Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО CАМОУПРАВЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ'

РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО CАМОУПРАВЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
444
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / REGION / LOCAL GOVERNMENT / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / SOCIAL ACTIVITY / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мясникова Т.А., Заволока Ю.Е.

Исследования проблем развития территориального общественного самоуправления особенно актуальны на данном этапе развития системы публичного управления в Российской Федерации, так как территориальное общественное самоуправление является самым массовым инструментом непосредственной демократии и обладает огромным потенциалом. В настоящей статье территориальное общественное самоуправление представлено как важная компонента системы публичного управления. Отдельное внимание уделено участию института территориального общественного самоуправления в социально-экономическом развитии отдельных муниципальных образований и региона в целом, влиянию на качество жизни местного населения. В результате исследования количественных характеристик и динамики развития организаций территориального общественного самоуправления в регионах России выявлены проблемы функционирования и сформулированы системные рекомендации по поддержке развития института территориального общественного самоуправления в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мясникова Т.А., Заволока Ю.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN KRASNODAR KRAI

Researches of problems of development of territorial public self-government are especially relevant at this stage of development of a system of public management in the Russian Federation as territorial public self-government is the most mass tool of direct democracy and has huge potential. Territorial public self-government is presented in the present article as important a component of a system of public management. Special attention is paid to participation of institute of territorial public self-government in social and economic development of certain municipal units and the region in general, to influence on quality of life of local population. As a result of a research of quantitative characteristics and dynamics of development of the organizations of territorial public self-government in regions of Russia problems of functioning are revealed and system recommendations about support of development of institute of territorial public self-government in regions are formulated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО CАМОУПРАВЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ»

УДК 338.222

РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО CАМОУПРАВЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

МЯСНИКОВА ТА.,

доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», e-mail: ormx@mail.ru.

ЗАВОЛОКА Ю.Е,

магистрант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», e-mail: julia.zavoloka@mail.ru.

Реферат. Исследования проблем развития территориального общественного самоуправления особенно актуальны на данном этапе развития системы публичного управления в Российской Федерации, так как территориальное общественное самоуправление является самым массовым инструментом непосредственной демократии и обладает огромным потенциалом. В настоящей статье территориальное общественное самоуправление представлено как важная компонента системы публичного управления. Отдельное внимание уделено участию института территориального общественного самоуправления в социально-экономическом развитии отдельных муниципальных образований и региона в целом, влиянию на качество жизни местного населения. В результате исследования количественных характеристик и динамики развития организаций территориального общественного самоуправления в регионах России выявлены проблемы функционирования и сформулированы системные рекомендации по поддержке развития института территориального общественного самоуправления в регионах.

Ключевые слова: регион, местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, социальная активность, экономическое развитие

DEVELOPMENT OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN KRASNODAR KRAI

MYASNIKOVA ТА.,

doctor of Economics, associate Professor, head of the Department of the Public and Municipal Management, Kuban State University, e-mail: ormx@mail.ru.

ZAVOLOKA Yu.E,

student of a magistracy, Kuban State University, e-mail: julia.zavoloka@mail.ru.

Essay. Researches of problems of development of territorial public self-government are especially relevant at this stage of development of a system of public management in the Russian Federation as territorial public self-government is the most mass tool of direct democracy and has huge potential. Territorial public self-government is presented in the present article as important a component of a system of public management. Special attention is paid to participation of institute of territorial public self-government in social and economic development of certain municipal units and the region in general, to influence on quality of life of local population. As a result of a research of quantitative characteristics and dynamics of development of the organizations of territorial public self-government in regions of Russia problems of functioning are revealed and system recommendations about support of development of institute of territorial public self-government in regions are formulated.

Keywords: region, local government, territorial public self-government, social activity, economic development.

Введение. Среди инструментов непосредственной демократии одно из ведущих мест по массовости охвата местного населения занимает территориальное общественное самоуправ-

ление. На конец 2019 г. в Российской Федерации функционировало 33042 органа ТОС, из них - 6282 органа в Краснодарском крае. Эта форма максимально приближена к населению,

она позволяет работать с конкретными людьми и применять индивидуальный подход, ее возможности намного шире, чем у других самоуправленческих структур.

