А.Х. Шкляр
Ключевые слова:
Профессиональное
образование,
стратегия,
модернизация,
обновление
содержания
образования.
РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
образования в республике Беларусь
В своей статье автор рассуждает о много-аспектности и масштабности проблем, включающих не только дидактические, но и экономические, правовые, организационные и управленческие аспекты образования в республике Беларусь.
Последнее десятилетие двадцатого века ознаменовалось кардинальными социально-экономическими переменами в жизни белорусского народа. Развал Советского Союза, возникновение нового самостоятельного государства - Республики Беларусь, переход к рыночной, социально ориентированной экономике не могли не сказаться на состоянии системы профессионального образования, включающей профессионально-техническое и среднее специальное образование. Хотя система и избежала резкого обрушения, эти, да и последующие, годы стали годами ответственного экзамена на прочность. Чтобы выдержать этот экзамен, понадобились не революционные преобразования, а обновление и модернизация стратегий, принципов и структуры профессионального образования. Кроме того, возникли затруднения, вызванные размещением всех научно-методических организаций профессионального образования на территории Российской Федерации.
Отсутствие научно-методической базы и невозможность механического переноса опыта других стран, обусловленная спецификой задач и условий развития профессионального образования в Республике Беларусь, вынудили прибегнуть к созданию ряда научно-методических организаций (Республиканский институт профессионального образования, Республиканский институт высшей школы, Национальный институт образования и др.), приступивших к решению многих проблем обеспечения эффективного функционирования и дальнейшего развития различных компонентов системы профессионального образования. Следует отметить многоаспектность и масштабность этих проблем, включающих не только дидактические, но и экономические, правовые, организационные и управленческие аспекты образования.
Значительное число ключевых концептуальных работ было направлено на исследование проблем непрерывного профессионального образования. Основной вклад в эту деятельность был внесен сотрудниками Республиканского института профессионального образования. Первые обобщенные результаты научного поиска в этом направлении изложены в серии книг «Профессиональное образование», включающей четыре коллективные монографии: «Основные положения теории профессионального образования»[1], «Педагогика профессионального образования», «Психология профессионального образования», «Социально-экономические проблемы развития профессионального образования» [2]. Кроме того, только с 2000 года издано 32 научных издания: монографии, сборники научных статей и другая научная литература, содержащая результаты практико-ориентированных исследований.
за сравнительно короткий срок были разработаны законы «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, а также лиц, оставшихся без попечения родителей», а также соответствующие разделы Кодекса об образовании. С участием, а нередко и по инициативе сотрудников Республиканского института профессионального образования разрабатывались Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», государственный стандарт «Подсистема повышения квалификации и подготовки кадров» (СТБ 22.7.1 - 2001), руководящий документ «Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных
стандартов)» (РД РБ 02100.0.001 - 2000) и ряд других документов, направленных на обеспечение правового регулирования деятельности учреждений профессионального образования.
Подразделениями института выполнялись работы, направленные на обоснование, разработку и реализацию мероприятий пятилетних государственных программ развития профессионально-технического и среднего специального образования. Так, мероприятия по оптимизации структуры подготовки рабочих (служащих) и специалистов были направлены в первую очередь на обеспечение подготовки учащихся в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы. для этого нами были рассчитаны прогнозные показатели: потребности в подготовке кадров рабочих (служащих) и специалистов, приема и профессиональной подготовки учащихся, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих) и специалистов.
С целью повышения качества профессионального образования и приближения его содержания к потребностям нанимателей научно обоснованы и проведены успешные преобразования учреждений ПО, приняты и внедрены в качестве основных такие виды учреждений, как колледж, профессиональный колледж и профессиональный лицей.
Для повышения обоснованности прогнозной потребности в трудовых ресурсах и формирования заказа на подготовку рабочих, служащих и специалистов за счет средств республиканского и местных бюджетов с нашим участием было разработано и утверждено Постановление Совета Министров Республики Беларусь, определяющее структуру формирования заказа с участием организаций, государственных, отраслевых и местных органов управления, учреждений профессионального образования.
Особое внимание постоянно уделялось решению проблемы обновления содержания и обеспечения качества профессионального образования. В результате проведенных теоретических исследований были обоснованы современные подходы к разработке содержания образовательных стандартов и организована разработка стандартов по учебным специальностям (всего разработано и утверждено 102 стандарта профессионально-технического и 162 стандарта среднего специального образования), соответствующих сборников типовой учебно-программной документации и минимальных перечней оборудования для организации производственного обучения. В настоящее время нами разработаны теоретические основы и начато внедрение второго поко-
ления образовательных стандартов профессионально-технического и среднего специального образования.
