УДК: 004.4:32:637.1/.3(045) DOI: 10.24411/0235-2486-2019-10176
Принципы государственного регулирования цифровизации молочной отрасли
Г.М. Гриценко, д-р экон. наук, профессор
Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН, г. Новосибирск М.К. Черняков*, д-р экон. наук, профессор Новосибирский государственный технический университет М.М. Чернякова, канд. экон. наук
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Новосибирск И.А. Чернякова
Новосибирский государственный технический университет
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Новосибирск
Дата поступления в редакцию 29.04.2019 * [email protected]
Дата принятия в печать 29.11.2019 © Гриценко Г.М., Черняков М.К., Чернякова М.М., Чернякова И.А, 2019
Реферат
Молочная отрасль представляет собой совокупность взаимодействующих сфер производства, переработки и реализации, и ее целью является обеспечение населения качественным молоком и молочной продукцией, а производителей -стабильным доходом. С учетом перехода агропромышленного комплекса к цифровой экономике в качестве основного инструмента трансформации целесообразно использовать государственное регулирование, которое трактуется в статье как экономическое влияние органов власти в реальном времени на инфраструктуру агропромышленного комплекса с использованием цифровой поддержки производства, переработки и реализации молока и молочной продукции. Цель данной работы -разработка принципов государственного регулирования цифровизации молочной отрасли, в то время как задачей является подготовка предложений по перспективным направлениям развития молочной отрасли. Развитие молочной отрасли исследовано на основе анализа, монографического и абстрактно-логического методов. Государственное регулирование молочной отрасли носит перспективный характер и обладает широкими горизонтами. Целью является связь между цифровым будущим и традиционным настоящим молочной отрасли. То, что делается сегодня, определяет то, что будет происходить в будущем, а сегодняшние действия определяются в зависимости от целей, поставленных на будущее. Взаимосогласованность целей имеет как статический, так и динамический характер, что необходимо учитывать при проектировании и реализации исследуемой системы. Возможно, в процессе цифровизации системы государственного регулирования молочной отрасли потребуется отказаться от некоторых заявленных принципов или изменить их на другие. Однако рассмотренные принципы взаимозависимы друг от друга, совместное использование их на практике может стать гарантией эффективного управления молочной отраслью с использованием потенциальных возможностей цифровой экономики и с учетом возможных рисков.
Ключевые слова
молоко, молочная отрасль, принцип, регулирование, цифровая экономика Для цитирования
Гриценко Г.М., Черняков М.К., Чернякова М.М., Чернякова И.А. (2019) Принципы государственного регулирования цифровизации молочной отрасли // Пищевая промышленность. 2019. № 11. С. 45-49.
Principles of state regulation of digitalization of the dairy
G.M. Gritsenko, Doctor of Economic Sciences, Professor
Siberian Federal Scientific center of agrobiotechnology the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk M.K. Chernyakov*, Doctor of Economic Sciences, Professor Novosibirsk State Technical University M.M. Chernyakova, Candidate of Economic Sciences
Institute of management - branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration, Novosibirsk I.A. Chernyakova
Novosibirsk State Technical University
Institute of management - branch of the Russian presidential Academy of national economy and public administration, Novosibirsk
Received: April 29, 2019 * [email protected]
Accepted: November 29, 2019 © Gritsenko G.M., Chernyakov M.K., Chernyakova M.M., Chernyakova I.A., 2019
Abstract
The dairy branch represents the set of the interacting spheres of manufacturing, processing and selling, and its target is to provide the population with qualitative milk and dairy products, and manufacturers - with the stable income. Taking into account transition of agro-industrial complex to digital economy as the main tool of transformation it is advisable to use the state regulation which is treated in the article as real time economic influence of authorities to the infrastructure of agro-industrial complex with the use of digital support of manufacturing, processing and selling of milk and dairy products. The objective of this research work was the development of principles of state regulation of digitalization of dairy branch, while the target is the preparation of offers on the perspective directions of development in the dairy branch. Development of dairy branch was investigated on the basis of the analysis, monographic and abstract and logical methods. State regulation of the dairy branch has perspective character and possesses the wide horizons. The purpose is the communication between the digital future and traditional present times. Things performed today define what will occur in the future and today's actions are defined depending on the objectives set for the future. The inter-consistency of purposes has both static and dynamic character that it is necessary to take into account at designing and realization of the studied system. Perhaps, in the process of digitalization of the state regulation system for dairy branch it will be required to refuse some stated principles or to amend them with other ones. However the considered principles which are interdependent from each other and combined use of which is carried out in practice, can become the guarantee of effective management of the dairy branch with utilization of potential opportunities of digital economy and taking into account of possible risks.
Key words
milk, dairy industry, regulation, digital economy, principle For citation
Gritsenko G.M., Chernyakov M.K., Chernyakova M.M., Chernyakova I.A. (2019) Principles of state regulation of digitalization of the dairy industry // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost'. 2019. No. 11. P. 45-49.
industry
Введение. Цифровая экономика (ЦЭ) относится к экономике, основанной на цифровых вычислительных технологиях. ЦЭ также иногда называется виртуальной, сетевой, электронной, новой, интернет- или веб-экономикой. Все чаще ЦЭ переплетается с традиционной экономикой, поэтому между ними нет четкого разграничения.
Понятие «цифровая экономика» пока не имеет однозначного, четкого терминологического понятия из-за большого числа ее разнообразных трактовок. в качестве основного в исследованиях использовалось следующее определение: «Цифровая экономика - это среда, включающая совокупность цифровой инфраструктуры и иннодиверсикацион-ных информационно-коммуникационных технологий ведения бизнеса» [1], которое эффективно использовалось при исследованиях по регулированию цифровизации сельскохозяйственных организаций. Термин «иннодиверсикация» [2] используется научным сообществом с 2016 г. и характеризуется проникновением новшеств в новые сферы.
С учетом перехода агропромышленного комплекса (АПК) на ЦЭ в исследованиях следует опираться на следующее определение: «Государственное регулирование в сельском хозяйстве - это экономическое воздействие в реальном времени органов власти с использованием цифровой поддержки производства, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на инфраструктуру агропромышленного комплекса» [1].
Цели и задачи. Целью исследования являлась разработка принципов государственного регулирования цифровизации молочной отрасли, задачей - подготовка предложений о перспективных направлениях развития молочной отрасли.
Методы. Развитие молочной отрасли исследовалось на основе анализа, монографического и абстрактно-логического методов.
Результаты. На основании различных источников нами была сформирована классификация основных причин, целей, функций и принципов государственного регулирования АПК, которая приведена на рис. 1.
Молочная отрасль представляет собой совокупность взаимодействующих сфер производства, переработки и реализации (рис. 2), целью которой является обеспечение население качественным мо-
локом и молочными продуктами, а производителей - стабильным доходом [3]. в современных условиях цифровизации экономики развитие молочной отрасли является одной из ключевых задач АПК России. Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) все глубже проникают во все сферы экономики, молочная отрасль не является исключением. Ор-
ганизации, учитывающие современные ИКТ, системы электронной коммерции, получают иннодиверсификационные возможности расширения рынков сбыта, ускорения процессов производства за счет внедрения цифровых средств обработки информации и документооборота, исключения непредвиденных ошибок, связанных с человеческим фактором [4]. Одним из важнейших направлений АПК в Российской Федерации является молочная отрасль, которую можно представить в виде системы, состоящей из трех взаимосвязанных подсистем (рис. 2).
Анализ рынка молочных продуктов показал, что молочная индустрия России по сравнению с другими отраслями пищевой промышленности находится в меньшей степени зависимости от импорта, доля которого в течение многих лет не превышает 15 % [5]. Сейчас на рынке молока и молочной продукции наблюдается высокая конкуренция, что порож-
1 Производство \
-у
* %
Реализациях ( молока и N 1 молочной 1 \ продукции / [ Производство \ молочной продукции
Рис. 2. Сущностная модель молочной отрасли
как системы
Причины
■значительное влияние природнс-климатическихфакторов, ♦использование земли в качестве главного средства производства: •диспропорции в ценообразовании между сельскохозяйственной и промышленной продукцией;
-зависимость товаропроизводителя от локальной монополии переработчика сельхозпродукции; •многоотраслевой характер организаций;
•наличие специфических форм организации сельскохозяйственного производства.
J
Функции
•обеспечение экономического роста, что предполагает прогресс экономики государства или региона, находящий выражение в изменениях общего положения экономики; •обеспечение экономической стабильности, что предполагает поддержание стабильности товарных цен, предотвращение и сдерживание гиперинфляции, и т.д.;
• справедливое распределение доходов среди членов общества, предоставление равных шансов на рынке, справедливость рыночной конкуренции и т.д.
•создание устойчивой системы продовольственного обеспечении Страны;
•создание рыночной производственной инфраструктуры на селе •формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; •ориентация законодательства на повышение качества жизни сельского населения;
•охрана окружающей среды и природопользования.
J
•рациональный аграрный протекционизм, •сочетание экономических и социальных целей; •программно-целевое регулирование;
•установление и поддержание паритета цен и доходов в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства; •гарантированная государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей; •дифференцированный подход*, осуществлению государственного регулирования; • мотивационная направленность государственного регулирования;
•максимально эффективное использование ресурсов
л
Рис. 1. Принципы государственного регулирования в АПК
дает высокие требования к качеству продукции. Однако следует подчеркнуть, что основной оборот принадлежит крупным компаниям, которые не позволяют малым и средним предприятиям (МСП) проникать на рынок молока и молочной продукции и занимать значительную нишу в этом сегменте. Поэтому, по мнению начинающих бизнесменов, производство молока и молочной продукции не является перспективным направлением развития предпринимательства. Для устранения указанной проблемы необходимы меры регулирующих воздействий, эффективность которых будет значительно выше с помощью ускоренной трансформации совокупности всех подсистем молочной отрасли в ЦЭ посредством ИКТ. Структура такой модели приведена на рис. 3 [6].
Перед производителями молока и молочной продукции стоит важная задача, а именно: обеспечить население качественным продуктом по доступной цене. В этом направлении в АПК около 2 % от общего числа занятых. Но даже этого количества рабочих недостаточно для обеспечения высокой производительности в этой отрасли. Из-за нехватки производительных сил приходится прибегать к импорту товаров.
В отчете Национального союза производителей молока [7] («Союзмоло-ко» объединяет Danone, PepsiCo, Valio, Hochland, «Экониву» и др.) отмечается, что по итогам 2018 г. российский импорт молочной продукции может снизиться на 11 % и достичь 6,3-6,5 млн т, что станет минимальным значением за последние 15 лет. За 2017 г. этот показатель был на уровне 7,1 млн т.