Между тем не решен ряд правовых, экономических, политических проблем функционирования ТОС. Опыт регионов России показывает, что ТОС активно развивается в регионах, где органы государственного управления и местного самоуправления ведут активную политику поддержки развития ТОС.

Материалы и методика исследования. В ходе исследования рассмотрены особенности функционирования территориального общественного самоуправления в Российской Федерации; современное состояние и тенденции развития территориального общественного самоуправления в Краснодарском крае. Информационной базой исследования послужили статистические данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по Краснодарскому краю о динамике создания ТОС, федеральные и региональные законы и нормативно-правовые акты; материалы периодической печати и информационных сайтов сети Интернет, статистика и методические материалы Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления, результаты анкетирования, проведенного авторами.

При исследовании полученного материала были проанализированы состояние и региональные особенности развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации; эффективность территориального

общественного самоуправления и его вклада в социально-экономическое развитие муниципальных образований Краснодарского края; выявлены и проанализированы проблемы, связанные с деятельностью органов территориального общественного самоуправления Краснодарского края.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: системный метод, сбор, анализ и обобщение документов и иных информационных материалов, анкетирование молодежи Краснодарского края о проявлении гражданской активности на территории проживания и другие.

Результаты исследования. В современных демократических государствах развитое местное самоуправление играет особую роль, так как именно на этом уровне обычно зарождаются и реализуются общественные инициативы.

Большинство современных ученых придерживаются позиции двойственной природы местного самоуправления, которое наделено как политическими, так и общественными признаками. В этом случае государство создает эффективную систему законодательства, формирует среду для успешного функционирования самоуправления, а местное сообщество демонстрирует активность и ответственность за состояние и перспективы своего жизнеустройства на территории. Здесь и начинает реализовать свою деятельность территориальное общественное самоуправление. Территории, в пределах которых может осуществляться ТОС представлены на рисунке 1.

Источник: составлено авторами по материалам [1]

Рисунок 1 - Территории, в пределах которых может осуществляться территориальное общественное самоуправление

История территориального общественного самоуправления в России в контексте развития местного самоуправления насчитывает уже не один десяток лет. К 1985 г. в стране функционировало около 650 тысяч уличных, домовых, квартальных, сельских комитетов, в которых участвовало 3382 человека; более 390 тысяч родительских комитетов детских учреждений и школ, советов при культурно-образовательных и медицинских учреждениях, в которых участвовало более 3 миллионов человек [2]

Одним из первых примеров образования ТОС можно считать созданное в 1988 г. территориальное общественное самоуправление «Братеево» в одноименном микрорайоне города Москва. Строительство промышленной зоны на территории, где жители планировали разбить сад, стало неожиданностью для местного населения. В течение нескольких дней проходили массовые выступления, устраивались пикеты, когда жители перекрывали путь строителям промышленных объектов. Органы местной власти были вынуждены обратить внимание на этот протест и начать переговоры с инициативной группой. В результате этих переговоров самоорганизация жителей была признана властями, а созданный ими комитет получил название «территориальное общественное самоуправление». Тогда при поддержке московских властей начало увеличиваться количество территориальных общественных самоуправлений по всему городу, была образована Ассоциация ТОС, в которую вошли 250 организаций, а Московский совет

образовал в своем составе отдел по работе с территориальными общественными самоуправлениями [3].

Развитие территориального общественного самоуправления в Российской Федерации зависит от множества факторов. В каждом регионе система ТОС имеет собственную историю с различиями в длительности, в формах взаимодействия с властью, в способах управления маркетинговой деятельностью ТОС.

Первыми в России начали развивать деятельность ТОС на своей территории Иркутская, Ивановская, Пермская, Кировская и Ульяновская области в 1989 г. По данным Общенациональной ассоциации ТОС (далее -ОАТОС) на сегодняшний день на территории Российской Федерации действуют 33042 органа ТОС в 82 субъектах РФ, в том числе 2541 орган ТОС зарегистрирован в качестве юридического лица. Увеличение количества органов ТОС можно проследить на рисунке 2.

