Научная статья на тему 'Развитие субъектов малого бизнеса как предпосылка создания новых рабочих мест: правовой аспект'

Развитие субъектов малого бизнеса как предпосылка создания новых рабочих мест: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1505
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧИЕ МЕСТА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ОПЫТ СТРАН С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / JOBS / SMALL ENTREPRENEURSHIP / TAXATION / INSURANCE CONTRIBUTIONS TO THE STATE NON-BUDGET FUNDS / THE EXPERIENCE OF THE COUNTRIES WITH DEVELOPED MARKET ECONOMIES / ADDITIONAL SUPPORT OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гвоздева О.М.

В статье рассматривается проблема создания рабочих мест посредством развития субъектов малого предпринимательства, предлагаются авторские пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Small Business Subjects as Precondition for the New Lobs Creation: legal aspect

The article deals with the problem of creating jobs through development of small enterprises subjects; property copyright ways to solve this problem are offered.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектов малого бизнеса как предпосылка создания новых рабочих мест: правовой аспект»

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 1 (20)

нейший элемент социального обеспечения лиц с ограниченными возможностями. Если законодатель пойдет по пути отказа от включения в текст закона положений о пенсионном обеспечении по случаю потери кормильца, то ему необходимо будет решить в пенсионном законодательстве некоторые злободневные и важные задачи, к примеру, расширить и унифицировать круг получателей пенсии по случаю потери кормильца. Учитывая различную природу пенсионного обеспечения, оптимальным представляется в законе охарактеризовать право семьи на пенсию по случаю потери кормильца, сформированную в порядке обязательного пенсионного страхования или средств государственного бюджета. При этом необходимо снабдить соответствующую статью закона отсылками к соответствующим федеральным законам.

В отдельную главу требуется обособить нормы о социальных выплатах, обобщив и систематизировав положения о пособиях, субсидиях,

компенсационных выплатах, материнском (семейном) капитале11. Учитывая разнообразие социальных выплат, можно предположить, что достижение этой цели потребует серьезных усилий не только юристов, но и экономистов, которые должны будут просчитать экономические последствия изменения системы выплат с целью не допустить ухудшения материального положения семей с детьми. Принципиально важным является урегулирование в законе основ социального обслуживания семей с детьми, которые сейчас не определены, установив, при каких условиях семья имеет право на получение социальных услуг, в каких формах и видах возможно оказание социальных услуг семье.

Более подробное определение структуры и содержания закона является одним из этапов подготовки законопроекта, а выработанные подходы могут быть востребованы в случае государственной заинтересованности при работе над текстом закона.

удк 346.26 РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

КАК ПРЕДПОСЫЛКА СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ:

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Development of Small Business Subjects as Precondition for the New Lobs Creation: legal aspect

О. М. Гвоздева - доцент кафедры таможенного дела и права Омского государственного университета путей сообщения, кандидат юридических наук

O. M. Gvozdeva - Associate Professor of the Customs Administration and Law Department of the Omsk State Transport University, Candidate of Law Sciences

Аннотация. В статье рассматривается проблема создания рабочих мест посредством развития субъектов малого предпринимательства, предлагаются авторские пути решения данной проблемы.

The article deals with the problem of creating jobs through development of small enterprises subjects; property copyright ways to solve this problem are offered.

11 Нормы о материнском (семейном) капитале, учитывая их временный характер, включать в закон нецелесообразно, но, принимая во внимание целевой характер выплаты и направления ее использования на решение важных для семьи проблем, возможно придать им не временный, а постоянный характер.

28

Трудовое право и право социального обеспечения

Ключевые слова: рабочие места, малое предпринимательство, налогообложение, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, опыт стран с развитой рыночной экономикой, дополнительная поддержка малого бизнеса.

Jobs, small entrepreneurship, taxation, insurance contributions to the state non-budget funds, the experience of the countries with developed market economies, additional support of small business.

Создание новых рабочих мест - объективный процесс развития экономики, обусловленный ростом и совершенствованием производства, его структурными изменениями. Без создания новых рабочих мест невозможна оптимальная производительная занятость трудоспособных граждан в обществе, что является важным фактором повышения эффективности производства и одновременно уровня жизни населения1.

Важная роль в обеспечении занятости населения принадлежит малому предпринимательству. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по результатам 2012 г. 90 % вновь созданных постоянных рабочих мест приходится на субъекты малого бизнеса1 2.

Создавая новые рабочие места, малые предприятия снижают остроту сложных социальных ситуаций в значительной части регионов России. Более того, малый бизнес привлекает в свои ряды молодых предприимчивых людей, закладывая, таким образом, базис для развития частного капитала в будущем и способствуя движению по пути развития системы, социально и экономически совместимой с внешним миром3.

