Условия развития рынков будущего: точки роста для промышленности
Conditions for the Development of Future Markets: Industrial Growth Areast
Вертакова Юлия Владимировна
заведующий кафедрой Юго-Западного государственного университета (г. Курск), доктор экономических наук, профессор 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94
УДК 339.13
Yuliya V. Vertakova
Southwest State University (Kursk)
50 let Oktyabrya Str. 94, Kursk, Russian Federation, 305040
Плотникова Наталья Андреевна
аспирант Юго-Западного государственного университета (г. Курск) 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94
Natal'ya A. Plotnikova
Southwest State University (Kursk)
50 let Oktyabrya Str. 94, Kursk, Russian Federation, 305040
I
Ш
*
Ш I Ш
CK
s
I Ш
CD <
0.
c
>
<
<
0. с
CK
s 0. о
Ш
Быстрые темпы научно-технического прогресса оказывают большое влияние на мировую экономику в целом и промышленность в частности. Экономическая мощь страны определяется уже не столько объемом производимых товаров и услуг, сколько созданием принципиально новых продуктов и технологий. Промышленное производство становится цифровым, «безбумажным», интеллектуальным и кастомизированным.
Цель. Исследовать условия развития рынков будущего для выявления точек роста в промышленности.
Задачи. Обосновать актуальность проблемы, опыт ее решения; изучить предпосылки создания Национальной технологической инициативы; провести обзор международной практики в сфере передовых производственных технологий (ППТ) и опыта России; исследовать специфику дорожной карты «Тех-нет»; разработать производственную модель управления и симбиоза Национальной технологической инициативы (НТИ) с другими государственными начинаниями. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания, сравнительного и статистического анализа систематизированы результаты исследований по проблеме определения точек роста промышленности на основе анализа условий развития рынков будущего.
Результаты. В России политика, направленная на сохранение конкурентоспособности и достижение высоких темпов производительности, сформулирована в Национальной технологической инициативе. Представлен обзор
международной практики в сфере ППТ и опыт России. Отражены дорожные карты рынков НТИ, особое внимание уделено дорожной карте НТИ «Технет», основной целью которой является обеспечение глобальной конкурентоспособности российской промышленности за счет внедрения передовых производственных технологий. Сделан вывод о том, что наиболее перспективной управленческой производственной моделью являются проектные консорциумы, и приведены примеры ее использования.
Выводы. Исследование условий развития рынков будущего для выявления точек роста в промышленности позволило изучить предпосылки создания НТИ; провести обзор международной практики в сфере ППТ и опыт России; исследовать специфику дорожной карты «Технет»; разработать производственную модель управления и симбиоза НТИ с другими государственными инициативами. Ключевые слова: инновации, промышленность, рынки будущего, передовые производственные технологи, технологическое лидерство
Для цитирования: Вертакова Ю. В., Плотникова Н. А. Условия развития рынков будущего: точки роста для промышленности // Экономика и управление. 2018. № 4 (150). С. 27-36.
The rapid progress in science and technology in the 21stCentury hassignificantly affected the global economy as a whole, and the manufacturing industry in particular. The econom-
^ ic power of a country is nowadays determined
¡5 not so much by the volume of production as
by the development of fundamentally new prod-^ ucts and technologies. The main trend of the
Ш &
1 ongoing changes is industrial production bes coming digital, "paperless," smart, and cus-x tomized.
x Aim. The present study aims to examine the
ш conditions for the development of future mar-
m kets with the purpose of identifying indus-
£ trial growth areas.
> Tasks. The authors substantiate the urgency
2 of the problem and experience of solving it; examine the prerequisites for the development
< of the National Technological Initiative of Rus-
sia (NTI); review international practices in the ^ field of advanced manufacturing technologies
x (AMT) and Russian experience; study the spe-
o cific aspects of the Technet roadmap; develop
a production management model and symbiosis of the NTI with other public initiatives. Methods. This study uses general scientific methods of cognition, comparative and statistical analysis to systematize the results of research regardingthe problem of identifying industrial growth areas based on analysis of the conditions for the development of future markets.
Results. The authors prove that countries are currently initiating a new technological revolution in the form of national policy with the purpose of maintaining competitiveness and achieving high productivity. In Russia, such policy has manifested itself in the form of the National Technological Initiative. International practices in the field of AMT and Russian experience are reviewed. Market roadmaps of the National Technological Initiative are presented with an emphasis on the Technet NTI roadmap, which is intended for ensuring long-term global competitiveness of the Russian industry through the implementation of AMT. The authors conclude that project consortia would serve as the production management models of the future and provide examples of the application of a project consortium formation model. Conclusion. Examination of the conditions for the development of industrial growth areas makes it possible to examine the prerequisites for the development of the NTI; review international practices in the field of AMT and Russian experience; study the specific aspects of the Technet roadmap; development of a production management model and symbiosis of the NTI with other public initiatives. Keywords: innovations, industry, future markets, advanced manufacturing technologies, technological leadership
Citation: Vertakova Yu. V., Plotnikova N. A. Usloviya razvitiya rynkov budushego: tochki rosta dlya promyshlennosti [Conditions for the Development of Future Markets: Industrial Growth Areas]. Ekonomika I Upravlenie, 2018, no. 4 (150), pp. 27-36.
Активное развитие и внедрение новых технологий, их повсеместное проникновение во все сферы человеческой деятельности приводят к
быстрым изменениям на глобальных рынках. Происходят значительные изменения в структуре и характере современного промышленного производства и экономик стран мира. Переход к новому технологическому укладу приведет к формированию в ближайшие годы совершенно новых крупных рынков, предлагающих потребителям передовые технологические решения и принципиально новые продукты и услуги.