С 2013 по 2017 г. производство молочных продуктов в России выросло почти на 0,5 млн т, или 4 %. В 2017 г. объем производства молочных продуктов со-
Государствекное
регулирование
Рис. 3. Сущностная модель системы государственного регулирования цифровизации молочной отрасли (разработано авторами)
ставил 11,136 млн т. Несмотря на то, что в 2014 г. было введено продуктовое эмбарго и объем импорта сократился, серьезного роста отечественного производства молочных продуктов за этим не последовало. В связи с ослаблением курса рубля выросла себестоимость производства молочных продуктов, а рост розничных цен существенно ограничен снизившейся покупательной способностью населения. В подобных условиях кредитные ресурсы оказались для производителей малодоступными. Кроме того, ограничения на рост объемов производства накладывает дефицит ресурсной базы - поголовье коров демонстрирует ежегодное сокращение, и это сдерживает рост объемов производства сырого молока. На фоне всех этих факторов в отрасли сохраняется конкуренция с импортной продукцией, в особенности белорусского производства. В связи с этим в 2015-2017 гг. рост объемов производства молочной продукции составил всего 15 %, а в 2017 г. и вовсе замедлился до 0,2 %. Среди основных групп молочных продуктов наиболее значительная доля приходится на выпуск молока и сливок и кисломолочных продуктов. В 2017 г. доля молока и сливок составила 51,4% от всей произведенной в России молочной продукции, доля кисломолочных продуктов -28,1 %. По прогнозам BusinesStat [8], в 2018-2022 гг. производство продукции молочной отрасли будет ежегодно расти. Ожидается, что в 2022 г. объем производства молочных продуктов в России составит 11 666,7 тыс. т.
В работе Бадаляна М.Э. [9] сформированы предложения и обоснования по 18 принципам, которые необходимо принимать во внимание при разработке и реализации системы государственного регулирования АПК, целесообразно применить их и к молочной отрасли.
Обсуждение. Система государственного регулирования цифровизации молочной отрасли АПК должна формироваться так, чтобы регулирование осуществлялось применением парадигмы «целевой эффективной деятельности» [9] через четкое формулирование целей этой деятельности и выбор более эффективных средств их реализации. Любая осознанная деятельность, каковой является государственное регулирование молочной отрасли АПК, начинается с выдвижения определенных целей, и на практике всегда и все возможности направляются на осуществление этих целей.
Для реализации целей государственного регулирования молочной отрасли
требуются определенные (природные, финансовые, человеческие и др.) ресурсы, без учета их ограниченности представление этих целей носит декларативный характер, перечень добрых пожеланий.
Цель государственного регулирования молочной отрасли часто представляется как преодоление или смягчение проблемы (проблем).
Сложность регулируемого объекта, масштабность реформ, многообразие возможных направлений реформ не дают возможности однозначно определять экономические механизмы и рычаги, что помогло бы реализации представленных всеобщих целей.
Государственное регулирование молочной отрасли - многоцелевой процесс. При этом цели могут быть как одного уровня, так и выступать как подцели более высокого уровня для каждой отдельной цели. Процесс государственного регулирования не является неизменным, он находится в постоянном развитии (рис. 1.4), и от ведущих специалистов требуются специальное выделение целей, средств, ресурсов и механизмов, определение точных пропорций. Государственное регулирование молочной отрасли носит перспективный характер и имеет широкие горизонты: иногда даже доходит до десятилетия. Цель - связь между цифровым будущим и настоящим традиционным. То, что делается сегодня, определяет, что будет в будущем, и в зависимости от целей, поставленных на будущее, определяются сегодняшние действия. Из сказанного следует, что взаимосогласованность целей носит не только статический, но и динамический характер, чего нельзя не принимать во внимание при проектировании и реализации исследуемой системы (рис. 1.2).
Безошибочное восприятие регулируемого объекта, многогранное изучение и анализ - условия, необходимые для формирования эффективной системы государственного регулирования молочной отрасли, так как трудно представить, что можно принимать решения, расходовать ресурсы для решения тех задач, относительно которых отсутствует обоснованное, определенное и адресуемое понимание.
Государственное регулирование молочной отрасли - сложная система, которая включает в себя взаимосвязанные подсистемы (рис. 1.2), выделенные по определенным характеристикам. Реализуемые в каждой из этих подсистем процессы регулирования имеют свое
воздействие на результаты как остальных подсистем, так и общей системы.
В условиях рыночной экономики участие государства в процессах, осуществляемых в молочной отрасли, ограничивается определенными пределами, так как рынок, в свою очередь, диктует собственные требования. Решение этой задачи должно осуществляться по принципам объективности, необходимости и достаточности.
