Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Кулекин Игорь Валерьевич
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск);
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
физического воспитания и спорта Магомадов Руслан Абасович
Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск)
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГА ТАЙМ-
МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы использования современных технологий, направленных на интенсификацию образовательной деятельности в вузе; представлены эффективные техники тайм-менеджмента («правило трех» Крис Бэйли; техника Pomodoro, Франческо Чирилло; дзен-система продуктивности ZTD (Zen to Done) Лео Бабаута), которые способствуют формированию привычки экономить время, приобретению навыков организации своей жизнедеятельности.
Ключевые слова: тайм-менеджмент, технологии, студенты-менеджеры морского транспорта.
Annotation. The article deals with the actual problems of using modern technologies aimed at intensifying educational activities in higher education; presents effective time management techniques ("rule of three" by Chris Bailey; Pomodoro technique, Francesco Cirillo; Zen productivity system ZTD (Zen to Done) Leo Babauta), which contribute to the formation of habits to save time, the acquisition of skills for organizing their life activities.
Keywords: time management, technologies, students - managers of marine transport.
Введение. Понимание значимости образования позволяет рассматривать развитие субъектно-профессионального потенциала студентов института морского транспортного менеджмента в качестве ведущего фактора активности обучаемых, как особого личностного качества, способствующего достижению образовательных результатов и построения на их основе жизненных и профессиональных перспектив. Одной из основных задач формирования современного специалиста является развитие потенциала, обеспечивающего необходимую активность, высокую работоспособность, устойчивую профессиональную мобильность. Необходимость развития субъектности студентов связана как с запросами отрасли, так потребностями студентов. Субъектность отражает целостную характеристику личности студента, которая раскрывается в совокупности деятельности и продуктивности, способности студента согласовывать свои действия с поставленной целью. Проблема становления и формирования субъектности студента целостно и системно рассмотрена в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенина и др. Особое внимание развитию субъектно-профессионального потенциала студентов уделяется учеными в процессе физического совершенствования студентов в контексте использования методов и средств саморазвития, обеспечивающих формирование готовности к профессиональной деятельности, влияющих на гармонизацию отношений, на формирование ценностей и смыслов [7].
Изложение основного материала статьи. В процессе обучения в вузе происходит переоценка ранее сложившихся стереотипов, формируется понимание значимости аспектов профессиональной подготовки. Успешная практико-ориентированная направленность студентов возможна на основе развития личностного потенциала, что предполагает анализ таких понятий, как «личность», «индивидуальность», «субъект», которые не идентичны по содержанию и раскрывают многообразие бытия человека. Личность как субъект жизнедеятельности, характеризуется такими качествами, как активность и осмысленность, может проявляться в межличностных связях, отражающих ценности, смыслы и идеалы [1]. В понимании
A.Н. Леонтьева [4], личность представляет собой внутреннюю систему, формируемую под внешним воздействием; К.К. Платонов [8] считает, что личность имеет динамическую функциональную структуру. К понятию субъектности как качества, проявляемого человеком в деятельности, общении и отношениях, в отечественной науке и практике обращаются довольно часто, понимая под ним и особое качество личности, и способность человека быть источником и регулятором собственной жизнедеятельности. Термины «субъект» и «субъектность» вошли в научный обиход в конце ХХ века, когда на смену «субъект-объектной» пришла «субъект-субъектная» парадигма, утверждающая, что обучаемый является равноправным субъектом деятельности, который является источником собственного развития. В педагогической науке личность рассматривается с позиции носителя сознания и самосознания, способной на самостоятельную деятельность. В процессе обучения в вузе студенты приобретают социальные качества, овладевают нормами поведения.
Особый интерес для рассмотрения проблем развития субъектно-профессионального потенциала студентов института морского транспортного менеджмента представляет деятельность научной школы
B.А. Сластенина [6]. Автор и его последователи считают, что интегральной целью подготовки студентов в вузе является профессионально-личностное их развитие как субъекта профессиональной деятельности. При этом субъектность отражает: способность и стремление личности к самостоятельности; деятельность на основе выработанных установок и задач; осознание собственной значимости в деятельности и ответственности за ее результаты; направленность на самовоспитание, самообразование, саморазвитие, самореализацию и пр.
