РАЗВИТИЕ ТЕМЫ ДЕТСТВА В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Уильям Голдинг, Сьюзен Хилл, Джеймс Олдридж, тема детства, английская литература.
Тема детства в мировой литературе является одной из наиболее актуальных, социально и психологически значимых тем. Она затронута во многих произведениях: это может быть основной мотив в повествовании, а может быть лишь фрагмент, небольшая часть всего произведения. Образ детства принадлежит к числу традиционных объектов исследования учеными разных областей науки, помимо филологии: психологии, социологии, педагогики, философии и т. д.
Проблематика настоящего исследования заключается в выявлении идейно-художественной специфики мира детства. Целью данной статьи являются анализ образа детства, определение его своеобразия в национальной литературе Англии, прослеживание развития детской темы в литературе XIX — XX веков. Научная новизна исследования состоит в том, что произведения известных писателей XX века представлены в нем с точки зрения отражения в них детского мира.
На современном этапе развития мировой литературы для детской темы характерна универсальность. Это значит, что в ней актуализируются именно философский и морально-этический компоненты. В настоящее время достаточно большое количество исследований посвящается этой теме: докторские диссертации «Национальная ментальность в английской художественной литературе для подростков (конец XIX - XX вв.) (И.А. Шишкова, 2003); «Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930-х годов» (И.Н. Арзамасцева, 2007), а также кандидатские диссертации «Типология детского характера в творчестве Чарльза Диккенса» (Т.М. Черкасова, 2007); «Мир детства в нравственно-эстетических исканиях К. Мэнсфилд» (Е.В. Чеботаева, 2007); «Мир детства как социально-педагогический феномен» (В.В. Савченко, 2009). В МПГУ с 1996 года выходит ежегодный сборник под редакцией И.Г. Минераловой «Мировая словесность для детей и о детях», где мир детства рассматривается с разных сторон в творчестве различных писателей: Шмелева, Пришвина, Гоголя, Цветаевой, Куприна и др.
Помимо «детской литературы» (Children's Literature), предназначенной и рассчитанной в основном на детскую читательскую аудиторию, существует литература о детях, но не собственно для детей. Под этим понятием подразумевается существование двойственной по своему значению литературы, где ребенок по воле автора решает «взрослые» вопросы, и проблематика, заявленная в таких произведениях, является философской, глобальной, вечной для всех поколений и во все времена. В статье «Приглашение в английскую детскую литературу»
Н.М. Демурова пишет: «... наряду с книгами, написанными специально для детей, немалое место в ней (книге JI.A. Гамбурга1. — С.К.) занимают книги, перво-
1 JI.A. Гамбург. Гулливер, Алиса, Винни-Пух и все-все-все... Киев: Интерпресс ЛТД, 1996.
начально предназначенные для взрослых и лишь потом вошедшие в “круг детского чтения”, одни в сокращенном и адаптированном виде (как, скажем, “Гулливер”, из которого были изъяты “непристойности”), другие — Диккенса и Вальтера Скотта — в полном объеме... Почему это произошло? Какие авторы и сюжеты оказались “способными” к таким трансформациям?.. Каким образом некоторые произведения, адресованные специально детям, стали с годами все больше и больше читаться взрослыми (ярчайшие примеры тому — творения Кэрролла и Лира)»? [Демурова, 1997, с. 237]. Вопросы, поставленные Н.М. Демуровой в статье, требуют своего разрешения, а следовательно, глубочайшего изучения, так как ответы на них помогут осветить значимость детских образов в жизни общества, показанного через литературу.