По заказу ведущих предприятий страны были сформулированы теоретические положения интеграции профессионального образования, на основе которых разработана и внедрена новая специальность «Мехатроника в машиностроении» (рабочий со средним специальным образованием) и готовится к внедрению еще пять подобных специальностей.
С целью повышения качества профессионального образования проводятся мероприятия по методическому обоснованию разработки и внедрения систем менеджмента качества, а ряд учреждений уже сертифицировал такую систему в уполномоченных органах.
Решение кадровых проблем профессионального образования обеспечивалось изучением потребности в педагогических кадрах, разработкой ряда теоретических и методических аспектов подготовки педагогов и созданием условий для их профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации. На факультете повышения квалификации и переподготовки кадров Республиканского института профессионального образования создан банк данных кадрового состава и проводится переподготовка и повышение квалификации руководящих и педагогических кадров. Только за последнюю пятилетку обучение в разных формах прошли около 29 тыс. человек. Рядом вузов и колледжей республики проводится регулярная подготовка преподавателей и мастеров производственного обучения.
Кадры высшей квалификации готовятся в аспирантуре института по специальностям 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» и 19.00.07 «Педагогическая психология». В Совете по защите кандидатских диссертаций, созданном решением коллегии ВАК Республики Беларусь в декабре 2000 года по специальности 13.00.08, а также в других советах защитили кандидатские диссертации 23 человека из числа аспирантов и соискателей.
Большое внимание уделяется проблеме создания условий для обучения инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. Нами был разработан ряд педагогических и психологических основ специального образования, ставших базой для методических документов и учебных программ по общеобразовательным и специальным предметам. Созданы центры профессиональной и социальной реабилитации, специальные отделения и группы, в том числе и группы ин-
тегрированного обучения. Для этих учащихся сейчас около 70 учреждений предлагает обучение по 86 профессиям, в том числе имеется возможность обучения на дому.
Рост интереса организаций и отдельных граждан к образовательным услугам для взрослого населения вызвал необходимость научно-методического обеспечения развития этого вида образования, способствующего, в первую очередь, заполнению учебных мест и обеспечивающего рост внебюджетных финансовых поступлений. В настоящее время разработана документация для подготовки на производстве рабочих и служащих по 98 профессиям. Более 70 % учреждений профессионального образования оказывают разнообразные образовательные услуги для взрослых, среди которых преобладают услуги по подготовке и переподготовке кадров.
значительная работа была проведена нами по разработке и реализации мероприятий, направленных на улучшение материального обеспечения учреждений профессионального образования. Недостаток современной техники во многих учреждениях вызвал необходимость создания в республике профильных ресурсных центров. Разработка организационно-педагогических основ сетевого принципа подготовки специалистов позволила составить «Положение о специализированном учреждении (обособленном подразделении) производственного обучения» и соответствующие методические рекомендации по организации их деятельности, что способствовало созданию уже 16 обособленных подразделений. Кроме того, доля учащихся учреждений профессионально-технического образования, проходящих производственную практику на базе организаций, была доведена до 93 %.
Для организации обеспечения учреждений профессионального образования учебной литературой организовано издание национальной учебной литературы для учащихся в первую очередь по массовым специальностям. За последнюю пятилетку опубликовано 350 учебных изданий. Параллельно проводится активная работа по совершенствованию информационного обеспечения учреждений профессионального образования, включающая методическое обеспечение разработки и использования электронных средств обучения и информационнокоммуникационных технологий. Банк электронных средств обучения включает 76 наименований электронных учебников и учебных пособий.
функционирует система порталов сферы профобразования, вклю-
чающая республиканский портал «Профессиональное образование» и порталы учреждений образования. Создана информационная компьютерная сеть Профнет, охватывающая все учреждения профессионального образования. Проводится экспериментальная работа по организации дистанционного обучения.
Для создания благоприятных условий реализации требований образовательных стандартов и обеспечения высокого качества подготовки учащихся была разработана система комплексного методического обеспечения учреждений профессионально-технического образования. В рамках этой системы создана нормативная база, а учреждениями профобразования уже разработано 324 компонента учебно-методических комплексов.
