Научная статья на тему 'Возможности использования международного опыта электронных продаж в туризме в контексте развития региональных программ продвижения и реализации турпродукта'

Возможности использования международного опыта электронных продаж в туризме в контексте развития региональных программ продвижения и реализации турпродукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
904
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ТУРИЗМ / ПРОДАЖИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ / E-TOURISM / INTERNET SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахарчук Е. С.

Освещаются разные аспекты практики внедрения и использования технологии продаж турпродуктов и услуг с помощью электронных систем. Анализируются показатели состояния международного электронного туризма в увязке с общим состоянием экономики туризма, тенденциями развития электронной коммерции, а также способами организации взаимодействия административных структур с туристическим бизнесом посредством организации национальных порталов по туризму с возможностями электронных продаж. Администрации регионов могут использовать полученные данные для анализа эффективности функционирования существующих российских туристических порталов и разработки перспективных планов развития новых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Practice of E-Marketing in Tourism: Regional Programs to Promote and Sell Tourism Products

The author illustrates the use of technology for marketing the tourist products and services by means of electronic systems. The article examines the performance values for the international e-tourism along with the status of tourism economy, trends in e-commerce development, and the ways of partnership between the administrative structures and the tourism business through the national portals with the e-sales option. Regional administrations can use the data to analyze the efficiency of tourism portals in Russia and the development of prospective policy.

Текст научной работы на тему «Возможности использования международного опыта электронных продаж в туризме в контексте развития региональных программ продвижения и реализации турпродукта»

УДК 338.487:339.162.4

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОДАЖ В ТУРИЗМЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОДВИЖЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

ТУРПРОДУКТА

Сахарчук Е.С., декан факультета туризма и гостеприимства, кандидат педагогических

наук, 1515303@ mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва.

The author illustrates the use of technology for marketing the tourist products and services by means of electronic systems. The article examines the performance values for the international e-tourism along with the status of tourism economy, trends in e-commerce development, and the ways of partnership between the administrative structures and the tourism business through the national portals with the e-sales option. Regional administrations can use the data to analyze the efficiency of tourism portals in Russia and the development of prospective policy.

Keywords: E-Tourism, Internet Sales.

Освещаются разные аспекты практики внедрения и использования технологии продаж турпродуктов и услуг с помощью электронных систем. Анализируются показатели состояния международного электронного туризма в увязке с общим состоянием экономики туризма, тенденциями развития электронной коммерции, а также способами организации взаимодействия административных структур с туристическим бизнесом посредством организации национальных порталов по туризму с возможностями электронных продаж. Администрации регионов могут использовать полученные данные для анализа эффективности функционирования существующих российских туристических порталов и разработки перспективных планов развития новых.

Ключевые слова: электронный туризм, продажи через интернет.

К особенностям электронной торговли в комплексе маркетинговых коммуникаций по сравнению с традиционными каналами продвижения и реализации относятся значительно большая гибкость в плане предложения и существенное сокращение затрат на транзакции с деловыми партнерами.

Понятие он-лайн торговли пришло из английского языка и обозначает реализацию товара при помощи интернета. Электронные продажи начались с интернет-аукционов (коммуникации, построенные по типу: клиент-клиент и бизнес-клиент). Сфера бизнес-клиент он-лайн продаж сконцентрировалась на создании порталов с возможностью сравнения цен и порталов с поисковыми системами. В системе бизнес-бизнес также редко обходятся без интернета, потому что в современном мире под электронной торговлей понимают все методы осуществления сделок и административные процессы через электронные каналы.

Предпосылкой к развитию электронного бизнеса является определенный уровень развития информационных технологий. Особенностью электронного бизнеса является

минимальное участие людей в процессе обработки сделок, а базисной технологией в электронном бизнесе является инновационный менеджмент.

Основные преимущества, получаемые бизнесом за счет электронных продаж:

• возможность установления новой эффективной маркетинговой коммуникации с клиентами;

• возможность обратной связи, а, следовательно, гибкого реагирования на потребности клиентов, а, значит, в целом повышения уровня удовлетворенности клиентов;

• улучшение имиджа фирмы за счет акцентуации наиболее привлекательных сторон своей деятельности;

• освоение бизнесом новых каналов реализации продукта и приобретение новых клиентов;

• повышение своих доходов за счет расширения продаж;

• повышение эффективности работы за счет более мобильного и технологичного обмена информацией с клиентами и партнерами.