В России имеются все формальные предпосылки для успешного развития малого предпринимательства на всех уровнях управления. Так, на федеральном уровне в настоящее время действует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»4,

устанавливающий различные формы государственной поддержки. В субъектах РФ приняты многочисленные нормативные правовые акты, включая законы, регулирующие отношения в данной области5, долгосрочные и краткосрочные программы6. На местном уровне тоже принимаются и реализуются соответствующие программы, направленные на поддержку и развитие предпринимательства конкретных муниципальных образований7.

Но фактическое состояние малого бизнеса представителями заинтересованных сторон оценивается как неудовлетворительное. Почему так происходит? Это зависит от многих факторов, таких как несовершенство налогообложения, нестабильность нормативно-правовой базы, административные барьеры, несогласованность действий федеральных и региональных властей, высокие ставки по кредитам, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников.

Исследователи проблем развития малого бизнеса в России на первое место ставят налоговое бремя8. Действительно, чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды малого предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, увеличение числа рабочих мест, развитие

1 См.: Кузнецов О. В. Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест на действующих предприятиях : дис. ... канд. экон. наук. М., 1999.

2 URL: http://www.aUmedia.ru/newsitem.asp?id=932735

3 См.: Хамраев А. А. Малое предпринимательство как предпосылка создания новых рабочих мест. URL: http://www. bestreferat.ru/referat-79330.html

4 См.: Рос. газ. 2007. 31 июля.

5 См.: О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае : закон Алт. края от 17 нояб. 2008 г. № 110-ЗС // Алт. правда. 2008. 25 нояб.

6 См.: Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009-2013 гг.)» : постановление правительства Ом. обл. от 1 апр. 2009 г. № 49-п // Ом. правда. 2009. 10 апр.

7 См.: Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства г. Новосибирска» на 2011-2013 гг. : постановление мэрии г. Новосибирска от 1 дек. 2010 г. № 5151 // Бюллетень органов мест. самоуправления г. Новосибирска. 2010. 10 дек. С. 4.

8 См.: Бурцев Г. Современные проблемы развития малого бизнеса в России // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 2. С. 156.

29

Вестник Омской юридической академии. 2013. № 1 (20)

субъектов малого предпринимательства, должно быть важной задачей настоящего временного периода.

Нельзя не сказать о тарифах на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которые работодатели платят исходя из начисленной заработной платы работников. С 1 января 2011 г. размер страховых взносов резко увеличился. Для субъектов, применяющих общую систему налогообложения, - с 26 до 34 %. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и систему единого налога на вмененный доход (ЕНВД), -с 14 до 34 %. Справедливости ради следует отметить, что были установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 26 % от начисленной заработной платы работников для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, исходя из определенных видов деятельности, таких как производство электромонтажных работ, производство музыкальных инструментов и др. Можно назвать этих налогоплательщиков льготными категориями. С 1 января 2012 г. наблюдается некоторое снижение тарифов на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - с 34 до 30 % и для льготных категорий - с 26 до 20 %9.

В целом повышение тарифов на страховые взносы очень значительно для малого бизнеса. Малый бизнес, в отличие от крупного, в большей степени подвержен банкротству. Так, по данным Всемирного банка, из вновь организованных малых предприятий через год действуют около 50 %, через три года - 7-8 %, а через пять лет - лишь 3 %10 11.

Такая система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится неподъемной для малого бизнеса и ведет к уходу его в тень, т. е. к возвращению практики «серых» зарплат, сокрытию оборотов, что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников (сокращение, уменьшение начисленной заработной

платы), увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы, когда люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете как безработные и получать соответствующие пособия. Будет увеличиваться и количество малообеспеченных граждан, имеющих право на субсидии на коммунальные услуги, на самом деле получающие зарплату «в конвертах»11.

Рассматриваемые реформы вряд ли существенно пополнят бюджет. Надо сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно развивать свое производство, а не вытаскивать деньги из бизнеса. Существующая налоговая система не способствует развитию малого бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это12. Речь в первую очередь должна идти о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до уровня 2010 г.