Важными являются мероприятия, постоянно проводимые нами в ходе научно-методического обеспечения целостного педагогического процесса, по развитию воспитывающей среды для формирования социально-нравственных и профессиональных качеств учащихся учреждений профобразования на базе разработанной нами Примерной программы воспитания учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. Результатами такой работы является создание научнометодической базы обеспечения воспитательной работы, и на ее основе создание системы психолого-педагогического сопровождения и упреждающей адаптации учащихся, создание социально-педагогической и психологической служб в учреждениях профессионального образования, организация психолого-педагогической подготовки педагогов и мастеров производственного обучения на целевых курсах повышения квалификации, организация мониторинга качества воспитания и другие мероприятия. Выявлены и включены в республиканский банк «Одаренная молодежь» талантливые учащиеся учреждений профобразования.
Трансформация профессионального образования требует принципиально новых подходов во многих сферах деятельности государства. В связи с этим нами проводились исследования соответствующих практико-ориентированных проблем, поиск новых направлений и принципов развития, учитывающих региональные и отраслевые особенности, тенденции повышения автономности учреждений профобразования, конкурентоспособности образовательных услуг, развития государственно-общественного управления и т. д. Основные работы
были посвящены вопросам взаимодействия профессионального образования и рынка труда, становления социального партнерства, формирования современной квалификационной структуры рабочих (специалистов), управления качеством образования, оптимизации сети учреждений профобразования, создания системы воспитания учащихся, совершенствования экономических механизмов и другим актуальным вопросам. Результаты исследований широко использовались при разработке законов и нормативно-правовых актов; обосновании, разработке и реализации концепций, прогнозов, программ, планов развития профессионального образования; определении направлений деятельности органов управления и учреждений профобразования.
Развитие международного сотрудничества в профессиональном образовании способствует распространению позитивного опыта и включению его в международную систему профессионального образования. Поэтому нами были установлены тесные связи с научнометодическими учреждениями России, Украины, Германии, Польши и других европейских государств. Национальный наблюдательный центр за развитием рынка труда и профессионального образования Европейского фонда образования, созданный при Республиканском институте профессионального образования, организует мониторинги развития рынка труда и профессионального образования Республики Беларусь; проведение различных проектов, направленных на дальнейшее совершенствование профессионального образования и развитие международного сотрудничества; участие в международных семинарах и конференциях. Эта работа высоко оценена министрами образования стран СНГ и ведущими международными организациями, что нашло подтверждение при проведении 14-16 мая 2009 года в Минске Международной конференции «Профессионально-техническое образование и образование для устойчивого развития».
В результате анализа состояния системы профессионального образования на нынешнем этапе можно определить следующие важнейшие проблемы развития, требующие исследовательской работы:
- обеспечение соответствия системы современным экономическим и социальным потребностям общества;
- расширение спектра образовательных услуг для всех возможных групп потребителей, в том числе и за счет внедрения модернизированной версии заочной формы получения образования - дистанционного обучения;
- обеспечение постоянного совершенствования структуры и содержания профессионального образования в соответствии с потребностями нанимателей;
- внедрение в практику профессионального образования кредитномодульной системы обучения;
- ориентация профессионального образования на интеграцию с вышестоящими уровнями образования;
- создание независимой от органов управления образованием системы оценки и присвоения квалификаций выпускникам;
- обеспечение совместимости статистической системы профессионального образования со статистической системой Европейского союза;
- обеспечение распределения молодежи для дальнейшего образования и трудоустройства с учетом реальной потребности рынка труда в кадрах различных уровней профессионального образования;
- решение проблемы трудоустройства как за счет совершенствования системы ПО, так и за счет создания нанимателями для молодых специалистов достойных условий труда, заработной платы, социальных условий;
- обеспечение методической поддержки учреждений профессионального образования и педагогических кадров;
- создание условий для повышения уровня квалификации руководящих и педагогических кадров;
- улучшение материально-технической базы учреждений профессионального образования;
- внедрение систем управления качеством в учреждения профессионального образования в соответствии со стандартами СТБ ^0 серии 9000.
— Литература —
1. Основные положения теории профессионального образования/ А.Х. Шкляр, М.В. Ильин, Э.М Калицкий и др.; сост. Ю.И. Кричевский; науч. ред. А.Х. Шкляр. - Минск: РИПО, 2003. - 186 с.
2. Социально-экономические проблемы развития профессионального образования./ Авт.-сост. Ю.И. Кричевский; науч. ред. А.Х. Шкляр.
- Минск: РИПО, 2006. - 344 с.