В электронном бизнесе (E-commerce) существует понятие «электронное деление мира», это понятие касается уровня использования интернета в отдельных странах, в том числе, и с целью осуществления электронных покупок. Согласно этому представлению, есть страны, продвинутые в пользовании интернетом (США, ФРГ, Великобритания и др.), и менее продвинутые страны, с относительно невысоким уровнем использования виртуального пространства.

По данным агентства «Miniwatts Marketing Group», прирост количества пользователей за семь лет с 2000 года составил 265,5%. Наибольшее количество пользователей Интернет имеется в Северной Америке (71,1% общей численности населения), затем следуют Австралия и Океания (57,1%).

Статистика Европейского сообщества за 2008 год показывает, что количество интернет-пользователей по странам также распределены неоднородно. Наименьшие показатели в Болгарии (30% населения), Румынии (31,4% населения) и на Мальте (31,7% населения). Наиболее высокие - в Нидерландах (87,8% населения), Швеции (77,4% населения) и Португалии (73,1% населения).

Состоявшаяся в 2008 году конференция «Он-лайн рынок российского туризма и путешествий» (Организатор Eyefor Travel) пришла к общему мнению о недостаточно высоком уровне развития он-лайн продаж в современной России, причем среди факторов, влияющих на сдерживание роста электронных продаж, назвали не только уровень пользования Интернетом домохозяйствами, но и определенный правовой вакуум в

обеспечении безопасности электронных платежей. Имеются, как отметили участники конференции, определенные психологические проблемы, связанные с неготовностью воспринимать электронные продажи (со стороны продавцов услуг и турпакетов и их потребителей в равной степени) адекватными имеющимся традиционным способам продаж.

Перечислим основные типы взаимоотношений, возникающие в электронном бизнесе.

1. Клиент-клиент: C2C - к такому типу электронных продаж относятся практически все аукционы (в качестве примера можно привести известную сеть: eBay).

2. Клиент-бизнес: C2B (например, My-Hammer).

3. Клиент-администрация (правительство): C2A (например, альтернативный независимый сайт какого-либо населенного пункта).

4. Бизнес-клиент: B2C (например Amazon, Otto или сайты туроператоров с возможностями бронирования и оплаты услуг).

5. Бизнес-бизнес: B2B (например, IBX, Europace).

6. Бизнес-администрация: B2A (например, канал связи между

туроператорской фирмой и саморегулирующейся организацией как администрацией).

7. Бизнес-персонал: B2P (например, каналы коммерческой информации, созданные между головным офисом и представительствами фирмы).

8. Администрация-клиент: A2C (например, ELSTER).

9. Администрация-бизнес: A2B (например, канал обратной связи между саморегулирующейся организацией как администрацией и туроператором).

Преимущества электронных продаж состоят в следующем.

1. Нет необходимости иметь офис либо задействовать большое количество персонала для работы с клиентами.

2. Существует возможность на базе новейших данных наук гуманитарного блока и современных технологий минимизировать эвентуально негативное значение человеческого фактора в осуществлении контактов с клиентом путем исследования особенностей восприятия информации по гендерному признаку, возрастному, социальной принадлежности потенциального клиента, т.е. использовать весь потенциал современной науки о человеке в процессе создания более совершенной системы продаж.

Основными составляющими систем электронных продаж являются:

• банк данных и информация об услугах/товарах;

• банк данных администрации;

• система презентации;

• платежные возможности;

• инструментарий пользователя.

Используемые в электронных продажах технологии: аппликации, базирующиеся на веб-серверах и локальные статичные страницы, загружаемые далее на веб-серверы и с помощью Javascript или PHP и позволяющие доступ к предложению через браузеры.

Используемые в настоящее время электронные способы платежей:

• кредитная карта;

• он-лайн платежи;

• инкассо-биллинговые системы;

• электронные поручения банку потребителя о снятии средств со счета;

• предоплаты;

• оплата с телефонного счета.

