а при прыжках и приседании в 1,3 и 1,2 раза соответственно.
Таким образом, при выполнении движений ногами, руками и туловищем адаптация организма ребенка к нагрузке происходит неодинаково. Характерным для детей 3-х и 7 лет является достижение максимальных показателей ЧСС при выполнении круговых движений руками уже к 15 с. К 30-45с показатели ЧСС достигают у них плато при выполнении поворотов туловища. Самым затратным для сердечно-сосудистой системы дошкольников является выполнение прыжковых упражнений и, наоборот, менее затратны для ССС повороты туловища. Однако для детей 3-х лет показатели ЧСС при круговых движениях руками и поворотах туловища не имеют достоверно значимых отличий. Организм детей дошкольного возраста быстро адаптируется к нагрузке. ЧСС во всех движениях нарастает постепенно, достигая к 30 - 45с максимума и стабилизируется, «выходя» на плато. Реакция ЧСС на стандартные физические нагрузки с возрастом неравномерно увеличивается. Судя по реакции на нагрузку, изученные физические упражнения можно использовать в физкультурнооздоровительных программах у здоровых детей в процессе двигательной деятельности.
У детей 3-х лет многие двигательные навыки еще не сформированы и находятся лишь на начальном этапе становления, поэтому темп выполнения незначителен, количество движений меньше, чем у старших дошкольников. Движения, повторяемые ребенком 3-х лет в течение одной минуты, неритмичны. После 2-4 повторений ребенок сбивается с выполнения всей программы двигательного задания. В отличие от них, дети старшего возраста справляются с выполнением двигательной программы быстрее. Движения их ритмичны и взаимосвязаны, окончание одного является продолжением последующего, что сви-
детельствует о более прочном освоении двигательного навыка во всех вариантах движений.
Список литературы
1. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение - педагогический колледж». Белгород, 2005.
2. Правдов Д.М., Чистякова А.А. Развитие координации у детей 5-7 лет в моделируемых условиях изменения внешней среды / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011 (73) № 3. С. 170-173
3. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических ВУЗов / Под редакцией С.О. Филиповой, Г.Н. Пономарева. Санкт-Петербург, 2008. 656 с.
References
1. Voloshina L.N. Teorija i praktika razvitija zdorov'esberegajuwego obrazo-vatel'nogo prostranstva v komplekse «doshkol'noe uchrezhdenie - pedagogicheskij kolledzh» [Theor and development practice health saving education space in a complex «preschool center - a teacher training college»]. Belgorod, 2005.
2. Pravdov D.M., Chistjakova A.A. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta 73, no 3 (2011): 170-173.
3. Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury doshkol'nikov [Theory and Methodology of Physical Education preschool children] : Uchebnoe posobie dlja stu-dentov akademij, universitetov, institutov fizicheskoj kul'tury i fakul'tetov fizicheskoj kul'tury pedagogicheskih VUZov / Pod redakciej S.O. Filipovoj, G.N. Ponomareva. -Sankt-Peterburg, 2008. 656 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Правдов Дмитрий Михайлович, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
Корнев Александр Владимирович, старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
Воробушкова Марина Владимировна, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта, доктор медицинских наук
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Pravdov Dmitriy Mikhaylovich, senior Lecturer, Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport, Ph.D. in Pedagogical Science
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]
Kornev Alexander Vladimirovich, senior Lecturer, Department of Theory and Methods of Physical Education and Sport, Ph.D. in Pedagogical Science
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]
Vorobushkova Marina Vladimirovna, professor of theory and methodology of physical culture and sports, MD
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Правдов М.А., профессор, доктор педагогических наук, Шуйский государственный педагогический университет, ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия