Развитие теории морских десантных операций
Подполковник Я.В. ЕЩЕНКО, кандидат военных наук
АННОТАЦИЯ
Рассмотрен опыт проведения морских десантных операций (1918—1941 гг.) в свете возросшей актуальности обороны Крыма, Азовского и Черноморского побережий России, а также влияние теории «малой войны» на формирование и развитие военно-теоретических взглядов на морские десантные операции в межвоенный период.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Гражданская война, морская десантная и контрдесантная операции, содействие войскам на приморском направлении, теория «малой» войны.
ABSTRACT
The paper examines the practice of conducting amphibian landings during the Civil War in light of increasingly topical defense of the Crimea, Azov and Black Sea shores of Russia, and also the effect of the small war theory on the formation an development of military-theory views of amphibian landing operations in the inter-war period.
KEYWORDS
Civil War, amphibian landing and counter-landing operation, assisting troops in maritime sector, small war theory.
В НАСТОЯЩЕЕ время в научной среде активно обсуждаются вопросы войн нового типа. Таких, например, как информационные, гибридные, асимметричные и т. д. При всех их отличительных особенностях, общим для них будет то, что ведутся они в государствах со слабой либо предварительно ослабленной государственной властью, при полном превосходстве противника в силах, войсках и средствах.
Ливия, Йемен, Сирия, Украина — государства-жертвы, на которых уже отработаны технологии этих войн.
Основываясь на данных проведенного в 2016 году в Военно-морской академии исследования, посвящен-
В России, Белоруссии, Никарагуа, ного перспективам ведения морских
Турции технологии войн нового типа не сработали.
Опыт этих войн, других войн XXI века, несомненно, ценен, и его необходимо изучать, анализировать, делать выводы и предотвращать их на ранних стадиях развития. В то же время «традиционные» войны с присущими им формами и способами применения сил и войск не утратили своей актуальности. Борьба за ресурсы, территориальные притязания являются главными источниками угроз для Российской Федерации, и роль Военно-Морского Флота в парировании этих угроз велика. Морские десантные силы, соответствующие реалиям сегодняшнего времени, являются важной составляющей современных флотов.
Крупными морскими десантными силами в настоящее время обладают такие страны, как США, Франция, Великобритания, Южная Корея, Турция и ряд других.
Анализ опыта Гражданской войны, Второй мировой войны, локальных войн и военных конфликтов послевоенного периода, а также современные научные исследования показывают, что в будущих войнах сохранится необходимость широкого применения морских (воздушно-морских) десантов при проведении операций разнородными группировками войск (сил), по количеству и масштабам сравнимых с прошлыми войнами.
десантных действии1, и анализа современной военно-политической обстановки в мире2, с полным основанием можно считать, что в войнах будущего проведение морских десантных операций возможно на всех стратегических направлениях Российской Федерации.
Вопросы, затронутые в статье, требуют тщательного анализа, так как события тех лет созвучны нашему времени.
В связи с возросшей актуальностью обороны Крыма, Азовского и Черноморского побережий России особого внимания заслуживают десантные операции, проведенные на Юго-Западном стратегическом направлении (название стратегического направления приведено в соответствии с современным делением геостратегического пространства Земли).
Несмотря на то что в настоящее время происходит коренное перевооружение армии и флота, дискуссии о том, какой все же флот необходим России в настоящее время и на перспективу, продолжаются. В связи с этим вызывает интерес решение этой проблемы в 20—30-е годы XX века накануне Великой Отечественной войны. Во второй части статьи рассмотрено влияние теории «малой войны» на формирование и развитие военно-теоретических взглядов на морские десантные операции.
Анализ опыта десантных операций в годы Гражданской войны на Юго-Западном стратегическом направлении
В рассматриваемый период главной задачей флотов и флотилий противоборствующих сторон являлось содействие приморским, озерным и речным флангам сухопутных войск огнем корабельной и берего-
вой артиллерии, а также высадкой морских десантов.
На морях, крупных озерах и реках из кораблей бывшего русского военного флота и переоборудованных торговых судов формировались
военные флоты и флотилии, в состав которых наряду с надводными силами входили морская авиация и морская пехота. Десантные корабли специальной постройки на всех флотах и флотилиях отсутствовали.
