Научная статья на тему 'Развитие тиц как основа для формирования единого туристского информационного пространства в Подмосковье'

Развитие тиц как основа для формирования единого туристского информационного пространства в Подмосковье Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
252
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ (ТИЦ) / ТУРИСТСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ "АФИША ПОДМОСКОВЬЯ" / ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ / TOURIST INFORMATION CENTERS / TOURIST INFORMATION SPACE / INTERNET PORTAL "AFISHA OF MOSCOW REGION" / GUIDE TO MOSCOW REGION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ярыгина О.В.

Проводится сравнительный анализ зарубежного и отечественного внутреннего информационного пространства на уровне города и региона. Приводится статистика, подтверждающая увеличение количества ТИЦ в Подмосковье и количества пользователей интернет-портала «Афиша Подмосковья» как элементов туристского информационного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ярыгина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the TICs as the foundation of main tourism informational portal in the Moscow region

A comparative analysis of the foreign and domestic internal information space at the level of the city and the region is carried out. There are statistics confirming the increase in the number of TICs in the Moscow region and the number of users of the Internet portal «Afisha of Moscow region» as elements of the tourist information space.

Текст научной работы на тему «Развитие тиц как основа для формирования единого туристского информационного пространства в Подмосковье»

УДК 338.486

О. В. ЯРЫГИНА

РАЗВИТИЕ ТИЦ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ТУРИСТСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОДМОСКОВЬЕ

Проводится сравнительный анализ зарубежного и отечественного внутреннего информационного пространства на уровне города и региона. Приводится статистика, подтверждающая увеличение количества ТИЦ в Подмосковье и количества пользователей интернет-портала «Афиша Подмосковья» как элементов туристского информационного пространства.

Ключевые слова: туристские информационные центры (ТИЦ), туристское информационное пространство, интернет-портал «Афиша Подмосковья», Путеводитель по Московской области.

A comparative analysis of the foreign and domestic internal information space at the level of the city and the region is carried out. There are statistics confirming the increase in the number of TICs in the Moscow region and the number of users of the Internet portal «Afisha of Moscow region» as elements of the tourist information space.

Keywords: tourist information centers, tourist information space, Internet portal «Afisha of Moscow region», Guide to Moscow region.

Московская область обладает большим туристским потенциалом - 5929 объектов культурного наследия, 1594 храма и монастыря, 381 памятник воинской славы, 320 усадеб, 83 федеральных, областных и муниципальных музея, 23 народных художественных промысла. Для удобства гостей региона разработана концепция туристско-рекреационного кластера, включающая в себя организацию транспортной доступности, размещения, питания, объекты показа, а также магазины с сувенирной продукцией. Модернизация железнодорожной инфраструктуры предусматривает туристскую навигацию на станциях вблизи достопримечательностей (бесплатные гиды в каждой поездке), транспортное сопровождение событийных мероприятий и т.д.

© Ярыгина О. В., 2017

Еще одним новшеством Подмосковья стало развитие туристских информационных центров (ТИЦ), которым предлагается предоставить право предоставления услуг не только физическим, но и юридическим лицам. Предлагаемое изменение необходимо для создания условий, при которых туристские информационные центры станут более эффективным инструментом по продвижению туристских продуктов на внутреннем и мировом рынках. Всего же количество туристских информационных центров в Подмосковье увеличилось в 2016 г. до 36 (в 2015 г. было 15 туристских информационных центров), еще 20 планируется открыть в текущем году, а к 2019 г. их количество составит 100 центров.

Туристские информационные центры в Подмосковье - это ТИЦ в Паломническом центре Лавры, ТИЦ в КСР,

инфостойки ТИЦ в музеях, муниципальные ТИЦ. В сентябре 2016 г. на базе МВК «Новый Иерусалим» создан основной ТИЦ «Подмосковье». Он отмечен Минкультуры Российской Федерации в числе 10 лидеров рейтинга туристско-информационных центров. Туристские информационные центры -это перспективы взаимодействия с ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК): туристическая карта (POSAD CARD), ТИЦ на вокзалах, поезд знаний, уроки в музеях, пешеходная тропа «Москва - Сергиев Посад».

В 2016 г. туристский и экскурсионный поток в Московскую область составил 12,5 млн человек. Это на 1 млн больше, чем в 2015 г. Только в 2016 г. бюджет Московской области получил 4 млрд руб. от гостиниц.

