Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ'

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МОЛОЧНАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко Галина Михайловна, Черняков Михаил Константинович, Чернякова Мария Михайловна, Чернякова Ирина Алексеевна, Ермаков Александр Олегович

Статья посвящена исследованию проблемы финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов молочной отрасли Российской Федерации в условиях ее трансформации в цифровую экономику. Исследование проводилось на основе методологии когнитивных технологий, что позволило сократить временные и трудовые затраты на рутинную обработку монографий, публикаций и рецензий. Данная технология позволила автоматизировать процесс извлечения информации из высокотехнологичных баз данных, таких как WoS Core Collection, Scopus, РИНЦ, интернет-источников, а также отбор наиболее достоверных данных для оценки и анализа. Информация была проанализирована с помощью метода априорного ранжирования. Выявлены особенности финансовой устойчивости, в том числе ее зависимость от объема государственной поддержки. Предложена авторская трактовка структуры молочной промышленности по сферам деятельности, представляющая собой цепочку, первым звеном которой является сфера сельского хозяйства, вторым-промышленность, третьим-потребление, а связующим звеном - сервис. Проведен анализ объема финансовой поддержки на 2013-2020 годы, направленной на повышение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов молочной отрасли. Установлено, что значительную часть субсидий составляет компенсация процентной ставки по кредитам и льготное кредитование (45,7 %), что является, как неоднократно отмечали аналитики, мерой государственной поддержки для госбанков, а не для сельхозтоваропроизводителей. Вероятно, в ходе построения системы государственного регулирования молочного производства придется отказаться от ряда предложенных положений или добавить к ним новые. В то же время предлагаемые положения, которые взаимозависимы друг с другом, и их совместное использование, реализуемые на практике, могут стать залогом финансовой устойчивости молочной отрасли, используя потенциал цифровой экономики, с учетом ее рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гриценко Галина Михайловна, Черняков Михаил Константинович, Чернякова Мария Михайловна, Чернякова Ирина Алексеевна, Ермаков Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE THEORY OF FINANCIAL STABILITY IN THE PROCESS OF STATE REGULATION OF DIGITALIZATION OF THE DAIRY INDUSTRY

The article is devoted to the study of the problem of financial stability of economic entities of the dairy industry of the Russian Federation in the context of its transformation into a digital economy. The study was conducted on the basis of the methodology of cognitive technologies, which allowed to reduce the time and labor costs for the routine processing of monographs, publications and reviews. This technology made it possible to automate the process of extracting information from high-tech databases, such as WoS Core Collection, Scopus, RSCI, Internet sources, as well as the selection of the most reliable data for evaluation and analysis. The information was analyzed using the a priori ranking method. The features of financial stability, including its dependence on the amount of state support, are revealed. The author's interpretation of the structure of the dairy industry by spheres of activity is proposed, which is a chain, the first link of which is the sphere of agriculture, the second-industry, the third-consumption, and the connecting link - service. The analysis of the volume of financial support for 2013-2020, aimed at improving the financial stability of economic entities in the dairy industry, is carried out. It is established that a significant part of the subsidies is the compensation of the interest rate on loans and concessional lending (45.7 %), which is, as analysts have repeatedly noted, a measure of state support for state banks, and not for agricultural producers. Probably, in the course of building a system of state regulation of dairy production, it will be necessary to abandon a number of proposed provisions or add new ones to them. At the same time, the proposed provisions, which are interdependent with each other, and their Joint use, implemented in practice, can become the key to the financial stability of the dairy industry, using the potential of the digital economy, taking into account its risks.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ПРОЦЕССЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №2, Том 13 / 2021, No 2, Vol 13 https://esj.today/issue-2-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/38ECVN22Lpdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Гриценко Г.М., Черняков М.К., Чернякова М.М., Чернякова И. А., Ермаков А.О. Развитие теории финансовой устойчивости в процессе государственного регулирования цифровизации молочной отрасли // Вестник Евразийской науки, 2021 №2, https://esj.today/PDF/38ECVN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Gritsenko G.M., Chernyakov M.K., Chernyakova M.M., Chernyakova I.A., Ermakov A.O. (2021). Development of the theory of financial stability in the process of state regulation of digitalization of the dairy industry. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(13). Available at: https://esj.today/PDF/38ECVN221.pdf (in Russian)

Статья подготовлена при финансовой поддержке Новосибирского государственного технического университета (проекты С21-11 и ТП-АУФ-3-21)

УДК 338 ГРНТИ 06.75.10

Гриценко Галина Михайловна

ФГБУН «Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий Российской академии наук»,

Барнаул, Россия Алтайская лаборатория СибНИИЭСХ Заведующая лабораторией Доктор экономических наук, профессор E-mail: gritcenko_galina_milenium@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3034-9169 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=304031

Черняков Михаил Константинович

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», Новосибирск, Россия ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления», Новосибирск, Россия

Заведующий кафедрой Доктор экономических наук, профессор E-mail: mkacadem@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9837-4849 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=473456 Researcher ID: https://www.researcherid. com/rid/A-4325-2018 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57214115901

Чернякова Мария Михайловна

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», Новосибирск, Россия ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации» Сибирский институт управления, Новосибирск, Россия Доцент кафедры «Государственного и муниципального управления»

Кандидат экономических наук, доцент E-mail: mariamix@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1953-960X РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=123712

Чернякова Ирина Алексеевна

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», Новосибирск, Россия ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации» Сибирский институт управления, Новосибирск, Россия

Аспирант E-mail: airon1986@mail.ru ORCID: https://orcid. org/0000-0003 -0191-0447 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_proffle.asp?id=943686

Ермаков Александр Олегович

ООО «Научно-исследовательский институт корпоративного и проектного управления», Москва, Россия

Руководитель департамента E-mail: alexander.ermakov.89@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2209-6280 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=806623

Развитие теории финансовой устойчивости в процессе государственного регулирования цифровизации молочной отрасли

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов молочной отрасли Российской Федерации в условиях ее трансформации в цифровую экономику. Исследование проводилось на основе методологии когнитивных технологий, что позволило сократить временные и трудовые затраты на рутинную обработку монографий, публикаций и рецензий. Данная технология позволила автоматизировать процесс извлечения информации из высокотехнологичных баз данных, таких как WoS Core Collection, Scopus, РИНЦ, интернет-источников, а также отбор наиболее достоверных данных для оценки и анализа. Информация была проанализирована с помощью метода априорного ранжирования. Выявлены особенности финансовой устойчивости, в том числе ее зависимость от объема государственной поддержки. Предложена авторская трактовка структуры молочной промышленности по сферам деятельности, представляющая собой цепочку, первым звеном которой является сфера сельского хозяйства, вторым-промышленность, третьим-потребление, а связующим звеном - сервис. Проведен анализ объема финансовой поддержки на 2013-2020 годы, направленной на повышение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов молочной отрасли. Установлено, что значительную часть субсидий составляет компенсация процентной ставки по кредитам и льготное кредитование (45,7 %), что является, как неоднократно отмечали аналитики, мерой государственной поддержки для госбанков, а не для сельхозтоваропроизводителей. Вероятно, в ходе построения системы государственного регулирования молочного производства придется отказаться от ряда предложенных положений или добавить к ним новые. В то же время предлагаемые положения, которые взаимозависимы друг с другом, и их совместное использование, реализуемые на практике, могут стать залогом финансовой устойчивости молочной отрасли, используя потенциал цифровой экономики, с учетом ее рисков.

Ключевые слова: финансовая устойчивость; регулирование; поддержка; цифровая экономика; молочная отрасль

Введение

В последние годы наблюдается тенденция улучшения финансовой устойчивости молочной отрасли в Российской Федерации, которая связана, прежде всего, с повышением эффективности ее государственного регулирования и цифровизации хозяйствующих субъектов, входящих в нее. Кроме того, «из-за девальвации рубля снизился импорт, половина которого пришлась на государства дальнего зарубежья. Помимо этого, принесла свои плоды значительная долговременная поддержка со стороны государства» [1].

Методика

Изучение опыта государственного регулирования молочной отрасли АПК осуществлялось с использование больших данных (Big Data) наукометрических баз, таких как WoS и РИНЦ, содержащих по нескольку десятков миллионов реферативных записей. В основу исследований была положена методология когнитивных технологий, которая позволила уменьшить затраты времени и труда на рутинную на обработку монографий, публикаций, обзоров. Данная технология позволила автоматизировать процесс извлечения информации из Интернет источников и отбору для оценки и анализа наиболее достоверных данных. Анализ информации был осуществлен с использованием метода априорного ранжирования. Результаты анализа наукометрических баз приведены в таблице 1.

Результаты. Структура экономических субъектов молочной отрасли

В рамках экономической деятельности молочная отрасль осуществляет взаимодействие с самыми разными секторами национальной экономики: сельскохозяйственным, производственным, торговым, обслуживающим и др. Таким образом, финансовые средства молочной отрасли неразрывно взаимосвязаны с финансовыми средствами других смежных секторов.

Таблица 1

Результаты анализа наукометрических баз, число записей

АПК Молочная отрасль Регулирование молочной Цифровизация молочной Регулирование молочной отрасли в

отрасли отрасли условиях цифровизации

РИНЦ

Обнаружено результатов 24940 5332 143 8 1

Суммарное количество цитирований Функция "Отчет по цитированию" 2156 108 1 0

Среднее число цитирований документа недоступна для поискового запроса, 0,4 0,76 0,13 0

Индекс Хирша (ЫМех) содержащего более 10 000 записей 9 4 1 0

WoS

Обнаружено результатов 716346 140460 7039 405 1

Суммарное количество цитирований Функция "Отчет по цитированию" 147675 4475 7

Среднее число цитирований документа недоступна для поискового запроса, содержащего более 10 000 записей 20,98 11,05 3,5

Индекс Хирша (ЫМех) 141 31 7

Молочная промышленность, как и другие отрасли, связанные с сельским хозяйством, характеризуется сезонностью производственного цикла, что увеличивает его длительность. Это обуславливает торможение оборота финансовых ресурсов, постепенное увеличение издержек к короткому периоду массового выпуска продукции, неравномерное поступление выручки от сбыта товаров, относительно большие объемы сезонных запасов, значительный уровень незавершенности работ. Следовательно, особенностью финансирования молочной отрасли является особая процедура нормирования оборотного капитала, финансирование и кредитование процесса воспроизводства основного и оборотного капитала.

Рисунок 1. Признаки финансовой устойчивости молочной отрасли (разработано автором)

Продолжительный сезонный промежуток времени между доходами и расходами обуславливает массовое применение краткосрочного банковского кредита. Каждый из признаков (рис. 1) существует независимо, но можно отследить отчетливую взаимосвязь их между собой [2].

Молочная отрасль, как составляющая часть агропромышленного комплекса, представляет собой объединение множества материальных производств, имеющих множество специфических черт. Структура системы молочной отрасли условно можно разделить на четыре основные элемента (сферы деятельности) взаимозависимые и тесно взаимодействующие между собой (рис. 2). Огромную важность приобретает обучение и переквалификация персонала на базе высших учебных заведений.

Обозначение молочной отрасли подобно многосложной производственно-экономической системы (рис. 2) определяет применение принципов системного подхода при выработке стратегии.

Каждая сфера деятельности молочной отрасли в свою очередь подразделяется на отдельные специализированные хозяйствующие субъекты в зависимости от размера, производимой продукции, используемого сырья и применяемых технических и технологических средств. Организационная структура экономических субъектов в зависимости от размера предприятий, входящих во все сферы деятельности приведена на рис. 3.

Сфера переработки молока в продукцию (молочная индустрия)

Рисунок 2. Структура молочной отрасли по сферам деятельности (разработано автором)

Сельскохозяйственные товаропроизводители

Агрохолдинги Сельско -хо зяйственные организации (СХО) Крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ) Личные подсобные хозяйства (ЛПХ)

Перерабатывающие организации

Крупные молочные комбинаты

Средние молочные заводы

Микро предприятия

Рынки сбыта готовой продукции

Вендинги, Интернет-магазины

Продовольственные рынки

Крупные (гипер-, супермаркеты)

Средние магазины

Дискаунтеры (мини-маркеты)

Рестораны, кафе, столовые

Рисунок 3. Организационная структура экономических субъектов [3-5]

Классификация молочной промышленности по видам производства (рис. 4) предусматривает рациональную реализацию технической политики, оптимальное планирование объемов производства по видам продукции, а также научное обоснование рациональной внутриотраслевой структуры.

Сельскохозяйственные товаропроизводители около 60 % молока направляют перерабатывающим организациям. В свою очередь перерабатывающие организации, кроме основной продукции, производят различные животные корма: заменители цельного молока (ЗЦМ) для выпойки телят, ацидофильную молочную сыворотку и другую продукцию, которая увеличивает кормовую ресурсную базу сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В сфере потребления молоко и молочные продукты составляют четвертую часть. При реализации молочной продукции для народного потребления сельскохозяйственные товаропроизводители и перерабатывающие организации наиболее тесно взаимодействуют с предприятиями государственной и кооперативной торговли и общественного питания. Кроме того, по сбыту готовой продукции сельскохозяйственные товаропроизводители и перерабатывающие организации связаны с кондитерской, хлебопекарной, макаронной промышленностью и другими отраслями.

Молокопроизводители

Кормопроизводство Племенная работа Молочное скотоводство Переработка молока на собственной базе

Молочная индустрия

Производство цельномолочной продукции

Производство кисломолочной продукции

Производство масла и сыра

Производство молочных консервов и сухого молока

Рынки сбыта молока и молочной продукции

Оптовые рынки Розничная Колхозные р Общественное тельские торговая сеть рынки питание кооперативы Инные формы реализации

Рисунок 4. Классификация молочной отрасли по видам производства [3-5]

Внутриотраслевая конфигурация молочной отрасли характеризует удельный вес величины объема выпуска продукции по категориям к валовому объему производства по отрасли в целом. Идентификация внутриотраслевых структур в динамике дает возможность определить изменение удельного веса выпуска тех категорий продуктов, которые наиболее всесторонне отвечают нуждам общества. Внутриотраслевая структура дает возможность отследить рост удельного веса продуктов, получаемых из вторичных видов сырья. Рост удельного веса такой продукции указывает на более полное использование основных видов сырья. Внутриотраслевая структура видоизменяется под воздействием нижеследующих причин:

а) формированием в динамике потребности населения в продуктах питания определенной категории, которая в значительной степени обусловлена выпуском привычных продуктовых товаров повышенного качества;

б) глубиной комплексного подхода к переработке сырья, которая отличается производством и получением вторичного сырья;

в) рациональной переработкой вторичного сырья.

Эффективность производства молока в крупных хозяйствах значительно выше. Так продуктивность коров в СХО в 1,67 раза выше, чем в КФХ и в 1,83 - ЛПХ (рис. 5). Причем наблюдается тенденция к ежегодному увеличению этого разрыва относительно КФХ на 5 %, а ЛПХ на 10 % [4-7].

■ СХО КФХ ЛПХ

2019 г.

2018 г.

2017 г.

Рисунок 5. Молочная продуктивность коров, кг/год [8-10]

Этот разрыв и тенденция объясняется не равноценным выделением средств государственной поддержки. В частности, выделяются средства господдержки в размере

2.2 руб. на 1 кг товарного молока для СХО, КФХ и ИП, а для ЛПХ такая поддержка отсутствует. Кроме того, для производителей, у которых средняя молочная продуктивность коров за предшествующий год составила 5000 кг и выше (СХО), повышающий коэффициент к ставке субсидирования составляет 1,227. Однако с 2020 года вводиться повышающий коэффициент

1.3 для сельхозорганизаций, отвечающих критериям малого предприятия (КФХ и ИП).

С 2015 года господдержка молочной отрасли стабильно растет и остается одним из важнейших инструментов доходности сектора (рис. 6). В 2020-2021 годах для участников отрасли сохранили все направления государственной поддержки, а также предусмотрели новые форматы помощи.

Объем федеральной господдержки в 2020 году соответствовал уровню 2019 года и по предварительным оценкам составил 32,4 млрд рублей.

При помощи государственных субсидий (14,2 %) поддержана селекционная деятельность, обеспечивающая репродуктивный потенциал молочного скотоводства. Такую поддержку следует сохранять на всех стадиях процесса развития, чтобы стимулировать научно-технический прогресс. Эта поддержка является целенаправленной, но касается небольшого числа племенных хозяйств, и ее размеры должны быть увеличены. Поддержка по приобретению племенного молодняка с 2020 года осуществляется в рамках «компенсирующая субсидия» по ставке на 1 голову животных, зарегистрированных в Государственном племенном реестре. Как следует из рисунка 6, значительную часть субсидий составляет компенсация процентной ставки по кредитам и льготное кредитование (45,7 %), что является, как

неоднократно отмечали аналитики [8-10], мерой государственной поддержки для госбанков, а не для сельхозтоваропроизводителей.

о

^

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п а

ч

40 35 30 25 20 15 10 5

о 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Поддержка экономически

значимых региональных программ в области молочного 1,1

скотоводства

Льготное кредитование краткосрочное 0,6 1,9 3,9 3

Льготное кредитование инвестицио нное 0,3 2 6,9 7,3

■ Субсидии на поддержку племенного крупного рогатого 2,1 2,5 3,2 2,3 3 6 5,8 4,6

скота молочного направления

■ Субсидии по возмещению части

прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов молочного 0,4 3,7 6,4 5,9 5,2 4,6

животноводства

Субсидии на 1 кг реализованного товарного молока 12,7 8,4 8,1 12,7 8,1 8 8 8,4

■ Субсидирование части процентной ставки по 0,6 0,5 0,2 1,2 1,2

краткосрочным кредитам

■ Субсидирование части процентной ставки по 7,5 9,2 3,7 6,6 10,6 8,3 6,3 4,5

инвестиционным кредитам

Рисунок 6. Объемы по видам государственной поддержки из бюджета РФ [8-10]

Более 80 % субсидий направляется крупным агрохолдингам, близким к государственному бюджету, с неясной эффективностью их использования [8-10]. Незначительная часть средств идет непосредственно производителям молока. Наша страна пока пренебрегает мировым опытом высокоразвитых государств по организации процесса развития молочной отрасли посредством кооперации. Отдельные глобальные молочные кооперативы (МК) выпускают намного больше молока, чем Российская Федерация. Западные МК сформировались за сотни лет, но отечественная молочная отрасль не располагает таким запасом времени для становления МК естественными путями. Следовательно, для уменьшения зависимости товаропроизводителей от локальной монополии переработчиков молока государству необходимо заняться вопросом создания МК, используя современные цифровые технологии. Однако крупные молокопереработчики и бюрократы не заинтересованы в формировании МК. Молокопереработчики, как правило, покупают молоко по самой низкой

цене, так как оказываются под прессингом розничных сетей, и им необходимо извлекать прибыль. Поскольку молоко - скоропортящийся продукт, производители молока не могут перекрывать "молочный кран" и выжидать, пока им предложат приемлемую цену, и вынуждены сегодня реализовывать молоко по заниженным ценам. В результате образуются значительные диспропорции в ценообразовании между сельскохозяйственной и промышленной молочной продукцией.

Крупнейшими переработчиками молока являются транснациональные молочные компании (ТМК), которые привлекают инвестиции, создают рабочие места, платят налоги, заключают долгосрочные контракты и регулярно оплачивают поставленное молоко.

Для устранения недостатка существующей системы государственного регулирования следует переходить от субсидирования в зависимости от размера производимой продукции к субсидированию обезличенных голов крупного рогатого скота, независимо от вида хозяйствующего субъекта, диктуемого условиями ВТО как средства, деформирующего рынок в наименьшей мере, чем стоимостная помощь и субсидирование на единицу выпускаемой сельхозпродукции. В Европейском Союзе 66 % от всей господдержки сельхозтоваропроизводителям было получено в форме субсидий на 1 голову скота, в США подобные субсидии составили 45 % от всей помощи сельхозтоваропроизводителям. В России субсидии, выделяемые на 1 голову скота, составили 2,1 % от общего объема господдержки [11]. В то же время, основной функцией государства с точки зрения государственного регулирования молочной отрасли является не просто сохранение поддержки сельскохозяйственных ферм, без чего сельскохозяйственный сегмент любой страны, согласно его огромной зависимости от природных и климатических условий, не сумеет обеспечить общество продуктами питания по приемлемым ценам, а необходимо создать условия для него функционировать экономически эффективно и сохранять конкурентоспособность.

Изменения в подходах предоставления субсидий

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства с 2020 года претерпела значительные перемены (рис. 7). «Три механизма государственной поддержки (субсидия на 1 га, на 1 кг молока и "Единая субсидия") соединены в одно направление -"компенсирующая субсидия" и введено новое направление - "стимулирующая субсидия"» [5]. В 2020 году на стимулирование производства молока выделено 2,3 млрд руб.

В рамках направления "стимулирующая субсидия" «устанавливается пороговое значение молочной продуктивности коров (на голову), при достижении которого выплачивается субсидия. Повышающий коэффициент рассчитывается как отношение фактической продуктивности к пороговой величине, но ограничен пороговым значением 1,2. При оценке эффективности использования субсидий субъектами РФ исключены показатели по ЛПХ» [5].

Помимо основных направлений молокопроизводители в 2020 году смогли воспользоваться дополнительными мерами поддержки в связи с пандемией коронавируса:

• был расширен перечень целевых направлений льготного кредитования: на приобретение ГСМ и электроэнергии для сельхозпредприятий малых форм, выплату заработной платы - для всех сельхозпредприятий;

• увеличен лимит краткосрочного кредита на одного заемщика до 1,2 млрд рублей;

• предусмотрена пролонгация и отсрочка платежей по льготным кредитам, полученным до 1 января 2017 года;

сформирован список системообразующих организаций и предусмотрены льготы для них.

Рисунок 7. Изменения в подходах предоставления субсидий с 2020 года

(источник: Что происходит с господдержкой молочной отрасли /Milknews URL: https://milknews.ru/longridy/subsidii-moloko.html)

Также были предусмотрены новые меры господдержки:

• льготные инвестиционные кредиты были распространены на строительство объектов животноводческих комплексов, предназначенных для переработки, утилизации и хранения навоза и приобретения оборудования для них;

• в перечень целей для льготных инвестиционных кредитов включена реконструкция и модернизация ферм при реализации предприятием экспортноориентированного проекта (ранее было только строительство);

• снижена минимальная доля отечественного сырья для перерабатывающих предприятий (70 %), объем используемых сухих молочных смесей и сухой молочной основы, произведенной в РФ, после ввода объекта должен составлять не менее 50 % в 1 год, 60 % в 2 год, 70 % в следующие годы;

• была пролонгирована нулевая ставка НДС на импорт и реализацию племенного молодняка КРС и племенного материала до 2022 года.

Перечисленные виды поддержки способствовала ежегодному приросту «производства молока в хозяйствах всех категорий» [5] (рис. 8).

2020

2017

2016

2014 14,37885832

2013 13,55113084

Рисунок 8. Выработка молока-сырья в общем объеме хозяйств всех категорий Российской Федерации, млн т (источник: ЕМИСС государственная статистика URL: https://www. fedstat.ru/indicator/42303)

Увеличилось не только «производство молока, но и повысилось его качество» [5] (рис. 9). Удельный вес товарного молока в совокупном производстве хозяйств возрастал ежегодно в среднем почти на 0,5 % и составил в 2019 году для СХО - 95,3 %, КФХ - 72,4 % и ЛПХ - 37,3 %. В ЛПХ доля товарного молока почти в три раза ниже, чем в СХО и почти в два раза, чем в КФХ. Это также объясняется не дофинансированием хозяйствующих субъектов малого бизнеса. На рис. 8 показано, что доля в производстве товарного молока в 2019 году относительно 2013 года в ЛПХ снизилась на 5,4 % и составила 19,46 %, и, за счет этого, доля КФХ возросла на 2,27 % и составила 8,56 %, а доля СХО увеличилась еще значительней на 3,13 % и составила почти 72 %.

