Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ И ВЕДЕНИЯ МОРСКИХ ДЕСАНТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)'

АНАЛИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ И ВЕДЕНИЯ МОРСКИХ ДЕСАНТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
809
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / ПОДГОТОВКА И ВЕДЕНИЕ МОРСКИХ ДЕСАНТНЫХ ОПЕРАЦИЙ / PREPARATION AND CONDUCT OF AMPHIBIOUS OPERATIONS / ЗНАЧЕНИЕ ВЫВОДОВ ИЗ АНАЛИЗА ОПЫТА ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ / SIGNIFICANCE OF CONCLUSIONS GIVEN BY THE EXPERIENCE FOR MODERN CONDITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ещенко Ярослав Витальевич

Проанализирован опыт подготовки и ведения морских десантных операций в годы Великой Отечественной войны. Сформулированы выводы, которые необходимо учитывать при подготовке и ведении морских десантных операций в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXPERIENCE OF PREPARING AND CONDUCTING AMPHIBIOUS OPERATIONS DURING GREAT PATRIOTIC WAR (1941-1945)

The experience of preparing and conducting amphibious operations during the Great Patriotic War is analysed. The author formulates some conclusions that must be taken into account in preparing and conducting amphibious operations in modern conditions.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ И ВЕДЕНИЯ МОРСКИХ ДЕСАНТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)»

Анализ опыта подготовки и ведения морских десантных операций в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

Подполковник Я.В. ЕЩЕНКО, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ. Проанализирован опыт подготовки и ведения морских десантных операций в годы Великой Отечественной войны. Сформулированы выводы, которые необходимо учитывать при подготовке и ведении морских десантных операций в современных условиях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Великая Отечественная война, подготовка и ведение морских десантных операций, значение выводов из анализа опыта для современных условий.

SUMMARY. The experience of preparing and conducting amphibious operations during the Great Patriotic War is analysed. The author formulates some conclusions that must be taken into account in preparing and conducting amphibious operations in modern conditions.

KEYWORDS: Great Patriotic War, preparation and conduct of amphibious operations, significance of conclusions given by the experience for modern conditions.

ОСНОВНЫМИ видами военных действий флотов во Второй мировой войне следует признать борьбу на морских сообщениях, направленную на подрыв военно-экономического потенциала противников и на защиту своих морских перевозок, а также получившие небывалый до этого размах морские десантные операции1.

На протяжении Великой Отечественной войны советские Вооруженные Силы вели активные морские десантные действия. Первую морскую десантную операцию (МДО) провели североморцы, это произошло уже 6 июля 1941 года2.

В ходе оборонительных и наступательных операций на приморских направлениях советский флот, используя боевые корабли и малопригодные для десантирования войск суда, высадил морские десанты общей численностью более 250 тыс. человек с техникой и вооружением, что составляет примерно 30 дивизий войск. В среднем флот каждые две недели высаживал один десант. В то же время флот активными действиями не позволил немцам высадить ни одного крупного десанта на наше побережье, хотя они располагали десантными кораблями специальной постройки и имели опыт успешного проведения таких операций на Западно-европейском театре3.

В советской историографии Великую Отечественную войну по коренным изменениям в военно-политической обстановке принято делить на три основных периода, в соответствии с которыми менялся и характер морских десантных действий4.

1 Горшков С.Г. Морская мощь государства; 3-е изд., испр. СПб.: Морское наследие, 2016. С. 4.

2 Платонов А. Опыт первых советских морских десантных операций. URL: http://www. k2x2.mfo/istorija/desanty_veHkoi_otechestvennoi_voiny/p6.php (дата обращения: 10.09.2017).

3 Горшков С.Г. Морская мощь государства. С. 246.

4 Замчалов А.Н. История военно-морского искусства. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне 1941—1945. Л.: ВМА, 1987. С. 30.

Первый период (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.) характеризовался вынужденным отступлением и преимущественно оборонительными действиями Красной Армии, срывом гитлеровского плана «молниеносной войны» и созданием условий для коренного перелома в ходе войны в пользу Советского Союза.

Целью десантных операций этого периода было: замедлить темп наступления противника, создать условия частям Красной Армии для организованного перехода к обороне.

Впервые в мировой практике морские десанты высаживала обороняющаяся сторона. До этого в истории морские десанты не высаживались в ходе оборонительных операций.

Второй период (19 ноября 1942 г. — конец 1943 г.) характеризовался переходом советских Вооруженных Сил к активным оборонительным и наступательным действиям, в ходе которых Красная Армия нанесла несколько сокрушительных поражений противнику.

Основной целью десантных операций второго периода войны было содействие частям Красной Армии в прорыве обороны противника и ликвидации отдельных его группировок, действующих на приморских направлениях.

В десантных операциях второго периода войны, в сравнении с первым, было улучшено взаимодействие между подразделениями десанта, поддерживавшими их авиацией, береговой и корабельной артиллерией. Началось формирование и боевое слаживание соединений и частей морской пехоты.

Третий период (январь 1944 г. — 9 мая 1945 г.) характеризовался наступлением Красной Армии на всех фронтах, в ходе которого сначала была освобождена территория СССР, затем страны Восточной и Центральной Европы, театр войны перенесен на территорию Германии. Война окончилась захватом Берлина и безоговорочной капитуляцией фашистской Германии. Война СССР против милитаристской Японии (9 августа — 2 сентября 1945 г.) закончилась разгромом японской Кван-тунской армии на Дальнем Востоке, что ускорило ее капитуляцию.

Целью большей части десантов третьего периода войны являлся захват морских портов противника и лишение его возможности производить эвакуацию водным путем.

За годы Великой Отечественной войны флотами и флотилиями ВМФ СССР, без учета мелких десантов с разведывательными, диверсионными и другими целями было высажено 110 десантов (табл.)5, из них одиннадцать большинство исследователей относят к десантным операциям: Керченско-Феодосийскую (25 декабря 1941 г. — 2 января 1942 г.), Южно-Озерейскую (2—15 февраля 1943 г.), Новороссийскую (9—16 сентября 1943 г.), Таманскую (24—27 сентября 1943 г.), Керчен-ско-Эльтигенскую (31 октября — 11 декабря 1943 г.), Тулоксинскую (23—27 июня 1944 г.), Лане-Мехикоормскую (15—19 августа 1944 г.), Аккерманскую (21—23 августа 1944 г.), Моонзундскую (27 сентября — 24 ноября 1944 г.), Сейсинскую (13—16 августа 1945 г.) и Курильскую (18 августа — 1 сентября 1945 г.).

В состав оперативных десантов входило от трех до семи дивизий общей численностью до 40—80 тыс. человек6.

5 Салагин Я.Т. Опыт десантных операций в Отечественную войну 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1947. С. 8.

6 Замчалов А.Н. История военно-морского искусства. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне 1941—1945. С. 21.

Таблица

Количество десантов, высаженных советскими флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны

Флоты и флотилии Годы высадки Всего

1941 1942 1943 1944 1945

Северный флот 3 3 1 5 — 12

Краснознаменный Балтийский флот 14 2 — 6 1 23

Черноморский флот 2 3 4 4 — 13

Тихоокеанский флот и Северная Тихоокеанская флотилия — — — — 7 7

Краснознаменная Ладожская флотилия 5 — — 1 — 6

Онежская флотилия — — — 2 — 2

Волжская флотилия — 1 — — — 1

Краснознаменная Каспийская флотилия 1 — — — — 1

Краснознаменная Днепровская флотилия 2 — — 7 — 9

Азовская флотилия — — 6 2 — 8

Краснознаменная Дунайская флотилия 2 — — 14 5 21

Краснознаменная Амурская флотилия — — — — 7 7

Всего 29 9 11 41 20 110

Предвоенные взгляды в Военно-Морском Флоте СССР на высадку морских десантов

На основании анализа событий Первой мировой войны, в частности неудачной Дарданелльской десантной операции (19 февраля 1915 г. — 9 января 1916 г.), зарубежные военные теоретики пришли к выводу о том, что в условиях бурного развития авиации и возросшей подвижности войск успешное проведение морских десантных операций маловероятно. На основании этого в ведущих морских державах теория морских десантных действий была разработана слабо, специальных сил и средств не было. Исключением была только Япония. Положительный опыт высадки морских десантов в Японо-китайской войне (1937—1945) был положен в основу совместной подготовки сухопутных войск, авиации и флота.