В 2016 г. Подмосковье вошло в топ-10 регионов по темпам развития туризма. По другим рейтингам Московская область занимает 5-е место по развитию туризма.

В отличие от многих зарубежных стран, в России практика функционирования таких центров довольно молода и продолжает свое формирование, имея преимущественно стихийный и бессистемный характер. Это является одной из существенных причин низкой эффективности использования имеющихся национальных туристских ресурсов, их слабого продвижения на внутренних и внешних туррынках. Отсутствие единой концепции национальной системы туристско-информационных центров зачастую тормозит развитие всей индустрии гостеприимства. В это же время на различных территориях страны реализуются проекты по созданию и развитию разнообразных туристских дестинаций. В результате организация их деятельно-

сти, с одной стороны, характеризуется недостаточной представленностью на внутренних и внешних рынках, низкой логистикой по приему и обслуживанию туристов, а с другой - их растущим количеством.

Это противоречие порождает научную проблему - необходимость поиска, разработки и внедрения новых методических подходов и инструментов содействия организации и координации деятельности туристских дестинаций, построения эффективных механизмов их дальнейшего продвижения, улучшения взаимодействия между участниками туристского рынка, что в конечном итоге позволит получить мощный стимул к развитию туризма в России.

Туристское информационное пространство - это система коммуникаций, в которой создается, перемещается и потребляется информация между внутренними и внешними участниками туристского рынка с целью их информационного взаимодействия, формирования турпродукта, а также его последующего продвижения и доведения до потребителя.

Какими бы уникальными свойствами ни обладал турцентр, отсутствие информации о нем либо неправильное его информационное позиционирование на рынке может свести на нет локальные усилия по его созданию, если он будет неизвестен, а впоследствии и не востребован потенциальными клиентами.

За рубежом одним из инструментов по формированию такого внутреннего информационного пространства на уровне курортов, городов, регионов выступают туристско-информационные центры либо офисы по туризму, опутывающие своими сетями целые страны, такие как Швейцария, Италия, Франция и проч. За более чем вековую историю

существования зарубежные туристские информационные центры наработали определенные технологии по своему созданию и последующему функционированию при поддержке всех уровней администраций, зачастую с участием представителей частного бизнеса. Эти организации сегодня являются одним из основных элементов базовой туристской инфраструктуры ведущих стран в сфере туризма.

Отечественные туристские информационные центры формируются по аналогии с зарубежными, но перед ними неминуемо возникают сложности по адаптации иностранных технологий в России с учетом специфики ведения отечественного турбизнеса и отсутствия законодательно закрепленных норм и правил их функционирования.

На основе анализа мировой практики функционирования туристских информационных центров можно дать следующее определение: туристско-ин-формационный центр - это, как правило, некоммерческая структура, функционирующая в большинстве случаев на бюджетные средства, аккумулирующая в себе информацию о туристском продукте и сопутствующих ему услугам на данной территории с целью обеспечения приема и информирования туристов, содействия органам местной администрации в области развития, координации туристской деятельности и продвижения турпродуктов на национальном и международном рынках [1].

Одним из наиболее успешных примеров по информационному обеспечению и продвижению национального тур-продукта является Франция. Впервые речь о создании там туристского офиса возникла в 1889 г. В настоящее время их количество превысило 2494, их деятельность финансируется в основном

из местных и региональных бюджетов. Около 12760 человек являются сотрудниками данных офисов, а общие затраты на их содержание составляют около полумиллиарда евро [5].

Развитие туристских информационных центров в России с последующим созданием их полноценной сети может стать прекрасной основой для формирования единого туристского информационного пространства на уровне городов, регионов и страны в целом. Такая работа позволит не только улучшить организацию приема и обслуживания туристов, обеспечить проведение крупномасштабной маркетинговой деятельности, но и станет мощнейшим аналитическим ресурсом для управления, координации и развития турдеятельности в России.

Важнейшей особенностью российского туристского портала должна стать его универсальность, что имеет ключевое значение, учитывая многоуровневую систему туристских информационных центров. Иными словами, каждый регион, каждое муниципальное образование должны получить инструмент для того, чтобы иметь возможность создать свое собственное интернет-представительство с полноценным функционалом.