В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции около 170 отрядов и частей морской пехоты действовали в составе более 20 флотилий РККФ и 14 общевойсковых армий РККА. 75 тысяч моряков мужественно сражались на сухопутных фронтах3.
Первый отряд военных моряков был создан в мае 1918 года в составе Волжской военной флотилии. Отряд оказывал большую помощь наступавшим частям Красной Армии, высаживаясь на захваченный белогвардейцами берег реки и обеспечивая форсирование ее частями сухопутных войск.
Формирования военных моряков, действовавших на суше, сводились в экспедиционные отряды. На Восточном фронте сражался 1-й экспедиционный отряд балтийских моряков, на Северном фронте — 2-й Балтийский экспедиционный отряд и 4-й экспедиционный отряд, на Южном фронте — 3-й экспедиционный отряд. В Гражданской войне зародилась и основная форма применения морской пехоты — ведение боевых действий в морских, озерных и речных десантах4.
Почти везде, где находились советские военные флотилии, имели свои аналогичные формирования и белогвардейцы. Части и подразделения морской пехоты были в составе Добровольческой и Северо-Западной армий, а также на Восточном фронте. За годы Гражданской войны белогвардейцы провели Кирилловскую и Ахтарийскую морские десантные операции и высадили более 20 тактических десантов. Красная Армия и Флот провели Камышеват-скую контрдесантную и Энзелийскую
С полным основанием можно считать, что в войнах будущего проведение морских десантных операций возможно на всех стратегических направлениях Российской Федерации.
десантную операции, высадили более 30 тактических и значительное количество диверсионных десантов5.
Цель Кирилловской десантной операции (6—8 июня 1920 г.) состояла в том, чтобы атакой с фронта сковать силы 13-й Красной Армии, оборонявшей выходы из Крыма в Северную Таврию на Перекопском и Чонгарском перешейках, высадить 2-й армейский корпус (около 6450 человек) в ее глубоком тылу. В дальнейшем прервать коммуникации красных и захватить их базу — город Мелитополь.
Успеху операции способствовала скрытность ее подготовки, удачный демонстративный десант, внезапность высадки.
Целью Ахтарийской десантной операции (14 августа — 7 сентября 1920 г.) было создание нового фронта против Красной Армии путем высадки десанта на побережье Азовского моря, захвата Кубани и в дальнейшем всего Северного Кавказа.
Согласно плану, десант должен был высаживаться на нескольких направлениях. На главном направлении, у населенного пункта Ахтари, высаживался десант под командованием генерал-лейтенанта С.Г. Улагая (около 5500 человек) с ближайшей задачей захватить станицу Тимашев-скую, в дальнейшем нанести удар по городу Екатеринодару. На вспомогательном направлении — Таманском полуострове — намечалась высадка отряда полковника П.Г. Харламова
(около 2900 человек). В районе Новороссийска должен был высаживаться десантный отряд генерал-майора А.Н. Черепова (около 1500 человек). Все десанты высадились успешно, и возникла реальная угроза прорыва белогвардейцев к Екатеринодару.
Для разгрома высадившихся десантов командованием РККА было принято решение о проведении комбинированной контрнаступательной операции, включавшей контрудар 9-й армии с фронта и контрдесант морской экспедиционной дивизии (около 4600 человек) в тыл десантных войск противника севернее Ахтари у станицы Камышеватской. Активные действия морской экспедиционной дивизии содействовали успешному проведению операции 9-й армии по окружению и разгрому десантных войск противника. Камышеватская операция была единственной в мировой истории контрдесантной операцией, когда в тыл десанта высаживалась морская экспедиционная дивизия.
Особенностью Энзелийской десантной операции было то, что это была одна из немногих операций рассматриваемого периода, проведенная исключительно силами и войсками флота. Результатом высадки десанта восточнее Энзели и успешных действий десанта на берегу стала капитуляция английского командования,
бегство белогвардейских войск в глубь Ирана и возвращение Советской России 10 вспомогательных крейсеров, плавбазы с 4 торпедными катерами, авиатранспорта с 4 гидросамолетами, 7 транспортов, 50 орудий, 20 тысяч снарядов, 20 радиостанций и другого военного имущества.