Благодаря системной работе Общенациональной ассоциации ТОС, процесс распространения органов ТОС в субъектах РФ за последние годы активизировался. Это можно увидеть на рисунке 3. Ассоциация осуществляет образовательную, просветительскую и организационную деятельность в соответствии с Посланием Президента Федеральному Собранию, где широкое включение граждан в системы местного самоуправления обозначено как приоритетное.

35000 30000 25000 30501 27823

25108

21387

20000

15000

10000

5000 -2117 2495 -2418 2541

0 2015 2017 2018 2019

■ ТОС без образования юр.лица ■ ТОС в качестве юр.лица

Источник: составлено авторами по материалам [4] Рисунок 2 - Динамика количественного состава ТОС в РФ

Источник: составлено авторами по материалам [4, 5]

Рисунок 3 - Количество субъектов Российской Федерации, в которых образованы органы территориального общественного самоуправления

90 — 80 — 70 60 _56 ■ 76 79 82 85

50

40 —

30 —

20 —

10 —

0 2015 2017 2018 2019 Всего субъектов РФ

Общенациональная ассоциация ТОС, условно разделяет органы ТОС, существующие в настоящее время в России, на 2 группы: системные и несистемные [5]. Несистемные органы ТОС появляются в регионах, где власть не имеет возможности в современных экономических и политических реалиях реализовать алгоритмы дополнительного бюджетного финансирования органов ТОС.

Системные органы ТОС за последние годы получили широкое распространение и поддержку из региональных и муниципальных бюджетов через получение целевых субсидий и на конкурсной основе. ТОСы, выполняя важную социально-экономическую функцию, нуждаются в поддержке публичных органов управления, особенно на этапе становления.

В современной России ТОС рассматривается как ресурс стратегического развития муниципальных образований. В первую очередь, это средство социального оздоровления, где каждый житель принимает активное участие в улучшении качества собственной жизни. Опыт по развитию и поддержке гражданской активности, накопленный на сегодняшний день муниципальными образованиями разных субъектов Российской Федерации, чрезвычайно важен для понимания ситуации на местах. В настоящее время поддержка органов территориального общественного самоуправления в

масштабе страны носит разрозненный характер. Поэтому и уровень развития ТОС существенно различается в отдельных регионах. Общественное самоуправление работает там, где люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или даже своей деревни. Появление системы территориального общественного самоуправления повышает активность населения, люди получают возможность самостоятельно решать свои проблемы.

Интересен опыт развития ТОС в Краснодарском крае. Сегодня органы ТОС Краснодарского края являются важной составной частью муниципального управления, первыми помощниками власти в решении вопросов местного значения. В муниципальных образованиях края они завоевали высокий авторитет населения. В основном возраст руководителей органов ТОС является предпенсионным и пенсионным.

На начало 2020 г. на территории Краснодарского края действует 6282 зарегистрированных органа ТОС, и их число с каждым годом увеличивается. За период 2015-2019 г. количество органов ТОС увеличилось на 50% или на 2101 орган, что отражено на рисунке 4. С 2007 г. по 2015 г. происходил процесс объединения органов ТОС с целью повышения эффективности взаимодействия с органами

МСУ. В каждом органе ТОС действует актив населения, в целом по краю он охватывает порядка 30 тысяч граждан. Статус юридических лиц имеют 43 органа ТОС или 0,68% от общего числа органов ТОС края [6, 7].

Во всех органах ТОС зарегистрированы уставы, утверждены организационная структура органов управления, границы их территорий и приняты положения об их деятельности, определены условия муниципальной и государственной поддержки.

Следует отметить, что динамика развития ТОС достаточно стремительна. Органы власти края приняли целый ряд законодательных актов, обеспечивающих устойчивое развитие ТОС. Законодательное Собрание края совместно с департаментом внутренней политики администрации Краснодарского края периодически анализирует деятельность органов ТОС, в связи с этим совершенствуется структура деятельности ТОС и нормативная правовая база, выявляются основные проблемы их деятельности, осуществляется анализ факторов, препятствующих реализации потенциальных возможностей, что находит отражение в постановлениях Законодательного Собрания Краснодарского края.

