Научная статья на тему 'Развитие субъектности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки'

Развитие субъектности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ТИПЫ СОЗНАНИЯ / КОНФИГУРАЦИЯ СУБЪЕКТНОСТИ / РЕФЛЕКСИЯ / ТРЕНИНГ / FUTURE TEACHERS / TYPES OF CONSCIOUSNESS / CONFIGURATION OF SUBJECTIVITY / REFLECTION / TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горынина Вера Сергеевна, Юсупов Ильдар Масгудович

Ценности общественной жизни в XXI веке сильно изменились. Специалистам для успешной социализации сегодня необходимы: критическое мышление, готовность к изменениям, обоснованность своей диспозиции, осознанное принятие решений, активное управление ситуацией. Этот набор личностных качеств психологи обозначили как субъектность. Во все времена она не утрачивала своей профессиональной значимости для педагогов, а сегодня становится для них еще более актуальной. Субъектность будущих педагогов, обучаемых в колледжах и университетах, следует рассматривать как приспособительное качество личности, требующее креативности ума и поведения. Диспуты о психологическом содержании субъектности, ее типах, детерминантах формирования и изменения однозначно не определили ее как теоретическую категорию научной психологии. Цель проведенного эмпирического исследования - выявить типы субъектности будущих педагогов в учебной деятельности. Изучалось развитие субъектности будущих педагогов в процессе обучения. Предполагалось, что доминирующий тип сознания студента определяет конфигурацию его субъектности, которую можно изменить в процессе обучения. Субъектность представлена как психологический конструкт, интегрально описывающий способность личности произвольно изменять себя и окружающую реальность. Ее критерии, обуславливающие отличие от сознания, - ценностно-смысловая ориентация и саморегуляция, проявляющиеся в активно преобразующей деятельности. Субъектность изучалось у 314 студентов педагогических вузов и колледжей на протяжении четырех лет обучения. Тип преобладающего сознания диагностировался по индикаторам «деятельный» и «созерцательный», а общительность - по показателям «коммуникабельность» и«рефлексивность». Результаты представлены в виде графических профилей субъектности, которые по доминирующему в профиле индикатору классифицированы на четыре типа: «философ», «организатор», «фасилитатор», «учитель» с их последующим описанием. Психологическое сопровождение обучаемых проводилось с целью повышения их субъектности. Это достигалось в тренингах путем развития осознанности, социальной активности, самооценки, притязаний. В завершающей диагностике будущих педагогов отмечено повышение рефлексии и субъектности по выделенным показателям: в группе учащихся колледжа - с 17 до 32 %, в группе очного обучения студентов университета - с 16 до 22 %, в студенческой группе заочного обучения - с 12 до 23 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of subjectivity of future teachers in the course of professional training

The values of public life in the twenty first century have changed dramatically. For successful socialization, specialists need: critical thinking, readiness for changes, reasonableness of their dispositions, conscious decision making, and active management of the situation. Psychologists have designated this set of personal qualities as subjectivity. At all times, it has not lost its professional significance for teachers, and today compliance with the challenges of the era is becoming relevant for them. Subjectivity of future teachers trained in colleges and universities should be considered as an adaptive quality of personality that requires creativity of mind and behavior. Debates about the psychological content of subjectivity, its types, and determinants of formation and change have not clearly defined it as a theoretical category of scientific psychology. The purpose of the conducted empirical research is to identify the types of subjectivity of future teachers in educational activities. We studied the development of subjectivity of future teachers in the learning process. It was assumed that the dominant type of consciousness of the student determines the configuration of its subjectivity, which can be changed in the course of training. Subjectivity is presented as a psychological construct integrally describing the ability of a personality to voluntarily change oneself and the surrounding reality. The criteria distinguishing it from consciousness are value-meaning orientation and self-regulation, which are revealed in transformational activity. Subjectivity was researched in 314 students of pedagogical universities and technical schools during four years of their studies. The type of prevailing consciousness was diagnosed by the indicators «active» and «contemplative» and communicativeness - by the indicators «communicability» and «reflectivity». The results are presented as graphic profiles of subjectivity, which are classified into four types according to the dominating indicator: «philosopher», «organizer», «facilitator» and «teacher»; the types were further described. The psychological support of the students was performed with a view of increasing their subjectivity. This was achieved via trainings promoting consciousness, social activity, self-concept, and aspirations. The final diagnostics of the future teachers showed subjectivity increase by the above indicators: in the group of technical school students - from 17 to 32%, in the group of full-time university students - from 16 to 22 %, in the group of university students by correspondence - from 12 to 23 %.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки»

