Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГА ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА'

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГА ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / ТЕХНОЛОГИИ / СТУДЕНТЫ-МЕНЕДЖЕРЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА / TIME MANAGEMENT / TECHNOLOGIES / STUDENTS - MANAGERS OF MARINE TRANSPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулекин Игорь Валерьевич, Магомадов Руслан Абасович

В статье рассматриваются актуальные проблемы использования современных технологий, направленных на интенсификацию образовательной деятельности в вузе; представлены эффективные техники тайм-менеджмента («правило трех» Крис Бэйли; техника Pomodoro, Франческо Чирилло; дзен-система продуктивности ZTD (Zen to Done) Лео Бабаута), которые способствуют формированию привычки экономить время, приобретению навыков организации своей жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулекин Игорь Валерьевич, Магомадов Руслан Абасович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SUBJECT AND PROFESSIONAL POTENTIAL OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF MARITIME TRANSPORTATION MANAGEMENT ON THE BASIS OF TIME MANAGEMENT TRAINING

The article deals with the actual problems of using modern technologies aimed at intensifying educational activities in higher education; presents effective time management techniques ("rule of three" by Chris Bailey; Pomodoro technique, Francesco Cirillo; Zen productivity system ZTD (Zen to Done) Leo Babauta), which contribute to the formation of habits to save time, the acquisition of skills for organizing their life activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГА ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Кулекин Игорь Валерьевич

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

физического воспитания и спорта Магомадов Руслан Абасович

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск)

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГА ТАЙМ-

МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы использования современных технологий, направленных на интенсификацию образовательной деятельности в вузе; представлены эффективные техники тайм-менеджмента («правило трех» Крис Бэйли; техника Pomodoro, Франческо Чирилло; дзен-система продуктивности ZTD (Zen to Done) Лео Бабаута), которые способствуют формированию привычки экономить время, приобретению навыков организации своей жизнедеятельности.

Ключевые слова: тайм-менеджмент, технологии, студенты-менеджеры морского транспорта.

Annotation. The article deals with the actual problems of using modern technologies aimed at intensifying educational activities in higher education; presents effective time management techniques ("rule of three" by Chris Bailey; Pomodoro technique, Francesco Cirillo; Zen productivity system ZTD (Zen to Done) Leo Babauta), which contribute to the formation of habits to save time, the acquisition of skills for organizing their life activities.

Keywords: time management, technologies, students - managers of marine transport.

Введение. Понимание значимости образования позволяет рассматривать развитие субъектно-профессионального потенциала студентов института морского транспортного менеджмента в качестве ведущего фактора активности обучаемых, как особого личностного качества, способствующего достижению образовательных результатов и построения на их основе жизненных и профессиональных перспектив. Одной из основных задач формирования современного специалиста является развитие потенциала, обеспечивающего необходимую активность, высокую работоспособность, устойчивую профессиональную мобильность. Необходимость развития субъектности студентов связана как с запросами отрасли, так потребностями студентов. Субъектность отражает целостную характеристику личности студента, которая раскрывается в совокупности деятельности и продуктивности, способности студента согласовывать свои действия с поставленной целью. Проблема становления и формирования субъектности студента целостно и системно рассмотрена в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенина и др. Особое внимание развитию субъектно-профессионального потенциала студентов уделяется учеными в процессе физического совершенствования студентов в контексте использования методов и средств саморазвития, обеспечивающих формирование готовности к профессиональной деятельности, влияющих на гармонизацию отношений, на формирование ценностей и смыслов [7].

Изложение основного материала статьи. В процессе обучения в вузе происходит переоценка ранее сложившихся стереотипов, формируется понимание значимости аспектов профессиональной подготовки. Успешная практико-ориентированная направленность студентов возможна на основе развития личностного потенциала, что предполагает анализ таких понятий, как «личность», «индивидуальность», «субъект», которые не идентичны по содержанию и раскрывают многообразие бытия человека. Личность как субъект жизнедеятельности, характеризуется такими качествами, как активность и осмысленность, может проявляться в межличностных связях, отражающих ценности, смыслы и идеалы [1]. В понимании

A.Н. Леонтьева [4], личность представляет собой внутреннюю систему, формируемую под внешним воздействием; К.К. Платонов [8] считает, что личность имеет динамическую функциональную структуру. К понятию субъектности как качества, проявляемого человеком в деятельности, общении и отношениях, в отечественной науке и практике обращаются довольно часто, понимая под ним и особое качество личности, и способность человека быть источником и регулятором собственной жизнедеятельности. Термины «субъект» и «субъектность» вошли в научный обиход в конце ХХ века, когда на смену «субъект-объектной» пришла «субъект-субъектная» парадигма, утверждающая, что обучаемый является равноправным субъектом деятельности, который является источником собственного развития. В педагогической науке личность рассматривается с позиции носителя сознания и самосознания, способной на самостоятельную деятельность. В процессе обучения в вузе студенты приобретают социальные качества, овладевают нормами поведения.

