Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДИСГРАФИЯ / ДИСЛЕКСИЯ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демурия Н.М.

Статья посвящена вопросу развития связной речи у детей младшего школьного возраста с общими нарушениями речи. В условиях инклюзивного образования на сегодняшний день в общеобразовательных школах могут обучаться дети с различными особенностями и ограниченными возможностями здоровья, а так же, с различной структурой и степенью выраженности речевого развития - есть нарушения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, что является препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. В статье рассматриваются вопросы необходимости совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. А так же необходимость разработки и апробации содержания коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у младших школьников.The article is devoted to the development of coherent speech in children of primary school age with general speech disorders. In conditions of inclusive education, children with different characteristics and limited health possibilities can study in general education schools today, as well as with different structure and degree of speech development - there are violations in phonemic and lexical and grammatical development, which is an obstacle in mastering the program Secondary school. The article discusses the need to improve traditional methods and methods, as well as to search for newer, more effective, scientifically sound ways of developing coherent speech in children of primary school age with a general speech underdevelopment. And also the need to develop and approbate the content of correctional and pedagogical work on the development of coherent speech among younger schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК 373.31

Демурия Н.М. студент 2 курса направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование Южный Федеральный Университет Россия, г. Ростов-на-Дону учитель начальных классов МОБУ СОШ № 7 Россия, г. Сочи научный руководитель: Колодяжная Т.П.

доцент

кафедра коррекционной педагогики Южный Федеральный Университет Россия, г. Ростов-на-Дону РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация:

Статья посвящена вопросу развития связной речи у детей младшего школьного возраста с общими нарушениями речи. В условиях инклюзивного образования на сегодняшний день в общеобразовательных школах могут обучаться дети с различными особенностями и ограниченными возможностями здоровья, а так же, с различной структурой и степенью выраженности речевого развития - есть нарушения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, что является препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. В статье рассматриваются вопросы необходимости совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. А так же необходимость разработки и апробации содержания коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у младших школьников.

Ключевые слова:

Общие нарушения речи, дисграфия, дислексия, связная речь.

Annotation:

The article is devoted to the development of coherent speech in children of primary school age with general speech disorders. In conditions of inclusive education, children with different characteristics and limited health possibilities can study in general education schools today, as well as with different structure and degree of speech development - there are violations in phonemic and lexical and grammatical development, which is an obstacle in mastering the program Secondary school. The article discusses the need to improve traditional methods

and methods, as well as to search for newer, more effective, scientifically sound ways of developing coherent speech in children of primary school age with a general speech underdevelopment. And also the need to develop and approbate the content of correctional and pedagogical work on the development of coherent speech among younger schoolchildren.

Keywords:

General speech disorders, dysgraphia, dyslexia, connected speech.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной и устной речи (дисграфии и дислексии) у младших школьников на современном этапе в настоящее время одна из актуальных задач логопедии и образования. Современные требования заключаются в том, чтобы в процессе обучения русскому языку каждый младший школьник овладел орфографической грамотностью, умел излагать свои мысли грамматически правильно, последовательно, ясно и точно. Существенный элемент языковой культуры - орфографические и читательские умения и навыки, которые необходимы образованному современному человеку.

В школе обучаются дети с разным уровнем здоровья и развития, а так же, с различной структурой и степенью выраженности речевого развития -есть нарушения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, что является препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

В настоящее время все чаще и чаще в практике работы учителя встречаются дети с - общим недоразвитием речи (ОНР). ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте .

Значительный вклад в проблему обучения детей с ОНР внесли работы Р.Е. Левиной, О.Л. Жильцовой, Г.А.Каше, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В., Скуратовской М.Л., Садовниковой И.Н., Фроловой Т.Я. Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный детям с нормой в развитии. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция их речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Т.Н. Ушаковой и других. 155 Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная роль принадлежит деятельности головного мозга. Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления

155 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 2006.-с.25

и сознания в целом.. Она выполняет коммуникативную функцию, интеллектуальную, индикативную функцию. Осуществляя речевое общение посредством языка, говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывая их по правилам грамматики языка, и произносит путем артикуляции речевых органов.

Психика ребенка формируется под влиянием условий окружающей среды и целенаправленного воспитания и обучения. Взаимосвязь всех сторон речевого развития является важной предпосылкой формирования связности и цельности высказывания. Развитие связной речи интерпретируется как высшее достижение речевого развития детей младшего школьного возраста. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает обучающемуся устанавливать связи с окружающими людьми; определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Связная речь является необходимым компонентом полноценного владения родным языком. Родной язык играет уникальную роль, в становлении личности младших школьников, являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Все виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей младшего школьного возраста, так как они способствуют развитию логического мышления и планирующей функции, развитию воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, нравственных представлений; упражняют в построении разных типов предложений, разных способов их связи.