УДК 159.923.2

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2020.1.3

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

B.C. Горынина1, И.М. Юсупов2

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова Российская Федерация, 420111, г. Казань, ул. Московская, 42 1 E-mail: vera.gorynina@gmail. com 2E-mail: knyaz5491@mail.ru

Аннотация

Ценности общественной жизни в XXI веке сильно изменились. Специалистам для успешной социализации сегодня необходимы: критическое мышление, готовность к изменениям, обоснованность своей диспозиции, осознанное принятие решений, активное управление ситуацией. Этот набор личностных качеств психологи обозначили как субъектность. Во все времена она не утрачивала своей профессиональной значимости для педагогов, а сегодня становится для них еще более актуальной. Субъектность будущих педагогов, обучаемых в колледжах и университетах, следует рассматривать как приспособительное качество личности, требующее креативности ума и поведения. Диспуты о психологическом содержании субъектности, ее типах, детерминантах формирования и изменения однозначно не определили ее как теоретическую категорию научной психологии. Цель проведенного эмпирического исследования - выявить типы субъектности будущих педагогов в учебной деятельности. Изучалось развитие субъектности будущих педагогов в процессе обучения. Предполагалось, что доминирующий тип сознания студента определяет конфигурацию его субъектности, которую можно изменить в процессе обучения. Субъектность представлена как психологический конструкт, интегрально описывающий способность личности произвольно изменять себя и окружающую реальность. Ее критерии, обуславливающие отличие от сознания, - ценностно-смысловая ориентация и саморегуляция, проявляющиеся в активно-преобразующей деятельности. Субъектность изучалось у 314 студентов педагогических вузов и колледжей на протяжении четырех лет обучения. Тип преобладающего сознания диагностировался по индикаторам «деятельный» и «созерцательный», а общительность - по показателям «коммуникабельность» и «рефлексивность». Результаты представлены в виде графических профилей субъектности, которые по доминирующему в профиле индикатору классифицированы на четыре типа: «философ», «организатор», «фасилитатор», «учитель» с их последующим описанием. Психологическое сопровождение обучаемых проводилось с целью повышения их субъектности. Это достигалось в тренингах путем развития осознанности, социальной активности, самооценки, притязаний. В завершающей диагностике будущих педагогов отмечено повышение рефлексии и субъектности по выделенным показателям: в группе учащихся колледжа - с 17 до 32 %, в группе очного обучения студентов университета - с 16 до 22 %, в студенческой группе заочного обучения - с 12 до 23 %.

1 Горынина Вера Сергеевна, аспирант факультета психологии и педагогики.

2 Юсупов Илъдар Масгудович, доктор психологических наук, профессор кафедры «Психология развития и психофизиология».

Ключевые слова: будущие педагоги, типы сознания, конфигурация субъектно-

сти, рефлексия, тренинг.

Введение

Современное образование требует от личности будущего педагога активной жизненной позиции, осознания значимости профессии, социальной адаптивности, гибкости в приобретенных навыках. Для развития этих качеств при обучении в колледжах и университетах личность концептуально должна уметь произвольно изменять себя соответственно вызовам эпохи [1] и стремиться к самореализации.

