Развитие теории применения войск противовоздушной обороны Сухопутных войск
Полковник В.В. РЕПИН
АННОТАЦИЯ. На основе анализа условий борьбы с воздушным противником в современных операциях оперативного уровня сформулирована проблема применения войск противовоздушной обороны Сухопутных войск (ПВО СВ), предложены пути ее решения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теория применения войск ПВО СВ, система ПВО, формирования ПВО, средства воздушного нападения.
SUMMARY. Based on an analysis of the fight against the air enemy in modern operational-level operations, the article formulates a conception for the Land Force's Air Defence Troops operations and proposes some ways to put it into practice.
KEYWORDS: theory of the Land Force's Air Defence Troops, air defence system, air defence formations, means of air attack.
В СОВРЕМЕННЫХ условиях вполне объективно можно говорить о трансформации содержания и способов ведения военных действий, вызванных в первую очередь развитием средств вооруженной борьбы. При этом их характерными чертами и особенностями являются:
массированное применение систем вооружения и военной техники, высокоточного оружия (в перспективе — гиперзвукового оружия и оружия на новых физических принципах), средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), беспилотных летательных аппаратов (БЛА);
одновременное воздействие на всю глубину территории противника в глобальном информационном и воздушно-космическом пространстве.
Значительно возросли угрозы, исходящие в ходе военных действий из воздушного пространства. Данные обстоятельства требуют, чтобы возможности сил и средств, предназначенных для отражения этих угроз, взгляды на их применение соответствовали современным и перспективным условиям вооруженной борьбы.
По существующим взглядам, при ведении боевых действий оперативного (оперативно-тактического) масштаба для защиты от действий противника с воздуха и прикрытия группировок войск и объектов создается система ПВО, материальную основу которой составляют формирования войск ПВО СВ.
За последние десятилетия значительно изменились условия применения войск ПВО СВ в операции.
Во-первых, изменился масштаб и характер действий средств воздушного нападения (СВН). Так, по опыту локальных войн и вооруженных конфликтов основными способами действий СВН в настоящее время являются:
непрерывное ведение разведки (преимущественно с применением различных БЛА);
постоянное радиоэлектронное и огневое подавление и поражение систем управления, средств разведки и огневых средств ПВО;
нанесение авиационных ударов по объектам пилотируемыми СВН без входа в зоны поражения средств ПВО, преимущественно высокоточными средствами поражения;
нанесение ракетных ударов по объектам в оперативной глубине оперативно-тактическими (OTP) и крылатыми ракетами (КР).
Как следствие, в условиях сильного радиоэлектронного противодействия вместо пилотируемых СВН целями для войск ПВО СВ преимущественно становятся различные БЛА, высокоточные средства поражения (управляемые авиационные бомбы (УАБ), управляемые ракеты (УР), в том числе и реактивных систем залпового огня (РСЗО), OTP, КР).
Во-вторых, в общевойсковых объединениях изменился состав сил и средств войск ПВО, что повлекло возникновение проблемы создания полноценной подсистемы разведки воздушного противника и оповещения о нем войск и объектов в системе противовоздушной обороны. Кроме того, система разведки, которая сегодня может быть создана из штатных сил и средств, не обеспечит реализацию предъявляемых к ней требований, таких как непрерывность, скрытность и устойчивость, поскольку она основана на применении только радиолокационных средств, а, как показывает опыт локальных войн, данные средства легко обнаруживаются и поражаются в первую очередь. Также следует отметить тот факт, что состоящие на вооружении формирований ПВО зенитные ракетные комплексы (ЗРК) и системы (ЗРС) ориентированы на борьбу преимущественно с пилотируемыми СВН. Их потенциал может быть реализован в борьбе с КР и OTP только при условии своевременного обнаружения данных целей. Применение современных ЗРК (ЗРС) для поражения других типов высокоточных средств поражения и БЛА видится малоэффективным.
Кроме того, увеличение пространственных показателей операции (учитывая состав войск ПВО и существующие взгляды на их применение) делает затруднительным построение системы ПВО в соответствии с действующими принципами и требованиями, предъявляемыми к ней. В результате при построении системы ПВО не всегда представляется возможным обеспечить своевременное обнаружение и поражение СВН до применения ими бортового оружия, наращивание огневого воздействия по воздушным объектам в глубине обороны и т. д. Как следствие, возможности войск ПВО в операции по прикрытию группировок войск и объектов от ударов противника с воздуха не в полной мере соответствуют современным условиям вооруженной борьбы.
Все эти и многие другие изменения условий противоборства с противником в воздухе привели к возникновению проблемы в практике применения войск противовоздушной обороны, заключающейся в том, что в современных условиях возможности войск ПВО СВ не обеспечивают требуемой (достаточной) эффективности их применения в операции. В перспективе противоречия, приведшие к возникновению данной проблемы, будут только усиливаться, а это может привести к тому, что недостаточная эффективность перерастет в неспособность выполнения поставленных задач.
Поскольку состояние практики во многом является отражением состояния развития соответствующей теории, можно говорить, что имеющиеся противоречия в практике применения войск ПВО СВ обусловлены противоречиями в соответствующей теории. Следовательно, решение имеющейся проблемы без развития теории применения войск ПВО не представляется возможным.
По своей сути теория применения войск ПВО СВ включает две составляющие.