Царская Россия, наоборот, имела положительный опыт высадки морских десантов в Первую мировую войну. Вооруженные силы Советского Союза в Гражданской войне также успешно высаживали морские десанты. Советские военные теоретики относили морские десантные действия к наиболее активной форме содействия сухопутным войскам, действующим на приморских направлениях.

Итогом кропотливой работы специалистов Главного морского штаба ВМФ, ведущих ученых Военно-морской академии по вопросам подготовки и ведения десантных операций стала разработка отдельной главы «Десантные операции» Боевого устава Военно-морских сил РККА

1930 года (БУ-30)7. Ни одно другое государство мира в то время не имело разработанной теории десантной операции.

Важную роль в развитии теории десантных операций в 30-е годы сыграл труд И.С. Исакова (в то время начальника штаба Морских сил Балтийского моря) «Десантная операция», изданный в 1934 году 8.

В пришедшем на смену БУ-30 Временном Боевом уставе Морских сил РККА 1937 года (БУМС-37) излагались основы и давались рекомендации по обходу фланга противника тактическим десантом9.

В вышедшем в 1940 году временном Наставлении по ведению морских операций (НМО-40) в главе 8 «Десантные операции» излагались основные положения по подготовке и ведению морских десантных операций.

Согласно данному Наставлению сущность морской десантной операции определялась как маневр сухопутных сил через море с целью воздействия на фланг или глубокий тыл противника или с целью перенесения войны на территорию противника10.

По масштабу и значению десанты классифицировались следующим образом: стратегические, оперативные, тактические, а также диверсионные.

Далее излагались: цели десантных операций; состав десантов; оперативное построение сил; рекомендации по выбору времени и места высадки десанта; организации командования и управления в операции; мероприятия по видам обеспечения; перечень основных документов, разрабатываемых при подготовке десантной операции.

Для содействия успеху десантной операции предполагалась высадка вспомогательного десанта, к которому относился подводный или воздушный десант.

Таким образом, можно полагать, что с введением в действие НМО-40 на официальном уровне была закреплена «морская десантная операция» как форма оперативного применения межвидовых группировок сил (войск).

Боевой опыт высадки морских десантов, накопленный в первый и второй периоды войны, был тщательно проанализирован командованием и специалистами армии и флота и обобщен в изданном в 1943 году Наставлении по совместным действиям Сухопутных войск с Военно-Морским Флотом и военными речными флотилиями11.

В целом, можно заключить, что предвоенные руководящие документы являлись достаточной теоретической базой для подготовки и проведения десантных операций различного масштаба. Рассмотрим их содержание более подробно.

Подготовка морских десантных операций

Как известно, качество подготовки операции, боевых действий, боя во многом зависит от времени, имеющегося на подготовку. Ана-

7 Боевой устав Военно-морских сил РККА. 1930. Народный комиссариат по военным и морским делам. Москва; Ленинград: Гос. изд-во. Отд. воен. литературы, 1930.

8 Исаков И.С. Десантная операция. Отдел издательства Народного Комиссариата Обороны Союза ССР. М.: Л., 1934.

9 Временный Боевой устав морских сил РККА. 1937: БУ МС 37 / Упр. Морских сил РККА Москва; Ленинград: Гос. воен. изд-во Наркомата Обороны Союза ССР, 1937.

10 Временный Боевой устав морских сил РККА. 1937: БУ МС 37 / Упр. Морских сил РККА Москва; Ленинград: Гос. воен. изд-во Наркомата Обороны Союза ССР, 1937. Ст. 229.

