Научная статья на тему 'Развитие теории физического воспитания личности в трудах украинского педагога Григория Ващенка (1878-1967)'

Развитие теории физического воспитания личности в трудах украинского педагога Григория Ващенка (1878-1967) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛОВОСПИТАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / H. VASHCHENKO / Г. ВАЩЕНКО / PHYSICAL EDUCATION / HARMONIOUS DEVELOPMENT / OBJECT OF EDUCATION / THE CONCEPT OF BODY-BREEDING / PEDAGOGICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гауряк Елена Дмитриевна

В статье проанализировано освещение проблемы физического воспитания личности в трудах классиков европейской педагогики; украинских и русских ученых. Представлены ключевые идеи концепции теловоспитания украинского педагога Г. Ващенка в контексте развития общей теории физического воспитания. Установлена преемственность взглядов педагогов и вклад Г. Ващенка в разработку современных основ физического воспитания подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the theory of physical education of a person in the works of Ukrainian teacher Hrygorii Vashchenko (1878-1967)

The paper analyzes the coverage problems of physical education of the individual in the classical works of European pedagogy, Ukrainian and Russian scientists. The key ideas of the concept «body-breeding» of the Ukrainian teacher H. Vashchenko in the context of the general theory of physical education are presented in the article. Continuity in the teachers’ views and H. Vashchenko contribution to the development of modern basis of physical education of younger generation are established.

Текст научной работы на тему «Развитие теории физического воспитания личности в трудах украинского педагога Григория Ващенка (1878-1967)»

Section 7. Pedagogy

языком межнационального общения для дагестанцев является русский язык, и он формирует ценности, связанные с ценностями народа — носителя языка. Русский язык — это средства достижения успеха в современном российском обществе. Но, необходимо помнить — утеря собственного языка приводить к потере этническую идентичности.

Исследования показывают, что понятие «эмансипация» слишком поверхностное, не отражающее подлинную суть и глубину гендерных отношений в Дагестане. Женщина на Кавказе заслуживала уважение даже со стороны мужчин не просто так, а тяжким трудом на поле, дома и даже на поле битвы, преданностью семье, мужу, уважением к окружающим людям, мудростью в речах и поступках, наконец, просто женственностью. Современные дагестанские девушки по-новому понимают честь и достоинство. А мужчина у народов Кавказа в идеальном представлении олицетворяет в молодом возрасте джентельмена (джигита), а в пожилом — мудреца (аксакала).

Характерной особенностью ценностных ориентаций с социальной позиции является гипертрофия одних ценностей и атрофия других в прямой зависимости от идеала, которым руководствуется социальная общность в своем поведении, например, тухум.

Например, возрождая кровную месть между тухумами «силовиков» и «лесных» вожди кланов преследуют свои собственные меркантильные цели.

По-своему складывается современная этническая субкультура молодежи в регионах и формируется порой весьма в неожиданных ракурсах. Молодой человек мечется между желанием «казаться» и необходимостью «быть». В процессе динамики общественного развития возникают противоречия в выборе между ценностными смыслами субкультурных сред и инициируемой в обществе деятельностью в целом, нравственными смыслами и практической целесообразностью.

Анализ среды и условий, в которых формируются этнокультурные компетенции учителя, показывает, что в настоящее время этот процесс происходит под влиянием внешних к образовательному учреждению факторов и носит случайный и стихийный, а не системный характер. Необходимо построить ориентационную модель учителя, включающую систематизированные этнокультурные и поликультурные компетенции. Гражданское воспитание учителя, а через него и учеников осуществляется не достижением однообразия граждан, а сохранением этнического разнообразия на основе консолидирующих ценностей.

Список литературы:

1. Алиева Б. Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. - Пятигорск, 2006.

2. Магомедов Р. М. Обычаи и традиции народов Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992.

3. Мирский Г. Исламская цивилизация.//Мировая экономика и международные отношения. № 6, 2004. - М.: «Наука».

4. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности. - М.: «Большая медведица», 2004.

5. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании. В кн. «Собрание педагогических сочинений К. Д. Ушинского». -С.-Петербург, 1985.

6. Фишбейн М. Х. Менталитет - ценность национально-регионального аспекта образования.//Педагогиче-ское образование и наука. № 3, 2004.

7. Якубов З. Я. Этнопедагогика народов Дагестана (программа регион. комп. педагогики). - Махачкала: ИПЦ ДГУ 2003.

Hauriak Elena Dmitrievna, Yuriy Fedkovych Chernivtsi National University, instructor of department, Faculty of Physical Training and human health

E-mail: djakonovich@mail.ru

Development of the theory of physical education of a person in the works of Ukrainian teacher Hrygorii Vashchenko (1878-1967)

Abstract: The paper analyzes the coverage problems of physical education of the individual in the classical works of European pedagogy, Ukrainian and Russian scientists. The key ideas of the concept «body-breeding» of

88

Development of the theory of physical education of a person in the works of Ukrainian teacher Hrygorii Vashchenko (1878-1967)

the Ukrainian teacher H. Vashchenko in the context of the general theory of physical education are presented in the article. Continuity in the teachers’ views and H. Vashchenko contribution to the development of modern basis of physical education of younger generation are established.

Keywords: physical education, harmonious development, the object of education, the concept ofbody-breeding, pedagogical heritage, H. Vashchenko.

Гауряк Елена Дмитриевна, Черновицкий национальный университет, преподаватель, факультет физической культуры и здоровья человека

E-mail: djakonovich@mail.ru

Развитие теории физического воспитания личности в трудах украинского педагога Григория Ващенка (1878-1967)

Аннотация: В статье проанализировано освещение проблемы физического воспитания личности в трудах классиков европейской педагогики; украинских и русских ученых. Представлены ключевые идеи концепции теловоспитания украинского педагога Г. Ващенка в контексте развития общей теории физического воспитания. Установлена преемственность взглядов педагогов и вклад Г. Ващенка в разработку современных основ физического воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: физическое воспитание, гармоническое развитие, цели воспитания, концепция теловоспитания, педагогическое наследие, Г. Ващенко.

Личность, которая сможет реализовать себя в условиях нового тысячелетия, должна обладать развитым интеллектом, умением и готовностью осваивать новые направления и объемы знаний, гражданским самосознанием, гуманистическим мировоззрением, эстетически развитым вкусом и другими важными качествами. Среди них особое место занимает физическое развитие, являющееся в значительной степени показателем организованности человека, его волевых качеств, стремления к здоровому образу жизни. Современная педагогическая теория и практика рассматривает физическое воспитание как целенаправленную, четко организованную и планомерно осуществляемую систему физкультурной и спортивной работы, которая включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело человека в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью [7, 89].

В истории мировой, европейской и отечественной педагогики вопросы эффективного физического воспитания в контексте формирования гармонически развитой личности занимали особое место. Выдающиеся теоретики и практики педагогики, анализируя те или иные аспекты учебной, образовательной, воспитательной деятельности педагогов, самовоспитание и т. п., непременно обращались к теории физического воспитания личности.

Классические основы физического воспитания были заложены еще в эпоху античности, когда полноценное начальное образование не мыслилось без посещения гимнастических школ (палестр), в которых занимались развитием культуры тела. Платон (428348 гг. до н. э.) в трактате «Государство», декларируя основные идеалы и программу разностороннего воспитания личности, подчеркивал, что «... необходимо обеспечить для тела гимнастику, для души музыку» [5, 51], а Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в своей «Политике» утверждал, что начинать воспитание следует «с заботы о теле», а затем «заботиться о духе», чтобы «Воспитание тела способствовало воспитанию духа» [5, 54].

В эпоху европейского Средневековья, несмотря на акценты в философско-педагогической мысли (Августин, Боэций, Фома Аквинский и др.) на усовершенствование духа, пропаганду аскетизма, устранения пристрастия ко всему земному, в системе рыцарского воспитания четко были определены «семь рыцарских добродетелей», основу которых составляла именно надлежащая физическая подготовка (владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, обучение военному искусству).

Кардинальный поворот к разработке теории физического воспитания начинается в эпоху Возрождения и Реформации, когда лучшие умы Европы (Витторино да Фельтре, Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, То-

89

Section 7. Pedagogy

мас Мор и др.) провозглашали человека главной ценностью общества, в обновленном виде представили идеал духовно и физически развитой личности, сами нередко являясь его носителями, будучи эталонами мудрости, нравственности, духовности. Великий педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) — отец современной педагогики — рассматривал образование и воспитание в их взаимосвязи и многогранности, видел в каждой личности совершенное творение, отстаивал ее право на развитие всех возможностей и способностей, подчеркивал важность гармонического воспитания человека.

В последующие столетия теория физического воспитания приобретает качественно новые черты. Так, Джон Локк (1632-1704) конечную цель воспитания видел в наличии здорового духа в здоровом теле («... вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире») [5, 180], а выдающийся философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) видел в физическом воспитании средство для установления гармонии между человеком, природой и социальным окружением, для преодоления пагубных наклонностей, формирования нравственно чистых идеалов и помыслов, развития всего организма. Методика и рекомендации педагога по физическому воспитанию были рассчитаны на условия жизни в среде, близкой к природе и ручному труду; он советует с раннего возраста осуществлять интенсивную физическую закалку ребенка.

В Российской империи XVIII века внимания заслуживают труды И. И. Бецкого (1704-1795), который вслед за Ж.-Ж. Руссо и Дж. Локком, готовил проекты воспитания «идеальных дворян», особое внимание уделяя физическому, умственному и нравственному развитию личности. Идеи воспитывающего труда и развивающего обучения, сформулированные выдающимся швейцарским педагогом И. Г. Песталоцци (1746-1827), легли в основу его концепции элементного умственного, нравственного и физического воспитания [5, 233]. В последующие столетия большинство известных европейских и отечественных педагогов тем или иным образом представляли собственное понимание значение физического развития и воспитания личности.

В период между двумя мировыми войнами XX века идеи здоровьесбережения, необходимости физического воспитания высказывались известными украинскими педагогами. Так, теоретик и практик дошкольного воспитания София Русова (1856-1940) писала, что для национального воспитания приоритетными заданиями являются формирование ребен-

ка как личности, которое происходит в триаспектном измерении: ум, тело и душа. В процессе физического воспитания ребенок должен овладеть гигиеническими навыками, жизненно необходимыми двигательными умениями, развить привычку и заинтересованность в систематических занятиях физическими упражнениями. Организация правильного режима питания, жизнедеятельности в целом, труда и отдыха, занятие спортом и физической культурой — основные задания физического воспитания, которые должен реализовывать педагог — «охранник здоровья ребенка», писала С. Русова.

Особое место занимала проблема физического развития личности в педагогическом наследии выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренка (1888-1939). Труд, эстетическое и физическое воспитание — вот те базовые понятия, которые в единстве с обоснованной педагогом теорией детского коллектива, должны были способствовать формированию человека нового типа. Необходимым условием воспитания и перевоспитания в коммунах А. Макаренка было физическое закаливание организма, включавшее создание соответствующих санитарно-гигиенических условий, правильного режима дня, рациональную организацию отдыха, широкую программу систематических занятий физкультурой и спортом (гимнастика, акробатика, теннис, волейбол, футбол, походы, стрельба, лыжный спорт, плаванье). В целом для советской воспитательной системы характерным было внимание к систематической работе по овладению учащимися комплексом знаний, умений и навыков физической культуры, введение обязательных уроков физического воспитания в средних школах, а через физическое развитие осуществлялась подготовка подрастающего поколения к «труду и обороне».

Возрождение и детальный анализ несправедливо забытого наследия отдельных педагогов XX века, имена и труды которых в силу объективных исторических обстоятельств были запрещены или игнорировались, способствуют дальнейшему творческому развитию теории и практики физического воспитания личности. Среди ученых XX века, которых Украина дала европейской и отечественной педагогике, особое место занимает Григорий Григорьевич Ващенко (18781967). Педагог, психолог, преподаватель, профессор, общественный деятель, Г. Ващенко работал в учебных заведениях Советской Украины, пока, обвиненный в буржуазном национализме, не вынужден был вначале переехать в Сталинград, а после иммигрировать из СССР.

90

Development of the theory of physical education of a person in the works of Ukrainian teacher Hrygorii Vashchenko (1878-1967)

В деятельности Г. Ващенка четко выделяются три взаимосвязанные составляющие: педагогическая, общественная и литературная. Как педагог и психолог, Г. Ващенко работал над созданием историко-педагогической хроники событий в истории образования и науки в Украине и за рубежом; учительская и преподавательская деятельность была связана с подготовкой педагогических кадров. Его научно-теоретические исследования, а именно — обоснование концепции украинской педагогики, разработка идей воспитательного идеала, освещение проблем национального, эстетического, религиозного воспитания, анализ дидактических категорий и т. п. в монографиях и статьях — занимает важное место в педагогической теории ХХ века. Воспитательная работа Г. Ващенка в Обществе Украинской Молодежи в Германии давала ему возможность непосредственного общения с передовой украинской молодежью, педагогической и творческой интеллигенцией. Существенной являлась и учебно-методическая деятельность педагога-ученого — подготовка учебников, пособий, методических рекомендаций по проблемам национального воспитания и образования, а также организационная работа по руководству аспирантскими группами, курсами для образования взрослых и т. п.

Долгие годы, работая в эмиграции, Г. Ващенко создавал собственную педагогическую систему, краеугольным камнем которой была идея — главная цель воспитания украинской молодежи — служение Богу и Отчизне. Раздумья о месте и значении в процессе воспитания и образования физического развития личности являются органичной частью всей его педагогической концепции.

Перу Г. Ващенка принадлежит более ста научных трудов: монографий, статей, которые только в последние десятилетия стали доступны широкой педагогической общественности. Среди них — фундаментальные педагогические труды — «Загальш методи навчання» («Общие методы обучения» — здесь и далее перевод автора — Е. Г.), «Виховний щеал» («Воспитательный идеал»), «Виховання волi i характеру» («Воспитание воли и характера»), «Проект системи освгги в самостшнш УкраШ» («Проект системы образования в самостоятельной Украине»), «Украшський ренесанс ХХ столггтя» («Украинский ренессанс ХХ века), «Основи естетичного виховання» («Основы эстетического воспитания»), «Виховання любови до Батьювщини» («Воспитание любви к Родине»), «Виховна роля мистецтва» («Воспитательная роль искусства»), «Тловиховання як вихо-

вання волi i характеру» («Теловоспитание как воспитание воли и характера») и другие. Их объединяет идея психолого-педагогического обоснования путей, методов и способов формирования полноценной, духовно богатой, физически развитой и национально сознательной личности с учетом национальных психических особенной каждой нации и социальных факторов, детерминирующих процессы воспитания и образования в определенный исторический период.

Проблемы физического воспитания поднимаются в значительной части публикаций, наиболее четко они выписаны в «Воспитательном идеале», «Теловоспитании как воспитание воли и характера» и «Воспитание воли и характера». Язык трудов Г. Ващенка довольно сложен для перевода, поэтому мы (автор статьи — Е. Г.) предлагаем их собственную интерпретацию и анализ.

Г. Ващенко предложил термин «теловоспитание», которым активно пользовались европейские педагоги второй половины ХХ века. Теловоспитание — неотъемлемая часть личности, тесно связанная с умственным, моральным и эстетическим развитием. Его главная задача — не только укрепление здоровья человека, а и развитие духовной сферы личности, ее воли и ума [4, 38-39]. Значение физического воспитания педагог определяет четко: «... наша задача состоит в том, чтобы воспитать человека сильного духом и телом, одновременно и такого, чтобы у него дух господствовал над телом. В этом главный смысл теловоспитания» [3, 301]. Г. Ващенко в своей теории физического воспитания тесно связывает вопросы сохранения и укрепления здоровья детей, их физического развития и общевоспитательные задачи в целом. Он подчеркивает, что экскурсии, прогулки на свежем воздухе, с одной стороны, укрепляют здоровье учеников, а с другой — являются мощным фактором целостного воспитательного процесса, способствуют развитию любви и уважения к окружающей природе, родной земле, развивают память, внимание, стимулируют позитивные эмоции детей [2, 302].

О преемственности и желании творчески развивать идеи физического воспитания педагогов прошлого свидетельствует тот факт, что Г. Ващенко в своих трудах, прежде чем обосновать собственное виденье того или иного педагогического явления, глубоко анализирует мысли предшественников. Что касается физического воспитания, то в своих статьях он делает ретроспективу систем физического воспитания в Афинах и Спарте, Древнем Риме и Персидском го-

91

Section 7. Pedagogy

сударстве, средневековой Европе и европейских странах эпохи Ренессанса. Интерес ученого вызывает система физического воспитания немецкого, шведского, русского образцов (например, идеи П. Лесгафта), а также «пионера украинской системы физического воспитания И. Боберского» [6, 11].

Систематизируя богатое наследие европейской и отечественной педагогической теории и практики, Г. Ващенко определяет место физического воспитания в общей воспитательной системе (это не отдельная отрасль формирования личности, а органическая его часть, объединенная с умственным, моральным и эстетическим воспитанием); задания физического воспитания (укрепление здоровья, развития мышечной силы и ловкости, способность управлять собственным телом, развитие волевых качеств, выносливости, дисциплинированности, организованности); важно готовить специальных воспитателей — руководителей физическим воспитанием. Педагог подчеркивает, что даже наиболее совершенная, проверенная столетиями воспитательная система не может оставаться неизменной, так как она «... совершенствуется в связи со сменой насущных задач; ... развитием науки, прежде всего, связанной с медициной и психологией...» [6, 12].

В процессе формирования здорового образа жизни Г. Ващенко акцентирует внимание на самовоспитании, считая, что ребенок должен сознательно подходить к пониманию значения здоровья как личной и общественной ценности, а теловоспитание является ключевым элементом в его сохранении. Однако, подчеркивает педагог, без осознанного отношения к физическим упражнениям, занятиям спортом теловоспитание превращается в муштру и не приносит пользу растущему организму ребенка.

Детально описывает Г. Ващенко процесс и значение гигиенического воспитания ребенка как важное средство теловоспитания; его интересуют также вопросы рациональной организации труда, влияния физического труда на формирование воли и характера. Гимнастические упражнения, писал Г. Ващенко, способствуют усовершенствованию тела человека, его мышечной силы и ловкости. Приверженец классической древнегреческой системы гимнастических упражнений, он разграничивает индивидуальные и групповые занятия; дает практические рекомендации по занятиям утренней гимнастикой; описывает пользу занятий плаваньем, дыхательной гимнастикой. Особенности политической ситуации (послевоенное устройство Европы, «железный занавес», угроза

ядерной войны и т. д.) повлияли на отдельные высказывания педагога: так, он связывал необходимость групповых гимнастических занятий с маршевой подготовкой в контексте начальной военной подготовки [2].

Физические упражнения тесно связаны с игрой и занятиями спортом. Г. Ващенко указывал, что игра — природная потребность ребенка, «главный источник радости для него» [2], поэтому необходимо создавать условия для свободной игры, тактично организовывать и направлять ее ход, культивировать национальные игры, среди которых особое место занимают те, в которые включены песни и танцы (казачок, аркан, гопак). Когда игра сопровождается соревнованиями, она становится спортом, подчеркивал он. Классическим примером являются олимпийские игры. Особое место в физическом воспитании подрастающего поколения Г. Ващенко отводил средней школе. По его мнению, именно школа «... должна воспитывать детей здоровыми, сильными и ловкими. Физическое воспитание не может ставить перед собой цель — воспитание атлетов. Однако школа должна так организовывать физическое воспитание, чтобы наша молодежь была здоровой не только во время обучения, но и после окончания школы» [1, 187-188].