Отечественные авторы [10] рассматривают последовательность развития субъективности человека следующим образом: «индивид (оживление) - субъект (одушевление) - личность (персонализация) -индивидуальность (индивидуализация), универсум (универсализация)». Важнейшей составляющей процесса развития субъектно-профессионального потенциала студентов является индивидуализация, понимаемая как выработка собственного образа жизни, мировоззрения, убеждений. В науке сложились предпосылки для рассмотрения индивидуальности, как взаимосвязи мыслей, поступков, действий, потенциала, позиций человека. Отметим, что в условиях учебно-воспитательного процесса в вузе происходит нивелирование индивидуальных проявлений психики студентов, то обусловлено системой организации подготовки студентов, которая осуществляется по единым учебным программам, на основе традиционного подхода, далекого от индивидуализации. Следовательно, индивидуальность студента - важнейшая составляющая в
достижении результативности высшего образования. Индивидуальность характеризуется такими признаками, как активность участия в учебном процессе, самостоятельность в пополнении знаний, умение организовать свое время и др. Студенты обладают разными учебно-познавательными способностями, стремлением к освоению новых знаний, и, вместе с тем, подготовка в вузе и приобщение к будущей профессиональной деятельности, определяют необходимость поиска наиболее эффективных методов развития их субъектно-профессионального потенциала.
Изучение и развитие субъектности студента имеет большое значение для организации учебно-воспитательного процесса в Институте морского транспортного менеджмента, экономики и права Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. Значимым вопросом формирования личности является развитие потенциала, который в образовательном процессе вуза раскрывается через готовность и способность к самостоятельному созданию необходимых условий для реализации задуманных решений. Как правило, потенциал трактуют как возможности, способствующие самоосуществлению, или как внутренне силы и способности, обеспечивающие жизнеспособность. Потенциал студентов обеспечивает «соответствующий уровень достижений в профессиональной подготовке, последующей деятельности и развитии собственной личности» [13]. В развитии субъектности личности потенциал является показателем зрелости, определяющей моральные, интеллектуальные, когнитивные, эмоциональные ресурсы, которые способствуют для достижения реальных целей и задач, исходя из личностных ориентиров, ценностей, смыслов мотивов обучения. В процессе развития субъектно-профессионального потенциала студентов института морского транспортного менеджмента потенциал будущего специалиста не ограничивается профессиональными знаниями: в достижении высокого уровня подготовки студенты развивают задатки и способности к выбранной специальности. Высокий потенциальный уровень личности студентов проявляется:
- в способности диверсифицировать свою деятельность в соответствии с требованиями внешней среды;
- вариативности и множественности путей развития профессионального мастерства;
- в осознании необходимости постоянного саморазвития и самореализации [5].
Субъектность, как проявление активности, инициативности, осознанности в приобретении профессии, является центральным образованием, возникающем на высоком уровне развития личности. На основе проведенного теоретического анализа основных понятий, можно утверждать, что субъектность представляет собой центральное образование личности; в основе субъектности лежит отношение человека к себе как к личности, осмысление своей, уникальности; формой субъектности является саморегуляция деятельности и поведения.
В процессе подготовки будущего менеджера морского транспорта успешно используются программы социально-психологического тренинга, как управляемой системы направленного воздействия. Тренинг, как психологическое воздействие, направлен на: развитие способности к выстраиванию необходимого поведения студентов; формирование умений и навыков конструктивного продуктивного поведения; создание необходимых условий для передачи знаний, развития определенных умений и навыков; побуждение студентов самостоятельному поиску способов решения личных психологических проблем [3].
Результативным, независимо от курса обучения студентов, является тренинг «Управление временем», направленный на овладение технологией рационального использования времени, правильного планирования своей как долгосрочной, так и краткосрочной деятельностью, распределения труда и отдыха [2]. Технология тайм-менеджмент включает опору на необходимую информацию, постановку целей, планирование, принятие решений, организацию и контроль полученных результатов.