Для продвижения туристских возможностей Московской области внедрен приоритетный проект - интернет-портал «Афиша Подмосковья», планируется увеличение количества пользователей интернет-портала и его превращение в основное средство массовой информации по теме областного туризма и культурных событий. Количество пользователей портала с 2015 по 2017 г. увеличилось в 30 раз (2015 г. -10 тыс. пользователей, 2016 г. - 100 тыс. пользователей, 2017 г. - 300 тыс. пользователей). Интернет-портал «Афи-

ша Подмосковья» стал победителем в Международном открытом конкурсе проектов в области создания, развития и продвижения туристских веб-порталов «Лучший туристский портал - 2016» в номинации «Лучший туристско-ин-формационный портал».

На интернет-портале «Афиша Подмосковья» 109 маршрутов. Турмаршрут «Подмосковные истории» - победитель конкурса Центрального федерального округа на лучший проект продвижения региональных культурных брендов в 2016 г. Цель проекта «Топ-10» - создание единого культурно-туристского комплекса Подмосковья. Задачи проекта - увеличение туристского и экскурсионного потока в Топ-10: г. Сергиев Посад, г. Истра, г. Коломна и Коломенский район, г. Дмитров, г. Клин, Чеховский район, Одинцовский район, г. Зарайск, г. Павловский Посад и Талдомский район, благоустройство туристских маршрутов.

Welcome.mosreg.ru - путеводитель по Московской области. Наиболее полный и целостный каталог культурно-исторических объектов, музеев, усадеб, храмов и монастырей, театров, туристских и до-суговых центров, спортивных комплексов, центров народных художественных промыслов, КСР и пунктов питания.

Когда администрации регионов активно поддерживают существование туристско-информационных центров, это положительно отражается не только на развитии туризма, но и регионов в целом. Для многих муниципальных образований туризм - единственный способ создавать рабочие места. Наличие туристско-информационного центра - это индикатор развития туризма области, ведь без рекламы сложно и порой даже невозможно продвигать туристские услуги.

В апреле 2014 г. администрация городского поселения Дмитров создала муниципальное бюджетное учреждение «Развитие инфраструктуры туризма и инвестиций в Дмитровском муниципальном районе» (МБУ «РИТ»). Открытие туристско-информационного центра являлось основной задачей данного учреждения. ТИЦ «Подмосковье. Дмитров» позволяет не только организовать информационную поддержку индивидуальных туристов, посещающих район, но и систематизировать и координировать работу со всеми субъектами туристской инфраструктуры Дмитровского района, инициировать комплексные региональные туристские проекты с привлечением хозяйствующих субъектов. Туристский информационный центр обеспечивает работу единого туристского портала по Дмитровскому муниципальному району VisitDmitrov. ги. ТИЦ г. Дмитров разрабатывает собственные туристские маршруты, например тур «Игра времен», детский исторический квест «В поисках клада», тур «Экстремальные выходные в Дмитрове» и многие другие. В перспективе - проведение информационных туров для представителей туриндустрии и средств массовой информации из других регионов России [8].

В связи с вышеизложенным МБУ «РИТ» предлагает реализовать комплекс мер, направленных на четкую регламентацию и расширение возможностей туристских информационных центров для деятельности на рынке туруслуг. В частности, предлагается: в целях увеличения турпотока на территорию муниципального образования, а также выполняя функции координатора, разделить полномочия в сфере разработки и продажи турмаршрутов между учреждениями, имеющими туристские

информационные центры, и музеями; закрепить формирование и продажу экскурсионных туров за ТИЦ; учреждения с туристскими информационными центрами должны получить статус туроператора по внутреннему и въездному туризму, что позволит предлагать маршруты и принимать группы туристов на период не менее 24 часов; ввести в штат учреждения по туризму, имеющего туристский информационный центр, необходимое количество гидов-экскурсоводов; расширить круг полномочий туристских информационных центров для возможности наращивать материально-техническую базу; разработать нормативно-правовые акты, которые бы четко регламентировали функции, права, обязанности, необходимость создания туристских информационных центров, их деятельность, формы взаимодействия между собой и с иными организациями [2].

Основная проблема заключается в том, что туризм в России не отнесен к списку приоритетных отраслей, вносящих вклад в экономику. Однако опыт последних лет показывает, что в рамках любого кризиса, любой сложной геополитической ситуации туризм способен сохранять взаимоотношения стран и поддерживать их экономическую составляющую - если туризму уделяется соответствующее внимание, он помогает стране выживать.