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности малого предпринимательства. Весьма важное значение при этом имеют налоговые льготы, действующие в сфере малого бизнеса, в том числе дифференцированные ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость (Япония, Великобритания, Германия), пониженные ставки по подоходному налогу (Германия) и местным налогам (Япония). Интересно отметить, что в Швеции предприятия имеют право производить не облагаемые налогом отчисления в резерв из прибылей в пределах 40 % величины чистой прибыли до вычета налогов13. В Германии применяются такие льготы, как создание резерва не облагаемой налогом прибыли для категорий малого предпринимательства в зависимо-

9 См.: О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования : федер. закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (в ред. Федер. закона от 28 дек. 2010 г. № 432-ФЗ) // Рос. газ. 2009. 28 июля.

10 См.: Малый бизнес России: проблемы и перспективы развития. М. : РАРМП, 1997. С. 216.

11 См.: Ларина Т. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 г. очередной налоговый сюрприз // Ваше дело. 2010. 28 сент.

12 См.: КолпащиковА. Вряд ли эти реформы пополнят бюджет // Там же.

13 См.: Бабо А. Прибыль / пер. с фр. Е. П. Островского / под общ. ред. В. И. Кузнецова. 4-е изд., испр. М. : Прогресс-Универс, 1993.

30

сти от вида деятельности14, освобождение малого предприятия в первые два года существования от всех налоговых выплат15.

В России же это только примерные планы в отдельных регионах. Так, одним из пунктов стратегии развития Дальнего Востока и Сибири, которую планировали презентовать на саммите АТЭС в сентябре 2012 г., являлось предложение об освобождении всех начинающих предприятий от налогового бремени. Кроме этого, по мнению полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе и министра по развитию Дальнего Востока В. И. Ишаева, новички должны платить лишь 50 % от НДФЛ. Предполагалось, что налоговые льготы будут действовать до момента, когда компании выйдут на самоокупаемость. Таким образом дальневосточные чиновники хотели «заманить» в регион новых инвесторов и создать дополнительные рабочие места16, что пока так и осталось только предложением17.

На наш взгляд, налоговые льготы подобного типа должны вводиться в регионах, где малое предпринимательство развито достаточно сла-бо18, имеется наибольший, по сравнению с другими субъектами РФ, дефицит рабочих мест. Так, по последним опубликованным данным Росстата об уровне безработицы в России по состоя-

Трудовое право и право социального обеспечения

нию на 1 января 2012 г., разница между самыми «продвинутыми» и отсталыми регионами России была практически 5-кратной. С цифрами по занятости населения не произошло никаких неожиданностей. По-прежнему самая благополучная обстановка наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В пятерку лучших также вошли Ямало-Ненецкий автономный округ и Магаданская область. Самая неблагополучная тоже не изменилась - в республиках Ингушетии, Тыве, Калмыкии, в Чеченской и Кабардино-Балкарской ре спубликах14 15 16 17 18 19.

Отметим, что в индустриально развитых странах до 90 % предприятий относится к малому бизнесу. На их долю приходится примерно до 50 % производимого в стране валового национального продукта и примерно 70 % создаваемых новых рабочих мест20. В России на сегодня к малому бизнесу относятся только 30 % от всех предприятий21.

Изменение форм и методов государственного регулирования вопросов малого бизнеса, включая здоровое реформирование налоговой системы, географическое расширение активности предпринимательской деятельности по регионам, будет способствовать росту субъектов малого бизнеса, созданию новых рабочих мест, а в целом - экономическому развитию Российской Федерации.

14 См.: РоманенкоЕ. В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях : моногр. М. : Экономика, 2010. С. 196-198.

15 См.: ЧепуренкоА. Улучшению предпринимательского климата в России будут способствовать макроэкономические факторы и интересы новых элит, а вовсе не «добрая воля» нынешней бюрократии // Бизнес-журнал. 2011. № 5.

16 См.: Литвинова А. Вновь образующиеся предприятия на Дальнем Востоке могут освободить от всех налогов. URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/08/30/focus/562949984618232

17 См.: Президент предложил установить налоговые льготы для новых производств на Дальнем Востоке и в Забайкалье. URL: http://www.itar-tass.com/c1/585019.html

18 См.: Гвоздева О. М. К вопросу о развитии малого бизнеса в России : сб. I ежегод. всерос. науч.-практ. конф. М. : Юрист, 2012. С. 64-69.

19 См.: Блог честного статистика. URL: http://statistic.su/blog/unemployment

20 См.: Коваленко Б. Б. Институты воздействия государства на организации корпоративного предпринимательства : учеб. пособие. СПб. : Изд-во С.-Петерб. акад. управления и экономики, 2008. С. 24.

21 См., напр.: Малое и среднее предпринимательство в России. 2010 : стат. сб. М. : Росстат, 2010. С. 16 ; Российский статистический ежегодник. 2010 : стат. сб. М. : Росстат, 2010.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.