3. Кастальский О.О. Влияние ушу на координационные способности детей младшего школьного возраста / О.О. Кастальский // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2018. - № 3 (19). - С. 11-15.
4. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
5. Назаренко Л. Д. Концепция классификации двигательных координаций /Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры - 2015. - № 3. - С. 99-102.
6. Рыбакова Е.О. Методика совершенствования координационных способностей каратистов / Е.О. Рыбакова // Подготовка единоборцев: теория, методика и практика : сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. - Чайковский, 2018. - С. 94-97.
7. Рыбакова Е.О. Развитие координационных способностей каратистов 11-13 лет с применением тренажера «координационная лестница» / Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова, И.М. Бодров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 385-387.
REFERENCES
1. Baev, B.V (2018), "Gender features of motor coordination and visual-motor reactions of 9-12-year-old athletes specializing in Wushu-taolu", Bulletin of science and education, Vol. 2, No 1 (37), pp. 75-79.
2. Bernstein, N.A (2004), About dexterity and its development, Force-press, Moscow.
3. Kastalsky, О.О (2018), "Influence of Wushu on coordination abilities of primary school children", Scientific and sports Bulletin of the Urals and Siberia, No. 3, pp. 11-15.
4. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities: diagnostics and development, TVT Division, Moscow.
5. Nazarenko, L.D (2015), "Concept of classification of motor coordination", Theory and practice of physical culture, No. 3, pp. 99-102.
6. Rybakova, E.O (2018), "Methods of improving the coordination abilities of karate", Materials of scientific and practical conference: Training of martial artists: theory, methodology and practice, Tchaikovsky, Pp. 94-97.
7. Rybakova, E.O, Shutova, T.N and Bodrov, I.M (2020), "Development of coordination abilities of 11-13-year-old karate players using the "coordination ladder" simulator", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (192), pp. 385-387.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.12.2020
УДК 796.86
РАЗВИТИЕ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В ТРЕНИРОВКЕ МЕТОДА «ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПРИМЕНЕНИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В БОЮ»
Лариса Геннадьевна Рыжкова, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва
Аннотация
В представленной статье обсуждаются результаты научного исследования, целью которого было оценить эффективность использования метода «Вероятностного прогнозирования при выборе и последовательном применении альтернативных действий в бою» при реализации тактических намерений в фехтовальном противоборстве квалифицированных саблистов. Спортсмены в индивидуальных уроках, выполняя альтернативные разновидности атак (модель 1) и защит с ответом и контратаки (модель 2), самостоятельно прогнозировали намерения тренера, с учетом вероятностной последовательности его тактических решений, и реализовывали избранные действия в моделируемых ситуациях. Видеозапись индивидуальных уроков позволяла зафиксировать время каждой схватки с вероятностной последовательностью действий в моделируемых (заданных) ситуациях. Проведенное исследование позволило убедиться в эффективности методики тренировки с исполь-
зованием данного метода для формирования тактического мышления и повышения уровня тактических знаний и специальных умений в процессе технико-тактического совершенствования с фехтовальщиками на саблях 17-18 лет.
Ключевые слова: тактическое мышление, вероятностное прогнозирование, альтернативные действия, квалифицированные фехтовальщики, индивидуальный урок.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p205-211
DEVELOPMENT OF TACTICAL THINKING AMONG THE FENCERS USING THE METHOD "PROBABILISTIC PREDICTION IN SELECTION AND CONSISTENT APPLICATION OF ALTERNATIVE ACTIONS IN COMBAT"
Larisa Gennadievna Ryzhkova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow
Abstract
The presented article discusses the results of the scientific study, the purpose of which was to assess the effectiveness of the use of the "Probability prediction method when choosing and consistently applying alternative actions in battle" when implementing tactical intentions in the fencing confrontation of qualified sabers. Athletes in the individual lessons, performing alternative types of attacks (model 1) and protection with response and counterattacks (model 2), independently predicted the intentions of the coach, taking into account the probabilistic sequence of his tactical decisions, and implemented selected actions in simulated situations. Video recording of the individual lessons made it possible to record the time of each fight with the probabilistic sequence of actions in simulated (given) situations. The study made it possible to verify the effectiveness of the training technique using this method to form tactical thinking and increase the level of tactical knowledge and special skills in the process of technical and tactical improvement with saber fencers 17-18 years old.
Keywords: tactical thinking, probabilistic forecasting, alternative actions, qualified fencers, individual lesson.
ВВЕДЕНИЕ
В единоборствах спортсмены находятся в постоянном поиске информации о намерениях противника, предвосхищая его попытки выполнить то или иное действие. Для этого соревнующиеся совершают разведывательные действия, маскируют собственные намерения, вызывают или провоцируют противников на ошибочные действия, создают помехи при реализации их намерений. Все это позволяет получить оперативную информацию для оценки ситуаций, которые возникают в поединках [2, 6].
В соревнованиях крайне сложно точно предугадать намерение противника на применение конкретного действия, но предположить возможные два-три варианта действий перед каждой схваткой можно с большой вероятностью успеха. Таким образом, тренируя тактические ситуации, начинаемые подготавливающим действием или преднамеренной атакой (защитой) и завершаемые одним из ожидаемых действий, воссоздаются условия соревновательной борьбы. Кроме того, спортсмен овладевает наиболее распространенными способами противодействия противнику в разнообразных ситуациях фехтовального боя [1].
Подготовка и применение результативных действий основывается на полученной информации и оценке эффективности реализации тактических намерений в предыдущих схватках [3, 5]. Предугадать тактическое намерение противника при выборе последующего действия возможно на основе предположения, что после неудавшейся контратаки последует попытка применить защиту с ответом; после неудавшейся защиты противник использует контратаку; ожидая контратаку, применит простую атаку; ожидая защиту, применит атаку с финтами. Такая оценка тактического мышления фехтовальщика позволяет совершенствовать технико-тактическую подготовленность спортсменов в условиях одноразового выполнения чередуемых альтернативных разновидностей действий [6].
Именно этот подход позволяет создать большую вероятность применения адекватных действий в последовательно моделируемых ситуациях боя.
Цель настоящего исследования - оценить эффективность использования метода «Вероятностного прогнозирования при выборе и последовательном применении альтернативных действий в бою» при реализации тактических намерений в фехтовальном противоборстве квалифицированных саблистов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Использование метода «Вероятностного прогнозирования при выборе и последовательном применении альтернативных действий в бою» апробировалось в тренировочном процессе с фехтовальщиками на саблях 17-18 лет и достигших уровня кандидата в мастера спорта и мастера спорта.
Спортсмены в индивидуальных уроках, выполняя альтернативные разновидности атак (модель 1) и защит с ответом и контратаки (модель 2), самостоятельно прогнозировали намерения тренера, с учетом вероятностной последовательности его тактических решений, и реализовывали избранные действия в моделируемых ситуациях. Видеозапись индивидуальных уроков позволяла зафиксировать время каждой схватки с вероятностной последовательностью действий в моделируемых (заданных) ситуациях.
Модель I. Спортсмен последовательно выполняет альтернативные разновидности атак и другие действия по подготовке наступления, учитывая вероятностные тактические решения обороняющегося тренера:
1) атака простая ударом по вооруженной руке с открытой (открываемой) стороны с шагом вперед и выпадом, добиваясь одновременного завершения атаки и встречного нападения противника (тренера);
2) атака ложная простая встречная (запаздывающая) ударом по маске с коротким выпадом и защита 5-я, стоя на выпаде, с ответом ударом по маске;
3) атака ложная простая (встречная, запаздывающая) с коротким выпадом, уколом прямо и защита 1-я полукруговая, стоя на выпаде, и ответ ударом переносом по маске;
4) шаг вперед встречный с угрозой нанесения удара по маске и защита 4-я, стоя на месте, с ответом ударом по маске;
5) контратака ложная (преждевременная) ударом по маске (по вооруженной руке) с наружной стороны, с шагом назад, и защита верхняя с выбором и ответ ударом по маске;
6) атака ложная на подготовку ударом по маске с коротким выпадом и удар в контртемп в вооруженную руку сверху (с наружной стороны) и возврат с выпада назад (скачком или серией шагов);
7) атака ложная на подготовку, защита 5-я ложная и защита 2-я действительная и ответ ударом по маске, стоя на выпаде;
8) шаг вперед встречный, защита 5-я ложная (преждевременная) и укол переводом во внутренний сектор с переходом в положение «оружие в линии».
Модель II. Спортсмен последовательно выполняет альтернативные разновидности защит с ответом и контратаки (атаки на подготовку), учитывая вероятностные тактические решения наступающего тренера:
1) защита верхняя с выбором с шагом назад и ответ ударом по маске (на простую атаку противника);
2) контратака ударом по руке с наружной стороны, после серии шагов назад (на атаку с финтами противника);
3) защита верхняя с выбором (на атаку с батманом противника) и наносит ответ ударом по маске;
4) ложная 5-я защита с отступлением и действительная 2-я защита (на атаку с финтом противника) и наносит ответ ударом по маске;
5) ложное встречное сближение, защита от контратаки противника и ответ в открывающийся (открытый) сектор с выпадом;
6) длинное отступление, ложная 4-я защита и действительная контратака ударом по руке (с наружной стороны);
7) короткое отступление и атака на подготовку с финтом и ударом в открывающийся сектор;
8) ложная атака с выпадом ударом по маске и удар в контртемп по вооруженной руке сверху (с внутренней стороны) с одновременным быстрым отступлением;
9) ложная встречная атака с выпадом ударом по маске и защита 5-я, стоя на выпаде, с ответом ударом по маске;
10) длинное отступление (не реагируя на атаку с финтами противника) и атака ответная с серией финтов и ударом в открывающийся сектор со скачком вперед и выпадом.
Таким образом, испытуемые последовательно «однопопыточно» чередовали действия наступления и обороны, учитывая вероятностные тактические решения тренера. Моделировались ситуации с установкой завершить схватку нанесением удара в атаке и в ответе (контрответе). Ошибки в дистанционных и моментных параметрах взаимодействий с тренером влияли на временные оценки результатов испытаний.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Предварительное тестирование уровня тактических знаний и умений у фехтовальщиков на саблях 17-18 лет позволило зафиксировать примерно одинаковый уровень тактических знаний и умений у фехтовальщиков экспериментальной и контрольной групп, так как достоверных различий в показателях времени выполнения действий в моделируемых схватках установлено не было.
Формирующий этап эксперимента, направленный на развитие тактического мышления и повышение уровня специальных умений у фехтовальщиков на саблях с использованием метода «Вероятностного прогнозирования при выборе и последовательном применении альтернативных действий в бою» только со спортсменами экспериментальной группы, привел к существенному улучшению временных показателей завершения схваток в моделируемых ситуациях.
Сравнительный анализ средних значений времени выполнения действий у спортсменов экспериментальной и контрольной групп в итоговых испытаниях позволил установить достоверные различия в данных, полученных при оценке адекватного выбора и применения избранных действий, противопоставляя их намерениям тренера (таблица 1). Таблица 1 - Показатели выполнения действий по окончании педагогического эксперимента по повышению уровня тактических знаний с использованием метода «Вероятностное прогнозирование при выборе и последовательном применении альтернативных действий в бою» у квалифицированных фехтовальщиков на саблях (17-18 лет)
Модели Экспериментальная группа Контрольная группа Достоверность
и альтернативные разновид- (п= 10) (п= 10) различии
ности действий в бою X ±о XX ±о (Трасчет.)
1 1,33 0,09 1,40 0,16 1,17
Модель I - 2 1,82 0,08 1,96 0,13 2,83
спортсмены вы- 3 2,31 0,14 2,43 0,12 2,14
полняют альтер- 4 1,78 0,08 1,90 0,12 2,71
нативные дей- 5 2,47 0,16 2,64 0,18 2,23
ствия в 6 3,12 0,10 3,33 0,15 3,66
наступлении 7 3,26 0,12 3,47 0,16 3,39
8 2,27 0,13 2,41 0,13 2,39
Модель II - 1 1,84 0,12 1,87 0,25 0,35
спортсмены вы- 2 2,01 0,15 2,16 0,24 1,69
полняют альтер- 3 1,63 0,09 1,76 0,14 2,40
нативные действия в обороне 4 2,13 0,14 2,26 0,16 2,16
5 2,66 0,15 2,87 0,16 2,99
6 3,08 0,14 3,23 0,18 2,11
7 2,36 0,13 2,48 0,10 2,32
8 2,52 0,09 2,64 1,13 2,33
9 1,85 0,12 1,97 0,13 2,21
10 4,13 0,14 4,40 0,15 4,15
Время выполнения действий в модели I 18,36 0,55 19,55 0,61 4,58
Время выполнения действий в модели II 24,23 0,53 25,64 1,12 3,61
Примечание - Из таблицы теоретического распределения Стьюдента: ^тат.= 2,10 при уровне значимости а= 5% и ^тат.= 2,88 при уровне значимости а= 1%.