11 Наставление по совместным действиям Сухопутных войск с Военно-Морским Флотом и военными речными флотилиями. СССР. Военные уставы и наставления [Б.м.]: Госвоениз-дат, 1943.

лиз данных, представленных в достоверных источниках12, показал, что наиболее полная подготовка десантных операций периода Великой Отечественной войны осуществлялась при наличии не менее 10 суток на ее подготовку. Здесь положительными примерами могут быть Кер-ченско-Феодосийская и Керченско-Эльтигенская морские десантные операции, на подготовку к которым выделялось 11 и 20 суток соответственно, в то время как на Сейсинскую и Моонзундскую десантные операции только по двое суток13. В руководящих документах нормативы на подготовку к десантной операции отсутствовали, а отводимые сроки диктовались складывающейся обстановкой на фронтах.

Исходя из анализа литературных источников14, методика подготовки морской десантной операции в общем случае незначительно отличалась от современной и включала: уяснение задачи; оценку обстановки;

определение предварительного замысла; завершение принятия решения; постановку задач силам (войскам); планирование морской десантной операции.

Во время уяснения задачи командующий войсками и силами в МДО (командующий) прежде всего определял цель операции, роль, место и влияние данной операции на достижение целей операции, составной частью которой она являлась, а также ориентировочный состав десантируемых войск.

Оценка обстановки включала оценку противника, оценку своих сил, оценку действий соседей, всестороннюю оценку района операции.

После уяснения задачи и оценки обстановки командующий намечал предварительный замысел. Замыслы командующих отличались большим разнообразием и зависели от цели операции, сильных и слабых сторон противника и наших сил (войск), физико-географических условий местности.

В ряде случаев замыслы предусматривали высадку воздушных и демонстративных десантов.

В ходе войны были уточнены взгляды на выбор оперативного момента высадки десантов. Момент высадки стал планироваться с учетом действий группировки сухопутных войск, как правило, на второй-тре-тий день наступления после наметившегося успеха сухопутных сил15. Такие десанты действовали более эффективно и с меньшими потерями.

Переход десантных сил к месту высадки планировался обычно на ночное время, с расчетом, чтобы высадку произвести на рассвете. Исключением являлись десанты Северного флота во время полярного дня и десанты Краснознаменного Балтийского флота во время белых ночей. В такой обстановке широко применялись мероприятия оперативной маскировки — одиночные переходы кораблей при сохранении обычно-

12 Жуматий В.И. Морские десантные операции Вооруженных сил СССР. Морская пехота в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны. 1918—1945. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2011. С. 92.; Салагин Я.Т. Опыт десантных операций в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 422—465.

13 Жуматий В.И. Морские десантные операции Вооруженных сил СССР. Морская пехота в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны. 1918—1945.

14 Там же; Жуматий В.И. Морские десантные операции советских Вооруженных сил в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). М.: Военный университет, 1996.

15 Жуматий В.И. Морские десантные операции Вооруженных сил СССР. Морская пехота в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны. 1918—1945. С. 106.

го режима плавания кораблей в районе перехода, маскировка одиночно движущихся кораблей под фон местности, применение дымовых завес, переход кораблей в условиях плохой видимости.

На основе уяснения задачи, оценки обстановки и предварительного замысла командующий принимал решение. Решение на десантную операцию, как правило, принималось армейским и флотским командованием совместно. Были случаи, когда командующие фронтами решение принимали самостоятельно. Первоначально принятое командующим Закавказским фронтом без участия командующего Черноморским флотом решение на Керченско-Феодосийскую десантную операцию не учитывало ни обстановку, ни возможности флота. Это привело к ведению излишней переписки и в конечном счете к корректировке принятого решения.

С принятием решения штаб фронта (флота) совместно со штабом флота (фронта) и представителями оперативных объединений и соединений авиации приступали к планированию операции.

Планирование применения авиации осуществлялось совместно со штабами ВВС флота и воздушной армии фронта.