При реализации технологии тайм-менеджмента студенты получают навыки расстановки приоритетов деятельности, систематизации дел на второстепенные и важнейшие. Несоблюдение планов и невыполнение поставленной цели приводит к постоянной нехватке времени. Когнитивная составляющая данного процесса включает: а) определение конкретной цели и этапов ее достижения; б) хронометраж каждого действия; в) работа с матрицей Эйзенхауэра (определение приоритетов действий на срочные и важные, важные и несрочные, срочные и неважные, несрочные и неважные);
г) фиксация собственных планов; д) рациональность чередования разных видов деятельности; е) подведение итогов и анализ полученных результатов [9]. Студенты осознают, что руководить временем - не возможно, а можно управлять своими действиями. Следовательно, планировать нужно не время, а объем работы, который необходимо выполнить за соответствующий промежуток времени, а тайм-менеджмент - это не управление временем, а самоуправление своей деятельностью.
Тренинг тайм-менеджмента, проводимый со студентами в процессе развитии субъектно-профессионального потенциала направлен на знакомство с существующими наиболее эффективными техниками управления своими действиями во времени. Одной из наиболее популярных техник стало «правило трёх» [11], предусматривающее необходимость планирования и выполнения трех самых важных дела, которые будут способствовать систематизации учебной деятельности студентов в течение длительного времени. Девиз Крис Бэйли «время, энергия и внимание», стал основой продуктивности, ибо, как утверждает автор «раздумья о своих ценностях не очень увлекательны, но если вы действительно хотите добиться радикальных изменений в жизни, то всерьез задуматься о них необходимо». Главный принцип техники «правила трех» - научиться управлять временем, энергией и вниманием, что и составляет основу продуктивности. При разработке и составлении алгоритма своего учебного дня, студенты учитывали три компонента - время, внимание и энергия, что позволяет продуктивно выполнять задания.
Большой интерес у студентов вызывает техника Ротового, разработанная Франческо Чирилло [12] и содействующая подготовке к экзаменам. Техника «помидор» построена на следующих принципах, заключающихся: 1) в четком определении задач, которые необходимо выполнить; 2) в использовании таймера (помидора), рассчитанного на 25 минут; 3) в четкости действий, исключающих отвлечение на посторонние дела и мысли; 4) в использовании после отведенного времени таймером перерывов не более пяти минут; 5) после четырех циклов по 25 минут можно сделать получасовой перерыв. Для реализации данной техники студентам предлагается подготовить бланк ежедневных задач с учетом запланированных и незапланированных (появившихся в процессе работы) мероприятий. Следующий шаг - описать задачи и указать способы их выполнения. Как свидетельствует практика, крупная задача у 72% студентов занимает три «Pomodoro»: в целом три задачи в колонке «Отметки о выполнении», потребовали гораздо большего времени (у 82% студентов - 14-16 «Pomodoro» - почти шесть часов учебного времени).
По окончании реализации техники «Pomodoro», студенты назвали сильные стороны данной технологии, которые заключаются в простоте инструмента (таймер и еженедельник), в скорости достижения результата, возможности концентрации, в естественном погружении в решение поставленной задачи. Студенты подчеркнули, что данная техника имеет ограничения, связанные с использованием только индивидуальной работы и наличием свободного времени в течение дня.