100% 90% 80% 70% £ 60% 50%

я

л

§ 40% 30% 20% 10%

0% 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

■ СХО 13009,5 13452,2 13875,6 14229,2 14836,3 15390,9 16160,9

КФХ 1188,8 1313,4 1421,2 1561,3 1695,2 1786,8 1921,9

ЛПХ 4695,7 4929,5 4800,5 4826,2 4473,8 4317,4 4367,8

Рисунок 9. Производство товарного молока по видам хозяйств РФ, млн т [8-10]

Обсуждение. Система развития организаций молочной отрасли

Основные причины не эффективного развития молочной отрасли приведены на рис. 10 [4; 12]. В РФ разрыв между крупным и малым бизнесом молочного подкомплекса менее значительный, чем в крупных странах, хотя наблюдается тенденция его увеличения. Обычно на малой ферме поголовье коров не превышает 200 голов коров, молочная продуктивность ниже средней, высокая сезонность в производстве молока, 3-4 коровы обеспечивают одно рабочее место, низкая квалификация кадров, цена на молоко на 20 % ниже [12]. Несмотря на отмеченные слабые стороны у малых ферм есть и конкурентные преимущества перед крупно товарным производством; ниже себестоимость, так как управлять процессами - проще, плечо доставки сырья для заготовки кормов - меньше, использованных резервов и потенциала роста объемов производства - больше [12].

Крупные сельскохозяйственные организации производят 56 % молока при 41 % доле коров, при этом продуктивность в 1,7 раза выше (рис. 4), чем в организациях малого предпринимательства. Поэтому государство заинтересовано в развитии более эффективных видов производства, но оно не может игнорировать сложности организаций малого бизнеса, так как его доля все еще велика (личные подсобные хозяйства производят 36 % молока, а крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели - 8 %), кроме того, велика также вероятность возникновения социальных рисков [13].

Как видно по схеме (рис. 10), в целом система отражает позицию государства, но она не нацелена на решение проблем молочной отрасли. Это требует корректировки направлений

институционального развития молочного подкомплекса. Ситуация с коронавирусом формирует новую реальность в торговле, логистике, производстве. Главный риск для индустрии - снижения спроса - будет происходить на фоне продолжающегося роста объемов сырья, увеличения запасов «долгоиграющих» молочных продуктов, роста себестоимости.

Дефицит спроса на российском молочном рынке при росте производства сырья будет, по нашим оценкам, оказывать серьезное давление на закупочные цены на сырое молоко. В условиях роста себестоимости это, конечно, может негативно отразиться на сельскохозяйственных товаропроизводителях. По прогнозам национального союза производителей молока (Союзмолоко) [8], будут расти товарные запасы готовой молочной продукции (сухое молоко, сыры, сливочное масло). С высокой вероятностью стоит ожидать замедления темпов роста производства готовой молочной продукции.

•уменьшение дойного стада и продолжительности его продуктивного использования;

• сокращение поголовья племенного скота;

• слабая организация сбалансированного кормления продуктивных животных;

•низкая рентабельность;

• низкие показатели освоения научных достижений в животноводстве;

• диспропорции в ценообразовании между сельскохозяйственной и промышленной продукцией;

• зависимость товаропроизводителя от локальной монополии переработчика молока;

• многосекторальный характер организаций молочного подкомплекса;

• наличие специфических форм организации молочной отрасли

• обеспечение экономического роста, что предполагает прогресс экономики государства или региона, находящий выражение в изменениях общего положения экономики;

• обеспечение экономической стабильности, что предполагает поддержание стабильности товарных цен, предотвращение и сдерживание гиперинфляции и т. д.;

• справедливое распределение доходов среди членов общества, предоставление равных шансов на рынке, справедливость рыночной конкуренции и т. д.

• создание устойчивой системы продовольственного обеспечения страны;

•создание рыночной производственной инфраструктуры на селе;

• формирование эффективно функционирующего рынка молочной продукции, сырья и продовольстви;

• ориентация законодательства на повышение качества жизни сельского населения;

• трансформация молочной отрасли в цифровую экономику

•рациональный аграрный протекционизм;

• сочетание экономических и социальных целей;

•программно-целевое регулирование;

•установление и поддержание паритета цен и доходов в молочной отрасли;

• гарантированная государственная поддержка производителей молока и молочной продукции;

• дифференцированный подход к осуществлению государственного регулирования;

• мотивационная направленность государственного регулирования;

• максимально эффективное использование ресурсов;

• цифровизация молочной отрасли

Рисунок 10. Система развития организаций молочной отрасли Страница 12 из 17

Фактором стабилизации рынка может выступить оптимизация импортных поставок, продолжение курса на импортозамещение и реализация экспортного потенциала. В перспективе до 2025 года молочный экспорт может вырасти до 1 млрд долларов США, за счет выхода на новые рынки сбыта, в частности в сторону Китая и стран Юго-Восточной Азии.