В постановлении президиума РАН «О проекте „Концептуальные основы Национальной технологической инициативы"» [1] отмечается, что она представляет собой политический документ, определяющий основные направления и механизмы научно-технологического развития страны на долгосрочную перспективу с учетом геополитических и социально-экономических условий.
Впервые о «национальной технологической инициативе» (НТИ) было упомянуто в докладе министра образования и науки Д. В. Ливанова на заседании президиума Совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию в сентябре 2014 г. Упоминалось и о разработке проекта, связанного с передовыми производственными технологиями (ППТ), направленного на ускорение развития отраслей промышленности. Проект получил статус Национальной технологической инициативы. Особое внимание НТИ было уделено в послании президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.
Ведущая роль в исследовании НТИ принадлежит ученым, принявшим непосредственное участие в разработке ее концептуальных основ, таким как В. В. Иванов, А. Е. Арменский, Ю. Ю. Балега, А. Е. Городецкий, В. И. Герасимов, Н. И. Комков, В. В. Кузнецов, Л. А. Лебедев, А. В. Лопатин, А. А. Макоско, Р. А. Ма-ринина, В. Р. Месропян, М. С. Соколова, В. П. Мельников, М. А. Волосова, В. П. Смолен-цев, А. Г. Схиртладзе и др.
Проблемы трансформации экономики в условиях формирования НТИ, ее перспективы и эффективность реализации исследованы в работах Е. Б. Ленчук, А. В. Бабкина, Е. В. Сибирской, Ю. В. Вертаковой, В. А. Плотникова, Л. В. Овешниковой, Е. П. Самариной, Н. П. Четверик, Н. Г. Кураковой, А. Н. Петрова, И. В. Данилина, Ю. И. Растовой. Вопросам интеграции бизнеса, образования и науки в условиях реализации НТИ в региональных разрезах посвящены исследования И. Р. Ляпиной, О. А. Строевой, Н. П. Иващенко, Е. Б. Кузнецова, В. Р. Мес-ропян. Различные аспекты реализации НТИ представлены в результатах научных исследований Л. А. Трофимовой, В. В. Трофимова, Е. Н. Каблова, В. В. Макарова, А. С. Мохова, Н. В. Маховой, Н. Н. Моисеева и др.
Россия
Северная Америка
АТР
Западная Европа
Африка
Латинская Америка
О
24
21
11
10
20
29 29
□ — 2016 г.
□ — 2015 г.
30 40
Доля расходов, %
> <
Рис. 1. Структура мировых ИТ-расходов в региональном разрезе
Национальная технологическая инициатива России включает в себя комплекс проектов и программ, основной целью которых является активное включение нашей сраны в формирование стандартов глобальных рынков будущего и получение российскими компаниями значимой доли на этих рынках [2].
Цифровая революция, которая стремительно набирает обороты, затрагивает различные сферы жизни и деятельности людей. Уже сегодня она находит отражение в появлении «умных» домов и городов, в развитии единой цифровой платформы, объединяющей ключевые процессы и инфраструктуру различных отраслей экономики. Ядром такой платформы, безусловно, являются информационные технологии.
Отрасль высоких технологий — одна из наиболее масштабных и быстрорастущих в мире. За последние 5 лет рынок вырос на 40%. В частности в России объем рынка программного обеспечения для бизнеса составил в 2015 г 20 трлн руб. (четверть ВВП) [3-5]. Очевидно, что географически рынок сейчас не сбалансирован, и регионы мира представлены в текущем рыночном балансе не сообразно своему потенциалу (рис. 1).
Крупнейшим потребителем ИТ-решений является Северная Америка, на которую приходится около 30% мировых расходов в рассматриваемой сфере. Доля Западной Европы составляет более 20%, а стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (без учета Японии) — менее 30%. Российский рынок, по мнению аналитиков, по результатам 2015-2016 гг. вернулся на уровень 2005 г. Совокупные расходы в странах БРИК увеличились лишь на 1% в 2016 г., а доля России на мировом рынке не превышает 2% [6].
По мнению В. Н. Княгинина, развитые страны с целью сохранения конкурентоспособности и достижения высоких темпов производи-
тельности в настоящее время разворачивают новую технологическую революцию в виде государственной политики [7]. Очевидно, что индустриально развитые государства, такие как США, Германия, Япония, Великобритания и др., хотят сосредоточить у себя ключевые (цифровые) платформы, агрегирующие так называемые «стратегические данные» и алгоритмы их обработки.
Страны-лидеры уже сегодня реализуют государственные программы в сфере передовых промышленных технологий, рассчитанные на запуск новой технологической революции и радикальное укрепление конкурентных позиций на глобальном рынке.
Так, в 2012 г. в Германии была инициирована промышленная стратегия «Индустрия 4.0», в США приняты «Стратегия инновационного развития» [8], «Национальный стратегический план развития передовых промышленных технологий США» [9], а также реализуется ряд профильных инициатив, таких как «Инициатива генома материалов» [10], национальные инициативы в области робототехники и т. д. [11; 12]. Великобритания реализует программу «Восемь великих технологий» [13], во Франции в 2013 г. началось осуществление программы «Новая промышленная Франция» [14], в рамках которой реализуются проекты по 10 перспективным технологическим направлениям развития индустрий и технологий будущего. В Японии принят пятилетний план развития науки, технологий и инноваций на 2016-2020 гг. В Китае реализуются программы «Сделано в Китае — 2025» и «Интернет+», а в июле 2017 г. был утвержден «Национальный план стимулирования технологических разработок в области ИИ».
