Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КОМПАНИИ'

РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / МЕНЕДЖЕР / УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ / strategy / manager / management / financial well-being / financial stabilization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина А.В., Шепелин Г.И., Сербская О.В.

Рассматриваются приоритетные задачи менеджмента, подходы к стратегическому и тактическому формированию финансового благосостояния компании, разработка и воплощение в жизнь стратегии, а также механизма и инструментов ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT IN A MODERN COMPANY

In this study, the development and implementation of the strategy are considered - these are two priority tasks of management, which in turn creates demand for the position of managers who are able to proactively shape the necessary future of the company. Strategic management itself does not end with the formation of the strategy, the next step should be the development of a mechanism and tools for the implementation of the strategy.In conditions of high dynamics of changes in external conditions, modern companies can become effective only by understanding and predicting these changes, flexibly adapting to them, but the actions of company managers should not be reduced to a banal response to the changes taking place. The process of conscious change management, economically justified, is becoming increasingly important.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КОМПАНИИ»

46 МЕНЕДЖМЕНТ

Развитие стратегического управления в современной компании

Рассматриваются приоритетные задачи менеджмента, подходы к стратегическому и тактическому формированию финансового благосостояния компании, разработка и воплощение в жизнь стратегии, а также механизма и инструментов ее реализации. УДК статьи 338

А.В. Сорокина1

АНО ДПО «Корпоративный университет РЖД», канд. экон. наук, доцент, erosserg@mail.ru

Г.И. Шепелин1

Российский университет транспорта (МИИТ), канд. экон. наук, доцент

О.В. Сербская1

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ),

канд. истор. наук, доцент

1 Москва, Россия

Для цитирования: Сорокина А.В., Шепелин Г.И., Сербская О.В. Развитие стратегического управления в современной компании // Компетентность / Competency (Russia). — 2022. — № 3. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-3-46-49

ключевые слова

стратегия, менеджер, управление, финансовое благосостояние, финансовая стабилизация

тратегическое планирование подразумевает создание планов действий и мероприятий для выполнения стратегических задач (в общем случае выгодоприобретателей). В настоящее время и в государственном секторе, и в бизнесе используется терминология «стратегическое планирование», под которой понимается определенное (целевое, прогнозное или допустимое) экономическое развитие на фиксированный промежуток времени.

Объекты и методы исследования

етодологической и теоретической основой исследования являются методы дедуктивного и индуктивного анализа, структурно-функциональный, сравнительный, системный и институциональный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

При формировании целей компании всегда нужно начинать со скрупулезного изучения ресурсов компании: при отсутствии у компании ресурсов для достижения целей, которые определим, сами цели теряют какой-либо смысл. Таким образом, при определении стратегических целей не следует упускать из виду как соответствие целей ресурсам, так и соответствие ресурсов целям. Приведем простой пример, планы продаж компании должны соответствовать объему персонала (численности продающего подразделения). При желании увеличить планы продаж, например в несколько раз, должны понимать потенциальную емкость каждого продавца и соотносить ее с рынком, так можно повышать цели отдельного продавца, пока все его время не будет уходить исключительно на продажи (исключать сопутствующие функции, которые

определенно входят в функционал сотрудника), но также нельзя упускать из виду внешние факторы, возможно емкость рынка и уже существующая конкуренция на рынке не позволит продавать больше (например, физически некому покупать товар компании).

В современности на рынке видим совершенно разные подходы в оценке не только успеха реализации стратегии, но и отдельных, казалось бы, однозначно трактуемых количественных показателей. Наиболее яркое расхождение в методологии подсчета показателей можем наблюдать у операторов связи, которые в официальной отчетности (публичная отчетность, приводимая на сайтах компаний) и в рекламе приводят свою однозначную трактовку показателей, например декларирование лидерства по рынку (операторы могут не уточнять рынок подсчета, сужая сам рынок до его отдельных сегментов, вести подсчет как по B2B, так и по B2C, подсчитывать реальных пользователей или сами телефонные номера, что в связи с развитием интернета вещей и услуг m2m становится нерелевантным сравнением конкурентов), уровня скорости передачи данных (в различных технологиях и на различных территориях подсчитываются как средние скорости, так и медианы замеров по отдельным пользователям). Конечно, такие подходы в оценке зачастую являются больше маркетинговыми уловками, влияющими в том числе на ожидания инвесторов и, как следствие, на стоимость биржевой торговли акциями компании, но нередки случаи неоднозначной трактовки количественных показателей и внутри компаний, где в первую очередь необходима качественная объективная картина выполнения ключевых показателей эффективности, установленных в стратегии компании, для чего обычно

МЕНЕДЖМЕНТ 47

фиксируется методология расчета показателей либо в самой стратегии, либо в приложениях или иных распорядительных документах.