«Принцип объективности» выражает зависимость государственного регулирования молочной отрасли от общественных целей, сформированных на данном историческом этапе, и наличных ресурсов. Под «принципом необходимости» понимаем, что государство прямыми или косвенными механизмами должно вмешиваться в решение тех задач, которые являются следствием государственных функций (например, регулирование поддержки, определение законодательных норм, обеспечение конкурентности и др.), и макроэкономических целей, которые не могут быть решены рыночными механизмами путем саморегулирования, по крайней мере в течение необходимого промежутка времени. Из «принципа достаточности» следует, что государственные средства и усилия могут быть потрачены на смягчение или преодоление лишь тех проблем, для которых государственное вмешательство - единственный эффективный вариант.
Сфера молочной отрасли - то самое звено экономики, с которым связаны задачи, которые не могут быть решены независимо от развития общин и решения задач децентрализации управления.
на практике любая экономическая политика осуществляется за счет потерь определенных групп. С точки зрения справедливого распределения в процессе государственного регулирования молочной отрасли следование данному принципу оптимальности по Парето становится невозможным.
В процессе государственного регулирования молочной отрасли постулат «оптимальность по Парето» можно заменить постулатом «справедливое распределение».
Экономические механизмы преодоления (смягчения) проблем, подлежащие государственному регулированию, зачастую не являются единственными, и не всегда возможно принятие решения непосредственно и равнозначно. В связи с этим разработка и формирование системы государственного регулирования
молочной отрасли требуют вариантного подхода и обоснования выбора эффективного варианта.
Обоснование необходимости государственного регулирования молочной отрасли, уточнение целей, распределение проблем, препятствующих их достижению, правильный выбор и обоснование средств государственного регулирования - по своей сущности научно-практические задачи, которые требуют осуществления соответствующих ситуационных, причинно-следственных, прогнозных и прочих исследований.
на всех этапах разработки, экспертизы и осуществления системы государственного регулирования молочной отрасли необходимо обеспечение участия общественности, особенно производителей молока и молочной продукции и потребителей этих товаров.
Эффективность процессов, осуществляемых в рамках государственного регулирования молочной отрасли, в значительной мере обуславливается их правильной адресностью, при уточнении для каждой ситуации, в каких региональных единицах, в какие сроки и какие механизмы могут применяться. Это станет также основой для определения, в каком промежутке времени какие результаты можно ожидать в конкретных региональных единицах благодаря применению конкретных механизмов.
Задачи, подлежащие государственному регулированию производителей молока и молочной продукции, свойственны также другим странам. Знание и применение опыта этих стран могут быть полезны для стран, преследующих идентичные цели.
Решения, принимаемые в рамках государственного регулирования молочной отрасли, их программное обеспечение, выбранные механизмы, направленные на решение конкретных задач, в зависимости от ситуации могут различаться.
Государственное регулирование молочной отрасли - длительный динамический процесс, в течение этого периода возможны такие экономические, политические изменения, которые могут требовать инноваций также в государственных программах, направленных на регулирование молочной отрасли. Это означает, что эффективное осуществление этого процесса требует не только принятия соответствующих данной ситуации решений и их реализацию, но и обеспечение соответствующих изменений, зависимых от ситуационных
изменений, от результатов осуществляемых программ. Прослеживание результатов и оценка воздействий - взаимодополняющие процессы, их нельзя отождествлять. Конечно же, оба процесса требуют представления развития молочной отрасли с использованием ИТК, таких как сбор систематизированной информации, мониторинг и анализ. Однако они существенно различаются в зависимости от спроса информации, методологии оценки, конечного использования и др.