Идея саморазвития личности в деятельности была обозначена A.B. Брушлинским как субъектность [2] и получила импульс к изучению в аспектах социальном, педагогическом, онтогенетическом [3-6]. Результаты изучения введенного психологического конструкта в общем виде однозначно не разрешили проблему детерминант развития субъектности.

Цель проведенного нами эмпирического исследования - выявить типы субъектности будущих педагогов в их учебной деятельности.

Предмет изучения - развитие субъектности будущих педагогов в процессе их обучения. Гипотеза исследования: доминирующий тип сознания обучаемого определяет конфигурацию субъектности, которая в учебной деятельности может изменяться в тренинге.

1. Обзор литературы

Категория субъектности рассматривает человека в единстве его биопсихосоциальной сущности, смещая акценты с изучения отдельных явлений психики на целостное изучение человека. Смысловая нагрузка этой категории, введенной в научный аппарат, привела к множественности ее авторских интерпретаций. В.В. Столин [7] рассматривает субъектность как интегральное свойство психики человека; E.H. Волкова [8] - как способность изменять себя и внешнюю реальность; А.К. Осницкий [9] - как активность, обнаруживаемую в деятельности; В.А. Татенко [10] - как самотворчество личности; O.A. Конопкин [11]- как способность человека к самодетерминации своего бытия; Ф.Г. Ивлева [12] - как некоторый нематериальный продукт межличностного взаимодействия педагога с обучаемым. Наряду с перечисленными дефинициями сложились непривычные для психологии представления Г.С. Прыгина [13] о субъектности как о переживаниях индивида, стимулирующих к активному познанию внешней и внутренней реальности своего бытия. Ф.Г. Муха-метзянова [14] отмечает необходимое условие - готовность обучаемого при взаимодействии с педагогом синтонно интериоризировать его субъектность. Как считает Б.А. Сосновский [15], пестрота рожденных дефиниций вызвана не только эмпирическим измерением локальных индикаторов этого целост-

ностного образования, но и стремлением исследователей обозначить его как обобщенную характеристику функционирующей личности.

Анализ приведенных работ позволяет заключить, что непосредственное измерение субъектности как психосоциального явления затруднительно ввиду несовершенства диагностического инструментария, притом что сущностное наполнение понятия размыто. Подчас оно используется без четкого определения, трактуется как атрибут субъекта или употребляется в контексте его эквивалента. Количественный контент-анализ определений, выполненный O.A. Ленглер [4], показал, что субъектность - это атрибут личности с акцентом в дефинициях на продуктивную сторону деятельности индивида.

Подводя итоги теоретического анализа субъектности, осмелимся дать обобщающую формулировку ее дефинициям. Субъектность - это конструкт психологического содержания, интегрально описывающий способность личности осознанно-произвольно изменять себя и внешнюю реальность. Посредством этого аппаратурно не фиксируемого конструкта исследователи пытаются объяснить поведенческие реакции, способствующие выполнению человеком какой-либо функции. Критерии, выделяющие субъектность как атрибут осознания, - саморегуляция и ценностно-смысловая ориентация, проявляющиеся в активно-преобразующей деятельности. Не вдаваясь в существующие концепции сознания, при эмпирическом выявлении типов субъектности обучаемых мы опирались на представления Г.В. Акопова [16] о двух факторах сознания - свободе и контакте. Ранее проведенный нами [17] корреляционный анализ эмпирического изучения типов сознания у обучаемых с дефектами зрения привел к заключению: фактору «свобода» в пространстве субъектности по психологическому содержанию эквивалентны созерцательный и деятельностный типы сознания, а фактору «контакт» - коммуникативный и рефлексивный типы.

2. Материалы и методы

В исследовании добровольно приняли участие 314 обучаемых гуманитарным специальностям в Казанском инновационном университете им. В.Г. Тимирясова. В их числе 33 студента-заочника, 147 студентов очного отделения и 134 учащихся колледжа. Возраст волонтеров - от 16 до 45 лет.