По итогам 2017 г. органы ТОС внесли 11922 предложений органам региональной и муниципальной власти, из которых 79% были учтены. Лучшие показатели по количеству предложений по улучшению качества жизни населения, которые власти учли при принятии решений обычно у органов ТОС Лабинского района, МО город Армавир, Мостовского и Новокубанского районов. Во многих муниципалитетах Краснодарского края власти работают в тесном контакте с представителями общественности при рассмотрении обращений граждан по вопросам местного значения,

например, в 2017 г. было рассмотрено 9184 обращения. В этой категории лидерами являются Лабинский, Мостовской, Отрадненский районы. Кроме того, по итогам 2017 г. совместно с органами ТОС в Краснодарском крае проведено около 11500 собраний с гражданами по обсуждению вопросов местного значения и информированию населения о деятельности администраций [8].

Финансирование деятельности органов ТОС производится на основании принятых краевых государственных и муниципальных программ по поддержке и развитию ТОС. В рамках программ за последние семь лет значительна возросла материальная поддержка органов ТОС, которая увеличилась с 55 млн. рублей до 160,482 млн. рублей. [9,10] Руководители органов ТОС из средств местного бюджета получают компенсационные выплаты в размере от 300 рублей до 17000 рублей. Данные выплаты в среднем по краю по состоянию на 1 января 2018 г. составили 3031 рублей в месяц [9]. Компенсационные выплаты получают только руководители органов ТОС, более крупные выплаты производятся председателям советов микрорайонов в крупных муниципалитетах (городские округа и городские поселения). Следует отметить, что все эти выплаты зависят от финансовых возможностей каждого муниципального образования.

Анализ практического опыта реализации территориального общественного самоуправления за рубежом, в России и в Краснодарском крае, показал, что ТОС имеет ряд специфических особенностей, что отражается на проблемах, возникающих в ходе деятельности органов данного института. Практически все органы ТОС сталкиваются с аналогичными проблемами.

Источник: составлено авторами по материалам [6,7]

Рисунок 4 - Динамика количества органов ТОС в Краснодарском крае в 2007-2019 г. по данным Постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края разных годов

Развитие территориального общественного самоуправления происходит за счет активных, неравнодушных к своему месту жительства граждан. Но без поддержки органов МСУ и органов государственной власти субъектов РФ территориальное общественное самоуправление не может удовлетворительно функционировать. В Краснодарском крае территориальное общественное самоуправление развивается в тех муниципальных образованиях, где власть оказывает содействие органам ТОС: назначаются повышенные выплаты руководителям органов ТОС, выделяются муниципальные помещения, проводятся обучающие семинары, совещания, конкурсы на лучший орган ТОС в муниципальном образовании и т.д. Обычно, это крупные муниципалитеты, у которых местный бюджет позволяет финансово поддерживать общественные системы (например, такие муниципальные образования как Краснодар, Сочи, Новороссийск, Геленджик, Анапа и т.д.). Остальные муниципальные образования в условиях ограниченных ресурсов и дефицитного бюджета занимаются другими вопросами, и развитие гражданского общества для таких МО не имеет большого значения.

В сельских поселениях на территории Краснодарского края территориальное общественное самоуправление развивается неравномерно, так как данная форма требует от инициативных граждан способностей оперативно разбираться в законодательстве, касающемся территориального общественного самоуправления, некоммерческих организаций. Хотя именно в сельских поселениях ТОС имеет больше перспектив развития, чем в городских, так как позволяет преодолеть проблемы неорганизованности и непродуктивности управления и решения вопросов местного значения, возникающих из-за низкой плотности сельского населения, сложного состава сельских поселений, включающих в себя большое количество населенных пунктов, среднего уровня жизни [11].