Среди системных проблем, которые создают риски для дальнейшего развития сектора, Союзмолоко [8] отмечает административные барьеры: новые экологические нормы для предприятий, дублирование систем прослеживаемости для готовой продукции, лицензирование использования вторичных ресурсов на фермах (навоза и т. д.). Союзмолоко [8] также считает своими целями на 2020 год «обеление» закупок молочной категории через систему государственных закупок, исключение всех продуктов с растительными компонентами из молочных технических регламентов, а также развитие экспортного потенциала. Позиция Союзмолока [8] полностью соответствует государственной аграрной политики РФ, цели которой импортозамещение и наращивание экспорта, которые должны заместить потери бюджета от снижения цен на энергоносители. Однако, поставленные задачи для достижения этой цели увеличивают несправедливые диспропорции между: крупным и малым бизнесом; сельским хозяйством и остальными смежниками; торговлей, с одной стороны, и потребителями и сельским хозяйством - с другой.

Одним из ключевых направлений институционального развития молочной отрасли является его трансформация в цифровую экономику Российской Федерации с внедрением и развитием искусственного интеллекта, ядром которого являются цифровые ИКТ. Ученые отмечают, что «в настоящее время наше общество сталкивается с новыми глубокими институциональными изменениями, вызванными цифровизацией и переходом от постиндустриальной экономики к экономике, усиленной искусственным интеллектом (ИИ)»

В исследовании М.Э. Бадаляна были «сформированы предложения и обоснования по 18 принципам, которые необходимо принимать во внимание при разработке и реализации системы государственного регулирования» [14].

Структура системы молочной промышленности должна быть такой, чтобы регулирование производилось с применением парадигмы «целевой эффективной деятельности» [14, с. 9] путем четкой формулировки целей этого функционирования и селекции наиболее результативных приемов их достижения. «Любая сознательная деятельность, представляющая собой государственное регулирование молочной отрасли агропромышленного комплекса, начинается с продвижения определенных целей, и на практике всегда и все возможности направлены на реализацию этих целей» [15-16]. Собственно цели устанавливают вектор деятельности по ее осуществлению и предопределяют требующиеся для этого необходимые средства. Данное положение не всегда оказывается в фокусе теории государственного регулирования и управления, принято считать, что оно довольно просто и не нуждается в особом внимании. Не изучены и не определены инструменты целеполагания, без изучения и оценок которых сложно разобраться в сущности государственного регулирования, дать оценку эффективности этой функции.

«Для достижения целей государственного регулирования молочной отрасли требуются определенные (природные, финансовые, человеческие и др.) ресурсы, без учета риска их ограничения, изложение этих целей носит декларативный характер, перечень благих пожеланий. Реальная демократия предполагает объективную основу и рациональный характер формирования целей. По мнению Макса Вебера, действие, которое осуществляется на основе

[5, c. 19].

Заключение

четкого понимания цели действующего субъекта и ресурсов, необходимых для ее достижения, является целенаправленным [17]. Иными словами, значение придается не только продвижению целей, но и возможностям и способам их достижения. Из вышеизложенного следует, что любая цель, поставленная в системе государственного регулирования молочной отрасли АПК, требует многоаспектного анализа, оценки путей ее достижения, необходимых ресурсов и с учетом неопределенности риска» [14].

Вероятно, в ходе выстраивания системы государственного регулирования молочного производства потребуется отказаться от ряда предложенных положений или пополнить их новыми. Вместе с тем предложенные положения, взаимозависимые между собой, и их совокупное использование, реализуемое на практике, способны оказаться залогом финансовой устойчивости молочной отраслью с использованием потенциалов цифровой экономики и с учетом рисков.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Чижикова Н.Е., Добровольская Д.С., Шевченко Ю.С. Проблемы поддержания финансовой устойчивости молочной отрасли производства РФ // Colloquium-journal. 2019. №13 (37). - С. 132-135. doi: 10.24411/2520-6990-2019-10395.

2. Замятина О.С. Особенности финансов молочно-перерабатывающей промышленности // Journal of Siberian Medical Sciences. 2014. №3. - C. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-finansov-molochno-pererabatyvayuschey-promyshlennosti (дата обращения: 17.04.2021).

3. Гриценко Г.М., Лукьянов А.Н. Институциональная среда развития регионального АПК: теоретический аспект // Фундаментальные исследования. -2014. - №12-4. - С. 794-798. - С. 795.

4. Трясцина Н.Ю. Системный подход к формированию и управлению молочно-продуктовым подкомплексом АПК // Региональная экономика: теория и практика. 2012. №5.- C. 43-47.

5. Чернякова М.М. Государственное регулирование молочного подкомплекса в условиях цифровизации. / М.М. Чернякова // - ЗАО «Университетская книга». -Курск. - 2021. - 535 с.