Первая — теория боевого применения войск ПВО — является составной частью теории общевойскового оперативного искусства и пред-
28
В.В. РЕПИН
ставляет собой систему научных знаний о закономерностях, принципах, содержании, способах подготовки и ведения противовоздушной обороны в операции, исследующую:
задачи, принципы и закономерности противовоздушной обороны; содержание и последовательность работы органов управления ПВО при подготовке и в ходе операции;
формы и способы применения группировки войск противовоздушной обороны при выполнении различных задач и другие вопросы.
Вторая — теория тактики войск ПВО — неразрывно связана с теорией тактики общевойсковых соединений, частей и подразделений и рассматривается как система научных знаний о закономерностях противовоздушного боя, принципах, содержании, способах подготовки и боевого применения формирований войск ПВО, общевойсковых соединений и частей в бою.
Данные составляющие теории находятся в неразрывной связи. Причем теория боевого применения является определяющей по отношению к тактике войск ПВО в части задач и направления ее развития. В свою очередь, тактика войск ПВО оказывает влияние на содержание теории их боевого применения.
Обращаясь к историческому опыту, можно отметить, что подобная проблемная ситуация в вопросах применения войск ПВО СВ уже складывалась на рубеже 50—60-х годов XX столетия, когда в результате качественного развития СВН (появление реактивной авиации и ракетного оружия), изменения способов их применения войска ПВО СВ, на вооружении которых состояли в основном зенитно-артиллерий-ские системы, стали малоэффективными. Безусловно, это потребовало кардинальных мер. Решением проблемы того периода стало научно обоснованное квалитативное изменение системы вооружения, организационных структур формирований войск ПВО и взглядов на их применение.
Проводя аналогию, можно сказать, что в современных условиях, как и ранее, проблема имеет системный характер, следовательно, для ее решения требуется системный подход. Это означает, что в первую очередь требует развития та составляющая теории, которая определяет структуру системы и взгляды на содержание борьбы с противником в воздухе.
Как и более 55 лет назад, основным фактором, обусловливающим возникновение противоречий в практике, является повышение и качественное изменение возможностей противостоящей авиационной группировки, а также изменение способов ее применения. Анализ опыта применения средств воздушного нападения в локальных войнах позволил выявить и сформулировать изменения во взглядах на характер их действий в ходе ведения операций в оперативном звене:
первоочередное подавление систем разведки и управления противника;
преимущественное применение высокоточных средств поражения; переход от массированного применения войск к массированному применению высокоточного оружия;
поражение противостоящей группировки на всю глубину ее построения;
первоочередное применение авиации при решении оперативных задач в интересах обеспечения тактических действий (постоянная изоляция района боевых действий);
сокращение времени реакции авиации на изменение обстановки; сосредоточение усилий на уничтожении критически важных объектов;
повышение роли БЛА в решении задач ведения разведки, РЭБ, нанесении ударов;
нанесение ударов без входа в зоны поражения средств ПВО. Именно с учетом данных особенностей применения СВН в операции целесообразно рассматривать возможные направления развития взглядов на содержание борьбы с ними.
Вполне очевидно, что в современных условиях вопросы защиты от действий противника с воздуха давно вышли за рамки теории применения войск ПВО СВ. Во многом это объясняется повышением значимости противовоздушной обороны, существенным ростом возможностей других родов войск и специальных войск по выполнению ее задач в операции.
В связи с этим одним из направлений развития взглядов на содержание борьбы с противником в воздухе видится интеграция усилий войск ПВО с силами и средствами других родов войск и специальных войск, применяемых в рамках различных функциональных систем, при выполнении задач противовоздушной обороны. Необходимо отметить, что, по существующим взглядам, согласование усилий в операции вышеназванных сил и средств по борьбе с противником в воздухе осуществляется, но лишь на уровне взаимодействия функциональных систем. Развитие же данного направления должно предусматривать интеграцию их на системном уровне, в первую очередь на уровне систем управления и разведки, для последующего обеспечения согласованного управления исполнительных подсистем в едином информационном пространстве.
Другим направлением видится развитие взглядов на применение войск ПВО СВ в операции. Исходя из тенденций изменения способов применения СВН, можно сформулировать направления трансформации взглядов на применение войск противовоздушной обороны:
повышение скрытности, защищенности и устойчивости систем разведки, огня и управления;
снижение зависимости эффективности применения группировки войск ПВО от степени централизации управления ею;
выделение борьбы с высокоточными средствами поражения в самостоятельную задачу (создание системы непосредственного прикрытия);
построение группировки войск ПВО не только с учетом положения прикрываемых войск и прогнозируемых направлений ударов, но и с учетом предполагаемых направлений и маршрутов пролета к ним; сосредоточение усилий на прикрытии критически важных объектов. Во многом реализация данных взглядов на применение войск ПВО СВ основана на развитии системы вооружения. Совершенствование средств разведки СВН должно идти по пути построения их на основе сочетания различных методов обнаружения. Средства управления ПВО должны обеспечивать интеграцию с системами управления других функциональных систем и повышение ситуационной осведомленности подчиненных сил и средств. Создание комплексов (систем) непосредственного прикрытия для защиты от высокоточных средств поражения, в том числе основанных на новых физических принципах, как, например, система «Железный луч» (Израиль), видится одним из непременных условий снижения ущерба, наносимого войскам.
Таким образом, в условиях существенных изменений условий противоборства с противником в операции в воздухе именно развитие теории применения войск ПВО СВ должно способствовать поиску оптимальных путей решения имеющихся проблем.