14. Usykin G.S. Ocherki istorii rossiiskogo tuiizma [A History of Russian tourism: essays]. Moscow; Saint Petersburg: Gerda Publ, 2000.
15. Shevyrin S. Za Granitsu! (Iz istorii zarubezhnogo turizma v SSSR) [All Abroad! (A history of USSR-bound tourism)]. Permskii gosudarstvennyi arkhiv noveishei istorii [The Perm State Archives for Contemporary History] URL: http:// www.permgani.ru/publikatsii/stati/za-granitsu-iz-istorii-zarubezhnogo-turizma-v-sssr.html (Accessed April 15, 2013).
УДК 300-399 DOI: 10.12737/1700
РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ТУРРЕГИСТР»)
Стахова Людмила Вячеславовна, аспирант, преподаватель кафедры «Технология и организация туристической деятельности», [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
В статье рассматривается проект под условным названием «Туррегистр», его особенности и условия, необходимые реализации. Проект предусматривает создание некой площадки реализации и регистрации пакетных турпродуктов на российском туррынке. Затрагиваются вопросы выгоды от внедрения проекта для государственных органов и для субъектов туррынка.
Ключевые слова: электронный документооборот в туризме, развитие электронной коммерции в туризме, проект «Туррегистр»
Начало XXI века ознаменовалось развитием электронной коммерции (e-commerce). Электронную коммерцию можно охарактеризовать как сферу экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Электронная коммерция охватывает довольно обширный круг отраслей бизнеса. Если раньше бесспорным мировым лидером электронной торговли, по данным аналитической компании eMarketer, была продажа компьютеров и бытовой техники, то теперь ее вытесняет предложение туристских услуг.
Указанная тенденция характерна не только для зарубежных стран, но и для российской индустрии туризма. Объем отечественного рынка электронных продаж в денежном эквиваленте в 2012 году составил порядка $15,8 млрд, или 11% от общего объема реализации [1].
По многочисленным прогнозам, в течение ближайших пяти лет этот показатель достигнет 25—30%. Эксперты предрекают развитие рынка электронных продаж в России по сценарию таких держав, как Китай, Бразилия и Индия, где за последние два года динамика
продаж через интернет в туризме возросла с 3 до 43%. Эти прогнозы основаны на приоритете государственной политики в сфере развития туризма и электронной торговли, который не раз подчеркивался в выступлениях Президента и Премьер-министра Российской Федерации [2].
С учетом данного приоритета была принята Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018)» [1]. В указанной программе прослеживается необходимость активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию турист-ско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни российских граждан.
Программой предполагается проводить мероприятия за счет привлечения средств всех источников финансирования, в том числе с участием бизнеса, направленные на осуществление следующих мероприятий: • внедрение современных технологий реализации туристских продуктов с использованием электронных программ;
• обеспечение прозрачной деятельности туристских компаний;
• развитие технического и технологического обеспечения развития туристской отрасли. Активным развитием электронной коммерции в сфере туризма были обусловлены изменения функционирования туристского рынка в сторону все большего внедрения информационных и он-лайн технологий.
Первым шагом в этом направлении было принятие закона об электронных билетах и цифровой подписи. Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 314-Ф3 «О внесении изменения в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации», перевозочные документы (билеты, багажные квитанции и т. д.) могут оформляться в электронном виде. Сейчас большинство всех проданных авиабилетов (практически 98%) выписывается на электронных бланках.
Очевидно, что на очереди внедрение электронного документооборота и в сфере пакетных турпродуктов. Активное обсуждение данного вопроса началось в мае 2009 года, когда впервые было предложено внедрение так называемой «электронной путевки», однако многие возникшие тогда вопросы до сих пор остались без ответа.
Основная проблема при обсуждении введения электронной путевки — это неразвитость законодательной базы, которая требует поправок и нововведений, а также уход с рынка турагентств, потому что пока в предложенных схемах туристскому бизнесу нет места.
Документы на поездку, по ЭД на почту
на сайт Турист Туррегистр личный
самостоятельный кабинет
I т/о 1 1 Т/О И □О
Рис. 1. Схема проекта «Туррегистр»
Стихийное развитие электронной коммерции сферы туризма в России, его значимость для коммерческих субъектов туризма и необходимость структурирования контроля, с одной стороны, и потребительского рынка, с другой стороны, определили необходимость предложения единого проекта реализации турпродуктов.
