Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ'

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
связная речь / отзыв / пересказ / сочинение / рассказ / размышление / coherent speech / review / retelling / composition / story / reflection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рустемова Галия Амирхановна

В статье рассматривается проблема развития связной речи у учащихся 8-9 классов. Акцентируется внимание на важности формирования навыков устной и письменной речи в подростковом возрасте, а также предлагаются методы и подходы для эффективного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF STUDENTS IN GRADES 8-9

The article deals with the problem of the development of coherent speech in students of grades 8-9. Attention is fo-cused on the importance of developing oral and written language skills in adolescence, and methods and approaches for effective learning are proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ»

№ 7(121)

июль, 2024 г.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ

Рустемова Галия Амирхановна

Учитель русского языка и литературы, Гимназия №62 им. Ш. Смаханулы, Казахстан, г. Алматы E-mail: gibadat_o@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH OF STUDENTS IN GRADES 8-9

Galiya Rustemova

Teacher of Russian language and literature, Gymnasium No. 62 named after S. Smakhanuly,

Kazakhstan, Almaty

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема развития связной речи у учащихся 8-9 классов. Акцентируется внимание на важности формирования навыков устной и письменной речи в подростковом возрасте, а также предлагаются методы и подходы для эффективного обучения.

ABSTRACT

The article deals with the problem of the development of coherent speech in students of grades 8-9. Attention is focused on the importance of developing oral and written language skills in adolescence, and methods and approaches for effective learning are proposed.

Ключевые слова: связная речь, отзыв, пересказ, сочинение, рассказ, размышление.

Keywords: coherent speech, review, retelling, composition, story, reflection.

В современной методологии под связной речью понимается как сам процесс формирования речи, так и его конечный продукт - текст. Освоение навыка создания текста является вершиной изучения языка и кульминацией развития русской связной речи. Тем не менее, вопросы, связанные с текстом как элементом речевого развития учеников, до сих пор не получили достаточного освещения в методической теории, и многие аспекты развития устной и письменной речи в национальных школах остаются предметом для дальнейших исследований. Существует острая необходимость в доработке методической системы для всестороннего развития русской речи, включая пересмотр целей, содержания, принципов и методов речевого развития, особенно в контексте конкретной национальной школы.

Экспериментальные данные из 8-9 классов национальных школ показывают, что уровень знаний и навыков по русскому языку у учащихся не достигает высокого стандарта. Несмотря на некоторые успехи, словарный запас учеников ограничен, они часто понимают только буквальное значение слов, не улавливают нюансы многозначных слов и синонимов, что приводит к ошибкам в речи. Ученики испытывают трудности с использованием грамматических форм и согласованием слов, что

влияет на их способность правильно строить предложения. Синтаксическая структура речи учащихся часто бывает однообразной, редко используются сложные синтаксические конструкции. Также ученики сталкиваются с трудностями при построении диалогов и различных форм связного текста, таких как повествование, описание и рассуждение. Часто встречаются нарушения в лексической и грамматической сочетаемости слов, отсутствует умение использовать языковые единицы в соответствии с их коммуникативной целесообразностью, а также недостает логичности, последовательности, точности и выразительности в речи.

Изучение любого языка, включая второй язык, тесно связано с возрастной и педагогической психологией. Понимание психофизиологических процессов, происходящих у детей при освоении второго языка, помогает определить доступность учебного материала и разработать наиболее эффективную обучающую систему.

Психологи указывают на то, что качество и скорость усвоения второго языка могут значительно отличаться даже при одинаковых условиях обучения. Экспериментальные исследования подтверждают,

Библиографическое описание: Рустемова Г.А. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2024. 7(121). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/17899

№ 7(121)

• 7universum.com

иЫ^ЕРБиМ:

, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

июль, 2024 г.

что языковая способность имеет психофизиологическую основу, относительно постоянную и не зависящую от обучения.

Многие исследователи предложили различные модели создания речевых высказываний, основанные на многоуровневом и этапном процессе формирования текста, с различиями в количестве выделенных этапов.

В рамках психологических моделей речевого процесса часто выделяется трехуровневая структура. Однако, современные исследования в области психологии чаще всего предлагают четырехуровневую модель создания речи, которая развивает и дополняет уровни, первоначально описанные Л.С. Выготским, добавляя четвертый уровень - контроль. Каждый уровень этой динамической структуры соответствует определенной стадии формирования связной речи.

Первый этап - ориентировка в речевой ситуации, связан с мотивацией и побуждением к речи. На этом этапе происходит выбор формата высказывания (устного или письменного), его стиля (монолог или диалог) и типа речи (повествование, описание, рассуждение).