Следуя глобальным трендам, в России с 2014 года стартовала программа перехода промышленности на новый технологический уклад в
Таблица 1
Дорожные карты рынков Национальной технологической инициативы
Название Описание
Продуктовые карты
AutoNet Распределенная сеть управления автотранспортом без водителя
AeroNet Распределенные системы беспилотных летательных аппаратов
MariNet Распределенные системы морского транспорта без экипажа
NeuroNet Распределенные искусственные компоненты сознания и психики
HealthNet Персональная медицина
FoodNet Системы персонального производства и доставки еды и воды
EnergyNet Распределенная энергетика от personal power до smart grid и smart city
SafeNet Новые персональные системы безопасности
FinNet Децентрализованные финансовые системы и валюты
MediaNet Децентрализованные системы работы с информацией
Кросс-рыночные карты
TechNet Передовые производственные технологии
Кружковое движение Выращивание команд для исследований и новых бизнесов
IP Net Регулирование рынка ИС для новой экономической реальности
Источник: составлено авторами с использованием [2].
рамках Национальной технологической инициативы, представляющей собой долгосрочную комплексную программу по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет [2]. Однако, по мнению авторского коллектива проекта «Основы Национальной технологической инициативы» Российской Академии наук, сложившаяся в последние годы ситуация требует выработки новых подходов к социально-экономическому и технологическому развитию страны. Необходимо, во-первых, обеспечить технологическую независимость нашего государства (задача решается в рамках импортозамещения). Во-вторых, требуется ре-индустрилизация экономики с целью создания качественно новых видов продукции на основе последних достижений науки.
По мнению И. Р. Агамирзяна, принятие НТИ стало первой попыткой в истории нашего государства определить приоритеты развития, исходя из потребностей рынка, а не из предложений технологий [3]. А. В. Клыпин отмечает, что актуальность реализации НТИ связана с необходимостью решения перспективных проблем, с которыми столкнется страна в будущем, и пониманием того, какие передовые технологии потребуются через 10-15 лет для обеспечения национальной безопасности, высокого качества жизни, развития отраслей промышленности [15]. Новое понятие включает в себя производственный и коммуникативный смысл и определяется, с одной стороны, как скоординированные действия бизнеса, образования, науки и потребителей, конкретные меры по обеспечению ускоренного технологического развития российской экономики
посредством разработки передовых производственных технологий, а с другой — как собственно производственные технологии. И. В. Данилин определяет НТИ как «зонтичную» программу, включающую целый класс различных мероприятий госструктур и субъектов инновационной среды (малые и средние предприятия, вузы, венчурное сообщество и пр.), призванную сформировать российские компании-«чемпи-оны» на принципиально новых технологических рынках и вывести Россию к 2035 г. в число инновационно-технологических лидеров [16].
Резюмируя мнения ученых, предоставляется возможным сформировать свое видение понятия Национальной технологической инициативы как программы развития перспективных направлений для предпринимательской активности («рынков будущего») и перспективных способов их поддержки, которая реализуется по принципу ГЧП с целью обеспечения технологического лидерства отечественных компаний на высокотехнологичных международных рынках.
В рамках НТИ государство сформулировало принципы нового технологического уклада. Теперь требования затрагивают уже не столько качество «железа», сколько его функционал и способность «социализировать» себя через межмашинное взаимодействие в рамках единых программных платформ и «интернета вещей».
Отличительная особенность НТИ состоит в том, что перечень мер по достижению Россией лидерства на новых рынках формулируется высокотехнологичным бизнесом. Таким образом, был сформирован набор технологических рынков, в рамках развития которых разрабатываются «дорожные карты» рынков НТИ (табл. 1).
к
а 2000 ■в-
£ 1500
и аз 91
§ 1000
и
500
□ — 2020 г.
□ — 2035 г.
740
260
1350
490
690
Цифровые фабрики
Умные фабрики
Виртуальные фабрики
> <
Рис. 2. Прогнозируемый объем рынка «фабрик будущего» (млрд долл. США)
Выбор технологических рынков для НТИ осуществляется исходя из таких критериев, как значимость в глобальном масштабе (будет «весить» более 100 млрд долл. к 2035 г.), отсутствие рынка на текущий момент, ориентация в первую очередь на потребности людей как конечного потребителя, рынок важен для России с точки зрения обеспечения базовых потребностей и безопасности [2].
В рамках инициативы по каждому из направлений были сформированы группы ключевых стейкхолдеров, которые объединили бизнес, представителей научного и исследовательского сообщества, институтов развития, экспертов и заинтересованные органы исполнительной власти, а также профильные рабочие группы, в задачу которых входила разработка дорожных карт рынков НТИ.
Дорожные карты НТИ призваны отвечать на такие вызовы, как исчерпание источников роста, проблема импортозависимости, необходимость опережающего развития высокотехнологичных отраслей российской промышленности [17; 18, с. 151-194; 19; 20].
Национальная технологическая инициатива направлена на поддержку платформенной (сетевой) архитектуры рынков и ориентирована на «выращивание» российских компаний, претендующих на завоевание значимых позиций на глобальных рынках. Инициатива рассчитана на то, что к 2035 г. половину российской экономики составит высокотехнологичный бизнес, что обеспечит присутствие нашей страны в десятке крупнейших технологических держав. Показатели НТИ рассчитаны так, чтобы обеспечить в 5 раз более высокий уровень производительности в новых секторах, чем в традиционных отраслях. Например, количество высокопрофессиональных специалистов, занятых на новых рынках, должно превысить 10 млн человек.