Основные показатели в сфере туризма: туристский и экскурсионный поток в 2015 г. - 11,5 млн человек, в 2016 г. -12,5 млн человек; налоги - в 20121,3 млрд руб., в 2016 г. - 4 млрд руб.

В нашей стране еще недостаточно отработаны логистика приема и организации пребывания туристов на территориях отечественных туристских дестинаций, механизмы продвижения

последних как на национальном, так и на внешних туристских рынках. Решение этих вопросов усложняется недостатком коммуникации между участниками российского туррынка, вынужденными самостоятельно справляться со своими проблемами. Слабое взаимодействие участников туррынка, в свою очередь, тормозит процесс формирования внутреннего туристского информационного пространства, где, собственно, происходит формирование турпродукта, который должен быть доведен до конечного потребителя как в пределах своей страны, так и на зарубежные рынки, т.е. на внешнее туристское информационное пространство.

Несмотря на все имеющиеся сложности, понимание необходимости существования этих организаций для обеспечения успешного развития тур-деятельности осознается многими участниками российского туррынка, о чем говорит растущее количество туристских информационных центров по всей стране.

Повышение числа российских туристских информационных центров все же не обеспечивает улучшения качества работы в связи с тем, что их создание все еще происходит бессистемно. Необходимость создания таких организаций для многих очевидна, однако такие вопросы, как цель их деятельности, перечень осуществляемых ими функций, механизм функционирования, системы взаимодействия с представителями туррынка по вопросам формирования внутреннего и выхода на внешние туристские информационные пространства, зачастую оказываются недоосмысленными и, соответственно, остаются без должного внимания. Таким образом, этот инструмент, искусно используемый многими туристскими

державами, недостаточно задействован в раскрытии имеющегося отечественного туристского потенциала.

С целью обеспечения полноценного развития туристских информационных центров в России необходимо рассмотреть возможность создания их целостной взаимосвязанной системы, которая будет функционировать при поддержке всех уровней администраций. Такой подход позволит во многом содействовать совершенствованию механизма функционирования этих организаций на уровнях туристских дестинаций, муниципалитетов, регионов и т.д. и закреплению нормативно-правового регулирования их деятельности. Кроме того, создание системы российских туристских информационных центров будет способствовать формированию российского туристского информационного пространства путем аккумулирования и систематизации всей имеющейся информации о национальных туристских ресурсах, обеспечению взаимодействия между всеми заинтересованными участниками российского туррынка, продвижению национальных турпродуктов и впоследствии содействию координации туристской деятельности как в масштабах отдельных городов, так и на региональных и федеральном уровнях.

Мониторинг существующих туристских информационных центров в 24 ре-

гионах Российской Федерации показал наличие таких проблем в их работе, как отсутствие единого понимания сущности туристских информационных центров, стандартов их работы и соответствующего программного обеспечения, нехватка кадров, недостаток финансирования, отсутствие нормативных документов, регламентирующих их деятельность, и многое другое, что приводит к недостаточному развитию туристского потенциала территорий и, как следствие, недополучению доходов от туристской деятельности.

Дальнейшее развитие системы российских туристских информационных центров может стать серьезным толчком в развитии турбизнеса в России. Однако необходимо понимать, что эта структура сама по себе не может стать панацеей от всех существующих проблем туротрасли. Для того чтобы этот механизм по содействию в организации приема, обслуживания и продвижения российских туристских центров заработал в полную силу и принес желаемые результаты, его необходимо воплощать в жизнь комплексно наряду с развитием дорожной, транспортной, инженерной, коммунальной, туристской и другой инфраструктуры региона, с учетом современных технологий и мировых тенденций в этой специфической сфере бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Федеральный закон от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2. Афанасьев О.Е. Туристско-информацион-ный центр как ведущий способ формирования и продвижения имиджа города: тезисы докладов Междунар. форума студентов, аспирантов и молодых ученых. Днепропетровск: ДНУ, 2013. С. 104-106.

3. Жданчиков П. А. Развитие системы туристских информационных центров в российских регионах//Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 25 (400). С. 13-26.

4. Информация из отчета о деятельности Офисов по туризму на территории Франции, а также отчета о проделанной работе Офиса по туризму в г. Шамбери за 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.