Особый интерес для рассмотрения проблем развития субъектно-профессионального потенциала студентов института морского транспортного менеджмента представляет деятельность научной школы

B.А. Сластенина [6]. Автор и его последователи считают, что интегральной целью подготовки студентов в вузе является профессионально-личностное их развитие как субъекта профессиональной деятельности. При этом субъектность отражает: способность и стремление личности к самостоятельности; деятельность на основе выработанных установок и задач; осознание собственной значимости в деятельности и ответственности за ее результаты; направленность на самовоспитание, самообразование, саморазвитие, самореализацию и пр.

Отечественные авторы [10] рассматривают последовательность развития субъективности человека следующим образом: «индивид (оживление) - субъект (одушевление) - личность (персонализация) -индивидуальность (индивидуализация), универсум (универсализация)». Важнейшей составляющей процесса развития субъектно-профессионального потенциала студентов является индивидуализация, понимаемая как выработка собственного образа жизни, мировоззрения, убеждений. В науке сложились предпосылки для рассмотрения индивидуальности, как взаимосвязи мыслей, поступков, действий, потенциала, позиций человека. Отметим, что в условиях учебно-воспитательного процесса в вузе происходит нивелирование индивидуальных проявлений психики студентов, то обусловлено системой организации подготовки студентов, которая осуществляется по единым учебным программам, на основе традиционного подхода, далекого от индивидуализации. Следовательно, индивидуальность студента - важнейшая составляющая в

достижении результативности высшего образования. Индивидуальность характеризуется такими признаками, как активность участия в учебном процессе, самостоятельность в пополнении знаний, умение организовать свое время и др. Студенты обладают разными учебно-познавательными способностями, стремлением к освоению новых знаний, и, вместе с тем, подготовка в вузе и приобщение к будущей профессиональной деятельности, определяют необходимость поиска наиболее эффективных методов развития их субъектно-профессионального потенциала.

Изучение и развитие субъектности студента имеет большое значение для организации учебно-воспитательного процесса в Институте морского транспортного менеджмента, экономики и права Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. Значимым вопросом формирования личности является развитие потенциала, который в образовательном процессе вуза раскрывается через готовность и способность к самостоятельному созданию необходимых условий для реализации задуманных решений. Как правило, потенциал трактуют как возможности, способствующие самоосуществлению, или как внутренне силы и способности, обеспечивающие жизнеспособность. Потенциал студентов обеспечивает «соответствующий уровень достижений в профессиональной подготовке, последующей деятельности и развитии собственной личности» [13]. В развитии субъектности личности потенциал является показателем зрелости, определяющей моральные, интеллектуальные, когнитивные, эмоциональные ресурсы, которые способствуют для достижения реальных целей и задач, исходя из личностных ориентиров, ценностей, смыслов мотивов обучения. В процессе развития субъектно-профессионального потенциала студентов института морского транспортного менеджмента потенциал будущего специалиста не ограничивается профессиональными знаниями: в достижении высокого уровня подготовки студенты развивают задатки и способности к выбранной специальности. Высокий потенциальный уровень личности студентов проявляется:

- в способности диверсифицировать свою деятельность в соответствии с требованиями внешней среды;

- вариативности и множественности путей развития профессионального мастерства;

- в осознании необходимости постоянного саморазвития и самореализации [5].

Субъектность, как проявление активности, инициативности, осознанности в приобретении профессии, является центральным образованием, возникающем на высоком уровне развития личности. На основе проведенного теоретического анализа основных понятий, можно утверждать, что субъектность представляет собой центральное образование личности; в основе субъектности лежит отношение человека к себе как к личности, осмысление своей, уникальности; формой субъектности является саморегуляция деятельности и поведения.