Для достижения поставленной цели использовался инструментарий:

- тест преобладающего типа сознания Г.В. Акопова и Т.В. Семеновой [18];

- комплексная психологическая диагностика общения [19];

- пятифакторный опросник осознанности P.A. Байера с соавторами [20];

- тренинги, развивающие социальную активность, осознанность выбора своей профессии,

самооценку и коррекцию притязаний.

3. Результаты

Диагностика всего массива волонтеров, проведенная по указанным методикам, показана графически в виде неправильных четырехугольников, трансформирующихся в зависимости от преобладания тех или иных показателей. Профили субъектности даны в ортогональных координатах: коммуникабельность - рефлексивность и деятельность - созерцание. Кластерный анализ сепарировал генеральную совокупность по доминантному фактору сознания в четыре типа. По своему психологическому содержанию конфигурациям субъектности присвоены обозначения: «философ», «организатор», «учитель», «фасилитатор» (рис. 1-4).

Деятельность

Коммуникабельность

Рефлексивность

Созерцание

Рис. 1. Конфигурация субъектности типа «философ»

«Философ» склонен к интеллектуальной деятельности, к осознанному наблюдению. Субъектность обучаемых с таким типом сознания сублимируется в творческую научную или литературную деятельность. Эти личности сензитивны, рефлексивны, с обостренным восприятием, склонны распознавать глубинные взаимосвязи в наблюдаемых явлениях, имеют задатки аналитического мышления. В происходящие события активно не вмешиваются и с высокой достоверностью прогнозируют их развитие.

Деятельность

Коммуникабельность

Рефлексивность

Созерцание

Рис. 2. Конфигурация субъектности типа «организатор»

«Организатор» - активная, деятельная личность с высоким коммуникативным потенциалом и эмоциональным интеллектом (Е<3). Субъектность будущих педагогов подобного типа обычно проявляется в управленческой деятельности. Монотонная рутинная работа их угнетает, для самореализации им постоянно требуется интерперсональное взаимодействие. Они становятся организаторами частных образовательных фирм, директорами учебных учреждений, менеджерами по связям с общественностью, классными руководителями, администраторами.

Деятельность

Коммуникабельность

Рефлексивность

Созерцание

Рис. 3. Конфигурация субъектности типа «учитель»

Субъектность типа «учитель» проявляется в повышенной зависимости от восприятия социальной ситуации. Это экстернально ориентированные личности, чутко реагирующие на экспектации своего окружения и опасающиеся их не оправдать. В совместной деятельности они склонны занимать родительскую позицию с менторскими тенденциями: наблюдать, анализировать, помогать, передавать свой опыт другим. Среди своих сокурсников выделяются более широкой эрудицией. Отличительная поведенческая черта - накапливать и транслировать знания другим. В решении учебных задач обучаемые обращаются за помощью обычно к ним. «Учителя» разрешают возникшие вопросы методично, толково и обстоятельно. Самооценка таких студентов адекватная, притязания невысокие. Будущие педагоги с преобладанием описанного типа субъектности имеют требуемые для этой профессии задатки. Избранному роду занятий остаются верными на длительном отрезке жизни: это воспитатели, учителя, методисты.

Деятельность

Коммуникабельность

Рефлексивность

Созерцание

Рис. 4. Конфигурация субъектности типа «фасилитатор»

«Фасилитатор» - личность с обостренной рефлексией и развитой эмпати-ей, ярче проявляющимися в ситуации интерперсонального группового общения. При фоновой диагностике профиль ее субъектности оказался ближе к гармоничному (если такой вообще существует в реальности), соразмерно спроецировавшись на оси коммуникабельность - рефлексивность и созерцание - деятельность. Последующие групповые тренинги верифицировали фоновые показатели.

