Научная статья на тему 'Развитие стратегического менеджмента в сельскохозяйственных предприятиях'

Развитие стратегического менеджмента в сельскохозяйственных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АНАЛИЗ СРЕДЫ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / STAVROPOL REGION / STRATEGIC MANAGEMENT / ANALYSES RESULTS / STRATEGIC SEGMENTATION / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ENTREPRENEUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байчерова Анжелика Рашитовна, Светличная Екатерина Юрьевна

В статье проводится ретроспективный анализ развития теории стратегического управления, приводятся его понятийный аппарат, цели и задачи. На примере ООО Агрофирма «Золотая нива» обосновывается эффективность стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байчерова Анжелика Рашитовна, Светличная Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTOF STRATEGICMANAGEMENTATAGRICULTURAL ENTERPRISES

Retrospective analysis of developing the theory of strategic management has been given, presenting its notions, purposes and missions. The example of OOO Agrofirm "Golden Field" is used to motivate the effectiveness of strategic management.

Текст научной работы на тему «Развитие стратегического менеджмента в сельскохозяйственных предприятиях»

DEVELOPMENT OF STRATEGIC MANAGEMENT AT AGRICULTURAL ENTERPRISES

BaicherovaAnjelika Rashitovna, Senior Professor, Chair of Business and World Economy,

E-mail: corsta@mail.ru

SvetlichnayaEkaterina Yurievna, Student,

E-mail: svetlichnaya. 94@mail.ru Stavropol State Agrarian University, Stavropol

Retrospective analysis ofdeveloping the theory of strategic management has been given, presenting its notions, purposes and missions. The example of OOO Agrofirm "Golden Field" is used to motivate the effectiveness of strategic management.

Keywords: Stavropol region; strategic management; analyses results; strategic segmentation; agro-industrial complex; entrepreneur.

УДК 631.115:005(470.630) РАЗВИТИЕ СТРА ТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

О

п

с

© БайчероваА.Р.,2014 © СветличнаяЕ.Ю., 2014

В статье проводится ретроспективный анализ развитиятеории стратегичес-когоуправления, приводятся его понятийныйаппарат, целиизадачи. На примере ОООАгрофирма "Золотая нива" обосновывается эффективность стратегичес-когоуправления.

Ключевые слова: Ставропольскийкрай; стратегическое управление; анализсре-ды; стратегическая сегментация; агропромышленныйкомплекс; предприниматель.

П

О

О

п

с

о

ьа

4

БАЙЧЕРОВА Анжелика Рашитовна,

ст. преподаватель, кафедра Предпринимательства и мировой экономики corsta@mail.ru

СВЕТЛИЧНАЯ Екатерина Юрьевна, студентка, svetlichnaya.94@mail.ru

Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

Эволюция теории и практики управления нашла свое отражение во многих проявлениях. В 30-е годы XX в. была разработана теория "человеческих отношений", получившая продолжение в 40-60-е годы, доказавшая существенное влияние на развитие теории организаций как социальных систем на использование достижений социологии в управлении, но, к сожалению, не нашла должной поддержки в советской экономике. При проведении рыночных реформ в России в 1990-е годы эта теория, основанная на психологии поведения покупателей на рынках, получила дальнейшее развитие и широко обсуждается как в нашей стране, так и за рубежом.

В 50-60-е годы XX в. в центре внимания ученых стояла организационная структура управления предприятиями. Возникновение стратегического планирования в 60-70-е годы прошлого века, а затем стратегического управления характеризовало новый этап в развитии науки управления. В 1970-е годы именно эти идеи стали основой для поиска новых путей и форм управления в нашей стране.

Под стратегией стали понимать деловую стратегию, выступающую в качестве модели действий, необходимых для достижения поставленных целей в конкурентной борьбе. Стратегические вопросы тесно связаны с экономической стратегией, направленной на достижение различных преимуществ в конкурентной борьбе и на решение стратегических задач.