Морские десантные операции первого и второго периодов войны на этапы не делились — НМО-40 их не предусматривало. Реально этапы имели место, но в планирующих документах это не отражалось, что отрицательно сказывалось на управлении и переподчинении сил и войск в ходе операции.

Только в 1943 году в Наставлении по совместным действиям Сухопутных войск с Военно-Морским Флотом и речными военными флотилиями на основе полученного практического опыта появляется деление операции на этапы:

подготовка к десантной операции;

посадка десанта;

переход десанта морем;

бой за высадку и высадка;

решение десантом задачи на берегу;

свертывание десантной операции или перегруппировка для последующей операции16.

Постановка задач силам (войскам) осуществлялась оперативными директивами, боевыми приказами и боевыми распоряжениями. Они, как правило, носили локальный характер, были конкретными и не имели двоякого толкования. Как пример могут служить: Директива командующего войсками Закавказского фронта № 01696/оп от 12.12.1941 на проведение Керченско-Феодосийской десантной операции; Боевой приказ № 1/Оп от 22.06.1944 командующего Днепровской военной флотилией командиру 1 бригады речных кораблей на действия в интересах частей Красной Армии; Частная оперативная директива Командующего войсками первого Белорусского фронта № 00477/оп от 12.06.1944 Командующему Днепровской военной флотилией на поддержку наступления войск 48 и 65 армий.

Организация командования силами и войсками в МДО

Важное значение при проведении МДО имел правильно определенный порядок подчинения, командования в операции, который непосредственно мог влиять на ее результативность.

16 Наставление по совместным действиям Сухопутных войск с Военно-Морским Флотом и военными речными флотилиями. СССР. Военные уставы и наставления [Б.м.]: Госвоениз-дат, 1943. Ст. 17.

В соответствии с НМО-40 в общем случае в МДО предполагалась следующая структура командования:

командир сил высадки, подчиненный непосредственно командующему силами в операции;

командир войск десанта, с момента получения приказа о посадке подчиняющийся командиру сил высадки; он сходит на берег вслед за первым эшелоном десанта и выходит из подчинения командира сил высадки с окончанием боя за высадку;

командир сил поддержки, объединяющий под своим командованием маневренное соединение, сформированное для огневой поддержки войск десанта; подчинен на все время операции командиру сил высадки;

командир сил охранения, объединяющий под своим командованием все силы, выделенные для непосредственного охранения десантного отряда на переходе морем и в районе высадки, организует охрану водного района высадки и командует ею до свертывания операции, подчинен на все время операции командиру сил высадки;

командир отряда транспортов, подчинен непосредственно командиру сил высадки на все время операции;

командир отряда высадочных средств, подчинен непосредственно командиру высадки на все время операции, одновременно является командиром высадочной партии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

командир сил прикрытия, подчиненный непосредственно командующему силами и войсками в операции17.

Командующим силами и войсками в МДО обычно назначался командующий войсками приморского фронта (армии) или командующий флотом (флотилией). В тех случаях, когда руководителем десантной операцией назначался общевойсковой командир, флотский начальник становился его помощником по морской части, как того и требовала ст. 244 НМО-40. Однако на флотах были свои особенности.

Северный флот высадку десантов проводил своими силами, что снимало вопрос о единстве командования. На Балтике и Черном море дела обстояли иначе, прежде всего из-за участия в десантных операциях соединений и частей различных видов вооруженных сил.

На Балтике, как правило, операцией командовало несколько лиц, а само понятие «командующий десантной операцией» в документах на операцию зачастую отсутствовало18. Действиями на суше руководили сухопутные начальники, действиями на море — морские начальники, руководство действиями авиации вышестоящее командование оставляло за собой. По такой схеме была определена организация командования в Моонзундской десантной операции 1944 года.

В большинстве десантных операций Черноморского флота единства командования также достигнуто не было. Все это приводило к нечеткой организации взаимодействия, невозможности быстрой реакции на изменения обстановки, уменьшению степени ответственности должностных лиц в операции.