Появление «фасилитатора» в кругу однокурсников отмечается оживлением группы. Это эмоциональный лидер, не узурпирующий управленческие функции в групповом тренинге, но его реплики, а иногда и едкие замечания изменяют ход рассуждений и направление действий команды. Не вмешиваясь в процедуру и не нарушая регламента работы, ему удается ненавязчиво сконцентрировать внимание участников на целях и содержании задания. Среди обучаемых фасилитаторы встречаются как единичные субъекты.

Была разработана программа психологических тренингов, направленных на развитие субъектности, в частности таких ее детерминант, как осознанность, социальная активность, самооценка и уровень притязаний. Тренинги продолжительностью 1,5 часа проводились один раз в месяц. Программа реа-лизовывалась в группах студентов университета и учащихся колледжа. Было проведено 12 тренинговых занятий.

Данные фоновой психодиагностики по комплексу методик до и после тренинга (формирующего эксперимента) разбивались на три уровня (низкий - средний - высокий), а для сопоставления переводились в единую про-центильную шкалу. Число участников тренинга (в процентах), осознавших произошедшие с ними изменения, показаны в виде гистограмм для трех популяций обучаемых (рис. 5).

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

До После До После До После

Колледж Вуз (очное отделение) Вуз (заочное отделение)

■ низкий ■ средний ■ высокий

Рис. 5. Число обучаемых, отрефлексировавших свою субъектность: уровень осознанности до и после формирующего эксперимента

Статистическая достоверность произошедших изменений проверялась для каждой популяции по адекватному для поставленной задачи О-критерию знаков (см. таблицу).

В завершающей диагностике только у высокорефлексивных обучаемых отмечены изменения в осознании своей субъектности: в группе учащихся колледжа - с 17 до 32 %, в группе очного обучения студентов университета -с 16 до 22 %, в студенческой группе заочного обучения - с 12 до 23 %.

Достоверность изменений показателей субъектности после тренинга

Учащиеся колле- Студенты-очники Студенты-

Показатель джа университета заочники

университета

С, ,, р<0.01 Сэмп. бкр. р<0,01 Сэмп. бкр. р<0,01 Сэмп.

Социальная активность 0 2 1 2 1 3

Самооценка 14 12* 8 7* 3 4

Притязания 11 9* 7 5* 3 2*

Тип Деятельный 10 15 7 9 3 5

сознания Созерцающий 13 18 6 10 3 6

Коммуникативный 9 12 7 11 2 4

Рефлексивный 11 8* 8 5* 3 4

Обсуждение и заключение

Предположение о возможности изменить субъектность в тренинге не оправдало ожиданий. Гипотеза подтвердилась частично. Типы сознания, предопределяющие конфигурацию субъектности, в учебной деятельности практически остаются неизменными. В то же время зафиксированы имплицитно присутствующие возрастные различия в готовности к изменениям (см. таблицу). В ранней юности у учащихся колледжа происходит активное развитие личности. Они ориентированы на самопознание и открыты изменениям своей субъектности. В более зрелом возрасте у студентов заочного обучения, уже состоявшихся педагогов, когда их Я-концепция обозначилась в основных контурах, трансформация представлений о себе встречает внутреннее сопротивление. Статистически значимым изменениям подвергся лишь уровень осознанности своего «Я» (см. рис. 5) с сопутствующими изменениями самооценки и притязаний (см. таблицу). Детерминантой изменений выступает рефлексивный тип сознания.

Субъектность человека - это не феномен психики. Она представляет психологический конструкт по определению, который непосредственной фиксации не поддается. Субъектность сродни паттерну - консервативному узору поведения, кристаллизованному подсознательными адаптивными алгоритмами еще в дошкольном детстве. Она ярко проявляется не повседневно, а в кризисах жизни. Ее конфигурация по типам доминирующего сознания может радикально преобразиться вследствие пережитой личностью психической травмы с угрозой здоровью и жизни. В рутинной обыденности изменению в тренинге подвержен только теоретически включенный в нее тип сознания -рефлексивность, что нами было экспериментально показано.