Сегодня все большую значимость приобретают собственные ресурсы и возможности предприятия. В рамках стратегического управления основная задача должна заключаться в том, чтобы развивать внутрифирменные ресурсы и компетенции, которые позволили бы предприятию завоевать преимущества перед конкурентами.

Под стратегическим управлением понимается наиболее предпочтительное поведение предприятия в экономической среде, которое позволяет достигать максимальных конкурентных преимуществ. Стратегии в предпринимательстве - это "деловая политика", или набор правил для принятия решений, которыми фирма руководствуется в своей деятельности.

Рассматривая стратегию с этих позиций, И. Ансофф структурирует ее по следующим четырем группам правил: применяемые для достижения желаемых результатов деятельности в перспективе; по которым строится отношения фирмы с рыночной средой; по которым устанавливаются отношения к процедуре внутри фирмы; по которым фирма осуществляет оперативное управление своей деятельностью.

Современный подход к выработке стратегии, успешно развивающийся в западном менеджменте, основан, прежде всего, на анализе деятельности предприятия на занятых им рынках или в стратегической зоне хозяйствования.

Интерес к стратегическому управлению в нашей стране возник в связи с переходом к рыночным методам ведения хозяйства. Только благодаря стратегическим планам и четким тактическим действиям предприятия могут рассчитывать на успех своей деятельности. Это относится к сфере не только производственного, но и коммерческого, финансового и консультативного предпринимательства.

Отечественные ученые (Л.Г. Раменский,

А.П. Семенов и ряд других), начиная с 30-х годов XX в., занимаются проблемами стратегического управления, однако из-за особенностей социально-политического строя того времени их работы остались невостребованными. В настоящее время отечественные предприниматели активно внедряют в практику стратегическое управление, используя широкий спектр карпоративных стратегий, но это характерно, в основном, для промышленных предприятий.

В АПЧ России теоретическое обоснование значимости стратегического управления только начинает изучаться. Основная причина этого - отсутствие у сельхозтоваропроизводителей возможности воздействовать на внешнюю среду в силу неэластичности спроса на продукцию отрасли, неэффективности мер государственного регулирования в вопросах ценообразования, разрозненности усилий самих товаропроизводителей как на рынках товара, так в решении социальных и политических вопросов и т.п.

Ч целям и задачам стратегии развития аграрного сектора экономики относятся:

- достижения основной народнохозяйственной функции АПЧ - устойчивое обеспечение продовольственной достаточности;

- решение проблемы экологизации производства на всех стадиях получения конечного продукта;

- существенное повышение роли аграрного сектора России на мировом рынке как экспортера сельхозпродукции, сырья и продовольствия;

- радикальные социальные преобразования в деревне, которые позволят создать условия труда и жизни в части доходов, качества социальной и инженерной инфраструктуры, не уступающие другим отраслям экономики страны, приближающиеся по своему уровню к развитым странам мира. Эта цель долговременная и рассчитана на 15-20 лет.

Таким образом, стратегия представляет собой управленческую деятельность, направленную на выполнение миссии предприятия, обеспечение его развития и координируемую в соответствии с изменениями внешней среды и конъюнктуры рынка, которая определяется соответствием экономики предприятия, его конкурентоспособностью, позиционирований ем на рынке.

Определение целей предприятия пищевой промышленности позволяет выбрать конкурентную стратегию. Различают стратегии, разрабатываемые предприятием на трех уровнях: корпоративном, функциональном и инструментальном.

Для предприятий пищевой промышленности наиболее значимыми являются стратегии роста, представляющие собой проявление видов его деловой активности.

Ч примеру, рассмотрим особенности применения стратегии роста в агрофирме "Золотая нива". С первого дня своего создания компания реализует стратегию создания агропромышленного холдинга, осуществляющего полный производственный цикл по выращиванию, переработке, хранению и торговле сельскохозяйственной продукции.