Анализ указанных операций и других десантных действий в Гражданскую войну позволяет сделать следующие выводы:
• высадка морских десантов была активной формой содействия войскам, действовавшим на приморских направлениях;
• большая часть десантов была тактического масштаба;
• десантных кораблей специальной постройки не было, что обусловливало состав десантов и тактику их действий;
• зародилась основная форма применения морской пехоты — ведение боевых действий в морских, озерных и речных десантах;
• зародилась и прошла апробацию такая форма оперативного применения сил и войск флота, как морская контрдесантная операция.
Таким образом, за годы Гражданской войны был накоплен определенный опыт, который был положен в основу разработки теоретических положений морской десантной операции в межвоенный период.
Анализ военно-теоретических взглядов на десантные операции в межвоенный период (1922—1941)
Первым свои взгляды на десантные операции изложил В. К. Лукин в своей рукописи «Десантные операции». Работа над данной монографией была завершена автором 26 февраля 1924 года, а отпечатана в двух экземплярах только 17 июня 1940 года. Официально не издавалась. Один экземпляр монографии в 1993 году был обнаружен
В.И. Жуматием в Российском государственном военном архиве6.
В.К. Лукин в своей работе детально проанализировал инструкции по десантным действиям, разработанные в штабах морского ведомства России в годы Первой мировой войны, выделил особенности некоторых документов по данной проблеме японского, германского и английско-
го флотов. Значительное внимание уделено анализу десантных действий противоборствующих сторон в Гражданской войне. В монографии В.К. Лукина достаточно полно определены все этапы десантной операции7.
Военно-теоретические взгляды 20-х годов на морские десантные операции были реализованы в главе 16-й «Десантные операции» Боевого устава Военно-морских сил РККА (БУ-30), введенного в действие приказом Реввоенсовета СССР № 48 от 27 февраля 1930 года. В их основу были положены опыт проводившихся учений, анализ опыта высадки десантов в боевых условиях в районе Охотска 26 апреля 1923 года и у Чи-кишлара в конце 1925 года. Это был первый советский боевой устав флота, который занимал важное место в формировании военно-теоретических взглядов того времени.
В то же время в Уставе практически не отражено применение авиации и воздушных десантов в морской десантной операции. По отношению к воздушным десантам это обусловлено тем, что первое их применение было осуществлено в ходе учений только 2 августа 1930 года.
В 20-е годы существовали серьезные разногласия между руководством РККА и РККФ на перспективы строительства флота. Командование РККФ стремилось строить корабли основных классов, в то время как штаб РККА требовал постройки десантных судов.
В результате этих разногласий Приказом Реввоенсовета СССР от 22 июля 1926 года № 390 Управление ВМС СССР было преобразовано в Управление ВМС РККА. Теперь руководство штаба РККА формировало взгляды руководства страны на задачи флота и перспективы его развития. Считалось, что содействие Красной Армии на приморских направлениях посредством ведения артиллерийско-
го огня, борьбы на морских коммуникациях и высадки морских десантов являются главными задачами флота.
Развитие военно-теоретической мысли в 30-е годы характеризовалось борьбой двух научных школ того времени. «Старую» школу представляли Б.Б. Жерве, М.А. Петров и другие. Их взгляды сложились из опыта Русско-японской, Первой мировой войн и теории «владения морем» А.Т. Мэхэна, в соответствии с которой только генеральное сражение крупных линейных сил или блокирование флота противника в базе могло привести к победе на море. Доминирующая роль отводилась мощным линейным кораблям с крупнокалиберной артиллерией — дредноутам.
В то же время теория «владения морем» не была господствующей. Еще в 1879 году С.О. Макаров, учитывая развитие минно-торпедного оружия, утверждал, что в новых условиях броненосцы в значительной мере утратили свое монопольное боевое значение, а такие формы ведения войны на море, как генеральное сражение и блокада, не соответствуют новым условиям борьбы8.
В.К. Лукин в своей работе детально проанализировал инструкции по десантным действиям, разработанные в штабах морского ведомства России в годы Первой мировой войны, выделил особенности некоторых документов по данной проблеме японского, германского и английского
флотов. Значительное внимание уделено анализу десантных действий противоборствующих сторон в Гражданской войне.