В процессе подготовки будущего менеджера морского транспорта успешно используются программы социально-психологического тренинга, как управляемой системы направленного воздействия. Тренинг, как психологическое воздействие, направлен на: развитие способности к выстраиванию необходимого поведения студентов; формирование умений и навыков конструктивного продуктивного поведения; создание необходимых условий для передачи знаний, развития определенных умений и навыков; побуждение студентов самостоятельному поиску способов решения личных психологических проблем [3].

Результативным, независимо от курса обучения студентов, является тренинг «Управление временем», направленный на овладение технологией рационального использования времени, правильного планирования своей как долгосрочной, так и краткосрочной деятельностью, распределения труда и отдыха [2]. Технология тайм-менеджмент включает опору на необходимую информацию, постановку целей, планирование, принятие решений, организацию и контроль полученных результатов.

При реализации технологии тайм-менеджмента студенты получают навыки расстановки приоритетов деятельности, систематизации дел на второстепенные и важнейшие. Несоблюдение планов и невыполнение поставленной цели приводит к постоянной нехватке времени. Когнитивная составляющая данного процесса включает: а) определение конкретной цели и этапов ее достижения; б) хронометраж каждого действия; в) работа с матрицей Эйзенхауэра (определение приоритетов действий на срочные и важные, важные и несрочные, срочные и неважные, несрочные и неважные);

г) фиксация собственных планов; д) рациональность чередования разных видов деятельности; е) подведение итогов и анализ полученных результатов [9]. Студенты осознают, что руководить временем - не возможно, а можно управлять своими действиями. Следовательно, планировать нужно не время, а объем работы, который необходимо выполнить за соответствующий промежуток времени, а тайм-менеджмент - это не управление временем, а самоуправление своей деятельностью.

Тренинг тайм-менеджмента, проводимый со студентами в процессе развитии субъектно-профессионального потенциала направлен на знакомство с существующими наиболее эффективными техниками управления своими действиями во времени. Одной из наиболее популярных техник стало «правило трёх» [11], предусматривающее необходимость планирования и выполнения трех самых важных дела, которые будут способствовать систематизации учебной деятельности студентов в течение длительного времени. Девиз Крис Бэйли «время, энергия и внимание», стал основой продуктивности, ибо, как утверждает автор «раздумья о своих ценностях не очень увлекательны, но если вы действительно хотите добиться радикальных изменений в жизни, то всерьез задуматься о них необходимо». Главный принцип техники «правила трех» - научиться управлять временем, энергией и вниманием, что и составляет основу продуктивности. При разработке и составлении алгоритма своего учебного дня, студенты учитывали три компонента - время, внимание и энергия, что позволяет продуктивно выполнять задания.

Большой интерес у студентов вызывает техника Ротового, разработанная Франческо Чирилло [12] и содействующая подготовке к экзаменам. Техника «помидор» построена на следующих принципах, заключающихся: 1) в четком определении задач, которые необходимо выполнить; 2) в использовании таймера (помидора), рассчитанного на 25 минут; 3) в четкости действий, исключающих отвлечение на посторонние дела и мысли; 4) в использовании после отведенного времени таймером перерывов не более пяти минут; 5) после четырех циклов по 25 минут можно сделать получасовой перерыв. Для реализации данной техники студентам предлагается подготовить бланк ежедневных задач с учетом запланированных и незапланированных (появившихся в процессе работы) мероприятий. Следующий шаг - описать задачи и указать способы их выполнения. Как свидетельствует практика, крупная задача у 72% студентов занимает три «Pomodoro»: в целом три задачи в колонке «Отметки о выполнении», потребовали гораздо большего времени (у 82% студентов - 14-16 «Pomodoro» - почти шесть часов учебного времени).

По окончании реализации техники «Pomodoro», студенты назвали сильные стороны данной технологии, которые заключаются в простоте инструмента (таймер и еженедельник), в скорости достижения результата, возможности концентрации, в естественном погружении в решение поставленной задачи. Студенты подчеркнули, что данная техника имеет ограничения, связанные с использованием только индивидуальной работы и наличием свободного времени в течение дня.