Второй этап - планирование, связан с формированием общего смыслового образа, замысла и программы высказывания. Этот этап включает в себя подготовку к высказыванию, выбор слов и фраз для устного или письменного сообщения, и связан с понятийно-смысловым планом содержания мысли.

Третий этап - реализация, включает построение внутренней структуры высказывания. Здесь внутренняя речь преобразуется во внешнюю, осуществляется словесное и грамматическое оформление мысли. Этот этап получил широкое освещение в научной литературе, так как он отражает процесс языкового структурирования мысли и функционирование механизма грамматического порождения речи.

Четвертый этап - контроль, предполагает проверку и корректировку речи в соответствии с коммуникативными задачами и эффективностью языковой реализации. Этот этап является завершающим в процессе речепроизводства и играет ключевую роль в обеспечении качества и точности речевого высказывания.

Общий процесс формирования связной речи, независимо от её типа, включает в себя четыре этапа, которые учитываются в современных методиках развития речи учащихся. Эти этапы соответствуют теории речевой деятельности.

В основе активного речевого процесса лежит внутренняя речь - это мысленная, беззвучная речь, возникающая при размышлениях, решении задач, составлении планов, бесшумном чтении или письме. Учёные подчёркивают сложность механизма формирования внутренней речи и её ключевую роль в структурировании и выражении мысли.

Часто возникает вопрос, почему ученик, для которого русский язык не является родным, испытывает трудности с выражением своих мыслей словами. Основные причины этого:

• Неполное понимание основной мысли, которую ученик хочет выразить.

• Ограниченный словарный запас для формулирования мысли.

• Недостаточное владение грамматическими формами слов.

• Недостаточные навыки построения предложений.

Это приводит к нечетким речевым формулировкам и пропускам в высказываниях у учащихся.

В процессе обучения русскому языку важно сосредоточиться на развитии внутренней речи учащихся, так как она тесно связана с мышлением и часто направлена на потенциального слушателя, подготавливая основу для последующей внешней речи.

Глубокое овладение языком достигается через постоянную практику в речевой деятельности, включая слушание, говорение, чтение и письмо. Не достаточно просто изучать грамматические правила, такие как род, число и падеж существительных; необходимо также практиковать их многократное и разнообразное использование в речи. Однако для полного овладения языком необходимо не только практиковать речевые упражнения, но и осознавать закономерности русского языка, связывая речевую практику с теорией языка. Таким образом, изучение неродного языка происходит через обучение речи на основе понимания системных связей в языке.

Ключевой целью преподавания русского языка в школах с национальным языком обучения является стимулирование речевого развития учеников и обучение их эффективному общению на русском языке. Эта задача включает в себя два основных аспекта:

1. Изучение языка для освоения его фонетики и лексико-грамматического строя.

2. Развитие навыков речи для коммуникации на русском языке.

В процессе обучения важно сосредоточиться на постепенном развитии логического мышления у учащихся, обучая их структурировать речь таким образом, чтобы она отражала последовательность мыслей, а не была набором разрозненных идей. Связность мысли является основой для связности речи, которая является отражением процесса мышления.

Для того чтобы ученики могли мыслить на русском языке, необходимо разграничить в их сознании две языковые системы - родной и русский языки. Это достигается через целенаправленное развитие русской речи с учетом особенностей родного языка учащихся. Учителям необходимо учитывать структурные и типологические различия между языками, чтобы минимизировать влияние транспозиции и интерференции.

Таким образом, развитие речи представляет собой интегрированный подход к развитию мышления и речи, который способствует формированию у учащихся способности корректно выражать свои мысли различными способами для выполнения коммуникативных функций.

№ 7(121)

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

июль, 2024 г.

Список литературы:

1. Акишина, A.A., Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Русский язык, 1986.-26 с.

2. Дроздова, Т.А. Психологические особенности понимания текста как процесса // Психологические механизмы порождения и восприятия текста: Сб. научн. трудов / Ред. кол. И.А. Зимняя (отв. ред.) и др. Вып. 243. - М., 1985. - С. 108.

3. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980. -240 с.

4. Пленкин, H.A. Система работы по развитию связной речи учащихся // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: Пособие для учителя / Сост. А.Н Матвеева. М.: Просвещение, 1982. - С. 102- 120.

5. Фигуровский, И.А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. М.: Учпедгиз, 1961. -171 с.

6. Федоренко, Л.П. Изучение языка и развитие мышления // Русский язык в школе. 1987. - № 4. - С. 37 - 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.