Суть проекта с условным названием «Тур-регистр» заключается в следующем:
1) создание сервера, который будет аккумулировать предложения туроператоров, входящих в государственный реестр;
2) у туристов будет доступ к нему через сайт в интернете, где они в понятной форме найдут всю интересующую информацию и смогут приобрести пакетный тур, оплата которого будет производиться банковской картой (ввод суу-кода будет служить подтверждением легитимности сделки, как, например, с авиабилетами);
3) у турагентов будет возможность заходить на сайт через личный кабинет и получать комиссионное вознаграждение. Указанная система будет предоставлять
информацию о турах, приведенную к единому формату, что сделает поиск максимально быстрым и эффективным. Схема проекта отражена на рис. 1.
Проект «Туррегистр» является аналогом зарубежных передовых систем административно-коммерческого характера и позволит республиканским, краевым и областным властям осуществлять следующие мероприятия: • производить эвентуальную фиксацию продаж турпродуктов и отдельных туристских услуг по заданным параметрам;
• производить электронную фиксацию параметров продаж;
• анализировать правовое состояние конкретного туроператора или агентства согласно имеющейся нормативно-правовой базе;
• реализовывать возможность госвлияния посредством введения единой системы учета и форм отчетности;
• предоставлять заинтересованным турагентствам и туристам информацию о надежных, согласно национальным стандартам качества, (например, по туроператорам, входящим в Госреестр) туроператорах.
Т/о I Внедрение проекта «Туррегист» при-
ведет к контролю государства за финансовыми потоками в туризме, ведь
Турист
ЕШ
каждый проданный тур предполагается фиксировать в единой базе данных — путем присвоения ему регистрационного номера, который, в свою очередь, станет неотъемлемой частью договора о реализации турпродукта.
Основной услугой проекта «Туррегистр» для туроператоров является возможность размещения своего предложения (услуг) в системе и различные технологии, связанные с продвижением и продажей туристских пакетов. Указанной системой смогут пользоваться даже туроператоры, которые не имеют возможности полного он-лайн бронирования. Для них в системе поиска будет предусмотрены следующие опции:
1) он-лайн бронирование не поддерживается оператором или отсутствует шлюз для онлайн бронирования;
2) он-лайн бронирование поддерживается оператором;
3) он-лайн бронирование поддерживается, но временно неработоспособно.
Проект «Туррегистр» для турагентств предполагает следующие возможности:
• максимально быстрый и эффективный поиск информации по турам;
• поиск размещения с детьми с учетом их возраста;
• поиск с фильтрами по районам курортов;
• фильтр по классу туроператора (степени надежности, например по трем категориям);
• формирование списка «избранных» отелей, а также «избранных» туров, если поиск ведется по нескольким странам;
• возможность сохранения параметров поиска;
• импорт заявки на бронирование тура в личный кабинет турагентства в он-лайн системе туроператора;
• сортировка результатов поиска по нескольким параметрам;
• проверка актуальности, позволяющая получить информацию о наличии авиабилетов и мест в отеле по выбранному туру напрямую из системы бронирования туроператора, что исключает бронирование неактуального тура;
• сводный прайс-лист по отелю: анализ предложения по конкретным отелям с датами вылета, разными типами размещения и типами питания;
• оперативный мониторинг цен;
• поиск «горящих» авиабилетов на чартерные рейсы;
• рекламные туры на рынке.
Проект «Туррегистр» не только предусматривает наличие места турагентскому бизнесу, но и фактически выводит его на новый уровень, не меняя привычных схем работы, поскольку «Туррегистр» предоставляет единую базу данных по ценам туроператоров, быстрый поиск информации по турам с возможностью бронирования. Туроператоры предоставляют информацию обо всех своих направлениях, что позволяет агентству и потенциальному потребителю видеть полную и объективную картину рынка.
Проект «Туррегистр» позволит потенциальным потребителям:
• осуществлять максимально быстрый и эффективный поиск информации по турам;
• предоставит достоверную информацию о ценах, актуальных на момент обращения;
• будет оснащен интеллектуальными параметрами поиска, практически исключающими нулевой результат поиска;
• осуществлять поиск возможности размещения с детьми с учетом их возраста;
• осуществлять поиск с фильтрами по районам курортов;
• поставить фильтр по классу туроператора (степени надежности, например, по трем категориям);
• возможность формирования списка «избранных» отелей, а также «избранных» туров, если поиск ведется по нескольким странам;
• возможность сохранения параметров поиска;
• видеть рейтинг отелей, по мнению туристов и профессионалов турбизнеса (TopHotels);
• осуществлять оперативный мониторинг цен;
• искать «горящие» авиабилеты на чартерные рейсы;
• получать информацию о наличии услуг в турпакете.