Детская тема в произведениях английских писателей второй половины XX века теряет романтическую окрашенность XIX века и приобретает трагические черты. Первая и Вторая мировые войны нивелируют тот своеобразный оптимизм, которым проникнута детская тема в английской литературе начала и середины XIX века. Ожесточенность, эгоизм, противоборство, неприязнь и коварство — отличительные черты социальных взаимоотношений XX века. Наиболее показательными в этом отношении являются романы У.Д. Голдинга «Повелитель мух» («Lord of the Flies», 1954), С. Хилл «Я в замке король» («I Am the King of the Castle», 1972) и повесть Дж. Олдриджа «Подлинная история Плеваки Мак-Фи» («The True Story of Spit Macphee», 1988). Из всего многообразия нами выбраны эти произведения потому, что детские образы в них помогают выявить определенные социальные и психологические черты современного общества. С одной стороны, они показывают примеры угнетенного детства («Повелитель мух», «Я в замке король»), а с другой — формирование личности, готовой к сопротивлению неблагоприятным жизненным ситуациям («Подлинная история Плеваки Мак-Фи»),
В английской литературе образ детства впервые представлен еще в XVIII веке в «Истории Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга. Далее он находит свое продолжение в диккенсовских детских образах. Именно со времен Чарльза Диккенса не угасает интерес к теме детства в Англии, а также она интенсивно развивается в литературах других стран. В них каждый из писателей, рисуя образы детства, ищет свои пути воплощения идей и характеров, показывая становление личности сильной, мыслящей и нравственно незамутненной, чистой. В английской литературе также происходит поиск путей формирования личности в современных условиях действительности.
Роман «Повелитель мух» был задуман Голдингом как пародия на роман P.M. Баллантайна «Коралловый остров» («The Coral Island», 1858), который по жанру является приключенческим романом «для мальчиков». Роман «Коралловый остров» был написан в лучших традициях романтизма: здесь добро побеждает зло, а воспитанность берет верх над всеми злоключениями. У Голдинга воссозданный по началу романтический флер уходит с развитием сюжетной линии. На первое место выходят амбиции и столкновение интересов двух претендентов на главенство на острове: Ральфа и Джека. Голдинг вводит в повествование мотив детского страха: дети боятся темноты и таящейся в ней неизвестности, которая приобретает личину зверя. Таким образом, Голдинг, пародируя Баллантайна, вносит в развитие детской темы реалистические черты, выявляя тем самым несостоятельность позиции предшественника. Голдинг как бы проникает в тайны детской души и видит, что там на самом деле все не так идеально, как по-
называет Баллантайн. В душах детей живут страхи, тревоги, соперничество, противоборство, ненависть, которые дети сами без контроля и помощи взрослых не могут сдерживать. Эмоции прорываются и приводят к трагедии: убийству Хрюши и Саймона, пожару на острове. Роман-аллегория Голдинга трагичен, но не безнадежен. В финале романа автор изображает рыдающего Ральфа, который сокрушается над потерянной невинностью души, и это свидетельство того, что в детях еще остались человеческие чувства: «Из глаз у Ральфа брызнули слезы, его трясло от рыданий. Он не стал им противиться; впервые с тех пор, как оказался на этом острове, он дал себе волю, спазмы горя, отчаянные, неудержимые, казалось, сейчас вывернут его наизнанку. Голос поднялся под черным дымом, застлавшим гибнущий остров. Заразившись от него, другие дети тоже зашлись от плача. И, стоя среди них, грязный, косматый, с неутертым носом, Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа, над тем, как переворачивался тогда на лету верный мудрый друг по прозвищу Хрюша» [Голдинг, 2000, с. 199-200]. Счастливое спасение Ральфа (появление взрослых на острове) — это также отражение веры автора в человечество, в метафизическую победу добра над злом.