На современном этапе набирает популярность Дзен-система продуктивности ZTD (Zen to Done) Лео Бабаута [14], автора книги о продуктивности деятельности по принципу «здесь и сейчас». Основа техники ZTD - это решение индивидуальных проблем, с которыми сталкивается человек. В процессе развития субъектно-профессионального потенциала студентов, будущих менеджером морского транспорта на основе использования тайм-менеджмента, эффективной представляется технология решения пяти основных задач: изменение привычек (особенно вредных); сосредоточенность на главном, действия в спокойной манере в соответствии со своими индивидуальными свойствами, в своем темпе (воспользоваться привычкой по планированию своей жизнедеятельности в системе GTD). Особое внимание уделяется проблеме чрезмерной перегрузке, что может привести к стрессу. Студенты, с учетом предложенных Лео Бабаута десяти привычек, систематизировали свою деятельность в процессе подготовки к сессии. Основными полезными привычками, будущие менеджеры назвали: поглощение информации, которая должна фиксироваться в еженедельнике; оперативную обработку всех входящих сообщений, их сортировку по значимости; планирование на основе расписания с приоритетом основной цели на каждый день, самые крупные задачи - на неделю; выполнение задания за один раз, не отвлекаясь на второстепенные вопросы; работу в системе STS (simple trusted system -«надежная простая система»), предполагающей простые задания и их ежедневную проверку; организованность, включающую выработку привычки системного порядка на рабочем месте, в мыслях; системность в пересмотре системы и внесение изменений в основные цели каждую неделю, что позволит отследить продвижение своей работы; исключение параллельной работы («Отсекайте всё лишнее»); поддержка постоянного режима, сложившихся привычек, помогающих настроиться на работу; определение своих приоритетов (найдите дело, которым хотите заниматься).
Выполняя простые действия при систематизации своего времени, студенты приобретают привычку осознанно относиться к временным затратам, экономить свое время, добываться лучших результатов.
Выводы. На основе проведенного анализа основных теоретических положений и опыта организации процесса развития субъектно-профессионального потенциала будущих менеджеров морского транспорта с использование тайм-менеджмента происходит распределение и оперативное планирование собственных ресурсов, позволяющих достигать высоких результатов в учебной деятельности. Управляя своими действиями во времени у студентов появляется реальной возможность упорядочить рабочие и личные дела, выполнять больший объем работы за меньшее время, совершать все важные и нужные дела, не отвлекаясь на второстепенные или посторонние вопросы и проблемы. В настоящий момент тайм-менеджмент становится востребованным в практике подготовки студентов вузов, который, однако, не используется в полной мере.
Литература:
1. Aбульханова-Славская, KA. Деятельность и психология личности / КА. Aбульханова-Славская. -M.: Mbi^, 1980. - 335 с.
2. Берд П.. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени. Пер. с англ. К. Ткаченко. — M.: ФAИР-ПРЕСС, 2004. — 288 с. — (Начальная школа бизнеса).
3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособ. - 2-е изд., перераб. и доп. - M.: Изд-во Ось-89, 2003. - 224 с.
4. Леонтьев, A.K Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студ. вузов / A.K Леонтьев. -M.: Смысл; Aкадемия, 2004. - 345 с.
5. Личностный потенциал: структура и диагностика. - M.: Смысл, 2013. - 679 с.
6. Научная школа академика РAО, доктора педагогических наук, профессора Виталия Aлександровича Сластенина «Личностно-ориентированное профессиональное образование» // Развитие личности. - 2008. -№2. - С. 8-18.
7. Оплетин A.A., Кузнецова 3.M. Потенциальные возможности физической культуры в процессе саморазвития личности студентов вуза // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - С. 264-271.
8. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - M., 1986 - 254 с.
9. Скрипкина A^., Бойко К.Ю. Управление процессом организации учебного времени в процессе обучения студентов в вузе // Вестник Краснодарского государственного института культуры. 2016. № 4 (8). С. 3.
10. Слободчиков, В.И. Основные ступени развития субъектности человека // В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. M.: Школьная Пресса. 2000. - C. 212-385.
11. Chris Bailey (2016) This translation published by arrangement with Crown Business, an imprint of the Crown Publishing Group, a division of Penguin Random House LLC and with Synopsis Literary Agency. Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Aльпина Паблишер», 2017.
12. Francesco Cirillo. The Pomodoro Technique: The Acclaimed Time-Management System That Has Transformed How We Work. 2006. - перевод на русский язык ООО «Издательство «Эксмо», 2020. - 164 с.
13. Savinova Yu.A. Zarutskaya Zh.N., Arakcheeva Z.V. Holding student scientific practical conferences in foreign languages as a means to develop foreign language communicative potential // Mир науки, культуры, образования. - 2018. - № 2 (69). - С. 195-197.
14. http://www.leobabauta.ru/books/koncentrirujsya-svobod.