Обработка результатов тестирования позволила выявить статистически достоверное улучшение времени выполнения действий в моделируемых тренером ситуациях у испытуемых экспериментальной группы, в сравнении с участниками контрольной группы.
Дисперсионный анализ при корреляции результатов тестирования позволил количественно определить влияние внешних воздействий (фактора использования методики) на результат эксперимента. Взаимосвязи результатов предварительных и итоговых испытаний со спортсменами экспериментальной группы позволили установить степень влияния изучаемого фактора, которая при выполнении практически всех заданий теста зафиксирована на уровне 30% и выше (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика показателей выполнения действий в педагогическом эксперименте по повышению уровня тактических знаний с использованием метода «Вероятностное прогнозирование при выборе и последовательном применении альтернативных действий в бою» у квалифицированных фехтовальщиков на саблях (17-18 лет) экспериментальной
Модели и альтернативные разновидности действий в бою Предварительное тестирование Итоговое тестирование Результаты дисперсионного анализа
X ±о XX ±о F расчет. П
Модель I -спортсмены выполняют альтернативные действия в наступлении 1 1,48 0,12 1,33 0,09 15,55 0,341
2 2,01 0,10 1,82 0,08 37,34 0,554
3 2,49 0,14 2,31 0,14 13,57 0,312
4 1,93 0,12 1,78 0,08 19,07 0,388
5 2,72 0,15 2,47 0,16 21,45 0,417
6 3,37 0,13 3,12 0,10 36,48 0,548
7 3,54 0,12 3,26 0,12 47,42 0,613
8 2,50 0,12 2,27 0,13 26,36 0,467
Модель II -спортсмены выполняют альтернативные действия в обороне 1 1,94 0,17 1,84 0,12 3,86 0,114
2 2,19 0,19 2,01 0,15 9,03 0,231
3 1,77 0,13 1,63 0,09 12,15 0,288
4 2,32 0,13 2,13 0,14 16,07 0,349
5 2,92 0,15 2,66 0,15 25,35 0,458
6 3,26 0,15 3,08 0,14 12,79 0,299
7 2,55 0,11 2,36 0,13 21,74 0,420
8 2,72 0,10 2,52 0,09 34,88 0,537
9 2,01 0,12 1,85 0,12 15,12 0,335
10 4,46 0,15 4,13 0,14 42,43 0,585
Время выполнения действий в модели I 20,04 0,49 18,36 0,55 86,26 0,742
Время выполнения действий в модели II 26,14 0,69 24,23 0,53 80,18 0,727
Примечание - Значения F-критерия Фишера: Fстат.= 4,41 при уровне значимости а= 5% и Fстат.= 8,29 при уровне значимости а= 1%.
Обработка результатов тестирования позволила выявить статистически достоверное улучшение времени выполнения действий в моделируемых тренером ситуациях у ис-
пытуемых экспериментальной группы, в сравнении с участниками контрольной группы.
Дисперсионный анализ при корреляции результатов тестирования позволил количественно определить влияние внешних воздействий (фактора использования методики) на результат эксперимента. Взаимосвязи результатов предварительных и итоговых испытаний со спортсменами экспериментальной группы позволили установить степень влияния изучаемого фактора, которая при выполнении практически всех заданий теста зафиксирована на уровне 30% и выше (таблица 2).
Ввиду того, что в тесте моделировались взаимодействия тренера и спортсмена с учетом вероятностных тактических решений обороняющегося тренера, а затем вероятностных тактических решений наступающего тренера, время выполнения всех альтернативных действий суммировалось.
Это позволило оценить изменения в показателях общего времени выполнения альтернативных действий в каждой модели. Именно по данным показателям установлена высокая степень влияния изучаемого фактора, что подтверждает эффективность использования данного метода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение в тренировках со спортсменами экспериментальной группы метода «Вероятностное прогнозирование при выборе и последовательном применении альтернативных действий в бою» при применении нападения или противодействуя намерениям тренера (противника) позволило сократить время выполнения заранее избранного действия, а также действия, выполняемого в неожиданных ситуациях. Таким образом, данный метод позволил максимально приблизить тренировочные и соревновательные условия подготовки и применения боевых действий.