Роман Сьюзен Хилл «Я в замке король», можно сказать, продолжает и развивает тему угнетенного детства и детского страдания, начатую Г. Филдингом, Ш. Бронте, Ч. Диккенсом и др. в XVIII — XIX веках. В отличие от классиков С. Хилл берет за основу психологическую угнетенность: один герой (Эдмунд Хупер) психологически подавляет и терроризирует другого (Чарльз Киншоу). Ненависть и соперничество — основные мотивы в развитии отношений героев. Здесь возникает еще один немаловажный аспект, тонко подмеченный писательницей: социальная зависимость и обездоленность влекут за собой психологический гнет со стороны власть имущих и право имеющих. Это справедливо отмечает С.Н. Фи-люшкина: «Поведение героев, сам характер их контактов, их реакций друг на друга во многом обусловлены имущественным неравенством Чарльза и Эдмунда...» [Филюшкина, 2002, с. 59]. Поскольку Хуперы обладают материальными ценностями: дом — усадьба, состояние и положение в обществе, это дает право, по мнению младшего Эдмунда Хупера (ему всего 11 лет), на подчинение себе Чарльза Киншоу, сына бедной экономки в их доме. Здесь детская трагедия доведена, на наш взгляд, до наивысшего предела, которым является смерть главного героя Чарльза Киншоу. Неприкаянность, травля, зависть Эдмунда и обреченность на непонимание взрослыми заставляют Чарльза покончить с собой. Для этого он избирает реку, место, где он наслаждался покоем, умиротворением, гармонией с собой и природой. Тем самым мальчик сохраняет свою независимость от притязаний Эдмунда. Автор показывает духовную связь мальчика с природой: последние минуты его жизни проходят в лесу на реке, где до этого так безмятежно и спокойно качался на ее ласковых водах, где он, возможно, впервые почувствовал всю легкость бытия своего неприкаянного детства: «Вдруг на него накатила радость. Тут (в лесу. — С.К.) он дома, вот куда он хотел. Все хорошо. ... И заплескал, заковылял вперед, на середину реки, на самое глубокое место. Когда вода дошла до пояса, он медленно улегся и окунул лицо и старательно, глубоко вздохнул» [Хилл, 1978, с. 160]. В финале романа Эдмунд приходит к выводу, что это он стал причиной смерти Чарльза: «Когда разглядел опрокинутое тело Киншоу, Хупер вдруг подумал: это из-за меня, это я сделал, это он из-за меня - и замер от торжества» [Там же]. Тперь в замке остался один король — и это не самый добрый, не самый терпели-
вый, не самый прощающий — король Эдмунд. Таким образом, мотивы угнетенности, обездоленности, социального неравенства, развитые С. Хилл в ее романе, продолжают традиции реалистической литературы XIX века (в частности, «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса).
Повесть Дж. Олдриджа «Подлинная история Плеваки Мак-Фи» отличает оптимистическое настроение по сравнению с двумя вышерассмотренными произведениями. Повесть продолжает цикл австралийских новелл писателя. Главный герой Ангус Мак-Фи, прозванный Плевакой за привычку плеваться в подражание деду, занимает активную жизненную позицию. Здесь можно провести параллель с романом Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд». Автор показывает здоровый и сильный дух мальчика, который живет на лоне природы вместе со своим дедом Файфом. По мнению Олдриджа, именно природа помогает человеку оставаться человеком. Даже религия не может дать в полной мере ту здоровую духовность, которая нужна человеку, по-настоящему сильному духом.
Плевака Мак-Фи испытывает множество страданий: сначала при пожаре погибают его родители, затем умирает дедушка. Мальчик остается круглым сиротой. Помимо прочего, «доброжелательная» набожная жительница городка Бэтти Арбакл пытается отправить Плеваку в детский дом — для его же блага. Но мальчик сопротивляется: он сбегает от своих взрослых преследователей. Только Грейс Триз, свободомыслящая и отзывчивая женщина, видит в Плеваке за маской грубоватости ранимую чистую детскую душу. Она понимает, что мальчику необходима семья для полноценного становления личности, для возможности духовного роста и развития его положительных качеств и пытливого ума. Еще один из персонажей повести - адвокат Эдвард Квейл - находится на стороне Плеваки. На судебном заседании, где решается судьба Плеваки: оставят ли его в семье Триз или отправят в дом воспитания, — Эдвард Квейл выступает в защиту мальчика. Благодаря ему Грейс и Джека Триз судья назначает опекунами Плеваки. И теперь перед Грейс стоит трудная задача - воспитать Плеваку достойным человеком: «Как любая мать, она знала: маленькие дети — маленькие заботы, большие дети — большие заботы. А Плевака несет разом столько забот, что потребуется вся ее, Грейс, любовь и терпение. Жизнь наполняется новым трудным смыслом; хватило бы сил...» [Олдридж, 1992, с. 238]. Читатель может не сомневаться, сил у Грейс хватит, потому что истинная любовь и милосердие побеждают всякое зло.
Для всех произведений с детской тематикой характерна двойная адресность при изображении мира детства. С одной стороны, адресатом является ребенок, и это закономерно, с другой - взрослый, на которого направлено осмысление складывающейся ситуации и нравственного поведения в ней, а отсюда воспитание его в читающих произведение детях.