В связи с дефицитом бюджетов поселений происходит невозможность финансирования выплат руководителям органов ТОС на должном уровне, что влечет за собой проблемы в привлечении к работе в органах ТОС жителей молодого и среднего возраста. Сейчас организация деятельности органов ТОС осуществляется в основном людьми пенсионного возраста.

С помощью анкетирования, проведенного в апреле 2020 г., среди 86 человек молодого

возраста от 17 до 25 лет, проживающих в разных муниципальных образованиях Краснодарского края, были выявлены причины аб-сентеистического настроения молодежи и пути решения их.

По данным опроса 19% опрошенных никогда ничего не слышали о территориальном общественном самоуправлении, 44% - что-то слышали, но пЛохо представляют, какие функции выполняет ТОС, 37% знают, что такое ТОС и понимают суть данной формы. Таким образом, население мало понимает, что такое территориальное общественное самоуправление и недостаточно четко осознает функции органов ТОС и, как следствие, пренебрегает обращением в них при решении вопросов местного значения.

Опрошенные также выделили важные, по их мнению, направления деятельности органов ТОС. За благоустройство придомовых территорий проголосовало 55,8% (48 человек), за помощь жителям в вопросах ЖКХ - 46,5% (40 человек), за помощь пожилым людям и инвалидам - 30,2% (26 человек). Одинаковое количество опрошенных выделило организацию субботников, создание и содержание инфраструктуры в местах проживания (ремонт дорог, создание физкультурно-оздоровительных комплексов и т.д.) и представление интересов жителей в органах местного самоуправления - 27,9% (24 человека) за каждое из этих направлений. Наименьший результат набрали направления: участие в поддержании правопорядка (14% или 12 человек), организация и проведение культурных и спортивных мероприятий (11,6% - 10 человек), создание и реконструкция памятников и мемориальных комплексов, организация и проведение военно-патриотических мероприятий, организация музейной деятельности (11,6% - 10 человек).

Можно сделать вывод, что опрошенные считают, что органы ТОС должны заниматься знакомой всем деятельностью с заметными практическими результатами. Вопросы ЖКХ и благоустройства волнуют всех, в одиночку с проблемами такого типа справиться затруднительно, также люди считают, что ТОС идентичны товариществам собственников жилья (ТСЖ) и управляющим компаниям, которые и занимаются данными вопросами. Другие направления деятельности органов ТОС характерны для некоммерческих организаций другого типа, поэтому опрошенные не видят смысла дублировать сферы деятельности.

Что касается эффективных способов информирования жителей о новшествах и про-

блемах, возникающих на территории их проживания, то 100% опрошенных выделили Интернет-пространство как наилучшее средство для коммуникации. Также были выделены массовые мероприятия (39,5%) и наружное размещение информации на стендах, щитах (30,2%). Наименьшее предпочтение отдано личному общению с квартальными, старостами дома (4,7%), газетам и журналам (2,3%).

Таким образом, жители предпочитают такие способы информирования, главными достоинствами которых являются открытость для диалога и возможность быстрой самоорганизации и меньше отдают предпочтение способам, малодоступным в ситуациях, требующих быстрого отклика, отнимающим много времени.

Среди мотивов неучастия в общественной деятельности на территории проживания 48,8% опрошенных выделили занятость своими делами, отсутствие свободного времени, 27,9% ответили, что не знают ничего об этом, 20,9% ответили, что деятельностью, связанной с территорией проживания жителей, должны заниматься специальные организации (например, управляющие компании). Это говорит о том, что жители молодого возраста заняты решением личных проблем, не видят себя в общественной деятельности (83,7% опрошенных не состоят ни в каких общественных организациях) и считают, что этим должны заниматься другие, более квалифицированные кадры.

Люди молодого возраста в Краснодарском крае, как и в России в целом, характеризуются пассивностью в общественной жизни. Очевидна необходимость применения мер, которые позволят вовлечь молодежь в деятельность органов ТОС, самоутвердиться и развить чувство ответственности за собственную территорию.