Национальная технологическая инициатива предполагает поддержку проектов по сквозным технологическим направлениям, которые ока-
жут ключевое влияние на рынки будущего: большие данные, ИИ, квантовые технологии, сенсорика и компоненты робототехники, ней-ротехнологии, портативные источники энергии, новые производственные технологии и т. д. Проекты по данным группам технологий объединяет специальное направление НТИ «Технет». Главным отличием этой программы от продуктовых дорожных карт НТИ является сквозной характер и возможность дальнейшего масштабирования полученных результатов на все высокотехнологичные отрасли промышленности.
Основная цель дорожной карты НТИ «Тех-нет» (утверждена 14 февраля 2017 г. на заседании президиума Совета при президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию) — обеспечение в долгосрочной перспективе глобальной конкурентоспособности российской промышленности за счет внедрения передовых производственных технологий.
Речь идет о «сквозных технологиях», влияющих на развитие других рынков НТИ, таких как цифровое моделирование, инжиниринг, новые материалы, 3Б-печать. Ключевая задача состоит в изменении подхода к бизнес-процессам за счет создания сети «умных фабрик» с цифровизацией всего жизненного цикла изделий («фабрики будущего»). Разработчики НТИ утверждают, что потенциал роста мирового рынка «фабрик будущего» 1 огромен (рис. 2). Объем рынка цифровых фабрик2 достигнет к
1 «Фабрика будущего» — модельная архитектура производственного комплекса, создаваемого на основе передовых производственных технологий. Небольшой инжиниринговый центр с компактным цифровым оборудованием, аддитивными машинами и большим количеством компьютеров, где оперативно создаются изделия нужной формы с требуемыми характеристиками [URL: http://fea.ru/compound/national-technology-initiative].
2 Цифровая фабрика — системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в короткие сроки проектирование и производство конкуренто-
^ 2020 г., по разным оценкам, 260 млрд долл. 5 США и к 2035 г. — 740 млрд долл. Объем х рынка «умных» фабрик1 — 490 млрд долл. ш и 1,35 трлн долл. соответственно. По вирту-^ альным фабрикам2 эксперты ожидают роста х в 690 млрд долл. к 2020 г. и почти 1,5 трлн
1 долл. через 20 лет [1; 2].
ш Один из первых примеров реализации кон™ цепции «фабрик будущего» — проект «Кор-^ теж», цель которого — создание российского
< автомобиля премиум-класса на базе уникаль-^ ной отечественной модульной платформы, ко-
< торая соответствует уровню мировых лидеров 1= автопрома. В рамках проекта создается серия ^ автомобилей как для официальных лиц стра-^ ны, так и для свободной продажи (лимузин,
2 седан и минивэн). Ответственным исполнителем проекта является ФГУП «НАМИ», а производственным партнером — компания «Соллерс» [21].
В рамках цифровой фабрики реализован проект по разработке уникального защитного короба, обладающего лучшими в мире характеристиками энергопоглощения. Это первая в мире технология, которая обеспечивает сохранность и работоспособность хрупкого оборудования, например высокоточных приборов, при сбрасывании с высоты до 125 метров на жесткие покрытия. Данная разработка может быть полезна, в частности, для Министерства по чрезвычайным ситуациям (доставка хрупкого оборудования в труднодоступные места) [21].
В настоящий момент на старте реализации находятся четыре проекта по линии дорожной карты «Технет». Все они направлены на раз-
способной продукции от стадии планирования, когда закладываются базовые принципы изделия, и заканчивая созданием цифрового макета [URL: http://fea. ru/compound/national-technology-initiative].
1 «Умная» фабрика — системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в короткие сроки производство конкурентоспособной продукции от заготовки до готового изделия. В качестве входного продукта «умных» фабрик используются результаты работы Цифровых фабрик. «Умная» фабрика подразумевает наличие оборудования для серийного производства: станков с ЧПУ, промышленных роботов, автоматизированных систем управления технологическими и производственными процессами [URL: http:// fea.ru/compound/national-technology-initiative].
2 Виртуальная фабрика — системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в короткие сроки проектирование и производство конкурентоспособной продукции за счет объединения цифровых и (или) «умных» фабрик в единую сеть. Виртуальная фабрика подразумевает наличие информационных систем управления предприятием, позволяющих разрабатывать и использовать в виде единого объекта виртуальную модель всех процессов, т. е. поставки => производство => дистрибуция/логистика => сбыт [URL: http://fea.ru/compound/national-technology-ini-tiative].
витие экспорта высокотехнологичной российской продукции, перевод производственных процессов и сервисных цепочек в единую цифровую экосистему. Проекты будут закончены в 2020-2021 гг.; их общий бюджет составляет около 1,5 млрд руб., а потребность в грантах и субсидиях оценивается примерно в 1 млрд руб. У каждого проекта есть свои заказчики (табл. 2).
Помимо уже названных проектов, в высокой стадии проработки находится проект по созданию цифрового подводно-добычного комплекса для работы на шельфовых месторождениях (РФЯЦ-ВНИИЭФ, ключевой заказчик — «Газпром») в рамках перспективного нефтегазового проекта «Сахалин-3». В дальнейшем применение отечественного цифрового ПДК предполагается и в других проектах на континентальном шельфе Российской Федерации.
Из других перспективных проектов «Тех-нет» можно выделить создание цифровой платформы новых подходов к проектированию грузовых автомобилей (ключевой заказчик — КамАЗ), внедрение ППТ в отечественное судостроение (проект «Цифровая верфь», Санкт-Петербург).
Кроме того, прорабатываются проекты по созданию отечественного гражданского оружия, беспилотных воздушных судов, лазерных технологий в промышленности и медицине.