Отметим, что не все идеи Г. Ващенка — бесспорны. Например, дискуссионными, по нашему мнению, являются положения о том, что индивидуальные занятия спортом несут в себе опасность увлечения им с позиций честолюбия и игнорирования других важных дел в личной и общественной жизни. Педагог также писал, что бокс «... возбуждает грубые, звериные инстинкты» [3, 313] в человеке, поэтому его следует исключить из системы спортивных соревнований и ограждать от занятия ним детей и подростков.

Таким образом, украинский педагог Г. Ващенко в своей концепции физического воспитания личности творчески развивает прогрессивные идеи педагогов прошлого, вместе с тем высказывает оригинальные взгляды (связь развития психофизических качеств человека и формирования ее духовного облика; морально-волевые качества и физическое развитие как способы усовершенствования индивидуальности и др.). Концепция теловоспитания и другие педагогические идеи Г. Ващенка требуют внимательного анализа, систематизации и поисков рациональных путей внедрения в современную систему физического воспитания подрастающего поколения.

92

The relevance of the professional development preparation of specialists of economic profile in the context of globalization

Список литературы:

1. Ващенко Г. Виховний ^еал/Г. Ващенко. - Полтава: Полтавський вюник, 1994. - 191 с.

2. Ващенко Г. Виховання вол1 i характеру: тдручник для педагопв/Г. Ващенко. - К.: Школяр, 1999. - 385 с.

3. Ващенко Г. Твори. Том 4. Пращ з педагопки та психологй/Г. Ващенко. - К.: Школяр - Фада ЛТД, 2000. - 416 с.

4. Ващенко Г. Тгловиховання як заИб виховання волi i характеру/Г. Ващенко. - Л^в: Укра'шсью технологи.', 2001. - 56 с.

5. Джуринский А. Н. История педагогики: учеб. пособие/А. Н. Джуринский. - М.: Владос, 2000. - 432 с.

Gromova Olga Nikolaevna, Head of law fields department of St.Petersburg University of State, fire service of MChS of Russia, Candidate of law science, assistant professor, E-mail: oritus@yandex.ru

The relevance of the professional development preparation of specialists of economic profile in the context of globalization

Abstract: The article discusses the role of higher education for social and economic development. Noted the relevance of theoretical and methodological substantiation of the use victimological knowledge and model development the development of the system of professional training of students of economic specialties in the field of victimology.

Keywords: professional training, victimological knowledge, economic specialization.

Громова Ольга Николаевна, зав. кафедрой отраслей права ФГБОУВПО «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России»,

E-mail: oritus@yandex.ru

Актуальность развития профессиональной подготовки специалиста экономического профиля в условиях глобализации

Аннотация: В статье рассматривается роль высшего образования для социального и экономического развития. Отмечена актуальность теоретико-методологическое обоснования использования виктимологических знаний и разработки модели развития системы профессиональной подготовки студентов экономических спе-

циальностей в области виктимологии.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, ность.

Сегодня высшее профессиональное образование в России в условиях его модернизации, обусловленной глобализацией различных отраслей современного социума, переживает этап своего активного инновационного развития.

Современное общество характеризуется осознанием роли высшего образования для социального и экономического развития. Соответственно, современное образование подвержено существенному реформированию, приспосабливая систему обучения к нуждам рыночной экономики, тем самым определяя требования к целям и задачам образования, вытекающим из процессов глобализации. Из этого

виктимологические знания, экономическая специаль-

логично сделать вывод о том, что в процессе обучения в вузе студенты должны получать навыки, позволяющие не только достойно выполнять свои профессиональные обязанности, но также блюсти интересы своей организации путем предупреждения противоправных проявлений. Речь идет о тех преступлениях, которые уголовный закон относит к сфере экономической деятельности. Бесспорно, преступления в области экономики не столь опасны для личности нежели иные насильственно преступления. Однако ущерб от них настолько велик, что несет угрозу определенным сферам экономики, подрывая основы государства.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.