Используются устаревшие каналы коммуникаций, которые не способны полноценно донести информацию до молодежи и большинства граждан нашей страны. Такой подход губителен и привел к состоянию, когда основной актив состоит из людей старшего поколения, т.е. людей пенсионного возраста. Проблема редкого участия молодежи в деятельности ТОС заключается не только в слабом канале информирования об организации. Если информация и доходит, то современная молодежь пропускает эту информацию, так как не видит перспектив участия в ТОС. Большую часть своего свободного времени молодежь проводит в сети Интернет, тем самым теряя

возможность получения информации из тех источников, где эта информация отражена в полном объеме.

Необходимо запустить процесс становления сообщества ТОС в социальных сетях. Управлением начнут заниматься молодые люди. Школьники и студенты не упустят возможности стать участниками сообщества, которое принадлежит их территории, следовательно, информацию о проводимых мероприятиях и деятельности ТОС доводить до молодежи станет проще. В обсуждениях, опросах примут участие большее количество молодых людей, от них будут поступать новые идеи и предложения, что послужит сильным толчком в развитии ТОС.

Широкое информирование является хотя и необходимым, но далеко не достаточным условием для появления инициатив граждан. Необходимо, чтобы появились активисты ТОС, которые смогли бы повести за собой людей. Именно в этой сфере имеется большой дефицит кадров, обладающих помимо лидерских качеств, специальной подготовкой и юридической грамотностью. Практика территорий, где сформировалось и успешно функционирует движение ТОС, говорит о необходимости первоначально найти и подготовить лидерский актив. Это особенно важно на первом этапе, когда практика работы ТОС еще не сложилась. Но после появления первых ТОС, своим примером демонстрирующих возможности этой формы общественной активности, фактически создается система подготовки новых активистов ТОС.

На вопрос «Какие мотивы побудили бы вас участвовать в общественной деятельности на территории вашего проживания?» больше всего было отдано голосов за желание быть полезным (41,9%), потребность разобраться в проблемах, происходящих на территории проживания (41,9%), чувство гражданской ответственности (27,9%), возможность заработка (25,6%). Выделяются два основных мотива: возможность благоустроить территорию, улучшить качество жизни и мотив материального характера - возможность заработать.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы в Краснодарском крае:

- отсутствие программ поддержки ТОС во многих муниципальных образованиях Краснодарского края;

- недостаточное законодательное регулирование деятельности ТОС, в частности, сложности с регистрацией уставов ТОС и неопределенность правового статуса ТОС;

- инертность граждан, организация деятельности органов ТОС осуществляется в основном людьми пенсионного возраста, что вызывает необходимость создания новых методов привлечения к общественной деятельности молодежи и граждан предпенсионного возраста;

- социальный фактор (озабоченность только личной выгодой, личным интересом, равнодушие друг к другу, отчужденность населения от проблем территории проживания);

- нехватка активистов, инициативных граждан, готовых не только написать проект, но и реализовать его, отсутствие профессиональных кадров органов ТОС (отсутствие надлежащего уровня профессиональной, деловой и психологической подготовки членов органов ТОС);

- низкая степень участия коммерческих структур, некоммерческих организаций и общественных объединений в деятельности органов ТОС;

- проблемы финансовой поддержки органов ТОС: в связи с дефицитом бюджетов поселений происходит невозможность финансирования выплат руководителям органов ТОС на должном уровне, что влечет за собой проблемы в привлечении к работе в органах ТОС жителей молодого и среднего возраста;

- компенсационная выплата руководителям органов ТОС, зарегистрированных в качестве юридических лиц, является препятствием индексации пенсии пенсионерам, в этом случае пенсионеры считаются работающими и перерасчет не производится;

- несовершенство нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность ТОС. Федеральное законодательство содержит только одну статью, посвященную территориальному общественному самоуправлению, которая определяет только общие понятия и полномочия, поэтому необходимо создание единого правового механизма (регламенты, положения и т.д.), регламентирующего порядок работы ТОС и процедуры взаимодействия с местной властью;

- неопределенность правового статуса ТОС в случае его регистрации в качестве юридического лица в форме некоммерческой организации;

- иные проблемы, которые испытывают органы ТОС в зависимости от индивидуальных особенностей муниципальных образований Краснодарского края.