Еще совсем недавно искусственный интеллект, беспилотные автомобили, роботы и «умные» фабрики фигурировали только в фантастических фильмах и книгах. Сегодня — это наша реальность. По разным прогнозам, доля автоматизации процессов в производстве и логистике достигнет к 2035 г. 90-95%, а по дорогам мира будут перемещаться более 20 млн беспилотных автомобилей.
Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что глобальными технологическими лидерами могут стать именно те страны, которые сделают ставку на развитие такого рода технологий. В России, например, делается ставка на импортозамещение в тех отраслях промышленности, которые имеют большой экспортный потенциал, и там, где эти системные меры способны принести положительный экономический эффект. В рамках данного направления и создается первичная инновационная инфраструктура, запускаются первые испытательные полигоны, реализуются пилотные проекты с использованием ППТ [22-26].
В рамках реализации НТИ помимо работы с технологиями и их внедрением, ведется активная политика по подготовке кадров и адаптации программ образовательных учреждений к требованиям новой формирующейся модели рынка труда. В сложившихся условиях вузам необходимо рассматривать возможности фор-
Таблица 2 <
Текущие и планируемые проекты ДК «Технет» ш
№ п/п Проект Описание проекта Эффект от реализации
1 «Фабрика будущего для механизмов точного приборостроения» (компания «Диаконт», Санкт-Петербург). Сроки реализации проекта: 2017-2020 гг. Создание «фабрики будущего» для разработки, испытаний и изготовления кастомизированной продукции точного приборостроения для ее последующего применения в высокотехнологичных отраслях промышленности. Организация на зарубежных площадках компании центров трансфера передовых технологий с площадками сборки, сервиса и продаж. Испытательные полигоны и производственные площадки будут расположены в Санкт-Петербурге Рост объемов экспорта российской продукции точного приборостроения, преодоление барьеров выхода на внешние рынки. Импортозамещение механизмов точного приборостроения. Создание инфраструктуры производства, продвижения и сервиса высокотехнологичной продукции российских компаний за рубежом
2 «Создание цифровой платформы сертификации композиционных материалов и изделий» (Инжиниринговая компания «ТЕСИС» (Москва) при участии Сколтеха, Института новых углеродных материалов и технологий при МГУ им. М. В. Ломоносова). Сроки реализации проекта: 2017-2021 гг. Разработка цифровых сервисов по проведению ускоренной оценки соответствия продукции передовых производственных технологий (композиционных материалов и изделий). Создание распределенного центра сертификации, проводимой на основе виртуальных испытаний продукции Создание современной системы сертификации высокотехнологичной продукции нового поколения. Стимулирование внедрения ппт за счет благоприятных условий техре-гулирования, сокращения времени (в 1,5 раза) и затрат (в 2-3 раза) на разработку и сертификацию композиционных материалов и изделий. Обеспечение доступа компаний и научных учреждений к современным средствам моделирования и испытаний
3 «Кросс-отраслевая платформа виртуальной разработки и испытаний продуктов нового поколения» (Лаборатория «Вычислительная механика», Санкт-Петербург). Сроки реализации проекта: 2017-2020 гг. Создание платформы для виртуальной разработки и испытаний глобально конкурентоспособных российских продуктов. В настоящий момент уже создан Центр тестирования и валидации программного обеспечения в области компьютерного инжиниринга. Запуск первой очереди «цифровых фабрик» для автомобилестроения на основе разработанной платформы Выход на принципиально новый уровень проектирования и производства продуктов нового поколения. Сокращение издержек на каждом этапе жизненного циклы. Рост экспорта высокотехнологичной продукции: увеличение доли россии на мировом рынке инжиниринга
4 «Цифровая платформа поддержки эксплуатации» (Инженерный центр ин-формационно-аналитиче-ских систем, Москва). Сроки реализации проекта: 2018-2020 гг. Создание централизованного сервиса поддержки эксплуатации на базе он-лайн-платформы. Единое информационное пространство всех участников жизненного цикла продукции — от разработчиков и производителей до эксплуатирующих организаций и дилеров. Ключевые потенциальные заказчики: производители авиационной промышленности. Дальнейшее масштабирование на другие отрасли Развитие российского и зарубежного сегмента послепродажного обслуживания высокотехнологичных изделий. Увеличение доли доходов российских глобальных игроков от коммерциализации конечного продукта и послепродажного облуживания
Источник: составлено авторами на основе данных Минпромторга России.
мирования программ дуального образования с акцентом на таких дисциплинах, как системная инженерия, цифровое проектирование и моделирование, организация цифровых производств. Помимо модификации направлений обучения в университетах планируется создание learning factories на площадках испытательных полигонов, которые будут отвечать за подготовку современных специалистов в области передовых производственных технологий [21].
С нашей точки зрения, подготовка эффективных кадров для развития новых прорывных технологий должна начинаться еще в школе. Например, через возрождение кружкового дви-
жения, но на новом уровне, приобщая современное поколение к технологическим знаниям. В целом образование должно быть сквозным, направленным на формирование креативной среды и поддержку молодых инноваторов, что обеспечит появление высококлассных специалистов, отвечающих требованиям глобальных рынков.