Младшие школьники с ОНР пользуются чаще самой простой формой речи - диалогической, а монологическая ещё несовершенна. Дети 7-8 лет затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении, а рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого и предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально.

Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Монологическая речь, по мнению А. А. Леонтьева - стимулируется внутренними мотивами, её содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Она является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания. Связная монологическая форма речи используется при описании чего-либо, при повествовании или рассуждении. Повествование - это тип речи, выражающей сообщение о развивающих действиях и состояниях, которые происходят в разное время, но связаны между собою, зависимы друг от

друга.156

Методологическую основу исследования общего недоразвития речи составляют фундаментальные положения о сложной структуре речевой деятельности, о взаимосвязи процессов развития речи и других психических функций (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев), учение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при нормальном и нарушенном онтогенезе (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, В.И.Лубовский и др.), учение о функциональных системах (П.К.Анохин), учение о динамической локализации высших психических функций (И.М.Сеченов, А.Р.Лурия и др.), концепция о единстве биологического и социального в процессе психического развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.).157

В настоящее время очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно обоснованных путей развития связной речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Практика показывает, что большинство детей с ОНР, обучающихся в 1-х классах, не умеют грамотно и связно формулировать свою речь, составлять речевые связи по типу «согласование», так же у большинства обучающихся наблюдается скудный словарный запас, и как следствие неграмотная письменная речь. И эта тема не в полном объеме изучена в школьной логопедии и в программе начальной школы, поэтому она требует дополнительного изучения, и она по сегодняшний день является очень актуальной. И поэтому мы остановились именно на проблеме развития связной речи у младших школьников с ОНР и провели экспериментальную работу. Тема экспериментальной работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста как основная задача начальной школы». Исследование проводилось на базе МОБУ СОШ № 7, г. Сочи. В эксперименте участвовали 10 учеников 1 класса в возрасте 7 лет.

Цель проводимого исследования заключалась в разработке системы коррекционно-педагогической работы направленной на развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР.

Объект: процесс развития связной речи у младших школьников с

ОНР.

Предмет: развитие связной речи на уроках литературы и русского языка у младших школьников с ОНР.

Гипотеза: Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи у младших школьников с ОНР будет протекать более эффективно, при выполнении следующих условий:

— своевременного и комплексного обследования детей с общим недоразвитием речи.

156 Леонтьев А.А. Психологическая структура слова // Семантическая структура слова. М.: 2010.-с.47

157 Выготский Л.С. Проблема возратной периодизации психического развития.М.: 2007-с.23

— разработке и апробации содержания коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у младших школьников в соответствии с результатами констатирующего эксперимента.

— использования в системе коррекционной работы наглядных опор для развития связной речи.

— Создания предметно-развивающей коррекционной среды в ОУ.

Задачи исследования:

-Изучить теоретическую и практическую литературу по исследуемой проблеме.

1. Выявить уровень развития связной речи младших школьников с

ОНР.

2. Разработать систему коррекционно-логопедической работы по развитию связной повествовательной речи у школьников с ОНР.

3. Опытно-экспериментальным путем выявить динамику развития связной речи у младших школьников.

4. Создать предметно-развивающую среду.

Нами была изучена теоретическая и практическая литература по заявленной теме, был сформирован научный аппарат, определена база проведения исследования, и проведена экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты), был проведен сравнительный анализ, подведены итоги экспериментальной деятельности.

Первичная диагностика уровня развития связной речи у младших школьников показала очень низкий уровень ее развития. Высокого уровня не выявлено, средний - 20 %, низкий - 80 %. Для повышения уровня развития связной речи была разработана и апробирована система работы по развитию связной речи у младших школьников с ОНР, которая включала направления, этапы работы. Нами были подобраны и систематизированы игры, упражнения, задания по развитию связной речи, а так же был подобран необходимый раздаточный и наглядный материалы. Нами были разработаны 48 уроков по развитию связной речи. Эта работа длилась в течение 6 месяцев и дала положительный результат, который был выявлен на повторной диагностике (контрольный эксперимент) - высокий уровень - 10%, средний -70%, низкий - 20%. Таким образом, Можно констатировать, что только систематическая, целенаправленная коррекционно-педагогическая работа дала положительный результат. Значит, выдвинутая гипотеза и поставленные цель и задачи подтвердились. Но работа по развитию речи младших школьников не закончилась, а продолжает иметь место в нашей работе.

Таким образом, развитие речи младших школьников является одной из важнейших задач в начальной школе, которую необходимо решать и систематически развивать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.