Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПЕРЕДОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПЕРЕДОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕДОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ТЕХНЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Лариса Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы развития и унификации теоретико-понятийного аппарата передовых производственных технологий в процессе реализации стратегии достижения технологического суверенитета. Проанализированы основные императивы новой концепции технологического развития в области интеграции мер и механизмов поддержки инноваций в различных областях. Выявлена роль центра «Технет» Национальной технологической инициативы в продвижении мер поддержки передовых производственных технологий. Установлены различия в понимании передовых производственных технологий центром «Технет» НТИ и Росстатом. Рекомендованы меры по организации взаимодействия ключевых акторов процесса разработки и внедрения передовых производственных технологий для выработки единой технической политики с использованием опыта консенсусного принятия решений в технических комитетах по стандартизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE THEORETICAL AND CONCEPTUAL APPARATUS OF ADVANCED PRODUCTION TECHNOLOGIES

The article deals with the problems of development and unification of the theoretical and conceptual apparatus of advanced production technologies in the process of implementing the strategy for achieving technological sovereignty. The main imperatives of the new concept of technological development in the field of integration of measures and mechanisms to support innovation in various fields are analyzed. The role of the Technet Center of the National Technology Initiative in promoting measures to support advanced manufacturing technologies is revealed. Differences in the understanding of advanced production technologies by the NTI Technet Center and Rosstat have been established. Measures are recommended to organize the interaction of key actors in the process of development and implementation of advanced production technologies to develop a unified technical policy using the experience of consensus decision-making in technical committees for standardization.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПЕРЕДОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Научная статья

УДК 338

doi: 10.47576/2949-1908_2023_3_224

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКО-ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ПЕРЕДОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Иванова Лариса Сергеевна

Институт проблем рынка Российской Академии наук, Москва, Россия, Livanova@gmail. com

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития и унификации теоретико-понятийного аппарата передовых производственных технологий в процессе реализации стратегии достижения технологического суверенитета. Проанализированы основные императивы новой концепции технологического развития в области интеграции мер и механизмов поддержки инноваций в различных областях. Выявлена роль центра «Технет» Национальной технологической инициативы в продвижении мер поддержки передовых производственных технологий. Установлены различия в понимании передовых производственных технологий центром «Технет» НТИ и Рос-статом. Рекомендованы меры по организации взаимодействия ключевых акторов процесса разработки и внедрения передовых производственных технологий для выработки единой технической политики с использованием опыта консенсусного принятия решений в технических комитетах по стандартизации.

Ключевые слова: передовые производственные технологии; технологический суверенитет; стимулирование инноваций; национальная технологическая инициатива; Технет.

Для цитирования: Маковеев В. Н., Малышев Р. Ю. Развитие наукоемкой экономики в регионах Северо-Западного федерального округа // Прикладные экономические исследования. 2023. № 3. С. 224-230. https://doi. org/10.47576/2949-1908_2023_3_224.

Original article

DEVELOPMENT OF THE THEORETICAL AND CONCEPTUAL APPARATUS OF ADVANCED PRODUCTION TECHNOLOGIES

Ivanova Larisa S.

Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia, Livanova@gmail.com

Abstract. The article deals with the problems of development and unification of the theoretical and conceptual apparatus of advanced production technologies in the process of implementing the strategy for achieving technological sovereignty. The main imperatives of the new concept of technological development in the field of integration of measures and mechanisms to support innovation in various fields are analyzed. The role of the Technet Center of the National Technology Initiative in promoting measures to support advanced manufacturing technologies is revealed.

Differences in the understanding of advanced production technologies by the NTI Technet Center and Rosstat have been established. Measures are recommended to organize the interaction of key actors in the process of development and implementation of advanced production technologies to develop a unified technical policy using the experience of consensus decision-making in technical committees for standardization.

Keywords: advanced manufacturing technologies; technological sovereignty; innovation stimulation; national technology initiative; Technet.

For citation: Ivanova L. S. Development of the theoretical and conceptual apparatus of advanced production technologies. Applied economic research, 2023, no. 3, pp. 224-230. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_3_224.

В настоящее время экономика России стоит перед сложнейшим вызовом обеспечения модернизационного перехода к новому технологическому укладу в условиях необходимости обеспечения технологического суверенитета. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» [1] легло в основу новой промышленной политики, которая нуждается в научно обоснованных теоретико-методических подходах к реализации ее важней -ших аспектов.

В концепции утверждается: если ранее «основными субъектами технологического развития являлись отраслевые компании, научные организации и образовательные организации высшего образования, институты развития и стартапы, то на новом этапе критически необходимо развивать комплексные организационные формы управления и сетевой формат их взаимодействия». При этом стратегию технологического развития предлагается строить вокруг двух типов технологий - критических, под которыми понимаются «отраслевые технологии, критически необходимые для производства важнейших видов высокотехнологичной продукции и создания высокотехнологичных сервисов, имеющие системное значение для функционирования экономики, решения социально-экономических задач и обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «сквозных» -«перспективные технологии межотраслевого назначения, обеспечивающие создание инновационных продуктов и сервисов и оказывающие существенное влияние на развитие экономики, радикально меняя существую-

щие рынки и (или) способствуя формированию новых рынков».

Среди основных принципов реализации концепции первым выделен «принцип концентрации, означающий переход от фронтального движения по широкому спектру вызовов научно-технологического развития страны к приоритезации ограниченных ресурсов на выбранных задачах и механизмах их решения». Принцип концентрации не соблюдается в настоящее время, поскольку в ходе различных попыток добиться инновационного развития по отдельным направлениям были сформированы «порядка 200 инструментов поддержки технологических инноваций, включая исследования и разработки». Поэтому в документе подчеркивается: «назрели их инвентаризация с точки зрения эффективности и результативности и последующая пересборка с целью устранения дублирования, укрупнения и фокусировки на сквозных технологических приоритетах».

Одним из направлений стимулирования инновационного развития является поддержка «передовых производственных технологий».

Интеграция цифровых технологий в производство сопряжена со значительными рисками и неопределенностями, которые могут сдерживать инвестиции частного сектора. Эти риски включают значительный капитал, необходимый для технологической модернизации, возможность провала рынка из-за асимметрии информации и неопределенность, связанную с окупаемостью инвестиций. Формируя партнерские отношения с государственными организациями, частные фирмы могут разделить эти риски и неопре-

деленности, делая инвестиции в цифровые технологии более привлекательными и осуществимыми.

С другой стороны, правительство заинтересовано в продвижении цифрового производства из-за его потенциала для повышения производительности, экономической конкурентоспособности и создания рабочих мест. Однако государственным организациям часто не хватает технологических ноу-хау и оперативной гибкости для внедрения инноваций. Таким образом, сотрудничество с частными фирмами может помочь государству использовать передовые технологии и предпринимательский динамизм. Несколько примеров успешных государственно-частных партнерств в области цифрового производства подчеркивают их эффективность. Например, партнерство передового производства (AMP) в США, объединяющее промышленность, университеты и федеральное правительство для инвестирования в новые технологии, привело к значительным достижениям в таких областях, как аддитивное производство и цифровое проектирование. Точно так же немецкая инициатива «Индустрия 4.0» - государственно-частный партнерский проект, в котором участвуют заинтересованные стороны из промышленности, профсоюзов, научных кругов и правительства, - сыграла важную роль в обеспечении лидерства страны в цифровом производстве.

Современная предыстория государственного стимулирования развития передовых производственных технологий в рамках партнерства с частным сектором в России начинается с конца 2014 г., когда в декабрьском Послании Президента Федеральному собранию и наборе поручений по его реализации была выдвинута концепция Национальной технологической инициативы (НТИ). Непосредственная же история начинается с принятия летом 2016 г. Дорожной карты по одному из ключевых направлений НТИ - рынку «Технет» [2], первой целью которой было «формирование комплекса ключевых компетенций, обеспечивающих интеграцию передовых производственных технологий (ППТ) и бизнес-моделей для их распространения в качестве «Фабрик Будущего». При этом в Дорожной карте не было приведено определения ППТ и не был представлен в явном виде их перечень, хотя в этапах реализации пере-

числялись некоторые конкретные ППТ, кроме того, были указаны компоненты «Фабрик будущего». В некоторых местах подчеркивалось, что речь, прежде всего, идет о кроссо-траслевых ППТ, но этому понятию так же не было дано определения.

Определение ППТ содержалось в «обосновывающих материалах к дорожной карте» [3]: «Комплекс процессов проектирования и изготовления на современном технологическом уровне кастомизированных (индивидуализированных) материальных объектов (товаров) различной сложности - основанных на комплексе мультидисциплинарных знаний, наукоемких технологий и системы интеллектуальных ноу-хау - в первую очередь цифрового моделирования и проектирования, новых материалов и аддитивных технологий с последующим добавлением к этой цепочке новых технологических элементов - робототехники, сенсорики, Big Data, индустриального Интернета, прочих ППТ, обеспечивающих переход от цифрового (Digital Factory) к «умному» (Smart Factory) и/или виртуальному (Virtual Factory) уровню «фабрики будущего». Однако данное определение не имело должного юридического статуса.

В новой версии «Плана мероприятий (дорожной карты) Технет (передовые производственные технологии» от 21 января 2021 г. [4] было включено приложение «Глоссарий», в котором использовано вышеуказанное определение, а также перечислены четыре основных направления ППТ.

Следует отметить, что посредством НТИ государство субсидирует определенные проекты. Для этой цели были созданы инфраструктурные центры НТИ, государственная поддержка которых реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. № 402 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации некоммерческими организациями, осуществляющими функции инфраструктурных центров, программ по развитию отдельных направлений Национальной технологической инициативы и Положения о проведении конкурсного отбора для финансового обеспечения реализации некоммерческими организациями, осуществляющими функции инфраструктурных центров, программ по развитию отдель-

ных направлений Национальной технологической инициативы» [5].

Помимо прямого участия в распределении бюджетных субсидий через ИЦ НТИ, объединения системы НТИ, включая «Технет», играют большую косвенную роль в определении направлений бюджетного финансирования за счет активного участия в развитии соответствующего законодательства, которое является предметом деятельности законодательных рабочих групп (ЗРГ) при центрах НТИ. В частности, в дорожной карте ЗРГ «Технет» (официально она называется «План мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Технет» [6]) предусмотрена разработка ряда проектов постановлений Правительства Российской Федерации, в ее перспективных версиях планируются изменения в ФЗ «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации», нормативные правовые акты ЕАЭС.

Таким образом, техническая документация «Технета» имеет существенное значение в системе стимулирования инновационного развития, в том числе в области ППТ. Однако его концептуально-терминологическая база не гармонизирована с другими нормативно-техническими документами. В частности, единственное определение ППТ в официальных нормативных правовых актах (НПА) содержится в ведомственном документе -Приказе Росстата от 29.07.2022 №538 (ред. от 21.11.2022) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий». Приведенное в нем определение ППТ существенно отличается от используемого Технетом: «Под передовыми производственными технологиями понимаются технологии и технологические процессы (включая необходимое для их реализации оборудование и программное обеспечение), управляемые с помощью компьютера, основанные на микроэлектронике и (или) использовании цифровых технологий, и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции (товаров и

услуг), включая организацию соответствующих процессов».

В области объекта применения ППТ определение Росстата гораздо шире, включая в себя не только материальные объекты (товары), при этом лишь «индивидуализированные», но и услуги. В области квалифицирующих признаков ППТ оно, наоборот, уже, нежели определение Технета, ограничиваясь использованием компьютера, микроэлектроники и цифровых технологий (в связи с чем ППТ логичнее было бы именовать цифровыми производственными технологиями), в то время как Технет определяет передовые технологии как основанные на «комплексе мультидисциплинарных знаний, наукоемких технологий и системы интеллектуальных ноу-хау», среди которых выделены несколько первоочередных примеров, не обязательно цифровых (например, новые материалы) и не образующих закрытого перечня.

Таким образом, уже на уровне концептуально-терминологического аппарата передовых (цифровых) производственных технологий определяется рассогласованность, которая затрудняет проведение единой государственной политики по их стимулированию.

По нашему мнению, необходимо отдельно закрепить понятия «передовые производственные технологии» как более общего, родового, и «цифровые производственные технологии» как видового, при этом оба понятия отнести к товарам, работам, услугам.

Кроме того, приведенный в Приказе Рос-стата перечень ППТ чрезвычайно обширен, недостаточно структурирован и нуждается в переработке с позиции выделенных в «Концепции технологического развития на период до 2030 года» ключевых направлений.

Аналогичные проблемы концептуального рассогласования между акторами и нехваткой механизмов обеспечения взаимодействия, выработки и реализации единой политики можно выявить и в других областях стимулирования инновационной активности и ее конкретных инструментах, которых авторами «Концепции технологического развития на период до 2030 года» насчитано более 200.

Это ставит на повестку дня задачу глобального переосмысления механизмов взаимодействия между государством, бизнесом

и наукой с целью выработки единого научно-методического подхода к инновационному развитию в интересах достижения технологического суверенитета. Для этого необходимо провести ревизию существующих и успешно функционирующих институтов и организационных форм, в рамках которых протекает взаимодействие перечисленных и других заинтересованных сторон, и выработать подход к организации их взаимодействия в рамках формирования и реализации единой инновационно-технологической политики и организационно-экономических механизмов ее реализации. Для этой цели следует учесть как опыт бизнес-объединений (РСПП, ТПП, отраслевых объединений) и институтов развития, включая, прежде всего, институты, изначально нацеленные на диалог заинтересованных сторон, такие, как центры НТИ, так и других успешно функционирующих организаций, объединяющих стейкхолдеров в интересах единой технологической политики. В частности, целесообразно рассмотреть опыт деятельности технических комитетов по стандартизации [7] с целью активизации их привлечения как экспертных структур в области научно-технологического форсайта в областях их предметной деятельности, опираясь на уже существующие механизмы формирования ими предложений в программу национальной стандартизации [8]. В ДК

Технет-2016 [2] среди прочих рисков выделено «установление монопольного сговора между представителями крупных компаний-участников «Технет» на предоставлении услуг и использование ПИТ, а также утаивание результатов разработок и апробации критических важных технологий от других участников группы». Для решения данных проблем злоупотребления правом целесообразно учитывать опыт разбирательств по аналогичным конфликтам в зарубежных организациях по стандартизации [9] и вырабатывать подходы по недискриминационному лицензированию разработок консорциумов [10]. Кроме того, введение в процесс разработки профильных технических комитетов в области информационной безопасности позволит изначально предусмотреть меры по защите разрабатываемых цифровых производственных технологий от неправомерных вредоносных воздействий [11].

Реализация предложенного комплекса мер позволит обеспечить научно обоснованную интеграцию отдельных механизмов поддержки инновационного развития передовых производственных технологий в единую систему государственно-частного партнерства, обеспечивающую эффективное решение задачи достижения технологического суверенитета [12; 13] России.

Список источников

1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.05.2023 №1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 22, ст. 3964.

2.План мероприятий («дорожная карта») «Технет» (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы - 2016. URL: https://assets.fea.ru/ uploads/fea/news/2017/02_february/15/Dorozhnaya_karta_TechNet.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

3.Выдержки из обосновывающих материалов ДК «Технет». URL: https://nti2035.ru (дата об -ращения: 01.05.2023).

4.План мероприятий («дорожная карта») «Технет» (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы - 2021. URL: https://nti2035.ru/docs/ DK_technet_2021.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

5.Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2018 г. № 402 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации некоммерческими организациями, осуществляющими функции инфраструктурных центров, программ по развитию отдельных направлений Национальной технологической инициативы и Положения о проведении конкурсного отбора для финансового обеспечения реализации некоммерческими организациями, осуществляющими функции инфраструктурных центров, программ по развитию отдельных направлений Национальной технологической инициативы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018, №16 (Часть II), ст. 2361.

6.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03.2018 № 482-р (ред. от 28.05.2020) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации национальной технологической инициативы по направлению «Технет» (передовые производственные технологии) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018, №15 (Часть V), ст. 2173.

7.Докукин А. В. Зарубежная практика использования стандартизации в целях инновационного развития. М., Стандартинформ, 2007. 23 с.