В ближайшие годы практически во всех основных областях экономики ожидается смена технологических платформ, а внедрение передовых производственных технологий в приоритетные отрасли промышленности является обязательным условием для глобальной кон-
курентоспособности нашей продукции в буду-ш щем. Формирующаяся экосистема требует х иных подходов к управлению во всех секторах
^ и г
ш экономики. Мы полагаем, что в качестве ^ управленческих производственных моделей s будущего будут выступать проектные консор-i циумы, когда несколько корпораций объеди-ш няют усилия для решения какой-то опреде-™ ленной задачи. Участники этих консорциумов
с будут создавать новую технологическую плат>
< форму, формируя вокруг себя экосистему — ^ сеть заказчиков, поставщиков и потребителей,
< взаимодействующих друг с другом через еди-^ ный интерфейс. В настоящее время собствен-^ ные экосистемы с участием локальных игроков Ei создают американские компании Google, ¡52 Amazon, Facebook, Uber, китайская Alibaba и
др. [27].
Национальная технологическая инициатива далеко не единственное российское начинание в области высоких технологий. Летом 2017 г. во время проведения Петербургского международного экономического форума президент России В. В. Путин утвердил государственную программа «Цифровая экономика». Реализуется и ряд других государственных проектов. Как полагает Е. В. Ковнир, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, существующие программы и НТИ различаются в первую очередь рынками, на которые они ориентированы [28]. Например, программа импортозамещения реализуется с целью достижения безопасности и независимости от внешней конъюнктуры любыми возможными способами на уже сформировавшихся рынках. То есть главное отличие НТИ заключается не в том, чтобы догнать «уходящий поезд», а в том, чтобы в опережение создать «локомотив» из российских компаний на глобальном рынке, который потащит за собой всех рыночных игроков и будет диктовать свои условия.
Что касается соотношения НТИ и государственной программы «Цифровая экономика», то эти проекты дополняют друг друга. Первая рассчитана до 2035 г. и направлена на создание и внедрение передовых технологий, а вторая будет завершена в 2025 г. и направлена на создание, в первую очередь, современной инфраструктуры.
Национальная технологическая инициатива позиционируется как частно-государственная. Одним из мотивов участия бизнеса в проектах НТИ является софинансирование проектов со стороны государства. Так из федерального бюджета на реализацию дорожных карт НТИ в 2017-2019 гг. будет выделено 28,7 млрд руб. Успех НТИ на данном этапе во многом зависит от того, удастся ли ее участникам сформировать эффективный механизм управления
проектами и отладить систему горизонтальных связей между основными игроками [7].
Внедряя прорывные технологические решения, предприятия готовятся к переходу на новый технологический уклад. Промышленность становится более гибкой, кастомизиро-ванной, создаются полностью автоматизированные производства, компоненты которых связываются в единую сеть. Новая промышленная революция открывает новые возможности развития экономики России и важно не упустить их.
Литература
1. «О проекте „Концептуальные основы Национальной технологической инициативы"» // Официальный сайт Российской Академии наук: [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/viewnumber-eddoc.aspx?id=69fa7c74-4033-4215-b908-911a87acf 803&_Language=ru.
2. Официальный сайт Национальной технологической инициативы: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nti2035.ru/nti/.
3. Агамирзян И. Р. НТИ — первая в России попытка определить приоритеты, исходя из потребностей рынков: [Электронный ресурс]. URL: https://www. kommersant.ru/doc/2749406.
4. Греченюк О. Н., Вертакова Ю. В., Греченюк А. В. Межрегиональный сравнительный анализ нетехнологической инновационной активности в сфере организационных инноваций // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 2 (71). С. 122-130.
5. Плотников В. А. Промышленное развитие и технологическая безопасность как факторы формирования инновационной экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2011. № 2. С. 17-24.
6. Седых И. А. Рынок компьютерных услуг, 2017: [Электронный ресурс]. URL: https://dcenter.hse. ru/data/2017/08/30/1173968059/Рынок%20ком-пьютерных%20услуг%202017^^
7. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России: экспертно-аналитический доклад / Под науч. рук. В. Н. Княгинина. М.: Центр стратегических разработок, 2017. 136 с.
8. A Strategy for American Innovation: [Электронный ресурс] // Washington DC: National Economic Council, Office of Science and Technology. 2015.120 p. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/ default/files/strategy_for_american_innovation_oc-tober_2015.pdf.
9. A National Strategic Plan for Advanced Manufacturing, Executive Office of the President, National Science and Technology Council, 2012. 51 p.
10. Materials Genome Initiative for Global Competitiveness: [Электронный ресурс] // Executive Office of the President, National Science and Technology Council. 2011. URL: https://obamawhitehouse.ar-chives.gov/sites/default/files/microsites/ostp/ma-terials_genome_initiative-final.pdf.
11. National Robotics Initiative (NRI) // National Science Foundation. 2011: [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsf.gov/pubs/2016/nsf16517/nsf165 17.htm.
12. National Robotics Initiative 2.0: Ubiquitous Collaborative Robots (NRI - 2.0) // National Science Foundation. 2016. URL: https://www.nsf.gov/pubs/ 2018/nsf18618/nsf18618.htm.
13. Eight Great Technologies: [Электронный ресурс] // UK Department for Business, Innovation and Skills. 2013. URL: https://www.gov.uk/government/speech-es/eight-great-technologies.
14. Эксперты представили проект второго Национального доклада об инновациях в России: [Электронный ресурс] // Открытое правительство. URL: http:// open.gov.ru/events/6616668/.
16. Клыпин А. В. Национальная технологическая инициатива России: вопросы формирования и проблемы реализации // Национальный интересы: приоритеты и безопасность. 2016. T. 11. № 37. С. 22-31.
16. Данилин И. В. Национальная технологическая инициатива России: новые подходы и старые проблемы российской инновационной политики: [Электронный ресурс]. URL: https://www.imemo.ru/files/ File/ru/sc/2017/16032017-TEZ-DAN.pdf (дата обращения 23.02.2018).