В Российской Федерации имеется определенная специфика электронных оплат. Оплата по кредитным картам производится всего в 1% случаев. Отмечаются также высокие стоимости интернет-процессинга и банк-эквайринга, ведущие к удорожанию стоимости транзакций. Исполнительный директор компании Rupay Андрей Морозов оценивает ежегодный оборот российского рынка интернет-платежей приблизительно в $5 млрд., что указывает на недостаточность его использования. Для сравнения, по разным оценкам обороты интернет-платежей в ФРГ сотставляют более 500 млрд евро.

Электронные виды оплат используются интернет-магазинами наряду с традиционными формами оплаты услуг и товаров. Он-лайн переводы в Европе составляют около 60% платежей за покупки, осуществленные в интернете, кредитными картами пользуются в 59,5% случаев, поручениями в 57,2%.

Правовые основы электронного бизнеса составляют национальные нормативноправовые акты, регулирующие подобные сделки. В ФРГ действует статья §§ 312b ГК ФРГ и Закон о телеслужбах, нормы законов касаются порядка осуществления дистанционных сделок и ответственности интернет-магазинов. В законодательство ФРГ интегрированы определения и понятия, касающиеся электронного бизнеса. Техническая сторона электронных продаж нашла отражение в государственном договоре о медиа-службах (Mediendienstestaatsvertrag) и в законе о телеслужбах (Teledienstegesetz).

Правовые условия функционирования электронного бизнеса в Австрии регулируются Законами об электронном бизнесе (E-Commerce-Gesetz), об электронных деньгах (E-Geld-Gesetz) и некоторыми другими.

Продажи в Интернет имеют свою специфику. Исследования покупательской активности в Европе «Sicherheit im Online-Handel 2006 von eBay/TNS sowie der eCommerce» выявили определенные тенденции электронного бизнеса. В частности, исследования показали, что мужчины совершают покупки в интернете чаще, чем женщины. Мужчины предпочитают известные порталы, а также порталы с возможностью сравнения товаров и цен. Лидером среди групп электронных покупателей являются женщины с доходами выше 3000 евро в месяц. Мужчины придают большое значение низким ценам. Женщины — качеству. 67% опрошенных сообщили, что они хотя бы раз совершали покупки через интернет. 33% заявили, что ни разу не совершали таких покупок.

Вышеназванные исследования показали, что пользователи интернет-магазинов условно делятся на три группы:

1) сильные покупатели (совершают покупки через интернет как минимум один раз в неделю);

2) средние покупатели (совершают покупки как минимум один раз в три месяца);

3) слабые покупатели (совершают покупки в интернете раз в шесть месяцев и реже).

Чаще всего через интернет приобретаются книги (75,1%), на втором месте следуют путешествия (59,4%), затем билеты (57,6%), диски (53,8%) и т.д.

В целом, сегментация он-лайн продажи по каналам распространения выявляет следующую динамику рынка: в 2005 году, по расчетам компании PhoCusWright -независимой компании занимающейся анализом рынка туризма, $35 млрд от общего объема туристического рынка он-лайн было получено при бронировании на сайтах индивидуальных компаний, например на сайтах гостиниц и авиакомпаний. Через сайты компаний-агентов (Expedia, Travelocity и Orbitz) было забронировано услуг на $30 млрд. В 2006 году объем продаж туристических услуг он-лайн составил около 16,1% от общего объема рынка туристических услуг - 39,7 млрд евро. По сравнению с 2005 годом, когда он-лайн туризм составил 12,9%, рост количества электронных продаж составил 31%.

По данным статистики компании Internet World Statistics в 2007 около 348,1 млн жителей Европы (43,4% от общего населения) пользовалось услугами Интернета, причем туристические сайты были в числе лидеров по посещению.

Компания «Е-Маркетер» оценила рынок он-лайн туризма в США в категории «отдых» как достигшей $56 млрд в 2007 году и предсказала рост до $122 млрд к 2009 году.

стр. 179 из 194

В 2007 году по оценке компании PhoCusWright он-лайн было продано более чем 50% туристических услуг в США. В Европе этот показатель составил около 30% и около 15% в Азии. Общий мировой объем туристических услуг проданных он-лайн в 2007 году составил 250 миллиардов долларов.