Немаловажным вопросом организации командования в десантной операции являлся вопрос подчинения командира десанта командиру сил высадки. Цель десантной операции достигалась выполнением задачи десантом на берегу, а командир десанта выходил из подчинения командира сил высадки после схода на берег и переходил в подчинение

17 Платонов А. Опыт первых советских морских десантных операций. URL: http://www. k2x2.info/istorija/desanty_velikoi_otechestvennoi_voiny/p6.php (дата обращения: 10.09.2017).

18 Жуматий В.И. Морские десантные операции Вооруженных сил СССР. Морская пехота в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны. 1918—1945.

общевойскового начальника. То есть конечный результат десантной операции зависел от общевойскового командира, не подчиненного командующему силами (войсками) в десантной операции.

Организация всестороннего обеспечения в МДО

Всестороннее обеспечение в десантной операции организовывалось с целью создания благоприятных условий для действий наших сил и затруднения действий силам противника, обеспечения высокой боеготовности, боеспособности и боевой устойчивости сил при выполнении ими поставленных задач.

Обеспечение осуществлялось в соответствии с решением командующего силами и войсками в операции и его заместителя по морской (сухопутной) части. Мероприятия по видам обеспечения оформлялись в планах по видам обеспечения, которые являлись частью плана десантной операции.

Видами всестороннего обеспечения десантных операций являлись: оперативное, специальное и материально-техническое.

Видами оперативного обеспечения в десантных операциях являлись: оперативная разведка, оперативная маскировка, противовоздушная, противокатерная, противоминная, противолодочная оборона, инженерное обеспечение и охранение19.

Оперативная разведка организовывалась штабом фронта (флота). Получение разведывательных данных в полном объеме было возможно только совместными усилиями разведывательных органов всех видов вооруженных сил, участвовавших в операции. Распределение задач с учетом возможностей разведки каждого вида вооруженных сил обеспечивало получение необходимого объема информации о противнике.

Каждому этапу десантной операции соответствовали свои задачи оперативной разведки.

Усилия оперативной маскировки сосредоточивались на достижении внезапности в десантной операции. Цели оперативной маскировки определялись для каждого этапа операции с учетом конкретных условий обстановки. Планами оперативной маскировки в различных десантных операциях предусматривались следующие мероприятия: сохранение обычного оперативного режима в районе проведения операции при ее подготовке, проведение значительной части мероприятий подготовки в ночное время, переход кораблей вблизи берега с маскировкой под фон местности, сохранение обычного режима радиопереговоров в пунктах базирования с началом десантной операции, высадка ложных и демонстративных десантов, применение дымовых завес, высадка десантов без авиационной и артиллерийской подготовки и другие.

Возможности сил флотов по осуществлению противоминной обороны были ограниченными. Только в Керченско-Эльтигенской десантной операции из состава 2-го и 1-го десантных отрядов на переходе морем у мыса Панагия затонули подорвавшиеся на минах два катера, в результате чего погибли 215 десантников. В 3-й группе высадки подорвались на минах и затонули три катера и речной тральщик, погибли 218 десантников20.

Специальные виды обеспечения — навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое (метеорологическое) — имели важное значение в обеспечении десантных операций.

19 Жуматий В.И. Морские десантные операции Вооруженных сил СССР. Морская пехота в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны. 1918—1945. С. 168.

20 Там же. С. 247.

Особо следует отметить важность гидрометеорологического (метеорологического) обеспечения в десантной операции. Пренебрежение данными о погоде во время проведения десантных операций приводило к потере во время штормов маломореходных судов, буксируемых несамоходных ДВС, а в некоторых случаях и с десантниками на борту. Например, в Керченско-Феодосийской десантной операции при переходе десантных отрядов из состава кораблей Азовской военной флотилии из-за шторма было потеряно 13 сейнеров, 73 байды и почти все шлюпки с десантниками21.