Выводы. В течение всего процесса государственного регулирования необходимы прослеживание и оценка эффективности этого процесса:
- положительные сдвиги в цифрови-зации молочной отрасли, если таковые есть, являются ли они результатом осуществляемых действий в рамках государственного регулирования со стороны правительства или же факторов саморегулирования и прочих посредством рыночных механизмов;
- как воздействуют осуществляемые программы на различные виды хозяйствующих в молочной отрасли субъектов и крестьянских хозяйств, разграниченных по размерам общин и степени циф-ровизации, направлениям деятельности и прочим признакам;
- есть ли положительные или отрицательные воздействия, не предусмотренные (заранее необдуманные) конкретной программой;
- оправданы ли расходы, связанные с каждой из программ.
Возможно, в процессе цифровизации системы государственного регулирования молочной отрасли нужно будет отказаться от некоторых выдвинутых принципов или же дополнить их другими. Однако рассмотренные принципы, которые взаимозависимы друг от друга и на практике осуществлено их совместное применение, могут стать гарантией эффективного управления молочной отрасли с использованием потенциала возможностей ЦЭ с учетом возможных рисков [10].
ЛИТЕРАТУРА
1. Черняков, М. К. Регулирование цифровой экономики сельского хозяйства: монография/ М. К. Черняков, М. М. Черня-кова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. -262 с.
2. Черняков, М. К. Иннодиверсифика-ция/М.К. Черняков, М.М. Чернякова, Е. А Ра-
зомасова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. Выпуск № 6. - 2016. - С. 283-287.
3. Самсонян, Р. Р. Перспективы развития молочно-продуктового подкомплекса России в условиях становления цифровой экономики // ИБР. - 2018. - № 2 (31). URL: https: // cyber1eninka.ru / article / n/ perspektivy-razvitiya-molochno-produktovogo-podkompleksa-rossii-v-usloviyah-stanovleniya-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 09.04.2019).
4. Об утверждении Прогноза научно-технологического развития АПК РФ на период до 2030 г.: Приказ Минсельхоза РФ от 12.01.2017 № 3 // СПС «Гарант». URL: https: // www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7149 9570/(дата обращения: 09.04.2019).
5. Черняков, М. К. Молочная индустрия как стратегическое направление развития рынка продовольствия/ М. К. Черняков, М. М. Чернякова // Пищевая промышленность. - 2018. - № 4. - С. 33-37.
6. Chernyakov, M.K. Simulation design of manufacturing processes and production systems/M.K. Chernyakov, M.M. Chernyakova, K. C. Akberov // Advances in Engineering Research. - 018. - Vol. 157: Actual issues of mechanical engineering, AIME 2018, Novosibirsk, 2018. - P. 124-128.
7. Национальный союз производителей молока. URL: http://www.souzmoloko.ru/souzmoloko/(дата обращения: 09.04.2019).
8. BusinesStat. URL: https: // businesstat.ru / images / demo / dairy_ products_russia_2018.pdf/(дата обращения: 09.04.2019).
9. Бадалян, М.Э. Принципы формирования системы государственного регулирования
сферы сельского хозяйства // Вестник университета. - 2013. - № 21. - С. 8-15.
10. Chernyakov, M.K. Technological Risks of the Digital Economy/ M. К. Chernyakov, M. М. Chernyakova // Journal of Corporate Finance Research. - 2018. - Vol. 12. - № 4. -P. 99-109. www.cfjournal.hse.ru ISSN 20730438.
REFERENCES
1. Chernjakova MK, Chernjakov MM. Regulirovanie cifrovoj ekonomiki sel'skogo hozjajstva: monografija pod redakciej M.K. Chernjakova. [Regulation of the digital economy of agriculture: monograph]. Novosibirsk: NGTU [Novosibirsk: NSTU Publishing House]. 2019. 262 p.
2. Chernjakov M K, Chernjakova MM, Razomasova EA, Arutjunjan NV. Innodiversifikacija. [Innodiversification]. Konkurentosposobnost' v giobai'nom mire: ekonomika, nauka, tehnologii. Vypusk [Competitiveness in the global world: economics, science, technology]. No. 6. 2016. P. 283-287.