Широко распространенные в современном электронном бизнесе системы продаж турпродуктов и других туристских услуг систематизируются следующим образом.

1. Глобальные (международные) системы бронирования турпродуктов и широкого ассортимента услуг туристской индустрии, например, международная система бронирования перевозчиков, размещения, аренды автомобилей и т.д.

2. Глобальные (международные) системы бронирования отдельных услуг, например, международная система продаж услуг перевозчиков.

3. Национальные системы бронирования турпродуктов и широкого ассортимента услуг туристской индустрии.

4. Национальные системы бронирования отдельных услуг.

5. Национальные административно - коммерческие системы. Системы такого рода, как правило, определяют: информационное поле турресурсов въездного и внутреннего туризма; интерактивную среду нормативно-правового обеспечения национального туризма; информируют о партнерских организациях и поставщиках услуг с возможностью посещения их официальных сайтов через ссылки. Коммерческая составляющая заключается в возможности бронировать определенные виды услуг туризма.

6. Региональные (городские) административно-коммерческие системы, обладающие аналогичными с национальными административнокоммерческими системами характеристиками, но на региональном (городском) уровне.

7. Системы бронирования объединений туроператорв, отдельных туроператоров, объединений турагентств, отдельных турагентств.

Национальные административно-коммерческие системы имеют черты «электронной коммерции» и «электронного правительства». Электронное правительство — это система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.

Определим рамочные условия реализации модели электронного правительства.

• социокультурные: учет пользователей, сегментация пользователей (возраст,

уровень доходов, образование, место жительства);

• правовые условия: должны быть созданы правовые основания для электронного правительства: нормативно-правовая база доступа к информации и ее защиты.

• экономические условия: система должна быть экономичной и открытой для налогоплательщиков.

Перечислим преимущества электронного правительства:

• для налогоплательщиков — возможности для расширения контактов с администрацией

• (информация от властей доступна круглосуточно);

• для администрации — с развитием информационных технологий упрощается система обработки данных и осуществления процессов (в качестве примера можно привести он-лайн - выборы); экономия средств.

Уровни интерактивной коммуникации в системе электронного правительства:

1) информация;

2) коммуникация;

3) транзакция;

4) интеграция.

Обобщение опыта национальных порталов туризма Германии, Швейцарии, Польши, Швеции, Финляндии, Голландии, Австрии, Франции, Бельгии и Чехии (табл. 1) позволило выделить следующие функциональные возможности:

• наличие интерактивных возможностей поиска турнаправлений, услуг, информации (позиция 1);

• наличие интерактивных возможностей бронирования перевозчиков (позиция 2);

• наличие интерактивных возможностей бронирования отелей (позиция 3);

• наличие интерактивных возможностей бронирования других туристских услуг (позиция 4);

• наличие интерактивных возможностей бронирования туристских услуг по всему миру (позиция 5);

• наличие интерактивных возможностей бронирования непосредственно с портала (позиция 6);

• наличие интерактивных возможностей бронирования по ссылкам (позиция 7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Интерактивные возможности национальных порталов по туризму

Портал (адрес в интернет) Позиция 1 Позиция 2 Позиция 3 Позиция 4 Позиция 5 Позиция 6 Позиция 7

germany- + + + + - - +

tourism.de

myswizerland.com + + + + - + +

www.Dot.gov.Dl + + + + - + +

visitsweden.com + + + + - - +

visitsfinnland.com + + + + - - +

Holland.com + + + + - - +

austria.info + + + + - + +

franceguide.com + + + + + + +

visitbelgium.com + + + + - - +

Czechtourism.com + + + + - - +

Исследование принципов и технологии формирования баз данных турпродуктов, технологии продаж, систем хранения, защиты и передачи информации показало, что исследованные порталы национальных представительств по туризму, а также глобальные системы бронирования, региональные и ведомственные (транспортные компании/гостиничные предприятия/ туроператорские фирмы/турагентские фирмы) системы бронирования, электронные каталоги формируются исходя из следующих основных принципов:

1) в основу структуры порталов положена архитектура, ориентированная на оказание услуг;

2) портал является связующим звеном между клиентов портала и поставщиками услуг;

3) национальные туристические порталы гарантируют достоверность информации и качество услуг;

4) стандартизация и единообразие построения национальных и подчиненных региональных порталов по стране (мультиплицирование систем: один раз создать - много раз использовать);

5) наличие комплексного инструментария посредством логического деления на сервис, сообщения и процесс;

6) использование передовых технологий Интернет;

Учет пользователей портала ведется автоматически. Все порталы снабжены функцией «Ваши покупки», ряд порталов содержит интерактивные опросники. Проблемой в туризме является статистика.

Оперативный учет на административно-коммерческих порталах может быть осуществлен путем автоматизации процесса и использования стандартизированных форматов данных.

Автоматизация статистического учета позволяет:

1) сократить время на отчетность;

2) сократить организационные расходы;

стр. 182 из 194

3) аргономизировать процесс передачи данных с целью формирования статистических отчетов;

4) совершенствовать принципы взаимодействия между бизнесом и наукой;

5) упростить взаимодействие между поставщиками «сырой информации» и статистическими ведомствами;

6) повысить качество передачи данных и повышение производительности статистических ведомств;

7) расширить диапазон услуг, предоставляемых статистическими ведомствами. Германская разработка eSTATISTIK.core является ответом на задачу автоматизации процесса передачи статистических данных от бизнес-предприятий к статистическим ведомствам.

Рынок он-лайн туризма представлен большим числом разнообразных сайтов, однако, важным представляется формирование в последние несколько лет аминистративно-коммерческих туристских порталов, организованных по национальному признаку. Доминирующими являются данные интернет-ресурсы, прежде всего, для въездного туризма, однако, для внутреннего туризма они также актуальны, поскольку позволяют интерактивно внедрять в информационное туристское пространство национального и регионального уровня он-лайн информационные ресурсы туристской информации об актуальных событиях, погоде, возможностях и т.д.

Развитие Интернета, мобильных технологий и он-лайн продаж, появление и развитие сайтов Интернет сыграли роль в формировании покупательского отношения к он-лайн туризму. Быстрый доступ к разнообразной информации, возможность сравнить цены и условия на нескольких сайтах, а также дополнительные плюсы в виде бонусов, рекламных акций, форумов типа «куда поехать» и «где остановиться» и горящих путевок, — все это обусловило возрастающую популярность он-лайн туризма.

Таким образом, мировые тенденции развития туризма и электронного туризма позволяют сделать вывод о возможности и необходимости внедрения аналогичным передовым систем административно-коммерческого характера в туризме РФ. Речь идет, в т.ч. об открытых региональных сайтах под патронажем республиканских, краевых, областных властей.

Открытый сайт регионального туризма позволит:

• производить эвентуальную фиксацию продаж турпродуктов и отдельных туристских услуг по заданным параметрам;

• производить электронную фиксацию параметров продаж;

• соотносить осуществление продаж с имеющейся нормативно-правовой базой;

• предоставлять возможность въездным и внутренним туристам анализировать свое правовое состояние согласно имеющейся нормативно-правовой базе;

• реализовывать возможность осуществления рычагов госвлияния посредством введения единой системы учета и форм отчетности

• предоставлять заинтересованным турагентствам и туристам информацию о надежных (согласно национальным стандартам качества) туроператорах.

Источники

http://russiatourism.ru/about/

http://www.unwto.org/index.php

http://www.world-tourism.org/ruso/about_wto/general_info_wto_updated2006.htm

http://www.jata-net.or.jp/English/whats/wht 1.htm

http://www.wttc.org

http://www.ret. gov. au/Pages/default.aspx

http://www.ret.gov.au/tourism/Documents/ntaf proposal to tmc.pdf http://lighttravel.files.wordpress.com/2008/03/global-laptop.ipg

http://ecommerce.hostip.info/pages/507/Global-E-Commerce-Regulation-REGULATING-

CYBERSPACE-WITHOUT-BORDERS.html

http://www.tourism.australia.com/

http://www.out-law.com/page-424

http://www.imediaconnection. com/ content/9953. asp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.