Туристский рынок России сейчас представляет собой несколько сотен туроператоров, из которых лишь несколько десятков имеют более-менее приемлемый уровень автоматизации своих бизнес-процессов. Это несколько тысяч агентств, из которых лишь несколько сотен как-то автоматизированы. С точки зрения информационных технологий, российский рынок лишь в самом начале долгого и тяжелого пути. Предназначение проекта — объединить разрозненные островки автоматизации в единое информационное пространство, в котором каждый субъект рынка имеет возможность получить нужную ему информацию (цены, описание услуг, наличие мест), совершить требуемое ему действие (выставить тур
на продажу, забронировать тур, оплатить тур), не отходя от своего компьютера. Российский рынок нуждается в единых информационных стандартах, единых, понятных всем, процеду-
рах прохождения заявок. Проект «Туррегистр» может стать удобной и «прозрачной» площадкой как для потребителей и поставщиков туристских услуг, так и для государства.
Литература
1. Кузнецов А. Peopleware, или процесс создания интерактивных компьютерных продуктов с учётом человеческого фактора. Доклад на международной конференции Tourism People — 2010. http://www.uexpert.ru/ Software-People-2010.htm (дата обращения: 21.03.2013).
2. Сахарчук Е. С. Возможности использования международного опыта электронных продаж в туризме в контексте развития региональных программ продвижения и реализации турпродукта // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 4.
3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018)» (утв. постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 года № 644).
4. Alloway K. (2013) The Business of Tourism, London, Pitman Publishing.
5. Camson A.N., Bott L.K. (2012) The Economics of Transaction Cost, Publishing, Cheltenham.
6. http://www.profile.ru/ (дата обращения: 29.03.2012)
7. http://www.cnews.ru (дата обращения: 30.03.2012)
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD (дата обращения: 29.03.2012)
9. http://www.tourdom.ru/ (дата обращения: 26.03.2012)
HARD- AND SOFTWARE EVOLUTION AS A CONTRIBUTOR TO THE E-COMMERCE DEVELOPMENT IN THE TOURISM INDUSTRY (CASE STUDY: THE «TURREGISTR» PROJECT)
Stakhova Liudmila Viacheslavovna, post-graduate student, assistant lecturer at the Department of Technology and Organization in Tourism, [email protected] Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article deals with the salient features of the «Turregistr» project (working-title) and the conditions requisite for its implementation. The project provides for a base designed to register and handle package tours within the Russian tourism market. Thereafter, the author touches upon the project implementation advantages afforded for both public authorities and tourism market entities.
Keywords: e-document management in tourism, tourist e-commerce development, «Turregistr»project
References:
1. Kuznetsov A. Peopleware, ili protsess sozdaniia interaktivnykh komp'iuternykh produktov s uchiotom chelovecheskogo faktora [Peopleware, or creating a man-adjusted interactive computer products]. Doklad na mezhdunarodnoi konferentsii 'Tourism People' [a report at 'Tourism People', international conference], 2010. http://www.uexpert.ru/ Software-People-2010.htm (Acessed March 21, 2013).
2. Sakharchuk E. S. Vozmozhnosti ispol'zovaniia mezhdunarodnogo opyta elektronnykh prodazh v turizme v kontekste razvitiia regional'nykh program prodvizheniia i realizatsii turprodukta [The Usability of International E-commerce Practices in Tourism in the Context of Regional Tourist Product Promotion and Sale Projects]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 2009 — #4.
3. Federal'naia tselevaia programma «Razvitie vnutrennego i v'ezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii (2011—2018) utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 2 avgusta 2011 g. № 644 [The Federal target programme «The development of internal and inbound tourism in the Russian Federation (2011—2018)», approved by the Government of the RF on August 2, 2011 № 644).
4. Alloway K. (2013) The Business of Tourism, London, Pitman Publishing.
5. Camson A.N., Bott L.K. (2012) The Economics ofTransaction Cost, Publishing, Cheltenham.
6. http://www.profile.ru/ (Accessed March 29,2012)
7. http://www.cnews.ru (Accessed March 30, 2012)
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD (Accessed March 29, 2012)
9. http://www.tourdom.ru/ (Accessed March 26, 2012)