6. Сысуев В.А., Василенко Т.Ф., Русаков Р.В. Проблемы развития молочного животноводства в России и современные подходы к их решению = Problems of Development of Dairy Animal Husbandry in Russia and Modern Approaches to Their Solution // Достижения науки и техники АПК = Dostizheniya nauki i tekhniki APK, 2017, №3l(3). - С. 20-24.

7. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203. [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919.

8. Белов А.С. Молочная отрасль - 2020: [справочник] / сост.: А.С. Белов, А.А. Воронин, М.Э. Жебит [и др.] - М.: Национальный союз производителей молока. - 2020. - 373 с.

9. Белов А.С. Молочная отрасль 2018-2019: [справочник] / сост.: А.С. Белов, М.Э. Жебит, Е.А. Московскова, Т.Д. Неутов [и др.] - Москва: Национальный союз производителей молока, 2018. - 388 с.

10. Белов А.С. Молочная отрасль - 2017: [справочник] / сост.: А.С. Белов, А.А. Воронин, М.Э. Жебит [и др.] - Москва: Национальный союз производителей молока, 2017. - 380 с.

11. Зигаева И.А. Международный опыт государственной поддержки животноводства // Вестник сельского развития и социальной политики. 2019. №2 (22). - С. 46-57.

12. Коваленко Г.Л., Корабейников И.Н., Дмитренко О.В. Развитие молочно-продуктового подкомплекса АПК на основе кластерного подхода // Институт экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2010. - 192 с.

13. Chernyakov M.K. Dynamic model of social risks in the digital economy / M.K. Chernyakov, M.M. Chernyakova, K.C. Akberov // Advances in Economics, Business and Management Research. - 2019. - Vol. 81: Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth: 1 intern. sci. conf. (MTDE 2019). - P. 373-378.

14. Бадалян М.Э. Принципы формирования системы государственного регулирования сферы сельского хозяйства // Вестник университета 2013, №21. -С. 8-15.

15. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14.07.1997 N 100-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15203.

16. Гриценко Г.М., Чернякова М.М., Ермаков А.О. Цифровая модель государственного регулирования молочной отрасли Новосибирской области // Никоновские чтения, 2019, №24, С. 246-249.

17. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М., 1990. - С. 645.

Gritsenko Galina Mikhailovna

Siberian Federal scientific center of agrobiotechnology the Russian academy of sciences, Barnaul, Russia

E-mail: gritcenko_galina_milenium@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3034-9169 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=304031

Chernyakov Mikhail Konstantinovich

Novosibirsk state technical university, Novosibirsk, Russia Novosibirsk state university of economics and management, Novosibirsk, Russia

E-mail: mkacadem@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9837-4849 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=473456 Researcher ID: https://www.researcherid. com/rid/A-4325-2018 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57214115901

Chernyakova Maria Mikhailovna

Novosibirsk state technical university, Novosibirsk, Russia Russian academy of national economy and state service under the Russian Federation President

Siberian institute of management, Novosibirsk, Russia

E-mail: mariamix@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1953-960X РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id= 123712

Chernyakova Irina Alekseevna

Novosibirsk state technical university, Novosibirsk, Russia Russian academy of national economy and state service under the Russian Federation President

Siberian institute of management, Novosibirsk, Russia E-mail: airon1986@mail.ru ORCID: https://orcid. org/0000-0003 -0191-0447 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=943686

Ermakov Alexander Olegovich

LLC «Research institute of corporate and project management», Moscow, Russia

E-mail: alexander.ermakov.89@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2209-6280 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=806623

Development of the theory of financial stability in the process of state regulation of digitalization of the dairy industry

Abstract. The article is devoted to the study of the problem of financial stability of economic entities of the dairy industry of the Russian Federation in the context of its transformation into a digital economy. The study was conducted on the basis of the methodology of cognitive technologies, which allowed to reduce the time and labor costs for the routine processing of monographs, publications and reviews. This technology made it possible to automate the process of extracting information from high-tech databases, such as WoS Core Collection, Scopus, RSCI, Internet sources, as well as the selection of the most reliable data for evaluation and analysis. The information was analyzed using the a priori ranking method. The features of financial stability, including its dependence on the amount of state support, are revealed. The author's interpretation of the structure of the dairy industry by spheres of activity is proposed, which is a chain, the first link of which is the sphere of agriculture, the second-industry, the third-consumption, and the connecting link - service. The analysis of the volume of financial support for 2013-2020, aimed at improving the financial stability of economic entities in

the dairy industry, is carried out. It is established that a significant part of the subsidies is the compensation of the interest rate on loans and concessional lending (45.7 %), which is, as analysts have repeatedly noted, a measure of state support for state banks, and not for agricultural producers. Probably, in the course of building a system of state regulation of dairy production, it will be necessary to abandon a number of proposed provisions or add new ones to them. At the same time, the proposed provisions, which are interdependent with each other, and their joint use, implemented in practice, can become the key to the financial stability of the dairy industry, using the potential of the digital economy, taking into account its risks.

Keywords: financial stability; regulation; support; digital economy; dairy industry

38ECVN221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.