3. Samsonjan RR. Perspektivy razvitija molochno-produktovogo podkompleksa Rossii v uslovijakh stanovlenija cifrovoj ekonomiki. IBR. 2018. No 2 (31). [Prospects for the development of the dairy and food sub-complex of Russia in the context of the digital economy // IBR]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ perspektivy-razvitiya-molochno-produktovogo-podkompleksa-rossii-v-usloviyah-stanovleniya-tsifrovoy-ekonomiki (data obrashhenija: 09.04.2019).
4. Ob utverzhdenii Prognoza nauchno-tehnologicheskogo razvitija APK RF na period do 2030: Prikaz Minsel'hoza RF ot 12.01.2017
№ 3. SPS Garant [On approval of the Forecast of scientific and technological development of the agro-industrial complex of the Russian Federation for the period up to 2030: Order of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation of January 12. 2017 No. 3. ATP «Garant»]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71499570/ (data obrashhenija: 09.04.2019).
5. Chernjakov MK, Chernjakova MM. Molochnaja industrija kak strategicheskoe napravlenie razvitija rynka prodovol'stvija [Dairy industry as strategic direction of development of the market of food]. Pischevaya promyshlennost [Food industry]. 2018. No. 4. P. 33-37.
6. Chernyakov MK, Chernyakova MM, Akberov KC. Simulation design of manufacturing processes and production systems. Advances in Engineering Research. 018. Vol. 157: Actual issues of mechanical engineering. AIME 2018. Novosibirsk [Advances in Engineering Research. 018. Vol. 157. Actual issues of mechanical engineering. AIME 2018. Novosibirsk]. 2018. P. 124-128.
7. Nacional'nyj sojuz proizvoditelej moloka [National Union of Milk Producers]. URL: http://www.souzmoloko.ru/souzmoloko/ (data obrashhenija: 09.04.2019).
8. BusinesStat. URL: https://businesstat. ru/images/demo/dairy_products_russia_2018. pdf/ (data obrashhenija: 09.04.2019).
9. Badaljan M Je. Principy formirovanija sistemy gosudarstvennogo regulirovanija sfery sel'skogo hozjajstva. Vestnik universiteta [Bulletin of University]. 2013. No 21. P. 8-15.
10. Chernyakov MK, Chernyakova MM. Technological Risks of the Digital Economy. Journal of Corporate Finance Research. 2018. Vol. 12. No 4. P. 99-109. www. cfjournal.hse. ru ISSN 2073-0438.
Авторы
Гриценко Галина Михайловна, д-р экон. наук, профессор Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН, 656015, г. Барнаул, пр-т Строителей, д. 6, [email protected]
Черняков Михаил Константинович, д-р экон. наук, профессор Новосибирский государственный технический университет, 630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, д. 20 Чернякова Мария Михайловна, канд. экон. наук
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6 Чернякова Ирина Алексеевна
Новосибирский государственный технический университет, 630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, д. 20,
Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, д. 6
Authors
Galina M. Gritsenko, Doctor of Economic Sciences, Professor Siberian Federal Scientific center of agrobiotechnology the Russian Academy of Sciences, 6, Stroiteley avenue, Barnaul, 656015 Mikhail K. Chernyakov, Doctor of Economic Sciences, Professor Novosibirsk State Technical University, 20, K. Marx avenue, Novosibirsk, 630073, [email protected]
Maria M. Chernyakova, Candidate of Economic Sciences
Institute of management - Branch of the Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration, 6, Nizhegorodskaya str.,
Novosibirsk, 630102, [email protected]
Irina A. Chernyakova
Novosibirsk State Technical University (NSTU), 20, K. Marx avenue, Novosibirsk, 630073,
Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 6, Nizhegorodskaya str., Novosibirsk, 630102, [email protected]