На современном этапе набирает популярность Дзен-система продуктивности ZTD (Zen to Done) Лео Бабаута [14], автора книги о продуктивности деятельности по принципу «здесь и сейчас». Основа техники ZTD - это решение индивидуальных проблем, с которыми сталкивается человек. В процессе развития субъектно-профессионального потенциала студентов, будущих менеджером морского транспорта на основе использования тайм-менеджмента, эффективной представляется технология решения пяти основных задач: изменение привычек (особенно вредных); сосредоточенность на главном, действия в спокойной манере в соответствии со своими индивидуальными свойствами, в своем темпе (воспользоваться привычкой по планированию своей жизнедеятельности в системе GTD). Особое внимание уделяется проблеме чрезмерной перегрузке, что может привести к стрессу. Студенты, с учетом предложенных Лео Бабаута десяти привычек, систематизировали свою деятельность в процессе подготовки к сессии. Основными полезными привычками, будущие менеджеры назвали: поглощение информации, которая должна фиксироваться в еженедельнике; оперативную обработку всех входящих сообщений, их сортировку по значимости; планирование на основе расписания с приоритетом основной цели на каждый день, самые крупные задачи - на неделю; выполнение задания за один раз, не отвлекаясь на второстепенные вопросы; работу в системе STS (simple trusted system -«надежная простая система»), предполагающей простые задания и их ежедневную проверку; организованность, включающую выработку привычки системного порядка на рабочем месте, в мыслях; системность в пересмотре системы и внесение изменений в основные цели каждую неделю, что позволит отследить продвижение своей работы; исключение параллельной работы («Отсекайте всё лишнее»); поддержка постоянного режима, сложившихся привычек, помогающих настроиться на работу; определение своих приоритетов (найдите дело, которым хотите заниматься).

Выполняя простые действия при систематизации своего времени, студенты приобретают привычку осознанно относиться к временным затратам, экономить свое время, добываться лучших результатов.

Выводы. На основе проведенного анализа основных теоретических положений и опыта организации процесса развития субъектно-профессионального потенциала будущих менеджеров морского транспорта с использование тайм-менеджмента происходит распределение и оперативное планирование собственных ресурсов, позволяющих достигать высоких результатов в учебной деятельности. Управляя своими действиями во времени у студентов появляется реальной возможность упорядочить рабочие и личные дела, выполнять больший объем работы за меньшее время, совершать все важные и нужные дела, не отвлекаясь на второстепенные или посторонние вопросы и проблемы. В настоящий момент тайм-менеджмент становится востребованным в практике подготовки студентов вузов, который, однако, не используется в полной мере.

Литература:

1. Aбульханова-Славская, KA. Деятельность и психология личности / КА. Aбульханова-Славская. -M.: Mbi^, 1980. - 335 с.

2. Берд П.. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени. Пер. с англ. К. Ткаченко. — M.: ФAИР-ПРЕСС, 2004. — 288 с. — (Начальная школа бизнеса).

3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособ. - 2-е изд., перераб. и доп. - M.: Изд-во Ось-89, 2003. - 224 с.

4. Леонтьев, A.K Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студ. вузов / A.K Леонтьев. -M.: Смысл; Aкадемия, 2004. - 345 с.

5. Личностный потенциал: структура и диагностика. - M.: Смысл, 2013. - 679 с.

6. Научная школа академика РAО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Aлександровича Сластенина «Личностно-ориентированное профессиональное образование» // Развитие личности. - 2008. -№2. - С. 8-18.

7. Оплетин A.A., Кузнецова 3.M. Потенциальные возможности физической культуры в процессе саморазвития личности студентов вуза // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - С. 264-271.

8. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - M., 1986 - 254 с.

9. Скрипкина A^., Бойко К.Ю. Управление процессом организации учебного времени в процессе обучения студентов в вузе // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2016. № 4 (8). С. 3.

10. Слободчиков, В.И. Основные ступени развития субъектности человека // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. M.: Школьная Пресса. 2000. - C. 212-385.

11. Chris Bailey (2016) This translation published by arrangement with Crown Business, an imprint of the Crown Publishing Group, a division of Penguin Random House LLC and with Synopsis Literary Agency. Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Aльпина Паблишер», 2017.

12. Francesco Cirillo. The Pomodoro Technique: The Acclaimed Time-Management System That Has Transformed How We Work. 2006. - перевод на русский язык ООО «Издательство «Эксмо», 2020. - 164 с.

13. Savinova Yu.A. Zarutskaya Zh.N., Arakcheeva Z.V. Holding student scientific practical conferences in foreign languages as a means to develop foreign language communicative potential // Mир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 195-197.

14. http://www.leobabauta.ru/books/koncentrirujsya-svobod.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.