Миссия звучит следующим образом: Развитие существующей платформы сельскохозяйственного производства в лидирующую Российскую компанию по производству брен-дированных продуктов питания.

Внедрение новых передовых технологий, применение лучших семян, удобрений и средств защиты растений, привлечение иностранных специалистов - агрономов, инженеров и техников - все это способствовало тому, что предприятие ГЧ - ООО Агрофирма "Золотая нива" - вошла в десятку лидеров агропромышленного комплекса России и является наиболее эффективным предприятием в области растениеводства.

Закрепив лидерство в растениеводстве, "Золотая нива" приступила к претворению вто-

о

ГЧ

■ Ом

V

Ьт»рн«г2а / ,

т- Ч-tV'

I

5

Ip—. X

r

0

«=;

ГП

n

C

C

О

fcQ

6

рого этапа своего развития - строительству самого крупного в Южном федеральном округе современного свиноводческого комплекса.

Рисунок - Схема основных направлений развития ООО Агрофирма "Золотая нива"

В сентябре 2006 году введен в эксплуатацию свиноводческий комплекс "Гвардия" в Красногвардейском районе Ставрополья.

В 2007 году в селе Красногвардейском на базе собственного элеватора введен в эксплуатацию Комбикормовый завод, который полностью обеспечивает качественными кормами свиноводческий комплекс.

В 2007 году запущена первая очередь системы орошения в селе Преградном Красногвардейского района общей площадью 540 гектаров.

В сентябре 2010 года агрофирма запустила в поселке Штурм Красногвардейского района

крупнейший в Северо-Кавказском федеральном округе мясоперабатывающий комбинат, который позволяет производить ежегодно более 26,5 тыс. тонн свинины в убойном весе.

Как следствие успешного развития, отдельное предприятие ГК "Золотая нива" на протяжении всех последних лет позиционируется на высоких местах по различным классификационным показателям, таким, как: крупнейшие производители, показатель валового сбора, показатель валовых продаж, в частности экспорта, и так далее.

Согласно данным влиятельнейшего журнала "FORBES", ООО Агрофирма "Золотая нива" на протяжении нескольких лет входит в число 200 крупнейших российских непубличных компаний. Следовательно, правильный выбор стратегии управления предприятием позволяет ему добиваться поставленных целей и задач на рынке агропромышленной продукции.

Литература:

1. Багиев Г.Л. Маркетинг: учеб. / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, X. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: Питер, 2010. - 573 с.

2. Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика: учеб. пособие / Т.С. Бронникова. - М.: КноРус, 2010. - 208 с.

3. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности : учебникдля вузов. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 330 с.

DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM MARKETON THEBASIS OFPUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

KotenevAlexandr Dmitrievich, PhDof Economics, Associate Professor,

E-mail: kot_sasha81 @mail.ru

Ivanchenko Marina Ivanovna, of Finance and Economic Department,

Evdokimova Anna Alexandrovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Social-Economic and Humanitarian Disciplines,

E-mail: aae26@yandex.ru

Stavropol branch of Krasnodar University Russian Interior Ministry, Stavropol

The article considers the process of circulation of capital, which covers the process of production and circulation of created goods, as well as the final stage of the return of capital to the original form of monetary.

Keywords: individual capital;circulation of capital; profits; the company's capital; the production process.

РАЗВИТИЕРЕГИОНАЛЬНОГОРЫНКА ТУРИЗМА НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГОПАРТНЕРСТВА

Встатьерассматриеается процесс кругооборота капитала, которыйохваты-еает процесс производства и обращения, создаваемых товаров, а также завер-шающийэтап возвращения капитала в исходнуюденежную форму.

Ключевые слова: индивидуальный капитал; кругооборот капитала; прибыль; капитал фирмы; производственный процесс.

УДК 332.122

© КотеневА.Д.,2014 © ИванченкоМ.И.,2014 © ЕвдокимоваА.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.