Рассматривая подходы к стратегическому и тактическому формированию финансового благосостояния компании, можно разделить их на две части:

1. Операционная часть — часть, приносящая быстрые результаты, например:

► усиление или ослабление маркетинга (и расходов);

► рассмотрение ценообразования и себестоимости продукта;

► сокращение спектра продуктов до целевого и оптимального;

► отказ от нерентабельных продуктов, каналов и направлений;

► повышение отдачи от использования площади, оборудования и т.п.;

► изменение качества продукта (условий для клиентов);

► продажа легкореализуемых активов;

► оптимизация системы налогообложения;

► сокращение персонала (избыточного);

► ужесточение в работе с дебиторской задолженностью;

► введение или ужесточение системы контроля за расходами;

► регулярный финансово-аналитический мониторинг КР1.

2. Стратегическая часть — часть, в которой проводятся стратегические изменения на перспективу, способствующие длительной устойчивой финансовой стабилизации, например:

► корректировка направлений ведения бизнеса (включая закрытие);

► дробление компании на отдельные дочерние предприятия с целью банкротства отдельных убыточных направлений;

► создание альянсов, поглощений или вхождение в холдинг;

► использование инноваций, цифрови-зация;

► продажа труднореализуемых низкоэффективных активов;

► использование инструментов лизинга или аренды;

► обучение и переподготовка персонала;

► изменение структуры и системы управления компанией;

► поиск новых источников прибыли;

► оптимизация (повышение эффективности) текущей деятельности.

Как показывает практика, каждый из шагов — это небольшое поступательное движение к финансовому благополучию компании, которые могут быть взаимоувязанными и зависимыми друг от друга, и, как правило, только совокупность этих шагов приносит стратегический результат.

Любая стратегия компании должна быть каскадирована на несколько уровней ниже, то есть компания обязательно должна понимать, как тактически будут выполняться цели стратегии, а применимо к бюджетным показателям, какие мероприятия и проекты должны быть обязательно включены в конечный стратегический план линейного подразделения, что в свою очередь должно находить отражение в инвестиционном плане компании.

Для успешного ведения любого проекта любая постановка цели должна проходить по технологии СМАРТ, но для ключевых инвестиционных проектов этого мало. Необходим четкий план и свод правил по ведению стратегических проектов компании, который даст уверенность в конечном и достижимом результате к определенному сроку.

Процесс ведения стратегического инвестиционного проекта подразумевает такой общий набор шагов:

1. Предпроектное исследование. Проводится формирование необходимого перечня документов (основной — для представления или презентации идеи проекта, в свободной форме до 5 страниц или слайдов).

2. Инициация проекта. Проектный комитет рассматривает поступившие в установленном порядке проектные предложения на очередном заседании. Принимает решение о целесообразности реализации проектов.

3. Открытие проекта. Выделенный на проект руководитель создает паспорт проекта (система Confluence) для ведения документации по проекту; совместно с инициатором и заказчиком определяет ключевых участников (главный бизнес-аналитик и архитектор, а так-

справка

B2B (Business to Business) — бизнес для бизнеса, сегмент рынка, где продавцами и покупателями выступают компании, торгуя друг с другом

B2C (Business to fonsumer) — бизнес для потребителя, который приобретает услуги или товары компаний для личного пользования

M2M (Machine to Machine) — межмашинное взаимодействие, проводные и беспроводные системы датчиков, передающие информацию от одного устройства другому. Сегодня рынок m2m насчитывает более 2 млрд «связей» между 200 млн приборов. По прогнозам экспертов, объем мирового рынка m2m к концу 2022 года достигнет $1,2 трлн

KPI (Key Performance Indicators) — ключевые показатели эффективности, бизнес-индикаторы, отражающие степень результативности и эффективности работы сотрудников и целых отделов, выраженную в цифрах

Каскадирование — процесс разработки сбалансированных систем показателей для каждого уровня организации

Цифровизация — процесс трансформации бизнеса при помощи современных технологий и инструментов, помогающих продвигать компанию, улучшать позиции на рынке, взаимодействовать с клиентами, автоматизировать многие процессы. Задача диджитализации — сделать компанию видимой в интернете, открывать новые источники трафика клиентов, расширять возможности

48 МЕНЕДЖМЕНТ

правка

Технология SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound) — современный подход к постановке работающих целей. Позволяет на этапе целеполагания обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные, конкретные задачи. Расшифровка аббревиатуры СМАРТ — конкретность, измеримость, достижимость, важность, согласованность, определенность по срокам

же, если возможно, аналитики, разработчики, тестировщики, инженеры); определяет ключевых бизнес-пользователей (эксперты предметной области, участвуют в формировании требования, принимают результат проекта вместе с заказчиком); проводит установочное совещание с участниками проекта. 4. Планирование проекта. Руководитель проекта на основе предварительных требований и желаемых сроков формирует план проекта.