Субъектность, диагностированная в обучении любой профессии, особенно при жестком отборе в профилированные военные учебные заведения, позволит личности осознать, отыскать свою нишу в пространстве социума и с меньшими потерями адаптироваться к вызовам своего окружения. Но это -задача уже педагогического содержания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Несктст J.J., Kautz Т. Hard evidence on soft skills. Labour economics, 2012. No. 19 (4). 451-464 pp.

2. Брушлпнскпй A.B. Субъектно-деятельностная концепция и теория функциональных систем // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. - С. 110-121.

3. Абулъханова К.А. Способность сознания личности как субъекта жизни // Мир психологии. - 2006. - № 2 (46). - С. 80-95.

4. Ленглер O.A. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 440-442. URL: https://moluch.ru/archive/46/5654

5. Дьяков С.И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования: учеб. пособие; 3-е изд. - М.: ФЛИНТА, 2016. - 528 с. URL: http ://znanium. com/ catalog/product/103 75 72

6. Скрипкина Т.П., Крищенко Е.П. Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе: монография. - Ростов/нД: Изд-во ЮФУ, 2010. - 328 с. URL: http ://znanium. com/ catalog/product/5 50882

7. Столин B.B. Самосознание личности. - M.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.

8. Волкова E.H. Субъектность педагога: теория и практика: дис. ... докт. психол. наук / Рос. акад. образования, Психол. ин-т им. Л.Г. Щукиной. - М., 1998. - 308 с.

9. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 5-19.

10. Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, № 3. - С. 23-34.

11. Конопкин O.A. Феномен субъектности в психологии личности // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 148-150.

12. Ивлева Ф.Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды: дис. ... канд. психол. наук / ИПК работников образования РТ. - Казань, 2000. - 176 с.

13. Прыгни Г.С. Неклассическая психология: психология субъектной реальности. -Наб. Челны: Изд-во НГПУ, 2018. - 268 с.

14. Мухаметзянова Ф.Г. Становление образовательной и профессиональной субъ-

ектности студента // Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности: Сб. науч. тр. - Казань, 2004. - С. 53-59.

15. Сосновскгш Б.А. Актуальные вопросы психологии человека в современной России // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. - М., 1994. - С. 3-10.

16. Акопов Г.В. Диагностика профессионального сознания (учебно-профессиональные установки): метод, разработка. - Самара: Сам. гос. пед. ун-т, 2004. - 44 с.

17. Горынпна B.C. Преобладающий тип сознания лиц с нарушениями зрения и без

нарушений зрения в терминах дихотомии «созерцание - деятельность» // Вестник Удмуртского университета. - 2018. - № 1. - С. 54-63. URL: http://ru.philosophy.vestnik.udsu.ru/archive/show/3-2018-1-7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Созерцание: диагностический инструментарий. Диагностика склонности к созерцанию: метод, разработка / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. - Самара: ПГСГА, 2015.-52 с.

19. Комплексная психологическая диагностика общения: метод, разработка / Сост. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. - Самара: ПГСГА, 2015. - 30 с.

20. Baer R.A., Smith G.T., Hopkins J. et all. Five Facet Mindfulness Questionnaire. Using Self-Report Assessment Methods to Explore Facets of Mindfulness. SAGE Journals, 2006. No. 13. 27-45 pp. URL: http://dx.doi.org/10.1177/1073191105283504

Поступила в редакцию 11.01.2020 В окончательном варианте 25.02.2020

UDC 159.923.2

DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF FUTURE TEACHERS IN THE COURSE OF PROFESSIONAL TRAINING

V.S. Gorynina1,1.M. Yusupov2

Kazan Innovative University named after V.G. Timirvasov 42, Moskovskava St.. Kazan, Republic of Tatarstan, 420111, Russian Federation 1 E-mail: vera.gorynina(a,gmail. com 2E-mail: knyaz5491 (cfmail. ru