При осуществлении материально-технического обеспечения десантных операций силы флота отвечали за организацию и защиту морского подвоза, а обеспечение сухопутных частей было возложено на тылы фронта и армий. Ввиду того что десанты высаживались без транспортных средств все запасы материальных средств десантники несли на себе. Это ограничивало обеспечение десанта выдачей 2—3 сутодач сухого пайка и 1,5—2 боекомплектов. Снабжение десанта после высадки зависело от наличия свободных транспортов и судов, а также состояния погоды.

Ведение морских десантных операций

Посадка десанта. Посадка войск и погрузка техники проводилась, как правило, в нескольких пунктах, в портах или со специально оборудованных пристаней. Погрузка техники производилась в последовательности, обратной порядку выгрузки на берег в районе высадки. Для выполнения плана посадки войск и погрузки техники, соблюдения сроков посадки назначался комендант пункта посадки.

Сосредоточение войск десанта в пунктах посадки обычно производилось ночью с соблюдением мер маскировки. В дневное время войска и ДТС прикрывались истребительной авиацией. Проводимые мероприятия позволяли посадку войск и погрузку техники осуществить скрытно и без противодействия со стороны противника.

Формирование десантных отрядов производилось на рейде. Время высадки десанта являлось определяющим моментом при расчете времени выхода ДТС из пунктов посадки.

В целях введения противника в заблуждение об истинных намерениях десанта заранее планировался и осуществлялся выход в море демонстративных десантных отрядов на других направлениях.

Переход десанта морем. Переход морем силы высадки могли совершать совместно или раздельно, в зависимости от условий морского театра. При длительных переходах силы высадки совершали совместный переход, а в стесненных условиях местности и при незначительной продолжительности перехода — раздельно. Для согласования действий назначались контрольные рубежи.

Несвоевременное прибытие сил высадки в район высадки приводило к нарушению порядка огневого поражения противодесантной обороны противника. Отсутствие связи между командиром сил высадки и командиром отряда кораблей огневой поддержки не позволяло своевременно реагировать на непредвиденные изменения обстановки.

Были случаи возвращения ДТС в пункты посадки без высадки десанта. Главной причиной была потеря управления ввиду отсутствия надеж-

21 Жуматий В.И. Морские десантные операции Вооруженных сил СССР. Морская пехота в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны. 1918—1945. С. 244.

ной связи как между десантными отрядами, так и между десантными отрядами и командующим операцией.

Случаев встреч десантных отрядов с морским противником на переходе морем не было, за исключением неудачных атак немецких торпедных катеров СКР «Шквал» в районе Утриш — Анапа в период проведения Таманской десантной операции в сентябре 1943 года и японской подводной лодкой миноносца «Войков» и самоходной баржи № 3 на подходах к Сейсину в ходе проведения Сейсинской десантной операции в августе 1945 года.

Случаев воздушных атак десантных отрядов на переходе морем в темное время суток также не отмечалось22.

Опыт проведения ВМФ СССР всех десантных операций в Великой Отечественной войне показал, что сравнительно малая угроза десантным отрядам со стороны противника значительно упрощала решение задач их прикрытия и непосредственного охранения. Поэтому переход десантных отрядов морем в ряде случаев осуществлялся без фактического выделения специальных отрядов прикрытия, хотя последнее и планировалось23.

Бой за высадку и высадка. Наиболее ответственным этапом десантной операции являлся бой за высадку. Началом боя за высадку было тактическое развертывание сил высадки для построения боевого порядка.

Успех высадки десанта во многом зависел от успеха прорыва противодесантной обороны противника, которая имела очаговый характер. Исходя из этого высадка десантов планировалась на широком фронте в нескольких районах высадки.

Задача подавления противодесантной обороны решалась во время артиллерийской и авиационной подготовки, но в целях достижения внезапности могла и не проводиться. Артиллерийская подготовка могла проводиться как корабельной артиллерией, так и береговой. Нередко привлекалась артиллерия и танки десантных войск.

Особенностью Новороссийской десантной операции было применение против укрепленных береговых объектов противника торпедного оружия, что в определенной степени ослабило противодесантную оборону противника и облегчило высадку десанта24.