В произведениях, избранных нами для освещения в данной статье, героями являются дети, но решают они отнюдь не детские задачи. Детские образы скорее выступают тут как «увеличительное стекло зла, происходящего в мире и действующего по законам мира взрослых в детском мире» [Лакшин, 1970, с. 263]. Среди детей коварство и жестокость отношений взрослых становятся более объемными и наглядными, поражающими своей ненавистью и непримиримостью. Ребенок, как символ, традиционно связывается с образом будущего [Кирло, 2007, с. 366]. В этой связи проблемы, заявленные в указанных произведениях, особо актуальны, показательны и поучительны, так как чтение этих произведений —
«необходимое воспитывающее чтение» [Степанян, 1978, с. 79]. В условиях современной социальной действительности очень важно разрабатывать именно детскую тему, поскольку произведения о детях и для детей воспитывают подрастающее поколение, в них закладывается комплекс знаний и представлений о мире, действий и поступков во взаимоотношениях сограждан. В таких произведениях должны быть четко расставлены все акценты, четко показано, «что такое хорошо, а что такое плохо». Для личности, становление которой только начинается, важно иметь гуманные ориентиры в жизни, и если ребенку сразу показать доброе, светлое, нежное, можно надеяться, что научившись это ценить, он и во взрослой жизни будет искать именно эти ценности и никогда не оскорбит, не предаст, не ударит... В романах У.Д. Голдинга «Повелитель мух», С. Хилл «Я в замке король» и повести Дж. Олдриджа «Подлинная история Плеваки Мак-Фи» утверждаются именно такие ценности, показано, что отношение к детству, к ребенку должно быть гуманным, иначе личность последнего будет исковеркана и изломана. Поскольку «равнодушие людей друг к другу есть начало их взаимоис-требления» [Степанян, 1978, с. 79], нельзя допускать холодных и бессердечных отношений к детям и между детьми, необходимо через литературные примеры воспитать гуманное отношение к жизни, к людям.
Таким образом, развитие темы детства в английской литературе второй половины XX века находит продолжение через преломление традиции XIX века. Концепция детства в произведениях второй половины XX века, которые мы рассматриваем, имеет в большей степени трагическую окраску по сравнению с гуманистической традицией XIX века. На наш взгляд, это зависит от складывающейся исторической действительности: мировые войны, жестокость и социальное неравенство находят отражение в мироощущении английских писателей. В этом заключается своеобразие английской литературы о детях второй половины XX века.
Библиографический список
1. Голдинг У. Повелитель мух. Шпиль. Пирамида / под общ. ред. Р.В. Грищенкова. СПб.: Кристалл, 2000. 576 с.
2. Демурова Н.М. Из истории английской детской литературы XVIII — XIX веков: пособ. по спецкурсу. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1975. 176 с.
3. Демурова Н.М. Приглашение в английскую детскую литературу // Иностранная литература 1997. № 12. С. 235-237.
4. Кирло X. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории / пер. с англ. Ф.С. Капицы, Т.Н. Колядич. М.: ЗАО Центр-полиграф, 2007. 525 с.
5. Лакшин В. Увеличительное стекло зла // Иностранная литература. 1970. № 12. С.263-265.
6. Михальская Н.П. Чарлз Диккенс: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1987. 128 с.
7. Олдридж Дж. Подлинная история Плеваки Мак-Фи: повесть / пер. с англ. Д. Псурце-ва. М.: Дет. лит., 1992. 240 с.
8. Степанян Е. Кто же в замке король? // Литературное обозрение. 1978. № 10. С. 77-79.
9. Филюшкина С.Н. Зарубежная литература XX века: раздумья о человеке: учеб.-метод, пособие. Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2002. 166 с.
10. Хилл С. Я в замке король: роман (окончание) / пер. с англ. Е. Суриц// Иностранная литература. 1978. № 2. С. 109-160.
11. Энциклопедический словарь английской литературы XX века / отв. ред. А.П. Сару-ханян; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. М.: Наука, 2005. 541 с.
12. Gindin J. William Golding. Houndmills etc.: Macmillan, 1988. 124 p.
13.Hetherington J. James Aldridge 1918: «It all comes like blood» // Hetherington J. Forty-two Faces. L., 1963. P. 15-17.
14. Jackson, R. Cold enclosures: The fiction of Susan Hill // Twentieth-century women novelists. London: Basingstoke, 1986. P. 81-103.
15. Kinkead-Weekes М., Gregor I. William Golding: A critical stady. London; Boston: Faber and Faber, 1984. 292 p.