Если стоимость или сроки проекта значительно отличаются от предварительных расчетов или эффект проекта значительно скорректировался в худшую сторону, то руководитель проекта организует проведение повторной защиты проекта на проектном комитете.

После разработки и согласования с заказчиком плана начинается следующий этап — исполнение проекта.

Статья поступила в редакцию 5.02.2022

Список литературы

1. Моттаева А.Б. Анализ экономических последствий санкций для регионов России // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 6-3(59).

2. Eroshkin S.Y., Sukhorukov A.I., Koryagin N.D., Kovkov D.V., Panov D.V. The paradigm of the integration of different types of management information systems in investment and construction company implementing the project approach // Procedia Computer Science. — 2017. — № 103. DOI: 10.1016/j.procs.2017.01.076.

3. Eroshkin S.Y., Kameneva N.A., Sukhorukov A.I., Kovkov D.V. Conceptual system in the modern information management // Procedia Computer Science. — 2017. — № 103. DOI: 10.1016/j.procs.2017.01.079.

4. Sukhorukov A.I., Koryagin N.D., Eroshkin S.Y., Kovkov D.V. Statistical modeling of the process of generating analog information in the problems of the digital economy // Proceedings 10th International Conference Management of large-scale system development, MLSD 2017. DOI: 10.1109/MLSD.2017.8109691.

5. Komkov N.I., Eroshkin S.Y., Mamontova N.G. A stage by stage procedure for project analysis, evaluation, and selection // Studies on Russian Economic Development. — 2008. — Т. 19. — № 6. DOI. org/10.1134/S1075700708060117.

6. Sukhorukov A.I., Shuhong G., Koryagin N.D. and Eroshkin S.Y. Tendencies of information management development in the conditions of the origin of a new ecosystem of the digital economy // Proceedings 11th International Conference Management of large-scale system development, MLSD 2018. DOI: 10.1109/ MLSD.2018.8551859.

7. Назаренко О.В., Ниязбекова Ш.У. Организация финансов государственных учреждений в условиях реформирования. В сб.: Экономика города в период структурных преобразований: теория, методология, практика. Материалы IV Межд. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю.С. Руденко, М.Я. Парфеновой, Л.Г. Руденко, 2017.

8. Ниязбекова Ш.У., Космагамбетова С.Т. Мировые банковские кризисы — причины, факторы и последствия // Вестник Финансового университета. — 2014. — № 1(79).

9. Мишаков П.Г., Ниязбекова Ш.У. Цифровая экономика: сущность

и особенности. В сб.: Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике. Материалы XIV Межд. науч. конф.: в 4-х частях / Под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко, 2018.

10. Блохина Т.К., Назаренко О.В., Ниязбекова Ш.У. Мировая финансовая архитектура: понятие, сущность, проблемы // Вестник Российско-Таджикского (Славянского) университета. — 2017. — № 3(59).

5. Исполнение проекта. Содержит этапы:

► Этап 1. Аналитика и требования;

► Этап 2. Проектирование и разработка;

► Этап 3. Тестирование и документирование;

► Этап 4. Опытно-промышленная эксплуатация;

► Этап 5. Подготовка и перевод в промышленную эксплуатацию, тиражирование системы на всех пользователей.

6. Завершение проекта. На данном шаге руководитель проекта проводит закрывающую встречу всех участников; на ближайшем проектном комитете заслушивается краткий доклад по проекту и принимается решение о закрытии проекта; формируется итоговый отчет по бюджету проекта, техническая команда фиксирует результаты в базе знаний. В соответствии с определенными временными рамками (раз в месяц или раз в квартал) ответственное подразделение (бизнес- или финансовый отдел) измеряет фактические результаты КР1 эффектов по проекту (которые были определены до старта проекта), прогресс сравнивается с плановыми показателями. На основе анализа фактических результатов делается корректировка планов/эффектов по другим проектам, что в совокупности по компании (ряду других ключевых проектов) формирует целевые показатели, зафиксированные в стратегии компании, проводятся промежуточные стратегические сессии для обсуждения результатов по подразделениям и компании в целом, подтверждаются или корректируются целевые значения.