Представители «молодой» школы К.И. Душенов, И.С. Исаков, И.К. Кожанов, И.М. Лудри и другие утверждали, что основное назначение флота состоит в защите завоеваний Октябрьской революции. Считалось, что боевые действия в будущей войне будут вестись на суше, а роль флота будет второстепенной. Предпочтение отдавалось развитию подводного и воздушного флотов.
Необходимо отметить, что такие взгляды были более реалистичны и наиболее соответствовали экономическим возможностям Советского Союза в тот период.
Тем не менее именно представитель «старой» школы, профессор Б.Б. Жерве, впервые предпринял попытку обратиться к концепции «малой войны» в поисках выхода из теоретического тупика, так как руководствоваться теорией «владения морем» командование РККФ имеющимся корабельным составом не могло.
Сущность теории «малой войны» заключалась в искусстве нанесения коротких ударов по противнику, сосредоточении всех сил для действий с разных направлений по главному объекту с целью поражения превосходящего противника в данных конкретных условиях9. С полным основанием можно считать, что теория «малой войны» наряду с теорией глубокой наступательной операции стала одним из главных достижений советского военного искусства в межвоенный период.
Сущность глубокой наступательной операции заключалась в одновременном поражении группировок противника на всю глубину их оперативного построения ударами пехоты, танков, артиллерии и авиации в сочетании с высадкой десантов в тылу боевых порядков противника. Таким образом, морские десантные действия признавались неотъемлемой частью передовых теорий того времени.
Под десантной операцией автор понимал совокупность совместных действий морских, сухопутных и воздушных сил, имеющую конечной целью высадку войск на неприятельском побережье — как для самостоятельных их операций на берегу, так и для вспомогательных действий по отношению к своим сухопутным силам, действующим в районе высадки против неприятельской армии.
Монография Б.Б. Жерве «Десантная операция» стала первой работой в 30-е годы, исследовавшей морские десантные операции10. Под десантной операцией автор понимал совокупность совместных действий морских, сухопутных и воздушных сил, имеющую конечной целью высадку войск на неприятельском побережье — как для самостоятельных их операций на берегу, так и для вспомогательных действий по отношению к своим сухопутным силам, действующим в районе высадки против неприятельской армии. Перевозку войск морем и высадку их на побережье, не занятое противником, Б.Б. Жерве называет морской перевозкой по причине отсутствия маневренного значения такого действия.
Вызывает интерес классификация десантных операций. Операция стратегического десанта обладает следующими существенными признаками: стратегическая цель операции на берегу; самостоятельное (от других сухопутных сил) выполнение десантной операции; собственный, опирающийся на море, тыл.
Операция тактического десанта имеет более или менее узкую тактическую задачу и нуждается в собственной морской коммуникации. Различие между стратегическим и тактическим десантом Б.Б. Жерве видел не в их масштабе, а в решаемых задачах.
Принятая сейчас классификация морских десантов впервые наиболее полно была изложена И.С. Исаковым в монографии «Десантная операция», разработанной в 1933 году11. В соответствии с конечной целью, поставленной десанту, вытекающих из нее задач и масштаба операции, десанты классифицировались следующим образом: стратегический, оперативный, тактический, диверсионный. Кроме перевозки войск десанта на транспортах, предусматривалась также высадка воздушного десанта, подводного десанта, десанта на быстроходных боевых надводных кораблях.
В монографии определены и раскрыты этапы десантной операции: подготовка к десантной операции, посадка десанта, переход десанта морем, бой за высадку десанта, решение десантом задачи на берегу, свертывание десантной операции или перестройка для последующей операции12.
Действия авиации в ходе подготовки и проведения морской десантной операции рассмотрел М.А. Петров13. Особое внимание автором было уделено задачам авиации на переходе десанта морем и во время боя за высадку. Важнейшей задачей морской авиации в десантной операции М.А. Петров считал завоевание господства в воздухе над районом высадки. Однако разработанные теоретические положения по применению морской авиации в морской десантной операции дальнейшего развития не получили вплоть до 40-х годов.
В эти годы был повышен статус руководства ВМС РККА. 22 ноября 1934 года Морские силы морей были
преобразованы во флоты: Краснознаменный Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский. 5 марта 1935 года ЦИК СССР принял постановление «О начальнике морских сил», в соответствии с которым начальник УМС РККА впредь именовался начальником Морских сил РККА. Ему подчинялись командующие флотами и флотилиями. Этим же постановлением в состав ВМС из ВВС РККА передавалась морская авиация14.