17. Вертакова Ю. В., Греченюк О. Н. Направления государственной поддержки прогрессивных структурных сдвигов в промышленности в целях достижения глобального технологического лидерства России // Экономика и управление. 2017. № 3 (137). С. 43-69.
18. Вертакова Ю. В., Греченюк О. Н. Tрансформация структурной политики в регионах РФ в целях достижения глобального технологического лидерства / Акимченко А. А., Алетдинова А. А., Ани-симова В. Ю., Бабкин А. В. [и др.]. Экономика и менеджмент в условиях нелинейной динамики: монография. СПб.: Изд-во Политехнического унта, 2017. 772 с.
19. Вертакова Ю. В., Плотникова Н. А., Плотников В. А. Промышленная политика России: направленность и инструментарий // Экономическое возрождение России. 2017. № 3 (63). С. 49-66.
20. Vertakova Yu., Polozhentseva Yu., Klevtsova M. Management of innovative processes in industry: method of "Road maps" // Proceedings of the 28th International Business Information Management Association (IBIMA) Conference 9-10 November 2016 Seville, Spain. Vision 2020: Innovation Management, Development Sustainability and Competitive Economic Growth. IBIMA Publishing, 2016. P. 21682178.
21. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2017 год и основных результатах деятельности за 2016 год: [Электронный ресурс]. URL: http:// minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/Minprom-torg_blok_16.03_final_for_web.pdf (дата обращения 16.02.18).
22. Бабич Т. Н., Вертакова Ю. В. Обоснование методики согласования отраслевых и территориальных интересов при планировании регионального развития с целью реализации государственной экономической политики // Tеория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 2 (32). С. 6-11.
23. Вертакова Ю. В., Греченюк О. Н. Форсайт-проектирование трансграничного взаимодействия российских регионов // Tеория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 1 (31). С. 6-8.
24. Вертакова Ю. В., Харламова Е. С. Основные проблемы институционального обеспечения государ-
ственной политики структурных преобразований <
в высокотехнологичном секторе российской про- щ
мышленности // Экономика и предприниматель- ^
ство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 458-464. d
v ' ш
25. Vertakova Yu. V., Grechenyuk O. N., Grechenyuk A. V. =c Non-technological innovations and their impact on s the socio-economic development of Russia // 3rd In- x ternational Multidisciplinary Scientific Conference x of Social Sciences and Arts (SGEM 2016). Albena, 5 Bulgaria 24-30 August 2016. Sofia: STEF92 Tech- m nology Ltd. Vol. V. Bk. 2, 2016. P. 479-486. 2
26. Vertakova Yu., Plotnikov V. Innovative and industrial > development: Specifics of interrelation // Economic 2 Annals-XXI. 2016. Vol. 156, Issue 1-2, P. 37-40. i=E
27. Coccia M. General sources of general purpose tech- < nologies in complex societies: Theory of global lead- с ership-driven innovation, warfare and human de- x velopment // Technology in Society. 2015. Vol. 42. x P. 199-226. о
28. О сущности Национальной технологической ини- н-циативы: [Электронный ресурс] // PBK. URL: http:// www.rvc.ru/press-service/media-review/nti/100140/.
References
1. Fundamentals of the National Technology Initiative. Russian Academy of Sciences. Available at: http:// www.ras.ru/viewnumbereddoc.aspx?id=69fa7c74-4033-4215-b908-911a87acf803&_Language=ru. Accessed 20.02.2018. (in Russ.).
2. Official website of the National Technology Initiative. Available at: http://www.nti2035.ru/nti/. Accessed 25.01.2018. (in Russ.).
3. Agamirzyan I. R. NTI — the first attempt in Russia to determine priorities based on the needs of the markets. Available at: https://www.kommersant.ru/ doc/2749406. Accessed 15.02.2018. (in Russ.).
4. Grechenyuk O. N., Vertakova Yu. V., Grechenyuk A. V. Mezhregional'nyy sravnitel'nyy analiz netekhnolog-icheskoy innovatsionnoy aktivnosti v sfere organi-zatsionnykh innovatsiy [Interregional comparative analysis of non-technological innovative activity in organizational innovations]. Izvestiya Yugo-Zapad-nogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, no. 2 (71), pp.122-130.
5. Plotnikov V. A. Promyshlennoye razvitiye i tekhno-logicheskaya bezopasnost' kak faktory formirovani-ya innovatsionnoy ekonomiki [Industrial development and technological safety as factors of formation of innovative economy]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment, 2011, no. 2, pp. 17-24.
6. Sedykh I. A. The market of computer services. 2017. Available at: https://dcenter.hse.ru/data/2017/08/ 30/1173968059/Рынок%20компьютерных%20услуг %202017.pdf. Accessed 15.02.2018. (in Russ.).
7. Knyaginin V. N. (supervisor). New technological revolution: Challenges and opportunities for Russia. An expert-analytical report. Moscow: Center for Strategic Research, 2017. 136 p. Available at: htt-ps://csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya.pdf. (in Russ.).
8. A Strategy for American Innovation. Washington, DC: National Economic Council, Office of Science and Technology Policy, 2015. 120 p. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/de-fault/files/strategy_for_american_innovation_octo-ber_2015.pdf. Accessed 15.02.2018.
^ 9. A National Strategic Plan for Advanced Manufac-¡5 turing. Washington, DC: Executive Office of the President, National Science and Technology Council, ^ 2012. 51 p. Available at: https://www1.eere.energy.