Результаты итогового тестирования свидетельствуют о существенном улучшении временных показателей выполнения действий у фехтовальщиков экспериментальной группы. У испытуемых контрольной группы по окончании формирующего этапа эксперимента также зафиксировано улучшение показателей выполнения упражнений, но не столь значительное. Ибо, у спортсменов высокой квалификации уже достаточно хорошо сформированы специальные умения выбирать и предвосхищать действия соперников, являющиеся необходимыми для успешного ведения соревновательной борьбы. Именно поэтому результаты итоговых испытаний у фехтовальщиков контрольной группы незначительно улучшились.
Проведенное исследование позволило убедиться в эффективности методики тренировки с использованием метода «Вероятностного прогнозирования при выборе и последовательном применении альтернативных действий в бою» для формирования тактического мышления и повышения уровня тактических знаний и специальных умений в процессе технико-тактического совершенствования с фехтовальщиками на саблях 17-18 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мовшович А. Д. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Фехтование» / А.Д. Мовшович, Л.Г. Рыжкова. - Москва : Федеральный центр подготовки спортивного резерва, 2016. - 252 с.
2. Рыжкова Л.Г Выбор тактической модели ведения боя в экстремальных условиях соревнований у фехтовальщиков высшей квалификации / Л.Г Рыжкова // Экстремальная деятельность человека. - 2014. - № 2 (31). - С. 29-33.
3. Рыжкова Л.Г. Показатели применения действий в одноактных и многоактных схватках в сбоях у квалифицированных фехтовальщиков на рапирах / Л.Г Рыжкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 129-133.
4. Рыжкова Л.Г. Использование в индивидуальном уроке метода «вербальной установки тренера» для формирования специальных умений у фехтовальщиков на этапе спортивной специа-
лизации / Л.Г. Рыжкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170).
- С. 277-282.
5. Тышлер Д. А. Фехтование. Технико-тактическая и функциональная тренировка / Д. А. Тышлер, Л.Г. Рыжкова. - Москва : Академический Проект, 2010. - 183 с.
6. Фехтование. XXI век. Техника. Тактика. Психология. Управление тренировкой / Составитель и общий редактор Д.А. Тышлер. - Москва : Человек, 2014. - 232 с.
REFERENCES
1. Movshovich, A. D. and Ryzhkova, L.G. (2016), Approximate program of sports training in the sport "Fencing", Federal center for training sports reserve, Moscow.
2. Ryzhkova, L.G. (2014), "The choice of a tactical model of fighting in extreme conditions of competition among fencers of higher qualification", Extreme human activity, No. 2 (31), pp. 29-33.
3. Ryzhkova, L.G. (2015), "Indicators of the use of actions in one-act and multi-act fights in failures of qualified foil fencers", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 8 (126), pp. 129-133.
4. Ryzhkova, L.G. (2019), "Using in an individual lesson the method of "verbal installation of a trainer" to form special skills among fencers at the stage of sports specialization", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 277-282.
5. Tyshler, D.A. and Ryzhkova, L.G. (2010), Fencing Technical-tactical and functional training, Academic Project, Moscow.
6. Comp. Tyshler, D.A. (2014), Fencing. Twenty-first century. Technology. Tactics. Psychology. Training management, Man, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2020
УДК 796.011.3
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Оксана Валерьевна Савицкая, старший преподаватель, Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, Республика Беларусь
Аннотация
Снижение уровня физической подготовленности абитуриентов, стабильно сохраняющийся количественный состав специальных медицинских групп, недостаточная заинтересованность и удовлетворенность студентов занятиями физической культурой актуализируют необходимость поиска способов повышения эффективности преподавания данной дисциплины. . Цель исследования
- обобщить практический опыт оптимизации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» со студентами специальной медицинской группы на кафедре физического воспитания. Предложенные способы реализации принципов оздоровительной направленности и дифференцированного подхода ориентированы на оптимальный подбор средств и методов физического воспитания, учет морфофункциональных нарушений и физического состояния организма студентов, рациональное распределение нагрузки, осознанное деятельностное присвоение студентами ценностей физической культуры и творческое отношение преподавателей к организации физического воспитания.
Ключевые слова: физическая культура, студенты специальной медицинской группы, учебный процесс, эффективность, организационно-методические аспекты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p211-216
ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF PHYSICAL CULTURE CLASSES WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS
Oksana Valeryevna Savitskaya, the senior teacher, Mogilev State University named after A.A.
Kuleshov, Republic of Belarus