Несмотря на это, руководством РККА флот по-прежнему рассматривался как оборонительное средство, а работы по развитию военно-теоретических положений морской десантной операции практически прекратились.
Военно-теоретические взгляды 30-х годов на морские десантные операции были реализованы во Временном полевом уставе РККА (ПУ-36), Боевом уставе Морских сил РККА (БУМС-37) и Временном наставлении по ведению морских операций (НМО-40).
Начавшаяся Вторая мировая война повлияла на характер боевой подготовки сил РККФ. На совместных совещаниях с командным составом Флота и ВВС, сборах с командующими флотами и флотилиями большое внимание уделялось вопросам совершенствования боевой подготовки на основе всестороннего анализа опыта проведения морских операций и боев флотами Германии, Англии, Франции и Италии в первый год войны.
На проводимом с 7 по 14 октября 1940 года совещании с участием представителей Главного морского штаба, управлений ВВС и РККФ, Военно-морской академии контр-адмирал В.А. Белли в своем докладе «Совместные операции армии и флота» рассмотрел опыт морских десантных операций в первый год войны. Особое внимание было уделено Норвежской десантной операции, в частности возможности применения воздушных десантов в морских десантных операциях.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
• в межвоенный период теоретические положения морской десантной операции в целом были сформированы и отражали изменения в военной технике и способах действий сил (войск) на приморских направлениях;
• под сущностью морской десантной операции понимался маневр сухопутных сил через море с целью воздействия на фланг, войсковой или глубокий тыл противника или с целью перенесения войны на территорию противника;
• в соответствии с конечной целью, поставленной десанту, вытекающих из нее задач и масштаба операции, десанты классифицировались как стратегический, оперативный, тактический, диверсионный;
• кроме перевозки войск десанта на транспортах, быстроходных бое-
вых надводных кораблях, предусматривалась также высадка воздушного десанта, подводного десанта;
• были определены следующие этапы десантной операции: подготовка к десантной операции, посадка десанта, переход десанта морем, бой за высадку десанта, решение десантом задачи на берегу, свертывание десантной операции или перегруппировка для последующей операции;
• как и в Гражданскую войну, десантных кораблей специальной постройки не было.
Таким образом, в Великую Отечественную войну РККФ входил достаточно подготовленным, имея добротную теорию и опыт проведения морских десантных операций. В то же время отсутствие десантных кораблей специальной постройки на всех флотах снижало эффективность действий морских десантных сил.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Перспективы ведения морских десантных действий на всех ТВД, изменения размаха морских десантных операций с учетом поступления в состав ВМФ кораблей новых проектов по программе кораблестроения до 2050 года; ВУНЦ ВМФ «Воен.-мор. акад.». СПб., 2016.
2 Афанасьев С. Развитие военно-политической обстановки в мире и угрозы национальной безопасности России // Зарубежное военное обозрение. 2017. № 1. С. 3—10; Плеханов Э. Особенности военно-политической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Зарубежное военное обозрение. 2017. № 8. С. 3—9.
3 Камалов XX. Морская пехота в боях за Родину. М., 1983.
4 Скуратов И.С. Морская пехота ВМФ. М., 1993.
5 Жуматий В.И. Морские десантные операции Вооруженных Сил СССР. Морская пехота в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
1918—1945. М.: ЗАО Издательство Цен-трполиграф, 2011.
6 Жуматий В.И. Развитие военно-морского искусства в межвоенный период. Морские десантные операции (1921—1941 гг.). М., 1997.
7Там же.
8 История военно-морского искусства. Т. III. М., 1958.
9 Жуматий В.И. Военно-теоретические взгляды на десантные операции в межвоенный период // Морской сборник. 2004. № 10. С. 79—82.
10ЖервеБ.Б. Десантная операция (оперативно-тактический очерк). Л., 1931.
11 Исаков И.С. Десантная операция. М.-Л., 1934.
12 Там же.
13 Петров М.А. Боевое применение воздушных сил в морской войне. М., 1925.
14 Жуматий В.И. Развитие военно-морского искусства в межвоенный период. Морские десантные операции (1921—1941 гг.). М., 1997.