8.Стреха А. А., Докукин А. В., Галкин В. Е. Совершенствование системы информационного обеспечения процессов разработки и применения стандартов // Транспортное дело России. 2014. № 6.

9.Докукин А. В. Предотвращение патентного сепаратизма при разработке стандартов и понятие «шиканы». М., Стандартинформ, 2008. 19 с.

10.Ломакин М. И., Докукин А. В., Шалаев А. П. Методологические проблемы стандартизации в условиях развития цифровой экономики // Стандарты и качество. 2018. № 11.

11.Докукин А. В., Ершова Т. Б., Коновалов В. А., Стреха А. А. Основы разработки стандартов информационной безопасности // Стандарты и качество. 2008. № 8.

12.Дуненкова Е. Н., Онищенко С. И. Технологический суверенитет России: инновационное развитие отраслей // Инновации и инвестиции. 2023. № 4.

13.Константинов И. Б., Константинова Е. П Технологический суверенитет как стратегия будущего развития российской экономики // Вестник поволжского института управления. 2022. Т. 22. № 5.

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1315-r dated 05/20/2023 "On approval of the Concept of Technological Development for the period up to 2030". Collection of Legislation of the Russian Federation. 2023. No. 22, Article 3964.

2. Action plan ("roadmap") "Technet" (advanced production technologies) of the National Technological Initiative - 2016. URL: https://assets.fea.rU/uploads/fea/news/2017/02_february/15/ Dorozhnaya_karta_TechNet.pdf (date of reference: 01.05.2023).

3. Excerpts from the substantiating materials of the DC "Technet". URL: https://nti2035.ru (accessed: 01.05.2023).

4. Action plan ("roadmap") "Technet" (advanced production technologies) of the National Technology Initiative - 2021. URL: https://nti2035.ru/docs/DK_technet_2021.pdf (accessed: 01.05.2023).

5. Resolution of the Government of the Russian Federation of April 3, 2018 No. 402 "On approval of the Rules for Granting subsidies from the Federal budget for financial support of the Implementation by non-profit organizations Performing the functions of infrastructure centers of programs for the Development of Certain Areas of the National Technological Initiative and Regulations on Conducting competitive selection for financial support of the implementation by non-profit organizations performing the functions of infrastructure centers of programs for the development of certain areas of the National Technological Initiative". Collection of legislation of the Russian Federation. 2018, No. 16 (Part II), Article 2361.6.

Decree of the Government of the Russian Federation dated 23.03.2018 No. 482-r (ed. dated 28.05.2020) "On Approval of the Action Plan (Roadmap) to Improve Legislation and Eliminate Administrative Barriers in order to ensure the implementation of the National Technological Initiative in the direction of Technet" (advanced production technologies). Collection of legislation of the Russian Federation. 2018, No. 15 (Part V), article 2173.

7. Dokukin A.V. Foreign practice of using standardization for innovative development. M., Standartinform, 2007. 23 p.

8. Strekha A. A., Dokukin A.V., Galkin V. E. Improving the information support system for the development and application of standards. Transport business of Russia. 2014. No. 6.

9. Dokukin A.V. Prevention of patent separatism in the development of standards and the concept of "chicanes". M., Standartinform, 2008. 19 p.

10. Lomakin M. I., Dokukin A.V., Shalaev A. P. Methodological problems of standardization in the conditions of digital economy development. Standards and quality. 2018. № 11.

11. Dokukin A.V., Ershova T. B., Konovalov V. A., Strekha A. A. Fundamentals of information security standards development. Standards and quality. 2008. № 8.

12. Dunenkova E. N., Onishchenko S. I. Technological sovereignty of Russia: innovative development of industries. Innovation and investment. 2023. № 4.

13. Konstantinov I. B., Konstantinova E. Technological sovereignty as a strategy for the future development of the Russian economy. Bulletin of the Volga Institute of Management. 2022. Vol. 22. No. 5.

Сведения об авторе

ИВАНОВА ЛАРИСА СЕРГЕЕВНА - соискатель, Институт проблем рынка Российской Академии наук, Москва, Россия, Livanova@gmail.com

Information about the author

IVANOVA LARISA S. - Candidate, Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, Livanova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.