В зависимости от условий района высадки и привлекаемых ДТС и ДВС высадка могла осуществляться способом «берег—берег», «берег— корабль—берег» или комбинированным способом. Наиболее высоких темпов высадки можно было достичь первым способом, не предусматривающим пересадку с ДТС на ДВС, но из-за отсутствия на флотах десантных кораблей специальной постройки он мог применяться только в случае перевозки войск десанта небольшими катерами, малая осадка которых позволяла максимально близко подойти к берегу.

Важную роль в бое за высадку играла морская пехота. В годы Великой Отечественной войны морская пехота непременно входила в состав всех оперативных морских десантов и успешно действовала в качестве передового отряда, решая самую ответственную и сложную задачу в

22 Жуматий В.И. Морские десантные операции Вооруженных сил СССР. Морская пехота в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны. 1918—1945. С. 248—249.

23 Жуматий В.И. Морские десантные операции советских Вооруженных сил в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). С. 77.

24 Жуматий В.И. Морские десантные операции Вооруженных сил СССР. Морская пехота в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны. 1918—1945. С. 273.

бою за высадку — захват плацдарма в пунктах высадки и обеспечение высадки основных войск десанта25.

Бой за высадку завершался захватом плацдарма высадки, что обычно являлось ближайшей задачей войск на берегу, и принятием управления войсками командиром десанта с командного пункта на захваченной территории.

Решение десантом задачи на берегу. Одной из важных задач корабельных сил в десантной операции являлось создание перевеса сил в районе действий десанта с момента его высадки и до решения главной задачи на берегу. В этот момент эффект внезапности уже утрачивал свое действие и десантные войска встречали наибольшее сопротивление противника и несли наибольшие потери.

С момента занятия плацдарма и закрепления на нем главных сил десантные войска вели наступательные действия, а в случае перевеса сил противника переходили к активной обороне захваченной территории и накоплению сил за счет вступления в бой последующих эшелонов.

Во многом результативность действий десантных войск зависела от успешных наступательных действий сухопутных войск с фронта. В Юж-но-Озерейской десантной операции в феврале 1943 года войскам десанта успеха добиться не удалось, так как сухопутные войска не смогли с фронта прорвать оборону противника. Десантная операция заканчивалась выходом десантных войск на рубеж, предусмотренный планом, полным овладением портом, островом или выполнением других задач.

Выводы

Первое. Основные теоретические положения МДО были разработаны в 20-х и 30-х годах XX века и нашли свое отражение в главном оперативно-тактическом руководящем документе советского ВМФ периода Великой Отечественной войны — НМО-40.

Второе. Обобщив положительные и отрицательные стороны, повлиявшие на конечный результат МДО, проведенных советским ВМФ в годы Великой Отечественной войны, можно вычленить основные элементы и правила подготовки и ведения МДО, оказывающие решительное значение на ее исход:

подготовка МДО должна вестись единым штабом командующего силами (войсками) в операции, включающим офицеров — операторов сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота;

все оперативно-тактические расчеты должны производиться исходя из назначенного времени высадки передового отряда десанта, а планы иметь возможность быстрой корректировки в случае изменения этого времени;

непрерывность управления, связи, взаимодействия; порядок посадки войск должен быть обратным порядку высадки; приспособленность ДТС и ДВС к использованию в МДО; рассредоточенность материальных средств по ДТС; правильный выбор оперативного времени высадки морского десанта;

достижение внезапности высадки за счет скрытной ее подготовки, скрытной посадки, скрытного перехода морем;

в передовом отряде должны действовать подразделения морской пехоты, специально для этого подготовленные;

темп наращивания десантных войск на берегу должен быть выше темпа наращивания войск в противодесантной обороне противника.

Третье. Значительная часть выявленных элементов и правил не утратила своего значения в современных условиях.

25 Скуратов И.С. Морская пехота ВМФ. М.: Военное издательство, 1993. С. 173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.