По результатам проведенного анализа были сформулированы рекомендации для разви-

тия территориального общественного самоуправления в Краснодарском крае.

Необходимо укрепить финансовую базу для поддержки органов ТОС. Органам государственной власти региона и органам местного самоуправления следует и дальше применять конкурсные формы финансирования на муниципальном уровне, активизировать работу по вовлечению руководителей и активистов ТОС в реализацию инициативного бюджетирования и проекта «Формирование комфортной городской среды», подталкивать органы ТОС к участию в федеральных конкурсах, грантах.

Помощь со стороны органов власти необходима на всех этапах работы органов ТОС. На начальном этапе нужно помочь создать минимальные условия для функционирования: предоставить помещение, технику, мебель. Необходимо развивать региональные коммуникационные механизмы поддержки органов ТОС (привлечение СМИ к освещению вопросов развития ТОС, создание и наполнение Интернет-ресурсов, освещающих деятельность органов ТОС Краснодарского края и др.). На муниципальном уровне должны создаваться ресурсные центры, оказывающие правовые, организационные, образовательные и иные формы поддержки органов ТОС. Актуальна реализация системы наставничества, где наиболее активные представители местных сообществ будут делиться опытом с коллегами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взаимодействие органов МСУ и органов ТОС может осуществляться по одному направлению или в комплексе: совместное составление или обсуждение планов, программ взаимодействия по развитию территории, разработка и согласование механизмов выполнения программ совместной деятельности; координация деятельности по работе с детьми, подростками, социальными группами, организации досуга; контроль над содержанием жилого и нежилого фонда; взаимодействие с бизнес-сообществом; информирование жителей по различным вопросам и т.д.

Выводы. В заключении отметим, что изучение теоретических и практических подходов к сущности и интеграции ТОС в систему местного самоуправления показало отсутствие единого подхода к пониманию территориального общественного самоуправления, отсутствие реестрового учета количества органов ТОС в Российской Федерации и в Краснодарском крае, что не позволяет в полной мере оценивать динамику и потенциал развития

ТОС, необходимые при планировании разви- ход к развитию территориального обществен-тия территорий. Необходим системный под- ного самоуправления.

Список использованных источников

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 24.04.2020) [электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 28.04.2020).

2. Некоторые вопросы организационной работы местных Советов народных депутатов в 1985 году: статистический сборник / Отдел по вопросам работы Советов Президиума Верховного Совета СССР. - М.: Известия, 1986. - 51 с.

3. Шомина Е.С. Все о ТОСах: результаты 25 лет // Муниципальная Россия. - 2014. - № 2. -С. 35-41.

4. Стенограмма заседания Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Актуальные вопросы развития территориального общественного самоуправления» (г. Москва, 10 июля 2018 года). Официальный сайт научно-практического журнала местного самоуправления и муниципального права «Местное право» [электронный ресурс]. - URL: http://www.mestnoepravo.com/ docs/2018-4-006.pdf (дата обращения: 21.04.2020).

5. Информационно-аналитические материалы о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации (данные за 2018 г. - начало 2019 г.). Сайт Министерства юстиции Российской Федерации [электронный ресурс]. - URL: https://minjust.ru/sites/default/files/inf_0.docx (дата обращения 22.04.2020).

6. АСМО: события ноября. Информационный бюллетень Общероссийского Конгресса муниципальных образований (ОКМО) «#КонгрессМуниципаловРФ». Выпуск № 20 (39) от 07 декабря 2018 [электронный ресурс]. - URL: http://okmo.news/daadnld.php?2967&dimid=files (дата обращения: 28.04.2020).

7. Шугрина Е.С Территориальное общественное самоуправление на карте России // Российская муниципальная практика. - 2019. - № 02 (80). - С. 20-27.

8. Шугрина Е.С., Иванова К.А. О состоянии территориального общественного самоуправления в Российской Федерации (к 30-летию первых российских ТОС). Спецдоклад. - М.: Изд-во «Проспект», 2018. - 160 с.