Заключение

Таким образом, стратегическое управление зачастую основывается на предвидении изменений или стратегическом анализе и планировании, что позволяет заранее предусмотреть развитие, тренды и смоделировать ответную реакцию на те или иные действия и, предвосхищая их, выработать необходимый стратегический подход (в целом определить стратегию развития фирмы). ■

Kompetentnost / Competency (Russia) 3/2022 ЛУ1ЛМЛРСГЛСМТ ЛА

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-3-46-49 MMNnUCMCNI 49

Development of Strategic Management in a Modern Company

A.V. Sorokina1, ANO FVT Russian Railways Corporate University, PhD (Ec.), Assoc. Prof., erosserg@mail.ru G.I. Shepelin1, Russian University of Transport (MIIT), PhD (Ec.), Assoc. Prof.

0.V. Serbskaya1, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), PhD (Hist.), Assoc. Prof.

1 Moscow, Russia

Citation: Sorokina A.V., Shepelin G.I., Serbskaya O.V. Development of Strategic Management in a Modern Company, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2022, no. 3, pp. 46-49. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-3-46-49

In this study, the development and implementation of the strategy are considered — these are two priority tasks of management, which in turn creates demand for the position of managers who are able to proactively shape the necessary future of the company. Strategic management itself does not end with the formation of the strategy, the next step should be the development of a mechanism and tools for the implementation of the strategy.

In conditions of high dynamics of changes in external conditions, modern companies can become effective only by understanding and predicting these changes, flexibly adapting to them, but the actions of company managers should not be reduced to a banal response to the changes taking place. The process of conscious change management, economically justified, is becoming increasingly important.

References

1. Mottaeva A.B. Analiz ekonomicheskikh posledstviy sanktsiy dlya regionov Rossii [Analysis of the economic consequences of sanctions for the regions of Russia], Ekonomika ipredprinimatel'stvo, 2015, no. 6-3(59), pp. 200-203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Eroshkin S.Y., Sukhorukov A.I., Koryagin N.D., Kovkov D.V., Panov D.V. The paradigm of the integration of different types of management information systems in investment and construction company implementing the project approach, Procedia Computer Science, 2017, no.103, pp. 605-608. DOI: 10.1016/j.procs.2017.01.076.

3. Eroshkin S.Y., Kameneva N.A., Sukhorukov A.I., Kovkov D.V. Conceptual system in the modern information management, Procedia Computer Science, 2017, no. 103, pp. 609-612. DOI: 10.1016/j.procs.2017.01.079.

4. Sukhorukov A.I., Koryagin N.D., Eroshkin S.Y., Kovkov D.V. Statistical modeling of the process of generating analog information in the problems of the digital economy, Proceedings 10th Int. Conf. MLSD, 2017. DOI: 10.1109/MLSD.2017.8109691.

5. Komkov N.I., Eroshkin S.Y., Mamontova N.G. A stage by stage procedure for project analysis, evaluation, and selection, Studies on Russian Economic Development, 2008, vol. 19, no. 6, pp. 643-654. DOI org/10.1134/S1075700708060117.

6. Sukhorukov A.I., Shuhong G., Koryagin N.D. and Eroshkin S.Y. Tendencies of information management development in the conditions of the origin of the digital economy new ecosystem, Proceedings 11th Int. Conf. MLSD, 2018, pp. 1-4. DOI: 10.1109/MLSD.2018.8551859.

7. Nazarenko O.V., Niyazbekova Sh.U. Organizatsiya finansov gosudarstvennykh uchrezhdeniy v usloviyakh reformirovaniya [Organization of the finances of public institutions in the context of reform], Ekonomika goroda v period strukturnykh preobrazovaniy: teoriya, metodologiya, praktika. Materialy 4 Mezhd. nauch.-prakt. konf., 2017, pp. 585-593.

8. Niyazbekova Sh.U., Kosmagambetova S.T. Mirovye bankovskie krizisy — prichiny, faktory i posledstviya [World banking crises — causes, factors and consequences], Vestnik Finansovogo universiteta, 2014, no. 1(79), pp. 110-121.

9. Mishakov P.G., Niyazbekova Sh.U. Tsifrovaya ekonomika: sushchnost' i osobennosti [Digital economy: essence and features], Aktual'nye problemy sovremennogo obshchestva i puti ikh resheniya v usloviyakh perekhoda k tsifrovoy ekonomike. Materialy 14 Mezhd. nauch. konf.: in 4th parts, 2018, pp. 329-337.

10. Blokhina T.K., Nazarenko O.V., Niyazbekova Sh.U. Mirovaya finansovaya arkhitektura: ponyatie, sushchnost', problemy [World financial architecture: concept, essence, problems], Vestnik Rossiysko-Tadzhikskogo (Slavyanskogo) universiteta, 2017, no. 3(59), pp. 80-88.

key words

strategy, manager, management, financial well-being, financial stabilization

ПОЛИГРАФИЯ (499) 175 42 91 АСМС

верстка и дизаин полиграфических изделий, полноценная цифровая печать, ч/б копирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.