Abstract

The values of public life in the twenty-first century have changed dramatically. For successful socialization, specialists need: critical thinking, readiness for changes, reasonableness of their dispositions, conscious decision-making, and active management of the situation. Psychologists have designated this set of personal qualities as subjectivity. At all times, it has not lost its professional significance for teachers, and today compliance with the challenges of the era is becoming relevant for them. Subjectivity of future teachers trained in colleges and universities should be considered as an adaptive quality of personality that requires creativity of mind and behavior. Debates about the psychological content of subjectivity, its types, and determinants of formation and change have not clearly defined it as a theoretical category of scientific psychology. The purpose of the conducted empirical research is to identify the types of subjectivity of future teachers in educational activities. We studied the development of subjectivity of future teachers in the learning process. It was assumed that the dominant type of consciousness of the student determines the configuration of its subjectivity, which can be changed in the course of training. Subjectivity is presented as a psychological construct integrally describing the ability of a personality to voluntarily change oneself and the surrounding reality. The criteria distinguishing it from consciousness are value-meaning orientation and self-regulation, which are revealed in transformational activity. Subjectivity was researched in 314 students of pedagogical universities and technical schools during four years of their studies. The type of prevailing consciousness was diagnosed by the indicators «active» and «contemplative».

1 Vera S. Gorynina, postgraduate student of Psychology and Pedagogy Faculty.

2 // 'dar M. Yusupov, Dr. of Psych. Sci., Professor of Development Psychology and Psycho-physiology Department.

and communicativeness - by the indicators «communicability» and «reflectivity». The results are presented as graphic profiles of subjectivity, which are classified into four types according to the dominating indicator: «philosopher», «organizer», «facilitator» and «teacher»; the types were further described. The psychological support of the students was performed with a view of increasing their subjectivity. This was achieved via trainings promoting consciousness, social activity, self-concept, and aspirations. The final diagnostics of the future teachers showed subjectivity increase by the above indicators: in the group of technical school students - from 17 to 32%, in the group offull-time university students - from 16 to 22 %, in the group of university students by correspondence - from 12 to 23 %.

Keywords: future teachers, types of consciousness, configuration of subjectivity, reflection, training.

REFERENCES

1. Heckman J.J., Kautz T. Hard evidence on soft skills. Labour economics, 2012. No. 19 (4). 451-464 pp.

2. Brushlinskij A.V. Subektno-deyatelnostnaya koncepciya i theoriya funkcionalnykh system [Subjective activity concept and theory of functional systems]. Voprosy psikhologii, 1999. No. 5. 110-121 pp.

3. Abulhanova K.A. Sposobnost soznaniya lichnosti kak subekta zhizni [The ability of consciousness of personality as a subject of life]. Mir psichologii, 2006. No. 2 (46). 80-95 pp.

4. Lengler O.A. Subektnost' cheloveka: psixologo-pedagogicheskie osnovy [Human subjectivity: psychological and pedagogical foundations|. Molodoj uchenyj, 2012. No. 11. 440-442 pp. URL: https://moluch.ru/archive/46/5654

5. Dyakov S.I. Subektnost' pedagoga. Psihosemanticheskie modeli i tehnologiya issledo-vaniya: ucheb. posobie; 3-e izd. [Psychosemantic models and technology: research studies allowance 3rd ed.]. Moscow, FLINTA Publ., 2016. 528 p. URL: http ://znanium.com/ catalog/product/103 75 72

6. Skripkina T.P., Krischenko E.P. Doverie kak faktor razvitiya subektnosti v onto-geneze: monografiya [Trust as a factor in the development of subjectivity in ontogenesis: monograph], Rostov-on-Don, YuFU Publ., 2010. P. 328. URL: http ://znanium. com/ catalog/product/5 50882

7. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti [Self identity]. Moscow, Mosk. un-t Publ., 1983. P. 284.