1 gov/manufacturing/pdfs/nstc_feb2012.pdf.
s 10. Materials Genome Initiative for Global Competi-x tiveness. Washington, DC: Executive Office of the President, National Science and Technology Council, uu 2011. 18 p. Available at: https://obamawhitehouse. m archives.gov/sites/default/files/microsites/ostp/
2 materials_genome_initiative-final.pdf. Accessed > 15.02.2018.
2 11. National Robotics Initiative (NRI). National Science Foundation. 2011. Available at: https://www.nsf. < gov/pubs/2016/nsf16517/nsf16517.htm. i= 12. National Robotics Initiative 2.0: Ubiquitous Col-x laborative Robots (NRI — 2.0). National Science x Foundation. 2016. Available at: https://www.nsf. o gov/pubs/2018/nsf18518/nsf18518.htm. h- 13. Eight Great Technologies. Department for Business, Innovation and Skills. 2013. URL: https://www. gov.uk/government/speeches/eight-great-technolo-gies. Accessed 15.02.2018.
14. Experts presented the draft of the second National Report on Innovations in Russia. Open government.
2016. Available at: http://open.gov.ru/events/ 5515558/. Accessed 07.02.2018. (in Russ.).
15. Klypin A. V. Natsional'naya tekhnologicheskaya in-itsiativa Rossii: voprosy formirovaniya i problemy realizatsii [The National Technological Initiative of Russia: Formation and implementation issues]. Na-tsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost', 2015, vol. 11, no. 37 (322), pp. 22-31.
16. Danilin I. V. National Technology Initiative of Russia: New approaches and old problems of Russian innovation policy. Available at: https://www.imemo. ru/files/File/ru/sc/2017/15032017-TEZ-DAN.pdf. Accessed 23.02.2018. (in Russ.).
17. Vertakova Yu. V., Grechenyuk O. N. Napravleniya gosudarstvennoy podderzhki progressivnykh struk-turnykh sdvigov v promyshlennosti v tselyakh do-stizheniya global'nogo tekhnologicheskogo lider-stva Rossii [Areas of government support for progressive structural changes in industry aimed at achieving the global technological leadership of Russia]. Ekonomika i upravleniye, 2017, no. 3 (137), pp. 43-59.
18. Vertakova Yu. V., Grechenyuk O. N. Transformatsiya strukturnoy politiki v regionakh RF v tselyakh do-stizheniya global'nogo tekhnologicheskogo liderstva [Transformation of structural policy in the regions of the Russian Federation in order to achieve global technological leadership]. In: Ekonomika i me-nedzhment v usloviyakh nelineynoy dinamiki [Economics and management in conditions of nonlinear dynamics]. St. Petersburg: Polytechnic Univ. Publ.,
2017.
19. Vertakova Yu. V., Plotnikova N. A., Plotnikov V. A. Promyshlennaya politika Rossii: napravlennost' i instrumentariy [Russia's industrial policy: Directions
and instruments]. Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii, 2017, no. 3 (53), pp. 49-56.
20. Vertakova Yu., Polozhentseva Yu., Klevtsova M. Management of innovative processes in industry: method of "Road maps". Vision 2020: Innovation Management, Development Sustainability and Competitive Economic Growth. Proc. 28th International Business Information Management Association (IBIMA) Conf. (Seville, Spain, 9-10 Nov. 2016). King of Prussia, PA: IBIMA Publ., 2016, pp. 2168-2178.
21. Report on the goals and objectives of the Ministry of Industry and Trade of Russia for 2017 and the main results of activities for 2016. Available at: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/ Minpromtorg_blok_15.03_final_for_web.pdf. Accessed 15.02.2018. (in Russ.).
22. Babich T. N., Vertakova Yu. V. Obosnovaniye meto-diki soglasovaniya otraslevykh i territorial'nykh interesov pri planirovanii regional'nogo razvitiya s tsel'yu realizatsii gosudarstvennoy ekonomicheskoy politiki [Justification of methods of coordination of sectoral and territorial interests in the planning of regional development aimed at the implementation of state economic policy]. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii, 2017, no. 2 (32), pp. 5-11.
23. Vertakova Yu. V., Grechenyuk O. N. Forsayt-proyek-tirovaniye transgranichnogo vzaimodeystviya rossi-yskikh regionov [Foresight-design of cross-border interaction of Russian regions]. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii, 2017, no. 1 (31), pp. 5-8.
24. Vertakova Yu. V., Kharlamova E. S. Osnovnyye problemy institutsional'nogo obespecheniya gosudarst-vennoy politiki strukturnykh preobrazovaniy v vy-sokotekhnologichnom sektore rossiyskoy promyshlen-nosti [The main problems of institutional provision of the public policy of structural change in high-tech sector of Russian industry]. Ekonomika i predpri-nimatel'stvo, 2016, no. 2-1 (67-1), pp. 458-464.
25. Vertakova Yu. V., Grechenyuk O. N., Grechenyuk A. V. Non-technological innovations and their impact on the socio-economic development of Russia. 3rd Int. multidiscipl. sci. conf. of Social Sciences and Arts (SGEM 2016). (Albena, Bulgaria, 24-30 Aug. 2016). Sofia: STEF92 Technology Ltd., 2016, vol. V, Bk. 2, pp. 479-486.
26. Vertakova Yu., Plotnikov V. Innovative and industrial development: Specifics of interrelation. Economic Annals-XXI, 2016, vol. 156, no. 1-2, pp. 3740.
27. Coccia M. General sources of general purpose technologies in complex societies: Theory of global leadership-driven innovation, warfare and human development. Technology in Society, 2015, vol. 42, pp. 199226.
28. On the essence of the National Technology Initiative. RVC. Available at: http://www.rvc.ru/press-service/ media-review/nti/100140/. Accessed 20.03.2018. (in Russ.).