9. ВСМС: итоги работы и новые задачи. Сайт Законодательного Собрания Краснодарского края [электронный ресурс]. - URL: https://www.kubzsk.ru/news/3447/ (дата обращения: 28.04.2020).

10. Годовой отчет об исполнении краевого бюджета Краснодарского края за 2019 год. Сайт Министерства финансов Краснодарского края [электронный ресурс]. - URL: https://minfinkubani.ru/upload/iblock/bd4/ ф.0503117.хкх (дата обращения: 28.04.2020).

11 Торубарова Н.В., Чернышев А.И. Территориальное общественное самоуправление как современная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2016. - №1 (11). - С. 269273.

12. The current practice of the strategic planning in russian regions: innovative model of strategic planning "Galaxy 7 x 7 x 7" of the Leontief centre-av group consortium and experience of its approbation in Krasnodar krai / K.V. Getmantsev, D.V. Lanskaya, T.A. Myasnikova, Y.I. Treshevsky //The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony. Сер. "Lecture Notes in Networks and Systems" Cham, Switzerland, 2019. - P. 105-113.

List of sources used

1. On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation. Federal Law of the Russian Federation of October 6, 2003 No. 131-FZ (as amended on 04.24.2020) [electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (date accessed: 04/28/2020).

2. Some questions of the organizational work of local Councils of People's Deputies in 1985: statistical collection / Department on the work of the Councils of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR. - M .: Izvestia, 1986. - 51 p.

3. Shomina E.S. All about TPS: results of 25 years // Municipal Russia. - 2014. - No. 2. - S. 35-41.

4. A transcript of the meeting of the Council for Local Self-Government under the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation on the topic "Topical issues of the development of territorial public self-government" (Moscow, July 10, 2018). The official website of the scientific and practical journal of local government and municipal law "Local Law" [electronic resource]. - URL: http://www.mestnoepravo.com/ docs / 2018-4-006.pdf (date accessed: 21.04.2020).

5. Information and analytical materials on the state and main directions of development of local self-government in the Russian Federation (data for 2018 - early 2019). Site of the Ministry of Justice of the Russian Federation [electronic resource]. - URL: https://minjust.ru/sites/default/files/inf_0.docx (date of access 04/22/2020).

6. ASMO: November events. Information bulletin of the All-Russian Congress of Municipal Entities (OKMO) "#CongressMunitsialovRF". Issue No. 20 (39) of 07 December 2018 [electronic resource]. - URL: http://okmo.news/daadnld.php?2967&dimid=files (date accessed: 04/28/2020).

7. Shugrina ES Territorial public self-government on the map of Russia // Russian municipal practice. - 2019. - No. 02 (80). - S. 20-27.

8. Shugrina E.S., Ivanova K.A. On the state of territorial public self-government in the Russian Federation (to the 30th anniversary of the first Russian TPSG). Special report. - M .: Publishing house "Prospect", 2018. - 160 p.

9. VSMS: results of work and new tasks. Site of the Legislative Assembly of the Krasnodar Territory [electronic resource]. - URL: https://www.kubzsk.ru/news/3447/ (date of access: 28.04.2020).

10. Annual report on the execution of the regional budget of the Krasnodar Territory for 2019. The site of the Ministry of Finance of the Krasnodar Territory [electronic resource]. - URL: https://minfinkubani.ru/upload/iblock/bd4/ f.0503117.xlsx (date of access: 28.04.2020).

11 Torubarova N.V., Chernyshev A.I. Territorial public self-government as a modern form of population participation in the implementation of local self-government // Innovative economy: prospects for development and improvement. - 2016. - No. 1 (11). - S. 269-273.

12. The current practice of the strategic planning in russian regions: innovative model of strategic planning "Galaxy 7 x 7 x 7" of the Leontief center-av group consortium and experience of its approval in Krasnodar krai / K.V. Getmantsev, D.V. Lanskaya, T.A. Myasnikova, Y.I. Treshevsky // The Future of the Global Financial System: Downfall or Harmony. Ser. "Lecture Notes in Networks and Systems" Cham, Switzerland, 2019. - P. 105-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.