8. Volkova EN. Subektnost' pedagoga: teoriya i praktika: dis... d-ra psich. nauk [The subjectivity of the teacher: theory and practice: dis. Dr. of ps. sci.]. Moscow, 1998. P. 308.

9. Osnitskij A.K. Problemy issledovaniya subektnoj aktivnosti [Problems of subjective activity research], Voprosy psikhologii, 1996. No. 1. 5-19 pp.

10. Tatenko V.A. Sub'yekt psikhicheskoj aktivnosti: poisk novoy paradigmy [The subject of mental activity: the search for a new paradigm], Psikhologicheskij zhurnal, 1995. Vol. 16. No. 3. 23-34 pp.

11. Konopkin O.A. Fenomen subektnosti v psikhologii lichnosti [The phenomenon of subjectivity in personality psychology]. Voprosy psihologii, 1994. No. 6. 148-150 pp.

12. Ivleva F.G. Razvitie subektnosti v usloviyakh deyatelnostnoj obrazovatelnoj sredy: dis... kand. psh. nauk [The development of subjectivity in an active educational environment: dis. cand. of ps. sc.]. Kazan, 2000. 176 p.

13. Pry gin G.S. Neklassicheskaya psihologiya: psihologiya subektnoj realnosti [Non-classical psychology: the psychology of subjective reality]. Nab. Chelny: NGPU Publ., 2018. 268 p.

14. Muhametzyanova F.G. Stanovlenie obrazovatelnoj i professionalnoj subektnosti stu-denta [The formation of educational and professional subjectivity of a student]. Psi-hologo-pedagogicheskie issledovaniya subekta deyatelnosti: Sb. nauch. trudov [Psychological and pedagogical research of the subject Activities: Sat scientific labor.]. Kazan, 2004. 53-59 pp.

15. Sosnovskij B.A. Aktualnye voprosy psihologii cheloveka v sovremennoy Rossii [Actual issues of human psychology in modern Russia]. Psikhologiya cheloveka v usloviyakh socialnoj nestabilnosti [Human psychology in conditions of social instability]. Moscow, 1994. 3-10 pp.

16. Akopov G.V. Diagnostika professionalnogo soznaniya (uchebno-professionalnye ustanovki: metod. razrabotka [Diagnosis of professional consciousness (educational and professional installations: Method. Development]. Samara: Sam. gos. ped. un-t Publ., 2004. P. 44.

17. Gorynina V.S. Preobladayushchiy tip soznaniya lits s narusheniyami zreniya i bez narusheniy zreniya v terminakh dikhotomii «sozertsaniye - deyatel'nost'» [Predominant type of Consciousness of People with visual Impairments and without Disabilities in Terms of the Dichotomy "Contermplation - Activity". Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2018. No. 1. 54-63 pp. URL: http://ru.philosophy .vestnik. udsu.ru/archive/show/3-2018-1-7

18. Sozerczanie: diagnosticheskij instrumentarij. Diagnostika sklonnosti k sozercaniyu: Metod. razrabotka [Contemplation: a diagnostic toolkit. Diagnostics tendency to contemplate. Methodical development]. Sost. G.V. Akopov, T.V. Semenova. Samara: PGSGA Publ., 2015. P. 52.

19. Kompleksnaya psikhologicheskaya diagnostika obscheniya: metod. razrabotka [Integrated psychological diagnosis of communication: methodological development]. Sost. G.V. Akopov, T.V. Semenova. Samara: PGSGA Publ., 2015. P. 30.

20. Baer R.A., Smith G.T., Hopkins J. et all. Five Facet Mindfulness Questionnaire. Using Self-Report Assessment Methods to Explore Facets of Mindfulness. SAGE Journals, 2006. No. 13. 27-45 pp. URL: http://dx.doi.org/10.1177/1073191105283504

Original article submitted 11.01.2020 Revision submitted 25.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.